Atmerarors   етВОрНое
влияние декаданса
	Последние романы Колдуэлла рисуют
страшную картину повседневной жизни
рядовых людей — рзбочих, фермеров, без-
работных — в современной Америке.

Место действия «Трагической земли» —
псселок безработных, выросший за годы
войны на окраине большого города, —
носит выразительное название «Пур-Бой»
(«Бедняга»). Так прозвали ‘его сами жи-
тели. Давно потеряв надежду  устро-
ATBCH, распродав  поеледнее  имуще-
ство, обитатели «Пур-Боя» влачат нищен-
ское существование в’ жалких  аачугах,
роясь в мусоре на свалках, торгуя из-под
полы запрещенными’ наркотиками,  про-
мышляя воем, чем придется, Голод толкает
па проституцию не только женщин, HO
даже детей. Убежавшая, из’ дому от вечно
пьяных, голодных родителей 13-летняя
Мэвие. лочь безработного Спенса Даузита,
	попадает в публичный. дом. Проституткой.
	становится ее сверетнипа Флорабель; отец
ее убит па войне, и. мать сама, чтобы
спастись от. голола, ведет. дочь на улицу.
Безработного Флойла Шарпа ждет элек-
	трический стул: ударом топора он убил
соблазнителя своей 12-легней дочери, не-
годяя Вэббера, профессионального поетав-
щика «живого Товара» для городеких при-
тонов. «Глубокая грязная яма для таких
	бедняков, как мы, которая с каждым днем
становится все грязнее и глубже», — та-
ков поселок «Пур-Бой». по словам одного
	из его обитателей, Спенса Даузита.
В другом романе Колдуэлла  «Неотвра-
тимая  десница  господня»* — действие

переносится в предместье провинциального
города одного из южных штатов. В основе
сюжета .— безралостная судьба Молли
Баузер и ее дочери Лили. Рано осиротев-
шая дочь неимущего издольщика, Молли с
детских лег батрачила на ферме у взяв-
ших ее «из милости» Саттерфильдов, тер-
пеливо снося нёнобильный труд, побои
хозяйкл, грубые ласки хозяйских сыновей
п самого хозяина, нашедитих в ней’ даро-
вую любовницу. Шоеле рожления Лили вез
силы Молли устремлены” на то; чтобы
спаети дочь от’ своей ‘участи. ° Переселив-
шиеь в город, онз неребиваетея TO шить-
ём. то приемом «гостей», возлагая вее на-
дежды на замужество подрастающей Лили.
Ho sce нанраено. Беспроеветная нужда
увлекает на-дно и мать и дочь. Сбываютея
лобные предсказания ханжв Люси Трот-
тер, неустанно грозившей своей еоседке
Молли карами «неотвратимой десницы гое-
потней». Рушатея надежды на выгодное
замужество шестнаднатилетней Лили: аре-
стованная на улипе за приставания в про-
хожим. она заключена в исправительный
дом. о настоянию. домохозяина, Mose
перебирается _в один 83 принадлежащих
ему домов в «Яме» — том квартале, ге
сосредоточены вее городекие притоны. На
случай возвращения дочери она пригото-
вляет. ей комнату рядом е другими AeBH-
цами...

