ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЫ
ити ни ЗИ
		  ворческий
	ул

i GUL:

-TTOOR  пролушать

лекцию, посмотреть
новую кинокартину,
побеседовать о своей
работе. В селе Белый
Берег Малинского рай-
она, Житомирской 00-
ласти, клуб, которым
уже 27 лет бесемен-

но руководит ПШ. Соболь, стал подлинным
центром политической и культурной жиз-
ни населения. В его агитколлективе, круж-
	вах.  лектории активно работают 60
сельских интеллигентов.

‚ Первейший ^ долг местных партийных
	организаций — поощрять эту плодотвор-
ную дружбу интеллигентов села, района,
развивать работу клубов, домов культуры,
читален и библиотек, помогать учителям,
врачам, агрономам в политическом 0образо-
вании, в культурном просвещении народа.

Послевоенные тоды ознаменованы тран-
днозным патриотическим под’емом нашего
колхозного крестьянства. Выросли и дейст-
вуют из пользу социализма могучие ду-
ховные силы народа. В борьбу за высокий
урожай на: больших площадях вкаючилиеь
миллионные массы.

Судьба урожая зависит теперь не только
от физических усилий земленашца, но нот
большевистского дела и пламенного. слова
советского агронома: механизатора, учите-
ля, ог их воинствующей борьбы против
частнособственнических пережитков в oa3-
нании людей.
	В этих условиях советский интеллигент
	получает широчайшие  возмажности про-
явить все свои лучшие качества, — быть
застрельщиком — нового, пропагандиетиу
опыта передовиков. организатором хозяйст-
венного укрепления колхозов, борцом е
лодырями и тунеядцами, со веем косным,
что мешает и противодействует народному
движению.

Сельские интеллигенты обязаны смелее
поддерживать новаторские начинания кол-
хозников-опытников. Шусть агроном, зе-
теринар,. зоотехник, лесовод видят в них
своих первых помощников в борьбе за вы:
сокие урожаи, любовно помогают HOBATO-
рам, передают ‘им агротехнические знания.
В Этом залог мощного oa ema сеельекаго
хозяйства страны, ‘залог роста рядов на-
шей колхозной интеллигенции.

Советскому писателю. дороги и близки
великие дела сельского интеллигента. Во
многих произведениях советской литерату-
ры любовно запечатлены образы интелли-
гентов городов и свел нашей страны. С
полным правом можно назвать о›оманом о
районе «Счастье» П. Павленко. Когда-то,
в далекие времена царской России, Ялта
была великосветеким курортом. пристани-
щем модных хлышей, средн которых pes-:
ВИЛИСЬ «Ариалны» и тосковали «ламы ©
собачкой». Павленко изибразил Ялту как
цейтр сельскохозяйственного района. Де-
мобилизованный офицер Воропаев. ученый
винодел Широкогоров — высокообразован-
ные люди — нашли среди людей колхо-
30B И совхозов своих истинных друзей.
источник ‘неувядаемого онтимизма, цель
жизни. В рассказах В. Овечкина, в пьесе
Н. Вирты «Хлеб наш насущный» а в дру-
гих произведениях мы вилтим Новых го-
ветских люлей — работников  интелля-
гентного труда, питомцев партии > больше-
ВИКОВ, ПАРИ своего‘ района, колхоза,
поселка.

Нельзя забывать. что колхозы, слвхозы,
машинно-тракторные станции неустанно
выдвигают из среды варола новых интел-
лигентов. Колхозник-опытник.  колхозные
заотехники, механики МТС. электрика —
это мололые кадры. наролной интеллиген-
пии. Они рождаются не только в аудитл-
риях университетов, ной в поле, в хате-
лаборатории... Долг советской лятературы—
изобразить этот исторический процесе в
Жизни Raposa.

