Это. принадлежит детям:
Ответ министра _
	‚„Отпы родные...
	ных строительных. организаций других ми-
нистерств в непосредетвенное ведение Ми-
нистерства автомобильной и тракторной
промышленности. т

В настоящее время Министвретво авто-
мобильной и тракторной промышленности
организует в Куйбышеве специальный
етроительный трест, которому ставится
задача форсировать жилищное строитель-
ство.

Вместе с тем Министерство автомобиль
ной и тракторной промышленности приняло
меры в ускорению етроительства новых
6 школ, по 400 мест каждая, в поселках
Бутаисекого, Ульяновского и Минского ав-
позаводов, Алтайского, Минского и Влади:
мирского тракторных заволов, Школы ка
880 мест — в поселке Сталанградекого
тракторного завода, школы на 280 мест —
в поселке Линецкого тракторного завода, &
также 13 летских садов и 8 яслей. Отрои-
тельство осуществляется министерством в
	очет своих лимитов капиталовложений.
Министр автомобильной и тракторной
	промышленности СССР С. АКОПОВ.
	причине ‘переселения библиотеки секре-
тарь РЕ ВКП(б)  Хакимзянов, ° председа-
тель райисполкома Зайнеев п бывший
председатель горисполкома Гусев отве-
тили издевательским письмом, вводящим в
заблуждение руководящие органы:

<... Помещение по Вахитовекой улице
занято под квартиру, как непригодное для
библиотеки. Решением Исполкома Горсове-
та детской библиотеке предоставлено по-
мешение, отвечающее требованиям работы
детских учреждений... Помещение требует
текушего ремонта». и. .

Ло сих пор книги свалены в разрущен-
ной сырой комнате. До. сих пор там не
вставлены окна, ‘не починена печь. Ёня-
ти портятся от сырости. Чиело читателей
резко сократилось. Неужели это соответ-
ствует требованиям работы детских y4-
реждений? ~

+ Хх. САЛИХОВ,
	В связи ео статьей Н. Атарова «Это при-
надлежит детям», опубликованной в «Лите-
=~ 4f,e 2atd®
	Е ЗЕЕ

ратурной газете» от 12 мая 1945 года,

сообщаю:
Министерством автомобильной и трак-
м
	тоерной промышленноети излан приказ OY
освобождении и возвращении органам На-
родного образования и здравоохранения зла-
ний детских яслей №№ 7 и 8 в Автоза-
водском районе гор. Горького, зданий сред-
ней школы № 44 в гор. Саратове и средней
школы № 44 в гор. Куйбышеве, занятых
под общежития рабочих Саратовского и
Буйбышевского подшипниковых заводов,

Министерство приняло также меры к
улучшению жилищного строительства Ha
Куйбышевском и Саратовеком  подшишни-
ковых заводах, так как отставание жилищ-
ного строительетва являлось оеновной при-
чиной задержки в освобождении тикол, за-
нятых под общежития рабочих,
	Веледствие совершенно пеудовлетвори-
тельного выполнения плана строительства
релгением правительства строительство
	этих заводов передано из ведения подрлд-
	  Большой популярностью у юных чи-
тателей города Мензелинска Татарской
АССР пользовалась детская библиотека.
Фонд ee — 10 тысяч книг — бережно
хранился в шкафах и на полках в четы-
рех теплых, сухих и светлых комнатах.
Приветливо встречали детей в библиотеке,
помогали выбрать интересную книгу, бе-
седовали о прочитанном. Здесь устраива-
лись выставки, конференции. Жизнь биза
ключом... в
Несчастье случилось 15 мая 1947 года.
Горсовет выселил библиотеку, а помеще-
ние отдал под квартиру некоего Тихонова,
в прошлом заведующего конторой «Загот-
кожеырье», а ныне — пекарней. Вниги
перевезли ` в 18-метровую комнатушку ©
выбитыми окнами,  обвалившейся мтука-
туркой и печкой, непригодной для топки,
‹ На запрос секретаря обкома партии
Бесева и заместителя председателя Сове-
та Министров Татарской АССР Батыева о

государственный деятель нового демократи-
ческого типа,

Только в нашем ‘советоком“ патриотизме
навсегда исчезли противоречия, мучившие
Белинского. Ибо слились воедино народ и
его социалистическое государство, и вся
	деятельность народа, руководимого великой
партией большевиков, деятельность,  На-
правленная на укрепление  социалиетиче-
ского государства, стала выражением все-
мирно-исторической задачи освобождения
человечества. _
	го не легче, Это скоро понял и Белинский,
и его «переходная болезнь», как назвал
этот период Герцен, кончилась,

Так совершилея переход Белинского на

почву народной борьбы — против угнета-
телей и тот огромного значения теоретиче-
екий поворот, когда Белинский перестал
прикладывать идеи Е развитию общества,
& стремился выводить их из развития 0б-
щества. Так сформировались те его взгля-
ды, которые мы ‘уже охарактеризовали.

