ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ!
		Пора заняться
вопросами ~
эстетики
	ЗОО НААИИНИ Et

TEE ee A
	В сзоем выступления на философской
	EACKYccHM Tos. А. А. Аыанов призывал
наши научные творчеекие кадры «еме-
	ee двигать вперед... этику и эстетику».

°С тех пор прошел почти год, а ‘состоя-
ние разработки эстетики — науки о сущ-
ности, законах и формах о искусства —
продолжает оставаться совершенно неудо-
влетворительным, Несмотря на  чрезвы-
чайную актуальность хля советского  ис-
RYOCTRA и литературоведения этих вопро-
сов, за последние голы не было’ боздано
ни одной посвященной им книги. AA 0д-
	ного обобщающего иселелования. Судя 10.
	планам иаучно-исследовательсквих WHEN
TYTOB, HX нё предвидится и в ближайшее
время. Обобщающих работ о стилях совет-
	ской архитектуры, музыки, живописи BO-
обще нет. Не разработана эстетика совре-
менно кинематографа и радиотеатра.
	‚ 9 систематической подготовке новых
кадров теоретиков искусства Be  при-
ходитея и говорить, ибо эстетика He
заняла должного места в учебных пла-
нах философских и филологических   oa
культетов. Она преподается кое-где, как)
факультативная дисциплина. Ни утверж-
денных программ, ни учебных пособий
по этому предмету нет. Студенчеству не
прививают интереса к теоретическим про-
блемам литературы и искусства. Ученые, в
течение длительного периода не
	вопросами эстетики, переключились Ha
разработку иных научных проблем. Из
484 ‘тем, разрабатываемых кафедрами
	русской ‘литературы (в вузах Министерст-
ва просвещения РСФСР), всего лишь 8.свя-
заны с вопросами эстетики, методологии и
теоряи литературы. Не только диссерта-
ции, но даже курсовые и дипломные ра-
боты на эти темы — редчайшее явление,
В средней же школе пока еше и не меч-
тают в преподавании простейших элемен-
тов. эстетики. В министерствах проевеше-
ния полагают, видимо, что для оканчи-
рающих школу — излишняя = роскошь
иметь предетавление о сущности и фор-
‚мах искусства, 0 законах прекрасного, 0
категориях красоты. Сведения по теории
литературы в программах средней пколы
сокращены ло минимума. На филологи-
ческих факультетах вузов на чтение этого
хуреа отводится всего лить... 34 часа!
> слабой разработке эстетических преб-
лем свидетельствует и та путаница, Ко-
торая существует в определении не только
претмета, но и самого материала эстетики.

До сих пор эстетика считаетея наукой
0 сущности и общих законах искусства
только применительно в музыке м Op)
странственным искусствам. Хуложествен-
ная литература из этого списка обычно
исключается: принято думать, что теория
литературы н эстетика — совершенно са-
мостоятельные диспинланы, Не случайно,
что в существующих ныне учебниках и
программах по теории литературы ничего
He говорится 0 катеюриях эстетики:
Межиу тем, вопросы теория литературы
могут уснешно разрешатьея только в свя-
зи с эстетическими проблемами.  Отеут-
ствие этой связи — одна из причин сла-
бости нашей литературной критики, се
неумения с достаточной глубиной показать
та новое, что вносит в мировое искусство
социалистический реализм.

В результате такого отношения к эете-
тике; несмотря на общий громалный рост
художественной культуры и запросов еп-
ветеком народа, все же до сих пор He
ликвилиревано в искусстве ремесленниче-
ство в самом худшем смысле этого слова,
все еще имеют место проявления извра-
пения вкусов. Примеров можво привести
более чем достаточно. Вель находят же
немалый сбыт вульгарные антихуложест-
венные изделия всяких «изоартелей», гле
тысячя «закатов солнца»  изготовляютея
по стандарту е конвейерной быстротой.
Впрочем, не перевелась еще порода лю-
дей, для которых само понятие красоты
является чем-то старомодным, подлежащим
ликвидации. Совсем недавно некоторые
музыкальные критики считали, что дие-
гармония лучшие гармонии, 8  шумовые
эффекты, производимые при посредстве де-
сити барабанов и тарелок, доставляют ку-
да больше наслаждения, чем мелодичная
музыка русских классиков. Ленин еще В
начале революции говорил по адресу по-
лобных ‘«ниспровергателей» эстетики:

