ИЗ РЕДАКЦИОННОЙ ПОЧТЫ
		МАСТЕРСТВЕ И ПРОСТО
		териал владевт им. Смена времен года и
вместе с ней смена трудовых процессов в
колхозе, сев и жнятво, очнетка конюшен и
	ремонт инвентаря — 000 всем эмм
Субботин повествует достаточно нодробно
H 60 знанием дела. Однако — 1ро-
	NTH ВНИГУу, закрываешь ее © чувством ва-
кого-то внутреннего неудовлетворения.

За последнее время y Hat Появилось
много книг, написанных не профеесионала-
ми писателями, и эти книги бывалых лю-
дей становятея широко известными н 10-
пулярными у советского читателя.

Одни из них более совершенны ©
точки зрения литературной, другие еще
весьма сыры и не профессиональны, Но
они веегда пленяют нас поданнностью ма-
териалов, взводнованноетью очевидцев и
участников ‘каких-то болыших событий,
своей непосредетвенной близостью в жиз
пн. Однако этот поток записок и дневни-
ков бывалых людей, вызванный по пре-
имуществу глубоко и остро, пережитой
прошедшей войной, этот наш интерее к
поллинным событиям, гле фигура нисателя
	Появление нового имени в семье совет
ских литераторов— всегда примебное и ра-
достное событие. Имя А. Субботина ветре-
THIOCh нам впервые, и потому хотелось
бы внималельно и в то же время с хоро:
шим дружеским пристрастиём „оценить nep-
вую книгу молодого писателя. «Простые
люди» — так называется роман А. Суб-
ботина, выпущенный издательством  «Co-
ветский писатель» в 1948 году. Роман
повествует о делах и днях одного из бес-
численных колхозов нашей страны в дни
Великой Отечественной войны. В центре
‚ романа = фигура Марии Соломиной: Одна
из многих в колхозе, честная, работящая
женщина, потерявшая мужа в Bolly, ¢o-
вершенно нежданно для себя она выдвя-
гаетея собранием  волхозников на н9ет
	гасзоя  чуразием КОЛхОЗНИковВ На ПУСТ
председателя. Первое ее желание — отка-
заться: Почему именно она, ий как она
	справится?’ Мало ли других?’ Много вся
ких убедительных соображений  приходня
в голову Соломиной. Но, по существу, все
сводитея к инстинктивному желанию укло-
НиТЬСя от трудного ПУТИ.
	Можно назвать МНого качеств, опреде-’ как бы отодвинута ва второй план, — ни
тяющих характер советского человека, но} в какой степени не снимает не:
одно нам кажется решающим —= это сте-   обходимости упорной и углубаенной рабь-
пень. личной  ответственноети за общее,   ты нал харавтерами, диалогом; пейзажем
	своего произведения. мелание быть Как
можно ближе к жизни еще He означает
необходимости натуралистического воспро-
извеления ее. ]
	В своём желания написать просто о
простых яюдях Субботин незаметно для с6-
бя приходит к бытопиеанию, где подробное
описание трудовых процессов перемежается
жанровыми сценами с почти необработан-
вым «Житейским» дналогом, Мы уже  гово-
рили в новом интересном ключе; в котором
ведет Субботин центральный образ хв0его
романа. В сожалению, этого Нельзя ска-
зать о других персонажах. Воть здесь. Н
традиционно хороший дед Виифанов, эта-
вий блатголепный старик с поговоркой «су-
дарушви». И не раз уже вотречавшийся
«правильный инвалид» — бригадир Crt
цын, влюбленный в Марусю. Существует
и эвакупрованная горожанка Нина Павлов-
на, трудицаяея на полях колхоза. Суше-
ство, очевидно, положительное, но визане
безликое. Чувствуется, что она введена ав-
TOPOM AHI для полнобы набора. Несмотря
на обилие имен и персонажей, запомя-
навтея, по существу, лишь стропливая
Татьяна ja УМУВЫЙ, старалельный педре-
сток Корнюша. Как некий знак хорошей
женщины, существует в романе сельсовег-
скал Зоя. Хотя мы довольно часто ветре-
чавмея с ней, в памяти He остастея ни-
чего, кроме смутного желания автора вы-
вести положительный персонаж, должен-
ствующий помогать росту Марии Соломн-
	JT) — желание взять на себя максимум   своего произвеления.

