ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ. СТРАН. СОЕЛИНЯЙТЕСЬ!
	№50 (2433)
	COBETCKMHL
_ характер
	Прошло семь лет. с того памятного вос-
Бресного дня .— 22 июня 1941 года, —
Когдз над нашей землей, над ее городами
и весями, над всем, что. мы создали, над
самой жизнью Отечества и над свободой
детей и внуков нависла смертельная угро-
за. Вождь и учитель советекого народа —
товарищ Сталин, возглавивший борьбу с
вторгшимися фашистскими ордами, сказал:
«Дело. идет... о жизни и смерти Советекого
государства, о жизни и смерти народов
СССР, о том — быть народам Советского
Союза свободными или впасть в порабоще-
ние».

Так. понял смысл войны весь народ.

Ни один народ мира не испытал в этой
зойне, a, пожалуй, и во всей прошдой
истории таких варварских . разрушений
своих исторических и культурных ценно-
стей, своего богатства и достояния, как со-
ветский народ-исполин! .

‚Нужна была особая, наша прочность,
чтобы вынести тяжесть такого попытания,
Пылало колхозное добро. Летели в воздух
заводы Брянска, Харькова, соборы Новг9-
рода, дворцы Гатчины, погибали вады Пол-
лавы и Смоленска. Мы выдержали это
испытание, в этом сказались прочность. со-
циалистичьского строя, мощь его экономи-
ки, могущество жизненных устоев нашей
страны.

Понадобилась особая, наша стойкость,
чтобы выстоять нод ударами фашистских
танковых армий. У каждого горда — у
Киева и Вязьмы, у Одессы и Тулы, у 0е-
вастополя и Ленинграда — разгоралась и
бушевала ожесточенная битва. Поразитель-
ный смысл этих яростных сражений стал
особенно ясен, когда, осуществляя сталин-
ский план, советские войска зимой 1941
года перешли в мощное контрнаступление.
пох Москвой. В противотанковых рвах под
Москвой ‘были погребены молниеносные
планы новоявленных покорителей мира.
	Мы были одни — лицом к лицу—про-
тив вооруженной до зубов гитлеровекой ар-
чии. Шедро финансируемая американскими
капиталистическими магнатами, гитлеров-
ская Германия пыталась осуществить са-
танинский план всего капиталистического
мира: ‘план уничтожения единственной в
мяре страны социализма. Сеголня все тай-
ное стало явным. Опубликованы докумен-
ты. Громко прозвучали на весь мир обви-
нительные голоса честных свидетелей и
очевидцев. Сеголня всем простым людям
мира ясно; что американских и немепких
гангстеров войны об’единяла одна общая
цель.

Великие события пол Сталинградом на-
полнили надеждой сердца проетых людей
всего мира и внесли смятение в черные.
сердца лидеров мировой реакции. Muoro-—
месячная Сталинградская битва показала
вершины советского духа и стойкости. 0т-
ныне судьба человечества была решена.

Поистине легендарной силой изумил с0-
Ветский ‘народ весь мир, когла, наконец,
победил и растонтал в самом Берлине всю.
эту тьму осатаневших от _врови .выродков.

Что же было в самой основё этой стой-
кости нашего государетва, стойкости и си-
лы советского характера?

Морально-политическое единство народа,
жизненность Сталинской Конституции,
мощь сопиалистического строя, дружба на-
родов СССР, неразрывное родетво партии
большевиков © трудящимися массами, бес-
’ предельная любовь и доверие народа к ево-
ему яспытанному руководителю-—Сталину,
к его полководческому гению,  развенчав-
шему миф о непобедимости фашистской
Германии,. — вот что находилось в основе
советского характера, вышедшего с чеетью
И славой из жесточайшего испытания.

«На вас смотрит весь мир, — сказал
нам товарищ Сталин, — как на силу, ено-
ссобную уничтожить грабительские полчи-
ща немецких захватчиков. На вас смотрят
порабошенные народы Европы, поднавшие
под иго немецких захватчиков, как на сво-
их освободителей».

Великим наступлением советских  армий,
все нараставшим движением вооруженных
сил с востока на запад. — от берегов Вол-
ти Е берегам Дуная и Эльбы — наш на-
род-победитель разгромил гитлеровскую 3р-
нию, освободил порабощенные народы Ев-
ропы, решил исход ‘всей. второй мировой
войны и спас человечество и мировую пи-
вилизацию от. фашистского рабства и ги-
бели.

