Шиольный МИСПектоЮ— „учитель учителей
	ся только к форме. Школа, в особегноетя
отдаленная, в нетерпением ждет шкетьного
контролера, который призван оценить ce
работу. Вместо него в школу ет п6-
спытный юнёц без знаний, без тактв.
_ сеть,  вонечно, среди людей этой проч
фессии & много хороших работников. Но
их становится все меньше.

На глазах сельских ‘учителей разруч
пается оправданный практикой инсфитуе
школьных анепекторов.
	Так же веблагополучно й положение в >
	областными инспекторами. Они должды со-
четать в своей работе и теорию ий Пакта
	Ry народном образования. На протяжении
десятков лет руководят они `1б0гой
1.000 — 1.500 учителей. Так почему же
Нет среди областных инспекторов лиц в
‘ученой степенью?

Eco ‘в других областях ученые
как правило, @тремятбя проникнуть Ha
`производетво, изучить и узнать его, тов
‘области проевешщения все Be так. Бафелры
институтов и, в особенности, Академия
педагогических наук -— это келейные уч
режления, ототоящие от школы дальие, чем
от Северного полюса. Ученые и научные
работники предпочитают отсиживаться в
своих «лабораториях», которые являются
не чем иным, ‘как удобными кабинетами,
В лучшем случае они «собирают MaTepHas
лы», как бы «фотографируют» школьный
опыт, не делая попытки его обобщить.

Между тем, именно в деле народного 00
разования на руковолящих постах нужач
ученые с широким кругозором, с глубокими
теоретическими познаниями.

Считаю, что вполне назрел вопрос о тои,
чтобы руководящие кадры народного обра-
зования, начиная от областных ивопекто-
ров и выше, комплектовались из состава
научных работников,

Нет, конечно, смысла превращать проз
фессора педагогики в учителя начальной
школы. Но заведующим облоно должен
быть профессор, школьным  инепекторох
может быть доцент, кандидат наук.

Это совершенно закономерно,
	И. А. ИОМДИН, инспектор Министер“
ства просвещения Башкирской АССР,
	С тех пор как существуют школы, (
ществуют и лица, их поверяющие, — ин-
спекторы. Общеизвестно, что на OTOH долж-
ности может рабютать весьуа знающий учи-
тель. Его указания должны быть автори-
тетны, глубоко научны, проникнуты яс-
ным пониманием основных задач нашей
школы. Известная формула «инепектор —
учитель учителей» лучше всего говорит 0
характере его обязанностей.

Вся беда в том, что на деле этот работ-
ник поставлен в трудные материальные и
правовые условия. Начать е того, что ине-
пектор обязан непрерывно. посещать птко-
лы, иными словами — непрерывно ездить.
Он ведет весьма ненормальный образ жиз-
ни: ест не во-время, спит где попало, ездит
в любую погоду — в метель, в пургу, в
дождь.

Как правило, он ходит пешком:

Правда, «Ноложение of мнепекторе»
обеспечивает его «пунктом», в котором го-
воритея, что местные советы обязаны пре-
доставить ему транснорт, Однако, времени,
которое он тратит на то, чтобы «выгребо-
вать» лошадь, иной раз вполне хватило бы
для обследования, по крайней мере, трех
Школ.

В отличие от учителей, инопекторы не
имеют права на. получение пенсии, пред-
усмотренной последним постановлением для
учителей. Стаж их работы не засчиты-
вается для начисления такой пенсии. В
отличие от учителей, сельские инспекторы
не. освобождаются от сельхозналога, He
обеспечиваются коммунальными услугами
	ит дл Проработав более 19 лет, они Te
	имеют права на надбавку за выслугу лет,
как прочие учителя.

Олним словом, назначение на должность
инспектора является для хорошего учите-
ля и директора школы большой неприят-
ностью, .

Кто же все-таки работает инспектором?

В большинстве сельских районов — это
лино co срелним образованием. Пяжелые
условия работы приводят к тому, что сре-
ди сельских инспекторов почти нет пожи-
пых и, стало быть, опытных аюдей!
	Йз «учителя учителей» он превратился
в простого собирателя еводок и донесений.
Инспектирование школ постепенно сводит-
		По следам выступлений «Литературной газеты»
	зашиту Оли Петровой
	ушли. Даже леденца девочке на дорогу ue
КУПИЛ,
	— Ночему же вы не оставили дочь у
	себя, тов. Петров? Ведь она была в TARC-
лом положении, — спрашивает Петрова
председатель.
	— Лача была заперта, Влюч взяла же
	и задержалась в городе.
			‚сем хороша, если бы здесь не обнаружи-

большие щели. Ванная не установлена.
Лверь в комнату инженера Виреевой плохо
закрывается. Крышка мусоронриемника в
кухне не укреплена. В ‘уборной течет с
потолка. —_

— Наверно, наверху, в Квартире № 80,
наводнение, — предполагает Вопейкин.