В радоством трудовом порыве борется за
досрочное выполнение пятилетнего ‘плана
советский нарол! Сопиалистическая  Про-
мыпиленность дает стране все больше: и
больше угля, металла, машин, товаров
широкого потребления. На полях зреет бо-
гатый урожай. В колхозы поступает все
больше машин, автомобилей, улобренай.
Растет и пгирится ‘многотысячное двяжение
борцов за высокие урожаи. на больших
площадях. Вырастают новые культурные,
благоустроенные села, рабочие поселки,
школы, больницы, клубы, библиотеки. ©

В. едином строю борцов. за. пятилетку.
самоотверженно, вдохновенно _ работает
сельская интеллигенция, плоть от плоти
народа, интеллигенция, воспитанная вели-
кой партией Ленина-—Сталина.
	ПОТТЕРА ТУВА
[ЖА
		‘Суббота, 26 июня 1948 г.
	CENbCHON интеллигениии
		В районных центрах, в тысячах сел и
деревень, в колхозах, в совхозах, в шко-
дах, избах-читальнях, МТС, зональных на-
учных станциях под руководетвом партив
Ленина — Сталина, в единстве е народол,
творит великое дело строительства комму-
низма армия советских интеллигентов.
Есть среди них работники стародавних
профессий — учителя, агрономы, врачи,
ветеринары, землеустроителя. Появились
и люди совсем новых профессий, рожденных
практикой  социалистического общества:
селекционер, механик машинно-тракторной
станции, избач, лаборант складов заготзер-
на, мелиоратор, `электрификатор, дорожный
техник. В районной газете работают жур-
налиеты. Работники ‘государственных и об-
щественных учреждений, школьный ин-
спектор, районный финансист и районный
плановик, — обширны, многообразны кад-
ры сельской интеллигенции! Она живет
единой жизнью © народом, она нераздель-
ная часть народа, культурная еге снаа.
«Это совершенно новая, трудовая интелли-
генция, подобной которой не найдете ни в
одной стране земного шара», — сказал
товарищ Сталин.

Люди интеллектуального трула  рабо-
тают в. стране, где исчезло слово прован-
ция, как символ тупости, одичания, бес-
культурья. «Сейчас, — по словам М. И.
Калинина, — нету нас «медвежьих» углов,
сейчас каждый уголок нашей ‘етраны лу-
мает: он — частица Москвы». Во всех
областях, районах нашего  общирного
тосударства идет процессе творчества, про-
цесс созидания. В нем участвуют иилли-
оны советских людей.

За годы сталинских пятилетов в совет-
ской стране произошла невиданная в исто-
рии культурная   революция. Петербург,
Москва, два-три университетских  горо-
да — вот и все культурные центры на-
шей страны де революций; вокруг лежала
тлухая «уездная» Россия, которую е н0-
трясающей ‘силой занечатлел А. М. Горь-
кий в «Городке Окурове».

Сейчае пе только Москва и все пятна-
хпать столип союзных . республик, ной
каждый областной город, кажлый район-
ный городок стал подлинным очагом внед-
рения коммунистической культуры в глу-
бинные пласты страны. ,

Учитель Н. Виткович из маленького го-
рода Влинны. Брянской области, нанисал.
новый учебник географии для’ четвертого.
класса. На всероссийском конкурсе Миня-
стеретва просвещения РСФСР его учебник
получил премию в 20 тысят рублей. Вее-
союзные медицинские сборники и журна-
лы охотно печатают научные труды врача
Н. Соколова из Тетюшекой районной боль-
ницы Татарской реснублики.

‘Врачи Д. Соколов. И. Киселев, учитель-
ницы. сестры Преображенские, собственный
корреспондент воронежской «Коммуны» в
Калачеевеком районе . Моденов, библиотекя-
ри Д. Кравченко, И. Смирнов, агроном  .
Ворона, литературные портреты которых
печатались на страницах вашей гале-
ты,`— активные строители коммувистиче-
ского общества. «Провинция» не мешает,
a солействует их творческому труду, идо
они живут в ‘нареде, с народом, для Ha-
рода.

Интеллитент в районе -—. пропагандиет,
общественник ° по самому складу души.
Творческий человек, он — всегла на пер-
вой линии борьбы. Когла колхозники бе-
рутся за устройство лесозащитных: п9л0с,
за разбивку мичуринского сада, за орга-
низанию колхозного  лектория, к ним на
помошь приходит учитель, врач, агроном.

‚ Велика и благоролна роль сельской ин-
теллигевции в деле коммуниетическо-
го воспитания народа, в поднятия
культуры советского, крестьянства! В 0в-
ручеком районе, Житомирской области,
интеллигенция . обратилась © призывом к
колхозникам — созлать в каждом селе
хлуб. 0Обком партии олобрил эту ценную
инициативу. Сейчае во всех селах обла-
сти, опустошенвой войвою, построены за-
ново и капитально отремонтированы клу-
бы. В соседней, Винницкой области, по по-
чину интеллигенпии колхозники взялись
за строительство и ремонт больниц, ро-.
дильных домов, амбулаторий.