Поиетине «трагической землей» предета-
ет в поелезних романах Воллуэлла -сввре-
менная Америка, Во в трагедии бесчиелен-
ных человеческих жизней в том виде, в
каком военроизводит ее амераканекий писз-
	тель, отсутетвует необходимое условие прав-
	дивого отображения действительных колли-
зий общественной жизни — в цей пет
ни гэроев, ни борьбы. Безнадежные де-
генераты, тупые, уродливые, карикатурные
«недочеловеки» — ‘такими предстают у
Коллуэлла рядовые. простые люди его рю-
тины — безработный Спене Даузит и его
жена Мод, Молли Баузер и другие. В е03-
нании кажлого из них давно атрефирэвз-
лась все злоровые умственные и нраветвен-
ные побуждения. Не способные ви к Тру-
ду, ни к борьбе, они бессмыеленно топчут-
ся из угла в угол, будучи не в силах ни
огознать свое положение, ни искать выхо-
ла из него. Комов слепых, нечленораздель-
ных инетинктов — пол; голод, жадность,
‘тупая потребность в искусственном” в03-
бужденни — служит основным двигателем
всех их поступков.
	Из зрелища подавляющего унижения п
падения человеческого достоинства Колду-
ald решается извлекать комические эффек-
ты: его «трагедия» сбивается временами
на отвратительный площадной фарс.
	* Erskine . Caldwell.
God. Duell, S oan an
	Tne Sure Hand. of
	инзюыю  Грагедия иветной Америки
	06 этой стране вы вряд ли сумеете что-
	ЛЯ00, узнать из американской печати. 0 ней
	Не расскажут вам и крупнейшие радиове-
шательные компаний США. Вы не увидите
	ве в Так называемых «боевиках» Голли-
		Тем не менее, страна эта сушествует—-
	страна нищеты, чудовищного. беснравия,
вечного. страха, безыеходного рабства. Она
расположена. на ‘территории тех же. сорока
восьми штатов, на обширном  пространетве
между Атлантикой и: Гихим: океаном. Тот
же флаг—-«звезды и полесы». — осеняет
es. И немалая часть населения США при-
надлежит именно. к этой цветной. Америке.
	пак ни обширен заговор молчания, от-
	носящийся ко всему, что связано © этой
	несчастной страной, трудно в течение про-
должительного времени о оставлять мир в
неведении 09’сульбе миллионов  американ-
nes. Передо мной книга Уоллеса  Стегнера
«Одна нация» («Опе’ паНоп»), появив-
шаяся‘в результате «поездки писателя с
труппой фотокорреспондентов». ‘Отегнер не
коммунист, его нельзя заподозрить в  «не-
лойяльном» отношений к «американскому
образу мышления». Но собранные им ‘фоту-
документы о жизни американских «цветно-
кожих»- негров, филиниинцев, мексикан-
цев, индейцев, то-есть тех, кто составляет
немалую часть населения Америки, —иро-
Изводят поистине ‘потрясающее `внечатле-
ние. ; ,

Я ограничен размерами газетной статьи
я могу привести здесь только несколько
фоть из книги’ Стегнера. Однако вемотри-
тесь в них, —и вы получите прелетавление
0 том, как живет многомиллионная цветндя’
Америка. Это страна в стране. Ей не но-
зволяют смешатьея с другой, белой Ame-
рикой, опа существует в ней, ° подобно
желтку в белке. Или, точнее, полобно -га-
рРантекому гетто. Стены этого гетто неви-
димы. но от этого не менее несокрушимы.
Они прохолят в черте Городов, где негры
живут в особых кварталах, в автобусах,
Tie неграм отведены только задние сие-
HbA, в парикмахерских, где у них особые
стулья. Тысячи предрассудков, унизитель-
ных: прежде веего для чистокровного янки,
венки, как гранит. Вели потытаться разо-
братьея во всей этой емеси фантастическо-
го невежества и расистского высокомерия,
исповедуемой кажтым стопропентным янкя,
то получится, примерно, следующая форму-
ла: п библия и Дарвин правы. Одна поло-
вина человечества произошла or Адама—
именно американские кбонгрессмёны. являю-
шиеся его прямыми наследниками, дру-
ras—or обезьяны. Й усилия огромного про-
пагандистского аппарата Соединенных Шга-
тов— прессы, радио, кино— направлены на
увековечение этой изоляции одной частая
американских граждан от пругой. Возладим
олжное «потомкам Адама»: им лействи-
тельно удалось осуществить нечто неслы-
ханное по масштабу. 0 гетто, в. которм
олновременно были бы заключены десятки
миллионов людей, Гитлер только мечтал.
° Как и всякая страна, цветная Америка
имеет евой бытовой уклал, свой «правопо-
рядок». Й тут обнаруживаются вещи не-
ожиданные...

Так, из учебников 5 известно,
что обитатели Североамериканекого вонти-
нента ведут оседлый образ жизни. Даже
индейпы, и те размещены на особых тер-
риториях, откула нет выхода. Эти индей-
скле гетто называют в Америке резерва-
пиями. (0 том. как созлавалиеь эта поееле-
	ния, © потрясающей силой pacekaabl-
вается в превосходной книге Ховарда
Фаста «Последняя граница». Целые  на-
ролы — коренные обитатели материка—
были насильно поселены на бесили-
ных землях Оклахомы и там вымира-
	ли под наолюдением администраторов из
Индейсвого ведомства. Если ад существу-
ет, — он, несомненно, оборудован п
наблюдением чиновников из этого’ ведом-
ства. Й все же, оказывается, евеления 05
	7 > ef А
оседлости американцев сильно преувеличе-
ны, Цветная Америка, в основном, кочует!
Сотни тысяч безломных людей =— негров,
	мексиканцев, филиппинцев — пересекают
континент, странствуют от океана и до
океана.
	И совсем не в результате какого-то
врожденного влечения к кочевой жизни
Сегнер ‹ суховато сообщает: «Постоянная
миграция в поисках заработка пагубно эт-
зываетея и ‘на’ детях, недоедающих и не.
посещающих школы». Какие уж тут анко-
лы! Ведь, по мнению иных стопроцентных
янки. школы не очень нужны ибелым де-:
	тям. Насколько можно судить по одному из
недавних выступлений президента США
Гарри Трумэна, народное образование в
Америке приближается по’ своему уровню
к Турний али Конго. Й опять-таки, для
полноты: картины Halo подчеркнуть, ‘что
кочуют не одни Только негры либо мекси-
канны. Кочуют и белые безработные из
штата ‘в штат; кочуют разорившиеся фер-
меры, эти «поганые Оки», как их назы-
вают другие фермеры, еще не разорив-
шиеся.

