Слово.
мозяина
	ИЗ РЕЛАКЦИОННОЯ ПОЧТЫ
	- ОТ-ИМЕНИ
СЕМИКЛАССНИКОВ
	—В школах начались выпускные экза-
цены, == пишет Николай Игрунов, ученик
7-го класса ливенской оредней школы. —
Я решил проверить, что же я знаю HO
неторин моей Родины? Оказывается, Cepbe3-
ных знаний у меня нет. Type истории
	СССР. мы закончили еше в 4-М- классе, a
	три носледующих года изучали «Историто
древнего. мира» и ‘«Иеторию средних ве-
ков», А ведь многие товарищи, окончив
7 классов; идут на работу. Уходя из шко-
лы, они гораздо больше знают © чужих
странах, чем о своей Родине, где им пред-
стоит жить и творить.

Нельзя ли Министерству просвещения
РСФСР. построить учебную программу так,
чтобы, окончив 7 классов, учащийся имел
последовательные знания 06 нетории своей
	страны!
ОТКРОЙТЕ
ПАМЯТНИК! .

В 1946 том в Вязьме, — пишет
	учитель А. Скороботатов, — состоялось
торжественное открытие памятника герою
Отечественной войны генералу Ефремову,
павшему смертью храбрых в боях за наче
город: _

Трудящиеся Вязьмы, . собравшиеся на
открытие. памятника, увидели чудесное
бронзовое изваяние работы лауреата -Ста-
линской ремий Вучетича. Прошло два
года. Изменилась Вязьма, немножко 9т-
строилась; похорошела, но попрежнему
стоит в окружении развалин памятник ге-
нералу Ефремову. Три большие груды кир-
пичей закрывают памятник со стороны
Базарной площади, а с востока он закрыт
отатками разрушенной немцами церкви,
которую начали было разбирать, да так и
	‘не разобрали. Душа не мирится с таким
	безобразием. Неужели городской совет, 50-
шественноеть города не в состоянии при“
вести площадь в порядок!
	а
	К ЧЕМУ «ХУТОРА»
В СТОЛИЦЕ
	Москва расширяется и строится. 910
радует миллионы людей, которые хотят ви-
деть свою столицу самым красивым и бла-
гоустроенным городом мира. Но практика
застройки отдельных районов Москвы и ее
пригородов беспокоит многих москвичей,

Некоторые строительные участки в Ше-
реметьевском поселке, по мнению  чита-
теля «Литературной газеты» тов. Г. А,
Александрова, напоминают хутора, 10-
строенные тесно, криво, без всякого плана.
Ни удобства, ни красоты!

Строятся ‹хутора» чаще всего в приго-
родных лесах и рощах. Владельцы участ-
ков вырубают деревья, и зеленые массивы
все дальше уходят от Москвы. В 1933 году
	граница леса была у станции Алебниково,
	сейчас она отодвинулась- за. Шереметьев-
скую. и OF

— Не лучше ли, — опрашивает Tos.
Александров, — в первую . очередь за-
страивать поля и пустыри и сохранить
леса п рощи — зеленый пояс столицы?
	Посетители редакции
рассказывают.
	Пезаслуженная
‘обида
	В редакцию «Шитературной газеты» при-
шла старая женщина Анна Федоровна Ше-
хонина, жительница города Торжка, Вали-
нинокой области.

С любовью и гордостью показывала она
пожелтевшие от времени письма и полу-
стевтые на сгибах газеты,

Вот бережно хранящееся письмо лейте-
нанта Василия Остроумова. Он писал Ан-
не Федоровне е фронта: «Котда мне будет
тяжело, я вопомню о вас, и это придаст
мнё силы; когда я пойду в бой, я вепомню
вали слова: «Бейте немцев», и это при-
дает мне ярость, враг не увидит пощадых».
	Как высшую награду, сохраняет Анна
	Федоровна первомайский «Боевой листок»,
	выпущенный бойцами подшефного госпи-
таля и целиком посвященный ей, скромной
советской патриотке, матери, потерявшей
	двух сыновей в боях за Родину.
Есть и другие документы, рисующие
нам облив тов. Шехониной. Это статья
	в областной калининекой газете и в мест-
	ной -— «Знамя ударника». Они, рассказы-
	вают о делах этой 76-летней женщины;
С первых же лет советской власти Анна
Федоровна стала обтхоственницей. Начинала

‘она © комитетов бедноты, Последние годы

работала председателем уличного комитета
на ул, Кирова в Торжке,

После освобождения Торжка тов. Шехо-
нина — инициатор добровольного участия
домашних хозяек в восстановлении ‘города.
Домохозяйки озеленили улицы города, вос-
становили сквер имени Кирова.

