АМЕРИКАНСКИЕ УЧЕНЫЕ
ВО ВЛАСТИ СТРАХА.

Дв= недели. назад, созвал, в
турной газете» № 39 была напечатана
статья академика ‘А. Сперанского «Мы
тстаиваем дело мира». В этой статье,
	В Союзе советских
nucamenet. CCCP
	Олноактная пьеса”
	Совещание, посвященное одноактной пы
се созвала на-днях комиссия по драматур
	гии ССП. }
Во вступительном слове Л. Малюгин от.

метил своевременность этого совещания
	перед конкурсом. на лучшую одноактную
пьесу. Интересный и важный жанр однозкт,
ной пьесы, к сожалению, не привлек вни,
мания широкого круга драматургов и кри,
THKOB.

Доклад о советской ognoaxtHol mec
слелал А. Глебов. Он подчеркнул, что
одноактная пьеса пользуется огромной по}
пулярностью у. зрителей, коллективы само‘
деятельности : проявляют к ней большо!
интерес. Одноактная драматургия знает
немало хороших пьес. Я. Апушкина, Н. Зарь.
яна, В. Иванова, Г. Мухтарова, К. Паустов
ского, Н. Погодина, Л. Сейфуллиной и др,
Однако, многие авторы далеки еще oT co
временной жизни, их пьесы очень примитивны,
написаны убогим языком. Также необычайно
узок круг тем, выбираемых драматургани,
`А. Глебов говорил о необходимости общеняя
драматургов с коллективами, которые ста.
вят их пьесы. Большое внимание докладчик,
уделил вопросу создания профессиональ- *
ного театра одноактной пьесы.

В. Пименов, рассказав об условиях н
значении предстоящего конкурса, призвал
ведущих писателей возглавить его.

Л. Ленч говорил о необходимости вклю:
чения в репертуары наших театров программ,
состоящих. из одноактных пьес. Е

На совещании выступали Я. Апушкиян,
П. Замойский, И. Балабанова, Ф. Каманин,
Н. Ключников, Б, Княжанский, С. Кржин-
жановский, И. Левченко. , .
	Конференция русских.
писателей Средней Азии
95 мая в Ташкенте ‘открылась конферен:
	  ция. русских писателей Средней Азии, на
	которую приглашены представители пятв
советских республик: Казахской, Киргиз-
ской, Таджикской, Туркменской и Узбек.
ской. Г $

Конференцию открыл председатель Союза
советских писателей Узбекистана М. Айбек,
Вступительное слово ‘произнес заместитель
председателя комиссии по работе с русски.
ми писателями республик, краев и областей
	ССП А. Карцев.
	Конференция заслушала доклады М. Ша.
гинян` о решениях ЦК ВКП(б) по вопросам
литературы и искусства и задачах русских
секций в республиканских союзах совет.
ских писателей, Л. Климовича © проблемах
перевода художественной литературы наро
пов. СССР По докладам развернулись
	прения.
В программе конференции — творческие
встречи с ведущими писателями Союза,
	семинарские занятия, обсуждение творче:
ства участников конференции.
	«за мир, за демократию»
	По решению секретариата Союза co
ветских писателей СССР, издательсть
«Советский писатель» выпускает сбор
«За мир, за демократию». В него войду
лучшие произведения писателей Советско.
го Союза, рисующие все более крепнущи
силы народных демократий, произведения,
направленные против поджигателей новой
	ВОЙНЫ.

Редакционную коллегию сборника ©
ставили: А. Софронов, А. Тарасенков
	С. Шипачев, А. Жаров, А. Лацис, ©. Кур
тавов.
	`В несколько строк
	<> Сессия памяти В, Г. Белинского откры.
вается 4иючя в Союзе советских писателей,
Будут прочтены доклады: И. Альтмана —
«Белинский — патриот», -A. Лаврецкого-
«Белинский  и русская передовая мысль
ЖХ века», Б. Богомолова — «Беликски
и фольклор».

< В Калинине состоялось областное созе
шание молодых писателей, на котором был
намечены меры по улучшению работы ‹
начинающими авторами и обсуждены новы
произведения, молодых прозаиков и п0зэто
г. Калинина,

$ Комиссия по работе с русскими писате
лями республик, краев’ и областей СССР
‘заслушала отчет ответственного секретаря
ставропольбкого отделения ССП. И. Егоров
о работе ‘писательской организации. Ставро-
польщины,
_ Ha ‘tom же заседании С. Васильев инфор.
мировал ‘комиссию-о ‘деятельности чел
бинскога отделения ССП.