С затаенным от злобы дыханием
следили враги человечества. в США,
Великобритании и других странах за неви-
данными победами Советской Армии. Страх
сменялся надеждой. Может быть, истощат-
`ся силы великого народа в непомерной
		схватке  один-На-один?
Может быть, последние
усилия войны сломают
советский характер?
Напрасно надеялись!
Ни на олин день не
	снизилась жизненная
энергия ‘нашего наро-
да. кола «  @Dp0B-
	Новости.
советской
	техники .
УНИКАЛЬНЫЙ АГРЕГАТ _
	группа инженеров московского cTaRKO-
строительного завода «Красный ‘пролета
рий» под руковолством старшего конструк-
тора Pr. Сургучева освоила первый совет-
ский уникальный агрегат, Изготовляющий
так вазываемые пильгер-валки — основную
деталь стана для производства труб. `

Агрегат весом в 75 тонн состойт из двух
тысяч сложных леталей и механизмов. Он
	  выполняет точнейшую работу по ‘обработке
	криволинейных поверхностей,   образующих
заданный профиль валка.

Наиболее трудоемкие ручные процессы,
сопровождающие его работу, по предложе-
нию советеких инженеров полностью `мехл-
низированы. ‘Это позволяет ‘управлять or-
ромным агрегатом всего. лишь одному че-
ловеку. ы
		На одном из ленинградских заводов по-
строен новый универсальный агрегат
«СУТА-1!». Сменное оборудование агрегата,
состоящее из бульдозера, под’емного крана,
грейфера и механической лопаты, ‘монти-
руется ‘на’ тракторе «С-80»° в’ зависимости
от характера выполняемых операций.

Машина найдет широкое применёние при
строительстве гидротехнических ‘сооруже-
ний и на мелиоративных работах. Она очень
	удобна также для выполнения погрузочно-
разгрузочных операций, в частности ‘на
сплаве леса. Обслуживаемая двумя рабочн-
ми, установка заменяет 50 человек.

Агрегат сконструирован. инженерами
И. Арыкиным и И. Фрейкманом.
	«АЕХАНИЧЕСКИЙ ПЛОТН ИК»
	На Кировском заволе (Ленинград). изго-
товлен опытный образец новой оригиналь-
ной установки, названной «механическим
плотником». Она предназначена для изго-
товления‘ срубов бревенчатых домов и раз-
личных хозяйственных построек,

«Механический плотник» позволяет меха-
низировать самые трудоемкие: операции ‘—
отпиливание горбылей бревен, ‘- нарезку
шипов и другие. Освобождая сгроителей от
тяжелой ручной работы. установка резхо
повышает их производительность труда.
Всего лишь десять часов требуется новой
машине, обслуживаемой двумя рабочими,
для изготовления сруба, над которым ‘чет-
веро рабочих трудились бы 17—20 дней.
При этом экономится . значительное коли-
чество материалов. / .

Установка, сконструированная инженером
М. Варшавским, по устройству крайне про-
ста. Бе можно изготовить на любом заводе
и легко транспортировать к месту работы.
	«СПЛАВНОЙ БЛУМИНГ»
	Конструкторы А. Слокотович. и Д; Ко-
жанов создали своеобразный «сплавной
блуминг» — сплоточную маншну <ВКФ-3».
Она представляет собой два металли-
ческих поплавка, по Которым движется
тележка. Спускаясь по течению реки, брев-
на проходят между поплавками, где спена-
альные зажимы, смоитированные на тележ-
ке, собирают их в компактные. ‘плоты
об емом до 40 кубометров. Связанные в
плоты проволокой или цепями, бревна про-
	должают свой путь по реке, освободив
место для следующей партии сплавного
леса.
	Все механизмы сплоточной машины при-
водятся ‘в движение электромоторами. Нро-
изводительность каждого рабочего, обелу-
живающего этот «еплавной блуминг», в.6—
8 раз выше, чем при ручной сплотке Маз-
шина пропускает за смену Ao 2,5 тысячи
кубометров древесины.