Звоню в квартиру № 80. Тишина. Cry-
чусь. На стук открывает Федор Владимиро-
вич Райпее, начальник отдела технического
‚ контроля турбинного цеха.

— Почему звонок не работает?=—удир-
ляется он моему вопросу. — Не поставили.

ских пробок не было, когда в’ехали.
. На крашеном полу передней отпечатаны
чьи-то ступни,

— Только не подумайте, что это мы
‘грязь развели, — перехватывает мой взгляд
‘квартирохозяин. — Строители наеледили.
A цемент. от краски не отиываетея.

На-днях в квартире сменили дверной за-
мок. То же самое сделали соседи. Дело в
том, что все 90 кваргар дома можно от-
крыть ключами четырех стандартов. А
если. подпилить бородку ключа, то им мож-
но будет открыть весь’ дом,

Жильцы квартиры. № 77 направо по-
`Дозревают своих соеедей еверху в небреж-
ности. Вода из уборной льет сама но себе,
й жальны пользуются ‘уборной соседней
квартиры. Вачки для уборных именуются
«Эврика», что в переводе с греческого
значит «я нашел». Это восклицание при-
писывается Архимеду, открывиему обнов-
ной закон гидростатики, но оно знаменует
всякое открытие. Й вот висят на стенах
ржавые чугунные уроды ве крышками, не
прикрепленными к бачкам, с плохо рабо-
тающими шаровыми кранами и золотника-
ми. Про такой золотник никак не  ска-
жешь, что он мал да дорог. Ржавые пятна
стекают по стене, и почему-то не хочется,
взирая на эти  чугунолитейные изделия,
воскликнуть «эврика»!

Подымаюеь на шестой этаж. Потолки
квартиры № 90 покрыты мраморными
пятнами сырости. Пл 9%0 изолированы
расширительные баки центрального ото-

TLICHHA, находящиеся на  терлакау. Не.
пора ли, кетати говоря, и нашим архитек-.

торам подумать о жильцах верхних эта-
жей новых домов? То эти жильцы изныва-
ют от тропической жары. то у них над
головами, отравляя существование, гудит
пех’емник лифта.

Уже спускаясь по лестнице, я вотретил
старшего кочегара дома Кириллова.

— А правла, что зимой дом прескверно
отанливалея? 5:

— Сущая правда, Выше 12 градусов

температура не поднималась. Мала поверх-
ность нагрева котлов.

Дом в течение многих месяцев испыты-
вало перебои 6 электрическим светом.
Трансформатор небыл включен. Дом жил
Ha времянках и «жучках»; И сейчае еше
в нескольких квартирах сидят без залевтри-
ческого освещения.

Влалельцы комнат с балконами страда-
ют OT сырости. Фасад дома He оитукату-
рен. А 663 фасадных работ нельзя. наве-
сить и вотосточвых труб, нельзя забето-
нировать балконы и козыреки над пол“
ездами,

Еще пять под’езлов, еще пять экекур-
en по этажам. И pee Te же упреки
по адресу строителей.

До сих пор в большинстве квартир не
установлены ванны, ‹ хотя они получены.
А ведь каждан ванная, по утверждению
Маяковского, «удобней, чем земля ode-
тованная». Дом лишен горячей  во-
ды только потому, что на Киров-
ском заводе никак не соберутся из-
готовить бойлерную установку — весь-
ма нехитрый бак со змеевиком Внутри его.
А пока краны для горячей воды ржавеют
от безделья.

Вогла я выхожу, паконец, из последнего
под’езда во двор, меня встречает вечерняя
темнота. Но под’езды внизу не освещены

Й счетчика не поставили. Й элевтриче-

лампочками, нет и фонаря вблизи дома.
Как будто на этом дворе еще не отменено
затемнение.

Дом № 94 отлично вилен из кабинета
управляющего трестом Ленкировтракторо-
строй тов. Гришманова, дом виден и из
кабинета главного инженера треста тов.
Райс, но он не привлекает к себе их на-
чальственного внимания, -

В тресте смотрят на дом № 94, как
на жилоб’ект, который построен. Где-то в
отчетах треста уже промелькнули эти три
тысячи восемьсот квадратных метров жил-
Troma TH Стоит ли тревожиться о недодел-
Rax?..

лись следы неряхо и недотен. В нах!