усилий и ответственности в нашем обшом
теле. Именно поэтому нам показался инте
рёесных ключ, который нашел Субботин к
центральному образу евоего романа.
	Придя. в правление с абсолютной увез
ренностью, что’ она сейчас откажется быть.
председателем, Соломина, однако, Не в си:
лах этого сделать. Что скажет она людям,
которые доверили ей судьбу колхоза, овою
судьбу в трудные годы войны? Да и ces
Ha HOCY.

И вот, уже втянутая холом событий, Ма-
рия едет? с бригадиром Синицыным в горд
получать плужки, задержанные ремонтом.
Еще недавно она была просто Марусей, а
сейчас — председатель. И многое меняется
в в жизни. Вот пришла Настя, подруга.
Пришла жаловаться на бригадира в уве-
ренности, что подруга не выдаст. Но Настя
He права, и Марусе приходится согла-
ситься co штрафом, Наверное, не будучи
председателем; она бы тоже, как и. другие
женщины, настаивала; чтобы трактор из
МТС венахал и усадьбы колхизниквв,
Долго ли ему? Трудно ведь женщинам 063
мужей, да и старых много. В тому же и
Мельников, МТС’овский бригадир, давно
уже ухаживает за Марусей, Только Мигни,
и огороды будут вепаханы, Но сев не кон-
чен, не поднята вея общественная земля,
нельзя хотя бы на день, хотя бы на час от-
рывать тракторы. Да и сами женщины это
понимают, Но ведь не всегда хочется ити
	“Мы вновь говорим ‘о чуткости!
	Заместитель министра социального 00е-
сНечения РСФСР тов. М. Деревнин откли-
кнулся на заметку А. Натольского «Мы
говорим о чуткости», опубликованную в
«Литературной газете» 17 апреля 1948 года.
В заметке этой критиковались нелепые по-

рядки, заведенные в районных отделах.

социального обеспечения: дважды в год
вызывают на очередное переосвидетельство-
вание инвалидов войны, получивших Ha
фронтё тяжелые ранения.
	«Переосвидетельствование инвалидов
производится в целях уточнения трудового’
прогноза, который, в связи с возможными:
изменениями в Фостоянии здоровья инвали-
‘да и социальными показателями, естествен-
но, меняется. Это в полной мере относится
и ко многим инвалидам-увечникам, у KOTO-
рых трудовые возможности также повы-
шаются, несмотря на необратимость их
дефекта».

Так начинает свой ответ тов. Деревнин,
Он ничего не опровергает. Он просто
раз’ясняет,

Вслед за этими раз’яснениями, но перед
тем, как сослаться на различные высокие
инстанции, которые-де не дают Министер-
ству социального — обеспечения проявить
должную заботу об инвалидах, тов. Дерев-
HHH счел возможным согласиться с тем,
410 «<... в заметке правильно отмечена He-
целесообразность  переосвидетельствования
некоторых категорий инвалидов-увечников
с тяжелыми необратимыми физическими де-
фектами.. и лиц пожилых возрастов».
Читаешь ответ тов. Деревнина и удив-
ляешься равнодушному, бесстрастному тону,
каким заместитель министра социального
обеспечения говорит о нуждах людей, про-
ливших кровь за отечество. М определения-
то какие специальные подобраны: «необра-
тимые дефекты», «инвалилы-увечвики»,
	He только один тов, Деревнин отклик-
	нулся на заметку «Мы говорим о чут-
кости», Откликнулись и те, в защиту кого
выступила «Литературная газета», те, кого
тов: Деревнин именует «инвалидами-увеч-
никами с необратимыми дефектами». А мы
по праву, завоеванному ими, ‘назовем их
Героями ‹ Великой Отечественной войны,
славными советскими гражданами, потеряв:
	итими здоровье в боях за свободу и неза-
висимость нашей Родины:

Пишет тов. Пугачов из Славянского рай-
она Краснодарского края: «Мне ‘от роду
67 пет, парализован, руки И ноги никуда
не годятся, живу я в 20 километрах от
районного центра. 10 января был на пере-
освидетельствовании — просил комиссию,
чтобы больше меня. не вызывали, — трудно
	История зта, так небжнданно завершив+
	шаяся недавно, началась несколько лет на-
зад. Министерство путей сообщения пред-
ложило своему издательскому об’единению
«Гранежелдориздлату» строить для рабочих
большой семиэтажный дом на Садово-Ка:

ретной улице.
	Типографии” <Грансжелдориздата» внесли
на стройтельство “дома миллион рублей из
фонда улучшения быта рабочих. Грузовики
	издательских предприятии завезли стройма-
	тгериалы. В воскресные дни и после работы
наборщики, печатники, брошировщицы, кор-
ректоры приезжали на строительную пло-
щалку, расчищали ев, своими руками зало-
	жили фундамент, возвели один’ этаж, дру-
гой...