Из сопоставления опыта России в опы-
том западноевропейских стран Белинский
приходил Е предположению, что Россия т0-
же должна пройти путь капиталиетическо»
го развития.

Но из опыта тех же западноевропейских
стран и Соединенных Штатов Америки он
видел большую разницу, если употреблять
его выражение, между «буржуази в б0рь-
бе» и «буржуази торжествующей». В
своих статьях и письмах он блестяще
векрыл угнетательский по отношению к
народу характер буржуазной власти. Оя
уже тогда говорил о слособноети капита-
листов продавать евое отечестве в корыет-
ных классовых целях, «Владычество ка-

питалистов покрыло современную Францию.

вечным нозором, — писал он в 1847 г9-
ду, — напомнило времена регентства,
управление Дюбуа, продававшего Францию
Англии... Все... мелко, ничтожно, противо-
речиво; нет чувства национальной чести,
национальной гордости...» Можно подумать,
что Белинекий заглянул в сегодняшний
день.

Поскольку Белинский не мог подняться
до понимания классовой борьбы, как дви-
жушей силы развития общества, и роли
пролетариата, его представления о развитии
общества не могли быть до конца последо-
вательны.

Но, когда в конце сороковых голов под
влиянием крестьянских бунтов началось не-
кое движение в правительстве, Белинекий
понял самое существо дела: «Правитель-
ство не хочет дать свободу крестьянам без
земли, боясь пролетариата, и в то же время

не хочет, чтобы дворянство осталось’ йез

земли, хотя Ou a при деньгах».
Ht sor его отповедь либералам: «.. Boa-
	тун на все руки, либерал на словах и HH-
что на деле. Он говорит, что в губерняи
его считают Вашингтоном (по его, это зна-
чит быть радикалом в либерализме), а BOT
мы, молодое поколение, хотели бы его по-
весить, как консерватора, хотя по правде
мы и не считаем его достойным такого
строгого наказания и думаем, что до-
сталочно было бы прогнать eM
его лошадям на завод писать для них кон-
ституцию. Это его настоящее место, ко-
Нюшня..,»
В этом весь Белинский!
	ОКОНЧАНИЕ ДОКЛАДА А. А. ФАДЕЕВА

НАЧАЛО СМ, НА 1 СТР.
мы «Дмитрий Калинин» с ее многозначи-
тельным кявком на Брута и вплоть до епо-
ра с родителем М. А, Бакунина в имении
Ирямухино в 1836 году, когда Белинский
вотупился за Робеспьера и, как сам еви-
детельствует, «в новой теории фихтеониз-
ма чуял запах Еврови» (здесь заметим, кета-
ти, каков на деле «фихтеанец» был Бе-
линский!). —

Вначале это были отголоски декабриз-
За в сознании Белинского, а в 1836 году
он пришел к мысли о правомерности и не-
обходимости не столько казни Фюдовика,
сколько Николая  . Но беда этих
его воззрений состояла в том, что он не-
ясно представлял, во-первых, во имя в4-
кого «идеала», или, по-современному, по-
литического етроя, это стоит сделать, —
идеал был «абстрактным», как впоеледст-
ви пивал он, Во-вторых, он вовершенно
не видел, кто же это насильственное вме-
нательство может произвести, ибо декаб-
ризм показал, что его путь не может при-
вести к победе, а пути народной, крестьян-
ской революции Белинский еше не видел.

Уже в «Литературных мечтаниях»  де-
мократизм и патриотизм Белинского бур-
но, как лава, пробиваются сквозь кору не-
герного философекого воззрения. Белинский
узазывает на существующий разрыв меж-
ду русевим народом и «обществом», т. в,
правящим помещичьим классом,

Но призыв к борьбе адресован не к на-
роду, а к личностям и носит абстрактный
характер, т. е. Белинский еще не. стойт на
ночве классовой борьбы.