За эти свои дела Анна Федоровна была
награждена почетной грамотой горсовета и
горкома ВКН(б) и первой a3 участниц вос-
становления города занесена в Ёнигу 00-
чета.

Но ‘что же привело Анну Федоровну

«Литературную газету»?

Большая, незаслуженная обида! На-
днях Анна Федоровна была’ вдиногласно 08

‘рензбрана в новый состав уличного: коми-

тета. Комитет столь же етинолушно вновь
избрал ее своим председателем.
Но секретарь исполкома горсовета ‘тов.

“Никольский вмешался в выборы и, исполь-
-BYA свою влаеть, не утвердил тов; Шехо-

нину председателем уличного комитета.

Мы не знаем, какие соображения руко-
‘водили тов. Никольским. Но мы. знаем, что
тлубоко права Анна Федоровна; «Де-
ле мое хоть и небольшой важности, но оби-
жать пПатриотов-етариков неск лицу гор-
совету г. Торжка»,

Со своей стороны, мы хотели бы задать

один вопро: кто дал вам право, тов, Ни-

Кольский, попирать советскую демократию
и своей властью отменять результаты за-
Бонно проведенных выборов?
		уть славных
	Но не’ сразу наши ибторики.
	оружием марксистско-ленинокой
	тии. Это был долгий и трудный продесс, не   ния! полностью
	завершенный” и в наши”“дни, ^-_
м
	Круг постоянных научных интересов -из-
‘давна уже подводил Б, ‘a I pexona Е
крестьянской- теме.

В 1932 roay получила ирокую извеет-
	‘ность его. теория о нренсхождении общест“
	венно-политического устройства Киевекой
Руси. Греков утвержхал, что на смену пер-
	“вобытной славянской общине пришел He-
посредственно ‘феодализм; промежуточного
	посредственно феодализм, промежуточного
звена в виде рабовладельческого общества
в Клевекой Рус не существовало. 0бразо-
вание феодальных отношений он по мере
углубления своих исследований относил ко
	_ все более и более ранним временам. Бдаго-
 - царя работам Грекова оказалась установлен-
‘gol периодизация в истории крестьянской
зависимости на’Руси: выяснились: полити-
= ческие и экономические условия, сделав-
	ие неизбежным закрепощение крестьян;
определились характер и формы вмешатель-
‘ства в этот сложный процесс государетвен-
	ной власти.
	Е началу 40-х годов относится его борь-
ба с норманиетами в вонросе о’ возникнове-
HHA славянских rocyjapers, Он доказывал,
Чо 3TH. говударетва, включая и Виевскую
Русь, возникли не в результате какого-ни-
буль - вненнего воздействия, а исключи-
тельно веледетвие образования классового
общества. Не менее важную роль сыграла

тубликация под редакцией Грекова древ-
нейщего из наших отечественных летопис-
ных памятников — «Русекой Правды».

Этим памятником  интересуютея во всех
страмах мытра. В России. «Русскую Правду».
изучают в ХУШ века. Но разночтения в
текстах чрезвычайно мешали успеху этих
работ. Под руководством Б. Д. Грекова бы-
ли собраны и классифицированы 96; тек-
сетов «Русской Правды», и велякий памят-
ник нашего прошлого стал впервые ясен ий
доступен для исследований.

Б. Д. Греков раскрыл и правильно оха-
рактеризовал положение Виевского государ-
ства. в’ ряду других государств. Западной
Евроны, определил социальные и культур-
ные связи и отношения между славяневим
Востоком ‘и евронейеким ‘Западом. Наконец,
он высказал убеждение, что появлению Ви-
евекого государства’ предшествовало суще-
ствование в Приднепровье иных государст
венных образований, и, следовательно, оно
ВОЗНИЕЛО В08С8 не по мановению варяжекой

руби.
Одних из ходовых тезисов буржуазной
русокой историографии было утверждение,
что руссвий крестьянин был свободен до
ХУ! века; считалось, что закрепощение
крестьян началось лишь в ХУ веке в свя-
зи с отменой Юрьева дня. «Свобода» pye-
ского крестьянина считалась особенноетью
исторического. развития русского общества.
	Ленин же предполагал, что крепостное
	право в России сущеетвовало еще с 1^: ве-
ка и что руский крестьянин ветупил на
	—— ДНИ ОА

