ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН. СОЕДИНЯЙТЕСЬ
	№ 48 (2431)
	Решающая
сила пятилетки
	Прежним хозяевам русской промышлен-
ности не было нужды тратиться на меха-
низацию труда, — нищая, ограбляемая
помещиками и кулаками деревня в избыт-
ke доставляла  забойщиков,  саночников,
коногонов, чернорабочих. «Хозяева южных
заводов, — вспоминает академик И. I.
Бардин, — бельгийские, французские, не-
‚ мецкие капиталисты пе видели в этом
_ механизации) необходимости. К чему, в
само деле, нужна была им механизация,
дорогие машины, когда в России дешевые
рабочие руки?.. Ноэтому все решалось
просто: лопатка, ломик, кувалда и 6эе-
счетные массы обладателей ° мозолистых
рук. Идеи механизании расематривалиеь
поэтому как посягательство она святая
святых». И в загрузке шихты на метал-
_ лургических заводах царил каталь е его
«козой», в зарубке угля царил обушок,
саночник на еебе подвозил уголь к штре-
ку, а в старом Криворожье бурили «на
киянку», то-есть зарубкик забивалея В
породу проето молотком.
	Вепомнив это, столь недавнее прошлое,
можно понять и достойно оценить. как
далеко шагнули мы вперед, как могуче
перевооружилея труд в нашей ‘стране!
Сколько было воя, злобы, насмешек бур-
жуазии и ее лакеев по поводу решения
большевиков покончить ¢ обушком, «во-
30й», «квиянкой», салазками, сохой. Ho
прошли 13 блистательных лет первых пя-
тилеток, и в металлургии исчез каталь с
его «козой», зато есть десятки построен-
ных по последнему елову техники домен,
тде все механизировано, где шихту пода-
ют скиповые под’емники, летку забивает
электропушка, а управление доменным
процессом автоматизировано; в угледобыче
нет уже обушка и санок, но зато есть
сотни новых шахт, где гремят удары от-
бойных молотков и врубовых машин, а
уголь из забоев убираетея. конвейерами; в
сельском хозяйстве нет больше сохи, но
зато на колхозные поля вышли coTHH
тысяч тракторов и комбайнов, тысячи и
тысячи самых разнообразных машин, за-
менивших ручной труд.

Изменилась экономика, техника, изме-
нились и люди. «Мы сегодня не те, что
были вчера, и завтра будем не те, что
_ были сегодня. Мы уже не те русские, ка-
кими были до 1917 года, и Русь у нае
уже не та, и ‘характер у’ нае не тот. Мы
изменились и выросли вместе с теми ве-
личайшими нреобразованиями, которые. в
корне изменили облик нашей страны». Эти
вдохновляющие слова товарища Аданова
относятся и K культурно-техническому
росту наших людей. Сколь велики были
надежцы врагов на то, что русские кре-
етьяне просто переломают‘ диковинные
машины и етанки. Но и эта належда ка-
питалистов скоро лопнула. Да, сперва
ломали — учились! Но ‘довольно скоро
перестали ломать и поразили врагов a
друзей чудесами стахановского освоения
новой техники: перед изумленным миром
встала страна инженеров, техников, меха-
ников, слесарей, токарей, инструменталь-
щиков,  электротехников, — трактористов,
комбайнеров, ‘летчиков, танкистов, полвол-
ников — талантливый советский народ,
вписавший в историю мирового техниче-
ского прогресса ее самую вдохновенную
страницу.

Грандиозно то, что мы уже сделали в
раскрепошении и перевооружении труда,
но не менее  грандиозно и то, что еще
предстоит слелать. Задача форсированной
механизации трудоемких и тяжелых ра-
бот — одна из главных задач пятилетки.

Надо совершенно‘ отчетливо представить
себе: мы не можем двигаться дальше, не
совершив технической революции в тех
	в нужном степени ума-
Я ми иных руководителей
машиностроения.
Пятилетний план 90-
» ^ ставил перед Министер-
-TRKH ствами ° угольной про-
мышленности Западных.
и Восточных районов в качестве централь-
Ной задачи — механизировать  навалку
угля и погрузку норолы. Прошло два © по-
ловиной года, но оба министерства до сих
пор не организовали массового внедренич
угольных комбайнов и врубонавалочных
мантии.