...И был построен дом за номером 4/6 по
Садово-Каретной улице. Но... министерство
сразу передало его в ведение своего цент-
рального управления делами.

Рабочие типографий «Трансжелдориздата»
были возмущены. Общественные й партий-
ные организации — президиум ЦК проф:
союза работников полиграфического произ-
водства и печати, Шербаковский, Куйбы-
шеёвекий, Железнодорожный — райкомы
ВКП(б), на территории которых расположе-
ны предприятия издательства, обратились в
министерство с ходатайством о предостав-
лении квартир рабочим-полиграфистам, Вот
что ответил им всем заместитель мичистра

ведь мнё, — но просьбой моей пренебрег+
ли — на 5 мая опять вызвали».

Пишет тов. Кукушкин из Иванова: «Я
инвалид, без ноги, и тоже испытываю на
себе эту «прелесть» — ходить два раза в
год на ВТЭК ари городской клинике № 3.
Добро бы это отнимало день-два, а то ведь
у нас пока очереди на рентген дождешься
недели полторы пойдет. В результате
приходишь на ВТЭК вместо 1Ю-го числа-
95-го. а’райсобес за эти дни пенсию вы-
читает — срок; говорят, пропущен».

Пишет тов. Ларин из Москвы: «Еще в
1943 году в ответ на мой запрос по поводу
нелепого издевательского  переосвидетель-
ствования инвалидов. большие и малые
деятели из ВТЭК пускались в рассужде-
ния о сложности прохождения проекта но-
вого положения в высоких инстанциях.
С тех пор прошло пять лет. Я окончил
юридический институт и Многому за это
время научился. Я убежден, что несложный
вопрос о ненужности переосвидетельствова-
ния инвалидов. может быть решен. простым
‘приказом министра. Не знаю, что ответил
министр Вам, но если его ответ похож на
ту отписку, которую прислал мне недавно
‘заведующий отделом ВТЭ министерства
тов. Авербах (отписка тов. Авербаха, пере-
сланная тов. Лариным в редакцию, даже
по терминологии настолько схожа с пись-
MOM заместителя министра, что мы неё
считаем нужным приводить ее здесь. -=
И, Б.), то ставьте перед общественностью
вопрос о нем, как о плохом работнике».

В заключение своего письма тов. Ларин
спрашивает, почему tos. Авербах в
своём ответе-отписке обошел молчанием
еще один вопрос? Дело в том, что комис-
сия ВТЭ Москворецкого района помещает-
ся на самом верхнем, третьем этаже поли-
клиники № 68, а гардероб находится в
подвале. Путешествие по лестнинам, столь
незатруднительное для здоровых, вгоняет
в пот людей с ампутированными ногами, ©
больным сердцем или легкими.

«Потому. ли,—спрашивает тов. Ларин,
тов. Авербах не ответил мне, что вопрое о
разумном размещении помещений для ВТЭК
не предусмотрен в новом положении и тов.
Авербаху не на что сослаться?»
	_ На этот вопрос мы можем ответить тов.
Ларину сами. Нет, не только по этой при-
чинё, а главным образом потому, что и тов.
Деревнин, и тов. Авербах, и, видимо, неко-
торые другиё работники Министерства
социального обеспечения РСФСР сами
страдают серьезным (для их должностей,
в особенности) «необратимым» дефектом:
бездушием!
И. БАРУ
	 .
				В Эстонской ССР впабчитыйается свьнае 599 народных домов, Ио вечерам в Вих Covi:
	раются крестьяне, Здесь можно просмотреть кинофильм, спектакль, выставку, послу-
птать лекцию. прочесть газеты, журналы. получить внигу в библиотеке. НА СНИМКЕ:
Народный дом в волости Ранла Харьюского уеада.
	Фото Г. АКМОЛИНСКОГО. (Фотохроника ТАСС).
	Кирилл ЛЕВИН.
	а молоньних станциях Донбасса
	смотрим на соседние шахтеревие поселки,
они радиофицированы, а мы не можем до-
биться, чтобы к нам провели кабель.
Молодежь станции хорошо работает —
перевыполняет производственный план,
среди комсомольцев много стахановцев, но
культурная их жизнь проходит в безра-
достных условиях. Даже Кировский рай-
Ком партий в городе Сталино, к которому
относится Рутченково, не помогает нам.
Мы побывали на станциях Мандрыкино,
Ларино, Доля, Караванная, Чумаково... —
	  всюду та же печальная картина. Нет
библиотеки, кинофильмы идут одни и те
Же по нескольку раз, не приезжают лек-
Торы, не видно внигонош. А как страстно
рвется молодежь к живому CHOBY, k Hopoit
книге!