Аналогичная установка типа «ерш» скбн-
струирована инженером М. Абраровым для
рек`с малыми глубинами. Но в отличие ог
машины «ВКФ-8», «ерш» перед : обвязкой
бревен в плоты не сжимает их, а’ затапли-
вает.
	ТВОРЧЕСКИЙ ВЕЧЕР.
Пабло НЕРУДА
	Бчера в. Центральном доме ‘литераторов
состоялся. вечер, посвященный творчеству
Пабло Нерула. .
	Облик поэта, имя которого стало знаме-
нем революционной поэзии стран испачеко-
го языка, обрисовали И. Эренбург, открыв-
ший вечер, доклалчик Н. Габинский,
Ф. Кельия, О. Савич и С. Арконада.

С первых дней нападения гитлеровских
полчищ на нашу страну поэт-трибун под-
нял свой голос в защиту СССР. Благород-
ной силы и страсти исполнены его стихи
о героизме‘ нашего народа в Великой: Оте-
чественной войне, о Сталинграде, о Совет-
ском Союзе, к которому поэт в одном. из
своих стихотворений обращается со ело-
вами:
	О, чистая: и светлая отчизна,
Сестра и мать народов всей земли!
	Разрыв дипломатических отношений
Чили с Советским Союзом,  осуществлен-
ный под давлением Уолл-стрита, вызвал
гневный протест поэта. Речь, произнесвн-
ная им в. сенате, может сравниться со ‚зна-
менитой речью Эмиля Золя «Я обвиняю!.
	Сейчас Неруда подвергается ‘преследова-
ниям у себя Ha рблине. Ему. грозит ‘арест.
И все честные люди мира протестуют. про-
тив расправы над замечательным чилийским
поэтом.

Вечёр. закончился чтением стихов Пабло
Неруда. в переводах И. Эренбурга, И. Тыня-
новой и Ф Кельйна.
		——=———

_ОРГАН ПРАВЛЕНИЯ СОЮЗА
СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ СССР
	Среда, 23 июня 1948 г.
	BOHHBE мы возвратилиеь к мирному
труду. С новой, небывалой силой. разверну-
лись трудовые таланты, высокая социали-
стическая культура труда всех братеких
народов ССОР. С необыкновенной, удесяте-
ренной силой проявила себя после войны
идейная, вдохновляющая и. организатор-
ская мощь нашей партий.

Трудовые победы нашего народа в деле
выполнения послевоенного пятилетнего
плана в поразительно короткие ероки вер-
нули нашей стране довоенный уровень на-
родного хозяйства. Отмена карточной
системы и денежная реформа подняли ма-
териальное благосостояние  трудящихея.
Народ почувствовал замечательные резуль-
таты своего напряженного хозяйского тру-
да. Впереди — еще лучшая, еще более
радостная и счастливая жизнь.

Герой нашего времени — человек TBOD-
ческого труда. Меняя лицо земли, превра-
щая овраги Курской области в источник
орошения полей, электрифицируя колхоз-
ные села целых областей, таких, например,
как Винницкая, восстанавливая в короткий
срок огромные заводы Запорожья, Харько-
ва, Сталинграда, осушая затопленные шах-
ты Донбасса, собирая золотой урожай хле-
бов на просторах страны, наши люди яв-
ляют миру все тот же ‘свой, советский
характер, который в` годы войны так креп-
ко заставил трудовой люд Евроны полю-
бить нашу Советекую Армию — армию-
освободительницу; .

Потому-то мы сегодня и сильнее всех в
мире, что как на полях войны, так и Ha
мирных полях мы защищаем, мы утвер-
Жждаем свое собственное, а не чье-то бар-
ское счастье, свою собственную, а He
чью-то господекую жизнь. Война раскрыла
миру природу советского характера, ‘ени-
скала ему любовь всего. трудового челове-
чества. Силы, стоящие. за мир, настолько
значительны и велики, что если эти силы
будут стойкими и твердыми в деле защиты
мира, если они проявят выдержку и твер-
дость, то планы агрессоров потернят пол-
ный крах,

Bee демократические силы мира об’еди-
няются сегодня в борьбе за. националь-
ный суверенитет си независимость евро-
пейских народов, в. борьбе за прочный
	мир, за народную демократию — вро-
тив  кабальных планово американского
империализма. С доверием. и . благодат-
	ностью смотрят народы. земного шара. на
нашу великую страну -—— главную силу в
борьбе с мировой реакцией, оплот свободо-
любивых народов.