<®> Обсуждение повести о «На взлете
Г. Свирского, посвященной жизни студентов
Московского университета, прошло на-днях
‚в комиссии по работе с молодыми писателя
ми,

Автору были указаны недостатки ero W
вести и высказано пожелание перераб»
тать ее: .
	Sonn ene mne! ния arena

Anomno Fra книга конфискована в С
Как миллиардеры“ вооружали - ` Гитлера _
	тократии не был создан такой крупный
блок. В его центре стояла германская хи-
мическая монополия «И. Г.», и союз был
закреплен личной унией главных   партне-
ров. Когда «И. Г.» организовал в Соеди-
ненных Шазтах cBoe новое отделение
«Америкэн`И. Г, кэмикол корпорэйшн», в
руки которого стали планомерно стекаться
секреты американской военной техники, в
дирекцию этого концерна вошли сам гла-
ва «Стандард ойл» Уолтер Тигл и сын
Форда — Эдеел.
	ДАЛЛЕС — АГЕНТ НЕМЕЦКИХ
MOHONONKCTCB
	Известно, что одним из главных методов
«достижения политических целей» в CH-
стеме американекой демократии  являетея
так называемый  «лоббиизм». «Лобби-
ист» — эт платный политический агент
частнег предприятия или труппы частных
предпринимателей — адвокат, посредник
или даже общественный деятель, который
проводит большую часть своего времени в
кулуарах парламента или в приемных вы-
сокопоставленных политиков и чиновников.

В книге. Амбрастера, фигурирует ряд та-
ких «лоббиистов», находившихся на сауж-
бе или в услужении у германского хими-
ческого треста в Америке, причем B We-
которых случаях автор называет и теч-
ную цифру полученной ими мзлы. На пер-
BH ПЛАН выступают две наиболее знаме-
нитые американские адвокатские конторы,
специализирующиеся на «обработке» поли-
тических дел частных фирм, отдельных
миллионеров или даже политических групи.

Нервая из них —— адвокатская фирма,
или, вернее, юридический концерн «Сал-
ливан энд Вромвел», возглавляемый преело-
вутым Джоном Фостером Даллесом,  глаз-
ным советником республиканекой партии
по вопросам внешней политики и, как из-
вестно, наиболее крикливым  засотрельыщи-
ком антисоветской кампании в Соединен-
ных Штатах. До сих пор полагали, что
фирма г-на Даллеса, тесно связанная 6
финансовыми династиями Рокфеллеров и
Шредеров и играющая такую видвую роль
в окружении американских  правитель-
ственных органов, является юрилячестим
представителем крупных америказеких мо-
нополий. Амбрастер приводит факты,  не-
сколько дополняющие эту ‘инфоруащит.

Оказывается, что адвокатокое бюро’ Дал-
леса неоднократно выступало в качестве
юрисконсульта ведущих директоров  раз-
	личных филиалов «И. [.» в Америке. АмМ-.
	брастер называет трех из них — Рудольф
Ленц, Перси Кутрофф и Эрнст. Гальбах,
все’ трое. из числа наиболее доверенных
представителей германского треста в 33-
атлантической республике. Тот же Даллес
является юрисконсультом и директором
международного никелевого треста, против
	которого в. Соединенных Штатах после
войны было возбуждено дело о соучастии
в картельных сделках с «И. Г.» и о 66-
действии перевооружению Германии. Caoro
г-на Лаллеса — закон для известных кру-
гов Нью-Йорка и Ваннинттона, а немецкая
химическая монополия была клиентом г-на
Даллеса.

Главным соперняком фирмы Даллеса В
области политического «лоббинзма» в 05-
едоненных Штатах является вторая по зна-
чению адвокатская контора в Нью-Йорке—
фирма «Врават, Свэйн энд Мур».

