3a творческую
				№ 49 (2432)
	LTR EE
	ую

Hus!

868 достижения
практики народного об-
разования в СССР, при-
шла в выводу о необхо-
димости основания Ака-
демии педагогаческих
наук — нового очага
боевой и партийной,
передовой науки.

Семь — научно-иселе-
довательских HECTA-

тутов и филиал в Ленинграде, 555 науч-

НЫХ сотрудников,

многомиллионный бют-
	жет. выли ноложены в фунламент этого ве-
	дикого. государственного решения. Где, в
какой стране мира ‘возможны такие мас-
штабы развития культуры! Где, в какой
стране мира народ с таким довериём стно-
ситея к делу науки, так ревностно заинте-
ресован в ев достижениях! Но, к сожале-
нию, Академия педагогических наук пока
еще не справляется со своими ответствен-
ными задачами. .

Мы публикуем сегодня статью 0. Bar-
доровой «Равнодушие и схоластика». Вы-
зывают естественную тревогу излатаемые
в этой статье факты и доводы, свидетель-
ствующие об отставании педагогической
науки от запросов и опыта школ. Не елы-
шит ‘наша общественность голоса Академии
педагогических наук ни в обсуждении вон-
росов  идейно-пелитического воспитания
учащихся, ни в широко развернувшемся
обсуждении учебников, хороших и плохих,
ни во многих других дискуссиях и спорах
вокруг злободневных проблем народного
просвещения. Опыт и имена переловиков.
	нашей школы не.подняты Академией пола.
	готических наук на подобающую им высо-
ту признания. -

«Народное образование и народное вос-
питание в нашем государстве, — писал
Антон Семенович. Макаренко, — сдела-
лось таким количественно могучим, что и
один пренент брака в этой работе грозит
нашей стране серьезными прорывами».

Между тем, ни за что не боретея и ни-
	каких новых положений не выдвигает
Академия педагогических наук. Кабинет-
	ное крохоборчество планирования, школо-
боязнь, отсутствие ` нажитого учительско-
To актива, цитатное, Евазинаучно8
	NYAPCTBOBAHHE, К

сожалению. снижают в
	глазах учительства и всей советевкой 00-
	щественности ценность работы академии.
	Советским писателям, инженерам чело-
веческих душ, необыкновенно дорог и
близок благородный и сктомный почти
	близок благородный и скромный, почти
незаметный, но такой гигантский в своих
	вонечных результатах труд учителя, педа-
rora.

Сколько нежных, благодарностью и лю-
бовью` продиктованных слов было сказано
про учителя Добролюбовым и Толетым,
Чеховым и Горьким! Наших писателей
сближает с учителями и общее дело
коммунистического воспитания молодежи,
и общая любовь к книге, к литературе.

Всю нашу большевистскую волю, —
всегла побеждающую в жизни, — нужно
	направить на TO, чтобы выполнить тре-
бование народа: дать советекой школе пе-
редовую педагогическую науку, дать на-
родному учителю нужную ему книгу!
	Больше внимания опыту лфактических
	деятелей школы! «Бывает и так, что нэ-
вые пути науки и техники прокладывают
иногда не общеизвестные в науке люди,
а совершенно неизвестные в научном ми-
ре люди, простые люли, практики; нова-
торы дела». — е великой мудростью,
	ре люди, простые люли, практики, нова-
торы дела», — с великой мудростью,
голосом самой истории говорил Иосиф
Виссарпонович Сталин работникам выс-
шей школы на приеме в Кремле.

Акалемия педагогических наук рабо-
тает в отрыве от живой практики варод-
ного образования, держит себя вдали от
школы, еще не служит нуждам учитель-
ства, которому она должна передать все
завоевания передовой науки — и He по
принужлению. а добровольно, с охотой, с
большевистским  отнем и творческой
страстью.

воспитания!
		С негодованием — словами, пропитан-
ными горечью за ролную страну. — писал
	тридцать пять лет назад Владимир Ильич
	менин 0 состояния народного просвещения
в царской России:

«Итак, детей в школьном возрасте 22%,
3 Уи 4,7%; то есть почти впятеро
меньше!! Это значит, что около четырех
пятых детей и подростков в Россин лишено
народного. образования!!»

