П. ТРОФИМОВ
	Конвейер диссертаций
	Я. ФРЕНКЕЛЬ,

лаурсат Сталинской премии, член-корреспондент
Академии BAYE iP
	Э. КОНЮС,

доктор медицинских наук
&
	вую плату на литературную обработку
одной журналистке. Подученную в резуль-
Тате этой литературной операции работу!
И. Ф. Попов «защищал» в местном меди-
ЦиНском инотитуте, в городе, где он ведал
Областным отделом здравоохранения. Кое-
что, как сообщалось в печати, послужило
& большому конфузу диссертанта, но
«искомую степень» он все-таки получил. `
«Два часа позора, зато степень на всю
ЖИЗНЬ», — гласит на этот счет распро-
страненная поговорка. И любители «етепе-
ни на всю жизнь» идут © готовностью Ha
«два часа позора»!

Почему стали возможны такие факты?

Прежде всего потому, что в большин-
стве случаев диссертация является един-
ственным основанием для присуждения
ученой степени. Если бы в основе лежало
всестороннее рассмотрение деятельности и
личности кандидата, Оболенский, Попов и
др. не могли бы «проскочить» в ученые. _

Одна диссертация не может быть осно-
ванием для присуждения ученой степени.
Человека нельзя сводить к одной работе.
Такой подход порочен в корне. Конечно,
бывают случаи, когла одна работа, как,
например, «Рефлексы головного мозга»
И. М. Сеченова, может составить перелом-
ную эпоху в науке, Но мы говорим не об
всключениях. Как правило, одной работы
недостаточно для суждения о научном рз-
ботнике. Надо рассматривать все ero рабо-
ты в совокупности, не изолированно, а в.
сопоставлении со всей деятельностью, ко-
торая бывает. нередко важнее, чем пред-
ставленная рукопись. Полделать жизнь 96-

ловека невозможно, а подделать одну дис
сертацитю, написать ее чужими руками или
пс чужим мыслям оказывается возможным,

Даже внешняя сторона диссертационной
процедуры не может  благоприятствовать
серъезной проверке достоинств диссертанта.

Защищающий диссертацию, так назы-
вавмый «соискатель ученой степени», по-
дает свою работу в трех или четырех эк-
земпаярах. Один из них остается в 0иб-
лиотеке, остальные раздаются  офипиаль-
ным оппонентам. Практически в заседа-
нию ученого совета в подавляющем боль-
шинстве случаев с диссертацией  знако-
мятея только оппоненты. Никто из чде-
нов совета, за едким исключением, не
только не читает диссертации, но даже
не видит ее. Они знакомятся обычно ¢ pa-
ботой либо во время зашиты, из ет са-
мого диссертанта, которому на изложение
ее, согласно инструкции, предоставляется
20 минут, либо путем перелистывания ее
во время доклада. Своего личного мнения
0 диссертации члены ученого совета, та-
ким образом, обычно не имеют и не мо-
гут иметь. При заполнении баллотировоч-
ных бюллетеней они присоединяются обыч-
но к мнению официальных оппонентов. Та-
ким образом, полдержка опевки, данной оп-
	В РОЛИ ТРУБАДУРА —
РУРЖУАЗНОГО ИСКУССТВА
		Перед нами небольшая, любовно издан”
ная Музеем изобразительных искусств кни-
га «Шарден» =— монография проф. В. Ла-
зарева о творчестве французского художни-
ка-реалиста XVI в. Жана-Батиста Симео-
на Шардена.

Нельзя сказать, что в этой работе проф.
Лазарев не уделил внимания эпохе, в Ко-
торую жил и создавал свои произведенуя
художник, или забыл 00 окружающей его
среде. В книге очень большое место зами-
мает описание быта н нравов французской
мелкой буржуазии ХУШ века, титичным
представителем которой, с точки зрения
проф. Лазарева, был Шарден. Однако, от-
ношение автора и кБ этой среде, и к самому
Шардену таково, что книга может в гораз-
ло большей степени называться восторжен-
	ным панегириком французской буржуазии,
	чем очерком советского искусствоведа,
	Шарден представляется проф. Лазареву
неким кладезем всевозможных  добродете-
лей: идеалом труженика, человека, граж-
данина, семьянина, художника ит, д.
и т. п, Расточая по его адресу неумерен-
ные похвалы, проф. Лазарев утверждает
	также, что все перечисленные  доброде-
тели украшали почти любого среднего
франнузекого буржуа XVII] века, были,
	так сказать, типичным, массовым явл?”
вием,

