Июньская сессия
Акалемии наук CCCP
	Вчера в Москве закончилась июньская
	сессия Академии наук СССР, продолжав-
	шаяся четыре дня. В ее работах приняли
	узастие Бр YRC DR UBM AMEM
Союза, президенты академий наук союзчых
республик, представители самых разнооб-
разных отраслей науки и техники.
	Первое заседание сессии было посвяще-
	на ‘столетию ‘со лня смерти В. Г. Белин-
	ского. открывая ооо RU Pari, pe
дент Академии наук СССР академик С. И.
Вавилов в своем вступительном слове под-
черкнул роль гениального представителя
русской революционной интеллигенции в
		черкнул роль гевиального представителя

развитии культуры и науки.
Характеризуя достижения советских уче-
	ных за минувший год, президент сообщил,
	что в списке новых лауреатов Сталинских
премий стоят имена девяти академиков,
тринадцати членов-корреспондентов Акаде-
мин наук СССР и восемнадцати научных
сотрудников академических ` учреждений.
Участники собрания тепло приветствовали
	—Отмечая с большим и:
успехи ученых, — сказал далее С. И: Ва-
	вилов, — Академия наук СССР не может.
	вместе с тем не высказать беспокойствапо
поводу недостаточной работы академиче-
ских учреждений в области общественных
дисциплин— философии, экономики, права и
литературоведения, подвергшихся широ-
кому общественному обсуждению за пос-
леднее время.

Затем член-корреспондент Axanewan
наук СССР А. М. Еголин выступил с до-
кладом «В. Г. Белинский и русская куль-
тура». Доктор ‘филологических наук Г.
Гуковский сделал доклад на’ тему «В. Г.
Белинский и проблемы реализма».

Большой интерес вызвал доклад акаде-
мика А. Н. Заварицкого «О чем говорит
структура метеоритов». Сравнивая строение
ий состав этих «гостей» Земли, прилетев-
ших из мирового пространства, со структу-
рой и составом земных образований, уче-
ный обратил особое внимание ‘на метеори-
ты, наиболее отличающиеся от земных rop-
ных пород.

Переходя к высказанной многими: учены-
ми гипотезе о родоначальной планете, в
результате распада. которой ‚произошли ме-
теориты, докладчик построил ряд предпо-
ложений о деталях. этого распада. В част-
ности; на, основании ‘небольшого количест-
ва кальцита, обнаруженного в составе од-
нога метеорита и указывающего на его
вулканическое происхождение, акалемик
Заваринцкий приходит к выводу, что этот
метеорит является свидетельством KOCMH-
ческога вулканизма, имевшегв места на
планете, теперь уже не существующей.

Доклал доктора биологических наук про-
фессора П. А. Гевкеля : перенес ` внимание
аудитории из таинственных космических
` поостранств на землю. в не менее таинст-
	венные глубины жизни’ растений. Профес-
сор со своими сотрудниками — Е. 3. Ок-
ниной и Н. А. Сатаровой — в течение
	нескольких лет изучал в Институте Физио-
логии растений Академии наук СССР со-
стояние зимнего и летнего покоя растений.
	сверток   Исследования позволили ученым обнару-
	жить у. растении, готовящихся к зиме, изу-
мительное явление, которое они назвали
процессом обособления протоплазмы. Это
явление обусловливает, в частности, моро-
зоустойчивость растений.

Работа профессора Генкеля и его сотруд-
НИКОВ имеет огромное наролнохозяйствен-
ное значение Авторы исслепований разра-
	  eae ERRNO FI Ue Oo

ботали © ‘метод, позволяющий быстро. — 2£

mmrper seeped emp pe eeepc nee =
	течение нескольких  минут-—определять, на-
ходятся ли клеткн растения в покое или
вышли ‘из него. Этот метод позволяет не
только контролировать состояние растений,
но до ‘известной степени ‘управлять им.
Уже найдены химические вещества, при
помощи которых можно искусственно вы-
вести растения из состояния покоя,

С болыпим интересом общее собрание
прослушала доклад  члена-корреспондента
Академии наук СССР А. И. Алиханяна
® новых элементарных частицах в составе
космических лучей. °_

Всего на общем собрании. и заседаниях
отделений Академии наук было прослушано
более двадцати докладов. Рассмотрен ряд
организационных вопросов.

С огромным воодуневлением участники
собрания приняли приветствия товаришу
И. В. Сталину и товарищу В. М. Молотову.
	пра ee
	‚Больше книг, —
хороших
и разных
	‚Партия Ленина-——Сталина неослабно, изо
дня в день заботится о создании изобилия
духовной культуры в нашей стране. В этом
взжнейшем деле исключительная роль от-
ведена книжным издательствам. Свыше 200
издательств, центральных и местных, вы
пускают у нас книги на всех языках на-
родов страны; только в прошлом году ими
издано 30 тысяч названий книги брошюр
общим тиражом в 540 миллионов: экземпля-
ров. .