В 1941 году Джон Макклой, один из
главных партнеров фирмы «Брават», был
назначен помощником военного министра
Соединенных Штатов Америки и оставал-
ся на этом посту весь период второй ми-
ровой войны, вплоть до конца 1945 года.
В число других высших чиновников того
же министерства входили Альфред Mar-
кормик и Говард Питерсон — и тот и дру-

гой компаньоны Макклоя по адвокатской
конторе «Ерават». Является ли случайным
совпадением тот факт, что к числу лип,
решавших во время. войны вопросы, свя-
занные с воздушной. бомбардировкой rep-
MAHCRHX военных предприятий, принадле-
жали три компаньона бюро, ранее защи-
щавшего интересы «И. Г.» в Америке?

Установлено, что основные предприятия
«И. Г.» в Америке оказались после ВОЙНЫ
почти нетронутыми.

Однако германская химическая MOHONO-
лия имела в Соединенных Штатах и дру-
гих адвокатов ‘и заступников. На основе
отдельных имен, названных Амбрастером в.
его книге, можно установить интересный.
факт. Ряд этих лиц принадлежал в лич-
ному окружению Герберта Гувера, бывше-
го президента Соединенных Штатов, лиде-
ра крайне правого крыла ‘республиканской.
партии, друга гитлеровцев и поныне
ярого сторонника создания направленного
против Советского Союза международного
блока на основе «возрождения германской
экономики».

Но и это еше не все: Когда в 1941 ду
американское ‹ предприятие «И. Г» —
«Дженерал анилайн. энд филм корпорэйшн»
быле поставлено под  правительственный
контроль, одним из его директоров был на-
значен Вильям Буллит — один из вамых
оРявленных > реакционеров Соединенных
Штатов, яростный враг Советского Союза
п; следовательно, политический единомыш-
ленник Гувера.

В разных местах своей книги Амбрастер
называет и других видных американских
политиков и чиновников, имевших то WIN
иное отношение ‘к сети ‘германекого хими-
ческого треста.

Вот. почему. международный блок моно-
полистов, практически содействовавиий в
тот период вооружению Германии финанес-
выми и техническими средствами, не толъ-
ко не вотретил на своем пути никакого
сопротивления со стороны правящих поля-
тических кругов Соединенных Штатов, но,
наоборот, получил от них полную полдерж-
БУ. В этот блок вхолили два CRDBITHIX

партнера. Одним из них был Гитлер. Дру-
	гим была американская реакция.
	АМЕРИНАНСКИЕ СЕНРЕТЬ
ПОД ГЕРМАНСНИМ КОНТРОЛЕМ
	Амбрастер дает` очень полную картяну
финансовых. сделок, преизводственно-техни-
	1 ческих соглашений п патентных договоров,
	заключенных во второй ноловине двадца-
THX годов и особенно в тридцатых годах
между германской монополией «И. Г. Фар-
бениндустри» и ев американскими и евро-
пейскими партнерами.

Характерно, что важнейшее из них —
соглашение 06 обмене техническими секре-
тами и патентами заключается в 1929 го-
Ay сроком по 1947 год. Руководитель
«Стандард. ойл» Говард в то время открыто
заявлял, aro «И. Г.» становится «нашим
тенеральным партнером в химических де-
лах». Несколько месяцев спустя близ Бэ-
тон Руж в Соединенных Штатах возникает
крупнейший центр технических исследова-
ний под вывеской вновь учрежденной. ком-
пании  <Джеско инкорпорэйтед». Адмийи-
етративное управление находится в руках
американцев. Инженеры, техники, уче-
ные — американцы. «Стандард ойл» вы-
деляет своих лучших, специалистов.

Но значительная часть акций компании
«Джеско» принадлежит немцам; директи-
вы исходят от немцев; и’ немцы же, е0-
гласно тенеральному соглашению со «Стан-
	Tap] ойл», получают в свои руки резудь-

таты всех ‘технических  последований и
патенты на изобретенные вещества и
стратегические материалы. , a

Амбрастер пишет: «Через посредство
«Стандард ойл» разведывательный отдел
«И. Г. Фарбениндуетри» получил доступ в
достижениям технических умов (в Соеди-
ненных Штатах —А. Л.) и смог пройти
через двери, которые в другом случае бы-
ли бы для него закрыты». Амбрастер ут-
верждает даже, что некоторые отрасли
америкачекой воонно-стратегической  прэ-
мышленности полностью подпали под гер-
манекий контроль. :

От Рокфеллеров не отставали и Дюпоны.
Это особенно важно подчеркнуть,  10-
скольку Дюпоны издавна ‘тесно связаны
с военным министерством Соединенных
Штатов и фактически выступают в каче-
стве промышленного агента армии.

