мировое зиачение зстетини Белинского.
	‚ Белинский — явление удивительное и
беспримерное в истории мировой критики,
Ни одна литература не может назвать дру-
гого кратика, чьи оценки приобрели бы
столь авторитетную силу для последующих
поколений,

Эстетика Белинского была для своего
времени совершенно новым’ и неизмеримо
	‘более высоким этапом в развитии мирового
искусствознания.
	Что представляла собой в наиболее“ cy-
щественных евоих проявлениях  западно-
европейская эстетика к сороковым годам
прошлого века? Здесь можно выделить две
лании. Немецкая идеалистическая эетети-
ка уводила художника от реальной дейет-
вительности, от «низкой прозы» жизни,
от социальных проблем в заоблачные ефе-
ры «чистого искусства», отрешенного от
жизни, замкнутого в свбе и далекого от
социальных бурь и страстей. Во француз-
ской критике отчетливо проявились те
тенденции эмпирического об’ективизма, ко-
торые позднее нашли законченное выра“
жение в методологии Тэна. Французская
критика отказалась от какой бы то ни бы-
10 художественной программы, перестав в
этом смысле вообще быть эстетикой. дна
отказалась также и от установления связи
искусства с закономерностями обществен-
ного развития. По словам Лансона в его
«История французской литературы» —
«критика не вавязывала более писателям
абсолютного идеала, канона красоты, кото-
рого писатели должны были держаться в
своих произведениях». Для Сент-Бёва —
«понять, значит полюбить; об’яенить —
значит оправдать». «...Он ищет в литера-
турном. произведении не отражения  пелого
общества, а отиечаток известного темпе-
рамента; все его суждения о книгах CBO-
дятея к суждениям о людях».
	эрелому Белинскому, Белинскому copo-
ковых годов, были чужды и враждебны оба
эти направления. Он был противником как
идеалистических воззрений немецкой эете-
тики, так и бескрылого эмпиризма фран-
дузской критики. Этим двум линвям про-
тивостоит эстетика Белинского, которую
вместе с эстетикой Чернышевекого можно
рассматривать, как высшую ступець‘в до-
марксистской науке об искусетве.
Белинский впервые в мировой эстетике
дал развернутую принципиальную крити-
ку теории «чистого искусства». Полемизи-
руя 6 Аксаковым и Шевыревым—русеки-
ми последователями немецкого эстетиче-
ского идеализма, он доказывал, что «чисто-
го искусства» в природе никогда не было
и не могло быть, это — фикция, создан-
ная реакционными идеологами, Правда, Бе-
линский отмечает, что некое подобие «чис-
того искусства» можно найти в античной
древности, но тут же добавляет, что и 96
этом следует говорить только в очень уе-
ловном и относительном смысле.
«Мы видели, — писал критик; — что
и греческое искусство только ближе всяко-
го другого к идеалу ‘Tak называемого чи-
_стого, искусства, но не осуществляет его
вполне; что же касается до новейшего йз-
кусства, оно всегда было далеко от этого
идеала, & в настоящее время еще больше
отдалилось ог него; но зто-то и составляет
сго силу. Собственно художественный ин-
Tepec He мог не уступить места другим,
важнейшим для человечества интересам,
и искусство благородно „взялось служить
им, в м их органа» (подчеркнуто
нами. — JL
Что это за ЩИ важнейшие для ч8-
повечества интересы», — в подцензурвых.
своих статьях сказать открыто Белинсвай
пе мог: Эту мысль он расшифровал в пере-
писке. ‹...Илея социализма, — говорит 95.
в одном из своих писем, —...стала для меня
идеею идей, бытием бытия, вопросом во-
просов, альфою и омегою веры и знавия».
_ Идеи общественного преобразования жиз-
ни на основах равенства и свободы, идев
революции и социализма-—вот те высокие
и важнейшие интересы, которые опредезя-
ют весь ход современной жизни; им долж-
но служить подланное искусство, если
оно хочет итти в ногу 6 веком.
	®
Л. ПЛОТКИН
-

тература должна поведать миру жестокую
правду о противоречиях общественного раз-
вития, показать. трагические вонтрасты
классового строя и этим помочь революдя-
	онному просвещению масс.