«Красивое нужно сохранить, взять его
как образец, исходить из него, даже если
оно «старое». Почему нам нужно отвора-
чиваться от истинно-прекраоного, ‘отказы-
ваться от него, как ‘от исходного пункта
для дальнейшего ‘развития, только на том

„ основании. что оно «старо»? ...Бесемысли-
ца, сплошная бесемыеслица. Здесь — мно-
го хутожествениого лицемерия и, ковечно,
бесгознательного почтения к художествен-
пой моде, господствующей на Запале». -

Как показало постановление ЦЕ ВКЛ (6)
96 опере Мурадели «Великая дружба», эти
тенинские слова полностью сохраняют
свою актуальность.

me leet ee
	CH
MV
ТИКИ

Нужно всерьез 34-
няться не только восни-
танием зететического
вКуба «потребителей»
искусства, носи ero
творцов.

Евли бы в хуложест-
венных ‘и литератур-
ных вузах, в. консерва-
теориях, где формирует-

ся творческая молодежь, изучение и пре-
нолавание марЕсистско-ленинской эстетики
было на высоте, то многие и многие онгиб-
ки не имели бы места,

Недопустимо, что еще до сих пор эту
науку продолжают трактовать, как какой-
TO узко-специальный, оторванный от жиз-
ни предмет, Великий русекий критик Чер-
	`НыиЮвВеЕйй писал:
	UTMPbITKE Сессии _
Акапемии художеств бор
	Вторая сессия общего собрания Akane
	  мии художеств Союза ССР, открывшаяся в
		Москве 20 мая, посвящена вопросам худо-
жественного образования.
	В день открытия сессии с докладом
«Задачи Академии художеств СССР в: де-
ле художественного образования»  высту®
пил президент академии А. М. Герасимов.
	Остановившись на постановлении ЦК
ВКП(б) об опере Мурадели «Великая друж*
ба», А. Герасимов подчеркнул, что основ“
ные положения исторического постановле-
ния о музыке имеют прямое отношение и
к изобразительному искусству. Отмечая
неуклонный рост советской живописи,
трафика и скульптуры, продолжающих
высокие традиции русской классической
школы ХГХ века, докладчик. указал На
значительные успехи молодых советских
художников. Знаменательно, Что в числе
Сталинских ‘лауреатов 1947 года. высокой
награды удостоены молодые мастера.
	— Однако, — продолжал А. Герасимов,
нам следует постоянно помнить о том вреде,
который нанес формализм нашему изобрач
зительному искусству. В художественных
школах воёмя от времени все еще имеют
место ренидивы формализма, с которыми
нам надо неусганно бороться.
	— Наша главная задача в воспитании COF
ветских художников, — заключил свой
доклад А. Герасимов, — не только разви“
вать их мастерство, но и стремиться К
углублению их мировоззрения и повыше»
нию их идейного уровня.

Темой локлала вине-президента Акаде“
мии художеств СССР М. Г. Манизера быя
ло «Высшее художественное образование в
Россий по 1917 гола».
	Вчера на сессии были заслушаны докла*
ды 0 состоянии учебно-методической рабо®
ты в Институте живописи, скульптуры и
архитектуры имени И. Е. . Репина, в
Московском государственном художествен».
ном институте и о мерах. улучшения учебно-
метолической работы в учебных  заведе-
ниях Академии художеств СССР. Послв
докладов развернулись оживленные пре“
HHA, :

В работах сессии, которая продлится д@
25 мая, принимают участие действитель»
ные члены и члены-корреспонленты Акаде-
мии художеств СССР, профессора и преч
подаватели Академий художеств Грузии
и Латвии. высших и средних художественя
	ных учебных заведений Москвы, Ленин“
града, Киева, Харькова, Вильнюса, Тарту 9
других городов.
	en co IP i rene
	Международная выставка
творчества женщин
	В июне этого гола в Париже откроется
Международная выставка «Женщина В
искусстве и народном творчестве», орга»
низуемая Межлунаролной демократической
федерацией женшин. В выставке примут
участие женские демократические органи-
зации 25 стран.

