Юбилейные торжества.
в Ташкенте
	ОТ ЧАКЧЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО
КОРРЕСПОНДЕНТА
	Праздник узбекского народа, посвящены
ный пятисотлетию со ‘дня рождения осно-
воположника узбекской литературы Алише-
ра Навои, начался 15 мая торжественным
	заседанием в новом ташкентском здании
Театра оперы и балета, носящего имя
поэта.
	О высокой культуре народов воветского
Востока, далеко шагнувших вперед по пу-
ти, озаренному гением Ленина—Сталина, го-
‘ворил председатель Совета Министров
Узбекистана тов. А: Абдурахманов, открыв-
ший торжественное заседание, Об этом [o-
`ворили в своих докладах председатель
Союза советских писателей Узбекской
ССР, действительный член Академии’ наук
Узбекистана тов. М. Айбек и делегат Тад-
`жикистана поэт М. Турсун-Заде.
	Константин Симонов — председатель.
торжественвого заседания, выступив от
имени правления’ 60юза советских писате-
лей СССР. сказал:

— Только в наше сталинское время Али-
mep Hanon  перешагнул пределы своего.

диого края, On пришел в Россию, иа

краину, з Армению, Латвию, Казахстан,
Грузию. Рядом с именами Пушкина и
Шевченко, Руставели и Низамя советский:
человек упоминает и имя великого. Алише-
ра. Мы благодарим узбекский народ за то,
что. он дал нам такого великого поэта.

До глубокой ночи звучали с трибуны
торжественного заседания *слова привет-
ствий представителей братских республик
узбекскому народу’ в честь великого поэта.

Выступали также прибывшие для участия
в юбилейных торжествах профессор Tere-
ранского университета г-н Али Аскер Хик-
мет и афганский поэт г-н Сервер Гуя:

В ознаменование юбилея Навои почти
все союзные республики принесли свои
дары братскому Узбекистану. Их можно
увидеть на юбилейной выставке, посвящен-
ной жизни и творчеству поэта. Среди них—
поэмы великого узбекского поэта, изданные
на языках Пушкина и Шевченко, Янки Ку-
палы и Райниса, Шота Руставели и Низами,
Джамбула и Токтогула. .

С горячей благодарностью встретил уз“
бекский народ сообщение делегата Азер-
байджана, писателя Тов. Рагимова о пере-
даче Узбекистану древней рукописи лири-
ческих газел Навои, переписанной в Герате
Али-ибн-Нуром при жизни поэта.

Туркменская. делегация преподнесла KHH-
гу народных сказаний об Алишере Навои,
записанных в Туркменистане.

17 мая в зале заседаний Верховного ©о-
вета. Узбекистана, где открылась юбилей-
‘ная сессия Академии наук Узбекской СЕР,
русские академики и профессоры . привет-
ствовали узбекских ученых. На этой сес-
сии директор Гослитиздата проф Ф. Голо-
венченко пол бурную овацию зала передал
президенту республиканской Академии
наук тов. Сарымсакову великолепные изда-
ния поэм Алишера Навои на русском
языке.

С болышим интересом гости из’ братских
республик выслушали ‘доклады узбекских
ученых и литераторов Я. Гулямова, В. За-
хидова, Гафур Гуляма, И. Султанова,
Г. Каримова. Они рассказали об эпохе На-

‘вои, о мировоззрении великого узбекского

‚поэта, о его современниках, о влиянии поэта -

на развитие литературы народов Востока,
о великих гуманистических идеях Навои,
находящих тысячекратное отражение B Ha-
шей советской действительности.
Сессия закончилась 18 мая. Участники
ве с большим воодушевлением ‘ приняли
приветствие товарищу И: В. Сталину.
жж
	В дни юбилейных торжеств. в Ташкенте
заложен памятник великому поэту. Имя
Навои присвоено ташкентской публичной
библиотеке, получившей новое прекрасное
здание. .

На закладке памятника и открытии биб-
лиотеки присутствовали все делегаты брат-
ских республик.