Быт и нравы, господетвовавиие в этой
среде, описываются проф. Лазаревым в
илиллических тонах. Ровное и неторопли-
	вое течение жизни, заботы матери о де-
	a
	тях, воспитапие их в духе здоровых нрав-
ственных устоев, скромные семейные тра-
пезы, обеды и ужины, TPH в гуська,
пасьянс и т. п.-—вот что, оказывается, ха-
рактеризовало жизнь франнузекой буржу-
азии ХУШ века. Узость, ограниченность,
порочность буржуазного быта, морали, ми-
ровоззрения оказались незамеченными 00-
ветским искусствоведом. Находясь целиком
		муаристов, некритически списывая У НВА
характеристику буржуазного быта, слеп”
веря буржуазным апологетам,  предетяз-
ляющим свой класс, только как класс
честных тружеников, проф. Лазарев не за-
метил самого главного, характеризующего
буржуазию во все эпохи ее существования:
ненасытной жажды буржуа к наживе, к
экоплоатацпии чужого труда, ее эгоизма и
корыстолюбия, систематического обмана,
процветающего в этой среде. Не заметив
всего этого, автор выступил в неблагодар-
ной роли умиленного восхвалителя буржу-
азного быта и морали.
	Проф. Лазарев игнорируст яркие, глубо-
во научные, критичеекие характеристики,
которые давали буржуазии классики мар-
ксизма-ленинизма. Проф. Лазарев всячески
стремится прикрыть, замаскировать экс-
плоататорскую сущность среды, к которой
принадлежал Шарден. На стр. 34 он пи-
тет; «В буржуазных кругах предреволю-
‘ционного времени выработалось.. свое с0б-
ственное отношение к работе, в корне от-
личное от отношения к ней со стороны
церкви и дворянства. Для последних рабо-
та была проклятием, ниспосланныйм на че-
ловека за его грехи. Для буржуазии, яв-
лявитейся в ХУПШ веке передовым классом,
работа заключала в себе момент лолжен-
ствования, она несла с собой радость, она,
‘заверщалась успехом и материальными
благами». Taree ит соответствующие
‘цатеты из буржуазных авторов. Основная
неверная установка, естественно, привотат
автора к искажению истопической поэвты.
Он, в сущности. превращается в трубаду-
ра «добродетелей» фрачпузской буржуазии
и маскировшика ее пороков.
	В. Н. Лазарев. «ТПарден», Изд-во Гос. музея
изящных искусств пм. А. С. Пушкина. Москва.
	На стр. 4 «шарденовский» стиль ити
деляется проф. Лазаревым как «безупреч-
ный», обаянию которого трудно Fe Toy
даться (подчеркнуто нами.—П.Т.). Воетор-
женными характериетиками THOPTECT IA
‘Wapaesa opop. Лазарев, в СуШности, пы.
‘тается внушить читателю мысль, что про
изведения, © которых идет речь, имеют но
только относительное, HO абсолютное
познавательное значение.  Аполитичный,
неклассовый,  об’ективистекой Подход к
анализу творчества художника привел ав-
тора к ложному преклонению перед во
произведениями.

Проф. Лазарев пытается навязать совет-
скому читателю глубоко опибочную мыель,
что буржуазный художник в состоянии пе.
редать миру полную правду о своем клаего,
Он стремится всячески доказать, будто бы
Шарден совершенно точио, без всяких Opn
крас и идеализации отразил действитель-
ность. Такого рода стремление абсолютно
несостоятельно, так как буржуазный xy-
дожник, даже прогрессивный, будучи отра-
ничен мировоззрением своего класса, не в
состоянии быть до Конца  правдивым в
беспристрастным. He желая знать этот,
проф. Лазарев не смог понять, что в TeODE-
ниях Шардена дано узкое, однесторонкее,
идеализированное отражение быта буржу-
азии, что в них подчеркнуты прежде воето
положительные стороны.

В книге разбросаны рискованные аиало-
гяи, претендующие на научность. Так, Fa
стр. 18—19 автор утверждает, что имеет.
ся известная близость между рассуждения.
ми французского философа Робина о всеоб.
ей одухотворенности материи и Взгаялом
Шардена на веши, как на некоторого рода
одушевленные сущности. Аналогия прово-
дится Таким образом, что у читателя е0з-
дается впечатление, будто бы точка зрения
Робина правильна.

