er iy
ПРОЛЕТАРИН ВСЕХ СТРАН. СОЕДИНЯЙТЕСЬ,
		ОРГАН ПРАБЛЕНИЯ СОЮЗА
СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ СССР
				паука
страны:
‚ социал
	У, Совет, Миниетров Союза ССР’ присудил
	ЖЕ 2 Е ЕВ. о OO RE EYES
Оталинские премии за выдающиеся рабо-
TH в облаетя наувл, _ созданные  2B
1947 году: Высокой ` награды удостоены
научные исследования, научные работы,
возникшие в, результате  вдохновенного
труда и смелых исканий.  Всенаро-
ной славой ‘увенчано творчество передо-
вых советских ученых, подлинных новато-
Тов, поставивигих свой талант, знания д
OULIT Ha елужбу народу.

Присуждение Сталинских. премий масте-
рам культуры, пролагающим новые пути,
двигающим вперед. советскую. науку, —
радостное событие в жизни нашей страны,
те так ценится все передовое, все талант-
ливое. `Это— яркое. свидетельство могучего
роста и развития нашей” науки, свидетель-
ство. духовной силы социалистического 0б--
щества. ,

Общественный строй, , ‘созданный в ‘Ha.
‘рей отране,. раскрывает. такие. возможно-
сти для. расцвета науки, каких не знало
доселе ‚человечество, Наука в советском го-
сударстве освобождена от власти эгопстиче-
	хогнать, но и превзойти.
	К столетию ‘со дня смерти
В. Г Белинского
	Выставки
на Украине
	в ближеиее время ло-
стижения науки за пре-
ms делами  нанюй страны».
Этот призыв вождя был
‚воспринят = советскими
’учеными, как призыв к
исполнению. патриотиче-
. : ского долга.
изма Присуждение Сталин-
ских премай наглядно
  т: показывает, каких успе-
‘хов достигли советские ‘мастера науки в
борьбе за выполнение этой задачи.

„ Существенная, черта выдающихся иссле-
дований и трудов, удостоенных высокой на-
грады, — смелое новаторство. Чуветво но-
вого, присущее советским людям, ведет на-
ших ученых по пути неутомимых исканий.

Столь же характерна для работ, увенчан-
ных ‹ всенародной. славой, максимальная
пряближенность их к задачам, стоящим пе-
‘ред нашей страной. Советской науке чужда
‘отрешенность от жизни, беспочвенность и
‘абстрактность. Активность и действенность
‘научных открытий делают их особенно цен-
‘ными и близкими Авт советскому це-
‘ловеку. : .

H замечательное. открытие _ выдаю-
пшихея советских физиков А. И. Алиханова
А, И. Алиханяна в области. космических

лучей; о
‘лучей: и разработанная А.А. Ильюши
	HB: POOPHA YUDYTOCTH “A HAaCTHTROCTH, yRe
нашедшая широкое р в. важней-
ших. областях техники; и исбледова-
ния крупнейшего. кА В. п, Ба-
турина, имеющие огромное ‚значение для
	КИЕВ. (Наш корр.). Большой популярно»
стью в столице Украины пользуется не-
давно открытая в библиотеке Академии
	  наук УССР выставка, посвященная 100 -ле-
	тию со дня смерти В. Г, Белинского.

6 разделов выставки широко раскры-
вают. перед созременниками образ гезиаль-
ного критика, революционера-демократа,
Любовно и тщательно подобраны  мате-
риалы последнего раздела, посвященные
пребыванию В. Г. Белинского на Украмне,
ег мыслям о творчестве украинских пи-
сателей. Вот что, напрямеэ, пашет Белин»
ский по поводу повести «Маруся» Г. Oc-
новьяненко: Е ;

«Кроме Наума, Марусн, Василя и На-
‘сти: в повести «Маруся» есть еше герой-—
и герой первый, который важнее и Нзума,
и Василя, и Насти, и самой Маруси: это
Малороссия, с ее поэтическою. приролою,
е = поэтическою жизнью простого наро-
да, с ее поэтическими обычаями». _

В этом же разделе экспонированы вы“
сказывания классиков украинской литера
туры, полные глубокого уважения к вы-
дающемуся сыну русского народа В. Be
линскому.