Помочь угольщикам призваны были
другие министерства. Но люди по-разному
поняли задание правительства. Министер-
ство транснортного машиностроения суме-
ле в кратчайшие сроки организовать мас-
совый выпуск угольных комбайнов и по-
грузочных машин: Заводы министерства
дали высокое качество изготовления этих
машин. По-иному поняли боевое  зада-
ние в Министерстве вооружения. Давно.
уже прошли весе сроки, а министерство
Так и не организовало массового выпуска.
целого ряда угольных машин. Особенно тре-
вожно обстоит дело е производством врубу-
BOR для коротких забоев и передвижных
подземных — компрессоров. Между rem,
именно этих машин и нехватает для ком-
плекеной механизации угледобычи. Ми-
нистерство етроительногоа и дорожного ма-.

шаноетроения  ло сих пор не организовало  .
	массового выпуска полного набора дорож-
ных машин, необходимых для осуществле-
ния государственного плана дорожного.
строительства.

Благодаря принятым партией и прави-
тельством мерам, отрасли тяжелого и тру-
доемкого труда получают сейчас новую
технику во все более и более возрастаю-
щих размерах. Таким образом, в порядок
дня во всей своей  остроте встал сейчас.
вопрос 0б` освоении новой техники. В не-
которых министерствах за последнее вре-
мя определилась своеобразная тенденция—
люди требуют неограниченного количества
машин и механизмов, но совсем не думают.
00 их использовании и уж вовсе не.
склонны думать о сокращении своих тре-.
бований ua рабочую силу. Между tev,
использу юТеЯ машины порою TaAOXO,
Яркий пример — Министерство угольной
промышленности Восточных районов.
Злесь в действии находится лишь 51 проц.
врубовых машин — 49 проц. врубовок
всегла в ремонте и... в запасе. Или вот.
другая, не менее тревожная цифра: рабо-.
тающие врубовки дают лишь 62 проц.
довоенной производительности. Экономисты
подсчитали: лостигнув довоенной произвэ-
дительноети врубовок, министерство смогло
бы повысить добычу угля на двадцать
процентов.

Огромное внимание партии и правитель-
ства к механизации напгло яркое вопло-
щение в факте присуждения большюго ко-
личества Сталинских премий 3a разработ-
ку и внедрение машин, заменяющих руч-
ной труд, — трелевочного трактора, уголь-
ного комбайна Макарова, машин для до-
бычи фрезерного торфа, мощного  экеха-
ватора, льноуборочного комбайна и т. д.

ОРГАН ПРАВЛЕНИЯ СОЮЗА HS
СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ СССР
	Среда, 16 июня 1948
		E. СТАРИНКЕВИЧ БОРЕП 3A MAS HE

MOK CO
	Монография профессора Александра
Дмитриевича Тимофеевского  «Эксиланта-
ция опухолей человека», за которую он
удостоен Сталинской премии ‘первой сте-
пени, небольшая по об’ему книга — ‘вее-
го каких-нибудь 150 страниц. Но в ней
собран такой богатый  эксперименталь-
ный матернал и делаются такие‘ важные
BLIBOABI, 4TO OHA справелливо занимает
первое место в мировой научной литера-
туре но этому вопросу,

Язык экспериментальной науки нёемно-
гословен` короткие абзацы ^ сообщают то
0 положительном, то об отрицательном pe-
зультате проведенного. исследования. А за
этими абзацами — годы ежедневных Еро-
потливых наблюдений и упорных иска-
ний, годы больнюго человеческого труда.
	лаконично сфермулированные выводы
открывают нирочайшие перспективы для
дальнейптих исследований в области кли-
нической физиологии, экспериментальной
патологии и сеобенно — онкологии —
науки о злокачественных опухолях.

Метод эксплантации — выращивания
тканей вне организма, —применяемый про-
фессором А. Д. Тимефеевеким для исследо-
вания опухолей человека, дает. возмож-
ность изучать природу злокачественных
новообразований в строго контролируемых
лабораторвых условиях. Пользуясь им,
можно проелелить влияние на ткань Cas
мых различных факторов в их изолиро-
ванном, чистом виде. Это совершенно не-
возможно при изучении рака в живом о0}-
гапизме, где одновременно происходит мно-
жество сложнейших физиологических, био-
химических и иных пронессов.