На Алтае, в Славгородеком доме культу-
ры каждую неделю устраиваются «четвер-
ги», — люда разных профессий сходятся,
	№ 51 (2434) _
	мелоРов  117) 77004001460 билет

Что представлял  с0б0й в TO время
подпольный обком партии?

Посмотреть со стороны — маленькая
группа людей из числа нескольких сот
партизан. Ничем особенным не отлича-
лись они, эти люди, от массы. Не все 3a-
нимали высокие посты. А по одежде, по
манере держаться, по строю жизни — та-
кие же партизаны, как и. другие.

Но когда эта труппа уединялась, все
кругом знали, ‘что собралея обком: зна-
чит, решаются важные вопросы. жизни
всего отряда, а, может, и не только ©т-
ряда. Не обязательно секретные, HO yx
непременно важные, очень серьезные во-
просы.

Когда вызывает обком, любой партизан,
будь он партийный или беспартийный,
подтягивается, собирается с мыелями, нро-
сматривает свои блокнотные заметки...Ну,
& если чувствует 3a собой какой-нибуть
	проступок, может ‘и CHABHO CTPYXHYTH...
	Не только рядовые партизаны — коман-
диры, лихие вояки, когда скажут им, что
вызывают на заседание обкома, — бросают
дела и, все ‘равно, день или ночь, дале-
ко ли, близко ‘ли, немедленно отправ-
ляются В UYTB,

Даже из других, не подчиненных наше-
му командованию отрядов, из сел, где и
нет никакого отряда, из Нежина, да что
там из Нежина, из самого Чернигова мд-
жет вызвать обком человека. И, если
вызванный человек враг немнам, если ‘он
хочет активно бороться, обязательно
пойдет. Оставит жену, детей и с риском
для жизни будет пробираться в тот лее,
где находится сейчас обком.

Кто же эти люди, члены обкома? 0т-
куда у них такая власть над душами
человеческими?

То, что члены подпольного обкома бн-
ли в свое время избраны B легальный
Черниговский обком, а. большинство из
них позднее утверждены Центральным Ко-
	митетом партии в качестве руководителей
	народной борьбы в тылу врага, имело,
конечно, немаловажное значение., Ho aro
не полностью об’`яеняет, откула -Y этих
	нескольких человек такой авторитет и
влияние в массах. i

Истинное об’яснение в том, что рабо-
чие, крестьяне, интеллигенция в нодавля-
ющем большинстве понимали, что на ок-
купированной земле есть только одна
сила, одна организация, способная проти:
востеять. оккупантам, — и
ская партия.

Даже в отрядах, не их за-
благовременно, — в. грунпах окруженпев
или бежавших пленных, среди крестьян,
возмущенных зверетвами немцев и ушел-
	ших в леса, — если были коммунисты.
способные руководить, они становилить
командирами. . Le
	В условиях оккупапии ‘особенно ярко
проступали в человеке ‘черты подлинного
большевика, проверялись его убежденность,
преданность коммунистической идее.

Народ это’ понимал отлично. Нарол лю-
бит в большевике прямоту, смелость. по-
следовательное проведение намеченной
программы. .

В отряд приходили из окруженцев и
бежавших. пленных. люди, 0 которых мы
ничего не знали. ,
	Часовым Ha заставах. He вменялосв в
	обязанность опраливать пришельцев. Ча-
совой лолжен. был доставить их дежурно-
му командиру или вызвать- команлира. Ho
Часовые просто из человеческого ‘интереса
забрасывали всякого новичка вопросами.
Й одним из первых вопросов, который ему
задавали. был:

— Член партии? Комсомолец?

`И партизаны, лаже беспартийные, всег-
да радовались утверлительному ответу. Ра-
довались и потому, что получают спльно-
го, преданного товарища.

`Никаких дополнительных прав или пре-
имуществ в сравнений с беспартийными
	Отрывок из П книги записок А. Федорова
кПодпольный обком действует».
	коммунисты-партизаны не имели. He
было у нас даже такого формального при-
знака членства, как партийный билет. По
решению обкома, все, кто пришел в отряд
с партийными или’ комсомольскими биле-
тами, сдавали их комиссару. В одной из
баз был’ спрятан сейф. Вее партдокумен-
ты мы сложили в него и закопали. У
сскретаря отрядной парторганизации това-
риша Курочки был список членов и кан-
дидатов ВКП(б), - секретарь ‘низовой орга-
низации ЛЕСМУ Маруся Скрипка соста-
вила такой же еписок комсомольцев.

