Пруг советской литературы:
	легким и чудесным, как истинное творче-
ство.

Благодаря его большевиетскому чувству
нартийности, в Союзе писателей была 603-
дана подлинно творчеекая атмосфера. И в
общественяой жизни, ив политической
работе’ каждый чувствовал себя вдохнов-
ленным, и каждый знал, что в широком
литературном движении он — Тоже сила.
Александр Сергеевич обладал каким-то
особенным свойством пробуждать в чело-
веке веру в свои силы, в значение своей
работы!

Когла Александр Сергеевич покинул
Союз писателей и уехал в Ленинград на
ответственную партийную работу. писате-
ли с грустью расставались с. ним,

Работая в Ленинграде, он живо интере-
совалея жизнью писательской организа-
ции. Мне несколько раз приходилось
встречаться с ним в это время, и нами
беседы всегда начинались и кончались
литературными делами. И каждый раз он
подробно расспрашивая © работе и жизни
того или иного писателя. Ок знал наши
характеры, наклонности, слабости и досто-
инства, и было совестно, что мы не знали
так своих товарищей, как знал их Алок-
сандр Сергеевич. Вот почему его слова о
том, что за каждым делом стоит прежде
	всего. живой человек, имеют огромный
смысл. Чтобы хорошо руководить коллек-
тивом, надо знать и глубоко чувотвовать
каждого человека в отдельности.

Помню, мы ветретились с А. С. Щерба-
ковым после его возвращения из Иркут-
ска. И как всегда, мы долго беседовали об
успехах и трудностях работы писателя,
‘в журналах, о происходящих дискуссиях
по теоретическим вопросам литературы, (и
сетовал на то, что писатели мало изучают
нату страну, их не видно нигде на пери-
	ферии. За время его работы секретарем
Восточно-Сибирского обкома ни оли
писатель не заезжал в этот богатый
и своеобразный край. А там проходила
	сложная борьйа за Новые социалистиче-
ские- формы жизни, воспитывались новые
люди, создавалась новая система труда.
Под его непосредственным руководством там
начала неплохо работать местная органи-
зация писателей и выдвинулись талантли-
вые люди.

Всем известны роль и значение
Александра Оергеевича в годы Отечествен-
ной войны. Будучи секретарем ЦК ВКП(б),
МГК и МЕ ВКП(б), он одновременно воз-
главлял Главное политическое управление
Красной Армии. Мне кажется, что ни один
писатель-фронтовик не миновал ветречи с
ним и не забыл его внимательных, испы-
тующих глаз, его хорошей, дружеской
улыбки и мудрых напутствий. Но не толь-
ко фронтовые писатели пользовались в эти
годы его поддержкой. Он так же внима-
тельно и пристально следил за работой
писателей и в тылу.

В последний раз я ветретилея с ним,
уже больным, в ЦЕ партии, где он про-
водил совещание по работе кино. Й, не-
смотря на болезнь, он, как и прежде, был
	бодрым, ‘ясным, спокойным, и в6е чув-
ствовали себя рядом с ним приподнято-
радостными, как при встрече и общении
	е полным и близким человеком.
	Три года назад перестало биться сердце
выдающегося деятеля коммунистической
партии и советского государства Алексан-
дра Сергеевича Шербакова. Вся жизнь
A. CG. Шербакова, верного ученика и
соратника великого Сталина, — самоот-
вержениазя борьба за укрепление социали-
стического государства. Своим влохновен-
ным трудом на благо Родины он снискал
уважение и любовь всего советского на-
рода. .

Нам, советским писателям, особенно до-.
рога память об Александре Сергеевиче,

После 1 Всесоюзного ©’езда советских
писателей Александр Сергеевич Щербаков
работал более двух лет в качестве ответ-
ственного секретаря правления Союза пи-
сатедей. Испытанный большевик в широ-
BEM государственным умом, человек боль-
шой культуры, Александр Сергеевич муд-
po и твердо проводил политику партии в
литературе. Он был удивительно чуток в
отношении к писателям, в каждому лите-
ратору подходил, как товарищ и друг, и
вразу же находил с ним душевную связь,
которая так дорога художнику которая
укрепляет бодрость и веру в свои силы.

