Великий русский револк
Виссарион Григорьев

эпохи. Именно в этот период он заклады-
вает основы той материалистической и
демократической эстетики, которая будет
унаследована и развита  Чернышевевим,
Добролюбовым в 60-в голы.

В 1846 г. Белинский порывает © изда-
телем «Отечественных записок» Краевеким,
безжалостно эксплоатировавшим его, и пе-
реходит в некрасовский «Современник»,
rie печатает лучшие свои работы, знаме-
	  нитые обзоры русской литературы за 15460
	и 1847 годы: —

В общественной, философекой и литора-
турной деятельности Белинского воплэти-
	лизь лучшие черты передовой русской ка-
циональной культуры — ее духовная са-
мостоятельность, смелость, ве  непо-
вторимое своеобразие, — предопределеннае
особыми конкретно-историческими условия-
ми развития, ве неразрывная связь с 05-
щественно-политической жизнью страны, е
народным освободительным движением, с
лучшими чаяниями угнетенных масс.

Передовая русская общественная мысль
превзошла и оставила далеко позади
себя немецкую философию с ее идез-
листической  абстрактноетью и weTa-
физичностью, — резкционностью, = коеяо-
СТЬЮ, филистерской: ограниченностью. Ве-
линский — деятель и мыслитель был на
толову выше не только немецких физосо-
фов, но и французских сопиалистов-утони-
стов, потому что он прямо связывает вопрос
о свободе и счастье человечества с идеей
революционного ‘преобразования жизни.
Белинскому-революционеру претит дух
буржуазной «добропорядочности» и «благо-
намеренности» английских экономистов,
	ЭТО —ГЕНИАЛЬНАЯ ВЕЩЬ,
ЗАВЕЩАНИЕ ЕГО.
	Итогом веего идейного и творческого
пути, пройденного Белинеким, явилось егэ
знаменитое «Мисъмо к Гоголю»,
	Именно так стределил ленин значение
этого величайшего документа русского
освободительного движения.

«го знаменитое «Письмо в Гоголю»,
подводивитее итог литературной деятельно-
сти Белинского, было одним из лучших
произведений бесцензурной  демократиче-
ской печати, сохранивших громадное, жи-
вов значение и по сию пору», — писал
Ленин в 1914 году.

Письмо Белинекого было написано по
поводу реакционной кииги Гоголя «Вы:
бранные места из переписки с друзьями»,
выипедшей в 1847 году. В этой книге Го-
голь, отрекаяеь от своих прежних худо-
жественных произведений, выступил в 19-
ди проповедника, защитника крепостного
права, самодержавия и религиозного мра-
кобесия, Книга Гоголя вызвала глубокие
негодование лучших представителей пере-
довой русской общественной мысли. :

Свое письмо к Гоголю Белинский пишет
за границей, не стесненный царской цеп-
зурой. В этом письме он жестоко бичует
Гоголя за то, что он, оказавитись во влаети
реакции, «во имя Христа и церкви учит
варвара-помещика наживать от крестьян
больше денег, ругая их неумытыми ры-
ами». .
	Уничтожение крепостного права — вот
главный вопросе времени, — утверждает
	WD Tah.

Герцен, познакомивигись впервые ©
письмом Белинского. сказал: «Это — ге-
	ниальная вещь, да это, кажется, и заве-
mane ero»,

Великий мыслитель выступил в этом
своем завещании против самих основ су-
шествующего строя — против крепоетно-
то права, самодержавия, православной
церкви.

Пасьмо Белинского возвещало о прибли-
жении новой волны революционно-06вобо-
длительного движения. Оно может быть на-
звано манифестом русской ‘демократии.

В этом — секрет той огромной попу-
лярноети, какую имело «Письмо» среди
передовых деятелей, несмотря на строжай-
шие запреты, полицейские расправы я
преследования. Не было уголка в России,
Tle бы революционная молодежь не читала
его с восторгом, не заучивала паизусть.

Однако, дни самого Белинского были
сочтены.