Большая выставка памяти гениального
критика открылась и в библиотеке имени
Горького. В ней прелставлены. литератур-
ные произведения Белинского и его совр
менников.
		wa nme Oe.

Среда, 2 июня 1948

А ДЕМ
	От специального
‚ корреспондента
«Литературной газеты»
		ОКРАТИИ
	— Разве вы не знаете, что сегодня вы-
боры? ;
— Я знаю, поэтому-то. и спрашиваю:
почему Прага словно вымерла?

— Народ голосует; — ответил полЕ-
	пейский. — Ему сейчас нечего делать ‘на
		улицах. Он в избирательных участках...

У меня отлегло на сердце: я почуветво-
вал. себя иностранцем, который ‘еще плохо
знает характер молчаливых, скромных, но
мужественных и твердых чехов и слова-
ков. Я попросил полицейского проводить
меня до ближайшего избирательного участ-
ка. Он оказался рядом, близ Иерусалим-
ской улицы: Я поблагодарил моего прово-
жаАТото и стал в громадную очередь изби-
	рателей, _ и
Передо мной стоял  железнодорожних,
русин с Карпат. Он только что прабыл в

Прегу и, получив на вокзале бюллетени,
пришел голосовать. Оказалось, что этот
человек воевал с немпами, был парашю-
тистом. Он приоткрыл плаш и показал на
ряд орденских ленточек.

— Как вы думаете, —- спросил он
‘меня, — нельзя ли эту гадость, — он по-
казал на «белый бюллетень», — выкинуть
прямо здесь?

‘— Мне кажется, что это будет: непра-
Вильно, — ответил я. — Положите его
туда, куда вы найдете нужным; HO B ком-
нате, где происходят выборы.

Я просидел в помещении избирательно-
го участка № 65 больше часа. Я видел,
	вак некоторые избиратели демонстративно,
	на виду у всех, комкали и бросали «белые
бюллетени» в корзины; так сделал и мой
карпатский железнодорожник. Однако, та-
гих было немного: 95 процентов избира-
телей шли с бюллетенями в кабину и там
втайне от всех исполняли долг своей C0
вести;

В 1 часов радно уже передало первые
сообщения об итогах выборов в отдельных
городах и селах. В некоторых местностях
голосование было окончено уже’ черзз
15 минут после ‚открытия избирательных
участков. Судя. по сообщениям, явка была
очень высовой-—явление; из ряда вон вы-
ходящее даже для Чехословакии, где народ
любит политику.
	  В 12 часам дня улицы столицы приня-
	ли’ нормальный вил — они вновь заполни-
лись густыми ЮдСкиМи толнами. Paras
перздавало новые и новые сообщения о
выборах. На щитах, выставленных на’ ули-
цах. наклеивались сводки поданных голо-
сов за Национальный фронт. Цифры непре-
рывно менялись, все возрастая.

Сэгодня  об’явлены итоги выборов.
89 пропентов избирателей Чехословакии
отлали свой голова елиному списку Напио-
нального фронта. Тав чехословацкий народ
вынграл и эту битву за свое счастье и сво-
боду. Возврата к старому ве будет. Чехо-
слевакия плет вперед!
` ПРАГА, 1 июня.
	Николай ВИРТА
	Письмо из Праги
	Я вернулся в Прагу из поездки в Злин
и Брно субботнии вечером 29 мая. Шо до-
роге в столицу, в каждой деревне, на каж-
дой ферме я видел предвыборные нлакаты
й лозунги; их не так много, но все они
выразительны. Каждый хозяин дома счел
долгом вывесить национальный флаг Чехо-
словакии; часто рядом с ним висел _крас-
ный стяг.

Избирательные участви размещены В
школах и других общественных зданиях.
Они украшены флагами и цветами; в цве-
тах утопают портреты  Бенеша и Готвальда.

Прага выглядела в этот вечер очень на-
рядно.