Невозможно, нельзя перестать’ изумлять-
_ ся тому необозрамому урожаю всенародно-
то просвещения, который дали нашей
стране веходы Великой Октябрьской социа-
листической революции. За три дееяти-
летия советской власти умножилось чиело
учителей; и в наши дни нельзя без школы
предетавить себе ни одного мало-мальски
населенного пункта — и в далекой Арк-
таке, и в высокогорных аулах. Свыше
тридцати миллионов ребят — вдумайтесь
в эту цифру, товарищи! — сидят в нашей
стране за партой только .в начальной и
средней школе.

„В этом году в начале лета снова  вли-
лось в культурный ‘арсенал великой дер-
жавы более двухсот тысяч образованных
людей, окончивших полную среднюю шко-
ту. Ето их воспитал? Кто дал им необхо-
димые знания? Вто заслужил, всеобщую
нашу благодарность?

Учитель!

Под руководством партии советское учи-
тельство в десятках тысяч больших и ма-
лых школ выращивает нашу смену, наде-
ляет © образованием, светом и знанием.
И это непрерывное, все прибывающее на-
ступление культуры так же не случайно,
а неизбежно в стране социализма, как не
случайна, а неизбежна темнота народных
Масс в странах капитализма.

Тысячи- вопросов рождает ежедневно
школьная жизнь в Советском Союзе. Учи-
тели-новаторы, учители-передовикя,  прак-
тически пелесообразно решая эти вопросы B

классе, творя ежедневно ‘прекрасный опыт
советской педагогики, подчас не имеют
времени поразмыслить над тем, что они
решают, обобщить свой замечательный
- бпыт.

В каждой школе mponexoxar rempepBIB-
ный творческий труд, совершаются  нова-
торские эксперименты. В одной тколе, к
примеру, классный руководитель — чело-
век с чутким сердцем и советским харак-
таром — создает превосходный коллектив
учащихся ‘в классе, привлекая себе на
помошь и комсомол, и пионерекую, и уче-
ническую организапии. В другой школе
директор отлично решает проблему своих
отношений с завучем, решает так, что и
сам он, директор, не. преврашается в зав-
хоза, и завуч не теряет в учительском кол-
лективе своих важных позиций. Где-то в
районе прекрасно работает школьный ич-
Спектор, «учитель учителей»; он сумел
‘избежать печальной участи-—не стал я1-
урятным собирателем сводок ‘и донесений;

нет, его появление в какой-нибуль  одно-
комплектной, далеко заброшенной тиколе
означает празлник для учителя — этот
	поможет, научит, подоодрит, вдохновит...
Тысячи вопросов возникают повседневно у
армии тружеников советской школы.

Как может не расцвести в условиях та-
кого небывалого напора. практических по-
требностей и запросов подлинно передовая
педагогическая наука! a

Четыре с лишним года тому. назад, в
самом разгаре Отечественной войны, мул-
рая мысль правительства и партии  боль-
ттевиков. учитывая  созревшую  потр»з-
поеть обобщить опыт школ, научно осмыс-
		Цена 40 коп.
	ОРГАН ПРАВЛЕНИЯ СОЮЗА
СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ СССР
	Суббота, 19 июня 1948 г.
	„Терой нашею времени _
	>.
But. ВАСИЛЕВСКИЙ
ти
	  экспериментов и опытов перейти к повсе-
	дневной, высокопроизводительной работе.
Ну, и заработки бы возросли... Но это
только казалось! Недаром 26-летний токарь
Борткевич в своботное время пишет стихи:
	Люблю, когда станок, вращаясь,
Мне песню звонкую поет,

Люблю, когда, с резина срываясь,
Стальная стружка конус жжет.
	Энгельс писал, что в капиталистическом
мире происходит неуклонное «измельчание»
человека. Социализм пробудил таланеы на-
шего великого народа, партия большевиков
крепко закалила характеры советских лю-
дей. Когда я видел Борткевича за работой,
беседовал с ним, то меня, как, впрочем,
любого его собеседника, пленили неутоми-
мость стахановца,  ценкость его мысли,
страсть, любознательноеть. Он много испы-
тал неудач, он добилея высоких побед, сла-
вы, но успокоение не коснулось его сердца.