В Европе заговорили пушки. Гитлер ва-
пал на Польшу. 23 сентября. 1939 года
немцы об’явили, что Польша разгромлена.
Два дня спустя в Гааге был подписан но-
вый дотовор между американским химичс-
ским трестом и «И. Г.». Знаменательно,
что. дата подписания этого договора была
на бумаге несколько отодвинута и отне-
сена к 1 сентября. Очевидно, немцы учли
известную стытливость своих  американ-
ских партнеров... ь

Согласно договору союз. между  амери-
канскими и германскими монополиями фах-
тически оставолея в силе. Хотя трест
«И; Г.» формально уступал ево права В
американской : научно-технической  комиз-
нии «Джеско», связь не  прерывалаеь.
Установлено, например, что «Джеско» прэ-
должала снабжать немцев секретами прс-
изводетва синтетического каучука «бутил»
вплоть: до декабря 1940 года.

Преданная мюнхенцами Франция пала.
Гитлер ветупил в Париж. «Стандард ойл»
продолжал сноситья © «И. Г» через
CBOerO предетавителя в ОКБупированном
Париже. В том же тоду состоялось новое
совещание представителей обеих монополий
в Швейцарии. В конце года «Стандард
ойл» пыталась продать немцам принадле-
жавшие ей богатые нефтяные источники в
Венгрии, но. этому помешал №енри Увл-
лес, занимавивий тогль пост. вице-прези-
дента Соединенных Штатов и главы воен-
но-окономического комитета. 8 августа
1940 года директоры «И. Г.» пиезли в
докладе гитлеровскому правительству, TI
получаемая ими беспрерывно через их фу-
лиал в Соединенных Штатах «богатая ив-
формация... незаменима для наших набл1о-
	дений американских условий, особенно в
отношении технических усовершенствова-
ний... В тому же с начала войны этот
Материал является важным источником
для поавительственных, экономических и
‘военных учреждений».

Американские друзья германекой хими-
ческой монополии «И. Г.» продолжают дей-
ствовать и по сей день. И притом в преж-
нем направлении. ‘Только теперь ‘уже
не в качестве политических адвокатов и
кулуарных дельцов в самой Америке, а в
качестве офицеров и чиновников амери-
канской военной администрации в Запад-
ной Германии. :

Экономическая миссия, направленная
американским правительством в Германию
после войны с целью изучить возможност
финансирования германской  промышлен-
ности для. оживления внешней торговли,
возглавлялась Джорджем Элленом и Говар-
дом Питерсоном, Первый из них был ди-
ректором одного из филиалов «И. Г.» в
Америке. Второй был компаньоном  нью-
йоркской адвокатской конторы «Ерават»,
выступавшей в ‘качестве ‘юрисконсульта
«Й. Г.» в Соединенных Штатах.

Мы уже говорили о том, что автор кни-

ги «Мир предательства» Амбрастер — не
политик. Тем не менее в конце книги он
не может не отметить хотя бы вскользь,
чт6 нынешний саботаж ликвидации воен-
ного ‘потенциала «И. Г.» в Германии ис-
ходит от «тех же сил внутри ваптингтон-
‘ского’ правительства, которые, сталкивают
нашу внешнюю политику и наи курс в
0б`единенных нациях © пути возможного
соглашения с. Россией».
° Те же люди, те. же силы, та же поли-
тика. Они вооружали германский империа-
лизм в тридцатых годах. Они хотят в0е-
становить и снова вооружить германский
империализм в сороковых годах. Теперь,
как и тогда, их главная цель заключается
в том, чтобы использовать этот империя-
лизм, как и все силы мировой резкдии,
против прогрессивной демекратии, против
свободолюбивых народов и в первую оче-
редь — против великой социалистической
державы, Их ставка во второй мировой
войне была бита. Они делают ставку на
третью мировую ` войну.
	Вышелшая в Америке книга Амбрастера
«Мир предательства» произвела внечатае-
ние разорвавшейся бомбы.