В общей сети наших книжных  изда-
тельств значительное место занимают на-
циональные издательства братских реенуб-
лик, выпускающие книги на родных язы-
ках своих народов. Масптабы их работы
	ширятея из года в год. Известно; как по-
	страдало от, гитлеровского нашествия - на-
родное хозяйство Украины, в том числе ‘ее!
полиграфическая база. Теперь ora dasa,
восстановлена, и за два последних года ук-
раинокими издательствами выпущено свы-
me 2.600 книг тиражом в а
экземпляров; новые 1.600 книг они изда-
дут в этом году. В Белоруссии: за’ ‘один
прошлый тод выпущено 2.364. книги тира-
жом в. 8,5 миллиона экземнляров: в`Гру-
зии — 980 книг тиражом в 5 миллионов
экземпляров, из них 730 книг — Ha rpy-
Зиноком. языке.
Миллионными тиражами в националье  .
ных издательствах выходят Сочинения
В. И. Ленина, Сочинения И. В. Сталина,
отдельные труды классиков  марксизма-
ленинизма, литература  массово-политиче-
ская, научно-техническая. Наряду © этим
в издательских планах достойное ‘место
занимает выпуск художественной ‹ литера-
туры — одного из могучих средетв комму-
нистического воспитания масс.

Партийность, высокая  идейность‘  ‘лите-
ратуры — таков незыблемый принцип, на.
когором основано у. нае издательское” дело,
работа каждого издательства. Исторические
постановления ЦК ВКП(б) по идеологиче-
ским вопросам, & также постановления о
работе Огиза`и © полиграфическом оформ-
лении книг способствовали  значитель-
ному улучшению дела выпуска  художест-
венной литературы в национальных изда-
тельствах. Повысился идейный и художе-’
ственный уровень изданий на националь-
ных языках, появилось больше произве-’
дений, посвященных проблемам современ-
ности. Выпущено немало хороших книг’ пи-
сателей братских республик, опубликован“
рях новых критических и литературовед-
ческих работ. Многие ‘ издательства на язы-
ках овоих народов выпустили большими.
тиражами выдающиеся произведения pyc-
ской классической литературы и совремеп-
ных русеких писателей. ме

Но дело издания художественной литёрА-
туры, в сожалению, еще не обходится ‘063
ошибок и срывов. В многомиллионном ‘TH
токе книг, поступающих к читателям
братских республик, нет-нет и просколь:
знет вредная, не достойная издания книга».

‘Ha фоне общего “под”ема нашего издатель-
ского дела такие факты выглядят ocober-
но вопиюще. Они говорят 0 том, что не во
всех издательствах люди прониклиеь чув-
ством ответетвенности за порученную pa-
боту, чо и по сей день кое-кому присущ,
губительный недостаток идейности.

В «Литературной газете» уже  сообща-
лось о переиздании в Украинском государет-
венном издательстве художественной. 1и-
 тературы порочной книги Ив. Ле «Роман
Межгорья». Ошибку такого же рода дону-
стило другое украинское — издательство
«Радянський писъьменник», переиздавшее:
‚оаннюю; не пересмотренную и не иоправ-
ленную автором повесть П. Панча «Голу-
бые эшелоны». В этой книжке за внет-
ним изображением разложения и краха
петлюровшины  смазывается Классовый,
контрреволюционный хараклер украинеко-
го буржуазного национализма. 5,

Недостаток идейности, большевиетекой
принципиальности проявили . работники
Грузинского государетвенного издательства,
переизлав роман К. Гамсахурдиа. «Похище-.
ние луны» — роман, пропитанный. инди-
видуализмом; многие его страницы пред-
‚ етавляют смесь эротики и мистицизма. .

Зездумно, безответетвенно  подоно Бе-
порусское государственное издательство к
выпуску большого еборника избранных
произведений Я. Мавра «Вокруг ` евета».
Желая полнее представить творчество . это-
го писателя, работники издательства меха-
нически включили в сборник старые. про-
изведения автора, в которых идеализируют-
ся англо-американские и голландекие ко-
`лонизаторы, а реакционер и американский
ставленник в Китае Чан Кай-ши предстает
чуть ли не... революционным о вождем. ки-
тайского народа. -~ .