0 «правопорядке», существующем для
цветной Америки, мы кое-что знаем не
только из книги Сегнера. _ Достаточло
развернуть любой номер американской
газеты. Вот несколько сообщений, появив-
шихея только за последнее время.

...В Детройте полицейские 4 июня лин-
чевали ‘негритянского юношу Леона Моузли
за то, что он якобы ехал в автомобиле,
не принадлежавшем ему... Рабочий Виль-
Ям; и его жена — очевилцы этом страш-
яме происшествия — видели, как полв-
цейские выташили негра яз машины, из-
dian ero затем отпустили. Шатаясь, ов
сделал весколько шагов и упал на колени.
Toria один #3 полицейских. выхватил pe-
вольвер и выстрелил Моузли в ‘спаду,
другой приблизилея к нему и ударил по
шее ружейным прикладом. Позднее врачи
установили, что Моузли умер в результа-
те пулевого ранения и перелома шейного
позвонка...

..Рабочий, негр Джейме Хорман в Кэм-
дене (штат Нью-Джерси) ушел ва рабогу
я не вернулея. Спустя три ‘недели его же-
ве разрепкили десятиминутное свидание ©
ним в «доме аля умалишенных». Он был
в наручниках, в лицом, онухшим OT oO
боев... Через” два дня ов умер. Что с ним
елучилось, почему полиция арестовала и
избила его до полусмерти — так й оста-
леъь невыясненным, несмотря Ha ere ycH
лия предетавителей профеоюза, в которо-
му Хорман принадлежал...

„.Ветеран второй мировой войны, негр
Джордж Серрел ехал © женой в поезде из
Филадельфии. Служащие железной дороги
	васильно свяли Cfo с ноезда, увели вместе
е женой куда-то в Сторону от станций и
застрелили на глазах у жены. Суд при-
сяжных признал эту расправу «оправдан-
	да сообщил мне, что он не любит негров и
UTO мы должны вернуться туда, откуда
пришли... В зале были везде только одня
белые, ни одного негра не было-среди при-
сяжных, даже в публике их не было...»

«Хороший индеец-—мертвый   индеей»,—
говорили некогда. американекие  колониза-
торы. «Хороший негр-— мертвый негр», —
повторяют сегодня их потомки. Если негр
менгкает вернуться «туда, откуда он при-
тел», — веегла сышутся добровольные
	охотники поторопить его. Иногда это де-
	лаетея в порядке весьма своеобразного
«развлечения». В этом можно убедиться,
взглянув на. очерелной снимок (фото-№ 2).

Трудно еохранить спокойствие; смотря на
этих забавляющихея молодых людей. Руки
сами сжимаются в кулаки, снев охваты-
вает вае. При виде этого снимка истинно-
му  патриоту-америкавцу должно, сталь
попросту стыдно .3a своих. соотечественни-
ков. И даже за себя!

На рубашке одного из веселящихся па-
лачей мы видим буквы, говорящие о том;
что он — солдат американской аруйи, [е-
безинтереено знать, что лумает в связи ©
этим о чести американского военного
мундира начальник штаба генерал Брэдли?
Или такое обращение с неграми входит в
рекомендованную им систему воспитания
солдат и эте своеобразный тренаж, ‹ необхо-
димый тем, кто завтра может оказаться 8
гоминдановеком Витае, в монархо-фашиег-
ской Греции, в какой-либо другой колони-
альной или «марналлизованной» стране?