Это был строгий большевик ‘и задушев-
но простой товарищ. К нему каждый мог
притти со своими нуждами, с беспокойны-
ми вопросами, и каждый был уверен, что
Александр Сергеевич первый в минуты
невзгоды или болезни приедет на кварти-
ру писателя, с сердечным участием войдет
BO все мелочи его жизни, незаметно за-
ставит человека быть с ним откровенным,
Ras «на духу».

Это был очень близкий мне человек, с
которым я был связан настоящей теплой
дружбой. Мы долго и много беседовали с
ним по животрепещущим вопросам литера-
туры и обеуждали заветные мов замыслы.
Он звонил по телефону, иногда ночью, и
справлялся, как идет моя работа и не
может ли он чем-нибудь помочь. Я многим
обязан ему в созлании меего ремана «Энер-
ГИЯ».

Работая в Союзе пиеателей, А. С. Щер-
баков одновременно выполнял ответ-
ственную работу в ЦА партии — заве-
дывал отделом культуры. Й, несмотря на
это, он успевал прочитывать новые ру-
кописи и выходящие книги. ,

Наука, искусство, кино, учебные заве-
дения — все это требовало самого
напряженного внимания. Работоспособность
Александра Сергеевича была изумительна.

Я не помню случая, чтобы он пропу-
стил в Союзе писателей хоть одно засе-
дание и совещание или отложил бы
прием литераторов. Й в рабочем кабинете
Союза, и в ПВ он всегда был бодрым,
жизнерадостным.

Я удивлялся:

—. Как это вы, Александр Сергеевич,
успеваете выполнять такую уйму разно-
образной работы? Это непостижимо.

Он поднимал вдумчиво-вопросительные
глаза и отвечал: }

— Без плана и системы даже малень-
кая работа кажется сложной и запутан-
ной. За всякой работой нало чувствовать
живых людей, в них главная сила. ели
найдена е ними внутренняя связь, тогда
	всякое, даже труднейшее лело покажется.
	Из воспоминаний об Александре Сергеевиче Щербакове
	NOW банком

ришей— пол стеклом на столе в кабинете.
	Ленинград  восстанавливаетея  стреми-
тельно. Реэвакуировалиеь предприятия,
расконсервированы цехи. Промышленность
	‘получила программу первой послевоенной
	пятилетки. Банк изучил‘ определивиийся
профиль заводов. Появилось нечто новое в
деятельности банка, — отражающее новые
явления на предприятиях.

Заводы и фабрики перевыполняют ©о-
циалиетичеекие обязательства, и контора
немедленно реагирует на эти радостные
факты выдачей из своих резервов’: допол-
нительных есуд на перевыполнение плана.
	Охнако есуда—не шедрый подарок. Она
	подлежит возврату в ‘указанный ©рок.

А если нет, что тогда? Еели предприя-
тие не сдержало обещания? Если в доку-
менте зафиксировано: ° «Получено  отоль-
ко-то миллионов рублей на двадцать пять
дней», а прошло. тридцать — и миллионы
не возврашены?

Тогла к Гулину спешит директор, и меж-
ду лиректором и управляющим конторой
банка происходит следующий разговор:

— Федор Григорьевич, беда!

— Виновен?

— Никак нет, Федор Гриторьевич. Тер-
плю неприятности из-за покупателя. От-
грузил ему станочек к станочку, комплект
к комплекту, а получатель подвел.

Гулин молнирует  неаккуратному плз-
тельшщиЕку, министерству, банку другого
горела и ‘добивается нужных результатов.
	Но если директора никто не подвел, 4
виноват он сам, если директор все еще
продолжает жить старыми представления-
ми о системе финансирования, если он 10
инёрдии надеется на дотационную «палоч-
ку-выручалочку»,—тотла разговор в кон-
торе банка драматичен и строг.