Ее автор Говард Уотедн Амбрастер —
не политический делтель, не журналист,
не экономист и во всяком елучае He чело-
век левых взглядов. Он просто инженер-
химик, на протяжении сорока дет являв-
пийся видным консультантом различных
частных фирм американской химической
промьпиленности. Работая © этами фирма-
ми, он натолкнулея на разительные @ак-
ты, относящиеся к деятельности известной
германской химической монополии «И. Г.
Фарбенинлустри» в Соединенных Штатах.
Речь шла о неслыханных, даже невероят-
ных, © его точви зрения, явлениях; актив-
ность германского треста и его союзников
_в высших сферах американской нлутокра-

тии грозила серьезными последствиями для.
безопасности Америки и всего мира. И он
решил действовать. oo

Год за годом Амбрастер делал ве oT
него зависящее, чтобы довести собранные’
им материалы до сведения амеряканской
общественности и правительственных 0р-
ганов. Он забрасывал письмами и докла-
дами миниетров; сенаторов, судей, парла-
меятские комиссии, редакции крупных ra-
set. Ero иногда выслушивали, но этим де-.
ло. и ограничивалось.

Тогда Амбрастер решился на отчаянный
в нынешних американских условиях шаг—-.
налисать книгу и опубликовать в ней хотя
бы часть собранных им материалов. Тот-.
час же после выхода в свет книга’ была
конфискована по распоряжению американ-
ского правительства.

Невозможно перечислить хотя бы в ва-
мой сжатой форме все существенные фак-
ты, собранные Амбрастером. Его труд яв-
ляется скорее справочником и сборником
документальных данных по исторни про-
никновения германских монополистов в
американскую экономику и политику, чем
стройным аналитическим исследованием
существа вопроса. Но‘ именно из’ этого
длинного peecrpa голых фактов,  «коммер-
ческих» договоров, финансовых сделок.
вдевозможных акционерных компаний вы-.
ступает. совершенно отчетливо картина.
TOTO, что происходило за кулисами амери-.
кано-германских отношений в период, пред-.
шествовавший второй мировой войне.
	«ПАПИТАНЫ» НОМАНДУЮТ «НОРОЛЯМИ»
	.Абзявва. франкфуртекого химического.
треста «И. Г. Фарбениндустри» — Дуис-.
бург, Шмитц; Бош, фон Шницлер, люди,
перед которыми дрожали правители вей-
марской Германии, были давно и нераз-
рывно связаны тайными соглашениями п
личными узами с вожаками фашистской.
партии. И тех и других об’единяла одна
общая цель. Гитлер хотел войны, чтобы
	завозвать мир для фашизма. Трест «И. Г.»
хотел войны, чтобы захватить мир для
германских химических заводов, учредить
мировую «диктатуру германской  лаборато-
рии» и вдобавок нажить еще несколько
миллиардов на поставке средств для опу-
стошения целого континента. И те и дру-
гие ставили все на карту ради достижения
этой цели: судьбу германского народа,
судьбу Европы, судьбу цивилизации.

. В начале тридцатых годов германская
химическая монополия приступила к 06у-
ществлению задуманного ею совместно с
руководителями нацистской партии плана,
от. успеха которого зависела судьба всей
сокровенной программы германского фа-
шизма, гитлеровской химеры о завоевании
мира для Германии. Речь шла о привле-
чении американских миллиардов и колос-
сальных технических средств  американ-
ской промышленности к непосредетвенному
участию в вооружении Германии.

` Этот план и был осуществлен в неви-
данной до тех пор в истории международ-
ных капиталистических отношений форме;
путем . создания гигантского тайного союза
почти всех крупных международных моно-
полий для снабжения гитлеровской Герма-
нии золотом и важнейшими военно-техни-
ческими средствами.

Описывая сложную систему договоров и
негласных соглашений, заключенных в
этот период между «И. Г.» и различными
американскими корпорациями, инженер-хи-
мик Амбрастер сам не в состоянии дать
себе отчет в тем, как далеко зашло раз-
ветвление этой системы и каково было ее
настоящее значение. Добросовеетно  пере-
цисляя около 230 американских фирм, в
той или иной форме связанных © герман-
ской монополией, он не в состоянии. оце-
нить по достоинству главные узлы этой
сети.

_ B основе созданного блока корпораций
лежало тройственное соглашение трех «ве-.
ликих держав» капиталистического мира:
_ династий американских миллиардеров н
нефтяных королей Рокфеллеров, представ-
ленных в первую очередь их трестом
«Стандард ойл», династии американских.
королей химической промышленности Дю-
понов, контролирующих значительную
часть военной промышленности Соединен-
ных Штатов, и династии «капитанов» гер-
манской химической промышленности из
треста «И. Г.» (немецкие монополиеты,: -в
` отличие от американских, не были еклон-
ны именовать себя «королями» и предпо-
читали более скромный титул «капита-
нов»).