Для человека, который хочет узнать на-
строения народа, нет ничего более интерес-
	ного, как потолкаться среди пестрого 11012
	в вечерние часы. Есворят здесь вполне от-
кровенно, и каждый может примкнуть к
группе спорящих, слушать разговор или
встунать в неге. В этот вечер на улицах
говорили, главным образом, о предстоящих
‚выборах, о том, сколько процентов получит
список Национального Фронта, 0 его кан-
дихатах.
	У одной из витрин на улице Нрикопы—
центральной улице Праги — собралаеь
толиа. Подойдя к окну, я увидел за
стеклом следующее: ‘огромный дракон изви-
вался в глубине витрины. На нем был ци-.
линдр, из пасти торчал «белый бюлше-
тень», & в лапах, обтянутых белыми пер-
Чатками, чудовище держало извещение
первого гитлеровского. протектора Чехии и
Моравии — Нейрата, ‘в котором население
призывалось ‘пох страхом немедленной
смертной казни подчиняться распоряже-
ниям фашистских ” начальников. На хвосте
У дракона висел приказ, подписанный na-
лачом Чехословакии Франком: в нем пере-
числялись фамилин 200 чехов, расстре-
лянных за сопротивление немцам. Тут же
на витряне были разложены сборники. до-
кументов о преступной деятельности быв-
ших политических заправил  Чэхослова-
кии — «Черная книга», недавно изданная
правительством, уличающая ргакпионеров
и капиталистов в измене родине. Надпись
над всей этой картиной гласила: «Вот ‹ч-
го хочет тот, кто бросит: в урну белый ли-
сток».

Я зашел в редакцию газеты «Праця».
У редактора на столе лежали сверстанные
полосы номера, посвященного выборам.

После февраля чохословацкие газеты.
етали куда более содержательными и ин-
тересными. Конечно, иным  реакционно
настроенным обывателям они могут пока-
затьея скучными: в них нет скандальных
вериковых заголовков, чем ‘особенно отли-
чалиеь в свое время напионально-социали-
стические газеты, нет силетен, нет антв-
советеких небылии. Зато тому читателю,
	который действительно хочэт узнать из га’:
	‘зеты нечто полезное и весомое, тенерен-
ние газеты нравятся.

Особенно хорошо в последнее время
освещает жизнь страны газета компартии
	«Руде право». Страницы, посвященные
жизни рабочих, крестьян, молодежи, жен-
шин во времена первой республики и B
послевоенные годы, кома компартия дра-
лась за человеческие права для. трудящих-
ся, глубоки по содержанию, легко читают-
ся, обильно иллюстрированы,

Редактор газеты «Праця» показал мне
листовку чехословацкой реакции, найден-
ную на площади Вацлава за чае до том.
Это была узкая полоска бумаги е надии-.
ch: «Бойкогируйте выборы 30 мая, есаи
вы не хотите, чтобы _разорвалась атомная
бомба».

— Это все, что они могли има
отбрасывая листовку, сказал редактор. —
Небогатая фантазия: грозить атомной. бом-
бой народу, который перенес многовековое
рабство и немецкую оккупацию. Подумай-
	те, до чего докатилась эта нечясть!

Но особенное возмущение народа вызва-
ли подлые поступки изменников, создавигих
диверсионный «союз чехословаков за гра-
ницей». На-днях эта банда обратилась: 20
специальным воззванием не больше и ‘не
меньше, как. к... судетеким немцам.

Гитлеровцев в Чехословакии ненавидят.
В каждом фашгиете чех и еловак: вилят свое-
го исконного врага. А «союз чехословаков
за границей» обратился к судетским фа-
шистам с призывом «обеспечить святое
право возвращения на общую родину».

Разумеется, Национальный фронт поста-
ралея, чтобы прокламация этого союза чеш-
ских негодяев стала известна в стране.
Теперь изменники, обосновавшиеся в 1оз-
доне, могут мечтать о чем угодно, но путь
в Чехословакию для них закрыт навсегда.

30 мая принесло горькое разочарование
реакционерам, надеявшимся на «белые бюд-
иетени», на пассивное учаетие в выборах,
которое. позволит сделать вывод о нежела-
нии населения страны голосовать за На-
циональный фронт.

Богда в восемь часов утра я вышел на
площадь Вацлава, я был поражен, безлю-
пием и тинтиной, царившими Ba площади
и прилегающих улицах.