Круг вопросов, которые можно изучать
нри помощи метода эксплантации, upea-
вычайно итирок,

Первое место среди них занимает во-
прое о том, обратим или необратим Upo-
цессе превращения нормальной ткани B
злокачестренную опухоль, т. е., иначе го-
воря, может ли при каких-либо  усло-
виях больная ткань превратиться снова В
нормальную.

До сих пор считалось, что процесс этот
необратим, что нормальная клетка, при-
обретя свойства злокачественной, уже не
может стать нормальной. Она теряет спо-
собность созревать и  лиференцироваться
(т.е. в ней не могут вырабатываться, как
во всякой 340p0B0H клетке, структурные
	лишить опухоль 6е злокачественных
свойств.
Злокачественные опухоли образуются
	из самых различных тканей. Но так как
клетки опухоли не диференцированы, то
бывает невозможно определить, из какой
именно ткани она произошла.

Й вот тут метод тканевых культур от-
крывает совершенно новые возможности.
Помещенные в специальные. условия клет-
ки опухолевой ткани начинают диферен-
‘Цироваться и приобретают характер имен-
но той ткани, из которой произошли,

Пользуясь методом эксплантации,
	Алексаняр Дмитриевич Тимофеевский и
‘его ближайние сотрудники произвели ряд
точных определений происхождения  pas-
личных опухолей. Отсюда ясно огромное
значение его работ не только для пато-
логии и физиологии, но и для. медицины:
метод тканевых культур помогает устано-
вить точный диагноз ракового  заболева-
НИЯ.

Не меньшее значение имеет вопрос 0
`воябудителях рака и саркомы, изучаемый
Александром Дмитриевичем при помощи
того же метода.

Чем вызывается превращение нормаль-
ной клетки в патологическую, раковую?
Обязательно ли проникновение в нее так
называемого фильтрующегоея вируса
(чрезвычайно малого инфекционного в903-
будителя, проходящего через всякий
фильтр) или же возможно возникновение
рака под влиянием только известных хи-
мических капцерогенных (порождающих
рак) веществ? Это — один из наиболее
дискуссионных вопросов в современной он-
кологин. Й осложняется он тем, что сама
природа фильтрующегося вируса, который
является, но мнению некоторых ученых,
возбудителем рака, проблематична: еще Be
решено — существо это или вещество?

Большое место в работах Александра
]ыитрневича и его сотрудников занималот
исследования реакиии разнообразных ви-
дов опухолевых тканей на рентгеновские
лучи. Эти иселедования показывают, что
действие рентгена на различные опухоли
очень различно: есть весьма рентгеночув-
ствительные ткани, есть более стойкие к
‘воздействию рентгеновских лучей.

В области изучения действия рентгена
	Ha KYCCUKT: опухолевой ткани человека
	А. Д. Тимофеевский является подлинным
THOHeDOM И новатором,
eR

ганизма. Обычно эти чашечки с тканевы-
ми культурами сохраняются в термостате,
в определенных температурных условиях.
Сюла, в боке, их переносят для пересадки
и других манинуляций. Периодически пе-
ресаживаемая ткань живет очень долго
вне организма—до трех `с половиной чет.

Нетороплив и строго размерен ритм
этой удивительной работы, каждый эле-
мент которой требует виртуозного мастер-
ства и непогрешимой точности, Попробуй-
те-ка’ извлечь из чашечки Варреля эту
почти микроскопическую пластинку, не
нарушив живой ткани, которая разрослась
на ней, но представляется невооруженному
глазу только туманным пятнышком около
сантиметра в Днаметре! Попробуйте, на-
пример, разрезать эту ткань на четыре
части и перенести каждую из них в но-
вую питательную среду с тем, чтобы од-
на из них елужила «контрольной», а дру-
гие подверглись действию исследуемого
фактора — рентгеновых лучей, если это
опухолевая ткань, или канцерогенных ве-
ществ, если это здоровая ткань, ит. п.

А затем вооружитесь терпением: не
скоро протекают все эти процессы; недели
и месяцы пройдут, прежде чем волную-
ий вае вопросе получит в какой-то мере
	разрешение.