В этом, самом главном пункте ‘своей   Народность и реализм — вот краеутголь-
эстетической концепции, Белинский реши-   ные камни демократической эстетики Бе-
тельно отвергает гегелевекую философию   ланекого.
	искусства, гегелевское понимание закону- В теоретических суждениях Белинекого
мерностей художественного развития чЧел0-   должна быть со всей силой подчеркнута
	вечества. Известно, что Гегель считал с0-
временную зпоху неблагоприятной для раз-
вития искусства. Золотой век художествен-
ного творчества остался Позади и никогда
не вернется, — утверждал он. На смену

ему. пришли ‘прозанческая  трезвенноеть
буржуазного практицизма, разум и воля,
враждебные поэтическому ° воображению.

Запутанное состояние гражданской и поли-
тической жизни, по мнению Гегеля, пре-
пятствует охваченному мелкими интересами
сердцу освободиться для высших пелей ис-
кусства.

В нашей критике были ошибочные дпо-
пытки отождествить гегелевское понимание
развития искусетва с маркоистеким тези-
сом © том, что капитализм не благоприят-
ствует художественному творчеству. Но
исходные позиции и конечные выводы у
Маркса и Гегеля были различны. Гегель
пришел к мысли 0б увялании и гибели ис-
кусетва, потому что само представление об
искусстве было у него метафизичным.

Крайне знаменательно, что в сороковых
годах проиелего века в работах гениального
русского критика зарожлаетея совершенно
иное, историческое и диалектическое, пэ-
нимание роли и значения искусства. Не в
абстрактном идеале красоты, & в живом

еще одна черта, сообщившая революцион-
но-демократической эстетике особую глуби-
ну и значительность. Мы имеем в виду те
элементы в эстетическом мировоззрении
Белинского, а позднее и Чернышевского,
которые решительно отвергали м
возможность оправдания декаданса; в Ka-
ких бы формах он ни проявлялся.

Еритикуя апологетов «чистого искуз-
ства», Белинский с гениальной прозорли-
востью подчеркнул, что теория эта являет-
ся выражением исторического бессилия.
Простота, ^ естественность и органич-
ность произведений были для него обяза-
тельными условиями художественного ка-
чества. Позднее Чернышевский, развивая
воззрения Белинского, скажет, что красо-
та, по человеческим понятиям, это Bee TO,
что выражает жизнь свежую, полную
здоровья и сил.

Принципиально новой в деятельноети
Белинского была сама его методолотня.
Немецкая идеалистическая эстетика, 0-
дробно разрабатывавшая философию искус-
ства, чужлалаеь конкретной критики и еа-
мую историю литературы рассматривала,
по преимуществу, как прикладную логику.
Замечательной . чертой критической  дея-
тельности Белинского был синтез эстетини,

мире общественных. интересов обретает оно  ЯСТерии литературы и критики. Каждая
свою силу. Не вырождение и гибель несет критическая статья Белинского содержала
	Эти качества Беланского. обусловленные
	широтой и напряженнеетью освободитель-
		— Ну, чо ж, — говорит он со вздо-
х6м, — насильно я не хоту тебя оперир”-
вать: организм ведь твой! Но ты подумай
еще.

Тут етарший мальчуган решает, что на-
до помочь профессору; уплетая печенье за
обе шеки, он со снисходительной укоризнай
говорит младшему:

— Та шо ты’ бояться! Тю.

Й это решает дело: когда хирург снова
привлекает к себе малыша и спрашивает:
— Так сделаем операцию-т0?—мальчуган
тоненьким голоском лепечет:

— Ну ук лално, нето;
ЦЮ...

— Давно бы так!

сделаем сперз-

Большая операционная института им.
Склифосовского.