Был сфотографирован по секундам рабо-
чий день токаря. «Ни одного. лишнего дви-
жения — вот задача», — говорил Борт-
кевич. Раньше все детали. — и обработан-
ные и необработанные — лежали на полу;
надо было нагибаться, искать... Сейчае
Борткевич поставил у станка две тумбоч-
ки: обработанные детали он кладет отдель-
но от заготовок. Раньше токари складыва-
ли резцы в шкафу по конфигурации: под-
резные, а рядом — проходные, расточные
и прочие. Борткевич разложил инструмент
комплексно: для изготовления конической
шестерни нужны резцы расточный, подрез-
ной, резьбовой и канавочный. Вот эти-то
резцы токарь положил вместе, в одной
ячейке, с указанием номера детали. Руку
протяни, и весь инструмент для обработкя
конической шестерни — на ладони!

Классики марксизма предвидели возник-
новение социалистического общества; fie
«производительный труд, вместо того чтобы
быть’ средством порабощения, слелался бы
средством освобождения, предоставляя каж-
дой личности возможность развивать BO
всех направлениях и проявлять все евой
способности — как физические, так и ду-
ховные. Труд, следовательно. из тяжелой
обязанности должен ° превратитьёя в удо-
вольствие»” («Анти-Дюринг»);

Предсказанное стало у нас о обыденной
жизнью. Борткевич, как и любой стахано-
вец, неутомим в свойх поисках оттого, что
сознательная, приносящая пользу Родине
работа дает ему благородное уловлеётворе-
ние; труд для него удовольствие, наслажде-
ние богатством ума; шедростью воббраже-
НИЯ, - ,

Борткевич задумался: а так ли уж оо-
вершенен его станок? Да, он быетроходен.
Олнако при большгих скоростях заметны его
нелостатки. Многодневный анализ _ отыскал
их. Начальник механического = цеха
C, Плотвинов получил от токаря список де-
	‘фектов станка. Борткевич просил произве-
	сти затяжку мотора, отбалансировать
шкив, отшлифовать кулачки патрона, 0т-
регулировать подшипники, вывести зазоры
шиинделя. Просьба стахановца была вскоре
выполнена.

Возникло новое препятетвие: Вороха пе=
репутанных стальных стружек вылетали
из-под резпа с такой скоростью, что токарь
He успевал отводить AX Ерючком. На по-
мощь Борткевичу пришел токарь. ‘завода
имени Сталина Бирюков. В Ленинграде: Ва-
силий Михайлович Бирюков —— . человек
знаменитый. Да что в ФДенинграде! Pes-
цы Бирюкова пгироко известны: на’ заводах
Астрахани, Харькова, Иркутска, Риги. Ва-
	силий Михайлович создал резец новой гео-
	метрии для работы на токарно-винторезном
станке. На заводе имени” Сталина тоже на-
чинали заниматься повышением скоростей
резания. Движение за большие скорости
было мощным, широким, многоветвистым;
оно охватывало сотни стахановцев. Борт-
кевич нашел то, что искали многие TORA-
ри; он достиг того, к чему стремились луч-
шие мастера и подмастерья. Василий Ми-
		Стахановла- вызвали В Москву, к мини-
стру..

Вызвали в eroamny токаря ленинградекое
го завода имени Свердлова Генриха Борт-
вевича..

Зачем? / a

Борткевич повысил на токарном станке
скорость резания до 700 метров в минугу.
Боническую шестерню, которую раныие
обрабатывали за 2 uaca 40 минут, он
	начал изготовлять в 6 минут 49 секунд.
Коллегия `Министерства станкостроения
CCCP подробно обсулила опыт ленинград-
	ского стахановца. ® Было решено широко
распространить передовой метод Борткеви-
ча на машиностроительных заводах стра-
пы, чтобы скоростниками стали все рабо-
чие, занятые на холодной обработке метал-
JOB. —

История новаторекого почина` Борткеви-
	ча — история необычная, но в те ж? вре-
мя это история, весьма типичная для на-
ших дней.

Необычно здесь уже то, что Рорткевич
‘заставил токарный резец работать 0 ско-
ростью экспресса.