Гости Узбекистана выехали в Самарканд,
где жил и учился Алишер Навои.
		Дар Туркмении
	В честь юбилея Алишера Навоя в.
Туркменистане изготовлен замечательный
подарок братскому  узбекскому народу.
Это ковер размером в 1,5 квадратных
метра, на котором се большим мастерством
исполнен портрет великого’ поэта-гуманиста.
Ковер выткав знаменитыми ковровшицами-
Туркмении — ‘депутатом Верховного Сове-.
та республики, заслуженной ковровщицей
Айна Нурыевой и Таган Маммедберлые-
вой, Подарок изготовлен в Ашхабадской
экспериментальной ‘ковровой мастерской по
заказу Союза советских писателей Турк-
менской ССР.
		ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОВДИНЯИЙТЕСЬ!
	Ne 40 (2423)
	TBE) th № GTARNWA
TUNbITOR Meso r. Vounece
	Я думаю, что в ряду политических документов последнего времени,
имеющих своей целью упрочение мира, налаживание международного
сотрудничества и обеспечение демократии, Открытое письмо г. Уоллеса,
	кандидата в президенты CHA OT
важным документом.
	третьей партии. является наиболее
	ПИТАЛ НЫЕ
О А
		Среда, 19.мая 1948 г.
	Открытое письмо г. Уоллеса нельзя считать простой декларацией
о желательности улучшения международного положения, о желатель-
	СССР и. США.
	ности мирного урегулирования разногласий между
	о желательности изыскания путей для такого урегулирования. Недоста-
точность заявления правительства США от 4 мая и ответа правительства
СССР от 9 мая состоит в том, что они не идут дальше декларирования
желательности урегулирования советско-американских разногласий.
	Важное значение Открытого письма состоит в том, что сно не ограни-
чивается декларированием, а идет дальше, делает серьезный шаг вперед
	и дает конкретную программ
между СССР и США. .
	у мирного урегулирования разногласий
	sam ROKK BO ЭТО ОТВечает завод,
		Они спят близ кузницы у теплой стенки,
спят за опоками для формовки. Я знаю
фажилии этих ребят — Балябин, Илинар-
хов и Дикарев. Й дело тут не только в
койке заводского общежития. Дело — в
серъезном бытовом неустройетве. Вот, нз-
пример, Илинархов. Несмотря на mpage
ный заработок, ‘он не обзавелея бельем.
Иная семья может строить свой бюджет
на заработках такого паренька, & ему ие-
хватает! И он стыдится товарищей, он не
пойдет ни в какое общежитие. Никто не
поможет ему дельным советом, не пригля-
дит за тем, как он расходует заработанные
деньги, чтобы хватало на жизнь, a He
только на пиво и сладости в первые дни
получки:

Чутунолитейный пех... В нем молодые
работницы не имеют ящиков для хранения
спецодежды, нет: даже места для. переоде-
вания. Й завтрак, принесенный из дому,
приходитея прятать, куда попало.

Механические цехи,.. Молодые  рабо-
чие — специалиеты по холодной обрабое-
ке металла — не обеспечены хорошим ин-
етрументом и поэтому не выполняют нормы.

_ Общежитие на Дивизионной улипе... На
первый взгляд, все чисто и прилично, да-
же кружевные покрывала на иных ноете-
лях. Но я попал туда в воекресный лень,
когла все были дома. Вакая же скука па-
рила там, — смертная скука! У комен-

дантов общежитий есть и баяны, и шах-
	маты, и волейбольные мячи. Но они пред-
	почитают их держать в кладовых. 6 шко-
ле было куда веселее в часы досута —
там и самодеятельность и интересные бе-
седы.

Заводской коллектив, состоящий из ета-
рых, любящих дело производственников, не
приохотил в делу всех, кто пришел. Старый
завод не сумел усыновить вадого. Завол-
ская среда многих не втянула в свою MHO-
гообразную и интересную жизнь. Цех не
стал близким и родным.

Я не мог не зайти в заводекой комитет
комсомола. Секретарь комитета тов, Мар-
вова CO веем° согласилась: действятельно,
910-10 неладно с молодыми рабочими У
них на заводе. Она ‘даже дополнила картя-
ну — рассказала о товаре Ане Воронно-
вой. Случилась бела, девушка заболела и
полгода пробыла в больнице. Някто ее не
навестил. Хоть бы один человек из пеха!
Нет, никто.

— ПШолгода?!..

— Да, полгода.