‹ Эти три главных партнера были связа-
ны непоесредственными финансовыми и тёх-
ническими соглашениями HO ряду отраслей
промышленности, имеющих военное значе-
ние, от искусственного бензина 20
_ небъющегося стекла. При этом факти-
ческое преимущество во всех без исклю-
чения случаях принадлежало именно «Ка-
питанам», а не «королям».

` Вокруг этого основного  триелиного яд-
ра — «Стандард ойл», Дюпон, «И. Г.»=
группировалась свора других крупнейших
монополистов не только Америки и Герма-
нии, но ‘и Англии, и Франция, и прочих
европейских капиталистических стран.

- Ни разу еще в истории мировой плу-
	_ Howard Watson Ambruster, Treason’s
Peace. .The Beechhurst Press. New York.
	«Литературная газета» выходит два раза
	в неделю: по средам и субботам,
		д, 15 мая, в «Литера-   какого. подобного заявления, корм
39 была напечатана   мне приписывается и которое не отра-
А. Сперанского «Мы   жает правильно. мои взгляды». ©
	Между тем, слова г-на Кондона, при
	посвященной актуальным проблемам аме- веденные в статье «Литературной газе-

Ра

рикано-советских. отношений, академик   ты», были сказаны именно HM и опуб-
 А. Сперанский; между прочим, сослался ликованы 13 апреля 1948 года в газете
на высказывание известного американ- «Нью-Иорк таймс». Помещаемая нами
ского ученого-атомника, руководителя   сегодня фотокопия ‘той части газеты,

arty &
	ского К ИЕ НА,
Национального бюро. стандартов, США
Кондона, который, выступая на обеде,
устроённом в его честь, заявил о поли-
	беде,   Кондона, достаточно красноречиво  сви-
	детельствует об этом.
	ие ст, аа 5 On
кругов Соединенных

ат tee pyre a Что же побудило солидного ученого

ни а что самое мощ.   ЭТКазаться от собственных слов? Нет

у ‹ сомнений что ‘это —- результат Той
	TCH   _ 4 ars ©
нос © а a ea, nan cym <.   оголтелой кампании преследований и
во власти истерии и страх. запугивания, которая. ведется сейчас в

een man
	США. Страх перед репрессиями со. сто-.
роны пресловутой комиссии по рассле-
дованию антиамериканской  деятельно-
сти, уже привлекавшей Кондона к отве-
ту по другому’ поводу, страх за ‘свою
судьбу ученого, которая окажется. под
угрозой, если его обвинят в «нелойяль-
ности»,— тот самый страх, о котором
г-н Кондон говорил в своей речи, и за-
ставил его отказаться от слов, произне-
сенных совсем недавно. Таково  положе-
ние ученых ‘в современной «свободной»
	ствования ‘которых нет никаких разум-
ных причин, и что оно неспособно` раз-
решить межлународные проблемы в ду-
хе здравого урегулирования»,

В тот же ‘день, 15 мая, московский
корреспондент агентства Юнайтед пресс
передал статью «Литературной газеты»
в Нью-Йорк: И в тот же день, по сооб-
шению вашингтонского корреспондента
агентства Юнайтед пресс, ученый Кон-
дон, комментируя статью академика
Сперанского, сделал заявление, в ко-
тором отрицал приписываемые ему сло-
	ал: ря =~ ie
ва. Г-н Кондон сказал: «Я не делал ни-   Америке!
	Ольги Форш
	Чествование
	шому художнику слова, полностью отдать
народу свои творческие силы и HeHCCaKae-
MEIU талант. : :
	От имени писателей Ленинграда тов.
Прокофьев пожелал юбиляру долгой: жиз-
ни и новых вдохновенных работ во славу
советского народа.

Приветствие правления Союза советских
писателей СССР зачитала В. Смирнова.