Не видя реальной силы, способной оеу-
шествить в крепостной отсталой России тот
абстрактный идеал справедливости,  кото-
рый представлялся Белинскому, он и при-
	шел & «насильственному», как говорил
впоследствии, примирению © российской
дейетвительностью.
	признав историческую разумность и не-
обходимость крепостного права и самодер-
жавия, как одного из этапов развития «аб-
солютного хуха»; Белинский совершил ca-
мую серьезную ошибку в своей жизни. В
этом ему, действительно, поспособствовала
философия Гегеля поскольку она и созда-
	на была ее автором для подобных поступ-
ков. Это не означало, однако, что Белин-
ский, подобно Гегелю, с его утверждением
прусской монархии, пришел к мысли о по-
лезности сохранения крепостного права н
самодержавия. В рецензии на «Речи, нро-
изнесенные в торжественном собрании Им-
ператорекого Московского университета»,
Белинский доказывал, Что из «старой
идеи» путем отрипания впоследствии разэ-
вьется «новая идея».

Но коепостным крестьянам было от это-
	6. Гениальный литературный критико
	„релинского смело можно назвать осново-
положником эстетика класеического pea-
лизма. Самые существенные стороны этой
эстетики марксистоко-леничекая наука 0
литературе вобрала в себя и развала на
‘новой, неизмеримо более высокой основе,
  С самого начала и до конца своей лите-
‘ратурной деятельности Белинский все 60-
лее сознательно стоял на точее зрения, что
литература =— продукт общества, отражает
и выражает развитие общества.

Это первое положение его эстетики.

Вакое бы идеалистическое истолкование
ни давал Белинский этому положению в
раннем периоде, сколько бы ни говорил 05
искусстве как продукте «божественного
вдохновения» или развивающейся «вечной
идеи», —отговорив положенное, он на кон-
кретном анализе произведения реалистиче-
еки выяснял то, что оно отражает в co-
временном обществе. Даже в. статье «Лите-
ратурные мечтания» он говорит, что «в
созданиях художника отражается и век, и
народ», И в зависимости от того, как по-
рождены эти создания — народом или «00-
ществом», Белинский оценивает их место и
значение. В статьях 0 Пушкине он дает
уже глубокую социальную харастеристиву
его творчества.

Этот подход к ‘явлениям литературы по-
мог, например, даже молодему Белинекому
совершенно правильно об’яснить характер
творчества Лермонтова. Он об’ясняет это
творчество той переходной эпохой после
разгрома восстания декабристов, когла но-
вый общественный под’ем еще не начался
HW потомки декабристов, полные сил, но
уже без общественных идеалов, в условиях
николаевекой действительности гибнут в
очерствении индивидуализма. Этим же ‘он
справедливо об’ясняет тоску Лермонтова по
гражданской поэзии.

С самого начала и до конца своей лея-
	тельности Белинский стоит на точке зрения
общественного значения литературы, = ее
влияния на общество, ее ° воспитательной
роли, а во-второй, наиболее плодотворной
половине своего творческого пути, открыто
признает ее оружием в общественной борь-
бе. Это второе положение его эстетики.

Сколько бы в увлечении идеалистически-
ми отвлеченностями ни писал он в свой
ранний период о том, что искусство «бее-
сознательно», «бесцельно», имеет «цель в
с6бе», что оно «больше жизни», — 0тго-
ворив положенное, он очень обстоятельно
показывает далее общественную, преобра-
зующую роль искусства в жизни.

Все эти противоречия енимаютея потом,
котла Белинский ‘убедилея, что  «чиетого
искусства» не существует.

Особенно замечательно в этом смысле
его высказывание о «Фаусте».

«На ‘него особенно’ любят указывать,
как на образец чистого искусства, не под-
чиняющегося ничему, ‘кроме собственных,
одному ему ‘свойственных законов. ——~ ли-
	шет Белинский. — И однако ж — He B
	осуждение будь сказано почтенным рына-
	PAM чистого искусства — Фауст есть пол-
	HO€ отражение всей жизни современного
егу немецкого общества. В нем  вырази-
	лось все философское движение Термании
	в конце прошлого (и в начале настоящего }
столетия. Недаром исследователи школы
Тегеля цитировали беспрестанно в своих
лекциях и философских трактатах стихи
из Фауста. Недаром также во второй части
Фауста Гете беспрестанно. впала в алле-
горию часто темную и непонятную по от-
влеченности идей. Где же тут чистое ис-
EYCCTBO? »

Материалист Белинский уточнил и. раз-
BHI Ty же мысль о «Фаусте», которую
	он правильно нашупал десять лет тому
назад, будучи еще. идеалистом. :

„ В вопросе об общественной роли иекус-
ства Белинский подошел к нам ближе, чем
Плеханов.