Экскурсы проф. Лазарева в область
истории философии и общественно-полити-
ческой мысли совершенно неудовлетворя-
тельны. На слр. 39-40 он излагает сво
понимание сущности этического учения
Руссо. Не замечая никаких противоречай,
Бикакой узости и ограниченности в STON
учении, проф. Лазарев умиляется п восхп-
шается им. Он всячески стремится пред
ставить Шардена и Руссо цельными, 21-
шенными каких-либо недостатков социаль-
ными типами. Такого рода работа по лаки-
ровке идеологов буржуазии не имеет ниче
го общего ве марксистокими иселедования-
ми. И Руссо, и Шарден были сыновьями
своего времени и своего класса и, несоу-
ненно, восоприняля все пороки своей эпохя.
Говоря о морали Руссо, праф. Лазарев дол-
жен был бы помнить, что эта мораль не
отрицала и не осуждала «чувства почти
отвратительной скупости» (см. «Исповель»
Руссо), которая, как известно, He может
быть основой поллинно человеческих отно-
шений. Проф, Лазарев не понимает внут-
ренней противоречивости и огруниченности
соцпиально-этических взглядов Руссо.

Там, где проф. Лазареву по ходу изло-
жения. материала представляется ‹ во
можность остро и решительно выскадаться
против современного буржуазного искус-
ства, он ограничивается только сопоставле-
вием Шардена с Сезанном (одним из. пред-
ставителей формалистичесвого направления
эпохи империализма). Он пе находит пух-
ным высказаться против деградирующей
буржуазной культуры.

Книга проф. Лазарева прочизана некри*
тическим отношением к буржуазному ис
RYCCTBY и не может принести пользы в.
ветскому читателю,

Удивление вызывает позиция журралз
«Искусство»,  напечатавшего на  свовх
страгицах в осяовиом хвалебную рецензии
И. Цырлина 08 ami книге.
	‚Современник
	Под июньским Hecom, на исходе
‹ Боевых

- сороковых годов,

“Юноша по городу проходит
Мимо ясной зелени садов.
	Рядом с нами улицей тенистой
‚Юн. проходит, И над ним шумят
“Липы, что московскую прописку
Получили шесть недель назад.
	-.Человек простой, не легендарный,
Пресненской, заставы старожил,
В цех вошел он‘ и` станок” токарный,
Как Машину Времени включил,
	‘Создана она не по Уэллеу/

-В дни больших свершений и работ
_В будущее парень. sarannencn, Е
“Времени скомандовал:

— Вперед!
	И, послушны воле человека,
Замелькали станции-года,

И вторая половина века
Распахнулась перед ним тогда.
	Он стремится ‘в завтра, на разведку,
Открыватель новых скоростей.

И ему с вершины Пятилетки
Станция конечная видней,
	— Догоняйте!—он кричит соседям,
Одиночной славы ‚не. люблю.
Вместе’ долетим, дойдем, доедем.
Кто отстал, давайте, подсоблю!
	Одного желает он, по чести,
Чтобы с полным напряженьем сил
Каждый на своем рабочем месте”
Ту Машину Времени включил.
	Он сердцами родственными понят —
Человек с открытою душой.

Бсли кто-нибудь его догонит,
Это—праздник для него большой.
	Мчится, сроки сокращая вдвое,
Паренек из цеха токарей,
Движимый давнишнею мечтою —
Коммунизм увидеть поскорей,
	Влумчивый, вихрастый, угловатый,
Пресненской заставы старожил.

Здесь он голубей гонял когда-то,
В комсомол не так давно вступил.
	В бликах листьев и дневного света,
Сквозь московский гуд и: переззон
По проспектам. нынешнего: лета
Юноша проходит, окрылен.
	Он—в строю. И, как шестое чувство,
Будущее поселилось в нем.
	труд с искусством,
	Миллионы, сблизив
Движутся
В дозоре. головном,
	Социалистический строй открыззет не-
бывалые возможности для расцвета науки.
Наша отрана вырастила огромную армию
талантливых ученых. Имена многих из
них известны всему культурному  челове-
честву. Нигде в мире научные работники
36 пользуются таким почетом, как в
СЕСР, и ни одна страна в мире не 3аб0-
TUTt# об ученых так, как наша. Совет-
ское государство предоставило людям, за-
нимающимса научной работой, все воз-
можности для творческого роста.

Мы накопили уже большой и многооб-
разный опыт по подготовке научных кад-
ров. Этот опыт позволяет нах подводить
Итоги и делать выводы.