Советский зал выставки будет состоять
	из пяги разделов. Материалы вводного
раздела — «Женшины страны  социализ-
ма» — расскажут о великих лостижениях
	советских женщин, об их роли в науке в
культуре, в государственной жизни стра*
ны, в зашите социалистического   OTeyes
ства. В серии специальных документов бу-
дет показана неустанная забота, партии и
правительства о женщинах в детях,

Во втором разделе экспонируются луч=
шие произвеления живописи, скульптуры,
графики, созданные руками советских жен-

щин,

В разделе «Народное творчество жен-
шин»  прелставлевкы вышивки, кружево,
ковры, гобелены, ткани, художественные
лаки Палеха, Федоскина, Холуя, хохлом-
ская роспись, резьба по дереву и кости,
	эмаль, чеканка по металлу, керамические

изделия, художественный фарфор и хру-
сталь. народная игрушка, вациональные

КОСТЮМЫ.
	Четвертый раздел раскрывает творче>
скне достижения советских женщив в 06-
ласти театра, музыки, кино, литературы И
архитектуры.

Последние стенды зала посвящены роли.
советских женшин в борьбе за мир и
подлинную демократию против поджига=
телей войны,
		Сады в горах Тянь-Шаня
	ПРЖЕВАЛЬСК. (Наш корр.). Изуми:
тельная красота Тянь-Шаня не помешала
известному русскому географу Семенову-
Тян-Шанскому об’явить этот живописный
край «самым диким, глухим уголком мира».

В те времена горы Тянь-Шаня были лей
ствительно «бесплодной каменной  пусты-
ней».

Советские люди смело вступили в едяз
ноборство ‘е природой. Несколько лет нзя
зад колхозники гяньшаньской горной сельз
хозартели: «Куланак», Кулавакского района,
Киргизской ССР, заложили опытный фрук-
товый сад. Труд и наука принесли побелу:
злесь собираются обильные урожаи яблок,
вишев в слив.

По’ примеру куланакских ` садоводов
колхозники соседних колхозов в этом голу
высаживают в горах’ Тянь-Шаня вескольхе
тысяч фруктовых деревьев и ягодных ку’
старников..
			saan СОКЛЬСКИИ ВРАТ Ss

— Нет. нет, Марья Федоровна, и 18  собирается. Ho вель овощи — это вита-  трический свет во все корпуса больнипы.
	У Ивана Егоровича скоро будет рентген...

Несколько лет тому назад прослышал
доктор Киселев, что бэиз Сапожка есть
пелебные грязи. Он быстр и оперативен:
две полуторатонки высушенной этой грязи,
в кою пору заброшенные, дали в03м0%-
ность поставать грязелечение и в Благо-
датновской сельской больнице: дело ведь
только за кипятком, которым надо разве-
ети эту целебную грязь.

Физнотерапия едва ли не в большей ве
половине—и лучевая, в бальнеотераневти-
ческих процедурах —скоро сможет осуще-
	`ствляться в этой скромной сельской боль-
		мины! Давно замечено, что в тех вольни-
цах, где с первых дней весны к столу
больных о прибавляются ранние  овошу,
легче протекает целый ряд заболеваний,
быстрее поправляются больные.

Также не собирается Иван Еторыч
включать в свою сферу и взысканье али-
ментов. Но уж, извините, если OT нето-
стойного «панаши», забывчивого по чаети
алиментов, страдает здоровье одной из
многодетных семей, которые все патрони-
реваны Участковой больницей, то уж здесь
Иван Егорыч поблажки не даст: на дне
моря сыщет!

Не геолог, He почвовед, однако, и
впрямь, завел он себе карты и почв, и в0-
донесущих пластов, и заболоченных мест-
ностей.

Вот так и выходит, что чего ни KOC-
нись в районе, — все, решительно все,
по мнению Ивана Егорыза, имеет отноше-
ние к работе участкового врача.
	«Да что у него — сто рук, сто очей, у
этого вашего Ивана Егорыча, если только
он всюду поспевает и со всем, как надо,
справляется? »›—Да, поспевает, да, справ-
ляется! А касательно «рук» и «очей», то
OHM и вирямь у благодатвовского сельско-
го врача исчисляются сотнями.

Хочется, чтобы в этом очерке к выво-
дам подводило вплогную единственно TO,
что было увидено, услышано нами на ме-
стах, наблюдалось и изучалось. На всем
огромном участке Ивана Егорыча нет ин-
фекционных, острозаразных заболеваний.

hax п в прочие вбены, снова перед
выходом бригал в поле в стремительном
темне развертываются  предохранительные
прививки: акрихинизация населения в 00-
лотистых местах, а также лин, болевших
малярией: заливаются нефтью етоячие во-

чемы; открываются сезонные. JETCRHE ЯС-
	ли; проверяются санитарные  Наспорта
всех колощцев, источников. водоснабжения.
И вот именно в эти-то пылающие колхоз-
ные дни и становятся особенно бдительны-
ми, беспокойными и других «беепокоянти-
ми», подвижными и далеко озирающими не
только свой колхоз, но и Поля, и пашни
ero, все эти «рабочие пчелы» санитарне-
го актива, который уже несколько лет
как раскинут Иваном Егоровичем по веем
колхозам и предприятиям Благолатновеко-
го врачебного участка.