(строй и заслуженно суровой критике
уже подвергались у нас отдельные литера-
туроведческие работы, протасвивавигие
раболепие и низкопоклонство перед буржу-
дяной культурой Запада. Еще одним  при-

.
	Ивана Кочерги. В моно-
графии содержится фор-
малистический = анализ
пьес Кочерги, данный
без веякой связи их.о
жизнью, с конкретной
исторической — обетанов-
кой. Этот анализ по-
строен по схеме резаЕци-

Ty
тих
зных

же заимствованы автором все историко-
литературные аналогии, космополитическая
абстрактность литературных категорий,
фальшивая идеалистическая теория «само-
развития» образов, воплощающих якобы
«всеобщие»
тера.
Появление этих и подобных им порочных
книг можно об’яенить только беспечностью
и благодушием тех, от кого завиеел их
выпуек. Очевидно, в практике некоторых
национальных издательств не изжиты еще
приятельские отношения с авторами, ку-
NOBCTBO и чинопочитание, притупляющие
бдительность издательских
смазывающие критику произведений;
“идущих в печать. Нужно ли говорить, ка-
кой вред наносится этим ‘делу  коммуни-
стического воспитания народа, сколь ве-
THRO законное негодование читателя под-

онного западного лите-

черты человеческого .харак-  _

работников, :

совываемой ему неготной книжной продук-

ПРОЛЕТАРИЙ. ВСЕХ СТРАН, СОЕДИ

ИИ

ОРГАН ПРАВ
СОВЕТСКИХ. ПИ

>a

№ 47 (2430)

А. ТВАРДОВСКИЙ

Онец. корр. «Литературной газеты»

О стол

«

— Да, время, — oxazan unmenep Дуб-
ровин, один из старожилов Уралмаша, по-
казывавииий мне завод. — Приехали мы
‚вюда молодыми ЛЮДЬМИ, а теперь наши де-
ти — молодые люди. .

Сказал он это как. бы только о себе са-

RO

цией. `  MOM, 110 свойственной еще далеко не ста-

-Наш читатель aposyer, чтобы RHHra,  PPM 404i манере подчеркивать CBOw Boa
предлагаемая ему была высокоидейна,   РАСТ, но прозвучало это здесь совеем

Е fee cee ke eee ln ee аи а ЗА
	ярка и содержательна. Он хочет, с другой.

стороны, чтобы эта книга была  соответ-
ственно оформлена. Между тем и е офор-
млением книг тоже еще. не везде благопо-
лучно. Поступаясь запросами читателя,
некоторые издательства некритически нод-
ходят в иллюстрированию своих изданий,
позволяя декадентетвующим  рисовальши-
кам привносить в книги чуждые советеко-
му обществу настроения.

ЗУД ЦЗ ЕЕ РО № Miu apy evavy awe “sie
мени. В этих словах нельзя было не уг-
льииать той сдержанной гордости за себя,
которая дается прямой и длительной при-
частностью к большому делу, годами, про-

житыми CO  CMEICAOM и сознанием этого
емыела.
Непосредственное, глубоко волнующее

ощущение нашего исторического времен iH
охватывает душу всякого, кто впервые
птиближкаетоя в ттаратты epannmas Vrnar-
	ПАНА УПРАВ
А
		Суббота, 12 июня 1948 г.
	Письма ¢ Ypana

@ столице ц «про
			— Чет, я лично в Москве сидеть
собираюсь.
	вии

Us»
	огромные стальные волванки; для транс-:
	‚ портирования их в соседний механический ! новых Сталинских лауреатов.
	Мне это показалось совершенно естеет-! цех были построены специальные желез-
	венным: человек получил высшее TCAHH-
ческое образование, специальноеть, зачем.
же ему сидеть в Москве, где и так людей
много?

— ИАстали, какая же у вас специаль-
ность? -

лы, — скромно, HO ¢ очевидным
знанием цены. этому делу’ ответил молодой
человек. — Котлы — моя специальноеть,
хотя работать, пожалуй, придетея не по
специальности.

— Почему?

— Buyute au, a действительно в Мо-
екве силеть не собираюсь, но это, конеч-
Но, не вначит, что я должен совсем ‘уехать
из Москвы. Вовсе нет. Я булу выезжаль...
	ITO уточнение- явно‘ не cooTRETCTBORAIO
	нодорожные нути,

Сейчае завод освамвает производстве но-
вого вида продукции — экскаваторы, ко-
торые будут поднимать за 1083 по 15 ку-
бометров грунта.

На Уралхиммаше я видел; как тяжелые
и громоздкие машины делают сложнейшую
анпаратуру, необходимую для производ-
втва важнейших медикаментов.
  Я не мог в самой малой мере предета-
‘вить себе, насколько универсально приме-
` няются механизация и автоматика процес-
сов в современной металлургии, до того,
  как. побывал, например, в мартеновеком пе-
хе Ново-Татильекого завотла. Кажетея. что.