На маленьких станциях с нронией го-
ворят © «блуждающем метеоре» — ваго-
не-клубе дорпрофсожа Южно-Донецкой до-
роги. На станции Ларино, например, вагон
этот за Полтора последних года был всего
три раза.

А между тем, когда на станции Ларино
заведующий партийным отделом одной га-
зеты, случайно оказавшийся там, сделал
доклад о международном положении, надо
было видеть, как хлынул Туда народ. Слу-
шали, затаив дыхание, боясь  проронить
слово, и лектора засыпали вопросами.

Ни на одной маленькой станция не
увидели мы витрин 6 газетами,

— Живем, как в лесу, с  поречью
сказал старый оао СТАНЦИЙ
Караванная Трофим Захарович Букреев, —
забогы о кудьтуре нё видим...

— Hak правило, на линёйных станциях
нет красных уголков, — заявил предеёда-
тель дорирофеожа Северо-Доненкой дороги
тов. Демьянчук. Он назвал 16  стапиий,
	с ПЭ- где до сих пор не восстановлены разрунЕез-
	вые клубы. Своих средетв нехватает, а
министерство не дает ни копейки...

Доля вины падавт ий на MCT
ные организации маленьких станний —_
месткомы, первичные партийные и ко\мео-
MOABCKHE организации, воторые He Beery
с нужной заботой относятся Е культурным
	занросам свонх коллективов. Но ерадетва
и возможности их очень малы, Многие
узловые станции, города Лонбасса раепо-
латают сильными кадрами лекторов и
пропагандистов. Взять хотя бы Славянек,
где одних лекторов и докладчиков свышв
30 человек. Почему бы таким  крунным
станциям не взять шефство над соседними
маленькими станциями и не посылать туда
лекторов и докладчиков?

Надо сделать так, чтобы вагоны- Rayon
не были случайными гостями на малёнь-
ких станциях. Мадо, чтобы дор- и рай-
профсожи не отоиживались у себя, а под-
держивали бы живую связь с местами, по-
	сылали туда своих руководящих работ-.
ников и сами, соботвенпыми глазами, ви-
дели бы, что там делается.
	Тот, вто видел Донбассе осенью срок
третьего года, вскоре после освобождения,
тот не узнает его теперь, Вместо беефор-
менных груд железа и бетона, взорванных
домен, разбитых копров опять подымаютея
корпуса и трубы заводов; башни домен,
надшахтные . постройки, пахтерекие и’ ра-

бочие поселки, окруженные цветущими са.

Janu.

В городах и на узловых станциях Boece

останавливаются клубы, дворцы культуры,
красные уголки. Но вот судьба забросила
нас нА маленькие станции Южно- и (6ве-

ро-Донецких дорог.

Угленогрузочная станция Рутченково.

Вечер... Увязая в грязи, в темно, в низ-
кому, угрюмому зданию пробираются Нар
ни и девушки. Оня идуг в свой красный

уголок — единственное Место, где можно.

как-нибудь скоротать вечер. И хотя пока-
зывают кинофильм, уже не раз виденный

ИМИ, Но все же идут — куда же деваться?

Облупивниеся, грязные стены, протека-
юшая, ржавая крыша — таково здание
снаружи. Но и внутри неё лучше: стены
в плесени, потолок черен от сыростя, пол
грязен. Тусклые лампы едва светят. Ha
стене == огромная картина, безграмотная
ий аляповатая.

Начинаютея танцы, Танцуют в гало
max, — некуда сдать их: гардероба нет.

— Послушайте, — растерянно спросили
мы У заведующего красным уголком тов.
Архипова и секретаря местной комсомоль-
ской организации тов. Чанни, = как же
Это у Ва Все Так запущено?

Тов, Чапии рассказал:

—= Здание это давно уже не ремонти:
ровалось = у нас нет никаких средетво на.
ремонт. Мы обращалиеь в райпрефвож, в.
дорпрофсож, к начальнику отделения д9-
роги генералу Кухтенко — никто не 1о-
Mor, хотя обещаний было много. Ни оли
человек из этих организаций не поинтере-
совалея, как ведезея у нас культурно
массовая работа. Не поинтересовались этим
й в райкоме партии.