Это ‘еравнение  санактива с пчелами
приводит на сессии ceabcosera другой
знатный ветеран санитарного актиза—Але-
коанлра Дмитряевна  Поллуцова, «тетя
Шура» ® как привыкли называть ве в
районе:

—- Мы вель, как пчелки: от нае никто
не отмашется! Мы свое выжужжим! —
произносит она с  простодущно-хитрой
улыбкой, седая, но еще с рыжинкой в во-
лосах руманая женщина, повязанная  но-
старинному платком, и опускает белесые
ресницы, чинно складывая свои трудовые
руки на коленях.

За всю войну, хотя немеп стоял совсем
близко, всего в нескольких веретах, хотя
тысячи, и тысячи народа перекатывались
через земли Кораблинского района, зараз-
вые заболезания на участке Благолатнов-
ской сельекой больнипы были все-таки
единичными, Инфекцию тушили, затапты-
вали тотчас же благодаря тому, что веля-
Болепной выучки и беззаветного самоот-
вержения санитарный актив — рядовые
колхознины -— тотчае же, немедленно, в
условиях надвигающегося фронта, в ночь,
в полночь, в распутицу ли, в разлив ли,
3 случалось и на лодке! — стремились до-
ставить заболевшего в больницу, —
	— Нет, колхозные наши женщины и
во время войны не унижаля жизни! —
‘гордо и взволнованно говорит  Подлуло-
ва.— Конечно, Иван Егорыч тогда был ва
фронте. Но руководство наше нас тогда пе
покинуло! Ну и женшины наши. конечно,
не дрогнули! Коржавина — доктор, Cera-
ева — старшая сестра и ‘весь наш мели:
цинекий персонал — сестры, они и боль
ницу не унизили и 0т нас руководетва
‘своего не отымали.
	Мобилизация внутренних ресурсов, как
в полигико-моральном, так и в материаль-
ном отношений, ‘— вот, поистине, верхэв-
ный принцип, на котором строит всю свою
лечебную и здравоохранительную деятель-
ность сельский врач Иван Георгиевич Ви-
селев — тот, что среди многотысячного
нагеления заслужил cebe почетное право
	  зватьея и быть известным просто по име-
	ни и отчеству — Иван Егорыя. Мы по-
пытались показать на примере Благолат-
HUBCKOTO санактива, какие морально-поли-
тические ресурсы, нашел он среди колхоз-
ников, какие народные силы подвял НА
службу сельскому здравоохранению. Скд-
жем коротко о внутренних ресурсах .мате-
риального порядка.

Конечно, Иван Егорыч — не ‚агроном,
но разве не заслуживает всяческого ‘под-
ражания TO, как поставил оп небольшое
прибольничное хозяйство? Двенадцать гек-
Tapas посева, пять коров, три свиньи, да
Несколько ПАрников — Такое хозяйетво,
	оказывается. может обеспечить тестьлесят   ГОД
	всего года Н
в капустой, и
	человек больных в течение
картофелем, и огурцами,
	проси! Ты из-за этих своих бань, BOADI-
цев, всякой этой вашей профилактики уж
ничего, буквально, в своем колхозе видеть
не стала! А еще звеньевая, стахановка!
Откуда я тебе человека огорву? Ты cHo-
три: посевная-то, вот onal

Охнако старая колхозница и не думаст
уходить.

—- Ну, умоляю тебя, Федорова! — жа-
лобно говорит он и прикладывает руку К
груди. — Умоляю: ну, не стой ты у меня.
над душой. Ты ж мне дыханье парали-.
зуешь!

Саркастически поджав тонкие губы,
старейший санитарный уполномоченный
(по своей общественной работе) и одна из.
лучших стахановое колхоза ПЦехлел Ко-
раблинского района, Рязанской области,
Мария Федоровна Федорова, неторопливо
извлекает из кармана свою неразлучную
табакерку и принимается бережненько, ще-
потью внюхивать табачок то в одну, то в
другую половину очень тонкого, почти
просвечивающего против солнца, с боль-
шею горбиною носа.