Дождь, шемний вею ночь, прекратился.
Нлескались на ветру мокрые флаги. Серые
облака плыли над Прагой. Цо радио перз-
давали музыку, народные песни чешекие
и словацкие.

В сердце закралась тревога: тде же нз-
род? Почему чет никого на площади, обыч-
но в такой час уже персполненной? Поче-
му так тоскливо нусты прохолящие трах-
	` ван и автобусы?
  Я подошел в полинейскому.

— Гле же народ? — спросвл я у него.
Полицейский рассмеялся:
	интересов  капиталистических :запра- поисков. нефти. и других. полезных. ископае-

ава, ое Зи О ото Ва
	вил, думающих не -о благе. народа,
судьбах цивилизации, & 0. своей 1
‚ В странах, где властвует чи
	Элаге народа, не 0 мых; и работа профессора. С.. Ц. Смелова,
‚а 0. свой наживе.   имеющая большое значение для улучше-
властвует чистоган, ния лугов и  настбищ,— все’ это творче-
	алчные дельцы делают науку орудием ДЛЯ ские достижения ученых-натриотов, верных
	слуг. народа. Их помыслы. их кропотливый
	стране труд направлены к тому, чтобы Родина бы-
	осуществления. своих вахватнических пла-
	нов. В нашей социалистической:
	наука стала верным спутником мирного   ла еще богаче и могущественнее, чтобы еще
созидания, она способствует росту произ- ‘больше приблизилась она в полному торже-
	ству коммунизма.
‚Замечательный теоретический труд ака-
лемика Н. А. Вознесенекого, показывающий
	ЧТ9 Наша побзлы социалистической экономаки в Ве-
	водительных сил, подему материального ству
	благосостояния и культурного уровня на-
рода.
Советский нарол гордится тем, что наша
	Родина дала миру величайших корифеев на.   ликой Отечественной войне советского на-
		то русским
	ученым принадлежит, рода, историко-филологические
	приоритет в ‚крупиейнеих открытиях, что! ния академиков Б. Д. Грекова и Н. С. Дер-
гениальные труды Попова и Яблочкова, Ни-   жавина, труды Е. 9. Бертельса, В. В. Па-
	нилевского и других Оталинских лауреатов
1947 года знаменуют дальнейшее движение
натей науки вперед.

Неизмеримое нравственное превосходство
советских людей над людьми, отравленны-
ми миазмами капитализма, © огромной си-
лой ощущается в трудах наших ученых.

Весь советский народ от души привет-
ствует новых лауреатов Сталинских пре-
мий, - заслуживших высокую награду за
неустанный и вдлохновенный труд. Успехи
наших ученых радуют всех патриотов Ро-
ДИНЫ. ‘

Исследователь, проводящий бессонные но-
чи в лаборатории, и стахановец, совершен-
ствующий методы производства, химик,
стремящийся ‘сделаль более плодородной
почву, и бригадир, выращивающий не-
виданный урожай в засушливом районе, —
в равной мере живут интересами госухар-
	рогова и Менделеева, Лобачевского и эи-
Ника, Навлова и Циолковского служат 0с-
Новой научного прогресс» человечества и.
определяют пути развития мировой науки.
Наш народ по праву гордится тем, что
за годы советской власти в стране социа-
Лизма невиданно расцвела наука,  достой-
но продолжающая прекрасные традиции ве-
ликих русских ученых, умножающая вла-
ву отечества, наука, которая «...не отгора-
живаетвя от народа, не держит себя вдали
от народа, & готова служить народу, готова
перетать народу все завоевания науки»
(И. Сталин).
_ ^` Советская паука беззаветно. ‘предана иН-
тересам своей етраны, стрящей  комму-
низм. Наши ученые — активные участни-
ки грандиозной стройки, которая после
	Журналы
о великом критике
	«Сто лет назад, в ночь на 7 июня
1848 года, в Петербурге умирал от мучитель-
ной болезни самый великий человек Россин
того времени.. властитель дум своего. по-
коления ‘Виссарион Григорьевич  Белиня
	скии». ‘ nue
“Так начинается редакционная ‘статья
«Белинский и современность», которой от-
	крывается июньская книга журнала. «Новый
мир». В статье говорится о том, что. пере-
довая эстетика Белинского во многом
близка советским писателям, на долю ко-
торых выпало, великое счастье находить,
как мечтал Белинский, «свои идеалы’ вокруг
себя».