Приходится, в сожалению, отметить, что
существующая ныне система присуждения
ученых степеней, отбора и воспитания на-
учных кадров имеет много недостатков,

Путь ученого до енх пор еще пытаются
определить тремя стандартными вехами:
астафантский минимум, кандидатская дис-
сертация, докторская диссертация. Поэтому
нерёдьи случаи, когда то, что должно быть
тишь внешним показателем, превращается
в самопель. =

AM ae
	` Аспирантура комнлектуется путем раз“
верстки мест по вузам и научно-исследо-
вательским институтам. Для зачисления в
асинрантуру требуется сдать  ветупитель-
ные экзамены. Затем в течение трех лет
аспирант готовятся к сдаче кандидатского
минимума и к защите диссертации,

He секрет, что благополучно, е защитой
диссертации. заканчивают аспирантуру да-
зеко не все в нее поступивише.

И эт0, к сожалению, не самый худ-
mai вариант. B этом случае 4e-
ловек, не имеющий данных для научной
работы, не получает ученой степени. Но
бывают и такие случан, когда аспирант
всв-таки «благополучно» защищает дие-
сертацию и, получив на основании одной
только, в большинетве случаев первой,
научной работы пожизненное звание уче-.
ного; никогда уже больше к исследователь-
ской деятельности не возвращается или
имеет к ней очень отдаленное отношение.

Случайные в науке люди получают
ученые степени не только путем  аспя-
рантуры. Ученые советы многих наших
вузов и исслеловательских институтов пе-
регружены рассмотрением канлилатеких и
докторских диссертаций. Вместо обеужде-
ния научных или методических вопросов,
заседания ученых  совемв на 170—
80 проц., а иногда и на все 100 поевя-
шаютея диссертационной процедуре.
` «Взять тему для диесертации» -— как
часто слыших мы эту формулу. «Взять
тему» так же легко, как переменить н9-
совой платок или приобрести новый ко-
стюм, даже не заботясь особенно © TOM,.
чтобы он был по мерке.
	Вонсультациовноее бюро Центрального
института усовершенетвования врачей по-
	лучает много писем с просьбами оказать
содействие в написании диссертации. Вот
что пишет, например, врач из г. боче
«Рекомендованная Вами клиническая те-
ма меня не устраивает, она не  соответ-
ствует моему больничному материалу.
Экспериментальная тема, которую Вы
мне потом предложили, срывается из-за
недостатка собак для опытов, поэтому (1!)
я склонен азять тему по диалектике в ме-
дицине и жду от Вас новой консультации».
Это, к сожалению, не анекдот, а факт.
Известны случаи, когда ученые степени
не только Бантидатекие, Но и докторские
присуждалиеь за слабые, не имеющие на-
учной пенноети работы. На странипах пе-
чати специальной и общей за последнее
время описывались случаи недобросовест-
ного отношения в диссертацияхм, присвое--
ния целиком чужого труда или широкого
использования посторонних услуг.
Начальник областного отдела техниче-
ских культур В. И. Оболенский представил
как свою диссертанию работу, которая бы-
ла сделана большим коллективом  агроно-
моего сотрудников и помощников.
Бывнеий заведующий Воронежским o6-
ластным злравотлелом И. Ф. Попов, не
обладая не только умением излагать свои
мысли, но даже, как потом выяснилось,
элементарной  гоамотностью, решило все
таки обзавестась ученой степенью. Мате-
рналы (блздрава. собранные, конечно, от
нюхль ие лично Ноповым, 0 санитарных
	последствиях Войны ин немецкой  оккупа-
пни в области были ланы за опрехелен-
	В ПОРЯДКЕ ОБСУЖЛЕНИЯ
	Присвоение ученой степени входит B CH-
лу только после утверждения решения’
ученого совета Высшей аттестационной
комиссией (BAK) при Министерстве выс-
шего образования СССР. На эту. процедуру
ухолит обычно не менее одного-двух лет.

Bee благополучно защищенные” доктор“.
ские диссертации ВАЁ, как правило, от-
правалет на заключение трем специали-
стам и, лишь получив их отзывы, ‚ окон-
чательно решает ор 06 утверждения.
докторской степени. зачем же нужна пред-
варительная публичная защита на ученых
советах вузов, если все равно. Вопрос ре-.
шается тремя специалистами? :
	Пора, наконец, посмотреть . открытыми
	глазами на диссертационную  практиву и.
назвать вещи своими именами. Диссертажи-
	онный метод квалификации научных кал-
	ров, задуманный 12 лет назад с наилуч-
шими целями и сыгравший в первые годы
положительную роль, в настоящее время
требует значительных коррективов.