Идет операция: искусственный пищевод.
Эна беззвучна, бескровна, хотя нож \и-
рурга производит чудовищное по своей 9й-
ширности вторжение в недра человеческого
тела: сперва с0 стороны живота, затем—
со спины, в грудную клетку с из’ятием
ребра. Рука профессора режет, рассекает,
шьет... Казалось бы, все должно было за-
литьея кровью, — нет! — словно бы он
восковое тело ‘режет! Едва успевает выка-
титьея из перерезанного кровеносного. сосу-
дика «брусночинка» крови, как ее уже
устранили марлевыми тампонами, & 606у-

ляются плодом тридцатилетнего самоотверм

`женного труда, плодом десятков тысяч опа

раций и свыше полуторы сотен’ научных
работ. Сорок в лишним лет назад другой
блестящий русский хирург профессор
П. А. Герцен впервые в мире с успехом
осуществит операцию искусственного пи“
шевода, начал то дело, торжеству которого
посвятил свою жизнь профессор Юдин.

В области желудочно-кишечной хирурги
профессор Юдин уже давио является при-
знанным лидером мировой хирургии. Одна-
ко, он скромен и свой классический труд
назвал всего лишь «этюдами»: «Этюды
желудочной хирургии на основе ‘10 тысяч
наблюдений».

Ло праходь Юлина в эту нь ТЕ

ные язвы желудка давали до 50 процентов

смертности, —его операция снизила смерт-
ность сперва до 6—5 процентов, а за п9-
следние годы она ‘упала у него до 1—2
процентов.

Почти безраздельно юдинской областью
является хирургическое восстановление
поврежденных пищеводов,

Прежний вид операции ‘искусствен-
ного пищевода, когда пищевод stor

проводили Под кожей груди, перестал
уже давно, в силу ряда причин, удовле-

`творять хирурга-мыслителя. Одна из этих

причен та, что в старом ее виде операция
пекусственного подкожного пищевола  60-
Склифосовского.

Она беззвучна, бескровна, хотя нож \\-
ширности вторжение в ведра человеческого
шьет... Казалось бы, все должно было 3а-
литься кровью, — нет! — словно бы он

титьея из перерезанного кровеносного с0су-

устранили марлевыми тампонами, & COCY-
дик зажат и перевязан. Тихо... Только
слышится легкое металлическое похрусты-
вание замыкаемых рубчатых затворов хп-
рургических инструментов. Им несть чис-
ла! Besa хирургическая рана окружена
сверкающим венчиком кровеостанавливаю-
ших пинцетов: словно бы лепестки метал-
лического . подсолнуха. Профессору мало
двух рук: еще три пары гибких, вышко-
ленных, опережающих его приказания рук
помогают ему. Хватает работы AAA всех
этих пальцев, обтянутых желтовато-про-
зрачной резиной хирургической перчатки.
Какая безмолвная созвучноеть мыслей, ка-
вая сыгранность всех этих перстов! Ин-
струменты подаются помощниками пли
вводятея в дело, елва только наметится в

них надобность. И все ж таки при кавой-

либо мгновенной задержке изредка кинет
профессор неодобрительный взгляд поверх
очков, а иногда и излетит из его уст 1о-
потом произнесенное, не очень-то ласковое
«хирургическое» словечко. Еще бы! — 00-
‘разование искусственного пищевода изтон-
вой кишки, а особенно по новому, юдин-
свому способу— выведением кишки через
лнафрагму в трудную клетку, — это столь

Е Е

выс лэвы smtel y AN деарена де чо
ность сперва до 6—5 процентов, а з& по-
процентов.

поврежденных пищеводов,

Horo пищевода, когда  пищеводо этот

проводили под кожей труди, перестал

творять хирурга-мыслителя. Олна из этих
причин та, что в старом ее виде операция
пекусственного подкожного пищевода  60-
вершелаеь в несколько приступов, отдален-
ных друг от друга большими сроками. у
некоторых хирургов операция эта длилась
годами! =:

Венпом творчества и Юлина в
этой области является прокладка хирурги-
ческого пишевола не под кожей, & в самой
грудной клетке. Операция совершается в
один приступ, занимает около полутора ча-
сов, а через неделю сотворенный руками
хирурга пищевод начинает действовать,
возвращая исстрадавшемуся человеку «Da-
дость глотка».