Обыкновенный токарь двинул на несколь-

KO лет вперед технику холодной обработки
металла. Эта задача была бы по плечу,
  пренесла бы славу крупному ученому-
технологу.

Что типично в истории Борткевича?

На любом  капиталиствческом заводе,
скажем, у Форда, производительность труда
растет ценою мускульного напряжения ра-
бочего. Конвейер, автоматика изматывают
его разум и тело. Весьма злободневно  зву-
чат сейчас ‘строки «Капитала» о том, что
капиталистическое производство  «превра-
‘Щает рабочего в урода, искусственно куль-
‘тивируя в нем одну только одностороннюю
сноровку и подавляя весь мир его произ-
водетвенных наклонностей и дарований...
Сам индивидуум разделяется, превращается
в автоматическое орудие данной частичной
работы». :

У нас все наоборот: труд советского ра-
бочего год от года становится легче; пото-
му что за него работают. машины, потому
что непрерывно возрастает механизация
трудоемких. и подсобных работ. Великий
русский. словолюбен Даль писал, что. ра-
бочие — люди, «живущие, трудами рук
гвойх». Это было правильно. для. царекой
Россий, и это сейчас правильно для капи-
талиетической Америки. Но в. стране. социа-
лизма не только. руки и не -мускульный
труд, а сама мысль, разум рабочего станог
вятся фактором технического прогресса,
средетвом повышения  производительности
трула. т

Идея Борткевича в том, что при суще-
ствующей геометрии резца нельзя значи-
тельно увеличить скорости резания метал-
ла. Следовательно, надо изменить форму
резпа. Сто, двести, может, тысячу опытов
	провел Борткевич, прежде чем иалиел наи-
	волев рациональную геометрию инструмен-
та. Резпы неизменно ломались на повышен-
ных скоростях. Токарь ‘прочитал много
книг, часами беселовал с инженером-нова-
тором Плотвиновым, е мастерами высокой
квалификании Соколовым, Арловым, Ар-
сеньевым, Галочкиным, которыми горзитея
	  Выборгекая сторона. Он сделал несколько
‘эскизов, произвел технологические расче-
	Е Е а
ты. Шосле холгих практических изысканий
Борткевич начал . успешно ‚работать резца-
ми новой, им же найденной геометрии.

Вдруг перестал слушаться станок. При
повышенных скоростях он «не. вез», виб-
рировал. Олнажды Борткевич положил руку

на суппорт станка. Станок дрожал, коле-
балея. Надо было укрепить фундамент
станка. По просьбе и по расчету boprge-
вичз для его станка был построен новый
бетонный фундамент глубиной 1,8 метра
© подошвой из двух рядов дубовых брусьев.
Фундамент засыпали  гарью и торфяной
крошкой.

Теперь Борткевич увеличил скорость ре-
зания до 240—250 метров в минуту. До-
стижение было первостененное: ведь вес-
ной этого сода еше пределом считали еко-
рость в 220 метров, а практически изо
дня в день работали на скорости до ста
уетров: скорость крестьянской телеги. Ва-
залось бы, можно было передохнуть, oT
	хайлович предложил конструкцию ‹универ-
	_сального стружколомателя, который накла-
	тываетея на резец: и дробит стружку. Он
сам сделал первую партию етружколомате-
лей. Токари-скоростники завода имени
Сталина испытали его’ приспособление. Ре-
зультаты были блестящими.

Теперь Борткевич уверенно, спокойно по-
высил скорость резания до 700 метров в
минуту.

Такие смелые новаторы, как Борткевич,
как многие прославленные ленинградские
стахановцы, соединили в себе то. что ни-
	когда  несоединимо в капиталиетической
стране: «два класса труда», как писал
Марке, — физический интеллектуаль-
	ный. Ведь, в самом деле, в работе Бортке-
вича гармонично слиты физический труд
рабочего и техническое творчество интелли-
гента. Если бы какой-либо инженер при-
шел на’ завод имени Свердлова с предложе-
нием повысить скорости резания, е эгки-
зами новых резцов, е проектом’ нового фун-
дамента для станка, а Борткевич только
	  проводил бы в цехе OUbITH, то это было бы
	вполне нормальным; Так работают многие
	инженеры: в: многие: рабочие. .Это была бы
	очень -плолотворная ‘дружба’ интеллигента и
токаря. Мо *Борткевин сам осуществил свою
новаторскую идею, он работал в как ан-
теллигент и как рабочий; мысль изобрета-
теля им: же была претворена в’ практику.