—У нас нет библиотеки. Мы просили
книг, спортивный инвентарь, Шахматы,
шашки, инструменты для духового opRe-
стра. Но вместо этого дорпрофеож прислал
нам вот эту картину стоимостью 8
12.700 рублей. Подумать только, сколько
интересных и полезных вещей можно было

купить Ha 3TH деньги! — © горечью’ доба-
	И был построен пом...
	‘тов. Н, Синегубов документом за номером
501318:

«..МПС считает целевое выделение жил-
‘площади в распоряжение отдельных подраз:
делений его нецелесообразным, Удовлетво-
рение жилилошадью работников типографий
будет производиться в индивидуальном по-
рядке по утверждаемому. руководством МИС
списку, который мы ‘прелложили «Транс-
желдориздату» представить...»

Список был составлен. В него включены
самые достойные и самые нуждающиеся в
квартирах.

Два месяца назад этот список рассматриз
вал заместитель министра тов. В. Винограз
дов и обещал предоставить рабочим «Транс-
желдориздата» ..десять квартир.

Недавно началось заселение дома на Са:
дово-Каретной. Распределено уже 33 квар-
тиры, но вы не найдете здесь ни одного раз
бочего транспортного издательства,

Им заместитель начальника центрального
управления делами МПС тов. Астафьев со=
общил:

«...Согласно решению? жилищной комис:
вии, созданной flo приказу министра,
«Трансжелдориздату» в доме Ne 4/6 no Ca-
дово-Каретной улице выделена... одна квар-
тира».

За миллион рублей! После миллиона обе:
щаний! :

„..Очень некрасивая история,

самым трудным путем, В каждом человеке   ной. В отной из сцен, видимо. отчаявшиеь
	неповториуьдтЯ
	есть слабинка. И как явственно опущает   созазть Soe какой-то свой.
	здесь Маруся 68010 ответотвенность! Вель  характер и сульбу, автор особенно подчер-
	от нее, от ее решения зависит сейчас, ка-
кие качества победят в людях. М Маруся
исылае  трактор на вепашку клеверов и
первая берется за лонату, И самое замеча-
тельное, что народ понимает ee. Да, Мару-
ея права. Есть в советских людях замеча»
тельное качество, они никогда не откажутся
от полной меры усилий. Была бы верна и
хороша цель. Вожак, руководитель, как @ы
суров и требователен он ни был, — ов
всетла поведет за собой Народ. И именно
слабости и потачки не простят ему.

Мы верим Субботину, что Колхоз 0О0ль:
миной, ототававший долгое врёмя, стан
BHTCA под конец романа грозным соперни“
ком издавна славящихся передовых колхо-
308.

Ееть у Руставели Иревосхолные строки:
	Что хранишь ты, то пропало,
Что ты отдал, то твое.
	И Мария Обломина © гордостью  ©щу-
maet, как сумма 68 усилий и трудов в03=
вращается к ней ‘радостью уенехов 6е Кол-
хз TY каким-то новым ощущением самой
	себя. И не случаен в конце романа приход   ощущается,
	кивает чистоту ее комнаты и сбоственно-
ручно связанное ею покрывало, Это же
умиление чистотой и тишиной; этаким св0е=
образным внешним благолепием, характер-
но лая Субботина я при описании райкома
партин. Чисто, тихо, все табаички висят
Ha дверях не криво, & правильно. И света
MHOTO B кабинете секретаря. Й сам он те
хий да ласковый, В дальнейшем МЫ ВИИУ
еще раз секретатя райкома Воронова на
полях колхоза «Ударник». Но автору так
н не улается созлать запоминаюцнйся
и колоритный образ. Вее как будто пра
ВИЛЬНО, й В 10 же время нет живого Ч2*
ловека. Автор. варанее умилился, и потому
вместо конкретного человека перед нами
некий благоленный зпрелетавитель»: Уми:
	Соломиной в партию. Коммуниет-—то-есть- решает уравнения со многими известными,
	И вто же врёмя иногда А. Субботин приз
	UPTOBER максимальных усилий й Высокой
	ответетзенности. Ла. Соломина имеет пра-` кавается к подлинно интересным и 0элБ-
	ви называться коммунистом.
Отмечая эту интересную и
	шим темам нашей жизни. Такова ИСТОрИЯ   еетяеаиияеениаее
ведущую   Татьяны. противопоставившей себя колхо-
	тенденнию романа, вонлощенную, в овнов-  зу, и горечь ве жизни, вогда она ощутила ТР все произведения Карела Чапева,
ном, ‘в образе Соломиной, мы вынуждены   себя полностью выключенной из коллех- воптедитие в этот том, уже переводи-
ayect® с тем пред’явить немало претензий   тива. Такова намеченная Субботиным 16-  лись на русский языв, вое в них знакомо
	мелочому автору. Аотелось бы;
	чтобы В  ма соревнования Между колхозами. Здесь! и памятно: чулесные  пронизанные све
	первой книге нового писателя Угадывалея   забота иных предоехателей о своем личным   лым народным юмором новеллы, полная
	свой. неповторимый голос.
	По молодости   авторитете готова перейти, по существу, в   горького сарказма «Война в саламандрами»
	писательской ‘бнографии он. может быть   недоорожелательетво в новому конкуренту. Ри, наконец, потрясающая мощью  патряо-
		Пусть. он иногда сры*  Тав возникает сфера тех этических проб-   тическакого чувства «Мать». Чацек умер в
	вается и дает, что называется, иетуха, но лем, которые особенно важны и интер?с-   1938 году, но теперь, как и десять лет
какие-то особенности его тембра должны   ны нам. К сожалению, эта тема Только На-   тому назад, его произведения будят жи:
запомниться нам. Вот этого еще нет, к 60-1 мбчень я не развернута Субботиным: вуУюЮ мысль, служат илеям прогресса и
	жатению, в книге оубсботяна, дя Be’) Хотелось бы, чтобы А. Субботин, при-   демократии.