На заседании были оглашены поздрави-
тельные телеграммы юбиляру от секретаря
ленинградского областного и городского
комитетов ВКП(б) тов. П. С. Попкова, ли-
тературных организаций . советских респуб-
лик, от издательств и журналов. с

В ответном слове Ольга Форш сказала:

— Советский человек не стареет с годами,
а молодеет. Мне хочется сделать вдвое
больше, чем сделано мною до сих пор. Я
страстно желаю трудом сБоим  содейство-
вать коммунистическому преобразованию
нашей великой Родины.
	ЛЕНИНГРАД. (Наш. корр.). B курорт-
ном поселке Келломяки, под Ленинградом,
в Доме творчества ленинградских литера-
торов состоялось выездное заседание прав-
ления ленинградского ‘отделения ‘Союза
советских писателей. Заседание было по-
священо 75-летию Ольги Дмитриевны
Форш, которая работает в Келломяках над
новым романом «Декабристы».
	На юбилей выдающегося представителя
советской литературы приехали представи-
тели литературной общественности Ленин-
града и Москвы. Заседание открыл пред-
седатель правления ленинградского отде-
ления Союза писателей А. Прокофьев. Он
охарактеризовал многолетнюю творческую
работу Форш, как пример подлинного вдох-
новенного служения родной литературе.

— Форш, сказал тов. Прокофьев, — на-
чала свой литературный путь за десять
лет до Великого Октября, но только Ок-
тябрьская революция позволила ей, ‹боль-

За образцовую полиграфию
	Что волнует печатников
				На-днях в редакции «Литературной га-
зеты» собрались руководители московских
типографий, ` старые мастера, работники
издательств, представители Orasa, проф-
союза работников полиграфического произ-

водства и печати, члены комиссии Союза.

советских писателей по полиграфической
промышленности. : .

На совещании обсуждались статьи, Ha-
печатанные в «Литературной газете», —
о книге, культуре ее оформления, о каче-
стве красок, выпускаемых для типографии,
о подготовке кадров полиграфической про-
мышленности, о районных типографиях, о
практике взаимоотношений между издатель-
ствами и типографиями и т. д. Отмечая,
что материалы, опубликованные в «Лите-
ратурной газете», достигли своей цели,
выступавишие рассказали о том, что волнует
в настоящее время работников полиграфи-
ческой ‘промышленности. ]

По мнению директора Первой Образцо-
вой типографии тов. Гарашина, одной из
серьезнейших помех в работе полиграфии
является небрежная подготовка рукописей
к набору. Обобенно плохо обстоит. дело с
печатанием научных трудов — как прави-
ло, 60—70 процентов гранок подвергается
такой правке, что типография вынуждена
делать набор вторично. Первой Образцо-
вой типографии приходится. заново  на-
бирать до 4 тысяч листов в год.

Тов. Гарашин говорил о работе худож-

ников, оформляющих книгу. Проекты.

художника и возможности полиграфическо-
го ‘исполнения ‘должны быть взаимосвяза-
ны, — читателю мы›должны дать краси-
вую, хорошо оформленную книгу, а, меж-
ду тем, зачастую приходится сталкиваться
с таким фактом: художник создает проект
оформления без учета способности типо-
графФии реализовать его идею.
	Много важных вопросов поднял в своем
выступлении председатель Московского
обкома профсоюза работников nour ие
ского производства и. пёчати тов. Богомо-
лов. Он пред’явил серьезные обвинения
Министерству трудовых. резервов, не забо-
тящемуся о подготовке кадров новых ра-
бочих для типографий.

Тов. Богомолов’ указал, что в результате
разбросанности полиграфических предприя-
тий по десяткам ведомств старые опытные
	Тов. В. И. Токарев в своем письме
в «Литературную газету» сообщал о том.
что председатель колхоза: «Красный. парти-
зан» Поныровского района, Курской обла-
сти, Я; К. Детушев, окружив себя род-
ственниками = приятелями, занимается
пьянством, разворовывает колхозное  иму-
щество, с мнением членов правления не
считается; -

Письмо тов. Токарева редакция «Лите-
ратурной газеты» послала секретарю Кур-
ского обкома партии тов, П. И. Доронину.

Из Курского обкома партии сообщаюг,
	кадры распылены. Отдельным ведомствам
удается получить. хорошее оборудование
вне учета их действительной‘ потребности,
в то время как другие предприятия, кото-
рые нуждаются в оборудовании, вынужде-
‘ны пользоваться  старьем. В системе
Огиза до сегодняшнего дня не сумели
наладить планирования работы издательств
и типографий: как только появляется сроч-
ный заказ, начинается штурмовщина, а это
приводит к понижению качества.