Тяжелая болезнь (туберкулез), лишения,
невылазная нужда, преследования и 0ы-
ски жандармов, необходимость много пи-
сать, — все это надорвало его здоровье.

Одян из друзей Белинского говорил в
письме, относящемея к последним годам
жизни великого критика:

«Белинский умирает с голоду и работает
из куска хлеба. Доктора советуют отдох-
нуть,—но где средства, чем жить?»

26 мая (7 июня н, с.) 1848 года Бе-

писал Ленин, — передовая мысль в Рос-
сии, под гнетом невиданно дикого и рёак-
ционного царизма, жално искала правиль-
HOH революционной теории, следя е уди-
вительным усердием: и тщательноетью 34
всяким и каждым «последним словом»
Европы и Америки в‘этой области: Мяр-
RCH3M, как единственно правильную peBo-
люционную теорию, Россия поистине вы-
страдала полувековой историей неслыхан-
ных муБ и жертв, невиданного резолюци-
онного героизма, невероятной энергии и
беззаветности исканий, обучения, испыта-
ния на практике, разочарований, проверки,
сопоставления опыта Пвропы».
	Эти ленинекие слова дают ключ к 1п0-
ниманию всего жизненного и творческого
пути критика-революционера.
	Сложными и трудными были его.
поиски «правильной  революциовной те-
орин». Hota ответа на жгучие евоца-
	альные вопросы эпохи, Белинский иногда
опгибалея, временно отклонялея от наме-
ченного пути, но, смело и мужественно
преодолевая ошибки, снова шел — вперед
и вперед.
	БЕЗЗАВЕТНОСТЬ
ИСКАНИЙ
	Сто лет прошло е тех пор, как пере-
стало биться горячее, страстное сердце
неистового Виссариона, великого рус-
ского революционера-демократа,  критика-
трибуна, одного из самых славных деяте-
лей нашей отечественной истории и лите-
ратуры.

За это время светлый образ не потуск-
Hed, He покрылея архивной пылью исто-
рни. Белинский близок и дорог нам, лю-
дям советской эпохи. С каждым го-
дом его творческий облик раскрывается
перед нами весе глубже и ярче. Мы воо-
принимаем его, как верного друга, испы-
танного союзника в нашей сегодняшней
борьбе за торжество идей коммунизма, за
расцвет советской культуры.

Пламенный латриот, смелый противник
всякого гнета и насилия над  чело-
веческой личностью, над миллионами
тружеников, поборник общественного слу-
кения нокусства, руководитель литерату-
ры, всю жизнь отстаивавший высокие
принципы идейности, народности и `ед-
	лизма, — Белинекий является нашим
предшественником.

Именно так оценивал его значение
Ленин.

В своей знаменитой работе «Чао де-
	лать’», определяя задачи русского рево-
‚ люционного движения и русской социал-
‘ демократической паргии. Ленин писал:
	«,..Раль передового борца может выпол-
нить только партия, руководимая передо-
вой теорией. А чтобы хоть сколько-нибудь
конкретно представить. себе, чтб это ознз-
чает, пусть читатель вомнит о таких
предшественйиках русской  социал-демо-
кратии, как Герцен, Белинокий, Черны-
шерский и блестящая плеяда революцио-
неров 70-х” годов...»

В грезные дни 1941 года мудрый вождь
советских народов И, В. Сталин‘ поставил
ния Белинского в ряд с величайшими дея-
телями, мыслителями и художниками рус-
ского народа, составляющими его гордость
и бессмертную славу.

Имя Белинского неразрывно связано с
народом, с его борьбой за свободу, е ем
лучшими чаяниями и надеждами. И ноэто-
му оно так же бесемертно, как бесемертон
народ, которому Белинский отдал вею свою
жизнь 10 последнего дыхания.
	БЫТЬ ГРАЖДАНИНОМ,
СЫНОМ СВОЕГО
ОБЩЕСТВА И ЭПОХИ
	В своих работах Ленин © исчерпываю-
щей ясностью определяет связь Белинеко-
го — революционного деятеля ий критика
‹ судьбами русской революции.