Почти сорок лет работает Александр
Дмитриевич над тканевыми культурами.
	Ero научные интересы определились с
первых лет его университетской жизни.
Еще булучи студентом медицинского фа-
пультета Томского университета, он уже
занималея самостоятельными исследования-
ми в области тканевых культур,
	Александр Дмитриевич проводит  це-
лые дни с раннего утра в лаборатории,
работая рядом со своими помощниками.
Умение воплотить свой общий научный
замысел в четко разработанный план, ор-
ганизовать работу, воспитать опытных
помошников — вот драгоценные качества
	советского ученого. Ими в полной мере
обладает Александр Дмитриевич,
Уважением и заботой окружает  совет-
	ская страна этого большого ученото-нова-
тора, преданного патриота социалистиче-
ской Родины. Александр Дмитриевич Ти-
мофеевский — заслуженный деятель на-
уки УССР, действительный член  Акаде-
мин медицинских наук СССР, член-коррее-
пондент Академии наук УССР. On ведет
иеследовательскую работу в двух  род-
ственных институтах: Киевском институте
экепериментальной биологин и патологии
ив Институте клинической физиологии
им. Богомольпа. °

Все, кто знает лично Александра Дмит-
риевича, называют его обаятельным чело-
веком. Его обаяние в его человечности п
простоте, в большом, ясном уме и твор-
ческой одаренности.

Именно эти черты енискали Александру
Дмитриевичу любовь окружающих. И они
же обеспечивают 6му глубочайшее уваже-
ние и любовь всей нашей страны, ибо во
имя больших. идеалов, за жизнь миллионов
отлает он науке свои силы.
	суток и имитируется медленное наступле-
ние рассвета и сумерок. В условиях этого
	Намятник В. Г. Белияскому — работы
скульптора Е. Вучетича — будет уста.
новлен в Москве на Трубной площади
в начале Пветвого бульвара.
	Памяти А. М, Горькозо

18 июня, в день двенадцатой. годовщины
со дня смерти Алексея Максимовича
Горького. Институт мировой литературы
Академии наук СССР, носящий имя писа-
теля, устраивает торжественное заседание,
посвященное его памяти,

С докладом «Горький-романист» высту-
пит кандидат филологических наук
Н. Белкина. «Наследие Горького и совре-
менная зарубежная- литература» — тема
доклада доктора филологических наук
Т. Мотылевой,

Заседание состоится в Центральном
доме литераторов. Е В
	—_-—Ф—=

Старинные планы
Москвы
	Недавно в книжный магазин номер 55,
что на Арбате, женщина, не пожелавшая
себя назвать, принесла небольшой сверток.
Это был картонный футляр с двадцатью
аккуратно переплетенными папками. В пап-
ках оказались складные рукописные пла-
ны’ девятнадцати ‘частей (районов) Москвы,
На каждом плане пояснения:

«Прикрытые красною краскою означают
каменные строения, уцелевшие от пожа-
ра».
	«Прикрытые тушью означают каменные
		строения обгоревшие».
«Нифры 1, 2, 3, 4 обозначают
этажей».
	«Пол литерою П каменные строения по-
		правленные». _
«Под литерою В каменные строения вет-
хие к поправе неудобные».
	Даже для непосвященного человека, пра.
	первом взгляде на план Любого района,
	становится ясно, что это — карта Москвы,
	составленная после нашествия Наполеова.
Пояснения к этому уникальному докумен-
ту свидетельствуют о том, что из 8696
строений города от пожара погибло 5620
домов, не считая церквей и монастырей.
До сих пор же считалось, что пожар
укичтожил около шести с половиной ты-
сяч строений.
	Кем и когда был составлен этот скру--
	пулезный труд? На планах. как и на пап-
	ках, не обнаружено ни. имени автора, ни.
		Олин из крупнейших специалистов ‘по
	истории Москвы архитектор Н. Вяногра-
	дов утверждает, что эти планы, приобре-
тенные Государственным музеем русской
архитектуры, составлены не частным -ли-
	цом, а «Комиссией для строения: Москвы», .
			Доказатель-
	TO,

что в
	образованной — правительством
восстановления старой русской
после изгнания французов. J
свом служит, в частности,
	папках нет плана Кремля, который в то
	время входил в число дворцовых соору-
жений и не был подведомственен «Комис-
сии строения».