Существует проект улучшить нынепгнее
положение при помощи. введения еще до-
познительных (кроме кандидатоких и док-
торских) диссертапий-—матистерских илие
иными, извлеченными из средневекового
реквизита, наименованиями. Но это, конеч-
HO, не вносит ничего принципиально но-
вого в существующую систему,

Мы думаем, что суждение о научных
достоинетвах отдельных работников должно
выносить компетентное жюри из несколь-
ких авторитетных ученых, признанных спе-
циалистов в данной области. Никакой
театрализации здесь ные требуется. Такие
юри по каждой специальности должны
збираться учеными из своей среды и ут-
‘верждаться Министерством высшего обра-
зования или назначаться по рекомендации
признанных авторитетов в данной отрасли
знаний,

Свое решение о присуждении степени

Юри Долно выносить на основании всех
опубликованных научных работ данного
заца. В тех случаях, когда опубликован-
вых работ нет или их слишком мало,
соискатель может представить и неопубли-
кованные работы.

Решение жюри должно быть основано на
всем материале, характеризующем научную
деятельность и личность соискателя,

Можно ввести право обжалования
решений жюри, как отрицательных, так и
положительных, и передачу вопроса. на суд
жюри другого состава. Но надо рентительно
отказаться от. существующей ныне прак-
тики превращения публичной защиты дие-
бертаций в формальную пропедуру.

° Нам предетавляетея такжё совершенно
несомненным, что все научные работникл
должны регулярно подвергаться проверке.
Надо в определенные сроки просматривать
и веестороние оценивать их работы. При
этом необходимо учитывать следующее об-
стоятельство. По ныне существующей сис-
теме, ученая степень присваивается пожиз-
ненно. Кандидат наук, налисавиий одну.
работу и после этого творчески умолкнуз-
ший на десятки: лет, не имеет прав на эту
степень. Получение ученой степени дол-
	Ничего, товарищ, мне не надо,
Только быть во всем тебе под стать,
Не отстав, шагать с тобою рядом
И себя в труде перерастать,
		В Союзе советских
	ателей CCCP
	Секретариат Союза. советских писателей
СССР на очередном заседании рассмотрел
работу Всесоюзного об’единенного бюро
	пропаганды художественной литературы.
` За последние годы Бюро пропаганды не-
	сколько раситирило свою деятельность, HO
	ве сумело полчостью перестроить работу в
	соответствии с решениями ЦК ВКИ(б) no
идеологическим вопросам. Бесплановость,
самотек, малое привлечение писателей к об-
цественным выступлениям, и, особенно, для
учашихся школ и вузов, привели к тому,
что Бюро пропаганды работало неудовлет-
ворительно.
	Утвержден новый совет Бюро пропа-
ганды в составе: С. Евгенова (председа-
тель), И. Андроникова (заместитель предсе-
лателя), Л. Никулина, Л Ошанина, А. Жа-
рава, Л. Кассиля, Е. Шевелевой, С. Ва-
сильёва Е; Долматовского.
	На том же заседании секретариат утвер-
	дил редакционный совет издательства «Co-
ветский писатель». В него вошли: В. Бах:
	  метьев, Г; Граник, Н,: Грибачев, В. Инбер,
	3. Казакевич, А. Караваева, Е. Книпович,
„А. Кононов, Е.’ Ковальчик, А. Коптяева,
Ю. Либединский, В. Перцов, Б. Полевой,
В. Сафонов, Л. Скорино, °П. Скосырев,
В. Смирнова, В. Соловьев, А. Софронов,
А. Тарасенков, А. Фадеев, П. _ Фатеев,
	В. Шербина, С. Шипачев, Г. Ярцев.
	понентами, вотумом ученого совета ИМзет   RHO не только давать права, но и нала-
	часто совершенно иллюзорный характер.

Если диссертации защищаются на уЧе-
ных советах университетов, то в решении
вопроса о научных достоинствах, скажем,
математика, принимают участие историки,
филологи, ботаники ит. д. т. @. люли,
нередко знающие математику не лучие
студента 1 курса математического факуль-
тета. Такое же положение, не обеслечива-
ющев возмежности рассмотрения научной
работы по существу, имеется не только в
университетах, но и в учреждениях более
Узкого специального профиля, например, в
медицинских институтах.

В течение лвух-трех часов перед члена-
ми ученого совета мелькают диссертант и
несколько оппонентов. Они высказываются
по вопросу, для подавляющего большинства
мало знакомому, а затем присутетвующие
без всякого. промедления должны вынести
решение о присуждении ученой степени.