Председатель с демонстративной тоской
смотрит в голубое, многооб’емное, светло-
блистающее небо большой рязанской вее-
ны — весны  неизяенимо прекрасной,
срединно-русской весны, © ез многоверет-
ными, сверкающими солнечной рябью раз-
ливами лощин; с зеленями на отлогих
холмах; с радушным  гомоном  грачиного
черного веча на еще голых ветвях; с яр-
ким, щедрым весенним солнцем и, па-
конец, с таким радоетвым, ярых и 51)
потливым рокотом и похлопываньем за.
околицей тракторов, во след которым в6-
отетупно и упоенно, словно атакующая
пехота под прикрытием своих танков, не-
сутся, нарочно спотыкаясь и валясь в 6)-
розды, звонкоорущие, светлоголовые peda
тишки в’ иветных рубахах. ‘

Внезапно из-под белой, пухлой кромки
облака черным, четким  остроугольником
прорезывается запоздалый косяк каких-то
больших весенних птиц-возвращенцев —.
гуси, повидимому,

— Ты вот что, председатель, — язвя-
тельно щурясь, произносит неумолимая
санактивистка, — ты не на того журавля

смотри, который в небе, а на того, кото-
рым воду из колодиа достают!.. Когла ис-
правишь? Ты смотри: опять каждая хо-

зяйка созсвоиу ведром — в общественный }
кололен.. Загрязнятх инфекцию aanecyT! (1
	— Ты мне лекний но читай, Федорова.

— Да уж какие от меня лекпии — от
старухи малограмотной! — обиделась кол-
хозвица. — Ты вот сейчас трудодня жА-
леьшь — колодцы почистить. срубы ис-
править, & как диаррея нападет, да’ нач-
нет у тебя народ за животы хвататься,
да бюллетенить, так полетят твои труд-
денечки, их, как полетят! И с посевной
сядешь!

— У нас на участке е этим благопо-
лучно... не сяду!

— Ну, — скала-человек! — гневно и
насмешливо говорит старуха и, помолчав,
‚добавляет е иногозначительной угрозой—
угрозой, прибереженной, как вилно, на са-
мый крайний случай: — Ну. поиметь те-
бе беседу с самим Иваном Егорычем!.. —
И поверачиваетея ‘уходить.

На лице предеелателя смятенье чувств:

— Полно, полно, Федорова! — говорит
он. — ПНогоди!.. Ну, до чего ж у тя
характер!

«Санактив» лукаво усмехается:

— Ну, — возражает она, — Какой

там у меня характер! Обыкновенный жел-
ский!.. А вот у Ивана Егорыча — ха-
рактер..: жуткий!

«Иван Егорыч... поехать к Ивану Ero-
рычу!.. у Ивана. Егорыча...» — это имя,
H 2то отчество. без фамилии, без 0бозна-
чения ‘профессий, ‘— они то’ и’ дело произ-
носятся разнымг устами и по самым 0а3-
личным случаям на пространствах Корад-
линского района.

Вот примеры из числа TeX, что пришли
На Память.

...На зазеленевшем бугорке близ дороги
беселуют 1вое; мальчуган лет трянаднаги,
беловолосый, синеглазый. и тоже. светло-
волосая, худенькая жевщина в простенвь-
вом пальто, в сапогах. Это — второй св
кретарв Кораблинского райкома ВКП(б),
тов. Другова. Она — в очередном об’езле
колхозов перел посевной. Странный раз-
говор между ними;

— Так, Сережа... стало быть, маме
твоей полегчало немножко? — Лучше го-
раздо! — А отец все еще алиментов He
шлет? — Ну, как так. не шлет! Он те-
перь аккуратненько, даже‘ и раньше срока
присылает! — Вот здорово!: Совесть, Вид
HO, почувствовал! Это хорото, =— Не 20
весть, 8 Иван Егорыяч! — И
возражает мальчуган.

BO? в одном из колхозов заседает
правление: брать или не брать во времен-
ное пользование кусок земли по соседству,
у лесничества?

— Ла на что луче? — предлагает
один из стариков; — Cnpocam Haan Ero-
рыча. Он эту землю, как свою. ладонь,
знает: у него ж карты есть почвенные
всего участка!