Н. Виноградов относит составление пла-
нов к 1813—1815 годам. Это предположе-
ние основано на сопоставлении документа
с уже известными датами постройки круп-
нейших московских зданий. Так, на плане
	«Тверской части» отсутствует злание. Ма-
	нежа, построенного, как известно, B 1817
году. На плане Пречистенской части не
	обозначен дом № 12, принадлежавший
Хрущеву и строившийся c 1816 ao 1820
ron.
	Вновь найденные планы позволяют раз-
решить ряд доселе неясных вопросов. В
бывшей Басманной части (нынешнем Бау-
манском районе) находится выстроенный
Казаковым Демидовский дворец, занятый
сейчас Московским ` институтом  геодезии.
В трех комнатах этого злания сохранилась
отделка из позолоченного резного дерева.
Принадлежит ли орзамент `Казакову ‘или
является более поздним наелоением, поя-
вившимся при реставрации дома после
пожара? Сейчас есть все основания пола+
гать. что это — оригинальный казаковский
орнамент, так как из плана ясно видно,
что Демиловский дворец oT пожара не
пострадал.

Специалисты, изучающие обнаруженные
планы, выражают сожаление, что ‘бывшая
их обладательница осталась неизвестной:
возможно, в ее распоряжении есть и дру-
гие документы, относящиеся к-истории
	Москвы, которые могли бы послужить клю: -
	чом ко многим загадкам древней - руссков
‚столицы.
	ee Oe
	Пеизвестная пьеса
о Петре Первом
	В рукописном отделе библиотекн  Ака-
демии наук СССР (Ленинград) доктор’ фи-
лологических наук профессор С. Щеглова
	обнаружила текст неизвестной пьесы. напи--
	санной на смерть Петра I. В пьесе: пролог,
семь явлений и эпилог. Стихотворный
текст в ней чередуется с прозаическим,

Найденная пьеса была поставлена впер-
вые в декабре 1725 года, вскоре после
смерти Петра 1, на сцене организованного
«лекарскими учениками» театра при «Ме-
сковском гошпитале». Эта пьеса дает пши-
рокую характеристику всей деятельности
великого преобразователя России, В цен-
тре внимания автора — военные успехи
Петра, В последних «явлениях» показано
прощание России с Петром.

Научное исследование обнаруженной ру-
кописи, сравнение ее с поставленной ранее
«Гошпитальным театром» пьесой. «Слава
Российская» дают основание ‘предполагать,
что автором найденной драмы был ученик;
хирургия Федор Журовский.
	Выражение столь высокого признания на- особенности, свойственные клеткам опве-
wia% 38. NOeaesem. pwavunn-ranemvrtone eda   TereRnOn Tran обтанизма). Она‘ можат
	теленной ткани организма). Она’ может
только бесконечно разрастаться и размно-
жаться.

И вот А. Д. Тимофеевский впервые

установил, что культивируемая вне орга-
низма опухолевая клетка может вновь
	обрести свои нормальные свойства; она
может перестать усиленно размножаться,
начать лиференцироваться и  гозревать.
	эначит, в принциие злокачественная ONY-
холь излечима!

Разумеется, опыты над микроскопиче-
‘скими кусочкамп живой ткани вне орга-
низма еще не дают указаний, нан лечить
	рода обязывает  научно-конетрукторекяе
организации активизировать о свой силы
для решения огромной исторической зада-
чи — создания совершенных систем ма-
шин для комплексной механизации тяже-
лых и трудоемких работ.

‘Советская. литература может многое
сделать для ускорения победы большой
механизации. Прославить идущих .вперел,
обличить отстающих, активизировать жи-
вые силы этого великого движения време-
ни — такова самая ближайшая задача
советеких литераторов.
	`Перед нами — «евятая святых» Виев-
ского института клинической физиологии
им. Богомольца. Это угловая, очень свет-
  лая комната, вдоль стен которой располо-
жены шесть «боксов» — маленьких, изо-
 лированных стеклянными перегородками
индивидуальных рабочих мест. Здесь вы-
держивается режим операционной: сотруд-
ник входит в свой бокс в стерильном ха-
лате, тщательно продезинфицировав руки.
На белоснежном столе перех иселедовате-
лем — маленькие герметически закрытые
  «чашечки Карреля», в которых в пита-
тельной жидкости ‘живут и растут нА
  крошечных тончайших о слюдяных пла-
	Но это далеко не вее. Форсированная   Пухоль в организме, но они направляют   тельной Жидкости ИВА pee oe
‹анизация вовлекает в процесс культур-   Исследовательскую мысль по верному пути, крошечных тончайших — слюдяных пла-
mavuuuarearh сора wnragagu Hamar   DOMOrawWT искать факторы. KoTOpLIE могут   стинках кусочки ткани человеческого ор-
	Вертикальное
озеленение
	Когда строители, архитекторы или агро-
номы-цветоводы говорят ‘© вертикальном
озеленении — разведении вьющихся расте-
ний, дополняющих своей зеленью архитек-
турное украшение зданий, они вспоми-
нают Спиридоновку, Арбат или тепереш-
нюю улицу Воровского ec ee особняками,
стены которых были сплошь по«рыты. зе-
ленью. Гирлянды дикого винограда, хмеля
поднимались до самых крыш. Вьющаяся
зелень оплетала балконы, карнизы, окна.
Вспоминается и Казанский вокзал, на пер-
роне которого каждое лето устраивалась
очень красивая арка из вьющейся  глици-