До недавнего времени у членов ученого
	гать обязанности. ученую степень нельзя
давать пожизненно. Она должна быть оп-
равдана не только предшествующей, но и
последующей: деятельностью человека. _

_ Нам кажется также в корне кеправиль-
HOH снстема подготовки научных работни-
ков по конвейеру аспирантуры, Мы дума-
eM, Fra may, обладающих необходимыми
данными для ведения ваучной работы, на-
до прикреплять к отдельным ученых, ко-
торые должны ими руководить. При ЭТОМ
необходимо ввести предварительный испы.
Тательный срок; в течение которого руко-
водитель может дать заключение о ©пособ-
ности аспиранта к самостоятельной necze-
	  довательской работе.
	Важдый научно-иселедовательский ин-
ститут, каждое высшее учебное заведение,
несомненно, должны иметь возможность
нечатать труды своих научных работников,
хотя бы в ‘извлечениях. Должна быть еоз-
дана сеть журналов - реферативного типа,
	совета была возможность воздержаться ог  на страницах которых должны нахотить
	голосования. Некоторые широко пользова-
лись атим правом, но большое количество
возлержавшихся часто ставило под сом-
мение результаты голосования. По ные
действующим правилам разрешается голо-
совать только за или против. Это еще
более затрудняет членов совета и зача-
стую превращает голосование в лотерею.
	себе место весе представляющие какой-либо
интерес научные работы.

Нам думается, что такой порядок и ‘обя-
зательная: периодическая” ‘аттестация всех
научных работников поднимут на еще
большую высоту напгу` советскую науку и
помогут. организационно укрепить’ наши
научно-исследовательские учреждения.
	„НОСТОРОННИЕ ЛИПА«
		По началу М. И. Михайлов кажется
просто человеком холодным, однако, при-
глядевшись пристальней к образу его
действий, убеждаещься, что здесь дело не
только в некоторых малопривлекательных
свойствах сердца. /

Везразличное отношение доктора Ми-
хайлова к насущным жизненным нуждам
его сотрудницы доктора Е. Н. Якуниной
быстро перешло в активно-враждеёбное.

Война принесла старому советскому вра-
чу-педиатру Е. Н. Якуниной много ropa.
Муж ее погиб на фронте. Квартира
И все имущество, нажитое за долгие годы
трудовой жизни, оказавшиеся на террито-
рии, занятой. врагом, —уничтожены. Сын*ее,
комсомолец Георгий, с’ 1943 года был в
рядах Советской Армии,

Родина отнеслась к вдове и матери вои-
нов с заботливым участием. Родина верну-
ла Якуниной кров, любимую работу, Mare-
риальную обеспеченность, Ona получила
пособие, какое выдают семьям фронтови-
ков, павших смертью храбрых. По возвра-
щении из эвакуации обратно в Москов-
скую область ей тотчас была прелоставле-
на работа по специальности в детском са-
натории «Быково». Там же, в жилом доме
при санатории, Якунина получила комнату.

А вскоре в ее жизнь вошла еще одна
большая радость: 28 апреля нынешнего го-
да вернулся демобилизованный из армии
сын. Способный юноша, с серьезными за-
датками математика, он в последний год
пребывания в армии стал студентом-заоч-
ником Математического факультета МГУ.

Куда веркулся Георгий? Естественно, к
матери. Ее дом —его дом. Живя у мате-
ри, Георгий рассчитывал подготовиться к
осенним экзаменам для того, чтобы из за-
очника стать полноправным «очным» сту-
дентом МГУ.

Эти планы жизненного устройства, такие
скромные, глубоко человечные и естест-
венные, были нарушены  неожпданно и
грубо. т

Михайлов, главный врач санатория «Бы-
ково», в хозяйстве которого числятся и
этот жилой дом для сотрудников, запре-
тил прописывать Георгия на жилплощади
его матери. Он мотивировал .это тем, что
Георгий «является посторонним лицом»...

Все в этом удивительном решении през
тиворечит н закону, и нормальному чело-
	BEvVeCKOMY чувству. Ведь живут же в этом
самом доме семьи других сотрудников са:
натория. Кто же дал право Михайлову
об являть сына доктора Якуниной лицом,
посторонним для его родной матери? Что
это: самодурствоР

Нет. Тут дело посложиее и похуже,

Прокурор Раменского района. к которому
обратилась Якунина, подтвердил, что закон
на ее стороне. Но Михайлов не обращает
никакого внимания на это определение про-
курора, ибо его санаторий находится вве-
дении Бауманского райздравотдела Мо-
сквы. Михайлов даже  об’явил Якуниной
строгий выговор с предупреждением за
попытку прописать своего сына. - .
® Не всегда доктор Михайлов относился
с такой озлобленностью к доктору Якуни-
ной. В ноябре 1947 года он даже об’явил
ей благодарность за отличную работу.