обломков
	РАВНО
		овладели   путь закрелощения ще современ «Рус;
‘методоло-  ской Празлы». Эти гениальные проникнове-

ния: полностью  подтвердилиеь в наУЗНЫх
пзысканиях Грекова. Он: 0’ всей `безуслов-
ностью обнаружил возникновение крепост-
	ного.‘нрава на Руси еше вг эпоху Виевского  .
	‘госу; даретва, Bo времена «Русской Правды».
Громадная заслуга нащего славноголучено-
го в TOM, ато он 003381 новую правильную
концепцию развития pyccxoro RpewoetHaro
права.

В 1946 тоду Ronen развития рус-
ского крестьянства Б..Д. Грекова получила
всестороннее и вовершенно законченное вы-
ражение  в общирном труде: ‘«Врестьянв Ha
Руси с древнейших времен дб. ХУИ века».
Вроме. первокласеного общенаучного. значе-
ния, эта последняя работа Грекова раскры-
вает множество вопросов прикладного исто-
рического плана, затемненных не без цели
старой русской историографией. Ученые
60-х годов доказывали, например, что рус-
ские крестьяне никогда не владели землей.
А Греков установил, что крестьяне владели
землей еще в древней общине и уже потом,
	вместе со своей землей, попали в крепость?
	к феодалу. Пекоторые ‘из старых историков
пытались доказать, что госухаретво не’ при:
нимало никакого участия в закрепощении
крестьянства. Погодин, к примеру, находил,
что характер русского народа — eAWHCTBOH-
ная причина его исторического несчастья.
Ключевокий видел эту причину в задолжен-
ности: крестьян помещикам. Греков же уста-
новил, что. закреношение со. всей. несом»
ненностью состоялось в интеревах дворян-
ско-помещичьето государства.

Когда-то Ключевский утверждал, будто,
сидя на киевеком черноземе, руеские не
интересовались сельским хозяйством, а ко-
гда пришлось им сесть Ha владимиро-суз-
дальский суглинок, занялись ° хлебопате-
ством. Парадокс этот, по глубокому убеж-
дению Грекова, далек от исторической
правды. Греков убедительно доказывает те-
зис о земледелии, как основной отрасли про-
изводства древней Руси, и © совершенной
бесспорноетью говорит о том, что, где бы
ни появлялись русекие крестьяне, они при-
носили ¢ собой земледельческую культуру
и те интерес к хлебопашеству.

В «Брестьянах Ha Руси» рассмотрены
эпохи под’ема и развития крепостного хо-
зяйства до ХУП века. Второй том `«Кресть-
ян на Руси» покажет историю падения кре-
постного права. Над созданием этого тома
Б. Д. Греков намерен работать совместно с

рядом друтих ученых.
хх
	„.. Высокий, стройный человек с мягкой
и тонкой улыбкой, с молодыми глазами нод
шанкой пушистых ведых волос, строит мно-
жество планов. Его творческие _ расчеты
глубоки и содержательны. И, слушая тихую,
уверенную речь Б. Д. Грекова, горячо
	желаешь, чтобы все эти планы были как
можно полнее осуществлены.
		= Понятия не имею: А в чем АМ #610?
	Выслушав рассказ © свойствах нового
попиала a Toy. Gro ere изготовлением
	Ву. 201 WOCTBOCHO JIA IWKOL ТРО с А
резервов. может заняться каждый колхоз, тов. Аб“

_ Мы хотим, чтобы ваши ремесленники и  гросимов недовольно ответил:
2 ира сппонинали . CBETIVIO   ‘— Так. это’ © етройматериалах речь?
	yee eee зе >
пору ученья, родную школу,
мастерские, библиотеки.

12 типовых проектов разработал Коми»
тет по делам архитектуры. Различны у’Них

фасадные

ве Блассы,

скаются только поздно вечером,

водить свободные часы? Библиотека вме-

шает по проекту человек 40, физкультур-
деваться

ный зал еще меньше. Куда 2е

остальным?
Можно ли без дополнительных капиталь-

ных затрат иначе организовать быт, учебу
п досуг молодежи из школ трудовых резер-
вов? На этот вопрое сотрудники Академии

архитектуры отвечают: да, можно! Архи-
тектор Г. Р. Нидеккер полтора года вела
исследовательскую работу в этой области
и разработала эскизный проект. По этому
‘проекту каждая группа учеников, пример-
но, в 25 человек, располагается в отдель-
ной секции, те, кроме спальных комнат и
бытовых помещений, имеется гостиная.