Властью, данной Гулину  государетвом,
он имеет право наложить саннцию.

Санкция означает прекращение выдачи
новых ссуд и запрещение расходовать в
производстве товары, за которые не упла-
чено поставщику. ‘

Санкция дисциплинирует руководителей
трестов и предприятий.

Управляющий трестом «Ленодежда» по-
жаловала в контору банка вместе с на-
чальникем финансового отдела.
	— 5 меня катастрофа.
— Чю у вас?
— «Ленодежда» в первом квартале...
— Минутку! — заместитель управляю-
Mero конторой тов. Кедров остановил до-
кладчицу. — Нина Александровна, ваше
мнение?
	Нина Александровна Вурицына заведует
вектором легкой промышленности.

— Мое мнение? Работают они 6 vie.
та запросов потребителя. В ателье 13
затоварены головные уборы из HOMMHINHO-
на, на фабрике «Ударница» — на шесть-
сот тыюяч. Мое инение? Применить санк-
nto!

Банк приучает уважать coBeTcrall
рубль. Банк пресекает расточительность.

Управляющему ‘конторой банка прихо-
дится напоминать некоторым клиентам, что
режим экономии—не очередная кампания,
	‘а свойственный социализму метод хозяй-
	ствования.

Тенинграл горячо откликнулся на при-
зыв девяти директоров  московеких пред-
приятий о переходе промышленности на
бездотационную работу.

Работа без дотации — показатель вы-
сокой  производетвенной и финансовой
культуры. А финансовую культуру  на-
саждают финаноисты-большевики.

Звонят фабрики:

— Подбросьте деньжат. Премируем тка-
ЧИХ. ‘

— Присылайте кассира.

Звонят учреждения:

— Мы не успеваем обрабатывать от-
четность.

— Руками считаете?

— А чем же еще?

— Машинами давно нора. Приходите,
покажем напгу фабрику механизированного
учета.

:..9 сидел в кабинете, над входной: две-
рью которого уцелели каменные буквы:
«Приемная управляющего  петербургеквим
банком», и силился представить на месте
Гулина лошеного петербургского коммер-
санта. Ничего не получилось: как-то, даже
в воображении, не вязалея облик петер-
	бургекого дельца с тем, что творилось
здесь.
И я полумал, что, в оутиноети, вся дея-
	тельность советского финансиста — aTo
борьба за коммунизм, борьба за хлеб. тка-
ни, мапгины, детские ясли, дворцы науки,
школы, искусство, борьба sa   MED, труд и
счастье!

ЛЕНИНГРАД.
	Шло. одно из тех ответственных с0ве-
щаний, на которых принято говорить
кратко и точно. Только что закончился
доклад директора прославленного  ленин-
градского мантиностроительного завода,

В прениях слово предоставили  управ-
ляющему Ленинградекой конторой Государ-
ственного банка Гулину. Все насторожи-
JHCb...

Гулин, финансист, остался недоволен
докладом директора. Ему представляется
неправильным метод хозяйствования руко-
водителя завода. Он имеет в виду не ‚тех-
нологический процессе, а финансовое 00-
стояние завода.

Управляющий банком раскрыл папку.

— Получив заказ на гидротурбину, —
	назовем ее условно  «Гидротурбиной
№1», — вы запланировали накладных
расходов четыреста три процента. А уло-
жились — в триста три. Вам следовало
	бы учесть опыт производства турбины № 1,
но вы этим опытом пренебрегли и, полу-
чив заваз на турбину № 2, снова запла-
нировали четыреста три процента и Ha
второй турбине сэкономили еще больше.
Разницу против плана вы считаете при-
былью. А так ли эт0? Вы забыли, в чей
адрес отгружаете гидротурбины и кто вам
их оплачивает. Нет, это не экономия и не
прибыль, а нажива. А между прибылью я
наживой есть принципиальная разница. И
вам следует эту разницу знать!