И, наконец, еще; служащие одного из
предприятий решили в этом году залижить
парники. Конечно, можно обратиться и к
районному агроному. Однако совсем ря-
дом, — Благозатповекая сельская больни-
па, больница Ивана Егорыча. А извество,
что у него, едва только снег сойлет, а ух
больные ранний овош кушают! H, конеч-
но, Иван Егорыч в своей консультации
касательно парников ве откажет,
	  «Нели же поэзия, литература, искусство
признаются предметом всеобщего внимания
и изучения, то и общие вопросы о суш-
ности, значении, влиянии поэзии, литера-
‘туры, искусства должны иметь огромный
‘интерес, потому что от разрешения их
зависит взгляд наш на предмет...»

Эта оценка эстетики пряобретает 060-
	бый смысл теперь, когда искусство и ди-
тература стали у нас делом поистине все-
народным. Конечно, быю время, когда
эстетика была занятием «для немногих».
Современная буржуазная идеалистическая
философия и теперь стремится превратить
ее в аристовратическую нзуку о пассив-
ном, созерцательном восприятии прекрас-
ного, в науку © «чистом искусстве». С
точки зрения марксизма-ленинизма. эстети-
ка не только 0б’ясняег закономерности
искусства, его роль в познании и изме-
нении действительности, но и влияет на
его дальнейшее развитие, указывает пути
его совершенствования,

Для великих теоретиков — марксизия-
ленинизма эететака всегда была средством.
активного духовного воздействия на 0б-
цество, ередетвем формирования  передо-
вых направлений в искусстве. Зашишая
революционные эстетические идби, Марке

и Энгельс, Ленин и Сталин боролись с
идеями реакпионными, с теорией  «ис-
RYCCTRU для искусства», с писателями и
	критиками, отетаивавшими лижные взгля-
ды и мешавитима развитию. наролного’ ре-
алистического ‘искусства. Эстетика сопиз-
лиетического реализма, основанная на
марксистеко-ленинском учений, “является
теоретической программой развития совет-
ского искусства.

В нашем сопиалистическом государетве
развитие эстетики имеет общественно-по-
литическое значение. С ней связаны илей-
но-хуложественное — воспитание ` нарола.
	HO- AV A0GROCT BE HAG? DAC a ni ap a
дальнейшее развитие искусства, роет лите-
	ратуроведения и’ искусствознания. Ноэто-
му партия веегда уделяла и уделяет ис-
кусству много внимания.

Суждения классиков  маркеизма-лени-
низма об искусетве могут быть образцом
	блестящего умения связывать его с совре-
менностью. Ленинский принцип  партий-
ности литературы, ленинские ия сталич-
ские оценки крупнейших писателей прош
	лого. указания тевариша Сталина о нацил-
	нальной по форие и социалистической по
солержанию культуре, о социалистическом
	реалисме, и народности искусства ий роли
	наших писателей. ‘как «‘ийженеров челя-
	веческих хуш», лают теоретическую 0680-
ву для правального понимачия классиче-
ского наследия и перспектив развития с0-
ветекого искусства.

Слеловательно, причины  отетавания в
разработке эстетики имеют  суб’ектавный
характер и коренятся в нерешительности
‘наших теоретических кадров, в отсутствия
организованной и планомерной работы В
этом направлении.

В разработке вопросов эстетики, несом-
ненно, олжен наступить рентительный пе-
релом. Первоочерелными мерами представ-
ляютея следующие? ‘

Министерству высшего образования
СОСР и министерствам просвещения сле-
дует ввести обязательный куре эстетики
ва всех филологических факультетах и в
художественных вузах. Следует. значи-
тельно увеличить 0б’ем преподавания теэ-
рии литературы. Элементарные сведения
по эстетике должны быть введены в по-
грамму старптих классов ередних школ.

Нужно немедленно взяться за создание
учебников по истории эстетических  уче-
ний и основам  маркоистеко-ленинской
эстетики.

Для активизации работы в области тео-
рии искусства и теории литературы не-
обходимо создать соответствующие кафед-
ры на философских и филологических фад-
культетах —— Ha первых порах, хотя бы
Ленингратского и Московского уняверсите-
тов. Олновременно следует начать полго-
товку аспирантов по этим дисциплинам.

Президиуму ° Академии наук CCCP
следовало бы создать секторы теорий ли-
тературы в Московском и Денинградеком
институтах литературы.

Наша пресса и Всесоюзное общество
по распространению политических и на-
учных знаний должны вести системати-
ческую пропаганлу советской эстетики.

Только при осуществлении Широкого
круга мероприятий эстетика займет у нае
то место, которое ей по праву принадле-
жит в социалистическом обществе.

Проф. Б. МЕЙЛАХ,
лауреат Сталинской премии.