Эти комнаты-гоетиные не требуют увэ-
личения здания и дополнительных средетв,
они легко выкраиваются из той же вуба-.
туры за счет проходов и коридоров. .

В спальных комнатах при этом будут
жить не по 25 человек, как намечено дру-
гиме проектами, а по 4—8.

Проект, разработанный Академией архи-
тектуры, имеет много приверженцев, неда-
гоги его одобряют. И, тем не менее, здания
тля школ трудовых резервов строятся пока
по казенному типу.

Отдел капитального строительства Мини-

стеретва трудовых резервов и его началь-
ame me Datame ее 22 = ЗА

украшения, ко › схожи они в
‚одном: они пронизаны казарменным духом:
По уставу, в спальни учащиеся допу-
перед

сном. Где же юноши и девушки будут прэ-

Пусть Промстройиздат издает.
— Но ведь солома имеется в колхозах,

в кровле нуждаются колхозы и Колхозних

ки, «бемит» будут изготовлять колхозы.

— аи вы YR так настаиваетеь
пусть изобретатели зайдут ко мне.

Изобретатели пришли к Абросимову в
назначенный час, —— его не оказалось н&
‚месте, На другой день он был чем-то 33-
нят. Через неделю, наконец, их принял р4-
ботник издательства, который предложил
подать заявление и соетавить план бро“
шюры. Заявление будет со временем pace
сматриваться, обсуждаться..г
- Директор Промстройиздата тов. Муселян
был удивлен звонком из редакции. не менев.
своего колнеги из Сельхозгиза:

— Статью «Мод новой кровлей», гово
pate? Не читал. А в чем там дело?

На слелующий день позвонил замести“
тель тов. Муселяна и сообщил, что по рас»,
поряжению своего начальника он статью-
прочел и советует связаться в начальние
ком Главкровли тов. Мальцевым. Может,
он’ согласитея на издание брониюры.

Нас уже не очень удивило, что в «Главз.
кровле» тоже не читали о кровельных ма*
териалах. Тов. Мальцев также поручиз.
«ознакомиться» своему заместителю.

Мы все это расеказали вовсе не для 104,
го, чтобы сообщить общеизвестную истину
о нользе чтения газет. Эту пользу давние
осознали миллионы воветских людей. Ста-
тью П. Замойского, например, читали В
самых отдаленных уголках страны. Теперь
читатели добиваются чертежей, описания
технологического процесса. «Странным кач
жется обращаться за таким советом к «Ли-.
тературной газете», — пишет предеедатель.
Мелитопольекого райплана тов. Кель, — но
	для школ трудовых резервов строятея Нова
по казенному типу.

стерства трудовых резервов и его началь-
ник тов. Роботов в принципе за Новый
проект Академии архитектуры.  Полго-
да назад тов. Роботов даже собрал
техническое совещание, на котором был
утвержден эскизный проект ros. Ни-
деккер. Теперь осталось лишь составить
технический проект и рабочие чертежи.
Но тут возникает вопрое: кто должен 0-
	ставить этот технический проэкт?’ [Р050-
	что поделаешь, если организации, которыв .
	ЭР > Ен