х
	В журнале напечатан также краткий о6-
зор высказываний Ленина о наследии Бе-
линского. В статье А. Лаврецкого «Белин-
ский о буржуазном Западе», публикуе-
мой в этом же номере, автор раскрывает
взгляды великого критика на «культуру»
капиталистического Запада, где) по словам
Белинского,  «об’ем. гения, таланта, уче-
ности, красоты, добродетели, а следова-
тельно, и успеха» измеряется. «одною Me-
рою, которая условливает собою и заклю-
чает в себе все другие: это — деньги».

Патриотизму ’ Белинского  - посвяшена
статья: И. Альтмана, печатающаяся. в; июнь-
ской книге журнала «Знамя». ‚На анализе
ряда критических статей, личной перепи-
ски и отдельных и Белинского
И.. Альтман показывает, ` движущей
силой nauTepaTypHo-o6m1ecTBeHON деятель-
ности великого критика был его револю-
ционный патриотизм; борьба против само-
державно-креностнического строя, отстан»
вание интересов народа. .

«Белинский — теоретик и организатор
реалистического направления» — такова
тема статьи Н. Мордовченко. Читатедь
	знакомится здесь с деятельностью Белин-.
	ского-критика, ‘возглавившего так ‘назы*
вагмую натуральную школу.
	В «Знамени» публикуется также справка.
		Н. Мацуева «Последний год. жизни Белин-
ского».

В номере шестом Аа  ‘nee
 чатается статья В. Кирцотива «Виссарион
Григорьевич Белинский» (очерк жизни и
творчества).

пластинки и величины отклонения части-
TL чазнатинти:. полах оопоетартлтотея . И:
	цы магнитным полем сопоставляютея, и
отсюда точно выводится’ аа CKOpo-
CTR частипы. :
	Но как же проследить за полетом a>.
стицы в приборе при`всех ее испытаниях? .
Пля Этого был создан своеобразный иного*.
	этажный счетчик, состоящий из мн0же-
ства отдельных счетчиков-ячеек. Он по-
следовательно отмечает прохождение ча-
стяцы через прибор на ‘всем ее пути. Та-
кой прибор, изящный по замыслу, в тех»
ническом оформлении представляет собой,
	эазумеется, сложнейшую регистрационную ©
	станцию, для регулировки и управления
	которой требуется большое ‹ экоперимен“

тальное мастерство. в
Этому ^ мастерству точно. задуманного,

изобретательно и оетроумно выпояненного
	эксперимента У А. Н. Алиханова 4
А. И. Алиханяна учится молодежь. На
работе в экспедиции выросли Талантливые
	физики, как С. Я. Никитин ий А. 0. Bal -
сенберг.
Основные итоги многолетнего труда на-
	ших исследователей над’ изучением кос>
мических лучей опубликованы*. Открытае
«варитронов» вошло в мировую . вауБу
	‹варитронов» вошло в мировую . наубу-
как крупнейний вклад советских ученых,
	Уже поступают сведения о многочислен-
ных подтвержлениях этого открытия, по-
лученных. зарубежными исслелователями.