‚людям уже остается только наблюдать да
‘читать показатели на приборах, exece-
` сундно характеризующих ход плавки и,
фиксирующих малейшие отклонения от
  заданной нормы.
Года два назад при прорыве Висимо-Ут-_
винокой плотины обнаружился заложенный.
`в ней чугунный  цилиняр с железной
  цепью при нем. Разбили цилиндр — в нем.
`охазалаеь медная трубка, з в меднай —
свинцовая, а в той тщательно упакован--
ный еверток рукопиеных бумаг. Эти бума-
‘pu (ax можно видеть в Н.-Тагильеком крае-
вом музее) были адресованы в 1872 году
при ремонте плотины далекому будущему
поколению, и сопроводительное к ним пись-
мо полписано ‘управляющим  Нажне-Та-
ГилЬскими * заводами и его двумя помощ-
никами.
«Сведения эти, — говорится в письме,
ee показать. картину. настоящего”
положения заводов; показать, насколько
> в чем именно. будущее ноколение ушто’

от нае вперед».

Авторы письма‘были очень обеспокоены
  тем, что бумаги будут рано обнаружены,
ги они просят хвекрывшних этот. сверток’
положить его обратно в малодоетунное
место. Чем более времени пройдет до еле-
дующего его векрытия, тем более интереез
  представят данные, из которых можно вы-
вести заключение о состоянии горного де-
ла в наше время, может быть очень и
очень отдаленное для вскрывших сверток».

Среди бумаг —запиека о состояния:
Висимо-Уткинского- Завода, ‘статистичеекая
  ведомость. расчетные тетради по поставке
	  дров и угля, ассортимент заказов в тече-
ние ПРАВ wl МНОГО других ЕО

Bw Г СВ ие в Фр. ее. ра а
	Обнаружено все это, действительно, елиш-
ком рано, если иметь в виду желание тех
людей адресовальея к пребудущим в веках
поколениям. Но если бы они могли пред-
ставить себе нынешнее состояние горноза-
водского дела в их’ краю, те сравнение его.
с тем, что было при них, вышло ‘бы дале-
о 2а пределы ихг представлений о дале-
  BX будущих временах. Да, время, —мож-
‘но Тут повторить слова инженера Дубро-
вина, но уже в другом . смысле, обни-
мающем более длительный исторический
периол. р

охватывает душу всякого, KTO внервые   категоричноети и определенности  первона- читать показатели на приборах,
приближается к тлавным воротам Урал-   Чального заявления специалиста по кот-! кундно характеризующих ход пл:

должен работать не по спепиальноети.
‹— Тело-в том, — окончательно пояс-
	ческих извращений лежит на иллюстрации   тилетки.
	ряда книг, выпущенных JETOHCKAM госу- Когда-то эта площадь, носящая имя эпо-
дхарственным издательским  об’единением.   ху vee ототелне® р протттов вместе 6
	дарственным издательским 00 единением.   хи, уже отошедшей в прошлое вместе ®  вил молодой человек — что меня затребо-
` Под чуждый, давно канувший в прошлое  юностью людей моего поколения, была pac-  вали из одного главка для работы в М№-
  германский «тгендетиль» сделаны иллю-  чищена из-под леса на порядочном расстоя-   скве.

страции к сборнику сказок «Соловей и ме-

е-   нии от Свердловска. Но с годами расстоя-  АХ, вот Так... Значит: ВЫ
 дянка», составленному А. Якобеоном (худ.

остаетесь.
ние между городом и Уралмашем все сокра-

В. Москве независимо от вашего желания
	верши--  та брякнула:
	или ‘нежелания... Вы просто НЫ He-
обходимы именно здесь, `В етолице?

— Дь, но; конечно, я не ‘имею ничего
против... =

И тт хозяйка, в стремлении еще более
подчеркнуть прочность положения молодо-
го человека -и ‘его несомненнейпие права
на получение должности в столице. спрое-
	— 5 него в. главке: ляля родной. Очень
	боро-- ` большой человек, очень большой.
	— ИАакое: это имеет . отношение? — с
	М. Фуке). Нарочито залакированная «на-
тура» в-рисунках убивает смысловую, ред-
лиетическую сущность изображаемого: лю-
ди в‘иллюстраниях схематичны и тупы. На
рисунках В: Карруса к сборнику стихов
Ф. Вотта «Атака» изображены серые, ета-
тичные фигурь: советеких бойцов и рабо-
THX с искаженными лицами.

Советское издательство является важ-
нейшим  Участком идеологической pato-
Ты-—эта мысль снова со всей силой была
подчеркнута на недавнем совещании ра-
ботников пентральных издательств, ©03-
ванном при Управлении пропаганды и аги-
тации ЦВ ВКШ). Советское издательство
должно. быть идеологической крепостью, о
‘которую разбивались бы все и всякие но-
пытки проталцить ‘идеологию, чуждую на-
щей партии, нашему народу.