должны были двинуть это важное изобре-
теные па село, бездействуют». `
*
. x
Мы не беремся утверждать, что тт. Роч
ботов, Васильев, Абросимов и Муселян —
неисполнительные работники. Можно допу»
стдть, что вели бы министр трудовых ре“
зервов тов. Пронин и председатель Вомите“
та по делам архитектуры тов. Симонов при“
казали, то проекты школы в секционных
размещением учашихся были бы готовы. в
самый короткий срок. Уже в этом году зда-
		Лауреат Сталинской премии нервой степени
академик Борис Дмитриевич ГРЕКОВ.
	Борив Лмитриевич Греков сдал экзамен
на стенень магистра русской истории еще
з 1910 тоду. В основе ето общирнейших
познаний лежат факты  отечествен-
ной истории, когда-то собранные и 10-
свовму истолкованные буржуазной наукой.
Но историк Греков — ученый прогреесив-
но направленного мышления; е первых лет
своей научной деятельности он смело шел
ло пути раскрытия новых фактов и пере-
осмыеливания старых. Свежесть, новизна
его конценций ‘радует нае и сейчае. Завер-
шенный и изданный им в конце 1946 гота
труд- «Крестьяне на Руси с древнейших
времен до ХУП вока» — первый монумен-
зальный труд, посвященный истории про-
изволителей материальных благ русского
ебщества. 38 этот труд Б. Д. Греков удо-
елтоен Сталинской премии первой степени.
		Когда молодой Греков взялся за нелегкий
труд историка, русская буржуазная исто-
рическая наука переживала  острейший
кризие. Преобладала эклектика, отрицалась
закономерность исторического’ развития,
все попытки создать методологию истории
проваливались одна за другой. Именно в
370 ‘время Ленин указал исторической нау-
Ke ‘на ’единственно правильный методоло-
гический фундамент — на  маркоистокое
учение 06 истории общества. Советская
историческая наука, отним из ярких пред-
ставителей которой является Б. Д. Греков,
основывается именно на’ этом фундаменте.
А сталинские ‘определения главных 0собен-
ностей каждой из пати общественно-эконо-.
мических формаций служат краеугольным
камнем в исследовательских построениях
каждого историка. Ныне все вопросы ие:
тории — и новые и старые — разраба-
тываются только посредством конкретного
иселедования социально-экономических. пу-
тей развития. человеческого общества.
	тов считает, что им должен заняться В9-
митет по делам архитектуры:

Начальник главка Комитета по делам ар-
хитеклуры тов. Васильев убежден, что это

вт

зервов тов. Пронин и председатель Бомитеч
та по делам архитектуры тов. Симонов прич
казали, то проекты школы ев секционным
размещением учащихся были бы готовы. в

дело Министерства трудовых резервов. А   самый короткий срок. Уже в этом году зда-

время идет. На десятках строительных
площадок роют  котлованы, закладывают
фундаменты, воздвигают стены,

Так дельное и разумное предложение’ не
может пробиться вперед — на его пути
стоят равнодушные люди.

Ппратеолт  Зачойбррие  поонзвомлитлеа Te-

ния строились бы по этим новым проектам.
Вели бы миниетр сельского хозяйства

‘тов. Венедиктов или министр промышлен“
  HOCTH строительных материалов тов. Гинз-

бург распорядились, то, возможно, изобре-
талели в течение часа были бы доставлены
в издательство, через неделю рукопись бы-
za бы направлена в набор, 3 еще через’
	Плсатель Замойский познакомился не-
давно с гоупной советских изобретателей,
	неделю брошюру изучали бы в раипром-”
пАтлтатах ин тОЛХООахо Столько ТЫСЯЧ .
	КОРА о к Ед ФР т ЗОО. ПР Меня гк ЧЕ

разработавигих метод изготовления из с5-   комбинатах и колхозах. о Сколько
	ЕРЕСИ РЕ Ч

ломы, камыша и древесных отходов нового   домов встретили бы осеннюю непогоду под.
BHIA кровельного материала, который они крепкой и надежной крышей! Но министры
	назвали «бемит». Писатель рассказал `В
«Литературной газете» 06 ‘этом пнтереоном
изобретении.

В тот же день в редакцию пришел‘ тов.
Хазов, житель маленького городка Влимо-
ва, Брянской области, Ои специально‘ при-
ехал в Москву, чтобы достать кровельные
материалы, и в газетной витрине прочитал
статью © «бемите».

Затем начался поток писем в редакцию.
Новым кровельным малерналом залнтереео-
вались правление артели  «Древостружка»
в Вазани и прелеедатель Госплана Молдав-
‘ской ССР тов. Черемисин, агроном из села

пока такой приказ не ‘отдали. ~
 Ивполнительноеть = ‘достоинство очень
большое в каждом человеке, тем более В
руководителе. Мо быть только исполвите-
лем =— слишком мало для того, чтобы за*
Нимать руководящий пост в советском го-
сударственном аппарате. Есть дела, ко-
‘торые могут быть разрешены только в
правительственных инетанциях, решения
по этим делам должны принимать ми-
нистры. Существуют, однако, согни и ты-
сячи дел, которые должны решаться и до-
водиться до конца в среднем звене нашего
государственного аппарата. Но лишь те
	Cearenn Ростовеной области тов. Мальцев   руководители и работники наших учреждо-_
	и Министепетво сельского хозяйства Тад-  нии, воторые ооладают драгоценным ty ae
gurerogy CCP. ством нового, чуветвом большевистской от-
	жикской СОР.

Редакция порекомендовала  изобретате-
лям налисать небольшую брошюру о тех-
нологий изготовления «бемита».