Радостные вести идут со всей страны.
Всенародное соревнование за выполнение
пятилетки в четыре года сказывается В
подлинно стахановской работе тысяч 3a-
водов и фабрик, десятков тысяч цеховых
коллективов. Стахановское движение подня-
лось на новую ступень. Воля партии и все-
го народа, творческая инициатива coBeT-
ских тружеников: могут и должны обееле-
чить выпознение годовой программы 1948
года. к 7 ноября; — славной праздничной
дате истории нашего общества. На полях
страны — сегодня в южных краях, зав-
тра повсеместно — начинается Жатва.
Там, где семь дет назад шли с огнедыша-
щими стволами фаптистокие танки, нынче
идут добрые сельскохозяйственные маши-
ны. Славят нашу землю трудовые подвиги
колхозного крестьянства! На заботу партии
	и государства миллионы колхозников отве-
	чают замечательными делами. И в науч-
ных кабинетах, лабораториях, в KOH-
ференц-залах наших академий идет на-
пряженный, на благо Родины труд уче-
ных. Создаются‘ новые машины, разведы-
ваются тайны природы, усовершенствует-
ся советекая наука — самая передовая
наука мира.

Будущее — за творческим трудом!.

Счастлив советский писатель! В тоды
войны и в годы мира он черпает образы
из опыта советской жизни — среди людей
высокой воли, открытого и ясного харак-
тера. А в это время послевоенное искус-
ство и «культура» капиталистического ми-
ра лежат в процасти цинизма и почти не-
человеческой опустошенности, растленно-
сти духа.

Искусство советского социалистического
		родом в его трудовом подвиге. Еще бли-
me — к темам ‘труда и созидания! Еще
ближе—в познанию советского характера!

Под водительством мудрого Сталина,
весь народ — рабочие, инженеры, колхоз-
ники, агрономы, ученые, художники, писа-
тели идут вперед, утверждая на своем пути
надежные и верные вехи для всего челове-
чества. Этот творческий путь — к комму-
низму! -
	‚ Цена 40 коп.

чудесном изобретении

Борис АГАПОВ
e
	поможет читателю уяленить последние сло-
ва его ‘ученого собеседника.

Представьте: себе, что все процесеы во-
круг вас замедлились почти в тысячу раз,
Так что, например, вы могли бы наблю-
Дать снаряд летящим медленнее, чем пол-
зет улитка. Тогда музыка казалась бы ва-
шему уху только отдельными ударами воз-
духа — более редкими, чем удары пульса.
Количество колебаний в секунду было бы
столь малым, что оно не могло бы перейти
в качество звука, в качество музыки. Вме-
сто того, чтобы слушать мелодию, вам
пришлось бы долгие недели считать число
толчков и лобросовестно записывать эти
числа, а потом, составив. кривые ‘частот,
улавливать в них какие-то  закономер-
ности, и так воображать мелодию.

Но в особенно трудном положении ока-
зались бы вы, если бы вам поручили воб-
произвести эту мелодию йли — больше
того — даже выдумать новую. Все силы
своего внимания пришлось бы вам напра-
ВИТЬ Только на то, чтобы, уставившиеь на
стрелку секунломера, толкать возлух е00т-
вететвенно записанным частотам, и ух, ко-
нечно, 06 исполнительском или тем более
0 композиторском искусстве тут и речи
не могло. бы быть:

Й вдруг — все вокруг возвращается к
обычным скоростям. Тогда, начиная в ка-
ких-тоо 80 кольбаний в секунду, улары
возлуха преврашаются в нечто: совершенно
новое —. в звук. Сразу становитесь вы
хбзяином мелодии. Охватываете ‘ее как пе-
л0е, непрерывное, единое, и теперь уже
не заботитесь об отдельных ударах и толч-
ках—они как бы ушли за порог воеприя-
тия, вы их не ощущаете, как не можете
ощутить уларов отлельных частиц от е0-
прикосновения с нагретым телом. Они как
бы ушли в «микромир», ‘они оказались
снятыми в более возвышенном процессе —
В создании музыки. Звуки льются сами, а
вы получаете восхитительную возможность
пробовать любой вариант, любую  вариа-
цию, наигрывая ее на рояле.

Но что же общего между музыкой. и ин-
теграламя. о которых идет речь?