Возник спор. Директор защищал инте-
ресы свозго завода, но, в конце концов, вы-
нужден был признать правоту государет-
венного взгляда управляющего банком.

— Фолору Григорьевичу с его коло-
кольни видней, — пробормотал кто-то.

Нет, не просто и не легко управляюще-
му банком видеть то, чего не видят дру-
гие. т

— Мы должны быть неумолимы в 3а-
щите интересов государства! — говорят
советекие финансисты. И неумолимость,
государственная строгость стали нормой их
поведения.

Банк кредитует промышленность.

Вее предприятия и учреждения города
производят евой расчеты друг с другом че-
рез банк. Сюда в десять часов утра пря-
ходят сотни посетителей. Они растекаются
по операционным залам, секторам, кабине-
там. Касеиры, бухгалтеры, инкассаторы,
начальники финансовых отделов. директо-
ра предприятий. Им не всем нужен литно
управляющий банком. но 0б их приходе в
банк знает тов. Гулин — по информация
заведующих секторами, по тем бумагам,
которые он рассматривает в утверждает.

Чаще всего бумаги — денежные дову-
менты, фиксирующие сумму кредитов или
расчетов, письма с просьбой дать совет,
оказать помощь, нажать на покупателей.
не погасивших долга. Иногда документы
взывают о помоши. Иногда они только
полуправливы и не досказывают веего.

Управляющий банком читает бумаги, и
ему становится ясным положение клиентз,
он пишет резолюции, и резолюции эти—
кав диагноз врача, определившего болезнь
и назначившего лечение. Он не имеет пра-
ва ошибиться. Он понимает, что за колон-
камв цифр стоит живое дело—лело стра-
вы, и он долго думает, прежде чем ири-
нять решение. Практика советского банка
состоит не в бесстраетном и формальном
финансировании, кредитовании и контроле,
а в глубоком анализе фактов, умелом их
обобщении, в активном вмешательстве в
жизнь предприятий и в предупреждении
олтибок, которые могут привести нредприя-
тие к тяжелому фанансовому нехдомоганию.
	Из сорока одного года жизни — два-
хпать четыре Федор Григорьевич Гулин от-
пал банку.  Семналиаталетним юношей
	приехал в Москву с путевкой Можайского
укома комсомола. Он мечтал стать агроно-
мом, но губком РЕСМ направил его во
Всекобанк учеником -конторщиком. Элееь
он впервые услышал: «дебет», «кредит»,
«ссуда», «санкпия», «балане». Услышал
и увлекся. Не словами, конечно, а смые-
лом, который за нимв скрывается. Финан-
совая деятельность увлекла комеомольца,
когда он понял, какое всепроникающее пл.
ложительное влияние может оказывать
банк на развитие народного хозяйства 65-
ветского планового государства. Гулин пз-
рестал мечтать о карьере агронома и но-
ступил на высшие коонеративные куреы
‚ Центросоюза. С 1930 гола он работает в
Тенинградеком банке.

В дни войны майор Гулин работал нз-
чальником полевой конторы  Ленинграл-
ского фронта. Его демобилизовали только
в 1946 году. И вот он опять в Ленингра-
де, в сером доме на Фонтанке, 72. Окна
‘зашиты фанерой — следы блокалы. Раз
рушенный флигель во дворе. Траурный
описок погибигих на боевом посту  това-
	Публичная истори-
ческая библиотека
в Москве отмечает
в этом году свое
десятилетие. Сейчас
она имеет 1.600
тысяч книг. За 10 лет
библиотеку посетило
более 2.800.000 чело-
век.
	НА СНИМКЕ:
В главном  читаль-
ном зале библиоте-
ки. На первом плане
студентка Московско-
го юридического ин-
ститута Л. Кронберг
(слева) и слушатель
Военно - инженерной
академии им, Куйбы-
шева Герой Coset-
ского Союза П. Ко-
лоляжный,
	Фото Н. Киреева и
в Мастюкова.
				ЗЕЛЕНЫЙ ШИТ
	рокой грудью защищает нас от вопоти,
пыли, гари, золы. ,