Первый телефонный разговор еостоялея
с директором Сельхозгиза т. Абросимовым:

— Мы хотим вас заинтересовать проб-
лемой «бемита».

— В первый. раз слылгу о нем, .

— 06 этом недавно писал. писатель
Замойский. :

гося_в лад с народом, сердца, чу

CTBOM НОВОГО, WYSCTBOM UG DIRURACTURVE vl”
ветственности за евои действия и поступ»
ки, люди, проникнутые хухом творчества п
инициативы, могут оправиться с этой 3a-
хачей.

Броме приказов сверху, приказов писан-

‘ных, столь же обязательны к безоговороч-

ному исполнению приказы. сердца, быюще-
чуветвующе-
го всё передовое и новое, что рождается в
народе.
	Больше бумаги стране
	КАМНИ ПРЕТКНОВЕНИЯ
	Воммерческий директор этого завода тов,
Ницберг неоднократно обещал обеспечить
песком завод дефибрерных камней, wo пи-
чего не сделал. Хуже того: недавно завод
получил предупрежление горного отдела
	Уралмапзарола о том. что запаеы песка. в.
	Аргаяшеком карьере иссякают. Обеспокоен”
ные руководители завода немедленно обра-
тилнеь в управление геологической службы
c просьбой произвести разведки песков, Но

И злесь они не добилиеь толка. :

Тормозит работу завода и Южно-Ураль-
ская железная: дорога, нерегулярно ‘подаю:
щая вагоны.
	Что же получается: на Урале — п Sea
	цеска, в лесу — и без леса!.. р
Происходит это потому, что у некоторых
	товарищей нет настоящей заботы о нуж-
	дах завода, опору нет: среди других пред-
приятий страны `Свердловекий завод дефи-
брерных камней — только маленькая точ-
ва на карте отечественной промышленио-
ети. Но разве его работа не связана тесно
с производетвом всех бумажных  комбина-
тов етраны? Достаточно сказать, что из 9с-
тонекой CCP недавно сообщили: качень,
изготовленный свердловеким заводом, про-
а 4.069 часов. Это. неслыханная про-
изводительность — средняя продолжитель-
часть работы камней заграничных фирм
не превышает 1.500 часов. 7

_ Свердловские дефибрерщики заслужили
права на внимание, им нато помочь.
	Rak жернова на мельнице, таки в
целлюлозно-бумажной промьшиленноети важ-
ную роль играет дефибрер, или «хревотер-
ка», Она превращает дерево в волокнистую
массу. Важнейшей частью дефибрерной  ма-
шины является камень.

На окраине Свердловска ‘находится един-
ственный в стране завод дефибрерных кам-
ней, который призван снабжать бумажные
комбинаты всего Советекого Союза. Не-
смотря. на. трудности производства, план
прошлого года свердловекие дефибрерщики
выполнили‘ с превышением. Но’ значит ли
это, что на заводе все благополучно? Нет
и нет. . о

На пути дефибрерного камня стоят
большие «камни преткновения». Завод нук-
дается в большой и серьезной помощи. Нач-
нем в того, что заводу нужен, лес, в кото-
ром на Урале, как известно, недостатка
нет. Лес нужен для срочного ремонта -заво-
да, для упаковки продукции, для изготов-
ления моделей. Ново-Лялинский бумажный
комбинат обязан дать лес, но директор
комбината тов. Соломко равнодущен К
нуждам свердловнев. Пробовали  обрататься
за помощью’ в Москву, в трест. Оттуда
вновь направили к Соломко. Заместитель
министра. «цевллюлозной и бумажной про-
мышленности СССР тов. Трудов -енова дал
распоряжение 06 отнуске леса. Но полу»
чить ero таки не удалось: у тов. болом-
Ко своя точка зрения...
	^ ново ГРИ
	Время можно мерить множеством CHOCO
бов: электрической ^ искрой,  отмечающей
миллионные доли секунлы, тодовыми Коль-
нами в стволах деревьев. Для геолога,
«часами» служит толща Земли ¢ ee слоя-
ми горных пород, минералами, иекопае-,
мыми растениями и животными. В таком.
измерении милаион чет — небольшой про-.
межуток времени, за который лицо Bem,
успевает измениться © сравнительно’ мало.
Побеждая. тьму. тысячелетий, скрывающу.
далекое ° прошлое, палеогеография воеста-
навливает «черты» нашей планеты, вико-.
тла не витанные человеком. Ученые как!
	бутто становятся очевидцами грандиозных
	eet a
	событий, происходивних в лаборатории
природы миланоны лет назад. И это помо-
Tact определять, где в недрах Земли. таз
ятея бесценные сокровища. ° ^