характерно хорошее знание колхозного трУ*   поопунииеь к подлинной и значительной Популярность Чанека перешагнула да-
Ja и быта, но порой возникает ощущение, отицеской теме в образе Марии Соломиной, ‘леко за пределы его родины. Читателя не-
что не Субботин владеет матерпалом, & Ман: сы и сам, вместе со сволм героем, пу-   изменно привлекало не только выдающее-
	ААААНИНИМИАНННАННН
	люди», «Советски
	А. Субботия. «Простые
писатель», 1948. 286 сти.
	ся мастерство писателя, но в первую 0ч9-
редь — 6вго общественный темперамент,
умение рёзко и прямо ставить социально-
	политические вопросы, волновавшие в те’
	годы передовое человечество. :
	Ненримиримость, враждебность по отно-
шению к капиталистическому миру и ero
	‚  тем найболынего сопротивления. Только на
	этом пуфи может ожидать его успех.
	ление=-=вообще мало плодотворное состояние   вил свкоебтарь..--Мы свойми силами по-
	строили сцену, хотели устроить драмкру-
OK, HO нет ни грима, ни пьее, ни Koc-
тюмов, ни занавеса — ничего нет. Даже
гомбомолтокий комитет не ‘имеет сроего
	зля писателя. А когда в него впадает пи»
сатель молодой, это особенно печально.
	  Жнига Субботина — отнюдь Не первая   тюмов, нн занавеса —— ничего нет, даже
на колхозную remy. Хотелось бы видеть в комсомольский комитет не ‘имеет своего
  ней каков-то движение вперед, следы ка- помещения: собрания и политическая уче
кой-то большой писательской работы над  ба зонсходят где попало. Наша молодежь
этой темой. А, к сожалению, временами   любит спорт, но у нас нет онортилощадки,
  опсущается. что молодой писатель зачастую   нет инвентаря. Сколько раз мы обратиа-

лись в райнрофсож к тов. Гарагуле, В
‚управление дороги, к начальнику  стан-
ций — и все напраено. Мы с завиствю