ННИ.
	АИИС
	Правительстве Казахской ССР—крупней-
шей в нашей стране республики животно-
	механизация вовлекаст в нрецесс вультур-
но-технического роста Миллионы наших
людей. Вчерашний землекоп становится
	отраслях, где все еше широко применяет- ‘сегодня машинистом электрического экска-
ся ручной труд, — в добыче угля, руды   ватора‹ Вчерашний грузчик становится
и торфа, в сельском хозяйстве, B 3aTOTOR-   уашивиетом автогрузчика. Это—коренное
	HOMCHCHHE B HaBblkaX Е р Tpy ia,
это часто переворот в человеческой судьбе.
Долг литературы-— показать новых AW eH,
	ках леса, в строительной промышленности,
на транопорте. До сих пор в этих отраслях
хозяйства механизации подверглись лишь
	отдельные операции, а не ПроНесс ТрУ2%: рожденных в процессе большой механизз-
	ции. «Мы должны показать этих новых
людей, героизм которых не в TOM, что
они, надрываясь, переносят на себе непо-
сильные тяжести, — для этого теперь у
нас существуют краны... Мы должны по-
казать людей жизнерадостных, методиче-
ски и упорно овладевающих техникой но-
вых производств; строяших лучшую жизнь
с глубоким чуветвом  ответетвенности за
свою работу перед страной» (М. Горький).

Благодарная задача литературы —
художественно воплотить процессе перехо-
	В целом.

Между тем, гигантский рост маптино-
строения, с каждым месяцем нарастающий
выпуск машин и механизмов Позволяют
нам поднять на новую, высшую ступень
механизацию труда, — боевым лозунгом
дня отныне становится комплекеная, т. е.
всесторонняя, вееоб’емлющая механизация
труда. От механизации отдельных опера-
ний к механизации всего производствен-
ного процесса, от отдельных машин К си-
стеме машин ий механизмов — таков TOT
новый большой шаг, который мы совер-
шаем в 1948 году.

Победа комплексной механизации в03-
можна лишь при всеобщей мобализапии
сил. Однако, если обратиться к живой
практике дня, обнаружится, что идея
комплексной механизапии не овлалела еще
	$Ф Ленинград. Вышел в свет первый том

«Трудов института живописи, скульптуры
и архитектуры имени И. Е. Репина». Боль-
шой интерес представляют впервые публи-
куемые материалы о творчестве  замеча-
тельного зодчего Баженова, в том числе
его докладная записка о постройке Крем-
левского дворца в Москве, а такжё мате-
риалы из архива И. Е. Репина по вопросам
пелагогики.
	Ф Одесса, Около 200 инженеров предприя-
тий города готовятся без отрыва от произ-
водства к защите диссертаций на соиска-
ние ученой степени. 50 из вих сдали кан-
дидатский минимум.
	® Ашхабад. Ашхабадская киностудия
приступила к с’емке ‘кинобчерка о туркмен-
ских нефтяниках — «Boratctsa черных
песков». Зрители увидят на экране самый
молодой город республики — Небит-Даг.
	Ф Таллин. Декада книги началась в Со-
ветской Эстонии. В связи с этим в Таллин-
ском Доме искусств открылась выставка
печатных изданий республики. Специальный
раздел знакомит посетителей с техникой пе-
чатного дела, Писатели Эстонии на встре-
чах с читателями рассказывают о своих
творческих планах. Цель декады — учесть
запросы читателей, продвинуть книгу в
деревню. ,
	[10 Советскому Союзу
		водства—вошлв © ходатайством в прави-, искусственна  созданнога  круглогодовогоа
тельства Советскога Союза об организа-  летнега дня куры несутся весь год без
нии МЖС — машинно-животноводческих   перерыва.