— Смелая  илея. — сказал о почине
	Борткевичя. локтор технических наук про-
фессор А. П. Соколовский. Допент Политех-
нического института А. Н. Оглоблин, озна-
вомившись с методом‘ Борткевича, заявил:

— Надо переделать главу моего учеб-
ника, где я писал о скоростной обработке.

Интеллигент у станка стал для Hac
обычным явлением. Характерно, что газет-
ный фотограф снял Генриха. Борткевича й
в цехе и дома, за письменным столом, ко-
гда стахановец готовил чертежи к книге
96 опыте своей работы.

История почина Борткевича еще и ne-
нинградская история, потому что в ней от-
ражены героические традиции. ленияград-
цев. Отен Борткевича — Станислав Иваз-
нович, мастер завода имени Сверллова, был
славен на Выборгской стороне. Сын пошел
по пути отца,— учился в фабзавуче, pabo-
тал на заводе. В сорок втором голу Генрих
на несколько дней приехал с фронта в Ле-
нинград. У станка, где много лег подряд
работал отеп, стояла поглошенлая работой
мама. Станислав Иванович умер в: год ro-
лодной блокады. Мать стала токарем.

Когла страна узнала о победе Борткеви-
Ча, когда профессора дивилисъ, - готовили
невые главы для своих учебников, когдя
ехали. делегации © других завеолов. когда
	ехали дологапии © других заведов, Богла
‘пришла телеграмма министра, мать -епокой-
	Но свазала:
< — Весь в отца!.

В комнате Генриха  Борткевича на
полочке. хранятся штанген и макрометр—
	с ними работал отец; серебряные часы —
	тоже награла отцу, стазановцу первых вя-
тилеток. В шкатулке реликвии сына  —
одиннадиать боевых награл. соллала...

И злесь же заветная тетралка о стихов.
Вернувшись с берегов Эльбы на завод,
	Генрих’ написал:
	Ваука уже давно опровергла мневис
о незыблемости полюсов Земли. Нолю-
сы перемещаются, хотя и в небольших.
пределах. «Кочуют», следовательно, и
географические широты. Геодезистам же,.
астрономам, географам ‘даа своей ра-
боты нужны абсолютно точные данные
© широтах, .

Специальная ‘служба, снабжающая co-.
ветскую астрономию и. теодезию точ-_
ными данными в колебаниях географи-
ческих широт, ведется в Советском:
Cowse на Главной обсерватории `Ака-
демии наук CCCP в Пулкове се помощью’
первоклассного зенит-телескопа. Эти на-
блюдения бессменно выполняет выдаю*
щаяся русская женщина-астронем Софья
Васильевна Романская, начавшая свою
работу в Пулкове сорок лет назад.
В результате своих наблюдений она
написала ряд научных работ.
	A CHUMKE: oe iB Романская у зенит-
ВВ ога.
	Фото А, Бродского (ТАСС).
		Больше бумаги стране!.
	Совещание _ стахановцев
117 предприятий
	_ПРАВДИНОЕ. (По телеграфу от спец,
корреспондентов «Литературной газеты»).
В большом зале Дома культуры Балахнин-
ского комбината открылось совещание стз-
хановцев семнадцати предприятий бумаж-
ной промышленности. В Правдинск при-
были представители Камского, Вишерекога,
Балахнинского, - Ингурекого, Сокольекого
комбинатов, У Сибирской и
других фабрик.

Во вступительном елове заместитель
министра  целлюлозной и бумажной проч
мышленности СССР. тов. Извеков сообщил,
что, хотя’ предприятия бумажной промыш-
ленности и выполняют планы, некоторые
из них не дают еще нужного асеортимента
и не достигли требуемого качества продук-
ции. Особенно ‘плохо paboraer комбинат им.
Куйбышева.