За все время партизанской борьбы у
Hac было только два случая, когда вету-
павиеие в отряд скрыли свою ‘принадлеж-
ность к партии. Обычно же члены партий
и комсомольцы, как только их зачисляли
в отряд, шли в секретарю пизовой органи-
зации и просили принять их на учет.

Процедура для этого была установлена
довольно сложная. Как правило, пришед-
шие неё имели ‘партийных комеомоль-
ских билетов Это не ставилось им в ви-
	Ну. Но для того. чтобы ловазать свэю
	партииность. товарищ должен был найти
	Трех свидетелед—членов партии, которые
могли бы подтвердить, что он Действи-
тельно состоял в такой-то организации.
	Ко мне однажды обратялись е удизи-
тельной жалобой четыре бойца из первэ-
го взвода. Подошли все вместе, и один из
них так и еказал:

— Мы до вае, товарищ Федоров, © жа-
лобой на Курочку Ивана Маркьяныча...

— Так вель Курочка не ваш командир.
Чем он вам насодил? ^.

— Мы до Bac, как к секретарю —обко-
Ma...
Все четверо беспартийные. Ждал, что
заговорят они о неполадках в лагере, лич-
ных притеснениях, грубости. Нет, они
явились — Но сугубо партийному, ame
внутрипартийному делу.

— Власенко вам, Алексей Фэдорович,
известен?

— Знаю такого. Пулеметчик?

— Он самый, точно, Петро Власенко
из Карповки. -

— Мы с ним односельчане, — вступал
в разговор второй боец. — Прибыл он в
отряд скоро месяц. В нам в отделение за-
писан и живет в той землянке, где и мы.
Замечаем=—сильно удрученный ходит Вла-
генко. Лень, другой в таком положении.
	Даже в бою не TOT. Мы как земляка“ и

друга, пытаем: «Какая причина?» Отмахи-
вается, умоляет не приставать.  Вее-таки
мы добились. «Помните, — говорят, —
хлопцы, меня ведь еще в триднать дев-
том приняли в партию, известно вам это?»
«Ну, а как же, естественно, помним». «A
теперь не признают. Курочка отказывает-
свя взять на учет. Я свой билет закопал
при выходе из окружения. Пошел бы на
то место, да ведь триста’ километров, пе
меньше».

Третий. боец с жаром подхватил:

— Co стороны Курочки проявлена
форменная волокита. Он, товарищ Федоров,
должен учесть, что. обидно человеку. Мы
подтверждаем: действительно, состоял. В
селе проявил себя активно: на собраниях
агитировал, в огородной бригаде раз’яснял
газеты; внимательно относился. Я, Е при-
меру, сам вилел, что до войны Петро
«Краткий курс» изучал. Мы секретарю
парторганизации Вурочке все это выска-
зали, как свидетели. А вышло хуже.

— Не признал?

— Нет. Вы, ‘говорит, не имеете прав.
Если бы, говорит, Петро Власенко был
действительно в партии, он бы к вам,
беспартийным, по такому делу _ не обра-
THICH.

Я перебил жалобщиков:

— Но ведь вы же не знаете обетоя-
тельств дела. Власенко был в армии. Воз-
можно, что Там провинился и его исклю-
ЧИЛИ,

Четвертый боец, который все время
молчал, счел нужным вмешаться:
	— Ле ним вместе из окружения вы-
ходил. Мы с Власенком из одного взвода.
Не слыхал я 0б его исключении. Это вы
неверно, товарищ Федоров, предполагаете,
Власенке и выговора не было.

Я заинтересовался, почему товарищи так
ревностно отнеслись к делу Власенко.

— Во-первых, человек волнуется. Мы
сочуветвуем.

— Ну, а во-вторых?

—А во-вторых, — главное. der у нае
B отделении ни одного члена партий. Rar
ВЫ. думаете, имеет это для нае значение,
а, товарищ Федоров? В-третьих, —справед-
AUBOCTH.

Я рассказал жалобщикам, какой установ-
лен порядок для включения в списки.

— В сожалению, товарищи, и я ничего
не могу сделать. Нарушать установлен-
ный обкомом порядок мне права не дано.