Необ’ятная рудиция, яеность мышле-
ния, пламенная вера в хирургию, артистя-
ческая техника и самоотверженное елуже-
Time больному человеку —= все эти свой-
ства обеспечили советскому хирургу Сер-
тею Сергеевичу Юдину — дважды, лауред-
ту Сталинской премни — одно из первых
мест среди иерархов мировой хирургии.
` Подетать этому борпу co емертью и с
тяжкими увечьями и то блистательно 4
совершенное вооружение, которым воору-
жаст своих хирургов страна победившего
социализма! Такому оснащению  хирургиче-
ской ЕЛИБИЕИ На 750 коек, каким сейчас
	многосложная, трудоемвая и артиетиче-
скзя операция, что все движения опериру-

тАТТЕЕЕ» та т ттАТ ТАДЖ 1 АТА ТАЗЕЛ ТТТ 9 ree

располагает гордость Москвы, Институт
скорой помощи им. Склифосовского, поза-
	ющих нальнев-—нефа и его помо ники
р ню бт КОРОВ ВИ любой дер-
	должны быть слиты в одну безупречную
синфонию.

Й впрямь! — смотришь и мнится, будто
не операцию хирургическую он соверша-
ет, а словно бы ведет перед студентами
Урок анатомии с неторопливой деменетра-
‘цией сокровеннейших уголков  человече-
ского тела.

И в то же время непосвященному неиз-
бежно придет в голову вопрос: «Полно! да
разве может человек остаться жив, после
того как нож хирурга столь глубоко
втортея и в полость груди, и в полость
живота!» Олиако, можете быть спокойны:
пройдет неделя-полторы, и этот самый
больной снова будет пить и есть, как все,
он вновь ощутит простую физиологическую
радость глотка, радость утоления жажды и
‚голода. Никто из посторонних даже и знать
не. будет, сколь CTPAMMHOH и радикальной
оперании подверрея этот человек!

Граничажая с чудом хирургическая тех-

BHA0BaAIG - Obl ofpabvUAPa tie BWM Avy
жавы: ‘

Сертей Сергеевич Юдин воетда был плз-
менным и самоотверженным воспитателем
хирургических кадров. Он считал бы свою
задачу воспитателя хирургических кадров
неисполненной, если бы только в его ру-
ках да в руках TakHX его TOMO
ников, как upopeccopa J. A;  Ара
пов, 5B. А. Петров и В. С: Po-
занов, давали столь блестящие исходы же-
лудочно-кишечные и ег
тельные операции. Нет! Хирурги —
выучки — разной квалификации, pastor
стажа-— ничем не омрачили великоленной
статистики благополучных исходов и п0л-
ных выздоровлений, .

С выходом же в свет soysrosol ЕНИГИ
Юдина, книги, содержащей все тончайшие
подробности операций, — эти «юдинекие»
операций — даже и внутригрудное прове
дение. пищевода! — станут достоянием и
	Алексей ЮГОВ
	Недолгая, между двумя операциями, пэ-
редышка. Однако, стоит ему побыть вот
так, в кресле, без резиновых прозрачных
перчаток на руках, без хирургического
клеёнчатого запона и снежно-белого хала-
та, без острого екальпеля в руке, без мар-
левой маски, стоит подкрепить себя
глотком горячего чая в тиши просторногу
кабинета, — и тогда снова этот седой,
высокий, изящного облика человек сбросит
свою усталость, юношееки прянет на ноги
й, как ни в чем не бывало, легкой и силь-
ной поступью пройдет опять в операцион-
ную. А там опять часами будет склонять
он над «операционным полем» свою многэ-
думную голову хирурга-мыелителя, погру-
жать в хирургическую рану свои «видя-
щие» руки. хирурга-виртуоза, творя своя
изотреннейшие, «юдинские» опзрации, не-
вероятно трудоемкие, ттательно продуман-
ные, но и дерзювенные.

Олнако, нет: сегодня что-то не очень да-
ют передохнуть Сергею Сергеевичу! Стук
в дверь. — Войдите! — и в кабинет Юди-
на входит в белом халате, в белой шапочке
его ассистент, обхвативитий за плечи двоих
курносых, крунпноголовых мальчуганов,

Профессор поворачивается в их сторону
и, забавно скосив голову, взглядывает на
обоих поверх тонкой металлической оправы
очков.