Й хорошо вам conTEA, товарищи вомео-
мольские организаторы? Так, если сказать
по совести?.. Где же тот «огонек», кото-
рый, по меткому слову М. И. Калинина,
должны были бы вы, помощники партий.
подклалывать под тех руководителей, Ето,
владея жизненным опытом и знаниями, уже
несколько поостыли в жизни?
< Мне не пришлось повидаться с директо-
ром . «Красного Сормова» тов. Рубин-
чиком:. он был занят нз партийной вонфе-
ренции. Ия не смог сказать ему:

— Товариш Рубинчик, вы рачительный
хозяин, и не мне доказывать вам, ITO
миллионы рублей наша страна расходует
на дело обучения молодых рабочих не для
того, чтобы затем на заводах нерасчетливо
распыляли эти кадры. Почему на «Враеном
Сормове» такая большая текучесть моло-
дых рабочих? Мы знаем, что жизнь идет
вперед и техника вашего завода услож-
няется, обогащаетея новыми агрегатахи.
Растут, стало быть, и требования, пред’яв-
ляемые к рабочим. Скажите of этом от-
четливо, по-большевистеки людям, отве-.
чающим за подготовку трудовых резервов.
Но, сказав 06 этом, признайте и за собой

большую холю ответственности.
CODMORO Гопукорокаа абласть.
	TOM, ZNO ушел с завода Ваяктор Яковлев—   хов и Дикарев. Й дело тут не только
	начальник смены, тот вамый юноша, пора-
зивитий год назад воображение новичков.

— Пойдем в колесопроватный, — пред-
ложил я комсоргу 030, сопровождавшему.
меня — Помню, туда ношло многе хороших.
ребят, Неужели их тоже нет?

— В прошлом тоду, — ответил коме-
орг, — мы передали из школы в’ колесо-
прокатный 117 ‘прессовщиков, но многие
йз них использовались не по специально-
сти. В результате цех потерял 60 человек.

В чем же дело? Знают ли об этом руко-
водители ззвода, общественность, . комму-
нисты «Краеного Сормова»? Знает ли 0б
этом комсомольский коллектив?

И вот у меня на руках официальная
бумага, окрепленная подписью начальника
отдела кадров заводоуправления тов. Чуп-
лыгина, 9т0`— «оправка о движении ра-
бичих  гострудрезервов завода «Красное
Сормово»,

Вдумайтесь только — в движении!

Вуда?

Из ворот завода...

Вот они — цифры, В 1947 году завод
принял из ремесленных училищ и школ
$30 1.322 полтотовленных молодых рабо-
	чих. 6 TOM же году с завода уволились
	1.343 бывших воспитанник» училищ и
школ.

Многим хозяйственникам в цехах зада-
вал я один и тот же вопрос: «Почему ухо-
дят?..»

‚По-разному об’ясняли.

По существу же ответ сводилея к одно-
му: «Придя из Школы, выпускники 8
первые месяцы не выполняют норм, COOT-
ветотвующих их разряду. Й часто, в де-
ловой сутолоке, котда некогда подумать,
их начинают ставить’ на подсобные. рабо-
ты — чернорабочими. Заработки сен?
ются. Отолкнувитиеь с трудностями еамо-
стоятельной жизни, молодежь пасует...»

Но ведь это само собой разумеется, что
поначалу молодежи в цехе непривычно и
	тяжело! 06 этом еше и Михаил Иванович
	Валинин говорил учащимея ремесленных
училищ и школ Ф30. Трудно’ — потому
что еще не воспитаны любовь к професеми.
и профессиональная гордость. Трудно —
потому что еще не заслужил уважения у
старых производетвенников.

‚ Вто 58 может оправдывать евое равно-
душие к сульбе этих ребят ссылками Ha
их слабую квалификалию? Да и верно лн.
это! Tar ли?

И тогда я снова пошел в заводоуправяе-
ние. Там мне сообщили, что за о первый
квартал 1948 года учашиеея хорошо зна-
вомой мне школы дали 2,3 процента веей
продукции огромного завода; что двадпать
молодых прокатчиков заработали в февра-
ле 14 тысяч рублей; что ученики-пресеов-
щики выполняют нормы на 110 процев-
тов, — и 910 в том самом. колесопрокат-
ном, откуда в прошлом году ушло 60 мо-
Jom рабочих!