С докладом. о стахановеком движении в
	  бумажной промышленности -выетупил” прел-
	седатель ЦЕ профеоюза тов. Вузнецов. _
— Число. передовиков: пятилетки растет
йз месяца в месяц, — сказал тов. Кузне-
	Цов. — В послевоенные геды армия cTd-
	хановцев-бумажников выросла ва 10 ты-
	сяч человек и в настоящее время на на-
  тих нредприятиях их свыше 27 тысяч. По
	почину бригалира-сеточника Камского ком-
бината тов. Шестопалова, началось движе-
ние за создание стахановских смен. Нова-
торы производетва помогают предприятиям
переходить ‘на бездотапионную работу.

С итогами пятимесячной работы пред-
приятий ознакомил совещание начальник
главного управления, об’единяющего прел-
приятия восточных районов, тов. Вейнов.
Эти предприятия дают 69 процентов всей
	тазетной бумаги и 70 пропентов печатной;
	Нятимесячный план досрочно выполнили
15 предприятий. Сорвано выполнение пла=
на на двух фабриках-—<«Ирасный курсант»
и Михайловской. Плохо работают целлю-
лозные заводы Ингурского и Вуйбышев=
ского комбинатов.

После: доклада начался обмен опытом раз
боты‘ стахановиев. Сеточники: тов. Тюман
(Ераснокамск), тов. Бошелев (Правдинек),
тов. Сысоев (Ташкент), тов. Гролобоев
(Сибирь), тов. Чкадуа (Ингурский комби
нат), тов: Никишичев («Сокол»), TOR,
Митраков (Вишера) РАН 0 методах
своей работы.
	На совещании было отмечено плохое каз
чество сеток, вырабатываемых заводом,
где директором тов. Фомин, и сушильных
сукон, производимых фабрикой им. Тель-
мана в Ленинграде. Плохие сетки и сукна
метают“ повышать” скорости машин и YBe-
личить выпуск бумаги, вызывают  отром-
ные простоя и работу на холоетом” ходу.

А. БЕЗЫМЕНСКИЙ
М АМШИНСКИЙ
	2 > Sl и

` `ПРОНАГАНДА.
НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ
	В Москве закончился пленум правления
Всесоюзного общества по’ распространению
политических и. научных знаний, обсудив=
	ший состояние работы ‘общества в 1948 голу;
	Открывая. заседание, председатель прав-
ления академик С. И. Вавилов. отметил;
что, несмотря на быстрый: рост... общества,
сделано еше чрезвычайно. мало. для pace
пространения его: деятельности. в оглубь
страны — в ‘patows, колхозы, на apeanpaas
THA,

Выступивший ‘затем заместитель прелсе:
дателя‘правленая академик М. Б. Митин
сделало доклад. о ‚ выполнении. решений
I с’езда Всесоюзного общества, «Он, со9б+
LEW, STO за пять месяцев этого года _лек<
торы прочитали 15580 лекций на социаль
но-экономические, стественно-историче=
ские; литературные и другие: темы: Эти
лекции прослушало около. 8: „миллионов
человек. :

С. содокладами выступили заместитель
председателя. правления общества Украину
ской ССР. профессор В. П. Комиёсаренка
	и заместитель предселателя правления
Л енингралского . отделения профессор
„Полянский. С
Предста вигели Mocks sti, ^ Ленинграла,
Киева, Харькова, Казани, бака и
	других городов, поделились. опытом. рабо:
TH A ‚отметили, что об’ем лекционной дея“
тельности все еще не отвечает возросшим
запросам‘ ‘широких словв’ насёлания. ,

По’ отчетному докладу плёнум ‚принял
развернутое постановление, направленное
к дальнейшему улучшению работы обще“
ства;
	По следам выступлений «Литературной газеты»
		Воллегия Министерства социальвого
обеснечения РОФСР обсудила вопросы,
поднятые «Литературной газетой» 17 ап-
реля и 26 мая сего года в статьях «Мы
говорим о чуткости» и «Мы вновь говорим
© чуткости!», и приняла решение, направ-
ленное на упорядочение врачебно-трудовой
‘экспертизы. а