«Освободительное движение в России
прошло три главные этапа, — читаем мы
в Ленинской работе «Из прошлого рабочей.
печати в России», — соответственно трем
тлавным . классам. русского. общества, . нада-
тавшим евою печать на движение: 1) не-
риод . дворянский, примерно с 1825 по
1861 год; 2) разночинекий или буржуаз-
но-демократический, приблизительно с
1861 no 1895 rot; 3) пролетарожай, е
1895 по настоящее время».

Наметив эти три главных этапа, три
изторических периода в развитии русской
революции, Ленин так определяет место
Белинекого: «Предшественником полного
вытеенения дворян разночинцами в нашем
освободительном движении был еще при
хрепостном праве В. Г. Белинский».

Сознательная жизнь Белинского нача-
лась в годы тяжелой  самодержавно-кре-
постнической реакции. Восстание декабри-
тов 1825 года закончилось поражением.
Вожди восстания были повешены, а участ-
ники — офицеры и солдаты — брошены
на, каторгу, в далекую Сибирь. Черные
крылья реакции распростерлиесь над стра-
нот. Николай Палкин боялся малейшего
проявления свободолюбивой мысли, зверски
расправляясь со всеми, кто отказывался
беспрекословно подчиняться царскому уда-
зу, полицейскому циркуляру.

«Мы живем в страшное время», —писал
Белинский.

Крепостническая Россия, по словам ав-
тора знаменитого «Нисьма к Гоголю»,
представляла с0б0ю «ужасное зрелище
страны, ie люди торгуют — людьми,
не имея па 2TO и того  оправаа-
ния, каким лукаво пользуются  аме-
риканские  плантаторы, Утверждая, что
негр не человек...»

Однако эпоха 30—40-х годов — эпоха
тнет» невиданно дикого и ‘реакционняго
царизма, жестокой, кровавой расправы с
лучшими  сынами русского народа, 6ез-
удержной и изуверской николаевской ре-
акции — не была эпохой застоя, упадка,
уныния. Гром нушек,  раздавиийся на
Сенатской площади, «разбудил целое иоко-
ление» (Герцен). Е

В 30-е roan, в пору  тяглайшего
самодержавно-полицейского. гнета и пройз-
вола, усиливаются революционные, физло-
софские, теоретичесвие искания. Кружки
Станкевича, Герцена и Огарева, напряжен-
ная борьба западников и славянофилов,
острые и бурные полемические схватки,
споры о путях развития России, о сред”
ствах борьбы с николаевеким режимом —
вое это так или иначе отражало рост рус-
ской общественной революционной мысли,
	Жизнь’ Белинского, все его устрем-
ления и мысли нерасторжимо связаны ©
общественной жизнью его эпохи, «Свобо-
дв творчества, — писал критик, — легко
согласуется с служением современности:
для этого не нужно принуждать себя пи-
сать на темы, насиловать фантазито; для
этого‘ нужно только быть гражданином,
сыном своего общества и своей эпохи, ус-
зоить себе его интересы, слить Свои
стремления с его стремлениями».

Все. общественные вопросы — эпохи
30 — 40-х годов сводились Ев Одному
главному вопросу — к борьбе с крепост-
ным правом. Эта борьба стала делом всей
жизни Белинского.

«В течение около полувека, примерно
с 40-х и ло 90-х годов прошлого века, —
	aaa ees демок
ооъевич Белинский

ливости, переимчивости», 06 этой «отваге,
этой удали, этом широком размете души...
этой несокрушимой мощи и бодрости
духа».

Он глубоко верил в великие творческие
й созидательные возможности, заложенные
в русеком народе, указывая на исключи-
тельную разноеторонноеть AYROBHBIX янте-
ресов русского человека.

Он гордилея героическими страницами
прошлого Россий, когда она отетаивала свою
свободу, честь и независимость в кровопро-
литной борьбе с чужеземными  пришель-
цами.