Плеханов писал:

«Белинский был диалектиком, когда го-
верил: задача истинной эстетики состоит
16 в том, чтобы решать, чем должно быть
искусство, а в том, что такое искус-
ство. Он был  просветителем, когда,
требуя от искусства верного изображения
действительности, прибавлял кроме того,
что искусство должно давать известное
направление взгляду читателя нз извест-
ные стороны жизни».

Как известно, Плеханов стоял тоже ва
точке зрения общественного значения ис-
кусства. Но здесь недиалектический книж-
ный взгляд на искусство об’являетея ди-
алектическим, & блестящее живое приме-
нение диалектики Белинским  называетея
«просветительством», — как  булто по-
следнее, котати сказать, обязательно пред-
полатает отсутствие диалектического взгля-
да на вещи!

Плеханов никогда не понимал принципа
партийности литературы, который товари
Уланов назвал крупнейшим вкладом
Ленина в науку о литературе.

Белинский говорил, что талант должен
быть «органом сокровенной души всего 0б-
щества». «Начиная © Белинского, — гово-
рил товариш @данов, — вев лучшие пред-
‘отавители  революционно-демократической
‚русской интеллигенции не признавали Так
‚называемого «чистого искусства», «искус-
ства для искусства» и были глашатаями
‘искусства для народа, его высокой идейно-
‘сти и общеетвеннего значения».

‚ Этот взгляд Белинского на искусство по-
Moraga ему разбираться в том, какую роль
‘играет писатель, даже отдельное произве-
`дение в жизни — прогрессивную или ре-
‘акпионную, за кого и против кого оно
действует.

Он восславил Гоголя — критического ре-
`алиста, и он же осудил те из его повестей,
‘где  проявилея . Гоголь — болезненный
фантаст и мистик, Он с первых же вещей
Достоевского, после «Бедных людей», по-
‘чувствовал их идейную фальшь и подверг
их беспощадной критике.

Особенность этой критики состояла в

‘том, что Белинский проверял произведения
Гоголя и Достоевского жизнью и прежде
всего вскрывал несоответствие произведе-
ний жизни, искажение правды.
\ Соответствие изображаемого жизни. прав-
дивость изображения -—— таков был третий
принциц реалистической эстетики Белин-
Chon.
	Белинский видел реализм не в копирова-
нии того, что попадется под руку, а В `от-
ражении существенного, типичного, в CBe-
те идеи, которую это тиничное и должно
выразить, в «проеветлении идеею самых
простых житейских отношений».

«Можно очень натурально изобразить
пытку, казнь, несчастную смерть человеха,
упавшего в нетрезвом виде в помойную
яму, — писал он, — HO BCe BTA изобра-
жения будут возмутительны для души, не-
изяшны и бессмысленны, ибо. в них не бу-
дет никакой разумной цели. Но когда жи-
вописед представит вам естественно иетя-
зание человека 38 истину и в лице его
выразит победу душевной твердости Над
физическим страданием, — то чем больше
в картине будет естественности, тем кар-
тина будет изящнее и художествениее, ибо
в ней будет видна разумизя. пель и разум-
ная мыель...»
	„/ Из этого Белинекий лелал четвертый вы-
	вод, что содержание в искусстве — глаБ-
ное,

В вопросе о содержании искусства Бе-
линокий особенное значение придавал сову-
менности, У него нет почти ни одной ври-
тической работы, где бы ве говорилось об
этом. «Вольтер прав, сказав, что все роды
поэзии хороши, кроме скучного... и неео-
временного, прибавим мы». * Несовремен-
ность была для Белинекого выражением от-
сталости, проявлением He только. отсут-
ствия чувства нового, но и нежелания бо-
роться со старым,

Над писателями, у которых’ «мыслею
управляют слова, а не мысли словами», OH
издевалея не маяо — над всякими лже-
мастерами, находящими цель искусства в
том, чтобы «изображать нредметы в каком-
то безумном вружении, выражаться дикими
натянутыми фразами, неестественнымхи 065-
	ротами речи, придавать обыкновенным сло-
вам насильственное значение».

‹...В его писании есть какая-то ориги-
нальность, какой-то блеск выражения. Но
это оригинальность искусственная, это
блеск фольги... Все у Herd так кул
ряво, во всем такое изобилие эпи-
тетов, амплификаций, что неопытный
читатель дивится... этим разноцветным и
блестящим переливам слога, — и его оча-
рование только тогда исчезнет, когда... он
замечает к удивлению своему только одно
пухлое самолюбие и ни пухлые слева. п
фразы. Это особенно часто является — на
Западе, ocodeHno с тех пор, как Запад на-
чал гнить...