Вернемся к прибору,  потрескивающему
возле нас. Кажлый этот треск означает ре-
шение задачи. Изменяя ‘условия задачи,
	УГ. получаем все новые‘ и вовыв реше-
	ния — около ста в секунду. это в четыре
раза скорее, чем движутся кадрики кине-
матографа. И мы можем наблюдать уже не
отдельные состояния исследуемой системы
в отдельные моменты времени ‘или в 0т-
дельных точках пространства, а процесс их
изменений в зависимости от того, как из-
меняются условия задачи. Мы можем на-
блюлать — все напряжения, ‘которые будет
	— 910 — профиль лопасти пропеллера
серии СДВ-1. Предположим, нам надо опре-
делить, как напрягаютея различные чаети
пли зоны этого пропеллера при различных
скоростях вращения. Мы вводим в дбйетвне
tam прибор, и он начинает демонетриро-
вать все шкалы ванряжений в любой точ-
ве пропеллера при любом числе оборотов
или при любом угле атаки лопастей.

— Значит, я должен считать, 90 в
заетоящий момент передо мною вовге ве
панель вашего прибора, а пропеляер, ко-
торый вращается со страшной скоростью,
	с оглушительным ревом, хотя я визу ий
CIBIMY только...

— Немногим больше того, что вы ви-
дите и слышите. когда возле вас кто-нибудь
	мысленно представляет 0е0е полет aapo-
плана.
— Пожалуй, можно сказать, что эта
	панель © проводами есть по существу 0р-
газ воображения вашего «математика»!

— Пожалуй. Й даже самого актавного,
гибкого воображения. Например, представь-
те себе, что во время работы этого винта
в него попадает какой-то предмет... Тогда
веледегвие большой угловой скорости сила
улара достаточна, чтобы возникла трещина.
Например, вот с этого края и вот на столь-
ко миллиметров...

Руки оператора вновь производят какие-
то переключения на панели.

— Теперь мы ввели в напгу задачу еще
	одно условве — трещину, Мы можем про-
	должать наше исследование поведения вин-
та во время разных режимов, но прибор
будет давать нам результаты уже с учетом
‚того повреждения, которое мы предложили
ему «вообразить», и ‘искомые линии рав-
ного напряжения расположатея на лопасти
иначе. :

— Й вы можете определить, при каких
скоростях эта трещина заставит: винт раз-
лететься вдребезги?

‚= Безусловно! Причем, такое  испыта-
ние не грозит никакими опасностями. —

— Много ли задач может решать этот
прибор?

— Он позволяет исчислить вообще та-
вое количество вариантов, представить ко-
торое нет никакой физической  возможно-
сти. Электронная техника дала нам пол:
ную свободу в построении любых задач.

— Например?

— Например: расчеты сложных элек-
трокабелей, исследование поведения плотин
й мостов из железобетона при различных
	  температурных изменениях, выбор. фунда-
	ментов для строительства в условиях: _Веч-
ной мерзлоты, замораживание грунта при
борьбе с плывунами, исследование охлаж-
дения рельсов и другого проката любых
сложных профилей, задачи обтекания по-
током воздуха ИЛИ ЖидЕоетТи различных
тел самой сложной формы и еше множе-
ство. Короче говоря, любой  процесе в
природе, выражаемый данным диференци-
альным уравнением, может быть _ вееето-
	разговор ©
	Представьте себе подобие письменном
стола, на котором у заднего края установ-
лена вертикальная панель с большим
числом отверстий для включения проводов
и множеством стрелочек на маленьких ци-
ферблатах. На столе — круглый экран из
матового стекла.

Вашему вниманию предлагают задачу; в
которой даны длина маятника и сила олч-
ка, заставившего маятник качаться, а тре-
буется узнать, в каком положения будет
он “через некоторый промежуток времени.

— Вакой именно промежуток?

— Какой вам будет угодно назначить.

— Три и три десятых секунды.

Оператор, сидящий перед столом, как
телефонистка перед коммутатором, быстро
втыкает шнуры в ОТверетия, нажимает
на какие-то рычагя, раздается сухой
треск, и на матовом стекле экрана вдруг
возникает изумрудная змейка кривой. Она
тренещет и светится и притягивает к себе
ВЗГЛЯД.

— Тридцать семь гралусов и десять ми-
нут, — товорит оператор.