Белинский любил свое отечество живой,
горячей, деятельной любовью. Патриот-ре-
велюционер, он беспощадно  разоблачал
лжепатриотизм славянофилов, их идеализа-
цию патриархально-помещичьих отношений
в России, защиту старых порядков и
устоев.

Патриотизм Белинского репительно  от-
вергал «мертвое довольство тем, что есть».

«Любить свою родину, — писал он, —
значит пламенно желать видеть в ней осу-
ществление идеала человечества и по мере
сил своих споспешествовать этому. В про-
тивном случае, патриотизм будет китаиз-
MOM, который любит свое только за то,
что оно свое, и ненавидит все чужое за то
только, что оно чужое, и He нарадуется
собственным безобразием и уролетвом».
	Разоблачая консерватизм славянофилов,
умилявиихся «кротостью», = «незлоби-
востью», «многотерпеливостью» русского
человека, Белинский © не меньшей
	яростью оббрушивалея Ha «западников»,
которые  отрекались OT русской куль
туры, русских  освоболительных  тра-
диций во имя куцых и узеньких «идеа-
лов» европейской буржуазной  «благона-
меренности»,

Белинский с любовью и уважением от-
носился ко всему ценному, прогрессивному
в сокровищнице мировой общественной н
художественной мыели, но он никогда не
менял своего русского революционного
первородства на чечевичную похлебку бур-
жуазной космополитической лжекультуры.
	«Космополит, — писал он, — есть ка-
	кое-то ложное, бессмысленное, странное и
	непонятное явление, какой-то бледный, ту-
манный призрак, существо безнраветвен-
  Hoe, OesqywHoe, недостойное называться

maeaAwerras) oo rrtenrwesnes) oenaannnrna
	священным именем человека?,
			Беликий критик внимательно и напря-
женно следил -за развитием литературы.
Выход в свет новой хорошей книги, появз-
ление нового талантливого писателя было
для него огромной личной радостью. По
первым книгам Тургенева, Кольцова, He-
красова, Гернена, Гончарова он © гениаль-
ной прозорливостью определял зарождато-
шуюся тенденцию творчества каждого из
этих писателей.

Проеникновенный и  целеустремленный
идейно-художественный анализ приводил
его к раскрытию важных, ‘существенней-
ших сторон мировоззрения и творчества ху-.
дожника, Белинский помогал писателю най-.
ти верную дорогу, Хоропю сказал 06 этом
М. И Валинин в беседе с начинающими
авторами:

«А примеру, Гоголь. Вто лучше понимал
ето творчество, он сам или Белинский? Я
думаю, что Белинский лучше понимал твор-
чество. Гоголя, чем сам Гоголь»,

Литературные образы не теряли под.
пером Белинского своего живого обаяния
и неповторимой индивидуальности, но не-
изменно получали в его статьях как бы
второе ‘рождение, представая перед чита-
телем еще более лено обрисованными, еше
более глубоко  осознанными в широкой
„ерепективе исторических путей родины,
в свете больших философских идей. Так
литературный образ обретал под  влохно-
	венным пером Белинского новое идейно-
художественное качество.
	Образы Чацкого, Печорина, Онегина, Бо-
риса Годунова, Чичикова, Адуева, нарисо-
ванные кистью замечательных художников,
неразрывны в нашем еознании от того,
как очертило их гениальное перо Белин-.
окого, наметив и выделив главные, опре-
деляющие линии.
	Высокая идейность и принципиальность,
не знающая никаких компромиссов и сде-
лок с0 своей совестью, полная внутренняя
убежденность в правоте  отетаиваемах
	принципов, верность правде жизни. инте-.
	ресам народа, жаркая страсть и неприми-
римость к идейным противникам ни
отечески.-любовное, бережное ‘отношение
ко всему, что есть и рождается в литера-
туре нового, ценного, талантливого, —
BOP чему должны учиться у Белинского
наши критики и литературоведы,
	ОСВОБОЖДЕННЫЙ
БЕЛИНСКИЙ

Тяжелой была судьба неистового Висса-
риона. Он звал революцию, но ему не до-
велось увидеть народ. поднявшимея на ре-
шительный штурм царизма и капитализма:

Великая очистительная буря Октября,
прошумевшая снад страной, принесла свэ-
боду и счастье миллионам угнетенных лю-
дей.