Можно подумать; что Beanuonnit попети-
не глядел в сетодняпений день!

Соответствие формы содержанию. было
пятым положением реалистичеекой астети-
ви Белинского. Белинский рассматривал
произведение, как единый органазм, в коб-
тором. «гармоническая  соответственность
частей с пелым», благодаря «единству мы-
слей», отеюда «строго-соразмерное pacupe-
	деление ролей для всех лиц» в результате
	чего создаются «овонченность, полнота и
замкнутость целого».

Поскольку форма, по Белинекому, опреде-
ляется содержанием, он понимал все мно-
гообразие форм, привносимых каждым ху-
дожником, и воегда доводил анализ произ-
ведения до конкретного, даже мельчайшего
разбора формы — того индивидуального и
нового, что характеризует именно данного
художника, особенность формы данного про-
изведения, моменты, где форма не соответ-
ствует содержанию, вплоть до отдельных
погрепгностей етиля, слога,

Белинский относилея к литературе, как
хозяин, Строгость его требований не озна-
чала, что он не понимал литературы, как
большого потока, где люди разного Mac-
Штаба, таланта, разной степени таланта.
Даже в раннем периоде, когда в духе идез-
листической эстетики он доказывал, что
поэзия дело «божественного вдохновения» и
доступна только «избранным», на деле он
расематривал каждого по его заслугам.

Мимо глаза и внимания Белинекого не
прошли ни большие, ни средние, Ни малые
явления литературы. Он писал не о том,
0 чем хочется, как это большей частью
принято сейчас у наших критиков-сибари-
тов, & 060 всем, как хозяин, раечищая ©
помощью литературы путь для лучшего
будущего народа от всех его врагов.

Из всех литературных критиков прошло-
го Белинский ближе всех стоит Е нашо}
пониманию того, каким должен быть лите-
ратурный критик, и до сих пор может слу-
жить нам образцом.

Белинский был неповторим в бою с вра-
тами. «Вак скоро дело касается до моих
задушевных убеждений, я тотчас забываю
себя... и тут давай мне кафедру и толпу.
народа...» —говорил он.

Больше всего в. своей литературной рабо-
Те он ненавидел половинчатость и всеяд-.
НОСТЬ.
  <...Воли смеем так думать, если позволе-
Но так выразиться, если не ошибаемся»,—
характеризовал он «ухклончивый» способ
выговаривать истину. — «Другой епоеоб
выговаривать истину — прямой и резкий;
‚в нем человек является провозвестником
‘истины, совершенно забывая себя и глу-
боко презирая робкие оговорки и двусмыс-
ленные намеки, которые каждая сторона
толкует в свою пользу, и в которых видно
низкое желание служить и нашим и ва-
MAM».

«Грановский хочет знать. читал ли я
	его статью в «Мосввитянине»,—писал он
в одном из писем («Москвитянин»—жур-
нал славянофилов). — Нет и не буду
читать, скажи ему, что я не люблю ни
видеться с друзьями в неприличных мес-
тах, ни назначать им там евихания»,
У

Из деятелей прошлого, до революционе-
рэв-марксиетов, Белинский, наряду с Чер-
нышевским, по принцинам своим и по ха-
рактеру больше всего отвечает духу на-
шего времени, времени Ленина и Сталина,

Й столько любви к нашей Родине, к на-
роду, столько душевной силы и крови
сердца вложил он в свои великие творе-
НИЯ, Что, можно не сомневаться, они
будут жить и при коммунизме, который мы
строим и построим пол водительством
Сталина — нашего вожля п учителя.
	_ Письмо из прокурорской квартиры
	-B ropoze Юрьевце Ивановской области   жильцом, не имеющим никакого отноше-
	HHA BK MIKO.

Неоднократные просьбы к породекям И
районным руководителям не дают  ника-
ких результатов. Да ведь это и понятно,
Црокурор, на которого возложен контроль
за выполнением правительственных ука-
заний, сам занимает лучшую Часть
школьного здания и выселяться, конечно,
не намерен. Районо не хочет вмеши-
ваться. Таким образом, я фактически пи-
WY BTO письмо нё из школы, а как бы из
прокурорской квартиры.

Прошу Вае.—=помогите нашему школь-
	HOMY БОЛЛЬвтТивБу.
Зав. школой № 2 ХОМЯКОВА.
	НАШ ДРУГ
	в школе № 2 по Советской улице обучает-
ся 300 детей в возрасте от 7 до 12 лет.
Шкода имеет всего четыре классных ком-
наты площадью 134 кв. метра и поэто-
му работает в две смены, Kpome того, в
третью смену учатся 100 человек рабо-
чей молодежи.