— Пусть выполняют нормы, тогда вее
булет хорошо, — сказал мне тов. Чуплы-
Гия и, помолчав, как бы нехотя добавил:
— Школы развивают у ребят иждивеняе-
ские настроения. Вот о чем бы че мешало
пох мать...

Нет, тут дело не в oroM, тов. Чуплыгин.
Вы придумали ‘ложную, плохую теорийку,
которая  тодитея только для оправдания
людей, не умеющих или не желающих по-
заботиться по-настоящему о молодом по-
полнении. Я узнал факты, о которых надо
‘говорять всерьез.

Формовочный пех... В нем поеле рзбо-
	Год. назад я задумал написать книгу 0  начал посещать, еще будучи воспитавни-
	молодом пополнении рабочего класса. в
Министерстве трудовых резервов СССР мне
посоветовали поехать в Горьковекую 06-
ласть и указали. хорошую школу фабрич-
но-заводского обучения при заводе «Крас-
ное Соомово», знаменитом своими трудовы-
ми традипаями.

Помню, как ребята-новички ходили в
сопровождении старых мастеров по заводу,
слушали рассказ о его столетней жизни, с
волнением оглядывали огромные цехи, где
им предстояло сначала учиться, & потом и
работать.
	`В новомартеновском цехе при мне их
	познакомили со сменным мастером Алексан-!
	дром Букмазом. Он был не намного стар-
ше новичков по возрасту и рассказал к
тому же, что веего лишь три года назад
сам окончил их школу. Потом они увидели
Егора Голяцкого, мастера. Тоже был не
старик: три года назад кончил школу и
зарабатывал теперь до 2.500 рублей в
месяц. Наконец, к новичкам подошел sa-
чальник смены Виктор Яковлев. Это был
уже знаменитый человек на заводе; He-
смотря на свои цвадпать лет, он имел под
началом восемьдесят рабочих, с которым»
варил сталь высокого качества, разливал
ее по изложницам и отправлял в другие
цехи. Ребята е изумлением  озирали ето
огромное хозяйство: и шихтовой двор, и
литейный пролет. и обрубной участок.

Впечатлений было много, особенно для
ребят; ‘приехавших ‘из. деревень, — впе]-
выР открывалея перед ними совершенно
другой, не знакомый им, и влекущий, и
яемного пугающий мир.

‚Потом началось учение Не легко при-
	выкали они после лома к трудовой дисци-
	плине. Не гоазу раскрывалиеь перед вями
тайны выбранных професеий. Наконец,
мастера перестали их считать новичками,
ая, незаметно Axa себя самого, стал Ha-
	зывать их «моими» -— привык к ним и!
	выбрал тех, кого хотелось сделать героями
повести,

Я нанисал эту повесть и’ назвал ее
«Бригада смышпленых».

‘H вот недавно я получил от учащихся
школы Ф30’ при Сормовском заводе при-
глаштение приехать на их  читательскую
конференцию; Я поехал. Мои читатели o6-
судили книгу: хвалили, что нравилось, а
кое 6 чем не согласились и критиковали.
Своими разумными суждениями они He-
		год назад. Те ребята ехали молодыми ра00-
чими. Захотелось разыскать их на заводе.

Мне повезло. Я сразу же вотретил в
новомартеновеком цехе Борю Бессонова, па-
ренька из Арзамаса; которого я приметил
Богла-то в школе. Теперь он был третьим
подручным сталевара, я тут же, у мар-
тена. и поговорил в ним. Он был доволен
работой. Из нескольких слов, оброненных
Гим. я понял, что он уже испытал то ра-
достное чувство, которое знакомо каждому,
вто непосредственно осязает реальные pe-
зультаты евоего труда, Он и зарабатывал
неплохо. — в свои восемнадцать лет не
  менее 800-—900 рублей в месяп.
	Вогда я спросил ero о товарищах, он
  замялся — 0% одних он. мог сказать, что
они на заводе, но, что случилось с други-
  ми, он просто не знал. Или не захотел го-
‚ ворить.
  Странное и непонятное дело! Я не на-
шел у мартеновских печей некоторых мо-
лолых Сталеваров, бывших воспитаняиков
  $30. Не было Бувырзива. Сурова. Миша
Кочешков быз переведен в чернорабочие
10 непостижимой ‘причине, ия даже’ не
знал: радоваться или огорчаться. Делов
том, что он не захотел оставить учебу в
	ком школы Фз0.
Особенно неприятно было мне узнать 0
	седьмом классе вечерней школы, которую’ ты ночуют несколько полростков-работих.
	Нельзя сказать, что Открытое письмо г. Уоллеса охватывает все
без исключения вопросы разногласий. Нельзя также сказать, что некото-
	Открытого письма не нуждаются
	рые Формулировки и комментарии
	в улучшении. Но не в этом теперь главное. Главное состоит в том, что
г. Уоллес делает в своем письме открытую и честную попытку дать
конкретную программу мирного урегулирования, конкретные предложения
по всем основным вопросам разногласий между СССР и США.