Революция освободила слово Белинского
‘от запрета и преследований.

Враги Белинского, враги русского наро+
Да — Царские палачи и насильники, по-
лицейские жандармы и цензоры, эти тю-
ремные надсмотрщики над литературой,
черносотенцы и погромшики, рыцари ли-
берального языкоблудия, — все они —
одни тайно, другие явно — боялись и не-
навилели Белинекого.
	Немало трудились либералы от литера-
туроведения, эти лакеи буржуазии, над
тем, чтобы заглушить страстную проповедь
неистового Виссариона, обезвредить его
жгучие статьи, звучавшие, как набатный
нризыв в действию. Пуще огня’ боялиеь
они того, 0’ чем мечтали великие писатели-
демократы, боялись того времени, Korda
свободный русский народ «Белинского и
Гоголя с базара понесет». 2

Ленин всегда без пощады и  снисхож-
дения разоблачал эти трусливые попытки
либералов.

В своей работе «Еше один поход на де-
мократитю» Ленин писал:

«... Какое «беспокойство»! — pockank-
нула мнящая себя образованной, а на са-
MOM деле грязная, отвратительная, ожирев-
шая, самодовольная либеральная CBRABA,
когда она увидела на деле этот «нарол»,
несущий с базара... письмо Белинского Е
Torenio».

Слово Белинского, освобожденное от цар-
ского запрета, от цензурных пренон и 10-
гаток, от враждебных искажений и либе-
ральных лжетолкований, слышно сегодня
всему советскому народу, всему ‘миру.
	«... Беззаветная преданность революции
й Обрашение с революционной проповедью
в народу не пропадает лаже тогда, когда
целые десятилетия отлеляют посев от’ жат-
вы», — писал В, И. Ленин.

Советский народ, илуший под вели-
ким знаменем Ленина—Оталина к комму-
HHSMY, вепоминает ееголня е великой лЮ-
бовью и благодарностью своего замвчатель-
ного предшественняка и боевого _ союзни-
ка— Виссариона Григорьевича ‘Белинского.

Партия большевиков всегда подчеркива-
ла’ огромное значение наследства  револю-
	Рис, худ. Б. ЛЕБЕЛЕВА.
	Вюгда, годом спустя, было раскрыто де-
10 петралтевцев, у которых было найдено
«Письмо к Гоголю», шеф жандармов Дуб-
бельт выразил сожаление, что ‘Белинский
уже умер — «иначе бы мы его сгноили в
крепости»,
	ПАРОДНЫЙ
ТРИБУН
	Белинский родился в 1811 году в сэмье
флотского лекаря. Тяжелым, трагическим
было его детство. С ранних лет он узнал
«немолчный вопль нужды». Отец его был
грубым и деспотичным человеком, кото-
рый, как сам Белинский вспоминал п03л-
нее, «меня терпеть не мог, ругал, унижал,
придирался, бил нещадно и ругал площад-
но — вечная ему память. Я в семействе
был чужой».

Окончив Чембарское уездное училище и
проучившиеь три года в Пензенской гим>
назии, юноша Белинский уезжает В
1829 году в Москву, где поступает на, сло:
весный факультет Носковокото универси-
тета.

Учась в университете, он создает свое
первое крупное произведение — драму
«Дмитрий Калинин». Ее главная, стерж-
невая мысль — решительный, бескомпро-
мисено-резкий протест против крепостни-
чества. Вея пьеса дышит жгучей ненавн-
стью к крепостникам-помещикам.
	Цеудизительно, что эта мятежная пьеса
ужаснула цензуру, назвавшую ee «без-
нравственной, позорящей честь универси-
тета». Вскоре автор «Дмитрия Валинина»
был исключен из университета с формули-
ровкой, представляющей собой непревзой-
денный образец  полицейско-иезуитекого
ханжества, лицемерия и мракобесия —
«ИСКЛЮЧИТЬ... ПО слабости здоровья и по
ограниченности способностей».