риотов етать под боевые знамена, чтобы
защититв родину от агрессора! Он зву-
чит, как голос самой родины. Писатель-
демократ, антифашист Чапек выступает
здесь перед нами как народный трибун,
Родной народ Чацека твердо решил:
K довоенному прошлому возврата не бу-
дет. Порядок в том, чтобы «поставить
вещи так, как они должны стеять».
Писатели сегодняшней Чехословакии
воеприняли лучшие традиции Чапека; его
высокое понимание писательской честно-
сти, его ненависть к империализму. В
пламени борьбы против. фашизма и всех
видов реакции родилась народная демо“
пратия Чехословакии, a вместе с ной п
новая чешская литература, дополнившая
отрицание капитализма утверждением
воммунистических идей. Лучшие писатели
сегоднянней Чехословакии — в радах
коммунистической партии или близки к
ней. Коммунист — замечательный поэт
Витезслав Незвал, коммунист — тонкий
прозаик Ян Дрда, коммунистом был скон-
чавшийся в прошлом году патриарх чеш-
ской поэзии Станислав Костка Нейман.
Старейшая ческая писательница Мария
Майерова прошла долгий и поучительный
путь от сопиал-демократии к воммунизмт.
Крупнейший мастер чешской прозы Иван
Ольбрахт один из первых среди чешских
писателей стал боршом за утверждение
метода социалистического реализма.
Жизненное крело этих писателей выра-
зил национальный repo Чехословакии
коммунист Юлиус Фучив:
«Обязанность быть человёком не KOH-
чится вместе с теперешней войной, и дая
выполнения этой обязанности потребуется
	героическое сердце, пока Bee люли не
станут людьми».
Народы Чехословакии, вопреки upo-
	искам зарубежной и отечественной реак-
ций, твердой рукой строят свое лучшее
будущее. Вместе с ними трудятся чешекие
и’ словацкие писателя. Они знают, что
завоеванная в борьбе победа принесла им
He право на покой, а обязанность еще
самоотверженнее служить народу.
		ИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
№ 42 — : 3
	5ыть человеком на земле
	Том избранных произведений открывают
«Английские письма» —= репортаж о y=
тешествии, написанный еше в 1923 году,
Внимательный и тонкий наблюдатель;
Чапек с вежливой улыбкой рассказывает
о некоторых забавных  причудах британ»
цев. Но вот, знакомясь о дпондонскими до-
стопримечательностями, писатель посетил
выставку изделий британских колоний, И
здесь уже нет и следа его пронически-
вежливой улыбки, Он находит прямые и
гневные слова:

«В Британской империи — четыреста
миллионов цветных людей, а на выставке
Британской империи они представлены
лишь несколькими рекламными марионет-
ками, небольшим числом желтых или ко-
	явственно выступает идейная тенденция
романа, сатирический анализ конкретной
политической ситуации. Чапек воюет с
поднятым забралом,. С ненавистью обрущши-
вается он на фашизы, клеймит буржуаз-
ные демократии, политикой невмешатель-
ства расчищающие дорогу агрессору, изда-
вается над капиталистической пивилиза»
цией. .

На одном из островов Тихого океана об-
наружено племя человекоподобных сала
мандр. Ловкие предприниматели находят
средства К тому, чтобы приручить их и
испояьзовать для работы под водой, Поз
мещенные в благоприятные условия, са-
ламандры проявляют способность необык-
новенно быстро размножаться. Вскоре их на
земном шаре уже миллионы, затем больше
миллиарда. Вместе с тем саламандры весь
ма успешно осваивают человеческую
культуру. Впрочем, это не совсем точно:
духовная культура людей их не интересу-
ет, они усваивают только внешнюю сторо-
HY капиталистической” цивилизации. Ча-
пек замечает: «..у них нет своей музыки
или литературы, но они прекрасно обхо-
дятся и без них. И люди начинают прихо-
дить к выводу, что это замечательно со-
временно». Почувствовав свою силу, cad3-
мандры превращаются в агрессоров и на-
падают на яюдей, Шаг за шагом они от-
воевывают у человечества земную сушу,
заливая ее водой. Саламандры циничны и
наглы,

«Война с  саламандрами» завершается
картиной крушения человеческой цивили-
зации. В этом сказалась слабость Чапека:
разоблачая фашизм, он тогда еще He BH-
дел силы, способной ему противостоять.
Он увидел ее. позднее и показал в пьесе
«Мать», созданной два года спустя. Чапек
с явной симпатией рисует в своей драме
образ коммуниста Петра, изображает на-
ролное восетание:
	( какой страстью, в каким чуветвом.
	ЗВУЧИТ В финале пьесы раздающийся по
радио женский голос, призывающий пат-
	Неутомимый исследователь
		В обширной литературе, посвященной
вопросам изучения и освоения Арктики,
труд Н. В. Пинегина 6 Георгии Селове и
его экспедиции займет почетное место.

Участник событий, хуложник-пейзажист,
сопровождавший Селова в походе к Се-
верному полюсу, Н. В. Пинегин создал
своей книгой памятник подвигу русского
человека, храброго сына трудового народа,

Учившийся на медные Гроши, трудом
и редковтными способностями преодолев-
ний социальные и сословные преграды
царской России, Седов отправляется в да-
лекий и рискованный путь, желая просла-
вить Родину, принести ей возможно боль-
ше пользы.

Мало кто помогает émy.

Парь равнодушен к сообщениям 0 Пред-
полагающейся экспедиции, морской ми-
нистр Григорович ничего не знает о Седове
и На скучающе-любезный, чуть ирони-
ческий вопрос министра внутренних дел
Макарова: «Никак, ваше высокопревосхо:
дительство решили собственным Франкли-
ном обзавестись?», — отвечает: «Не пони:
маю. Какой Франклин?