Кажется, я их не убедил. Ушли они
определенно недовольные. Тот из товари-
щей, который вместе с Власенко выходил
Из окружения, минут пять’ спустя. вер-
нулся ко мне:

— А скажите, Алексей Федорович, если
я в партию войлу, тогда можно мне будет
за Петра вступаться?

— Только для того и в партию хочешь
ветунцить?

Он посмотрел на меня удивленно и 01-
ветил co Bee серьезностью:

— Я так предполагаю, что вы шутите,
товарищ Федоров. Нало быть глупым, 9то-
бы подавать в партию по одному этому
делу. Заявление я написал эше в полку,
но полать не уснел. Рекомендации у меня
сохранились.

— Ты где в окружении был?

— Пол Киевом. Мы с Петром больше
трех месяцев добирались, пока партизан
нашли.

— И ты все время носил с собой реко-
мендации?

— Носил.

— Власенко, значит, закопал свой
партбилет, а ты рекомендации при себе
	держал!

— Точно.

Сообразив, что`это в невыгодном свете
показывает его товарища, он спохватился
и добавил:

— Так все ж таки разница, Алексей
Федорович. У Петра членский билет, а у
меня заявление только в кандидаты,

— Дай-ка- сюда, покажи.

- Он сняло шинель, отпорол на _ стане
подкладку и вынул аккуратно сложенные.
завернутые в компреесную бумагу три
рекоменлации, заверенные печатями парг-
организаций, и свое заявление.

— Измял, Алексей Фелорович; —®скза-
зал он виноватым голосом. — Эта вот
ыы ныне убитым лейтенантом Воронь-

0. Эту сам полковник, товарищ. Гоцперид-
xe мне Aad, & TpeTba kak pas oT Власен-
ки. Он был у нае первым номером. на
	-Пулемете, а я вторым. Он меня в. партию
	й сагитировал.

Я просмотрел бумаги. Потом вниматель-
но взглянул в глаза бойцу. Нет, невоз-
можно было предиоложить, что Bee это
заранее придумано. Тем более, что вместе
сзаявлением и рекомендациями у него бы-
ли завернуты фотографии жены, детей и
грамоты райиеполкома за отличную рабо-
ту. в колхозе,

— Ну, чудаки ж вы, ведь вот хлоказа-
тельство, — я показал бойну рекоменза-

цию Власенки. — Тут даже номер. член-
ского билета и с какого года член пар-
тии — все сказано. Зови своего дружка

и скажи, чтобы тебя благодарил.
Надо было видеть, с какой радостью он
	меня слушал.
	Слесарь Московского автозавода имени
Сталина И. Двукраев готовится стать
инженером. Для этого ему не приходит-
ся бросать производство. Он учится
здесь же, на заводе, в вечернем отделе-
нии Института металлопромьииленкоств,
которое только в этом году опончили
40 рабочих. На автозаводе, кроме того,
есть автомеханический техникум. техни-
ческая школа и много различных вур-
сов, где в свободное от работы время
обучаются тысячи рабочих.

В процессе учебы слесарь Двукраев
стал конструктором отдела гидравлики.

НА СНИМКЕ: будущий ивженер И.
Двукраев на консультации у старшего
преподавателя В. Волкова в кабинете
черчения автозаводского отделения Ин.
ститута металлопромышленности.

Фото В. Ковригина (ТАСС).
OO AAA RRR a

За образцовую: книгу

‚НА СОБРАНИИ ИЗДАТЕЛЬСКИХ
РАБОТНИКОВ ЛЕНИНГРАДА

После войны деятельность  ленинград-
ских издательств значительно возросла,
Только в 1947 году в Ленинграде вьиило
в свет более 2.500 книг, а их: общий тираж
составил шестьдесят миллионов. экземпля-
ров. .
Однако, наряду с достижениями в ле-
нинградских издательствах имеются серь-
езные недостатки и ошибки. О них много
говорилось на состоявшемся на-днях соб-
рании издательских работников Ленингра-
да.

Заведующий сектором печати Ленин-
градского горкома ВКП(б) А. Дементьев
в своем докладе подчеркнул недопусти-
мость благодушия и безответственности, ко-
торые еще имеют место в работе ленин-
градских издательств. Отделение Госполит=
издата, например, выпустило книгу Я. Ро-
зенфельда «Промышленность США и вой+
на», извращающую ленинскую теорию импе-
риализма и идеализирующую американскую _
экономику. В ленинградском отделении
издательства «Советский писатель» вышла
осужленная общественностью книга проф.
А. Долинина «В творческой лаборатории
Достоевского». Издательством Ленинград-_
ского университета издана порочная рабо-
та академика В. Шишмарева, восхваляю-’
щая  космополитизм А. ` Веселовского, а
также ошибочная книга проф. В. `Проппа
об исторических корнях волшебной сказки,
в которой отрицается национальное своеоб-
разие русского фольклора.