Два года спустя, в 1834 году, в журна-
ле «Молва» появилась первая крупная
статья Белинского — «Литературные меп-
	тания (Элегая в прозе)». Эна поразила чи-:
	тателей горячим воолушевлением, глубиной
и серьезностью мыбли, птиротой познаний
молодого автора. Уже здесь критик наме-
чает принципы резлизма и народности ли-
тературы,

Однако, Белинский еще не выступает в
эти годы, как революционер-демократ, Оп
еще наивно надеется, что постепенное
распространение просвещения и цивилиза-
ции приведет русский народ к ечаетью.
По своим философеким взглядам молодой
Белинский стоит на позициях идеализма.
Он с увлечением читает работы немецких
‘философов-идеалистов — Фихте, Шеллинга,
позднее — Гегеля,

В трудах немецких философов его при-
влекла идея диалектического развития, к
которой он и сам стихийно подходил. Од-
нако, он с самого начала решительно пре-
одолевает и отвергает консерватизм и фи-
листерскую ограниченность немецких фи-
лософов-идеалиетов.

Но в течение некоторого времени. (1837—
	1839) Белинский разделял  гегелевское
положение Oo «примирении с  действи-
телрностью». Эта точка’ зрения нашла
	отражение в некоторых сего работах этих
лет — в статье «Менцель, критик Гете» и
других.

Поворот в мировоззрения и творчестве
Белинского к решительному и 0езого-
ворочному - революпионному = отрицанию
«гнусной действительности» был неизбз-
жен. Он подсказывалея всем ходом разви:
тая русской общественной жазни, русской
революционной мысли; он был иредопреде-
лен главной тенденцией всей деятельности
Белинского — его устремлением к евобужте,
к революционной борьбе за счастье народа.
	И Белинекий решительно расправляется
со своимй прежними заблуждениями.

On гпевно обрушивается на Гегеля за
его реакционные политические убеждения,
е возмущением говорит о преклонении Ге-
геля перед прусскими порядками.

«...Шодлецы, тираны человечества!-—пи-
шет он о прусском” правительстве. — Член
тройственного союза палачей свободы и [3-
зума. Вот тебе и Гегель!»

Решительно  отвергнув  гегелевскую
идею «примирения ‹ противоположностей»,
Белинский смело и безоговорочно осуждает
‘николаевский строй,

С огромной силой призывает он к отри-
цанию существующей действительности, к
революционной борьбе с ней, зовет к дзя-
TeIbHOCTH BO HMA освобождения человека.
Добиться освобождения человеческой лич-
ности можно не путем освобожления инди-
вида, а только путем революционного Nepe-
устройства всего общества, — вот вывод,
к которому приходит Белинский, один из
первых русских революционеров-демокра-
TOB,

В 40-е porn Белинский прочно  стано-
вится на позиции материализма и социа-
лизма, который стал для него «идеею идей,
бытием бытия, вопросом вопросов, альфою
и омегой веры и знания».

Критик-революционер и демократ, Be-
динской разоблачает лозунг «искусство
кля искусства», велет борьбу за литерату-
ру, связанную в общественными вопросами
	Разоблачая реакционную, антинародную
сущноеть сборника «Вехи», авторы кото-
рого выступили после разгрома русской
революции 1905 года с ренегатекими ста-
тьями, где они отрекалиеь от лучших ре-
волюционных и демократических традиций
русской истории и культуры, пытаясь све-
сти их к «интеллигентеким», как они пре-
зрительно выражались, настроениям, Ленин
писал*
	«Письмо Белинского к Гоголю, вешают
«Вехи», есть «пламенное и классическое
выражение интеллигентекого настроения»...
«Иетория нашей публицистики, начиная
после Балинского, в смысле жизненного
разумения — сплошной кошмар»...