Ветественно, может возникнуть вопрос:
«А что, этот чрезвычайно широкий размах
общественной я профилактической деятель-
ности сельского врача, — не может ли он
вредно отразиться на собственно-лечебной
и хпрургаческой работе? Не будет ли это
отвлекать и дисквалифипировать его как
терапевта или хирурга?

Й опять мне веномнилея случай.

Доктор Виселев-—коренаетый, смуглый,
черноволосый, но уже с сильной проседью
человек, в суконной  гимнастерке со. сле-
дама погонов, в полувоенной одежде, стре-
мительный, хотя и несколько угловатый
и чуть сутулый — идет, торопяеь в апте-
ку, вдоль липовой аллеи колхозного пар-
ка. Паветречу быстро налет высокий чело-
век в пальто, в картузе. Они с доктором
радостно приветствуют друг друга.

— Hy, как протез ваш? — спраши-
вает доктор Киселев.

— 0! Чудесно, — ответил тот.—ЯЖизль
узнал! Вы смотрите, как быетро бегало.
Спасибо, Иван Югорыч, спасибо!

— Kyapta не беспокоит, не болит?
	  — Нет! А вы представьте; Иван Его-
  DEI, Bes они там узнали вапгу работу!
Хирург-протезнет спрашивает: вам Иван
Егорыч ногу ампутировал?—Меня, конечно,
как кипятком охлынуло: откуда, думаю,
он узнал? — Он, — говорю. — А как вы
	узнали, доктор’ — А я,— говорит, — 19
шву его узнал: киселевекий шов. Шов
для хирурга — вее равно, что  подпиеь.
	Вернемся, однако, к вопросу о том, по-
мехой ли является санитарно-профилактч-
ческая деятельность «кланицизиу» врача.
Охно перечисление хирургических опера-
ций, которые производятся сельским вра-
чом Коселевым, заняло бы целую стрз-
Huy!

Пятнадцать хирургических операций
этог сельский врач считает обязательны-
ми для всякого сельского врача, ибо они,
в большинстве, неотложные:

— Нельзя посылать молодого врача ‘на
самостоятельный участок, не научив его
делать трахеотомию!.. Ну, представьте:
привезли ребенка — полавилея  пугови-
цей... Ну?! Хорош я буду, если скажу:
«Везите в район!» А ушемленная грыжа?
А остановить артериальное кровотечение?
А правильно хирургически обработать рд-
ну? Да как же так — без этого хирур-
гического «багажа» поехать на участок! —
волнуясь,  горячась, восклицает Иван
Егорыч. :

Нет, мы воочию убедились, что «сан-
эпидный профиль» врача отнюдь не про-
тиворечит. хирургия!
	Вогла 12 лет тому назад врач Виселев
и его жена, тоже врач (как видно, и тогда
не страдавшие ‹«колхозобоязнью»), поки-
дали Москву, хорошую квартиру и, конеч-
Но, КЛИНИКУ, покидали 10 своей  10б-
рой воле, чтобы получить в завелывание
врачебный сельекий участок с больничкой
на 20 коек, то ехали они е тверлым @
прекрасным решением: превратить вверен:
ную им больницу в маленькое подобие
КЛИНИКИ. .

Но едва они успели оглялетьея, как в
Кораблинском районе произошла. вепьызка
инфекционных заболеваний. Вее было сби-
то в комок! Вместо маленькой Rannsen
получились одно сплошное инфекционное
отлеление.
	Это послужило хорошим уроком лля
обоих мололых  «клинициетов»,  Доктзру
ВКиселеву стало ясным, что в работе кли-
нициета на селе он должен пробиться ва-
пряженным труюм врача  еднитарного,
врача-эпидемиолога, повселневно изучая и
озлоровляя весь евой участок.

При неизменной поддержке и руковод-
стве со сторювы партийной районной ор-
ганизации, врач Киселев, беспартийный
болыневик, стал ширить и ширить в на-
роде круг друзей и энтузиастов советского
‘здравоохранения на селе. Й произошло, на
первый взгляд, 9540: чем больше они ©
женой отдавали времани санитарной защи-
те вверенного их врачебной опеке много
тыеячного населения, тем все больше я
больше оставалось у них свободного вре-
мени и на хирургию, и на терапию, й на
соверптенетвование самих себя и своих
помощников.
	Теперь инфекционные койки из года в
год пустуют в Благодатновской сельской
больнице.
	‚Вот уже несколько лет, как Благо-
	Но следам выступлений

«Литературной: газеты»
	” «ЗА ЭТО ОТВЕЧАЕТ ЗАВОД»
	19 мая 1948 года в «Литературной га-
зете» опубликована статья писателя Baa~
димира Курочкина» «За это отвечает завод»,
в которой освешены серьезные недостатки
в трудоустройстве и  культурно-бытовом
ноложении  мололых. рабочих на заводе
«Враеное   Сормово».