{

Мне довелось побывать в доме № 94
по улшще Стачек в Ленинграде кома в
его стенах еще хозяйничали штукатуры п
плотники; в квартирах, высушивая стены,
гулял вечный и неутомимый сквозняк; в
лестничной клотке, на месте будущего
лифта, ходила бадья с известковым раство-
ром, а кровельщивя заново крыли RDHIUTY,
от которой остались жестяные лохмотья.

Этот огромный шестиэтажный дом на
	улице Стачек не успели достроить до
войны. Дом оказался на переднем
крае, вблязи линий фронта. Пробойвы в
	стенах и RDOBIA, изрешеченная осымками,
хранили память о дяях войны, Дом еще
He узнал тепла ий запахов человеческого
=илья, как уже вава не быд разрушен,

Потом вновь пришли строители, чтобы
закончить работу, которую не успели сде-
тать накануне войны.

Я познакомился тогда со строителями,
которые самоотверженным трудом возвра-
шали в эжизнн недостроенный дом. Толь-
KG что демобилизовалея нз армии прораб
Участка Иван Ильич Марков, изобретатель
и новатор, человек, убежденный в том, что
штукатуры в недалеком будущем будут ра-
ботать в белых фартуках. Штукатуры Ар-
сений Талызин, Валентина Ярославцева и
Татьяна Смиряова, столяры Павел Филил-
вов и Владимир Гойко возглавляли лучшие
бригады строителей. Среди строителей были
вчерацение саперы, подобно Маркову или
Талызину, девушки — бойцы  противо-
пожарной обороны, нелавние домохозяйки.

Я написал тогда рассказ «Эта сторона
улицы», посвященный недавнему  санеру.
Четыре года он разрушал или строил на-
спех, строил времянки и «поденки», вы-
нужденный Е Тому требованиями фронта;
етроял, например, моет ‘с тем, чтобы на-
завтра взорвать этот же самый мост ево-
ими руками; строил землянки, блиндажи,
которые бросали прежде, чем  услевали
обжить. Ц вот человек, пстосковавшийся
по настоящей работе, впервые строит па
толгие годы, в полную меру своего уме-
ния. Для сапера в этом есть своя 060дая
романтика, своя радость...

Многих старых знакомых я нашел на
строительных лесах, которые все гуше
разрастаются за бывшей Нарвекой заста-
вой. Иван Ильич показал мне чертежи
изобретенного им «растворомета» для шту-
катурных работ. Иные бригадиры стали
прорабами, уступив свое место бывших
подсобным рабочим,

Захотелось повидать еще одного старого
знакомого — дом № 94 по улице Отачек.
Интересно, как там устроились на ново-
сельё?

Дом встретил меня общарпанным кяр-.
пичным фасадом, не дождавшимея штука-
туров и маляров.

Площадка вокруг дома до сих пор не
приведена в порядок и походит на свалку
строительного мусора. Ни единого деревца.
Ни малейшего намека на тротуар. Канали-
зационные люки без. крышек, п поне-
воле становится боязно за детей, которые
бегают тут же.

Я твердо уверен, что етою у того еамо-
го дома, но глаза невольно, как бы не ло-
веряя памяти, ищут номерной знак. Его
нет. Небрежность или окрытновть управ:
дома?

Шесть под’ездов, шесть этажей, На
каждую лестничную площадку выходят три
двери. Первый этаж не в счет, в помеше-
ниях магазинов временно живут строите-
ли. Итого — 90 квартир, а в каждой квар-
таре — одно или несколько семейств.

Дом заселен рабочими Кировского заво-
да. Здесь можно найти людей разных про-
фессий — от начальнлка цеха до кузне-
ца. В жилищном отделе завода мне дали
интересные сведения 0 новоселах. Одни
получили кров после фронта, другие—пос-
ле неприютной жизни в эвакуации. Есть и
вчерашние жильцы общежитий, темных и
проходных углов, есть обитатели землянок,
выраставших на месте разрушенных нем-
цами домов; есть молодожены, которые
впервые стали с’емщиками комнат.

У шестого .пол’езда я встретил строи-
тельного мастера Копейкина, тоже старого
знакомого, и мы вдвоем отправились в пу-
тепествие по квартирам.

Повсеместно в квартирах, где только не-
давно соправили новоселье и еще нё успели
обжитьея как следует, я увилел приметы
жизненного благополучия. Во всем сквозит
счастливая уверенность людей в завтраш-
нем дне.

Но почти в каждой квартире я. уелы-
шал множество справедливых нареканий,
упреков, претензий по адресу строителей.