Нематематик в этот момент затрулняет-
ся, что именно он должен изобразить‘ на
своем лице, — изумление, восхищение
или просто спокойную удовлетворенноеть,
ибо ему неизвестно, насколько сложна
поставленная залача. Тогла ему поясняют:
	— Мы имеем в виду не фантастический
маятник, каторый ‚Никогда He останавли-
вается, а маятник без упрошений, с уче-
том трения, т. е. такой, каждое колеба-
ние которого елабее; чем предыдущее. Pe-
шение подобных задач относится к тому
Угделу высшей математики, в котором изу-
чзются Tak называемые эллиптические
	функций И эллиптические интегралы. Это
	учение, вследствие его сложности, не все-
гда включается даже в курс высших учеб-
ных заведений. Дело в том, что функция
«фи» после двукратного диференпирования
превращается в синус самой себя, умно-
женный на...

— Благодарю вас. Я не сомневаюсь,
что эта «фих пыеет обыкновение побту-
пать именно так, как вы говорите. Вак
видно, она трещит потому, что превра-
щается в косинуе самой себя?

— Этот треск образуется из многих де-
сятков включений и выключевий тока В
секунду. Каждое такое включение дает нам
решение задачи: оно так вак оно мгновение,
тео мы заставляем. прибор непрерывно п
вторать свой ответ, rod успеть. зафик-
сировать показание:

— Значит, caomuelimaa задача высшей
математики решается мгновенно?

/ — В сотую долю секунды.

— Замечательно! Давайте, заставим
«его» решить еще что-нибуль!

— ПШожалуйста. Нредетавьте себе, что
к нашему маятнику подвешен другей, к/-
торый качается оттого, что качается пе)-
ый, и вам требуется опрелелить положг-
ние этого второго маятника после, напри-
мер, десяти колебаний первого,

Шелчок выключения, потом руки опе-
ратора переставляют что-ть ва панели, 9
с возобновившимся треском на экране по-
является змейка.

— Теперь следите за экраном. Я буду
менять длины маятников и величины тех
ямпульсов, которые получил главный M3-
	ATHOR при начале своего качания, T. Я.
	буду подставлять в сложную формулу их
движений все новые и новые значения.

Изумрудная змейка дрожит и растяги-
вается, потом она сокрашаетея, потом ру
стягиваетея вновь. Ее движения напоми-
нают ход тех гусениц, которых называют
«землемерами». Она принимает все новые
й новые формы. За кажлой из них скры-
ваются ответы на вопросы, которые задает
прибору правая рука „оператора. .

— Я пробую множество вариантов з3-
дач. И вот — вы видите — я тотчас по-
лучаю ответ...

—- А без прибора?

— А без прибора я должен был бы при
каждом изменении величин заново произ-
водить все вычисления.

‚ — Й это заняло бы значительно боль-
ше времени?

— То, что здесь я могу увидеть в те-
чение получаса, я Мог бы вычислить
только На протяжении полугода при усид-
чивой работе.

— Я вижу, при помощи этого прибора
	вы удлиняете жизнь исследователей?
	— одесь дело не только в экономии вре-
мени Огромное количество вычислений. ко-
торые можем мы проделывать в ‘краткое
время, перехолит в новое качество мысли-
тельной работы.

Злесь автор ‘позволяет себе небольшое
огступление, которое в ‘порядке аналогии
	испытывать проектируемая плотина ПРИ   ронне исследован новым прибором.
	постепенном повышении уровня воды, 4
все изменения, которые будет испытывать
вал пароходного винта при постепенном
увеличении числа оборотов.

Математика без вычислений!

Непрерывный поток решений, как‘ по-
ток мелодии, в котором нет ‘отдельных ко-
лебаний, а есть музыкальная. фраза, охвз-
тываемая в целом!

Вот почему: мы решились воспользовать-
ся нашим музыкальным еравнением.

Электроинтегратор не относится ни к
машинам, являющимся продолжением нз-
ших рук, Как краны, ‘экскаваторы или
станки, ни в приборам, усиливающим наши
органы чувств, как, например, микроскоп.
Он — машина помогающая мыелительной
	работе, a He восприятию. Вооруженный им
	человек получает . способноеть . видеть ре-
шение задачи одновременно © тем, как эта
задача залаетея. $10 как бы арифмо-
	задача задается. 970 как
метр с высшим образованием.
	— Простите! — должны сказать в этом
месте создатели электройнтегратора, —
	РАШ комплимент машине очень мил. отнНа-
	ко, поверхностен и неверен, как вообще
	всё каламбуры. Дело в том, что. арифмо-
метру вы можете предложить только циф-
ры, в которыми он булет производить те
или иные простые действия Этому же
	или иные простые действия. Этому же
«гражданину» мы предлагаем не только
	цифры. но и пелметы.
	— В заключение позвольте узнать, кто
является создателем нового прибора?