Перелом в отношениях наступил © того
момента, когда доктор Якунина, как член
местного комйтета, выступила с критикой
некоторых. действий доктора Михайлова,
возмутивших ее честное отношение к рабо
те и нравственную опрятность.

С этога момента Якунина стала для Мн-
хайлова человеком неудобным,

Цель его усилий ясна: он хочет выжить
Якунину из санатория. Ему неудобны ее
принципиальность, ее прямота.

Во всем этом безобразном деле вызывает
Удивление позиция заведующего эдравотде-
лом Бауманского района тов. Латыпова,
который равнодушно взирает на бессовест-
ную травлю вдовы и матери фронтовиков,
заслуженного и старейшего работника со-
ветской медицины.

Удивление этр сменяется возмущением,
когда мы узнаем, что Латыпов санкциони-
рует самоуправные действия Михайлова,
также квалифицируя ее сына как «лицо
постороннее».

Вероятно, Михайлову, поошренному сво-
ей временной безнаказанностью, кажется,
что нет ничего легче, чем затравить вра-
ча Якунину. Михайлов ошибается = с0-
ветский- человек не бывает одиноким: ря-
дом с ним и вместе с ним закон и совет.
ская общественность. Они сумеют одернуть
зарвавшегося бюрократа и его неразборчи-
вого покровителя, которые сами рискуют
	ТЕ И
OKASaTRCH 5 положении. «посторонних ЛИЦ»
	me eee ey

к wo
в честной советской трудовой cempe.
	укрепить   наши   А. Тарасенков,

БОЛЬШЕ. БУМАГИ СТРАНЕ!
	Это значит:
больше хорошей бумаги!
	Каждый день нз бумажной фабрике про-
ноходит чудо. К нему привыкли, оно ни-
кого здесь не удивляет. И все же sto ca-
№08 настоящее чудо — превращение на
ваших глазах жидкой массы в чистые,
ровпые. плотные белоснежные листы.
	Но к чуду привыкают. Чудо планируют,
калькулируют, сортируют и упаковывают.
Существует ли на всех этапах планиро-
вания, производства, отгрузки бережное от
ношение к той важнейшей продукции, от
БоТОорой зависит дальнейший пол’ем куль-
туры в стране?

Писатели побывали на многих бумаж-
ных предприятиях Союза. В цехах знако-
MHIBCh G ЛЮДЬМИ, которые своими руками
изо дня в день, из года в год дедают мно-
тие товны газетной, книжной, нотной, ме-
Ловой и всякой аной бумаги. Мы знаем ве-
теранов-мастеров с сорокалетним рабочим
стажем. Мы ввдели молодежь, недавно
пришедшую на производство. _

И, будем говорить прямо, мы заметили,
что. в директорских кабинетах, в партий-
ных. и профсоюзных организациях пред-
приятиЯ любят потолковать о количестве
и привыкли осторожно обходить серьезный
в0прос о качестве.

Недавно газета «Труд» получила 21 тон-
ну бумаги с маркой ленинградской фабря-
ви имени Горького (и. о, директора тов.
Ходаков). Ве время печатания очередного
номера газеты выяснилось, что бумага, за-
	ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
9 we eens № 50
	сорена древесной пылью,  забивающей
стереотипы и печатную машину. Вклейкя
сделаны небрежно, грубо. Намотка рулонов
неравномерная — одна сторона твердал,
жесткая, другая -—— пухлая и вялая. При
быстром ходе машина превращает газету
в: макулатуру.

Вот лежит перед нами пачка других га-
зет. С первого взгляда —= газета, как га-
зета. Но на четвертой полосе отеутетвуют
две колонки. Вместо них — мутное, беле-
сое пятно в грязными подтеками. А ча
другом экземпляре — край листа вырван.

вот книга, где сто восемь страняц
можно читать с удовольствием, 3 сто девн-
Тая—загадочнее сфинкса и вся покрыта
какими-то занозами и пупырышками,

Вто делал такую бумагу? Балахнинский
комбинат (директор тов. Таганцев).