Так, так. Настроение крепостных  kpe-
етьян против крепостного права, очевидно,
есть «интеллигентокое» настроение. Исто-
рия протеста и борьбы самых широких
масс населения с 1861 по 1905 год про-
тив остатков крепостничества во всем
строе русской жизни есть, очевидно,
«еплоной кошмар». Или, может быть, по
унению наших умных и образованных ав-
торов, настроение Белинского в письме к
Гоголю: не зависело от настроения креност-
	тон” крестьян? История нашей публяци-
	етики не зависела от возмущения Haput-
ных масс остатками  крепостнического
гнета?
	В ленинекой концепции русского освобо-
дительного движения нашли гениальное и
неопровержимо убедительное  об’яснение
революционная сила; пафос Белинского,
Чернышевекого и Добролюбова, отразивигих
нарастающей протест народпых маес про-
тив крепостнического произвола и капита-
листического гнета.

В революционной борьбе за свободу на-
рода Белинский выступал не только про-
тив крепостников-помещиков. Постепенно
перед ним раскрывались во веем отвратя-
тельном пинизме гнойники  капиталиети-
ческого строя, бездутие и антинародность
буржуазия:

Интересы народа и буржуазии прямо
противоположны, капиталист — это суще-
ство, враждебное всему человеческому, —
вот выводы, к которым подходит мыели-
тель.

«...Горе государетву, которое в руках ка-
питалистов, это люди без патриотизма, fea
всякой возвышенности в чувствах. Для них
война или мир значит только возвышение
или упадок фондов — далее этого они ни
чего не видят».

Вопреки всему тому, что пыталиеь при-
писать Беланскому буржуазно-либеральные
критики, он решительно отвергал западно-
европейский буржуазный порядок.

«Россия лучше сумеет, пожалуй, разре-
шить социальный вопрос и покунчить ©
капитализмом и собственностью, чем Евро-
па», — говорил он, :

Однако, Белинский не мог подняться до
уровня паучного социализма. удивя в. ус-
ловиях самодержавно-крепостнической стра-
ны, он не видел еше реальных, конкретных
путей от капитализма к социализму. Про-
летариат в его представлении это только
класс обездоленных, страдающих людей, &
не решающая революционная сила,

Подобно Герпену, Белянский «не мог
видеть революционного народа в самой Рос-
сии в 40-х годах» (Ленин).

Белинский стремился к народу, звал его
к революционному действию, но закоепо-
щенный народ не шел дальше стихийных
волнений и бунтов,

Великая революционная буря — движе-
ние самих масс’ — была еще впереди,
	ЧЕМ БОЛЫНШЕ ЖИВУ
И ДУМАЮ, ТЕМ БОЛЬШЕ
ЛЮБЛЮ РУСЬ’
	Замечательная особенность Белинского,
как и его великих прололжателей — Чер-
	‘нышевского Добролюбова, писателей-шести-
	десятников, состоит в том, что любовь к
родине у них неразрывно связана с лю-
бовью к свободе, патриот п революционер
нераздельны.

Белинский всей душой любил родной на-
род, почитая, по собственным его словам,
«за честь и славу быть ничтожной пес-
чинкой в его массе».

Он не раз говорил в своих статьях 0
«хороших свойствах русского человека» —
о «бодрости, смелости, находчивости, CMeT-
	замечательные слова, которые не мешало
	бы напомнить. иным современным поклон-
никам А. Н. Веселовского и прочим совуе-
менным «запалникалм»-космополитам.
	ЛИТЕРАТУРЕ РОССИЙСКОЙ
МОЯ ЖИЗНЬ И МОЯ КРОВЬ
	Белинский утверждает общественную
роль искусетва.