— ИЙзобретателями   электроинтегратора
являются доктор технических наук Лев
Гутенмахер, ученик и послелователь :круп-
нейшего советского ученого Алексея Hu-
колаевича Врылова, замечательного _мате-
матика, механика и инженера, и его това-
рищи по работе. Над проблемой  электри-
ческого моделирования советские ученые
работают уже давно, и советской науке
принадлежит приоритет в этой области.

Работа по созданию и внедрению элек-
троинтегратора удостоена Сталинской пре-
мии. вроме автора отмечены: его ближайший
сотрудник и ученик канлидат наук Нл-
волай Корольков, директор Всесоюзного ип-
ститута ‘автоматики Василий Лебедев, co-
трудник института Борис Волынский, при-
нявшие творческое участие в разработке
конструкции и изготовлении серий элек-.
троинтеграторов, установленных в научио-
исследовательских институтах Москвы,
Ленинграда, Виева и других городов Союза.

Создание электроинтегратора — одна из
фундаментальных работ Энергетического
института имени Г. М. Кржижановского
Акздемии says CCCP.

— Подобно тому, как создание электро-
экскаватора — одна из фундаментальных
работ Уралмаша?..

— Yr за странное сопоставление?

— Думается, оно тоже плодотворное эти
машины,—охна, освобождающая сотни рз-
бочих от тяжелого физического труда, п
другая, освобождающая человеческой мозг
от работы, теперь уже излишней, —прел-
ставаляют собою два ‘полюса одного и того
же. пропесса, который осуществляетея в Со-
ветеком Союзе, — великого ‘процесса б-
легчения и облагораживания человеческого
		— Что вы этим хотите сказать?

— Только то. что вы слышали. Мы
предлагаем вниманию ’ прибора корабли.
пропеллеры, плотины, рельсы и просим
	его исследовать их во всей их конкретно-
CTH, со всеми особенностями их форм...
	Руки оператора совершают включения п
	выЕлючвния на панели, очерчивая контур.
похожий на удлиненяую французскую
булку. Г
	ЖИРОВ
	109. Советскому Союзу.

ХРОНИКА КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ
	« Ростов-на-Дону. В сельскохозяйствен-
ной артели имени Ленина, Батайского рай-
она. состоялось заседание научного совёта
Донской онытно-селекционной ‘станции мас:
личных культур. Совет обсулил доклад
кандидата экономических наук тов: Елиза-
ровой об оплате труда в колхозах и док-
лад старшего научного сотрудника тов_ Де-
миленко о семеноводстве в! колхозах. В ра-
ботах научного совета приняли’ ‘участие
колхозники соседних сельхозартелей,
	@ Тамбов. В историческом отдёле област-
ного краеведческого музея сткрыта экспози-
ция, посвященнгя творчеству великих рус-
ских писателей М. Лермонтова, Г. Держа-

вина, И. Тургенева и других в период. их
жизни в Тамбовской губерния.
	Ф Якутск. Республиканское государст-
веннсе издательство выпустило на русском
языке первые шесть сборников серии «Биб-
лиотечка якутской советской литературы».
В сборник. вошли лучшие произведения
якутских поэтов. и прозаиков, написанные
в советское время.
	Ф Ленинграя. В Лолинградеком отделе-
нии Института истории ‹ Академии - наук
СССР началось составление  трехтомчого
издания «Истории Ленинграда». В работе
над изданием ‘участвует болышая’ группа
ленинградских историков,  литературове-
дов, архитекторов, йскусствовелов. Выход
«Исторки Ленинграда» приурочен к 250-
летию города, исполняющемуся в 1953
году, Е
	Архитектор приехал в колхоз
	На собрании колхозников сельхозартели нам в институт, а архитектор’ тов. В. Доб-
	«Власть труда» (Ульяновский. район, Ом-
ской области) с докладом о переустройст-
ве села выступила московский архитектор
Мария Антоновна Матюхина.
	Внимательно изучив предложенные архи-
тектором типовые проекты жилых домов,
клуба, школы, хозяйственных ‘построга, кол-
хозники внесли’ ‘серьезные поправки. Они
сводились к следующему: в каждом доме
должны быть ванная, горячая вода, а в
общественных зданиях — канализация.
	— Гребования омских колхозников; —
сказал в беседе с корреспондентсм  «Лите-
ратурной газеты» тов. М. Сереженкин —
директор /Гипросельстроя; — ‘типичное яв-
ление. С такими запросами мы сталкиваем:
ся в десятках сел от Смоленщины до Си-
бири. Сейчас, например, по нашему проек-
ту перестраивается село Юрты в Тогучин-
ском районе, Новосибирской области. Пред-
седатель юртовской  сельхозартели «Ги-
гант», депутат Верховного Совета СССР
тов. К. Шадрин несколько раз приезжал к
		роноженко много раз ездил в Юрты.