Не секрет, что продукция Архангель-
ского бумажного комбината, при оемотре
ее государственной экспертизой, как пра-
вило, переводится из первого в третай
сорт. Вак правило! А ведь Архантельский
комбинат” (директор тов. Гехтман) должен
снабжать книжно-журнальные  издатель-
ства высококачественной беленой типо-
графекой бумагой. «Высококачественный
третий сорт»—неважная фабричная мар-
ка, товарищи архангельцы!

Бумагу разных оттенков частенько «да-
рит» издательствам Каменская фабрика
(тиректор ros. Никандров). Перевыполняет
план по выпуску... вторых и третьих вэр-
тов Сокольекий комбинат имени Куйбыше-
ва (тиректор тов. Масюк). Плохо соблюда-
ют на Сокольском. комбинате технологяч»-
ские режимы производства.
	Белый лист газетной бумаги, выпущен-
ный Кондопожеким комбинатом (директор
тов. Давыдов), имеет, на наш взгляд, вое
основания для того, чтобы покраенеть от
стыда з& свое качество и позеленеть OT
ужаса при воспоминаниях © пройденнум
пути. Газетная бумага наматывается на
слабые, плохо склеенные гильзы. Упд-
Бовка скверная. .

Хуже стал работать Камский комбинат
(директор тов. Туниманов) — основной
поставщик типографской бумаги: ряд изда-
тельств жалуется и на качество камокой
продукции.

Несмютря wa обилие примеров. плохой
работы, не следует, однако, делать вывод,
что нет предприятий, где не умели бы по-
настоящему постоять за Честь фабричной
марки. Фабрика «Маяк революции», Ма-
рийский, Сегежокий, Новолялинекий- ком-
бинаты достойны того, чтобы по пим раз-
Нялись остальные.

`У работников советской полиграфии, у
издательств и редакций, у нас, советских
литераторов, у советских читателей —
болышая и законная претензия к работва-
кам бумажной промышленности: бумага
должна быть хорошей, вся бумага! Стран-
ная получается картина: как раз крупней-
шие предприятия дают бумагу плохую, &
меньшие предприятия выпускают хорошую.

Больше бумаги стране! Этот призыв
означает: больше хорошей. бумаги!

Борьба за качество начинается в 3260-
ты о чистоте на предприятии. На многах
фабриках грязно в цехах, и от этого стра-
дает работа.

Недостойное отношение к бумаге прояв-
ляется на железнодорожных станциях и в
складских помещениях. Ее скверно паку-
WT, ее возят на открытых платформах, под
дождем, ее выгружают крюками, ее хранят
в неприспособленных помещениях. На. 7-й
разгрузочной платформе станция Mocrra-
Товарная, Бурской железной дороги, еже-
JHOBHO разгружаетея много рулоясв для
	«Известий», «Труда», «Гудка», «Москов-
екого большевика» и других изданий. Но
какой это варварский процессе — разгруз-
ка! Торцы рулонов бьются, и тут же, на
платформе, возникает гора брака. На стан-
ции нет никакой механизации.

«Бумага все стерпит», — говорит ‚по-
словица. Увы, она действительно многое
терпит, но мы-то не должны терпеть Ta-
вого положения дел.

В Министерстве цеалюлозной и бумаж-
ной промышленности должно быть измепе-
но отношение к вопросам качества. Уста»
новившаяея в министерстве практика трз-
диционных совещаний вряд ли может спа-
ств положение. Бумажный поток актов в
жалоб идет в Главбумебыт, к тов. Китаеву,
оттуда направляется по двум каналам: к
	зам. министра тов; Извекову и в производ-
	ственный или технический отделы.

°С внешней стороны все выглядит вель-
ма солидно. Но по существу это только нз-
сколько лишних резолюций в папке под
названием «качество».

В многотысячном коллективе работников
бумажной промышленности есть _ немало
подлинных энтузиастов своего дела, спо-
собных возглавить движение за выпуск
отличной продукции.

Неотложная задача министерства — за-
нятьея вопросом о качестве применительно
5 060бым условиям каждого предприятия.
В первую очередь надо поднять БУЗЬТУру
производотвенного процесса, точно соблю-
дать технологический режим,

Нет человека в нашей стране, который
не был бы заинтересован в улучшения
качества бумаги. Пусть на прекрасных со-
ветских изданиях красуется фабричная
марка: «Напечатано на бумаге такой-то
фабрики». И пусть это будет каждая бу-.
мажная фабрика Советского Союза!
	Бригада Союза советских писателей
и «Литературной газеты»:
	`А, РАСКИН, А. ИВИЧ, Н. ДЫМАРСКИИ.