Это, разумеется, в равной степени отно-

щалось: завод разраеталея, рос и. город.
Давно, давно Уралмаш перестал  бычь

новым заводом, уже выросли в разных

краях етраны заводы, оборудование кото-

‚рых сделано на Уралмаше, уже окраска

домов здесь приобрела обветренный, потем-
невший от уральских непогод тон, уже
выросли порядочные деревца Ha бульваре,
но в обитых жестокими ветрами  верни-
нах сосен, уцелевних кое-где, еще живет
какой-то отголосок глухого, древнего боро-
вого шума, что два десятка лет назад
до завода, до трамваев и автомашин
был здесь главной музыкой. Этот еле внят-
ный отголосок дает живейшее ощущение
такого недавнего как будто. и такого уже
далекого начала всего того, что привычно
связывается © именем Уралматша. ‘Bo

дворе завода на чугунной литой глыбе воз-

вышается  танк-монумент,  вздыбленный,
	устремленный. Это образец оружия, что
изготовлял завод в. годы войны. Втанае,
герметически заваренном, находитея вру-
	CHTCH к национальным = издательствам,
первейшая задача которых состоит в том,
	чтобы вести неуклонную 0орьбу против
	ВХОДЯЩИМИ

явлений низкопокло

I

нетва перед культурой  Ченное заводу знамя Государственного Ko-

буржуазного Запада и феодально-буржуаз- митета Обороны.

ного Востока, против буржуазно-национа-
Лискических пережитков, ‘мешающих раз-
витию литератур братских советских на-
родов.

Успененое выполнение этой задачи тре-

бует, чтобы издательство было не отрешен-
ным от жизни ведомством, которое лишь
механически переваривает поступающие
рукопиеи, a боевым организующим штабом
по выпуску действительно ценных, полез-
ных и нужных народу книг.

Плохо для издательства, когда подбор
‘произведений, намеченных к выпуску; но-
‘вит случайный характер и определяется
подчае не деловыми требованиями, а при-
обстоятельствами и с0ображе-
ниями «что полегче». Тогда можно и
вовсе свести на-нет издание национальной
художественной литературы, как это слу-
чилось в Киргизеком издательстве. Прав-
та, работники его ссылаются на 10, что
они выпускают много учебников, но ясно,
как беспочвенны ‘эти отговорки. Еще сме-
хотворнее отговорки издательских работни-
ков Дагестана, где ничтожный выпуск ху-
пожественных книг пытаются  об’яснить
трудностями, порождаемыми...  многоязы-
чием местной литературы.

Не стоять в стороне ог литературной
жизни своих реепублик, не пренебрегать
ею, а активно вмешиваться в эту. жизнь—
вот ч10 требуется от национальных изда-

тельетв: Вместе в руководящими органами  .

меетных писательских об’единений ` они
обязаны идейно и творчески мобизизовать
нисателей, воспитывать их, настойчивее
`направлять на разработку тем современно-
сти, на повышение идейного и художеет-
венного уровня произведений. ;

Духом воинствующей партийности и вы-
сокой илейности должна быть пронизана
работа всех звеньев издательского аппара-
та: — от редакционно-художественньех CO-
ветов ло редакторов и оформителей, книг.

Всемерно способствовать дальнейшему
росту и процветанию литератур напгих
братеких народов, давать советскому чи-

талями вроде того

Myer третий. год первой-послевоенной“нпя-
тилетки, завод вновь строит заводы, и ere
доля участия в осуществлении плана на-
шего мирного строительства не меньше то-
го, что сделал он для свершения победы.
И весь в целом возраст завода, сравнявше-
roca своей славой со славой больного про-
мышленного гороха, предстает ныне тажим
емким, таким плотно уложенным день за
днем, таким исторически знаменательным.
Ветественно, что слава одного из знаме-
нитейших заводов страны — она и слава
инженера Дубровина, как и его сверетни-
ков, его подчиненных и его начальников.
С таким правом носят люди славу своей
воинской части, боевого корабля, 060б0
важного и решающего участка фронта, где
им пришлось воевать.

‚ Мимоходом сказанная инженером . Дуб-
ровиным фраза, так пришедшаяся к пер-
вому моему впечатлению от  Уралмаша,
вызвала во мне олно довольно неприятное
воспоминание, с которым я. уезжал из
Москвы. He хотелось ‚бы мне воро-
шить это воспоминание, но ничего не по-
делаешь — оно мне сопутствовало: в тече-
ние всей поездки по Уралу, при всех моих
вотречах и новых знакомствах, —никак я
не мог с ним. развязатьея.