Пока по просьбе колхозников мы BHOCH-
ли исправления в план, они заготовили
3.000 кубометров леса, построили кирпич-
ный и черепичный заводы, оборудовали ле-
сопилку, механизировали добычу камня.

— Недавно, — продолжает тов.‘ Сере-
женкин, — по инициативе Новосибирского
обкома ВКП(б) было созвано. совещание,
посвященное строительству в колхозе <Ги-
гант». На нем присутствовал знатный ка-
меншик страны, депутат Верховного Совета
	РСФСР тов.’ С. Максименко. И вот ‘два
депутата — председатель. колхоза ‘и’ ка-
меншик — заключили . договор Шадрин
	должен заготовить в нынешнем году мил-
лион штук кирпича, а в начале 1949 года
в Юрты приедет со своей стахановской
бригадой Максименко и в течение месяца
завершит строительство яового села.

Затем тов. Сереженкин рассказал о строи-
тельстве в селе Ново-Николаевка, Рубцов-
ского района, Алтайского края.

Директор Гипросельстроя — показывает
	кальку с генеральным планом будущей
Ново-Николаевки. На кальку нанесены: га-
раж на десять автомашин, . нефтебаза, сле-
сарная и столярная мастерские, кузница,
электростанция, насосная станция, вВодо-
провод, запасный железобетонный pésep-
вуар на 300 кубометров волы и многие дру-
гие хозяйственные постройки. Глядя на
этот генеральный план, легко представля-
ешь себе будущее Ново-Николаевки...
Под’езжая к селу по главной дороге, вы
еше издали увидите нарядные черепичные.
крыши. Справа от шоссе = просторный дом
для приезжих, слева — амбулатория-ста-
ционар на 10 коек. Вдоль улицы вытяну-
лись красивые кирпичные  дома-коттед-
жи, возле. каждого из них — фруктовый
сад. Два дома возвышаются над другими—
детский сад и ясли. М, наконец, большая
площадь — общественный центр села.
Здесь — сельсовет, правление колхоза,
клуб на 250 мест, школа, агролаборатория.
— Такими будут со временем все колхоз-
ные села, — сказал в заключение беседы
тов. Сереженкин. РЕЙ

— это «семимильные

Твердые сплавы. исдчае не уступаюнтие по твердости алмаз
	сапоги» стахановцев: изготовленные из них инструменть: повьинают скорость резания
металлов в 2—4 ваза в сравнении с инструментами из лучших быстрорежущих инстру-
	ментальных сталей.
	Комплексиая бригада изобретателей-рационалиааторов Московского комбината твер-
	‘дых сплавов нелавио разработала технологию производства уникальной фрезы из твер-
дого снлава. превосходящей по качеству все известные. доселе образцы.
	Бригаду возглавляет механик-новатор В. Кузнецов. Пять‘ миллионов рублей — такова
вая экономия. которую получит завод в результате внедрения десяти наиболее
	важных предложений Кузнецова. Пример механика-новатора встретил горячий отклик
	семь комплексных бригад. Они не только
	среди рабочих. На комбинате создано уже
	‚разрабатывают различные усовершенствования, HO тавже и изготовляют опытные oopaa-
	пы своих технических новинок,
	НА СНИМКЕ: Комплексная бригада. Слева напразво—механик В. Кузнецов, конструк.
	и Б. Кочетков, конструктор Н. Яковлев.
Фото Н. Саятникова
	тор. Е Дмитриев,   слесари А. Чернозубов