станций. Эти станции должны сыграть в  Выставка убедительно доказывает пре-
разрешении  животноволческой проблемы имущества электрострижки овец, дающей
	четырехкрагную экономию рабочей силы.
После` ручной стрижки на каждой овце
остается не менее фунта шерсти — коли-
чество, достаточное для того, чтобы евя-
зать джемпер. Электроножницы исключают

эти потери.
	Стенды выставки свидетельствуют об ог-
ромном значении электричества в механи-
зации производственных процессов живот-
новодческих хозяйств. Роль этой движу-
щей силы  продемонстрирована в разделе
колхозной энергетики. Тут экспонированы
установки для сельских гидроэлектростан-
ций, газогенераторы, работающие на самых
разнообразных видах местного топлива,
вплоть до торфа, только что извлеченного
из болота, нефтяные двигатели, ветросило-
вые установки, превращающие даровую
	энергию ветра в электрический ток.
	Электрификация облегчает трул колхоз-
ника и экономит время, Для подвозки воды
лошальми к помещению молочно-товарной
фермы на сто голов скота и последующей
разноски ее по стойлам вручную затрачи-
вается почти 5,5 часа, а электрический на-
сос выполняет всю эту работу за 7,5 мн-
нуты,

Чрезвычайно интересно показзна на выс-
тавке механизация водоснабжения колхоз-
ных ферм. Всеобщее внимание привлекает
гидравлический таран (модель 1947 гола).
Это водопод’емник, теория которого создана
еще в 1901 году «отцом русской авиации?
профессором Н.Е. Жуковским. Он действу-
ет без двигателя. Его работа основана на
принципе гидравлического удара. Гидрота-
ран подает по трубам воду, на высоту до
80 метров. используя энергию удара воды,
надающей с высогы 1—2 метров.

Весьма эффективна автоматическая без-
башенная электроводокачка. Применение ее
в колхозе или совхозе устраняет необхсли-
мость сооружения дорогостоящей  водона-
порной башни. Работа водокачки регулиру-
ется автоматически, ‘поэтому  посгоянчое
присутствие обслуживающего — персонала
излишне. Механизация волоснабжения` на
фермах сокращает потребность в рабочей
силе в  5—10 раз.
	Колхозы  уже приобретают многи? маши-
ны. и установки для механизации призвод-
ственных процессов на своих молочно-то-
варных фермах. Организация машинно-жи-
вотноводческих станций может ускорить
перевооружение ` общественного животно-

волства новейшей техникой,
	о же огромную роль, какая возложе-
на на машинно-тракторные станции в борь-
  бе за хлеб и технические культуры.

_ Па постановлению февральского Пленума
ЦК ВКП(б), уже к концу 1948 года дол-
жен быть превзойден довоенный уровень.
поголовья крупного рогатого скота, овеш и
коз. Такие высокие темпы роста животно-
волства невозможны без оснашения кол-
хозов и. совхозов высокой техникой. Как
сообщили корреспонденту «Литературной
газеты» в Министерстве сельского хозяйет-
ва СССР, механизация  животноволческих
ферм сократит количество работников жи-
вотноводства в два-три раза,

Какие производственные процессы жи-
вотноводства могут быть механизированы?

Ответ на этот вопросе дает большая вы-
ставка машин и. оборудования, открытая
на-лнях OO инициативе Московского обла-
стНого комитета ВКП(б) и исполкома Мо-
сковского ‘областного. совета депутатов
трудящихся в подмосковном поселке Плю-
щево. Устроителем выставки — Всесоюз-
ным институтом механизации и электрифи-
кании сельского хозяйства (ВИМЭ)—экспо-
нированы не только современные машины,
уже выпускаемые нашей промышленностью,
нс и машины самого близкого будущего.

В разделе кормодобывания демонстри-
руются мошные широкозахватные самохол-
ные и усовершенствованные конные сено-
косилки. Злесь. же — тракторные грабли,
оставляющие за собой чистую полосу, без
малого равную ширине Невского проспек-
ta, Ha площадке мы видим комбайны для
‘уборки кормовых корнеплодов, половозс-
‘биратель, приспособленный к самоходному
‘зерновому комбайну, крановый стогомета-
тель, илущий на смену архаическим дере-
вянным вилам, и другие машины.