Нервая квартира, в которую я посту-
чался, — № 77. Квартира была бы сов-

Строителям дома № 94 полезно наном-
Нить, что ато не только «жилоб’ект», нас-
читывающий три тысячи восемьсот квад-
ратных метров жилой плошади, но это дом,
B KOTOPOM живут восемьсот пятнадцать че-
ловек, дом, в котором спят, ‘умываются,
етряпают, иногла танцуют, открывают
форточки во время утренней радиогимнас-
стики, ходят в раздумье из угла в угол.

Я вот тут-то у строителей следует по-
требовать . ответа. Почему не всякую от-
крытую форточку легко закрыть? Почему
ванные не работают? Почему нет горячей
воды? Почему иные половины настолько
покороблены, что по нам нельзя ступать
	(квартира. № 10 комната’ левальшика Ва-
	сильева): Почему владельцев комнат ©
балконами жалеют все соседи?

Дом № 94 по улице Стачек очутился на
«ничейной» земле, между двумя рядами ко-
лючей бюрократической проволоки.

Между прочим; номер, кэторый я бэзус-
пешно искал ‘на стене дома, уже четыре
месяца лежит в кладовой. Но вешать его
не разрешают, поскольку дом недостроен.

Предположим теперь на минуту, чт
дома без номера мы не нашаи и ренидли
разыскать своих знакомых с помошью ад-
рееного стола. И опять мы ничего не уз-
нали бы, потому что дом № 94 не имеет
даже домовой книги и жильцы шести де-
сятков квартир в нем не прописаны.

Строители считают, что дом заселен, оли
не обязаны о нем заботиться. А завод но-
лагает, что пока дом ие принят Гоестрой-
контролем, за него должны полностью от-
вечать строители.

«Закончен в основном»! Как дорого 06-
ходитея эта маленькая, но противная ого-
ворка. «Недоделка»! Как часто еще звучит
в словаре ваших строителей это скольз-
кое, не внушающее к себе доверия слово!

Я побывал на новоселье в одной из
квартир. Праздник свел три семьи за од-
ним столом в комнате мастера кузнечного
дела Ивана Тимофеевича, его комната бы-
ла побольше.

Когла-то Иван Тимофеевич жил с
семьей в деревянном домике,  снесенном
ветром войны. Множество почерневших от
времени и копоти престарелых домиков
с покосившимися крылечками, с воротами
на подпорках, с крышами, одетыми на-.
бекрень; теенилось ‘тогда вокруг завода,
доживая свой век.

В новом доме ‘Иван Тимофеевич посб-
лилея на TWeCTOM этаже и в первые дни
подолгу простайвал У окна своей комна-
ты, выходящей на юг, или у окна кухни,
откуда виднелея родной завод, а за ним

гранитная башня Дома; Советез и упряже
	коней на триумфальных Нарвеких воро-
T8X... :

За праздничный стол все сели с опозда-
нием, потому что хозяйка, пунповая от
смущения и кухонного жара, оноздала с
пирогами. Выяснилось, что духовка в RY-
XOHHOH плите печь пирогов He умеет, п
прииглось бежать е пирогами в соселний
	_В Казани в связи с 12-й годовщиной
со дня смерти М. Горького состоялась
научная конференция, посвященная ве-
ликому русскому пигателю.
	В конференцки участвовали ученые
и литераторы Москвы и городов Но-
волжья, где жил и работал А. М. Горь-
кий. С воспоминаниями выступила
Екатерина Навловва ПШешкоза, тепло
встреченная узастниквами конференции,

НА СНИМКЕ: Е, П. Пеюкова и писа-
тели Татарии у здания музея Горького,
где проходила конференция. Слева на-
право -- М. М. Амиров, С. С. Адгамова,
Е. П. НПешкова, Г. Б. Разин и С, Б. Ва-

лили.
	Иисьма  читеазирльй
	MOr
ПОЭТА-КРЕСТЬЯНИНА
	В столице, ‘на Пятняцком кладбище,
похоронен поэт И. 3. Суриков. Песни Ивана
Захаровича Сурикова — крестьянина-само-
учки — близки нашему народу. Его про-
изведения пользуются широкой ‘популяр-
ностью в нашей стране. Кому из нас неиз-
вестны, например, такие песни, как: «Что
шумишь, качаясь, тонкая рябина», «Эх, ты
доля, эх, ты доля, лоля. бедняка», «Ой,
дубинушка, ты ухни».

Большой популярностью пользуются сти-
хи поэта: «Зима», «Детство», «Мороз» и
другие. Несмотря на большую популяр-
ность И. 3. Сурикова в народе, могила
поэта находится в запущенном состоянии.
Она завалена мусором, ee железная
ограла пришла в негодность. Дорожек к
могиле нет, подойти к ней очень трудно.
Краска на памятнике облупилась.