Старший из ребятишек —- коренастый,
лет семи, упитанный украинец в больнич-
ном халатике, на первый взгляд как булто
ничем не замечателен. Зато к младшему, к
этому четырехлетнему карапузу, взгляд сам
с0б0ю приковывается. Он без рубашки.
Очень исхулалый. На белый свет глядит
исподлобья, и некая тяжкая обида — за-
висеть залегла в его еше младенческих гла-
зах. Да и еще бы! Сразу же бросается в
глаза и причина этого: в его белный жи-
вотишко воткнута, сбоку от пупка, черная
резиновая трубка, с палец примерно тол-
щиною. Этот ребенок обжег себе когда-то
пищевод каустиком. Чтобы ребенок не умер
в муках голода, хирурги сделали ему «окл-
шечко» в желудок сквозь стенку брюха и
ввели туда резиновую трубочку. Пища —
непременно жидкая! — вливается прямо в
желулок через эту вот резиновую трубочку
при помощи ветавляемой в нее воронки.
Так вот и живет, так вот и питается кро-
ха, не зная вкуза пищи, лишенный радо-
сти глотка..: Исстрадалея, конечно. Изве-
лись и отец с матерью. Наконец-то забрез-
жил свет: ребенок понал в хирургическую
клинику института имени Склифосовского,
п сам Юдин взялся сделать  мальчи-
RY новый пишевод из киШочки, подтянутой

Из живота кверху. Тот мальчуган, ето по
	старше, нретернел уже эту восстановитель-
ную операцию и теперь ест-пьет, как все.
А недавно и ему так же, как вот“ сейчае
млалиему, на протяжении ряда лет влива-
ли пишу через трубочку,  ветавленную
сквозь отверетие в желудок.

— Ну, так как же, Метр Иваныч? —
спрашивает Юдин, ласково и серьезно на-
пменовывая кроху по имени и отчеству,
беря его за ручонку: — Будем, значат,
оперировать?

Тот молчит. Хирург нахмуривается, за-
таивая улыбку:

— Экий ты какой! — огорченно про-
‘износит профессор Юдин: — Ведь надоела
же тебе эта бандура?! — он дотрагивает-

ca до прибинтованной к животику мальчу-
о резиновой трубе. Тот печально ки-
вает головой, вздыхает, однако, согласия
своего на операцию так и не дает. А у

Сергея Сергеевич» давнее правило: ¢ п6д-
	ником марксистско-ленинской эстетики.   Надо иметь в виду, что до конца решать
Стремление связать развитие искусства   вопрос oO искусстве и социализме Белин-
	с революцией и сопиализмом пронизывает   ский, разумеется, не мог; как не мог он
собою всею эстетическую концепцию Белин-   до конца решить и такой основополагаю-
	ского. С этих позиций Белинский боролся   щей проблемы, как проблема партийности
	за национальную самобытность литералу-   литературы. Эти важнейшие вопросы ре-
	ры, з& Народность.

шены только в наше
	Великий критик подчеркивал, что,   лософии марксизма-ленинизма.
лишь оставаясь Ha почве нацибналБ-  Ho пафос эстетики Белинского, пафос
ных  традиций, русская  литературл   веей его литературно-крятической работы
	сможет выполнить свою социальную мис-

сию и сказать свое слово в общемировом о

зуюжественном прогрессе.

С-точки зрения общих своих принципов,
Велинекий выдвигал в качестве главного
положения своей эстетики «верность дейет-
вительности», требование художественной
правды, реализм. He иллюзорная сфера аб-
солютной красоты, & весь многообразный
мир’ социальных интересов, — ват что. яв-

a

ляется подлинным 0б’ектом искусства. Ти-

близок и дорог нашей сопиалистической
культуре. Товарищ ФЖланов указал: «Бие-
вое искусство, ведущее борьбу за лучшие
идеалы народа — так представляли себе
литературу и искуество великие предета-
вители русской литературы». Основы тако-
го понимания искусства были заложены
Белинеким. Это было великим завоеванием
руеской революционно - демократический
эстетической мысли, сохранившим живое
значение и для нашего времени.
	вым уважением относиться к воле даже и  ника Юдина и безупречная логика его оне-   рядового советекого хирурга даже WoW Cae
		раций — они не е неба упали, — они яв-   мом скромном. хирургическом оснащении.