Эти предложения известны всем: о всеобщем сокращении вооруже-
ний и запрещении атомного оружия; о заключении мирных договоров
с Германией и Японией и о выводе войск из этих стран; о выводе войск
из Китая и Кореи; об уважении суверенитета отдельных стран и невме-
шательстве в их внутренние дела; о недопущении военных баз в странах,
	Об’единенных Наций; о всемерном
исключающей всякую дискримина-
	являющихся членами Организации
развитии международной торговли,
	[= ее и ы ее: ее.
цию; о помощи и экономическом восстановлении пострадавших от войны
стран в рамках Организации Об’единенных Наций; о защите демократии
и обеспечении гражданских прав во всех странах и т. п.
	Можно соглашаться или не соглашаться с программой г. Уоллеса.
Но одно все же несомненно: ни один государственный деятель, имеющий
заботу о мире и сотрудничестве народов, не может пройти мимо этой
программы, ибо она отражает надежды и стремления народов к упро-
чению мира и несомненно будет иметь поддержку со стороны многих
	миллионов «простых людей».
	Я не знаю, одобряет ли правительство США программу г. Уоллеса,
как базу для соглашения между СССР и США. Что касается прави-
тельства СССР, то оно считает, что программа г. Уоллеса могла бы
послужить хорошей и плодотворной базой для такого соглашения и для

мии
	развития международного
	сотрудничества, ибо правительство ССОР
	считает, что несмотря на различие экономических систем и идеологии,
сосуществование этих систем и мирное урегулирование разногласий
	между СОСР и (аца не тол
в интересах всеобщего мира.
	[7 мая 1948 года.
Москва. -
	ССР и США не только возможны, но и безусловно необходимы
	ИИА
	Бступление в трудовую жизнь
	«Отцы и дети ведут борьбу между собой  кова равняются тысячи металлургов Совет-
	кой страны, Таких молодых рабочих  десят-
	за работу...» Под таким хлестким заголов- с
	wee И ИЕ ЗЕ РА РЕКЕ

ком описывала незадолго до войны падкая  кл тысяч. Их труд, их борьба будут темой