` «Путешествие» в страны, где текли Па-:
лвоволга, Палеосамур, где. в тихих aary-
нах тонули упавшие  лнетья ’гигантеких
	частей Азербайджана. Основные ‘элементы
этого прогноза были подтверждены обшир-
ными. работами старого друта_ Владимира
Петровича — проф; Ц. Ц. Авдусива.
Владимир Петрович учился на горном
‘отделений Азербайджанского’ политехниче-
ского института в Баку. Здесь он еще
юношей познакомилея с нефтью. Он уви-
дел, с каким трудом отысвивазтся. EOBBIC
источники этого загадочного И драгоцен-
ного вещества. Он знал, какая борьба во
всем мире идет вокруг-нефти, и решил вее
‚силы ‘отдать‹ на то, чтобы облегчить труд
	_ Мюдей, ‘отыскивающих «черное золото» в
недрах родной ‘страны,
			В. Н. Батурин к этой цели пошел свъей,
нехоженной дорогой. Он был первым ми-
нерологом по ’терригенным компонентам
осадочных пород в СССР. Его работы име-
	ют мировое значение. На ЛУП междуна-
	родном геологическом конгрессе, происхо-
дившем в 1937 году в Москве, Владимиру
Петровичу была присуждена международ-
ная премия имени Спендиарова. Методика
COBETCKOTO ученого далеко опередила епо-
собы исследований, применяемые за грани-
цей. Труды В. П, Батурина способетвуют
резкому снижению затрат при поисках
пефти, воды и многих других полезных
исконаемых. Геолог, пользуясь. методами
Батурина, может без дорогостоящих деталь-
ных разведок  сосредоточивать поиски в
местах с наиболее благоприятным прогно-
30M.

Человек тирочайнших. творческих пла-
нов, умевший и экспериментировать и вдо-
хновенно обобщать полученные результаты,
Владимир Петрович вевми силами доби-
валея, чтобы ето работы как можио быет-
pee давали практический ‘эффект. Он орга-
низовал’ лаборатории, непосредетвенно 0б-
служивающие промыслы ия применяющие
его методику в различных нефтеносных
районах. СССР, И:

Фамилия автора на’ ‘титульном листе
«Петрографичеекого ‘анализа геологическо-
го прошлого по терригенным ‘компонен-
там» ‘обведена черной ‘рамкой: Это его’ по-
следняя работа. Батурин умер p°1945 ro-
‘ду. Умер совевм молодым, ‘в самом раецвете
творческих сил. Ho ‘когда товарищи и
ученики говорят о Владимире  Петровиче;
ярко и живо возникает весь облик этого
талантливейшего труженика науки, воспи-
тателя молодежи, самоотвержелного иселе-
дователя.

«Петрографический анализ геологическо-
TO прошлого» был результатом  напря-
женной ‘многолетней работы В. П. Бату-
рина, написавшего 0 своей Kafire Tak:

«Еели настоящая книга побудит: читате-
ля заполнить пробелы’ в ‘геологической
истории нашей общирной страны на оено-
ве изучения терригенных компонентов и
даст ему некоторые направляющие. идеи,
я буду считать свой труд. оправданным,
так как будущее геологии и как науки о
земле, И как основания при поисках 1п0-
_лезных ископаемых, во многом зависит от
полноты знания деталей палеогеографии...»

Сталинской. премней первой ‘степени
Родина оценила замечательный труд. уче-
ного.

растений, где гиоли чудовищные ПРеСМыЫ-   лауреат Сталинской премии первой степени
	Владимир Петрович БАТУРИН...
	Форма и поверхность обломков  показы-
вают опытному глазу, какие силы дейст
вовали на частицы минералов, какие «не-
взгоды» они перенесли Ha своем длинном
пути. Вее это позволяет, рассматривая об-
ломки суши, раскрывать ее прошлое crpa-
ние, тип пород, рельеф, представлять се-
бе водные пространства, захватывавшие
территорию суши. Оледенения, проялленич
вулканизма, тектонические процессы— вое
оставляет свой росчерк на обломках, и нуж-
но только уметь различать каждый арто-
‘траф по особым характерным признакам,