Вторжение общественности помогает
векрыть неполадки в благоустройстве го-
родов. Они очень легко устранимы и толь-
ко ждут твердой хозяйской руки,

Вот, скажем, озеленение  Девичьего
поля. Тронешь этот, как будто бы, прос-
той вопрос, и сейчас же возникнет ценоч-
ка других: как восстановить вход на сквер
с Плющихи, перенеся забор, пиратки
отхватывающий часть входной липовой
аллеи: как восетановить разрушенную в9-
допреводную сеть сквера; вав. увести с
газонов ребят, гоняющих футбольные мя-
чи; как заставить окрестные фабрики на-
деть на трубы надежные фильтры, как
поскорее перевести крупные топки района
на газ; как, наконен, вывести за черту
города химические, красильные и другие
предприятия, отравляющие воздух.

Все это вопросы, возникающие в связи
© защитой зеленого друга. Но ведь это
защита и нашего с вами здоровья. Это
вопросы, решение которых сейчае же
скажется на культуре труда и быта. Тот,
ETO, озоретва ради, сломает любовно по-
саженное дерево, — завтра, с той же не-
брежной прохладцей и наглостью, запорет
на станке деталь. И только  досадливо
	сплюнет, как он привык плевать на
дорожки сквера. и
Вее это == беглые выводы из того
	комплекса вопросов, которые поднимает
эта маленькая книжка. Ее нужно не голь-
ко читать. Надо активно подхватить ее
призыв, воплотив: в жизнь эту превоеход-
ную инициативу.

Сорок восемь страниц этой книги —
всего лишь первые весенние листочки.
Надо, чтобы они развернулись и выросли
в большие тенистые сады и солнечные зе-
леные газоны нашей прекрасной Москвы
и других городов страны.
	Очень во-время вБИИла в свет эта
маленькая, скромная, но крайне нужная
книжка. Она появилась вместе е первыми
сережками на тополях и осинах, вместе с
первой майской пороелью травы.

Книжка издана Всероссийским  обще-
ством содействия строительству и охране
зеленых насаждений Она  ввлючает
известную статью Леонида Леонова «В за-
щиту Друга» и ряд других материалов на
ту же тему.

Почин в этом деле принадлежит рабо-
чим московекого завода «Калибр», по ини-
циативе старого работника Усова озеленив-
шим территорию своего завода; рабочим и
служащим Ленинского района, которые
разбили сквер на Болотной площади, и
многим добровольнам городского озелене-
НИЯ. .

Теперь это хорошее народное начинание
надо и твердые организационные формы.
В книжке об’единили свои голоса руково-
дители Общества: крупнейший” ученый-
физиолог академик Н. Максимов, писатель
Л. Леонов, редактор книги Г. Лебедев и
другие члены — организаторы и активи-
сты общества.

Этот почин поддержали и работники
коммунального хозяйства, которые в одну
ночь чудесно преобразили Цветной буль-
вар, а сейчас работают над реконструк-
цией Большой Нироговской улицы.
	Носмотрите на. озелененную улицу
Горького. Как она похорошела! По ней
должны равняться и все прочие улицы,
площади и переулки столицы. Для этого
нам нужно всем больше, лучше, любовнее.
заботиться о нашем верном друге — жи-
вом дереве. Ведь это именно оно — наш
зеленый шит. Оно евоей раскидистой ши-
	«В защиту Друга». Сборник Бсероесийского
общества содействия строительству и охране
зеленых насаждений. М.. 1948.
		ФРУНЗЕ. (Наш корр.).
	На-лнях дала: 1.800 метров над уровнем моря. Гурбины
	волами горной
	промышленный ток городу  ПИржевальеку   приводятся в движение
первая в Киргизии высокогорная  гилро-  реки Каракол,  подведе:
	электростанция, расположенная на высоте   по каналу и металлическому трубопроводу.
	полведенными К станции