В целях улучшения обслуживания инва-
лидов врачебно-трудовой экспертизой ‘при-
калом министра сопиального обеспечения
РСФСР предложено отделу ВТЭ министер-
ства, врачам —— старшим инспекторам по
ВТЭ и председателям ВТЭЕ: прекратить
повторное освидетельствование  инвалилов
мужчин старше 60 лет и женщин старше
55 лет, инвалидов Отечественной войны с
ампутапионными‹ дефектами win стойким
параличом двух конечностей, инвалидов
ПП групы, имеющих необратимые, тяжелые
ампутационные дефекты или стойкие пара-
личи; первосвядетельствование указанных
инвалидов произволить только. но заявле-
нию самих инвалилов в`случае изменения
состояния их злоровья, установленного ле-
	паботают 19 школ. по подготовке ру
	На Украине работают 19 во
хозайственных артелей республаки.- Он
председателей колхозов. заведующих фе:
‚ За пра года, проведенные в школе.
		чебным учреждением, при очередных lle-
реосвидетёльствованиях” принимать инвали-
108 без предварительного прохождения ими
врачебно-консультационной комиссии, ог-
раничиваясь заключением лечащего врача
и мелипинскими данными наблюдений и
	  исслеловавий.
	Я встал к станку, нажал рычаг мотора,
Разлался шум, уж слышанный ве раз.

Но в этот миг он был совсем особый,
Как будто танку дал я полный газ...
	—_—_—_—_—_—_—

`В Ленинграде прошла научная  конфе-
ренпия по скоростным методам холодной
	обработки металлов. На ней присутетвова-
au 500. делегатов = инженеров, нзучных
работников; стахановцев: Менинграда,  Мо-
сквы, Внева, Риги, Таллина, Было уста-
новлено, ‹чт0` повсеместное внедрелие ско-
ростного- резания фаст стране ежегодную
экономию в 700 миллионов” рублей. Кон-
ференция обсудила практические. вопросы
внезрения екороетных методов. Решили,
что теперь надо создавать. более‘ ‹быстро-
ходные, мощные станки, новые твердые,
прочные сплавы для резцов.

Тем временем на заводе имени Жданова
молотой токарь Афанасьев лобилея скоро-
	сти резания тысяча метров в минуту.
	Коллегия приняла в сведению сообщение
Московского. городского отдела социального
обеспечения, что ВТЭК opa поликлинике
	№ 63 Москворецкого района города Москвы
	предоставлено другое, соответствующее для
обслуживания инвалидов, помещение.
Коллегия дала указание всем министрам
	социального обеспечения автономных рес-
	публик, заведующим областными, краевы-
ми и городскими (республиканского под-
чинения) отделами социального обеспече-
ния и врача! — старшим инспекторам по
BTS B месячный срок проверить работу
всех ВТЭК и принять необходимые меры к
упорядочению их деятельности и условий

работы.
Министр социального обеспечения

РСФСР - _— А. СУХОВ.
	коволящих калров для сельско-
	должны , Дать высокоБвалифицированных
	фермами и бригадиров,
ле. слушатели прохолят обтирную программу
	ЛЕТАЮШАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯИСТВЕННАЯ МАШИНА
	Старший инженер авиации специальнога
применения Главного управления граждан-
ского воздушного флота тов. М. Тютюнник
в беседе с. корреспондентом «Литератур-
ной газеты» подчеркнул высокую  эффек-
тивность. использования самолетов в сель-
ском хозяйстве. : .

— В этом году, —о сказал он, — только
на таких авиаработах, как подкормка -по-
севов ‘и борьба с сельскохозяйственными
вредителями, мы сэкономим примерно’ лва
миллиона рабочих дней. Самолеты избав-
ляют колкозников от чрезвычайно. трудоем-
ких полевых работ.

— Огромным” преимуществом самолета
перед наземными средствами является его
высокая производительность и эффектив-
ность, — ‘заявил далее тов. Тютюнник. ‘—
При массовом размножении воедителей это
преимущество: ‘имеет решающее — значение.
Так, сахарная свекла поедается долгонося-
ком сразу же после того, как она взойдет:
при появлении первой пары ‘листков’ вместе
со всходами свеклы появляется и жучок,
зимовавший в земле. Долгоносик с жад-
ностью  набрасывается на растения н в два-
три дня может’ опустошить ‘огромные пло-
щали’ посевов.» =