ряде ленинградских научных yupex-
дений под маркой «научных трудов» и
«ученых ‘ записок» нередко выходят  нико-
	г. ве нужные, а то и просто вредные ра-
Ты.
	Факты и примеры, которые приводились
в развернувшихея прениях, подтвердили
положения доклада А. Дементьева.

Проф. В. Мавродин сравнил издатель-
ство Ленинградского университета с  поч-
товым ящиком. Здесь принимается и из-
дается все, что только порекомендуют ка-
федры,; без серьезного критического подхо-
да к рукописям.

Заместитель директора ленинградского
отделения излательства «Советский  писа-
тель» А. Узилевский проиллюстрировал. на
конкретных примерах  безответственность
некоторых издательских рецензейтов.
	В конце собрания выступил секретарь
обкома ВКП(б) во пропаганде Н. Сивиов,
подчеркнувший значительную роль изда-
тельств в общей борьбе за восетановле-
ние Ленинграда как крупнейшего. культур:
ного и научного центра сграны. Он сказал,
что многие работники издательств не сде-.
лали еще необходимых выводов из исто-
рических постановлений Центрального Ко-
митета партии по идеологическим вопросам.
	— В Ленинграде, — заключил свою речь
Н. Сивцов, — ‘имеются все возможности
для образцовой ‘издательской деятельности.
Мы должны добиться, чтобы каждая кни-
га, выходящая в Ленинграде, была высоко-
нлейной, образцовой по полиграфическому
выполнению и доступной ‘по своей‘ стоимо-
сти ‘самым широким слоям населения.
	По тургеневским местам.
	Так называется новая кинокартина, за-
конченная недавно Московской ‘стулией
учебных фильмов по заказу Министерства
просвещения РСФСР. Эго второй учебный
фильм, по русской литературе, первый = —
«Смерть поэта» (о Лермонтове) — был вы-
пущен еше до войны: :

Новая кинокартина булет ‘демонстриро-
ваться в школах во время ‘классных заня>
тий, посвяшенных Тургеневу. ‘Авторы филь
ма (сценарист Н. Tonopkos, ‘режиссер.
П. Малахов) использовали богатый икоано-
графический и музейный материал, показа-
ли ириролу средней полосы России, кото-
рую так влохновенно воспевал великий пи-
сатель. Перед школьниками пройдут на
экране пейзажи усальбы cempa Typrene-
Bax — Спасское-Лутовиново, превращенной
по декрету Ленина в государственный за-
поведник. Они увидят долину. у Бежина лу-
га, просторы Орловщины, исхоженные Тур-
геневым во`время его охотничьих стран:
ствований.

Диктор ‘как бы поведет учащихся по заз
лам  орловского ‘музея имени Тургенава,
расположенного ‘в ‘зданий, где родился пи-
сатель. По представленным здесь  карти-
нам, портретам, рукописям, ‘иисьмам и кни-
гам они ознакомятся с этапами ^ жизни и.
	творчества [ургенева.
		— Верно, верно, чудаки мы. Ведь от-
чего мы болели, Алексей Федорович. Че-
ловек больно хоропий, а так несправел-
ливо из партии выбыл.

Отойля от меня, он шел сперва медлеп-
Но, потом ускорил шаг ‘и побежал. Я
слышал, как он ‘кричит:

— Петро! Давай сюда, Петро!
	«сторожевых
		_ КОЛЫБЕЛЬ РУССКОЙ ХИМИИ
	В Ленинграле построен -макет первой рус-
ской химической лаборатории, основанной
М. В. Ломоносовым, Макет воспроизводит
во всех легалях обстановку этой колыбе-
	ли русекой химии, двухсотлетие которой
отмечается в 1948 году.
Как сообщил нашему корреспонденту
	академик С. И, Вольфкович, велавно в ар-
хивах обнаружены новые мазериалы, до-
полвяющие наше прелславление о харакле-
ре и условиях работы первого русского хи»
мика. Эти материалы показывают, как Ma
хайло Васильевич, несмогря на скромное
оборудование своей лабора ории в незна-
чительные срелства, отпускавшиеся на ее
содержание (не более 240 рублей ежеголно},
осушествил выдающиеся исследования, в
поныне восхищающие своей теоретической
глубиной и прак!ическим значением.. Ломо-
носов занчмался  металлургией, анализом
природных солей и руд, сам готовил хими-
ческие реактивы, получал различные крас-
ки, разноцветные стекла, мозаику. глазурь,
фарфор. Основатель современной физической
химии, автор основного закона естествозна-
ния — закона созранения материи, открыго-
го им. залолго- ло Лавуазье; Михайло Ва-
сильевич на 100—150 лет опередил свое
время, —он еше тогда предвидел, сколь
«широко распространяет химия руки свой в
дела человеческие». :