на сбнсации американская печать траге-  многих и многих произведений советских
‘10 лвух поколений американского  варо-   писателей — инженеров человеческих душ.
	Послевоенная сталинская пятилетка
дусматриваег  подготовыу в системе
VROBHIX резервов четырех е  полови-
	та. «С одной стороны, — сообщали газе
	ты, — сыновья моложе 20 лет, чья руки   предусматривает
на могут найти применения, с другой, —   трудовых ese]
	оны, мужчины старше 40 лет, рабочие-   ной миллионов рабочих. В ближайшие
ветераны, выкинутые кризисом с фабрик и   недели в’ промышленность, транопорт, на
заводов и до сих пор не взятые обратно   стройки вливаются десятки тысяч ORON-
	железнодорожные
	на работу...» Закончилась война, и онова  чивших ремесленные п
	стоят друг против друга два поколения —   училища я школы  Фабрично-заводекого
	ACTH
	‚ родители, которые всю ЖИЗНЬ   ученичества. Именно в эти дни советская
	стибались под тяжестью непосильного тру-   писательская общественность, чрезвычай-
а, ныне видят евоих детей безработными,   но заюнтересованная в росте молодых ка-
	нахломленными, павитими духом.
	ApOB нашей Родины, привлекает внимание
	У нас, в Советской стране, нет и не М2   страны к важному вопросу. Мы публиву-
жет быть противопоставления стариков мо-   еи сегодня статью писателя Владимира
лодым, У нас нет и не может быть. враж-   Курочкина «За это отвечает завод». Приво-
	хы из-ва права на работу между двумя 19-   димые ‘в этой статье факты и
		димые в этой статье факты и примеры
невнимания заводских организаций «Врас-
	Созтав свыше семи лет назад. новую сис-  ного Обрмова» к культурно-бытовому HO-
	OATOTOBRE кадров  ра0очих В! ложению и производственному роту м”
ремесленных и железнодорожных   лодых рабочих требуют немедленного вме-
в школ фабрично-завожского! шательства. С подобной картиной никак
	нельзя. мириться! .
. Подготовка в воспитание трудовых ре-
	взяло на себя заботу о материальном 00ес-
	печении учащихся. 3& первые Пять ЛЕТ   зерров — сложное лело. Но это дело по-
	четное! Указывая на трудности воспита-
тельной работы и подготовки молодежи. Ha
необходимость особого, чуткого подхода к
этому лелу, Михаил Иванович Калинин
говорил: ‹..товарит Сталин неоднократно
подчеркивал, что ны не можем относиться
безразлячно к тому, как Y нас пополняет-
ся рабочий класг. Мы хотим, чтобы туда
шла лучшая часть нашего часеления. что-
бы в политическом и чнтеллектуальном
отношение рабочий класс в советском 00-
шеетве стоял зысоко». Й каждый, от кого
это зависит. холжен сделать все для того,
атобы поднять качество похготовкй нового
пополнения рабочего класса, создать для
него образцовые условия трула и быта.
Между тем на закончившемея несколь-
ко дней назал совешании секретарей ком-
сомольских организаций предприятий про-
мышленности ий транспорта секретарь ЦВ
ВЛКСМ Н. А. Михайлов отмечал, что мно-
гие предприятия не подготовлены в прие-
	мт Нового пополнения воспитанников тру-
	довых резервов, воторое придет в мае—
июле. Оеобенно отличается этим Remepos-
ская область. Сорвано выполнение планов
жилищного строительства Министерствами
черной металлургии и резиновой промыш-
ленности. Министр строительства топлив-
ных предприятий СССР ‘тов. Задзмидко
вынужден был сознаться на’ совещании В
ПЕ ВЛЕСМ, что нз ряде подвеломственных
ему строек бездушно относятся Е вуть-
турно-бытовым запросам молодежи. Что же
предпринимает министр тов. Задемидко для
того, чтобы пресечь подобную практику,
идущую вразрез со всеми законами совет-
ской жизни?

Вполне уместно напомнить, что‘ Мини-
стерству трудовых резервов прелоставлена
зозможноеть следить за судьбой бывших
воспитанников ремесленных училит Ad
предприятиях. ‹ контролировать  правиль-
ность использования молодых рабочих в
соответетвии с полученной квалифакапией
и требовать создания нормальных бытовых
условий для них. Но министр тов. Пронин
не использует ‚это. право.

Наша молодежь добилась больших = yc-
пехов в борьбе за выполнение пятилетви
в четыре года. Нужно сделать все для ро-
ста вв квалификации, ‘повышения куль-
турного уровяя, полема ве политической
п трудовой актовности, чтобы во всех от-
ношениях стояло высоко молодое попозне-
ние рабочего клаеса!
	существования трудовых резервов Ha под-
готовку молодых рабочих было израсходо-
вано двенадиать миллиардов рублей, зв
1947 году на подготовку трудовых резер-
вов было отпущено около семи миллиардов
рублей.