Дня за три до от’езда из Москвы я cH-
дел в гостях у моего старого приятеля. и
земляка вместе с его женой и их соседом
по квартире, студентом-хипломантом, ка-
жется, Энергетического института... Я
боюсь осложнить вопрос частностями и де-
обстоятельства, что
этот студент-одиночка, какому по тради-
ции полагается быть жильцом, енимающим
комнату или угол у каких-нибудь стари-
ков, был хозяином квартиры, а старики с
дочерью-етуденткой, отсутетвовавшей в тот
вечер, — его жильцами.

Молодой человек вышел к нам из-за пе-
регородки, разделявшей ‘просторную комна-
	советскому чи-  регородки, разделявшей ‘просторную комна-,
тейно и хуло-  ТУ старинного дома на две — так, что
` —_ почетная! большая часть лепного круга. на потолке
	1о завода, до трамваев и автомашин  — неудовольствием пожал плечами молодой
был здесь главной музыкой. Этот еле внят- ‘Человек и, желая отметить простодунеие в
ный отголосок дает живейшее ощущение! представлении хозяйки о его дяде, ирони-
такого недавнего как булто и такого уже. Чески: повторил:
	— Большой человек... Подумаешь...
— Н он достаточно большой человек,
бы устроить племянника в Москве?
— Ах. пуеть будет так, по-вашему, не
		мической ‘подавленноетью ‘приложил  пле-
мянних руку к груди, — что вы от меня
хотите?

И, заГоворив так. он разошелся, разо-
птелтся- и роворил довольно долго и еблид-
но, выявляя, между прочим, оклонность к
йроническим приемам речи,  литературно-
	ру улыбаться этакой самоуверенной улы-
бочкой, предполагающей в  собеседнике,
стоящем на иной точке зрения, только ли-
б0 крайнюю налвность, либо притворетво.
«Вы, мол, конечно, не дурак, но из по-
литики, что ли, говорите противополож-
ное. А: вот я. мол, говорю, как оно веть
	 на самом деле». И он говорил, что хотя
	H WH знает студенческую песенку, которую
поют: на шющельных вечерах выпуекни-
ков: «Ты уедешь к северным оленям», но
ни к каким северным оленям или медве-
дям он уезжать не намерен, лучше он по-
читает о них в журнале «Вокруг света»,
чежа в пижаме на своей тахте в евоей
московской комнате. И что хорошие фяльмы
вроде «Сельекой учительницы» он предпо-
читзет смотреть в Москве, где они скорее
появляются на экране, dem  тле-нибудь
там, в «глубинке». И что он, так же, каки
мы, читал в «Комсомольской  , правде»
статьи, в которых обличают выпускников,
не желающих расставаться с Москвой и
прибегающих ко всяческим уловкам, что-
бы только Уклониться от’ нежелательного
назначения, но что статьи, фильмы, пе-
венки ‘— 910 одно, а действительность
другое. Й чт он не хочет тратить время
ча всякие бытовые заботы в тех краях,
те нет ни газа, ни теплой воды, а хочет
это время употребить для работы над ©0-
бой, для совершенствования в избранной
профессии в общих, именно в общих, а
не его личных интересах. И что он не хочет
ходить в керзовых сапогах, в ватнике и
	вообще зарастать мхом и т. д.
	Bee это’ говорилось в тоне кокетливого
изнеможения от необходимости повторять
положения, сами с0б0ой разумеющиеся, и
было заключено излюбленной формулой
всех пошляков и ниников:

— Такова. жизнь.

— Но позвольте, чорт вас В0зьми, —
не выдержал я, — вы жё получили свое
образование. в голы, котла ваши еверетни-
	‘ки либс воевали на фронте, либо в тяже-
‘лейптих условиях трулились в тылу. Bac
	же не оторвали от вашей учебы, вы Учи-
	лись. Й неужели вы не понимаете, что вы
‘обязаны отелужить народу и государству,
	отелужить там, где это нужнее для дела,
для Родины, а не там, где это удобнее для
вас лично. И чем де хуже вас ваши од-
нокалтники, которые поедут туда, кула их
посылают, и, может быть, даже походят в
	керзовых салюгах!
Я уже был готов на любую грубость; на
TO, чтобы обозвать его последними слова-
	ми, но, урилев испуг хозяйки, менее веего
	желавшей такого оборота беседы, и. ему-
щение самого хозяина, возлержалея W Ha-
	чал поощатеея.
	История полка
«Гринаднать»
	Из Берлина в Смоленск специальный
нарочный доставил на-днях пакет с руко-
писью ‘истории знаменитого партизанского
полка «Тринадцать», действовавшего на
Смоленщине и в Белоруссии в 1941—1943
годах. Рукопись найдена при разборе немец-
ких архивов в советской зоне оккупации
Берлина.