Претворению в жизнь этого замечатель:
ного ‘предвидения во. многом содействовали
поколения русских химиков, на протяжении
двух веков ‘изумлявших мир своими откры-
тиями. Имена Ломоносова, Менделеева, Бут-
лерова и других. богагырей. русской химии
в такой же мере символизируют величие
русской науки, как Пушкив а Толстой,
Чайковский и Римский-Корсаков, Репин и
Суриков — славу 4 гордость русского
искусства. : -

Говоря. о приоритете русских. химиков в
открытии фундаментальных законов приро-
ды, акалемик Вольфкович отмечает, что
русские явились зачинателями и в области
химической техники, Тем не менее, до Ок-
	тябрьской ‘революции в нашей стране на-
считывалось не более 1000 химиков. Это
дало повод. некоторым ученым для насмеш-
ливого утверждения, что химик в дорево-
люционной России «был нечто более рел-.
кое; чем релкий элемен! неон». Широко рас-
пространила. химия руки свои в дела челове-
ческие лишь в Советском Союзе, гле воз-
викли лесятки новых химических  школои
крупнейших институтов, в которых . рабо-
тают уже не одиночки, а крупные коллек-
тивы ученых, вооруженные передовой иссле-
довательской техникой. С

Достижениями советской химии ныне
пользуются строители самолегов CYB,
станков и моторов, нефтяники, геологи, ме-
таллурги и текстильщики. Так называемые
экспресё-лабораторий, созданные ча каждом
металлургическом ‘заводе, применяют но-
вейшие физические методы исследовання
мегалла — спектральный и рентгеновский
анализ. В некоторых лабораториях сущест-
вует наиболее совершенный метод йссле-
довательской техники — электронная ми-
кроскопия, дающая увеличение исслелуе-
мого об’екта до двухсот тысяч раз.

В огромных’ размерах используется про-
дукния химической промышленности в со-
циалистическом сельском хозяйстве. К кон-
цу пятилетки колхозы и совхозы. получат
более 5 миллионов’ тонн. минеральных удо-
брений. .

— Свидетельством новых творческих до-
стижений совезской химии, —говорит в зак-
лючение. акалемик С. И Вольфкович, —
служит опубликованное недавно постанов-
ление правительства о_ присуждении почет-
ного звания лауреатов Сталинской премии
маститым ученым нашей страны — лостой-
ным преемникам великих идей русского хи-
мика М. В. Ломоносова.

**, —
*
	Осенью 1948 года. в. Ленингоаде будет
провелено торжественное заселание, посвя-
щенное двухсотлетию первой русской хими-
ческой лабораторий,
	Уполномоченный по проведению плана Mapmaana Гофман заявил, что США пошлют в Европу своих

сов» для наблюдения за выполнением американской программы «помощи». (Из иностранной печати)
Рис. Бор ЕФИМОВА
	Уолл-свора = сторожевые псы и щенки доллара: Гофман, Гарриман, Клей, Бевин, Бидо, Спаак и пр.
	Фильм рассказывает о погроме, учиненном
в усадьбе Спасское-Лутовиново  гитлеров-
скими’ ордами, . оккупировавшими. Орлов-
скую область, Фашисты сломали арку у.
в’езда в усадьбу. разрушили школу для
крестьянских детей, которой гак” гордился
Тургенев, ‚ превратили в конюшню усадеб-
ную церковь, обезобразили склеп, где по-.
хоронен дед писателя, изуродовали писто-
летными пулями стоявший в парке скульп»’
гурный бюст Тургенева. Подвергся waa.
ругательству и музей имени писателя в
Орле., : i

Фильм заканчивается кадрами, показы
вающими тургеневские места после их пол-
ного восстановления,