Владимир Петрович. писал, что ученый,
занимающийся - восстановлением историче-
	ского’ прошлого нашей земли, делжен емэ-.
	треть. не только глазами геолога, но и ви-
деть ее глазами  географа,  оцускаю-
mero драгу на дно. моря. с 6г0  слож-
ным ‘рисунком берегов, следящего за туча-
ми пыли среди. нагромождений барханных
песков... Он хотел, чтобы _ исследователь
заботливо собирал и’. анализировал факты,
характеризующие современные осадочные
процессы, ‘вое те’ «документы». природы, в
которых язык моря, речного потока. или
ледника можно перевести на язык точной
науки: К
Новые методы иселедований и восстано-
вления физико-географических черт 06-
становки геологического прошлого, paspa-
ботанные В. П. Ватуриным, дали ему воз-
можность раскрыть тайну происхождения
продуктивной толшщи нефтяных месторож-
	дений Ашчеронского полуострова, эта метэ-
	дикЗ позволяет «читать» толи земной ко-
ры, которым геологи дали выразительное
название: «немые». При поисках полезных
ископаемых указания В. Ш; Батурина’ не-
редко служат для геолога-разведчика и ком:
пасом, и прожектором, освешающим ПУТЬ.
Изучая обломочные материалы и ‘восета-
навливая по ним географические условия
далекого прошлого, сам В. П. Батурин, на-
пример, сделал. прекрасный прогноз о неф-
теотдающих свойствах минеральных окоп-
лений протуктивной толщи для различных
	кающиеся и насекомые, где попеременно
суша и море атаковали друг друга, очень
нолбгкое дело: Особенно, если надо. до-
быть вполне конкретные данные, важные
ля теории и практики. *

Профессор В. И. Батурин составил
подробнейние и ценнейшие «лоции» для
научных разведчиков в странах  геоло-
гячеекого прошлого. Труд его, получивший.
Сталинскую премию первой етенени и
имеющий огромное значение для разведки
полезных ископаемых, ‘носит ничего неё го-
ворящее непосвященному человеку назва-
ние: «ЦШетрографический ‘анализ геологи-
ческого прошлого по терригенным  комюо-
нентам». Ромаптика научного подвига для
неспепиалиста зашифрована непонятными
словами. В этой блестящей ‘книге автор
приводит изречение Гераклита — «Все то-
чет, все. изменяется». Умирают и рождают-
ся бесчисленные живые существа, высыха-
ют моря. и реки, в пыль превращаются вы-
сокие скалы. Ветер и вода подхватывают
обломки камней и уносят их в. Места, где
условия благоприятствуют, временному, от-
дыху  минералов-етранников, Здесь они
перегрупиировываютея,  об’единяютея по
новому. Вот эти. обломочные материалы и
называются терригенными компонентами.
Исследуя их, ученый может не только пред-
ставить себе; внешний вил страны, бывшей
их родиной, HO даже судить о климате
тех далеких времен.

В путешествии в геологическое прошлое
ученый пользуется микроскопом, направ-
лая его на невилимые простым глазом
«ориентиры». Крошечные, кажущиеся оди-
наковыми песчинки, увеличенные в сотни
раз, приобретают индивидуальность: кварц,
слюда; полевой итат, циркон... В поляри-
зованном свете бесцветные  кристаллики
чудесно окрашиваются, выдают. свой тай-
ны. На помощь‘ исследователю приходят
спектральный анализ и многие друтие са-
мые современные способы изучения. мине-
ралов...
	MTEPATYP MAR ГАЗЕТ
4 НЕЕ: Ne 44
	Окверно  спабжаетея завод и еырьвм.   Мы иросим Министеретво целлюлозной и
Оно поступает от случая к случаю. бумажной  промытиленности, Министерство
В’ прошлом году цемент был получен промытелелности строительных материалов
только после вмешательства Свердловского  : Министерство геологии не забывать о
обкома BhII(6), 0 лишь трудовой энтузи-   том, что завод. дофибрерных камней
азм лружного коллектива завода помог вы-   Должен быть снабжен лесом, цементом. и
полнить план к 30-летию Октября. В этом   песком. :
	Бригада уральских писателей:
П, БАЖОВ, Б. РЯБИНМН,
	Е: К: МУРЗИДИ,
СВЕРДЛОВСК.
	году положение с цементом и песком не
лучше. Завод должен получить 10 вагонов  .
кварцевого песка се Аргаяшекого: карьера;  _
} который  принадлежлт  Уралмашзаводу.