°В годы войны в Школе размещалась
воинская часть, Война закончилась. Шо
часть помещения школы заняла канцеля-
рия районо, а площадью в 42 кв, метра
завлалел вновь прибывший в район проку.
рор М. Г. Совичев.

В то время, когда школа не имеет даже.
учительской, полезная площадь занята
	Любомир ДМИТЕРКО
	5. Великий русский патриот
	Революционный демократизм Белинского
нельзя рассматривать отдельно от его пат-
риотизма, ибо они слиты воедино и пита-
ют друг друга.

Можно сказать, что Белинский принадле-
жит к тем людям прошлого, характер пат-
риотизма которых наиболее соответствует
нашему пониманию п ‘нашему сердцу.

«ШТюбить свою родину значит — пла-
менно желать видеть в ней осуществление
идеала человечества и по мере сил своих
споспешествовать этому».

По Белинскому, каждый народ может е9-
вершить свой вклад в развитие человече-
ства не иначе как в национальной форме.

И сколько замечательных черт русского
национального характера помогла открыть
ик. кровная любовь «к плодовито-
му зерну русской жизни» — крепость и

бодрость духа, смелость, находчивость,
сметливость, переимчивость, остроту ‘ума,
аналитическую силу ума; способность к
нитрокому размаху в жизни и деятельности.
В период своих ранних ^ идеалиетических
увлечений Белинский ‘отмечал в народе
«практическую деятельность ума» и, что
всего интереснее, — «отсутствие мисги-
низма и религиозной созерцательности» (в
этом весь Белинский!). С какой гневной
страстной силой четырнадцать лет спустя,
в расцвете своих матерпалиетических yée-
ждений бросил он это неизменившееея, a
еше более последовательное мнение о руе-
ском народе в лицо Гоголю, павшему до
прославления самодержавия и церковного
мракобесия!
_ Народность, как ее понимал Белинокий,
была в его устах самой высокой оценкой
исторического деятеля, писателя, артиета.
Народный для Белинского одновременно
значило и национальный, Белинский видел
в народе носителя лучших черт нации; би-
чуемые им черты раболепия перед ино-
странным свойственны были людям, ендя-
щим на шее народа.

Прогрессивность взгляда Белинского нз

Г

совсем уживается в историческими факта-
ми, Удельный период наш отличается ско-
рее гордынею и драчливостью, нежели сми-
рением. Татарам поддались мы совсем He
от смирения (что было бы для нас He
честью, & бесчестьем, как и для воякого
другого народа), а ‚вследствие разделения
наших CHA... положенных в. основание пра-
вительственной системы того времени.
Иоанн Калита был хитер, & не емирен; Си-
меон даже прозван был «гордым», & эти
Бнязья были первоначальниками силы Мо-
сковского царства. Дмитрий Донекой мечом,
а не смирением предсказал татарам конец
их владычества над Русью. Иоанны Ш и
IV, 06a прозванные «трозными», не отли-
чалиеь смирением... и вообще как-то
странно видеть в. емирении причину, по
которой ничтожное. Московское княжество
сделалось впоследствии сперва Московеким
паретвом, а потом Российской империей... >

Да, Белинский раньше, лучше всех в
прошлом понял всю прогрессивноеть того
факта, что русская нация так рано создала
национальное государство, что означало си-
лу русской нации.

Он же, первый, об’яснил многие черты
реакционной отсталости немцев ах затя-
нувшейся феодальной раздробленностью, ко-
торая еще существовала в Германии зо вре-
мена Белинского, почему он и называл 6
«скроенной из остатков и обрезков». Имен-
но это понимание роли государства вое вре-
мя тодкало его на необходимость разрубить
противоречие между величием русской Ha-
ции и ее противонародным и косным пра-
вительством. В «Литературных мечтаниях»
он еще считал возможным, что его тогда
отвлеченный идеал справедливостя и про-
и сможет осуществить такой царь,

к Петр [1 и He случайно курсивом
BCA все черты, которые в Петре пря-
мо противоположны царю Николаю. А в
сороховых годах, поняв, что это не выход
из положения, Белинский перешел на по-
зиции демократического, социального пере-
ROnYTS
	за ру+ уу нычуУло роза See TAS EU SER ворота.