ниях и в их практическом применении,
Этого-то нередко и недостает ряду теоре-
тических работников права. При помощи
цитат ведутся, как правило, и теоретиче-
ские дискуссии, которые зачастую напоми-
нают диспуты времен протопопа Аввану-
ма. Такое впечатление оставляет, нанрн-
мер, диспут нанеих ученых-юриетов в евя-
зи с Ёнигой проф. М. С. Строговича о ма-
тернальной истине в уголовном процессе.

Характеризуя состояние нашей юридн-
ческой науки, нельзя не указать на неко-
торые недостатки и извращения методоло-
	гического порядка в работах по вопросам
	государетва и права. Ветественно, что эти
теоретические ошибки отражалотся на дея-
тельности и наших юристов-практиков.

Вот несколько примеров из области меж-
дународно-правовой теории.

Делегация СССР на Генеральной Ассам-
блее Оргавизации 0б’единенных наций в
1947 году поставила вопросе о запрещения
пропаганды войны. Около двух месяцев
шла борьба из-за первого пункта этой
статьи, предлагавшего осудить пропаганду
войны в любой форме.

Но вот один из наших ученых-юристэв
выступает ео статьей, в которой  утвер-
ждает, что такая постановка вопроса
неправильна. Высказываясь. против. терми-
на «пропаганда агрессивной войны», он
считает более приемлемым термин «призыв
к агрессивной войне». Выдвигая подобное.
предложение, этот ученый-юриет не заме-
чает, что такой формулировкой ой ставит
под удар эффективность борьбы с поджи-
гателями войны. Финябка автора в том, что
он исходит здесь из формально-юридиче-
ских принцивов, Конструкция правовой
нормы не может строиться на таких прин.
нипах. В сопиалистическом обществе при-
емлема только такая норма, которая стро-
ится на основе учета требований жизни,
отражает 20, что выгодно и полезно
пароду, то, Что соответствует его стрем-
‘лениям, его идеалам, что служит выраже-
нием его воли.

Другой нашт ученый-юрист, рассуждая о
государственном суверенитете, говорит:
«Суверенитет-—это юридическая и факти-
	ческая способность государства осуществ-
лять свои функции в качестве полновлает-
ной организации на своей территории и в
качестве независимого члена международ-
него общения». Другими словами, если
суверенитет — это только  «епособность
государства», то, следовательно, не суве-
ренно то тосударетво, которое само, свон-
ми вилами не способно защитить себя?

Нетрулно увидеть порочноеть такого он-
ределения, из которого следует, что в слу-
чае, например, военной слабости какого-
либо государетва оно не должно нризна-
ватьея суверенным. Однако, не ясно ли,
Что ставить суверенитет государства в за-
висимость от его фактической способности
всуществлять влаеть на своей территории
или вне ев—значит, предоставлять это’ го-
сударетво произволу другого, более силь-
ного, значит, создавать удобные  лазейки
для всякого рода агрессоров.

Спрантивается, кто может быть упол-
номочен решать, обладает ли такой «фак-
тической способностью» данное государетво
или нет? Лостаточно поставить этот воп-
рое, чтобы убелдитьея в ошибочности тако-
го понимания и ‘такого определения суве-
ренитета, которое изложено выше.

Е сожалению, это ошибка не только ох-
ного автора. Она допущена и в учебнике
«Теория государства и права», подготов-
ленном Инетитутом права Академии наук
CCEP.