Н. КЕРЖЕНЦЕВ
	Нисьмо из Горького
нисото из горокосо
	3. B окрестностях
града Китежа

пижегородские транжиры
	2. Цена
прошлогоднего снега
	Горьковский трамвай—одИин из старей-
ших в стране. Протяженность его линий—
более ста километров. В большом городе
пассажиров, конечно, много, и вагоны всег-
дз переполнены. Иззалось бы, трамвай
должен приносить прибыль. Но оказывает-
ея, что прошлый год трамвай закончил с
убытком в 10 миллионов рублей.

Представьте себе обычный поезд трамвая
из моторного и двух приненных вагонов.
Олну такую сцепку обслуживают... 50 че-
ловек.

Однако дело не только в раздутых шта-
тах трамвайно-троллейбусного управления.
Горьковёкое трамвайное начальство’ по-
	просту склонво к мотоветву. Обыкновенный
алмаз в любом магазине стоит 125
рублей, хватает его мастерам на дол-
	гие годы. Но в службах трамвая владель-
цам таких алмазов платят за амортизацию
но 1800 рублей в год.

Есть и другие незаконные расходы,
которым трамвайщики придают видимость
законности. Помогают им в этом... зимние
бураны и заносы линий.
	Трудно измерить. кубометрами выпавитий
	снег, зато легко списать на уборку снега
любые суммы, «которые налево и направо
расходовало управление, премируя своих
служащих.

Впрочем, щедрость трамвайного началь-
ства так велика, что валить все на зиму
стало неудобно. Тогда пошли в ход выду-
манные работы. В Гордеевском трамвай-
ом парке придумали 12.600 рейсов по
графику, которых не существовало, и 405
случаев схода вагонов с рельсов. За под’ем
этих вагонов выплатили десятки тысяч
рублей «аварийных».

Справедливости ради нужно сказать, что
начальник трамвайно-троллейбусного уп-
равления тов. Колотилин искренне наме-
рен оздоровить свое хозяйство. Он вено-
минает довоенные времена, когда трамвай
давал городу до 8 миллионов ежегодной
прибыли. Но пока у тов. Колотилина хва-
тило духу уволить лишь 40 ненужных
аппаратных работников.
	Впрочем, по справедливой оценке, «Вом-
мунальник» — судно как судно; ему нет
еще и сорока лет. Было время, когда Уп-
равление вспомогательными предприятиями
Горьковского городского совета, которому
принадлежит «Коммунальник»,  сдавало
пароход в аренду Верхне-Волжекому паро-
холетву. В те годы «Коммунальник» тру-
долюбиво и вполне благополучно совершал
положенные ему рейсы. Но потом «ко-
рабль» понадобился хозяину. Зачем? Никто
в городском совете этого не знает. И сам
председатель исполнительного комитета
тов. Шульпин не смог бы ответить, для
чего ему нужно судно.

Осенью 1946 года пароход затонул в
Гребневеком затоне и зимовал пох водой,
Весной затон поднял судно. и это обошлось
управлению вспомогательными предприя-
тиями в 42 тысячи рублей, да за ремонт
было. перечислено 123 тысячи. В один из
первых же рейсов пароход завел пруженую
баржу на пески — пришлось по решению су-
да заплатить пострадавшим организациям
72 тысячи. Потом «Коммунальник» ace
лето простоял недалеко от Валахны, a
осенью едва добрался ло затона и здесь
привычно погрузилея под воду.

Теперь все повторяется ; бухгалтер уп-
равления уже перевел затону за под’ем
«подводного корабля» 42 тысячи, соетав-
‘ляется очередная смета на очередной ре-
монт стоимостью в 125 тысяч рублей.

Зачем. же все-таки тов. Шульпину cob-
ственный пароход? Не лучше ли передать
его для экоплоатации в пароходство?