народное и национальное состояло в том,
R та точка
что он включал передовое _ просвещение _9  а точка врения позволила ему глубже,

ее а
	м мА aie ot ote Atv pea НРУ Е ee eee
(с его всемирным опытом), и в этом было
глубокое принципиальное отличие его от
лицемерия «славянофилов».

«Литературные мечтания» — сокруши-
тельный Улар молодого Релинекого 0

чем кому бы то ни было, понять в истории
России все ее прогрессивные моменты: зна-
чение победы над тевтонекими рыцарями,
освобождение от татарского ига и польской
интервенции, а особенно значение Отече-

а ОЕ се
	BURA EASY eS de Whi Le a

ственно
обезьянничанию, раболению, низкопоклон- СТВеННОЙ войны 1812 года, и восславить

аки а В ne etm ween 3 TBan nee te oe
	cE eee ee eg О ВВ РЕЗ, ЕЕ И ТАКИХ ae en B прошлом России, par

ству у заграницы, свойственчому господ- г ь
ствующему классу. Это первый манифест   ‘Лекоандр Невский, Динтрай Донской, Ми

Teo nn
	SPAN Y seh ge VEU Spee ee У о
первого разночинца, взявшего на себя пра-
во говорить от имени народа. И он имел
это право!

«..Признаюсь, жалки и неприятны мне
спокойные скептики, абстрактные челове-
HH, ‘беспачиортные бродяги в человечест-

«sn we teen 6 URATTYT honeea

нин и Ножарекий, Кутузов.

Он понял прогрессивную роль Ивана
Грозного в создании русского государства,
& особенно Петра Великого. Но поразитель-
ный демократизм Белинского позволил ему
нодметить и отрицательную сторону пет-
ровской реформы: по мнению Белинского,
	Ве...” т ПИСАЛ ОНО ВОНА АВЕ 99  реформа породила и обезьянничание у 38-

ей жизни. «В отношении к этому вопро-
ницы W 0 a =
ст, — мворил он. — я скорее готов пе-  РВИЛЫ и породила потому, что была про-
	реити на стозону славянофилов, нежели: 06-
таватьея на стороне гуманистических кос-
мополитов, потому, что если первые и
опгибаются, то ошибаются, как люди, Kak
живые существа, а вторые и истину-то го-
ворят, как такое-то издание, такой-то 10-
тики... НО К счастью, я надеюсь остатьзя
на своем месте, не переходя ни Е кому...»

Й вот такого человека некоторые пыта-
отея еще и до сих пор отнести к. либера-
пам «запалникам»!

Всю глубину выеказываний Белинекого
0 русской вации нельзя понять, не связав
их с его мыслями о государстве.

«...Указывают на смирение, как на вы-
ражение русской национальности, — пи-
сал он. — „.Этот взгляд, может быть пре-
восходный в теоретическом отношении, HE
	WM TEPATY PHAR ГАЗЕТА
	жели: 06-
ких KOC-
ервые и
OLH, Kak
гу-то го-
й-то 10-
остатьзя
КОМУ... >
12 пыта-
‚ либера-

инокого
е связав

‹ На вы-

—- TH-
ITH Пре-
нии, He

SETA
№ 46

‘изведена только всверху». Точно двадиа-

титрехлетний Белинский видел, как по-
иному можно было бы реформировать Роб-
сию, идя от народа, снизу!

Его ироничеекое замечание по поводу
того, что Петр стрит бороды, — замечание,
сделанное в связи с номешением в жур-
Hane «Телескоп» биографии  самоучки-
астронома из Курска: «борода не мешает
считать звезды: это известно в Курске», —
имеет больший смыел, чем просто шутка.

Известные высказывания его 0 TOM, что
Россия сумеет лучше разрешить социаль-
ный вопрос, чем Западная Европа, и будет
давать законы науке и искусству, «прини-
мая благоговейную дань уважения от всего
просвещенного человечества», —эти выска-
зывания не были только пророзчеством, они

имели для ‚Белинского свое историческое

обоснование.
В лице Бединоког   в условиях крепост-
вой России был загнан в гроб коупнейщий
	Тяжел болезни гнет. Во сколько ж раз
Насилья гнет убийственней для жизни!
Но он сквозь мрак полночный видел

нас —
Лвалнатый век в возлюбленной отчизне.
	Он светлый облик видел в забытьи,
Как сон и явь, сквозь все года глухие,

Предчуветвовал он бури и бои,
Те, что навек освободят Россию.
	И потому он < нами за столом,

Как сеятель в наш праздник урожая,
Венец бессмертья над его челом
Горит, его любовью окружая.
	Пришел он, позабыв про свой недуг,

В Москву ив Пензу, в город украинский.
Предтеча наш, наш современник, друг -=
Виссарион Григорьевич Белинский.
	Перевела ¢ украинского
Вера ЗВЯГИНЦЕВА.
	Снег падает на синий невский лед,
На,.Зимний, Эрмитаж и Мариинский.
Навстречу дням российских бурь идет
Виссариой Григорьевич Белинский.
	Я вижу, как гнетет его недуг,

Запали щеки, скулы пожелтели...
Откуда ж этот непокорный дух

В его больном, усталом, хрупком теле?
	Взгляни на Русь! Она не только знак,
Двуглавый знак на сургуче печатки...
Тут все кричит; не вечно будет так!