Могилу  поэта-крестьянина необходимо
	привести в порядок.

Ник. КРИКУНОВ
	СУДЬБА
ОДНОГО КОНКУРСА
	В октябре прошлого гола Крымское из-
дательство об’явило Конкурс на лучший
	плакат, посвященный выборам в местные
	Советы депутатов трудящихся. Я нарисо-
вал и послал проект плаката.
16 ноября газета «Красный Крым» напе-
		Советские люди. советекая действитель-
ность вносят коренные поправка в ста-
рые представления‘ и понятия, ечитавшие-
ся извечными и незыблемыми. У нас, на-
пример, выходит из употребления слово
«сирота». Есть дети, оставшиеся без отца
и матери, но У нас не должно и не может
		Шестилетнюю Олю Нетрову постигло
горе — умерла мать. Отец оказалея черет-
	вым й бездушным эгоистом. Но Оля ве оей-
		ротела, советская Cea bu
	— Вы бы с ней пока погуляли, oer
	дели, наконец, у соседей.
	CEO OO РС ОР За
	— di He догадался...
Не «догадывался» Петров заняться судь-
	бой девочки еше восемь месяцев. Только
когла ‘он узнал, что мать Оли умерла, ITO
есть формальный повод сберечь вычеты 34
алимеягы, он начал хлонотые

— Нет никаких оснований отдать per
бенка в руки жестокого человека, лишен-
ного всяких родительских чувств, — 33°
явила Ha суде представитель  Шербаков-
ского отдела народного образования тов,
Черниловекая.

Участвовавшая в судебпом процессе про-
курор тов. А. А. Князева подчеркнула не
обычайноеть этого дела. Судебная практика
знает мало случаев, когда отен должен был
оснаривать у посторонних людей 650
право на воспитание соботвенного ребенка,
К счастью, такие, как Петров, соетаваяют
в нашем обществе редкое исключение,
Разобрав все обетоятельства дела, ‘вв,
Внязева вынесла заключение, что нет 06-
нований отобрать девочку у Новик-Бам п
передать ве Петрову.

Судебная коллегия Московекого  тород-
ского суда по гражданским делам под пред-
селательетвом Е А: Шварцовской решила
Нетрову В. Д. в ибке 0 возвращении ре“
бенка отказать и оставить блю в семье
Ц. 3. Новик-ВБам.

Решение вуда вызвало единодушное
одобрение. присутствующих,

Охнако вторая. часть решения, в которой
горсуд отказал во ветречном ибке о лише-
нии В. Д; Петрова: родительских прав, вы-
звала, оживленный спор: «Как же так? 6
одной, стороны, суд признал, что В. Д. Пет-
ров недоетоин. воспитывать ребенка, а 6
другой — считает, что его нельзя лилтить
родительских прав. Разве здесь нет про-
таворечия? »

С таким же вопросом корреспондент
«Литературной газеты» обратился в Инств-
тут права Академии наук СССР. Научный
работник этого института тов. Г. М. Сверл-
лов так сформулировал свою точку 316
НИЯ:

— Городской сул поступил правильной
в полном соответствии с советским зако-
ном, отказав в требований Шэтрова вернуть
вму дочь, ‘\ Аморальное, ^ протоворечащее
представлениям о социалистической нрав
отвенности повеление отца исключало в03-
можность перелачи ему пебенка. Что ва
слетея отказа в лишении Петрова родитель
ских прав, то нам кажется такое решенле
лишенным должной — последовательности,
ибо суд уже лишил Петрова одного из са
мых важных и значительных элементов ро-
лительских прав — права воспитания pee
бенка. Нужно, впрочем, отметить, что во-
прос © лишении родительского права, 0
том, в каких случаях суд должен его прп:
менять, в каком порядке, на какой срок,
какие влечет это. послелетвия, — нелоста-
точно ясно и четко раз’яснен в дейст
вующем законе. Нало пожелать, чтобы в
общесоюзных «Основах законодательства о
браке и семье», которые сейчае разрабаты-
ваются, этому существенному вопросу было
уделено . надлежатее место. ;
	hOPHYC, к знакомым. AEROAE PRM RHO CR Ry ROTO ME TAY
. AAO вторую премию. С тех пор прошло

А АЕ
	ho когда сели за стол и Иван Тимо-
беевич по праву старшего поднял бокал
и провозгласил тост, все захлопали в ла-
TOU, даже занавеси задрожали на окно.
Й сразу большая радость по праву заняла
свое место за столом. Пили и 38 emponre-
лей этого лома.
	Потом за столом пели песни, и я еще
полумал тогда: «Не подоспели песни! Лю-
ди справляют новоселье, столько встреч
и свиданий принес. с собой день Побелы,
a поем-—«Нрошай, любимый город», «Мы
простимся с тобой у порога», «Платком
махнула у ворот».