Для нравов современных буржуазных
ученых характерно, что, комментируя но-
вые события в физике атома, они `УЕло-
няются от упоминания первоисточника: ра-
бот А. И. Алиханяна и А. И. Алиханова,
Мы имеём в виду не только популярные об-
зоры, вроде того, ‘который недавно по:
	явилея в «Британском союзнике». . Речь _
	идет о серьезных научных публикалиях
	британских физиков Ноуэлла, Оккиалини.
H других в журнале «Natures, где
вопреки  межлународной традиций от.
сутетвуют ссылки на приоритетные рабо--
	ты советских ученых, сделанные голом
раньше. Можно ли найти более яркое.
	И наглялное опровержение тезиса о «над-
классовости» пауки, чем сознательное
игнориревание советеких ученых . только
потому, что они советские ученые!.. =
	Что касается великоленных работ А: И. :
Алиханяна и А. И. Алиханова. то ‘они.
	нуждаются в чьем-либо лополнитель-
ном признании. Onn войлут в руковол-
ства по физике, как ‘фупламентальные
исследования, ознаменовавшие . настуиле-
ние нового этапа в науке‘ об aTone..
	* Первая публикация о варитронах’ относится.
к декабрю 1946 г. в «Докладах Аклдемии наук
Армянской СОР» № 5, «Джорнал оф физине»
(издание Ажадемии наук СОСР), январь 1947-т,
и последующие публикации в ноябре 1947 года,
в «Докладах Академии наук СССР».
	войны широко развернулась на просторах   почву, и бригадир,
	Hamel Родины.
	народ на созндательные” подвиги. ` Вместе   ства. Каждый советский человек — актиз-
60 всеми советскими людьми нашя ученые НЫЙ строитель коммунизма, ` Вот почезгу
	’`Тартия, великай Оталин вдохновляют
	борются за осуществление большевистской победы советской науки близки и дороги   стали куда более содержательными и нн-
программы восстановления и развития ва-  миллионам. Bor. почему присуждение   тересными. Конечно, иным реакционно
шего народного хозяйства, за. выполнение   Сталинских премий деятелям науки —   настроенным обывателям OHM могут нока-
		праздник для всего народа.

В какой другой стране ученый ощущает
такое внимание к своему труду, такую за-
боту во стороны правительства, такую лю-
бовь п признательностА простых людей!

Советский народ тверло уверен, что уче-
ные страны социализма добъются новых
побед, завоюют новые вершины знания и
оставят далеко позади достижения буржуаз-
ных ученых. Советские люди уверены в
том, что творческая мысль исследователей
намного ускорит наше движение вперед, к
коммунизму.

Залогом ‘этих новых побет служит TO.
что нашгу страну велет мудрый вождь, ве-
	личайший корифей науки — Иосиф Висса-
рионорич- Сталин!
	Совета рабочих. депутатов и эпизоды из
жизни М. Фрунзе, Д; Фурманова и других
деятелей большевистской партии, чья
жизнь была тесно связана с. ивановскими
ткачами.

«% Свердловск. Свердловское государст-
венное ‘издательство выпускает 12-томное
собрание сочинений Мамина-Сибиряка. В соб-
рание войдут впервые публикуемые роман
«Семья Бахаревых», первая редакция «При-
валовских миллионов», статьи о положений
рабочего и ремесленного люда Урала и
переписка Мамина-Сибиряка,  насчитываю-
щая более тысячи писем.

Окончание издания приурочивается К
столетию со. дня рождения писателя, испол-
няющемуся в 1952 году. Первый том уже
	вышел из печати.
® Серию монографий: `«Колхозы ‘нашей
страны»  “ начал издавать  Сельхозгиз.
	Первую монографию «Как колхоз. «Борен»
стал передовым социалистическим  хозяй-
ством» написал председатель сельхозарте-
ли Герой  Соцйалистического Труда
П. Ажирков. . .
	акалемик Абрам Исаакович АЛИХАНОВ
	Армянской ССР ‘Артемий Исаакович
	и перевыполнение послевоенной сталинской
пятилетки,

Пятилетний паз. сам mo 02бе является
блистательным примером, того, какие тиро-
кие возможности для развитая научной
мыели созданы нашим общественным
строем. Сопиалистическое планирование, 0с-
нованное на передовой науке, отрывает
пути для самого. широкого применения на-
	учных достижений. этому же способствует
	участие деятелей науки в решении важ-
нейших вопросов социалистического строи-
тельства, сочетание их теоретических ис-
следований с практическим осуществление
ем научных открытий.

Товарипе Сталин поставил в. 1946 году
	задачу отромного значения — «не тольБо
	«© Ленинград. Экспедицию для изучения
русских народных говоров в северо-запад-
ных областях Европейской части СССР ор-
ганизует ленинградское отделение Инсти-
тута русского языка Академии наук СССР:
В экспедиции примут. участие преподава-
тели, аспиранты и студенты ленинградских,
псковских и новгородских педагогических
и учительских институтов.