Все воли ждет от Риги до Камчатки,
	Еще теснит сердна извечный страх,
Боязнь сраженья с этой жизнью адской,
Но все живет, живет в людских умах
Восстание на площади Сенатской,
	И пушкинская острая строфа

Пронзает ткань людских сердец стрелою.
За вольную отчизну, за права,

За свет зари над крепостною мглою!
	Страна чтит памят
		ь велиного нритина
		В Минске, в Государственном универси.
тете состоялась научная - сессия, Большой
интерес вызвал доклад  члена-корреспон-
дента Академии наук СССР, доктора фило-
софских наук, профессора М. Т. Иовчука на
тему «Белинский — классик русской фило-
софии».
		Т июня, в день 100-летия со дня смерти
Белинского, на Волковом кладбище со-
брались многочисленные делегации пар-
тийных, советских, литературных, научных
организаций, учебных заведений, заводов,
фабрик города Ленина. Траурный митинг у
могилы Белинского от имени Исполкома
Ленинградского совета депутатов трудя-
щихся и горкома ВКП(б) открыла замести-
тель председателя Ленгорисполкома М. Мат-
ковская. На митинге выступили доктор
филологических наук Н. Мордовченко и
	представители ленинградской обществен-
ности,

После окончания митинга под звуки
	траурного марша на могилу Белинско-
го возлагаются венки от Ленинград-
скога совета депутатов трудящихся и гор-
кома ВКП(б), от Союза советских писате-
лей, от различных организаций и предприя-
тий города Ленина:
		В Рижском государственном театре опе-
ры и балета на торжественном заседании,
посвященном 100-летию со дня. смерти В. Г.
Белинского, с докладом о жизни и творче-
стве великого критика выступил народный
писатель Латвийской ССР, лауреат Сталин:
ской премии Андрей Упит.
		Детские годы В. Г. Белинского прошли в
г. Чембаре, носящем ныне его имя: Здесь,
в здании бывшего уездного училища, в кото-
ром учился Виссарион Григорьевич, создан
на-днях филиал Дома-музея великого крити-
ка. В организации экспозиции принял уча-
стие Государственный литературный музей
СССР: Самые разнообразные экспонаты, с
большой любовью собранные сотрудниками
музея, дают яркое представление о Белин-
ском, как о критике и великом русском
патриоте, демократе. Особый раздел Дома-
музея повествует о традициях Белинского,
живущих в современной советской литера-
туре.
	ТАЛЬЯНОКОГО РЕВОЛЮЦИОНЕРА
	известного итальянского поэта и револю:
ционера Уго Фосколо (1778—1827), Содер-
жанием его является исповедь революцио-
hepa, очутившегося в изгнании и глубоко
пережизвающего судьбы униженной родины.

еревод с итальянского, сделанный
Белинским и его друзьями, является пер:
вым изданием романа Фосколо на русском
языке, В 1932 году — спустя сто лет —
роман Фосколо в другом переводе был из-
	В Киеве общегородской торжественный
вечер открыл председатель республиканско-
го комитета по ознаменованию 100-летия со
дня смерти Белинского академик, писатель
А. Корнейчук. Доклад о жизни и деятель-
ности великого критика сделал вице-прези-
дент Академии наук Украинской ССР А, Бе-
лецкий.
	В, Г, БЕЛИНСКИЙ И РОМАН
	Из писем Белинского известно, что в
первый год своего пребывания в Москов-
ском университете он вместе со своими
ближайшими друзьями — студентами Нико-
лаем Григорьевым и Павлом Петровым
участвовал в каком-то литературном пред-
приятии. Предполагалось, что это книга, о
названии и существовании которой, одна-
ко, до сих пор не было ничего известно.

Литературовед А. В. Храбровицкий (Пен:
	$ ge  И EO EMINEM 3 другом переводе Ob H3-
за), работая в архиве Московского цен- дан в серии