Распахнули дверь на будущий балкон,
и влажный ветер Балтики ворвался в
комнату. Хозяин, не опуская указательно-
го пальца, представил мне, как своих
старых знакомых, трубы окрестных фаб-
рик и заводов. Порывистый ветер выры-
вал дымы из труб, круто сносил их в
одну сторону, и от этого во всем пейза-
же появлялось какое-то деловитое согла-
сие.
	 Однако, в квартире были дети, и по-
этому дверь, ведущую никула, пришлось
тут же закрыть. {

«Недоделка» явилась и на новоселье,
как ненрошенная и нахальная гостья. И
хотя хозяева, люди  тактичные, делали
BHI, ЧТо 66 но замечают, — она тои
дело вмешивалась в квартирную жизнь.

По свидетельству поэта, «увы, одной сле-
зы довольно, чтоб отравить бокал». А в
новой квартире достаточно что-то, чуть-
чуть, самую малость недостроить, недоде-
тать, чтобы новоселье было омрачено.
	много месяцев, но плакатов до сих пор
никто не издал в денежных премий чи-
кто не получил. Несколько раз я ‘писал
директору Крымиздата т. Сухань, но on
мне не ответил. Невольно задаешь во-
прос — зачем же было заставлять работать
десятки художников, создавать жюри из
представителей партийных ‘и профессио-
нальных организаций Крымской ‘области?
Вряд ли художники поверят Крымиздату
	в следующий раз! a ие -
Ив. СУХОРУКОВ

КЕРЧЬ.
	ГДЕ ДОСТАТЬ КНИГУ
ОБ АВТОМОБИЛЕ?

Мотоцикл и автомобиль sce шире .вхо-
	дят в наш быт. Оместе с этим возрастает
и спрос на книги по устройству и ремонту

nee me
	a ~~ “ ¥

автомобилей.

Между ‚ тем; приобрести. в книжных
магазинах популярно написанную книгу
	<=

HO этому вопросу чрезвычайно трудно.

В 1933 году была издана книга проф.
Чудакова «Автомобиль. Рабочая книга для
автомехаников и шоферов», которая пере-
издавалась только в 1937 году. Вполне
понятно, что ‘за 11 лет она стала библио-
графической редкостью,

Тозно так же обстоит дело и со «Спра-
вочником нюфера», ‘достать который в на-
шем гороле совершенно невозможно.

Не пора ли Машгизу, издававшему ранее
пособия по устройству и  эксплоатацин
автомобилей, снова заняться этим нужным
и полезным делом?
			ИЗДАТЕЛЬСКИЕ
ШАЛОСТИ
		Может ли человек умереть за 20 лет до
своего рождения?

Если верить некоторым  литературове-
дам, — может.

В «Комментариях» Ю. Данилина к Х тому
полного собрания сочинений Ги де Мопас-
сана (ГИХЛ, 1947 г.) сказано:

«Каролюс Дюран (1837—1817) — фран-
пузский художник-портретист» (стр. 371).

1837 —1817—ьто значит: родился в 1837
голу, умер’в 1817 году.

Умереть за 20 лет до своего рождения...
Какая ужасная смерть/..

На титульном листе, после заглавия,
этого тома указано: «Перевод Н. И. Соко-
ловой. Редакция Валентины Дынник».

Редакто, А, Рудковская,

Кто же из них виновен в сверх’естест
венной смерти художника Дюрана?..
		стала ее растить и воспитывать.  Бзду-
малось вдруг В. Д. Нежрову вернуть дочь
К cede, лишить её заботы A Jacka, ROTO
рые она получила в новой семье, и в этот
сор Немедленно включилиеь ‘честные и
бескорыстные о советские люди, знающие
историю Оли, — работники детского сала,
активисты районного совета, сотрудники
органов опеки. А когда писательница Агния
Барто написала 06 этом в «Литературной
газете», оказалось, что заботливых друзей
и защитников у Оли Петровой еще больше—
они во всех концах страны. Радуютея ве
счастью и волнуются за ее дальнейшую
судьбу капитан Дроздов, слушатель ака.
демии имени Жуковского, Буровцева из
гор. Фрунзе, майор Ярославцев, коллектив
жильцов дома № 21 по улице Хмелева в
Москве и другие. Много взволнованвых
нисем получила редакция B STH THD:

«Мы хотим выразить свое’ безграничное
возмущение по поводу решения нарсуда о
возвращении Оли Петровой «отцу». Разве
этого бездушного человека можно назвать
‚словом отец и дать ему ребенка на воспи-
тание!».