В исполкоме, однако, утверждают, что
«Коммунальник» необходим позарез, в
частности, для обслуживания вопомога-
тельных предприятий управления,

Горьковчанам  ненонятно: какие же
предприятия должен обслуживать парохоц,
вели самое крупное «предприятие» управ-
ления—это сам «Коммунальник»! Eerp
еще, правда, восемь маляров-надомников,
которые пишут на жести заказчиков но-

мерные знаки для домов. Затем имеется
‘так называемое лесное хозяйство, где 20
человек алиннистративного персонала, уп-
равляя «договорными» лесорубами, загото-
вили за 100 зимних дней 300 кубометров
дров, то-есть в день на каждого началь-
ника пришлось по одной седьмой кубомет-
ра,

Koro же обслуживает «Коммунальник»?
	Богат и прекрасен наш город, назван-
ный именем великого Горького. На три-
дцать километров протянулся он вдоль Оки
и Волги. Более чем в семьдесят раз
увеличилась промышленность знаменитого
горола маннтностроителей за голы  совет-
ской власти, во ето крат выросла продук-
ция его заводов.

В нашем городе 20 техникумов, 9 ву-
зов, Б научно-иселедовательских инети-
тутов, 7 театров. 77 клубов, 7 стадионов.
В ‘многочисленных библиотеках города
5 миллионов книг.

Страна любит город Горький и заботится
о его процветании. Рост города и его бла-
госостояние обеспечиваются сотнями мил-
лионов рублей годового бюджета. К конпу
пятилетки горьковчане получат 350 тысяч
квадратных метров жилой плопеади,

В парках, цветниках и на улицах го-
рода в ныненнем году будет посажено 11
тысяч деревьев, 55 тысяч кустов и более
миллиона цветов. Сооружается монумен-
тальная лестница ча откосе,—от памят-
ника Валерию Чкалову к Волге, покры-
ваются асфальтом еще 30 километров
улиц. Предстоит  строительетво  мошной
водоочистительной системы стоимостью в
15 миллионов рублей. Нз Первомайской
площади, на гранитном пъедестале векоре
встанет исполинская бронзовая фигура. на-
шего гениального земляка —Максима Горь-
кого.

Богат и славен наш город, и тем досад-
нее, что нет-нет, да и вылезет вдруг из
тени этакий «нижегородский случай», ко-
торому никак не место в социалистическом
городе. Присмотришься к этому случаю
и вспомнишь о тех временах, когда Алек-
сей Максимович подписывал свои самар-
ские фельетоны ироническим и угловатым
псевдонимом Иегудиил Хламила. Разве не
подошли бы для одного из фельетонов Хла-
милы приводимые ниже уродливые факты.
0 которых, право, совсем невесело писать.

1. Подводный
корабль
	Сказочный град Китеж, как известно,
внезапно исчез на глазах  пзумленных
очевидцев. Стоял этот город, по преданию,
на берегу дивного озера в Верженских ле:

сах.
	Недавно в здешних лесах произошел
случай. заставивший нас вепомнить о Ви:
теже: исчезли пять тысяч кубометров дров,
якобы напиленных и приготовленных К
вывозке. Были дрова и-нет дров.

В топливном тресте Рорьковекого город-
ского совета, которым управляет т0в.
Шихов, говорят, что дрова сгнили под сне-
том... Если даже допустить такое чудо,
то на месте штабелей должна бы остаться
труха, следы какие-нибудь... Однако пи-
чего не осталось. Ходит слух, что акку-
ратный керженский леший замел следы,

Таким же образом на счет лешего еписа-
но в тресте более 11 тыеяэ кубометров
древесины и ввыше 5 тысяч тонн непонят-
но куда исчезнувитего торфа.