В этом учебнике подчеркивается к тому
же, что суверенитет государства состоит в
TOM, что оно обладает формальной способ-
ностью устанавливать любые правовые
нормы, какие оно. сочтет для себя необхо-
димым. Тем самым учебник сводит вопрос
о суверенитете к формальности. С этим
никак нельзя согласиться. Ведь было бы
гораздо правильнее давать понятие суве-
ренитета, исходя не из фактической или
юридической епособности государства осу-
	шествлять свои функций, а из того, что’
	суверенитет означает независимость дач-
ной государственной власти от всякой
тругой, как внутри, так и вне границ сво-
ого государства. Такое понимание сувере-
нитета рассматривает всякое действие, по-
	Anan А. ВЫШИНСКИЙ (ме лее двигать
вперед правовую науку
	справедлив упрек, который прозвучал со
страниц многих наших газет? по адресу
теоретиков права, Хотя большинство
советеких юристов хорошо представляет
себе свои задачи, наша правовая наука
	разрабатывается еще далеко не удовлетво-
рительно. Советская передовая паука не
может миритьея с застоем, паесивностью,
отставанием, заскорузлостью. Она не вы-
полнила бы своих задач и не оправдала
бы своего назначения, если бы не была
наукой подлинных Новаторов.

(оветская наука, в целом, и наука ©о-
ветекото права, в частности, должна все-
сторонне использовать достижения миро-
вой культуры. В этом отношении сделано
еше далеко не все. Было бы непроститель-
но ечитать, что нам нечего взять от зару-
бежной науки. Но овладевать ее достиже-
ниями можно лишь критичееки, на основе
единственной подлинно научной методоло-
тии—диалектичеекого материализма.
	Этот метод, освещающий генеральный
путь исторического развития, раскрываю-
ший смыел ®овременных событий, — 0с-
нова всей теорбтической и практической
деятельности советских юристов. Ho не-
редко отдельные работники науки нра-
в» пытаются ‘подменить ‘в своих тру-
дах подлинное научное творчество питиро-
ванием выеказываний классиков. Этот ме-
	‘тох «научной работы», который можно бы-
	лб бы назвать читатологией, у нас доволь-
но распространен. «Ученые» такого рода,
механически нанизывая На тоненькую
ниточку своей мыслишки высказывания
великих корифеев науки, пытаются вы-
дать евой писания за маркепетские ‘груды.
Задача нашей вауки не в простом цитиро-
вании классиков  марксизма-ленивизма,
& в творческой разработке изучных  поло-
жений в широких теоретических обобще-
	Перед советской правовой наукой, в УС-
товиях общего под’ема идеологической ра-
боты в нашей стране, стоит задача
теоретически  обобнеить огромный опыт
сопиалистического строительства и На
этой основе дать ответ на ряд HO-
вых вопросов в области теорий C0-
ветского государства и права. Страна
наша требует дальнейшего развития юриди-
ческих наук и подготовки кадров высоко-
образованных советских юристов. Хорошо
поставленное юридическое образование —
большое подспорье в деле государетвенно-
то строительства. Наша страна нуждается
в советских WpucTax не меньше, чем в
инженерах, врачах и педагогах,

Мы уже пережали 15—20 лет назад
болезнь «правового нирилизма», Borda
советское право об’являлось «юридическим
барахлом», которое пора свезти на HCTO-
рическую свалку, когда утверждалось, что
оно «перелицованиое» буржуазное право,
В то время среди нас были «ученые», ко-
торые пытались отрицать значение совет-
ского законодательства, ополчались против
тражданского права, проектировали уголов-
ное право, не углубляясь в решение тавих
проблем. как проблема вины, умысла, от-
ветственности. Ныне, к счаетью, такие
«новаторы» уже перевелиеь. Но время от
времени кое у кого проявляются рецидивы
старых отшибок—пережитеи буржуазного
мировоззрения у некоторых юристов еще
дают себя знать. Проявляется и опреде-
ленная косность в разработке вылвигаемых
жизнью вопросов. Юристы не сумели CO-
здать за последние годы сколько-нибудь
значительных работ ни по Теории совет
ского права, ни 00 другим важным юриди-
ческим вопросам. Не случайно, что срели
Сталинских лауреатов 1947 тола нет пред-
ставителей правовой Науки, Й вполне
	сягающее на независимость и самостоя-
тельность государства, безотносительно к
TOMY, способно ли это государство противо-
стоять ‘покушениям на. его суверенные
права, как нарушение суверенитета; как
нарушение международного права.