Полк «Тринадцать» был создан учите-
лем деревни Фомино Дорогобужекого рай-
она Смоленской -области, ныне Героем
Советского Союза Сергеем  Владимирови-
чем Гришивым. Ядро партизанского отряда
при его организации составили 12 учени-
ков старших классов Фоминской школы и
учитель Гришин. Впоследствии отряд upe-
вратился в полк, насчитывавший около
3,000 штыков, но з-память о первых его
бойцах сохранил прежнее название «Три-
налцать».

С самого начала боевых действий пар-
тизанского отряда велась его’ история.

— Каким же образом история полка по-
пала в руки врага? — С этим вопросом
корреспондент «Литературной газеты» об-
ратился к Герою Советского Союза под-
полковнику Гришину, недавно  закончив-
птему с золотой медалью Военную Акаде-
	Как бы хорошо, как’ бы здорово было
молодым, полным’ сил человеком приехать
сюда, на Урал, вооруженным знаниями, 0б-
ладающим спепиальностью, которая здесь
нужна, и, красиво начав здесь жизнь с са-
мого начала, продолжить ее с толки и
пользой, вместе с развитием края, суля-
щим еще невиданные перепектевы. Какая
ширь, какие возможности для твоих ©по-
собностей и талантов, если они У тебя
есть,—& У кого же их нет в молодости?!

Олин солдат в исходе войны раесказы-
вал мне без всякой похвальбы, как оч
явилея в военкомат. гле шел разговор 0
	том, в какой род войск его направить:
	— Ая товорю: пошлите меня к тако-
му делу, чтоб потруднее и похитрее было.
Чтоб у меня руки работали и голова He
‘гуляла. Ну, тотда, говорят, иди в артил-
лерию...

В пору жизни, когда выбирают один из
многих путей, в пору волнующего — раз-
AYMBA Ha распутье не заманчиво ли. вы-
брать именно путь потруднее, край. подаль-
ше, работу погорячее? Уехать туда, тде TH
‘более всего нужен. гле тебя ждут.. еще не
	зная твоего имени. И уехать не шутя, а! ммю им. Фрунзе. _
надолго, на такой › срок, ‘чтоб деревца,  — Это случилось осенью 1943. года, —

посаженные там при тебе, стали  де-  Говорит тов. „Гришин. — Наш полк вел
: у a Kapre HORO- рельсовую воину в тылу у немцев ва тер-
ревьями; намеченные н р питорвии ‘оккупироранной usu Белоруссии.
	“i
	ритории ‘оккупированной ими ‘Белоруссии.

После одной из операций фашисты реши-
ли во что бы то ни стало уничтожить наш
полк. Они предприняли крупную каратель-
ную экспедицию. Нам пришлось вести тя-
желые бои. История полка «Тринадцать»
находилась в сумке начальника штаба.
Однажды он с группой бойцов отправился
в разведку. Нашим разведчикам пришлось
принять бой с карателями. Очевидно, раз-
ведчики были окружены и погибли в бою.
Посланный мною на выручку начальника
штаба отряд нашел лишь изуродованные
трупы наших героических’ партизан. Поле-
вая сумка исчезла. - ,

Мы считали, что рукопись истории’ пол-
ка потеряна навсегда и начали ее восста-
навливать. Но второй вариант был, конеч-
но, менее полным и точным. И вот moan
ная история. найдена...

История одной ‹из замечательных  пар-
тизанских частей представляет большой
интерес для историографии движения на-
родных мстителей. Сейчас группа бывших
партизан полка «Тринадцать», в том чис-
`ле московские журналисты, выпускавшие
печатную газету в соединении, куда вхо-
дил полк Гришина, работает над созда-
нием книги о боевых действиях смоленских
	партизан: Недавняя находка послужит им
	ценным. материалом.
	стройки — действующими заводами и 00-
житыми городами, и твои гордые планы,
юношеские мечты — вовершивиимися, де-
лами? И чтобы ты мог оказать себе Ha
склоне. к возрасту итотов. и выводов,
	с чувством гордого удовлетворения,
дороже которого ничего нет для наетояще-
го человека:

— Да, я не бегал от долгов, я был дол-
жен моему народу, живым и мертвым еы-
нам его, и я платил долги, не просил от-
срочки тю бедности. ‹В том, что’мы про-
двинулись по пути к заветной цели и
мечае человечества, доля моего участия не
может быть оспорена.