Только со штатами топливного треста
никак не сладит леший: во веем xoasi-
етве треста начальствующих и служащих
пятьсот человек, и лиль нелавно, скупо
отдавая дань времени, тов. Шилов сокра-
тил несколько служащих. Остались... 19-
чти те же 500 человек. Городскому совету
эта армия обходится в Aka миллиона
рублей. Куда бы лучше иметь пять
	сот  лесорубов и возчиков а Ha
чальства — нормально, 20—25 человек.
При тавих соотношениях в течение с
зимних дней трест смог бы выполнить
свой план, заготовить 210 тысяч кубомет-
ров дров. Но управляющий ПШихов и По
кровительствующий ему заместитель пред
седателя исполкома городского совета тов.
Гурьев предпочитают канцелярию. Се
тует ли удивляться, что за зиму трест не
затотових и 70 тысяч кубометров!
Остаетея привести две заключительные
цифры. Убыток треста в прошлом году
1.200 тысяч рублей, Себестоимость одного
кубометра дров, еогласно подсчетам тород-
ского финансового отдела. —195 рублей

и 47 копеек.
* oR

*

Был бы город наш еще богаче и краше,
Когда б не мотовство и бестолковость иных
«широких. натур»; если бы тов. Шульцин
и его помощники сберегали народную ко-
пейку также, как они берегут беечиелен-
ные канцелярии.
	ДУЭЛЬ БЮРОКРАТОВ
	Обиженный Таджикгосиздат метит брат-
ской республике тем же: «Ах, ты мне
четыре процента? Так вот же и я тебе че-
	the! Так на так».
	Бесна — время охоты.

Вто, захвативити ружьено и яглтапу,
HieT на водоплавающую дичь, BTO на зай-
‘Ца; кто на волка.

A кто — на учебники.

Последний вид охоты расцвел в Таджи-
кнетане и Узбекистане.

В Таджикской ССР — изрядное количе-
ство узбекских школ, где обучается около
семидесяти тысяч школьников.

В Узбекской ССР немало таджикских
кол © таким же примерно количеством
учащихся.

Министерства просвещения в обеих рес-
публиках планирую? издание учебников,
исходя из принципа: «Учебник-—важдому
тщкольнику». Узбекгосиздат п Таджикгос-
издат издают потребное количество учеб-
НИКОВ.

Но они не достигают ви таджикских
школ в Узбекистане, ни узбекских школ
в Таджикистане.

Почему?

Потому что  Узбекгосизхат в припадке
нвоб’яснимой екупости  отпуекает узбек-
ским детям, жавушим в Таджекистане, не
более четырех процентов своего тиража. Й
не допускает вывоза из республики хотя
бы одного учебника сверх. этого лимита.

eee el TO SS OC
	ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
9 —_— № 38
	Велометвенное самолюбие издателей удо-
	влетвовено.
	И вот учителя обеих республиЕв пуска-
ются в охотничьи экспедиции за учебни-
	ками.
Так. коктанекие педагоги
	чак, кювташсвие педагоги. осуществили
успешный набег из Таджикистана в про-
сторы Кашка-Дарьинокой области Узбеки-
стана. Узбекские учебники гнездятся здесь
BO множестве на полках сельмагов среди
	тюбетеек и примуУсных иголок.
	В обеих республиках есть школы pyc-
ские, казахские, киргизекие. Там все в
порядке, ибо’ издательства РОФОР, Казах-
стана и Киргизий обеспечивают потребно-
ети этих школ в соответствующих учеб-
		Разлилась Волга. Уже вышли из зато-
HOR суда, и буксирные пароходы тянут
	караваны барж. В олном из затонов опять.
	поднят со дна реки пароход «Воммуналь-
ник». С тревогой гадают теперь многие
горьковчане —когда соверншитея очередное
крушение этого многострадального судна,
прозванного здесь подводным кораблем за
его неододимое тяготение ко дну.
	Й только Узбекгосиздат и Таджикгосиз-
лат ведут бессмыеленную бюрократическую
дуэль, где барьером служит государетвен-
	ная граница двух братеких республик.
	Надеемся, что оба дуэлянта будут при-
званы 5 порядку прежде, чем AM удастся
	сорвать предстоящий учебный год.