Bee происходящее сегодня в Америке и
запечатленное на снимках — поистине
и отвратительно, и страшно. Зверекие из-
биения, бесконечные убийства стали там
повседневным явлением, особенностью бы-
тд. В этом емыеле уже нет разнапы чеж-
ду Югом и Севером. Веюду, ме разве-
	вается «звездно-полкатый» флаг, суще-
ствует сегодня «гетто» для цветных.
«Шинч идет», — таков боевой лозунг
современных американских фангистов. Удав-
ная петля палачей и насильников — Ta-
	Кова их эмблема и. излюбленный рол кору-
ЖИЯ». Взгляните На Визнесмена р балахи.
	Rin». Взгляните на бизнееменля в балахе-
не Ву-клукс-клана (фото. № 3). Его лицо,
прикрытое до поры до времени маской, это
и есть лицо заокеанского фализма! Сего-
дня он преследует. по пятам негра. А зав-
тра!  ободренный какии-нибуль законом
Тафта—Хартли или Мундта, он с такой же
яростью будет преследовать белого’ за «не-
американский образ мыслей».

Кровь течет в Америке — одинаково
красного цвета — и у негров, и у белых.
Совесть человечества возмущена! Пусть
никто не заблуждается на этот счет, —
она существует. Она еще скажет свое ело-
во Трумэнам, Ванденбергам, Тафтам, Мунд-
там, всем цивилизованным дикарям п
гангетерам—со всей беспощадной сурово-
CThio.
		ной», так как Серрел якобы ехал 0ез 5и-
лета (что категорически опровергает его
жена). :

Формально негры в США. имеют те же
права, что и белые; фактически же они ли-
шены всяких прав. Вздумается белому
прикончить негра только потому, что ему
не нравится выражение его лица, — и
убийца безнаказанно выполнит свое наме-
рение. Суд, состоящий. из тех же белых,
готов любую расправу над негром признать
во всех случаях «оправланной».

В любом популярном. курее истории
США вы можете прочитать, что Линкольн
сдержал побелу над конфелератами южных
штатов, в результате которой цветные но-
лучили ту же конституцию, что и белые
граждане США. Но полно, была ли одер-
жанная победа действительно победой?
Действительно ли генерал Ли капитулиро-
вал перед Грантом? Взгляните на снимок
(фото № 1). На дереве в петле висит чу-
чело негра с надписью: «Этот негр голосв-
вал», Такого. рода «наглядное пособие» к
изучению кенституции. США обозначает:
не думайте, что негры. в самом леле имеют
какие-то гражданские права. Й вот. что
их ожидает, если-они всерьез 06 этом воз-
мечтают: : .

Даже элементарное право самезашиты
отнято у цветных в США. И если негр.
поднял руку Только загем, чтобы отвести
дуло револьвера, направленное На Hero 6
упор, он будет наказан  влвойне! В штате
Георгия негритянка Роза Ингрэм и два Pe
сына—14 и 17 лет—приговорены к смер-
ти: за т0; что мальчики пытались защитить
свою ‘мать от пули белого соседа. На
Взгляд каждого, кто не является американ-
ским сульей, они заслуживали бы наказа-
ния в том случае, если бы не встали
на зашиту матери. Но сужи в Америке
рождены, ввдимо, не от женщины. Комите-
ты, организованные прогресеивными аме-
риканскими ‘ организапиями, велут сейчас
борьбу с этим легализованным убийством
негритянской семья... «Конгрессе борьбы за
гражданские права» и «Прогрессивная пар-
тия», недавно организованная для WOLTER:
ки канлилатуры Уоллеса, требуют также.
наказания убийц Леона Моузли. Шо, учн-
тывая нынешнюю политическую обстанов-
ку в США, весьма сомнительно, чтобы они
сумели настоять на своих требованиях.-

«Я был негром, потому меня убн-
ли», — такими словами закопчел Чарли
Хендерсов, бывший солдат  американекой
армии, свое последнее письмо, наиисанное
за полчаса до того, как он вошел в газо-
вую камеру тюрьмы в Соломе (гиммлеров-
ская’ «техническая новинка», — видимо,
успешно конкурирует теперь в Америке с
электрическим етулом).