Президиум ЦЕ профсоюза рабочих тране-
портного машиностроения обязал  завод-
ской комитет «Красного Сормова» вовмест
но с представителем: Центрального комитета
профсоюза немедленно проверять 00103е-
ние молодых рабочих на заводе и принять
меры к безусловному устранению отмечен»
ных в статье недостатков.
	В настоящее время по этому хе вопросу
	ЦВ профсоюза проводит проверку и на
Брянском  паровозостроительном — заводе.
Итоги проверки булут обсуждены  срезиз
	диумом Центрального комитета 11 июну
1948° года.
И. 0, председателя ЦК профсоюза
рабочих транспортного  машино-
строения
А. ЮШКОВ,
	К столетию со дня смерти В. Г. Белинского.
	[Тамяти вели
	кого нритина
	Белинского. Основу ее книжного фонда
саставляли пожертвования частных лиц,

Сейчас Сверлловская государственная
публичная ‘библиотека имени Белинского
располагает полумиллионом томов и являет-
ся крупнейшим книгохранилишем Урала.

В связи се исполняющимся’ 100-летием со
дня смерти В.Г. Белинского Свердловская
государственная публичная библиотека вы-
пустила справочник о жизни и творчестве
великого критика. Организуется выставка
его произведений,

om

Для tonyaspyzainu литературного на-
слелства великого русского критика, рево-
люционера и демократа’ В. Г. Белинского
издательство Книжной палаты Украинской
ССР выпустило библиографический сбор-
ник. В сборник вошли высказывания о Бе-
линском В. И. Ленина и И. В. Оталина,
тт. Жданова, Калинина, Кирова, Максима
Горького, русских писателей ХХ века. Сю-
да включены также перечень основных из-
даний произведений Белинского, списки
литературы о жизни и творческом пути ве-
ликого критика,
	`К столетию со дня смерти В. г. Белин-
ского в Лэнинграде откроется ряд выста-
вок, посвященных великому русскому криИ-
тику. В квартире-музее Некрасова (фили-
ал музея Института. литературы Академии
нгаук СССР) создается большая общего-
родская выставка. :
Выставку многочисленных сочинений Бе-
линского, а также книг и материалов
о его творчестве готовит Государственная
публичная библиотека имени Салтыкова:
Шедрина, Русский музей выставит. произ-
ведения, связанные с высказываниями Бе-
линского об изобразительном искусстве,
	7 июня в Ленинграде состоится заклалья
памятника великому критику. революцио-
неру и публицисту. В доме по Hes-
скому проспекту, в котором жил В. Г. Be-
линский, устанавливается _ мемориальная
доска, os

Почта полвека назад, в 1899 голу, в Ека-
теринбурге по инициативе передовой ин-
теллитенции была открыта общедоступная
библиотека, которой присвоено AMA ВТ.
	молоком, дополнительным рапиопом мя-   датновевая сельская больница Вораблин-
са. В больнице есть свой сепаратор. Для   ского района, Рязанской области, является
	больвых изготовляется лечебное
	пи1о-   базою второго Московского  медипивекого
		фильное молоко, При некоторых расетрий-   яяститута: в Благодатновскую
	ствах пишеварения у млаленпев полезно   ая приобретения врачебнога опыта 001
		пет затрудненья в в этом! ! Руководством Ивана Вгоровича каждое 2е-
	Мало этого! Дохолы от небольшого, в суш-   То Направляютея будущие врачи — сту-
	при   денты 5-го курса.
	ности,  прибольнитного хозяйства, при
очень скромной помощи  обладравотлела,
лали возможность внебюджетными ерелет-
	Так, сельский врач, массовик, органи-
затор. хэзяйственния, двенадцать лет $еи-
таший а селе». слезалея к тому же
	касательно парников ве откажет, вами произвести капитальный. ремонт всей дящий па селе», сделался к тому же
Итак, Иван Егорыт эм — врач. И, мо-   больницы, построить новую кухню, прй- воспитателем молодых врачей, оканчиваю-
Нятно, ов отнюдь агронома подменять не! обрести электростанцию и провести элек-  щих медицинский вуз столицы, .