А что сможет сказать уже знакомый ‘нам
молодой человек, изучивший котлы для то-
го, Чтобы не заниматься ими, что он ока-
жет сёбе, подводя итог лучшим годам жиз-
ци, проведенным Tak, как он намерен их
mpoBecta?
	— Да, я не был прост, я стёралея ус-
	троиться, как мне удобнее, старалея He:

замочить носков ни в какую поголу на.
		`Мером подобных книг служит ВыпУЩеВНаЯ ООВ ПОЙ Зуотоы о поихожилась Ha
украинским издательством «Мистецтво» и: благородная задача напиональных изда- © крючком для люстры приходилась на
монография Е. Старинкевич о драматургии тельств. а: долю семьи моего земляка. Эта комната бы-

. : i Г. =
TEL ла проходной: шкаф, ширмочка  тармот
a кой И какая-то занавеска отдхеляли одну

Латвийские. иллюстраторы кн
	В ‚Московском. Союзе советских худо
никон состоялся просмотр графических, ра-
бот художников Латвии. Латвийские гра-
фики показали художникам Москвы сво
работы в области книжной иллюстрации
‘и оформления книг. На просмотре были
представлены книги, обложки, иллюстра-
UMA, выполненные. двенадцатью лучними

те ео — А 1-5
	> ЗАРЕ

‘графиками: Г. _Вилкс.`Р. Дзенис, В. Mea-

ведев,

‚ др.

М. Карпенко, К. Кроненберг, м.

_Витолиный А. Дубурс, В. Валдамание и
	Глубокая любовь ‚латвииского. народа к
великой родине. социализма и’. ее передо-
вой культуре находит отражение в боль-
ших тиражах произведений . русских ‚клас-
сиков и советских писателей, издаваемых
издательствами Латвии и иллюстрируемых
лучшими художниками республики.

Графически строга и выразительно офор-
°млены сочинения  В. И. Ленина и И. В.
` Сталина. а

Хорошее впечатление производят иллю-

Е, а
	SB sa
страции популярных произведений. совет-
exo литературы. М. `Витолиный. показал
	остраторы кн
рисунки к роману А. Фадеева «Молодая
гвардия» ик повести
капитана»; В. Медведев представил. иллю-
страции к повести В. Катаева «Сын полка»
и к сборнику рассказов Б. Полевого «Мы
советские люди»: М. Карпенка иллюстри-
ровал книгу Б. Полевого «Повесть: о на-
стоящем человеке»; А. Дубурс—рассказ А.
Гайдара «Чук и Гек»; Р. Дзенис выполнил
обложку к роману И. Эренбурга «Падение
Парижа»,
Художники

oe mee Pet

Латвии показали также свои
we рАситанхата Turrets Cane

В. Каверина «Два!

часть этой комнаты от собственно проход-

ной части, где мы и расположилиеь 38
чайным столом. Я впервые был в этом жи-
лье моих старых друзей-земляков.

Мы сидели за Чаем и, как полагается
при первом посещении тоетем квартиры
- хозяев, говорили 06 этой квариире, о вы-
core старинных потолков, о неудоботве
проходных комнат вообще, в  частноети
этой. Й о том ее несомненном, с точки зре-
ния хозяев, преимуществе, что она — м0-
сковекая. Известен этот фетишизм люб0то
столичного жилья, именуемого обычно уже
не. квартирой, & только площадью, без вся-
ких прилагательных, фетишизм, иеповедуе-
	DAA LPG GE eg у МН

часто людьми, род занятий которых

Е НЫ а ель ао фра hh AK.

иллюстрации к сочинениям Пушкина, Сал-   №“,
тыкова-Шедрина, Некрасова, Крылова. MBIA
	$ Еее ЛЕА =

Выступавшие на обсуждении художники
и критики — лауреат Сталинской премии
_Д. Шмаринов, А. Гончаров, С. Телингатер,
С. Бескин и другие отмечали, что трафики
Латвии стали на путь

Одновременно выступавшие указывали на
необходимость более’ внимательной работы
‘над литературным материалом, более глу-
бокого проникновения в ° произведения и
более пелостного решения художественно-

реалистического.
подхода к изображению действительности.  ,

никак не обязательно связывает их со сто-
лицей, а скорее даже наоборот. Я не удер-
чвалея и высказал моим друзьям предполо-.
жение о возможности лучшего ‘для’ них
устройства в «провинции».
— А вот ты спроси его, — кивнул мой
‚собеседник на перегородку, из-за которой и
‘BRINGS потом сосед, ‘— строси ‘ето: поедет
ли он из Москвы.

Мололой человек, вышедттий” в: столу и
	го образа книги. — }3a перегородки, заявил.
	3.

И вот далея мне этот молодой человек,
засорил мне память на всю поездку, неот-
стунно возникая передо мной по самой, ка-
залось ‘бы; далекой связи, вдалеке от`Мо-
сквы и комнаты © разделенным на две` не-
ровные половины лепным кругом на по-
толке.., :

В кузнечно-преесовом цехе Уралмаша я
смотрел, как завороженный, подобно тыся-
чам побывавших здесь до меня людей, на
работу лесятитысячетонного пресса, - кото-
рый обминал й формовал, как бы играючи,