О волнующем всех полиграфистов вопро-
се говорил директор типографии «Искра
революции» тов, Карпов. .

— Каждое ‘ведомство, которому принад-
лежит та или иная типография, по-своему
решает вопросы полиграфии. ‘Отсюда —
разноголосица, разная заработная плата,
погоня за кадрами, переманивание их, за-
грузка типографий ненужными заказами,
неправильное планирование и т.’д..

Зам. директора Гослитиздата тов. Слоним
подчеркнул, что состояние полиграфиче-
ского машиностроения внушает серьезную
тревогу. Министерство машиностроения и
приборострогния;, выпускающее  оборудова-
ние для типографий, не думает об образцах
новых машин; полиграфическое  машино-
строение явно отстает. Нлохо обстоит де-
ло и с изготовлением шрифтов. Тов. Слоним
приводит такой пример: при выпуске про-
изведений Салтыкова-Шедрина, Мопассана
и Стендаля основной набор приходилось
делать вручную.

— Мне, старому мастеру, работающему в

полиграфии ‘44 года, — заявил Тов. Шехо-
балов,—обидно, что нашей Первой  Образ-
цовой типографии перестали ‘в последнее
время поручать особо ответственную мно-
гокрасочную печать. Мы много раз, еще
до войны, доказывали свою способность
выпускать высококачественные = издания,
Что же случилось? Разве мы разучились
работать? Я прошу «Литературную газету»
помочь нам добиться хорошей бумаги и
отличной краски, мы ‘можем наладить
выпуск многоцветной продукций; -
‚ На совещании выступили: также тт. Лео-
нов (издательство. «Искусство»), Францман
(Огиз), Шуршалин (Первая Образцовая типо-
графия) ‘и другие. Все они отмечали
необходимость дальнейшей энергичной
борьбы. писателей и журналистов. за образ-
цповую полиграфию. ЕВ:
	что факты, указанные в письме тов. Тока-
рева, подтвердились. Председатель колхоза
Детушев общим собранием колхозников от
работы освобожден. Вместо него избрала
председателем колхоза «Красный и
колхозница Е, Ф Вялих.
	Главный редактор В. ЕРМИЛОВ.
	Редакционная коллегия: Н
	Академическое издание
произведений
	‘Тараса Шевченко
	КИЕВ. (Наш корр.). Еше до Отечества
ной войны по решению правительства VCC?
‘было начато академическое издание полно
собрания сочинений великого украинскоо
поэта Тараса Шевченко. Тогда же выши.
первые два тома. _ : $

`На-днях в Институте украинской лит
ратуры имени’ Тараса Шевченко республи
канской Акалемии наук под. прелеелатель
ством писателя академика А. Корнейчуя
состоялось заседание  правительствений
комиссии по академическому изланию п,
изведений Шевченко, В заседании приня,
участие члены комиссии, действительные
члены. Акалемии наук УССР П: Тычи
А. Белецкий, М, Рыльский и другие,

В своем докладе директор Института мг
тературы тов. А. Белецкий сообщил, 310
коллектив института полностью заверш .
работу над ПГ и TV томами, содержащим ^
‘русские повести и драматические произв 5}
neuHa Tapaca LWesuenko. Mpoaommxaetcr Py
дактирование \У и послелующих томов 7

По предложению А. Корнейчука прав
тельственная комиссия решила переяздат»
первые два тома академического издания 8
связи с тем, что на Украине и в други
советских республиках наблюдается повы
шенный интерес к литературным пройзве
дениям. Шевченко. :

Всю работу по’ подготовке к изданию
полного собрания сочинений Шевченко ре
шено закончить к концу 1949 года.
		АТАРОВ, А. БАУЛИН, Б. ГООБАТОВ,
					: Литературы и искусства —
19-30, издательство. — К 4-98.6
	Адрес редакции и издательства: ул. 25 Октября, 19 (для телеграмм — Москва, Литгазета). Телефоны: секретариат — К 5-10-40, отделы:
Е международной жизни — К 4-64-61, науки и техники и отдёл писем — К 4-60-02, информации — КЗ-Ё
	Типография имени И. И. Скворцова- Степанова, Москва, Нушкинская площадь, 5.

К 4-76-02, внутренней жизни — К. 3-37-34,