Ряд существенных ошибок имеется и в
книге А. И. Денисова «Теория государства

TO, что, как учит товарищ Сталин, дикта< +
Typa пролетариата имеет свои Ie
риоды развития, своп особые формы и
осущеетвляется разноббразными методами.
Ошибочны и его высказывания по ш)-
воду происхождения, сущности и функций
recyaapersa, On пишет: «Практическое
значение правильного разрешения пробле-
	H права». Автор ee справедливо ечи-   мы происхождения государства  исЕЛЮи+
тает, 910 территория является  заж-  тельно велико. Изучив причины, вызнав-
нейшим ‘признаком государства и 910 шие к жизни государетво, мы получаем
	ни законодательная, ни административная
ц судебная деятельность государства, невоз-
можны вне пространства. Ho вслед за
этим он пишет, что еелая под дав-
лением иноземного захватчика государство
в лице своих правительственных учрежде-
ний и вооруженных сил переходит в дру-
тие страны и продолжает действовать на
чужой терригорин, находя поддержку и
признание этих стран, оно и в данных
условиях сохраняет своеобразную террито-
рию-—<«условную» («в виде иностранной
резиденции глав государев или прави-
тельств») или «пловучую» («в лице фло-
та; функционирующего подо их флагом»).
Из такого определения’ следует, например,
что польские эмигранты во главе с Мико-
лайчиком в Лондоне пли Вкю-Йорке’ могут

представлять собой полвекое государство,

территория которого будет хотя и «услов-
ной», по выражению автора, но все же
государственной:

Искусственность и ошибочность такой
юридической конструкции очевидны,

Небрежно, с ‘прямыми искажениями
трактует в своем учебнике А. И. Денисов
й вопрое о диктатуре пролетариата. Вое-
производя марксистекое, ленинеко-сталин-

ское определение диктатуры пролетариата

Бак особой формы клаесовото союза проле-
тарната в трудящимиея массами, А. И.
Денисов ничего не говорит о том, что
«руководителем государства, руководителем
в системе диктатуры пролетариата являет-

для своей общественной деятельности ве-
ликое духовное оружие — знание, ‚ при
каких обстоятельствах государство ‘станет
ненужным для общества. А это освещает
путь нашей общественной практики».

Из расвуждений А. И. Денисова. выте-
вает, что знание того, при каких фбстоя-
тельствах государство станет ненужным
обществу, то-есть  отомрет,  являетея
нашим «великим духовным оружием», oc-
вешаюжщим путь практике. Иначе; говоря,
внимание фикеируется не на том,   что го-
сударетво нуно пролетариату, а“на TOM,
при каких обстоятельетвах . OHO станет ему
не нужно. Известно, что вопрос об отмира-
нии государства особенно энергично; мусси-
ровалея враждебными советскому. строю
людьми, нытавшимися использовать эту
проблему для антисоветекой пропаганды.

В докладе на ХУШ сезде партии
товарине Сталин указывал на отеутетвие
полной яености У многих из нае в неко-
торых вопросах теории, особенно в вопро-
се о нашем социалистическом государстве,
который имеет серьезное  нрактическое
значение. Товарищ Сталин дал  замеча-
тельное по своей научной глубине и точ-
ности раз’яснение важности правильного
понимания ‚роли и значения советского
тосударетва и подчеркнул опасноеть нё-
дооценки этой роли.

Вызывает удивление, что автор ‘учеб-
ника «Теория государства и права» счел
нужным обосновать необходимость изуче-
	ея одна партия, партия пролетариата, пар-   ОКОНЧАНИЕ НА 4 СТР,

тия коммунистов, которая не делит и не oor Pa
может делить руководства с другими пзр- ЛИТЕРАТ
тиями» (И. Сталин). `ТУРНАЯ ГАЗЕТА

А. И. Денисов нигде не указывает на № 45 ‘о smmairem’ a a