— Ну ‘как же, Разве не знасте?

— Не знаю,

Григорович пожал плечами: Орлы На’ ад*
миральских погонах прыгнули вверх.

— У меня нет, слава богу, ни одного
Франклина. 1
	Н. Пияегня, «Георгий Седов». «Советский пи-
	сатель», 1947 гол, 316 Ор.
	-—. Как net? A этот, как 60? Капитан   вырождающейся культуре характерны для   ричневых торговцев и коз-какими памят-
	Седов. К полюсу собирается...
‚ Адмиральские орлы медленно сели на
	MEO TO:
— Ax... па. Читал, читал, Собирается.
	— Что же это. е вашего благословения?
	никами старины, воторые очутились здесь
ради курьеза для увеселения публики. Я
не знаю; что это означает: страшный упа-
лок культуры цветных народов или
страшное молчание четырехсот  миллио-
нов человек; ия не знаю, что в конце
коннов странгнее»,
	А вот впечатления Чапека от лондон*
ского Ист-Энда, расположенного, кав сар-
кастически замечает писатель, «.недале-
KO от центра мира, за Английским банком,
биржей и джунглями прочих банков и Me-
няльных контор». «...дто безусловно са-
мые грязные кварталы и самые бедные
улицы на свете, и нищета здесь достигаст
наивысшего уровня...»
	Как живо звучат эти слова сегодня,
когда правители обнищавшей Вританий
стоят в американской приемной, выпра-
шивая очередной заем! Впрочем, четыре
ста Миллионов британских подданных те-
перь не молчат, а громко напоминают 9
своих правах.

«Война с валамандрами» —= самое п0-
пулярное. из крунвых произведений Uane-
ка. Это последний из серии созданных ич
фантастических социальных романов. us

своеобразен и причудлив, как и ранние
«утопии» Чапека. Но злесь вовершенно
	всего творчества Чапека. Однако путь Ча-
пека в литературе был сложным, — пи-
сатель, впатавиий многие предрассудки
буржуазно-либеральноо гуманизма, ов
долго не Мог найти положительную жизне-
	— С моего благословения? — повел бро-   тверждающую программу, и вида его бы-
	вями моряк.
— Я думал, да.
	ла в Пафове отрицания. Усвоенные ещё в
голы молодости ложные историко-философ-
		—`Ничутьы Я даже не энаю этого офи   скиё концецпцаи приводили к тому, что он
	Министр «не знает» Седова
	часто заблужлалея. Не раз В его произве-
	и дальше.   лениях, кв й у Анатоля Франса, воз-
	Экспедиция организуется на средства Ре` никала безнадежная идея вечного круго-
акционной газеты «Новое время», желаю- тозота, истории человечества, звучали пес-
	симистические ноты. Только в ПЬесе
«Мать» Чапек приблизился К желанной
нетине. Оставалось сделать лишь несколь-
ко шагов... Но злесь наступила безвремён-
	И всё же, несмотвя Ha 10, ч10 ПУТЬ
	щей этим поднять тираж своего издания.   осрие
	и светлый! Ная смерть.
	Оснащена экепедиция скверно, благотво-
ритёльный комитет, составленный из каких-
то ловких проходимцев, бездействует...

`И ва фоне всей этой чудовищной, бре-
довой вакханалии’ -— чистый и светлый
образ Георгия Седова, верящего в науку,
	з свое дело. в свою звезду, человека дол*   Чапека был сложным и трудным, его стра=
	га. отваги и подвига!
	стные обличения капиталистического вар-
варства. острая сойиальная сатира были
	Н. Пинцегин умер. в 1941 году. При жиз-  варетва, острая социальная
	ни его вышли в свет. две первые Части   веским оружием передовых людей запада
книги о. Седове. Послелню

)то оружие и сейчас не притупилось.
	‹ Карел Чанек «Избранные произведения».
Знраиясьне инсьма. Как ато делазгей. Новзллы.
война г саламаидрами. Мать. Перевод ев че
ского. Релавний и вотунительнан статья. А, Гу
	самого похода, -= написанную автором

внернё. подготовили к печати В. Ю. Визе.

и жена автора Е. М. Пинегиня:
Ustarenh благодарен им за то большое.

впечатление, которое OH получает от KHA-
ГИ.
	И РАХТАНОВ   ровича. Гослитиздат. Москва. 1947. 858 стр.