«Отдать Олю моральному уроду Петрову
было бы преступлением. Пусть Оля живет
У настоящих  советеких людей, ‹ которые
своей сердечностью и бескорыетием : за-
служили право называться ее настоящими
родителями».

«Передайте мою искреннюю  благодар-
ность коммуниста-офипера семье Новик-
Бам и всем товарищам, проявившим горя-
чую человеческую заботу о судьбе девоч-
ka, — тт. Орловой, Вознесенской, Пиун,
Черниловской, Покровской, Долженковой».

«Убедительно просим редакпию 600б-
щить о судьбе Оли Петровой...»

На-днях это дело, привлекшее. внима-
ние наших читателей, разбиралось в Мо
CROBCKOM горолевом суде.

...Неред судом стоит обозленный человек
и резким голосом бросает сердитые фразы.
Уже на первые вопросы предеелателя он
затрудняется ответить. Петров нё помнит,
например, когла Оля родилась, сколько
раз он ее вообще видел. Сул помогает ему
установить, что свою’ дочь за пять е поло-
виной лет он видел всего олин рав.

— От Загорянки, где вы живете, до
Монино, где в детсаду находилабь ваша
дочь Оля, всего несколько минут езды. Как
же вы за пять лет ни разу не собрались
хотя бы взглянуть на нее? —- спрашива-
ет председатель.

— Я боялся скандалов. Моя новая жена
мне сказала: «или я, или она».

— А теперь вы считаете, ° что ваш

ваш
	Бена сумеет заменить ребенку мать
	Волнуясь, дает показания суду сотрут-
	Hama детеал?г тов. Долженкова*
	ce

SS TNE MEST AERA ASEAN A eR EERE EE eDeRse se

SORES RERS B:

Рецензия
на чайник
	оригинальностью), крышка, хотя и плотно
прикрывала его. но не упиралась, когда я
пробовал её снимать. В-третьих (и в-послед-
них: это-то и пленило меня окончательно),
в крышке не только была. пробита дыра
для выхода пара, но отверстие это (я не
смею повторить: дыра} было сконструирова-
во так разумно, ато пар мог вырватьея
	слесарем Бариновым; который имеет право
на пенсию, но с энтузиазмом юноши выду-
мывает новые усовершенствовавия в гехно-
логии И с начальником оргплановой груп-
пы инженером Милилеевым, ровесником Ба-
ринова и ровесником его же по духу. И
	‚со многими другими товарищами. Я слышал
	от каждого:
— Это не предел — 20 тысяч чайников.
хотя мы только промкооперативная ар-
тель. Погодите, дадим еше больше!
После тою как я побывал в артели
«Автоштамп», я еще раз зашел в посулно-
хозяйственный магазин. Спробил продавца:
	-— Как идет у вас автоштамповский
товар?
— Автоштамповский? Не идет. -— бе:
	жит. ВБеегда продан!

..Может быть, правы торгующие органи-
зации, когда они избегают рекламировать
хорошие изделия, — разрекламируешь, а
покупатель еше в претензии будет: где же
они в продаже? Но’ я-то, литератор, волен
написать дружелюбную рецензию на хоро:
шую вешь?

— Рецензию? — слышу я удивленные
голоса.
	Да, рецензию. Об этом говорил еще
Маяковский: почему книгу плохих стихов
рецензировать обязательно, а чайник, даже
если он, в отличие от плохой книжки сти-
хов, хороший чайник, He заслужил рецен:
зии и суждения о нем общественного мне.
ния? Помните’
	Товариш!
к вещам
пером приценься,
критикуй цоэмы,
рецензируй басни.
Но слушай окрик:
«Даешь
рецензии
на произведения
сапожвой и колбасной!
	Руд. БЕРШАДСКИЙ
	Речь идет о самом обыкновенном метал:  ! СМЕЮ повторить: дыра) было сконструирова-
лическом чайнике, который ‘сверху снабжев   30 Так разумно, ато пар мог вырваться
	ручкой, а впереди—носиком, причем ручка    ©: TOMBRO BOOK ве обжигая руки. И я решил,