«Отнимать у искусетва право служить
общественных интересам — значит не
возвышать, а унижать его, — писал он,—
потому что это значит — лишать его са-
мой живой силы, то-есть мысли, делать его
предметом какого-то сибаритекого наслаж-
дения, игрушкою праздных ленивцев».

Это стало девизом писателей и критиков
революционно-демократического лагеря.

Искусство не может отлелить еебя от
судьбы народа, — утверждают Белинский,
Чернышевский, Добролюбов. Они разобла-
чают защитников сак называемого «4ис-
того искусства», которые, вольно ила не-
вольно, становились на антинародные пози-
ции, оказывались прислужняками  господ-
ствующих классов.

В лице Белинского слились воедино теэ-
ретик литературы и её организатор, лите-
ратуровед и критик. Поистине `необ ятна
роль, сыгранная им в развитии нашей оте-
чественной литературы.

«Белинскому, — писал Н. Шелгунов,—
нужно было перечесть все, что написала
и напечатала Россия в течение ста’ лет,
каждому писателю определить его место,
раз’яснить задачи искусства, покончить
царивший в искусстве хаос ‘понятий,
уничтожить литературные суеверия,  гос-
полство старых авторитетов и завоевать но-
вому движению мысли то передовое место,
которое у него оспаривали люди старых
	FOHATH >.
	О каком бы из современников ни писал
критик. творчество каждого писателя ов
	вригик, 1380рчоство каждого писателя 9

Н
осмыеливал исторически, в преемственной
	овязи се предшествующей литературой. 103-
	тому у Hero не было. дла и He могло быть
	TOTO разделения, разрыва Hi «авадемиче:-
скую науку» и «критику» — разрыва
который является печальным и, к сожалеа-
		ем буржуазно-либеральной школы.
	В <«Очерках гоголевекого периода руеской
литературы» Чернышевекий се полным ос-
нованием назвал  Белинекого первым
	нованием назвал  Белинекого первых
историком руссной литературы.
Определяя в своих критических статьях
	основные периоды русекой литературы, ве
магистральный путь, Белинекий видит
главную ее черту во все большем еближе-
нии с реальной действительностью, с ми-
ром пародной жизни, во все более реши-
	разрыва На «академиче-
«критику» — разрыва,
	тельной и смелой критике  самодержавно-   ЦИонеров-демократов.
крепостничеекого строя, В своем докладе о журналах «Звезда» п
Значение Пушкина, раз’яснят он. “Ленинграл» A. А. Яланов говорил:
	«Известно, что ленинизм воплотил в себе
все лучшие традиции русских ‘революцио-
неров-лемократов ХИХ века и что наша е0-
ветская культура возникла, развилась и
достигла расцвета на базе критически пе-
реработанного = культурного наследства
прошлого, В области литературы наша пар-
тия устами Ленина и Сталина неоднократ-
но признавала огромное значение великлх
русских революдионно-демократических пи-
бателей и критиков — Белитского, Добро-
любова, Чернышевского, Салтыкова-Шедри-
на, Плеханова»,

Великое наследство русских революцио-
неров-демократов — в надежных, крепких
руках большевиков, ‘всего советского  на-
рода, ‹

ЕЕ ОР СЕН ЕО РАЗИН ЕАСИ,
	ИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
№ 43 oe 2
	заключается в том, что в его лице русская
литература, отказавшись от мертвых схем
классицизма, от фальшивой слезливости
сентиментализма и крайней суб’ективности
романтизма, прочно встала на путь
реализма и. народности, на путь правливо-
го изображения жизни и последовательного
	отстаивания народных интересов.
	В творчестве Гоголя и писателей Так
	называемой «натуральной школы» револю-
	ционер-демократ увилел новую ступень в
	развитии литературы, ее смелое обращение
к жизни социальных низов, критику ни-
колаевской действительности.

Белинский был бережным и вниматёль-
ным наставником русеких писателей, Чут-
кий и отзывчивый на каждое верное слово,
он всегда был беспощадно резким и гнев-
ным по отношению к тому, что етояло ва
пути передовой литературы, поборницы на-
родных интересов.