<> Таллин. Вышел из печати первый номер
литературного: альманаха «Эстония» об емом
в 28 печатных листов. В альманахе. напеча-
raun Поойзвеления о писателей Эстонской
	таны. произведения и
ССР, Ленинграда и моряков Балтийского

флота. : .
«> Харьков. В залах Музея украинского
	нскусства открылась юбилейная выставка
картин: украинских художников. На выстав-
ке экспонируются 700 работ, — живопись,
графика, скульптура.

<> Иваново. По инициативе областного ко-
митета ВКП(б) ивановские писатели подго-
товили сборник рассказов © старых боль-
шевиках города. Рассказы воскрешают исто.
рию г. Иваново — родины первого в мире
	Лауреаты Сталинской п
(слева) и действительны
АЛИХАНЯН.
	премия первой степени:
-1й’ член Академии наук

Олег ПИСАРЖЕВСКИЙ
	открытии, сделанном деиствитель-
ным членом Академий наук Армян-
	ской ССР А. И. Алиханяном и академиком
А. И..Алихановым, нельзя говорить только
как 06 «еще одной» отличной работе в 06-
ласти физики атома. Наименее увлекаю-
щиеся исследователи видят в этом отЕры-
тии начало новой эпохи в развитии наших
воззрений на строение вещества, на при-
роду в целом.

Происхождение «космических лучей»,
изд изучением которых. из года в год ра-
ботает высотная экспедиция Института
физических проблем Академии наук CCCP
и Физического инбётитута Академии ‘наук
Армянской ССР, возглавляемая А. И. Али-
ханяном, остается до сем времени ва-
тадкой. В каких-то неизвестных Hat
ядерных катаклизмах Вселенной рождают-
CH потоки частиц, наделенных  чудовиш-
ной энергией движения. Они врезаются в
толщу земной атмосферы и ‘дробят ядра
атомов возлуха, с которыми сталкиваются.
Разлетающиеся осколки, в свою очередь,
вызывают преобразования встречных
ядер. В результате на землю проливается
как бы «ливень» вторичных излучений.
Наблюдения над преобразованиями  мате-
рин, происходящими под действием косми-
ческих лучей, и опыты искусственного
расщепления ялер атомов позволили У3-
нать многие основные элементы, из-кото-
рых состоит окружающий нае мир, и выяс-
нить соотношения между ними.
	8  Основпыми частипами являются

пре-
	жде всего легкие частицы — электрон и
позитрон (положительный электрон) =—
и тяжелые — протон и нейтрон. В
1937 году в космических лучах были от-
крыты новые частицы — мезотроны, мас-
са которых меньше массы протона, но
больше электрона. Частипы эти неустой-
	UBB И распадаются за две МиИлЛлионных
	поли секунды. До последнего времени счи-
талось, что мезотроны существуют B OA-
ной разновидности. Открытие братьев Али-
	хановых вдруг резко изменило 910 ped
этавление о строении вещества.

Впрочем, это произошло далеко не
	«вдруг». «Бнезапному озарению>, которое
	так любили описывать, говоря 0 Hayke,
романисты проныюго, принадлежит здесь
очень скромное место. Знакомясь 6 10-
	дробностями нового услешного рейда 00-
ветских псслелователей в ‘область неведо-
мого, восхищаешься прежле всего целе-
устремленностью их поисков, умной UOpo-
стотой и могуществом технических
средств, служивших этим исканиям.
История этого открытия представляет
собой’ увлекательнейшую повесть; и то,
что она до сих. пор не написана, лишний
раз напоминает 06 изобилии  неиспользо-
	рерять все новые и новыв пряборы, о
которых тот же Алиханов как-то хорошо
сказал, что они: просты только в описа-
НИИ;

ae

Исследователь беспощаден к самому себе
и к результатам своей работы. Ему хочет-
ся принять.их тотчас же, всей ду пой, как
только они получены. Но ‘ов усилием во-
ли заставляет себя относиться к ним с
недовернем. Он подвергает - добытую B
труде истину множеству испытаний, пока
он& не предстанет ‘перед ним ‘во всей. не-
опровержимости...