Свыше трех миллионов молодых  рабо-
чих, окончивших за семь лет училища й
школы трудовых резервов, усилили пред-
праятия  промьышленноети и транепорга,
площадки новостроек. Не знают поколения
советских людей того, что пришлось пере-
живать когха-то, до революции, рабочим.
Председатель Президиума Верховного Co-
sera Союза CCP Николай Михайлович
Шверник, старый металлист, которого се-
годня весь народ поздравляет с «шестиде-
сятилетием, вопоминает о том, как. он B
1911 голу оказалея безработным и очу-
	тилея у ворот Таганрогокого  метал-
лургического завода. Там  «еобралось
тыеччи полторы — людей,  пришедигих
	со всех концов России... Среди разношерет-
ной толпы немало заслуженных квалифи-
пированных пролетариев: прокатчивов, 40-
менщиков,* токарей, слесарей... Лежа 48
бурьяне, люди весе время поглядывают на
проходные ворота. Вдруг оттуда выходит
мастер-иностранеп и говорит, ITO требует-
ся несколько человек для работы в домен-
ном цехе. Сразу встают сотни людей и,
толкая друг друга, наперерыв предлагают
свой услуги. демонстрируя свою физиче-
екую силу. Мастер отбирает десяток наибо-
лее крепких силачей. быстро скрывается
е ними за воротами, а остальные, нонуря
	головы, остаются снова ждать удачи”.
Наш ‘рабочий, советский рабочий, He
снает такой картины!.. Он приходит В
	коллектив, как желанный товарищ.

В борьбе за юуществление пятилетки в
четыре года бывшие воспитанники трудо-
вых резервов показали себя верными сы-
новьями Родины. Мет в вашей страче
преднриятия, гле бы He работали сейчас
юноши и девушки, окончивииие училища
и школы трудовых резервов. Заслуженным
почетом и славой овеян труд многих #3
них. КВывший воспитанник школы 030
Иван Проничкан, инициатор скоростных
методов проходки в горнорудной промыш-
ленности, стал лауреатом Сталинской пре-
мии наравне с учеными и артистами, пи-
сателями и художниками. По труду моло-
ого магнитогорского сталевара, выптедитего
яз школы трудовых резервов, Василия Cep-

В эти дни на больших столичных заво-
дах и нд степных линейных полустанках,
в школьных клубах и на полярных зимовь-
ях, в армейсних  тарнизбнах or Бер-
лина до’ Курильской гряды, в университе-
тах, на курортах, в коммунальных кварти-
рах, повсюду, где есть доска, графленая
на шестьдесят ‘четыре поля, и тридцать
две фигурки на ней, и две склоненных над
ними головы, — повсюду советские люди
испытывают. радостное и по-праздничному
особенное чувство,

Закончился нашей побахой, матч-турнир
на первенство мира. Чемпионом мира стал
лидер советской шахматной школы -- Ми-
хайл Ботвинник.
	Если признаться, каждый из нас, совет-
ских шахматистов, сегодня чувствует себя
немножко чемпионом мира. Я не говорю
уже о тех, кто никогда не забудет. час того
сумасшедшего везения, когда он однажды,
где-то в профеоюзном клубе выиграл у
Ботвинника в сеансе одновременной игры
на ста двадцати досках, & если и не вы-
играл, так сделал ничью или, но край-
ней мере, проиграл со смыслом. Я говорю
о тех шахматиетах и но-шахматистах, кто
по праву видит нечто глубоко личное в
победе Ботвинника,—видит в ней мораль-
ную победу пашего стиля жизни, нашего
характера, нашего образа мысли.

Там. где не «етавят» на гроссмейстёра,
как на беговую лошадь или номер в рулет-
ке; а как друзья соучаствуют в его борь-
бе, — там 060б0е значение ` приобретает
стиль победы; ве характер, ве природа.

Это был настоящий бой: Три советеких
шахматиста — Ботвинник, Смыслов и
Bepec — сумели придать веемирному 06-
	маты — какая-то удивительная игра, с0-
единение отдыха и труда, забавного и серь-
езного, сгусток человеческой культуры.

В стране социализма шахматы стали на-
родной игрой. Ни один беспристрастный и.
об’ективный наблюдатель не может не
признать в этом‘ одного из многих фактов
превосходства нашей культуры.

Народная игра! Десять гросемейстеров ми-
рового класса, шестьдесят два мастера,
сто девяносто кандидатов в мастера, тыся-.
чи шахматистов первой и второй катего-
рии... Это возможно только в стране, где
в‘ отборочных соревнованиях к Веесоюзному
`юношескому турниру участвуют десятки
‘тысяч человек, где многотысячные рабочие
‘коллективы выдвигают свои команды Ha
турнир 24 заводов-гигантов, где осущест
ВИО такое ‘грандиозное событие, как пер-
‚венство ‚профсоюзов с участием 700.000
‚человек.

` Нельзя, чтобы чемпион mapa Osi оди-
` НОЕ В Своей стране, как, в сущности, оди-
‚нок талантливый Решевский в. США.
Й вполне естественно, что советский чело-_
век стал чемпионом мира.