На истребление долгоносика прежде вы-
ходило всё трулоспобобное население кол-
хозов, отрывзясь в самое горячее время от
весенних полевых работ. Но раззе можно
успеть уничтожить долгоносика в, течение
нескольких ^ лней’на’ миллионах гектаров?
Конные и’тракторные ‘опрыскиватели ока-
зались слишком  медлительными. В’ 1940
году, когда авиация применялась для борь-
бы со.свекловичным долгоносиком еше в
	Мы уже настолько привыкли к` много-
гранному мирному ‘применению совегской
авиации, что нас’ не’ удивляет. использэва-
ние. ‘самолета. как  сельскохозяйственной
		небольших масштабах, на уничтожение
этого опасного вредителя было израсхоло-
вано 218 миллионов рублей, затрачено 30,7
миллиона человеко-дней, 712 тысяч коне-
дней, и все-гаки долгоносик нанес повреж-
дения посевам.

Борьба с паутинным клещиком, поражаю-
шим посевы хлопка, долго Велась вруч-
ную. На обработку одной тысячи гектаров
	затрачивалось 3545 человеко-дней, и тем не
	менее урожай ‘полностью спасти не удава-
лось. По данным Всесоюзного института
защиты растений, страна ежегодно теряла
свыше 26 тысяч тонн. хлопка-сырца. В ре-
зультате ‘применения ‘авиации эти _ потери
значительно снижены, ‘а трудовые  затрагы
на борьбу с. паутинным клешиком  сокра-
щаются почти в двадиать раз.
	Большой эффект, по словам старшего ин-
женера, дает подкормка с самолета озимых
хлебов; риса и льна. При этом ве ‘только
сокращаются затраты рабочей силы, но ий
повышается урожай. Как сообщают. напри-
мер, из совхоза «Красная Армия» › Полтав-
ской области, ‘в 1947 году при’ подкормке
озимой, пшеницы вручную там. собрали. по
23 центнера с гектара, а на 320 гектарах,
где подкормка производилась с. самолетов,
	более равномерно разбрасывающих - удобре-   /
	ния, урожай Pocrasis 32 центнера с гек-
тара. :

В Законе о ‘пятилетнем, плане сказано:
«Развить массовое ‹ использование авиации
специального применения по.борьбе с вре-
	пителями сельского и лесного хозяйства...»
	— Это означает, — сказал в заклточение
тов..Тютюнник, — Что нам предстоит :уве-
личить об’ем наших работ почти в два раза,
	Пять с половиной (миллионов. гектароз
колхозных и совхозных посевов обслужи-
вает в этом голу авиация специального
применения Гражданского воздушного фло-
ra CCCP. -

Самолет занял’ прочное место в богатом
и разнообразном парке машин самого мехз-
низированного в. мире социалистического
сельского хозяйства. Правда, он не. пашет
землю, не убирает урожай, но удобряет
поля, защищает посевы, фруктовые салы,
виноградники, Хлопковые ‘и свекловичные
плантации от вредителей и болезней, пред-
ставляющих огромную опасность для урэ-
жая. Потомство одной пары саранчи, по
подсчетам энтомологов, поедает в течение
лета столько различных растений, сколько
две взрослые овцы, а потомство каждой
пары луговых мотыльков уничтожает такое
количество зеленой массы, которого хвати-
ло бы на прокорм трех коров в течение
года, Дореволюционная Россия. ежегодно
теряла: из-за вредителей, пожираюних уро-
жай, не менее миллиарда золотых рублей

Благодаря применению авиации, СССР
почти совершенно ‘избавился от этих колос-
сальных потерь, которые, продолжают оста
вагься бичом сельского хозяйства в США.
«Потери Соединенных Штатсв за последние
десять ACT, причиненные насекомыми, ве
считая косвенного врела, также немаловаж-
ного, оцениваются в семь миллиарлов дол-
ларов», —. пишет А. Гарвуд в своей книге
«Обновленная земля»,
	по ’ общеобрааовательным и ‘спепиальным диспиплинам. Pa SUEUR DIA AURA Te 4
2 зивотноволческих фермах и МТО слушатели проверяют свой теоретические знания.
	НА СНИМЕЕ: Колхозник В. Зеленков сдает экзамен в школе города Черяовны!,
‘выпускающей в атом. году 360 руководящих работников колхозов западных областей

a em gp