И вот, наконец, в результате обработ-
RU километровой длины  кинопленок, из
десятков тысяч отдельных измерений по-
явился непререкаемый, поражающий в00б-
ражение, революционизирующий науку об
атоме ряд выводов.

Кроме известных элементарных частиц
с. массой в 200 масс электрона (именус-
мых мезотронами), были открыты элемен-
тарные частицы с массами в 100, 150,
250, 350, 420, 550, 620, 840, 1.000,
1.300, 2.500.: 8.000 и 20.000 масс. элек-
трона. Окззываетея, в природе существует
пелая серия элементарных частини — сво-
его рода периодическая слетема.

Поразителен тот факт, что более тяже-
лые из этих элементарных частиц — Ba-
ритронов-—преврашаются в более легкие
самопроизвольно, как радиоактивные эле-
	менты превращаются в другие, более лег-
	кие элементы. .

Для того чтобы дать представление 0
сложности пути, который привел к этим
итогам, мы опишем только одно звено
решающего опыта, придавшего › исчерны-
вающую достоверность наблюдениям ис-
следователей. Им нужно было зафиксировать
не момент «взрыва» отяельного атомного
ядра под действием космических лучей. Они
стремилиев не просто отметить попадание в
счетчик той или иной космической части-
цы. Им необходимо было определить. ее `ка-
чество, ее природу. Лля этого надо было
суметь проследить за macrumeli в болыном
пространстве.

На частицу, влетающую в прибор Али-
хановых, воздействует сильное магвитное
поле, Оно заставляет ее отклоняться от
первоначального пути. Энергию движе-
ния Частицы в Этом приборе  onpe-
деляют. испытывая ее «пробивную си-
лу». На шти частицы ставитея нластин-
ка, которую ‘она должна  «прострелить».
Результаты измерения силы  «прострела»
		ванных тем, которые таит в себе совре-
менная наука.

Фоном для завязки о ненаписанной
повести служат героические будни воен-
ных лет, В то время, когда гитлеровские
орды докатились до предгорий Кавказа,
из Казани в Армению отправилась экспе-
диция но изучению космических лучей.
Когда основные работы экспедиции были
закончены, угроза немецкого нашествия
на Кавказ была уже развеяна, но иссле-
дователям предстояло выдержать войну с
природой. В горах образовались трудно
проходимые завалы. Через них нужно бы-
10. пробираться, неся на руках. «второе
зрение» исследователя — aparonensste
приборы. .
	$ 7 RHF
. *

Прекрасны, как произведения искусства,
совершенные «камеры туманов», в ко-
	торых исследователи заставляют Невиди-
	мые космические частицы капельвами во-
ды прочерчивать след своего ` полета.
Миниатюрные счетчики. откликаются
щелчками обыкновеннейшего. телефона на
прохождение сквозь них каждой отдельной
частины, как бы она мала ни была.
Все эти приборы среди камней горы Ала-
гез, установленные на высоте 3.280 мет-
рез над уровнем моря, давали иные пока-
‘зания, чем в ‘дотине, куда космические
лучи приходили уже более рассеявными,
заторможенными,  преобразованными про-
хождением сквозь. трехкилометровую толщу
атмосферы. Из сопоставления показаний
приборов на равнине и на высоте возник
первый намек на существование неизвест-
ной компоненты космического ‘излуче-
HAA.
— Bee sro BITAAANT   очень романтично
‘и увлекательно, — рассказывал А. И:
Алиханов Два ‘Тода спустя. имея в виду
условия опытов в «ялерной лаборатории»
‘атмосферы, —но эти преимунтества работы

сопровожлаются такой дозой трудностей
Из-за чуветвительности приборов к внеш-.
	ним условиям, непрерывно меняющимся,
что лаборатория в институте, в которой Е
вашим услугам все; электрический ток,
газ. мастерские, гле ураган не грозит со-
рвать палатку и унести ее со всеми при-
борами пол гору. где снег только за тол-
слыми ‘стенами п двойными рамами, —ка-
жется сущим раем.

Олнако. на следующий год экспедиция
счова карабкалась на гору и через год
снова. Очередная пауза зимы  пролетала,
как миг, Нужно было налаживать, про-
		[10 Co ветскому Cosy
	Хроника культурной. жизни