ве обжигает вам пальцы по причине своего
хитрого устройства — она перевянная. а
носик достаточно широк. чтобы именно
	что непременно стану XOSAHHOM автомати.
ческого чайника.
	Я и стал им. Теперь я цю чай из
	сквозь него, а не из-пол крышки, лилась   Нового чайника на протяжении восьми меё-
горячая вола. Речь идет лаже не просто о   СЯЩев, причем он попрежнему будто только
чайнике, как видите, а о хорошем прелста-   ЧТО из магазина, и я любуюсь им всякий
вителе этого славного, хотя и скромного   Раз, как сажусь за стол,
	На-днях ‘мне довелось побывать в артели
	племени. И я ог души рад, что могу посо-
	я eee

вотовать кому угодно: вам нужен чайник? —   «Автоштами». Это небольшой заводик, ко-

me gg

«Артель <Авто-
	выбираите с клеймом,
штами», Москва».
	торый, однако, дает 20 тысяч чайников в
месяц, полмиллиона кастрюль в год (основ-
ная продукция}, а сверх того — еще гро-
мадное количество разливных ложек, бидо-
нов, самых дешевых (три с полтиной), хотя
хороших при этом мыльниц и т. д. Я обра-
довался людям. которые делали такие
улобные для меня вещи, как своим старым
добрым звакомым. Я познакомился с пред-
седателем правления артели — А. А. Се-
ребрянным, на груди которого увидел лен-
точки двух орденов Отечественной войны н
двух почетных солдатских медалей —
«За отвагу». Он хочет, чтобы артель вы-
пускала продукцию’ не худшую, чем во
время войны.

— Откуда вам известно, хороша ли была
та пролукция? Было ли у вас время сле-
	дить за ней? — я кивнул на колодки его
боевых наград,

— Представьте себе, следил. «Авто-
	штлами» выпускал тогда гранаты.

Я познакомился с уборщицей Еренковой,
которая недавно премирована за предложе-
ние использовать производственные отходы
для изготовления игрушечной алюминиевой
посуды на радость детям, И со стариком-
	Мне его не рекомендовал никто, он мне
понравился сразу, как только я его увидел
на полке магазина. Сначала мне понрави-
лось то, что он нарядный, свеглый, и вме-
сте с тем нетрудно было погадаться, что
чистить его легко: алюминиевая его no.
верхность была хорошо обработана— без едн-
ной пупырышки, без малейшей вмятины
или царапины. Затем расположил к себе
его, словно специально на мою небольшую
семью рассчитанный, литраж: два литра.
Крайне понравилось мне также и то, что он
стоил много дешевле всех своих куда ме-
‘нев привлекательных соседей на полке. А
что меня окончательно полкупило—это его
крышка. Во-первых, пуговка на ней была
не металлическая, а деревянная — можно
не бояться обжечь пальцы. Во-вторых (ко-
нечно, в этом тоже ве было ничего особен-
ного, но чайник, в отличие, скажем, от
эстрадных концертов, может не отличаться
	ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
9 Аа № 48
	В том же Х томе сочинений Мопассана
имеется еще один «перл». На стр. 240, в
очерке «Ночь», если верить переводчику
Г. А. Рачинскому и двум указанным вы-
ше редакторам, Мопассан говорит:

«Мне припомнился совет... Бодлера:»

Затем следует 14 строк сонета Шарля
Бодлера. В них нет никакого совета. О том,
что именно цитирует Мопассан, достаточно
ясно говорит  архитектоника этих 14
строк — общеизвестная форма сонета,

Как же могли переводчик и два редакто-
ра спутать совет се сонетом?
		a RE Чао ee PU a BUA DHA
и находится в крайне тяжелом состоянии,
девочка ночует в сторожке. детсада, на вы-
ходные дни ее берут к себе по очереди
сотрудники. А теперь сад закрывают. на
ремонт, многие работники уезжают в от
пуск. Петров безразлично меня выслушал,
в девочке даже не подошел, не сказал на
единого ласкового слова, даже за ограду
забора нас не пустил. Он заявил; что дё-
вочку к себе пока не возьмет, ему, дес-
кать, надо кое-что выяснить. б тем мы и

ОТ РЕДАКЦИИ: Редакпия «Литератур-
ной газеты», со своей стороны, ‘считает,
что, каковы бы ни были «неясности» и
«нечеткости» в действующем законе, —
советский суд ‘неё имел морального основа:
ния оставлять священное звание отца
за моральным уродом, который вполне по
заслугам лишен права на воспитание ребен*
ка, Отец, не воспитывающий и справедливо
лишенный права воспитывать ребенка, не
может считаться отцом. и иметь родитоль-
ские права. .
	Спрос на литературу в нашей стране ог-
ромный. Советские люди любят квигу. @
уважением произносят у нас имена многих
советских писателей и литературоведов.

Но советский читатель решательно воз-
ражает против любого литературного Spaka.
	ВОРОШИЛОВГРАД.