Большой раздел выставки занимают мо-
лочные машины — от миниатюрного cena:
`ратора, предназначенного для обработки
молока в личном хозяйстве’ колхозника, до
промышленного, могушего переработать 600
литров молока’ в час. Пололгу стоят по-
`сетители перед новой электрической доиль-
ной машиной. В сравнений е зарубежными
электролоилками, эта машина гораздо эф-
фективнее и совершенно безвредна для ко-
ров. Она сокращает потребность в доярках
на ферме в два-три раза.

А вот и электрифицированный птичник,
в котором круглый гол поддерживается по-
стоянная длительность светлого времени

да миллионов советских людей OT ручного После революции облик Москвы резко
труда к управлению машиной, процеес изменился. — _ Появились новые, прекрасные
	nage ne НЫ Е anuum poand. дома, большие скверы, а про вертикальное
роздения вовой тигаятской армии `ввали-   озеленение забыли. Многие считали, что

фицированного труда, ибо нет в мМиое   климат Москвы для вьющихся растений
	фицированного труда,
героики более величественной, чем герон-
ка труда, творчества.

ППА :

omy Союзу

a
HOO НЕТ В МИОе   климат Москвы для

вьющихся растений
слишком суров.

В защиту вертикального озеленения
выступила инициативная группа. ученых.
В 1946 году хуложник-архитектор М. Кор-
жев, архитектор М. Прохорова, доктор био-
логических наук Н. Базилевская, инжене-
ры С. Матвеев и В. Прясин написали сб’-
емистый труд, в котором дали научное обис-
нование и практическую разработку очень
	Ф Фрунзе. Закончен перевод на русский
язык антологии киргизской литературы с
древнейших времен до наших дней. Об’ем
антологии—40 печатных листов.
	%Ф Петрозаводск. Преподаватель Карело-
Финского учительского института тов. Теп-
линский обнаружил в Центральном госу-
дарственном архиве республики не опубли-
	интересного и своеобразного озеленения
советской столицы.
Прежде всего они доказали, что для
	вертикального озеленения Москвы можно
использовать 55 видов вьющихся растений,
	текторам при проектировании ‘новых. зда-
ний учесть богатейшие декорагивные воз-
можности вертикального озеленения. Была.
разработана технология крепления клетей,.
сеток В зануров, по котбрым можно OBO.
дить рост вьющихся растений до Tperbero

Инициативная группа предложила т
	кованные ранее заметки и письма поэта  ... С ay р
r. Jlepxasuae, Они датированы 1784—1785 этажа, выработаны различные варианты
ronamu, когла ° Держава, проживая в aorenere аи о уличных
- . онарных столбов, трамвайных и троллей.
с нецк ато-
Tletposapon Ke, был олонецким губернато бусных ‘мачт,
= ee’. 2. 2 ee РЕ АРЕНЕ ee
	r~wese

Однако, разведением посадочного MaTe-
Ф Харьков. База Книгкультторга ском-  -риала до сих пор никто не занимался.

плектовала 1090 посылок-библиотечек для   В нынешнем году впервые управление зеле-
колхозов. Каждая библиотечка состоит из   Ного строительства Моссовета взялось за
174 книг я содержит последние издания   Это дело всерьез.

политической, сельскохозяйственной, науч- Как сообщил представителю «Литератур-
но-популярной и художественной литера-   вой газеты» главный инженер управления

о ЕЕ my

о а ба а факс Е 1

_   Зеленстроя тов, []. Cerena,

туры. С. eB а а
	т.

зяйства города готовят для высадки в

®* Правдинск. На крупнейших бумажных июне сто тысяч саженцев и рассады
предприятиях слраны — Балахнинском и   ВЮЩИхСЯ ‘растений: японского хмеля, деко-
	Камском комбинатах и на Ленинградской   ративных бобов, настурции, ипомеи и др.
фабрике имени Горького внедрена в произ-   Дело Архитектурного управления столи-
BOACTBO жидкая древесная масса вместо   цы решить, какие здания нуждаются в
густой. Бумага, выработанная из нее, от-   украшенни зеленью, какие стены, — вроде
личается высокими полиграфическими ка-  голых торцовых стен на Пушкинской пло-
чествами’ она прочна и имеет гладкую по-   мади, — виадуки или набережные должны
	быть озеленены в первую

очередь.