Чувство ответственности, свойственное
Михаилу Ботвиннику, есть подлинно совет-
ская черта характера. Она происходит из
сознания своего места в коллективной
ЖИЗНИ страны. 2

Диециплинированность характера, актив-.
ность воли, неослабеваютщая концентрация
внимания, самообладание, реальная оценка
обстановки и в TO же время творческий
онтамизи, как-будто сам притягивающай
победу, —все эти качества изо дня в день
создаются в характере миллионов людей
всем стилем нашей жизни, ‘веей атмосфе-
рой советокого общества.
	Нины лм ПИРВЕНСТВО МИРА
	время перехватить инициативу и тотчас 33-
вязать активное контрнаступление на всей
доске одновременно.
	Второе. место занял молодой  Смыслов.
Десять лет назад. в мае 1938 года, он еше
	учился в десятом классе средней школы,
	был только ‘первокатегорником в шахмат-
	HOM деле, успешно сражался с отцом в
	сёмье‘и с одноклассниками в школе. Теперь
он стал одним из ведущих лидеров ‘Шах-
матного мира. Ему 27 лет; — все возмож-
ности в булущем.

Й третий представитель: Conerexoro бо-
юза — эстонеп Пауль Керес, . шахматист
огромного дарования, хоть и ‘сыграл далеко
He B свою силу, а все же не дал: себя опе-
редить зарубежным гроссмейстерам и поде-
лил третье-четвертое места с чемпионом
США Рошевеским. Е
	Так, после ноттингэмеких,  аметердам-
ских, гронингенских и прочих успехов и
после положительного счета. радиоматчей
советских шахматистов с командами Вели-
кобритании и: Соединенных Штатов Ane-
рики превосходство нашего шахматного
оружия утверждено в. мире и отныне неос-
		MHCCHOCTA, творческой непоерехственности.
Они победили в волевых и энергичных пар-
тиях, в не в соревновании на меньшее ко-
личество ошибок. Из пятидесяти партий—
только девятнадцать ничьих. .
Когда-то Капабланка, делая в начале
матча с аскером почти только одни ни-
чьи, грозил шахматному миру «ничейной
смертью», Он утверждал, что знание дебю-
тов и шахматной техники настолько ныне
усовершенствовано, что трудно выиграть
даже у слабейшего игрока. Й в сэмом деле,
матч на первенство мира между Капаблан-
кой и Алехиным дал as 34 партий 25
	ничьих. В Амстердамеком  АВРО-турнире
	вничью закончилось 97 процентов  пар-
тий. Первая восьмерка гроссмейстеров в
Ноттингоме свела между собой вничью 60
процентов ‘партий. Солидная «ничья», з4-
старелая болезнь буржуазного шахматного
профессионализма, оказалась начисто пре-
	‘одоленной в Мировом состязании, в котором
	победили советские люди.

Советские шахматисты трех поколений
в условиях небывалого распвета шахмат-
ной жизни В СССР разработали, вернее
сказать, создали свой совершенный СТИЛЬ
нгры. Он импонирует сегодня всему миру.
В его глубокой основе заложена русская
национальная шахматная тралиция, чиго-
	‚ринсвая традиция .
	Мы иногда проходим мимо обществен-
ного события, не замечая в нем символи-
чеекого ‘торжества’ нашей. Rusia, нашего
общественного строя,

Шахиатную огру создают п вдохновляют
три могучих разряла человеческой куль-
туры — наука, искусетво и спорт. Maa-
лионы Mote па пащей планете в часы до-
суга изучают глубокомыеленные ‘варианты
шахматной партии, любуются ее -астетичес-
кой прелеетью и стремятся сама принять
участие в борьбе. В э710м смысле шах-
	Всеми качествами советской школы, с0е-
диненными с исключительным природным
талаптом, обладает чемпион мира `Михана
Вотвинник -—— ‘кандидат техничестих паук,
воспитанйик Ленинского комсомола,  Члев
партии. В ето arpe — размах, и глубина
замыслов, отвращение в педантичной рути-
не, предиринмчивость и дерзость зтави,
	тязанию характер молодости, бескомпро-   упорство и выдержка в обороне, умение во-