«Нужно иметь белую кожу для того,
чтобы. вас считали американцем, — пиеал
Хендерсон в, своем письме, адресованном
его защитнику. — С того момента, как я
эчутилея в суде, я уже знал, что буду
приговорен к смерти. Сам предеелатель су-
	«Люди не могут долго оставаться челове? , :
ческими существами в-крысиной норе», — ›
	говорит олин из персонажей «Трагической
земли» Колдуэдла. Империализм  действи-
тельно несет ‘нишету и деградацию много-
миллионным массам трудящихся, Но одно-
временно с этим в недрах этих обездолен-
ных маес формируются и зреют певолюци-
	онные силы, которым принадлежит 0уду-.
		0 существовании в американеком наро _
	де этих живых сил, противжтояших кд-
питалистическому угнетению и реакции,
знает и сам Эрекин Колдуэлл. Тема клаг-
‘совой борьбы в современной Америке не
раз ставилась им в его ‘произведениях до-
военного времени.

Теперь, в последних ‘романах Волдуэл-
	Ha, эта вера в народ. роковым образом из-_
	меняет писателю

В «Трагической земле» еще появляст-
ея, — хотя и эпизодически, на заднем
плане романа, — знаменательная фигура
ветерана второй мировой войны, молодого
кима Говарда Ванеа, который не хочет
мириться с капиталистическим  «американ-
ским образом жизни». Война научила ето
тому, что возможен и иной «образ жизни»
народа, что «не обязательно людям жить
BCH жизнь на такой свалке, в нищете, в
лохмотьях и в голоде», Он хотел бы сте.
зеть с карты своей страны поселки, по-
	добные «Пур-Бою». Но все дела Бане сво-.
тяяея в романе к тому. что он помогает.
	департаменту» в).
	дятся в романе
«Благотворительному
	  дворить на Прежнее место жительства с3В0е-
	человеческий
	гд спившегося, потерявшего
облик тестя Спенса Даузита.
	Тема общественного протеста заглушает-.
	ся вовее в «Доме на взгорье» — одной
‘из слабейших книг Колдуэлла, написанной
им в 1946 году. Немногие  отмечен-
ные выше реалистические = эпизолы
	тонным натуралистическим описанием био-
логического вырождения и гибели старого
нлантаторекого семейства Дэнбаров, — 1005-
	собны к продолжению своего рода.
	биологическое вырождение «гоенод» атра]-_
ного Юга в заключении романа выступает.
	фальшивым ‘образом как основная, чуть ли
пе единственная закономерность, от кото-
рой якобы зависят судьбы порабощенных
трудящихся Юга. Вымрут Лэнбары, и
тогда «сама собой» обнаружится, что: и лая
	велых, и для черных бедняков есть место.
	на земле: таков 06 ективно реакционный
подтекст заключительной части романа.
	В последнем романе Колдуэлла «Heor-
вратимая десница господня» общественный
кругозор хуложника еше более сужен. Er-
лп в «Трагической зэмле». а местамя и в
	«Доме на взгорье» можно было еше YAIR
	вить связь событий с современностью, то
действие этого последнего романа разверты- -
вается как бы вне времени, вне’ всякой:
связи с социально-политическам  опы- ‘
	вается как бы вне времени, вне’ всяко
связи с социально-политическам опы-
том американского народа. В ходе
сюжета .Коллуэлл  пронически трактует
заглавие своего романа: ‘не провиденциаль-
ная «леесница гоенолня». Но власть обетоя-
	ельетв, условия социальной ерелы губят
	Молли Баузер и ев ‘дочь. Ho сама эт:
власть обетоятельетв и среды в изображе-
пий писателя оказываетеа — воепоглотаю.
	ни цибатоля обазываетоя  веспоглощаю- -

щей. фатально неотвратимой. Мыель Горь-_
	кого: «Человека создает его сопротивление
окружающей = среде». `— совершение
	вружеющей среде», => бовершенно -

А Колдуэллу. Одноеторонне изображая ^
в свойх произвелениях лишь пропесе раб-
	Maha человеческой личности, он лает в сво-_
	ИА НОСЛЕДНИХ романах неверное, rpyou
искаженное прелетавление о действитель-
ном состояний общественной жизни евоей
	  страны.
	Современная декалентекая литература a
	критика всячески стремятся отравить CO-
знание демократических маее неверием 8B
	собственные силы. Пронаганда лживого ци-
	ничесвкого представления

BUYTOR OCT

-=
	Животноетя человеческой природы. 0 06с-
	емысленности и бесплодности человеческих =
	усилий в борьбе с обстоятельствами ‘или
«судьбой» служит оружием ° политической
	реакции. Эрекин `Волдуэлл,` не pas заеви- -
тетельствовавнгий свое личное сочувствие ©
лагерю прогрессивных, демократических -
	чагерю прогрессивных, демократических
сил человечества, в своих. последних рома.
нах потпатает пот ттлетрорврое nrwanie
	нах подпадает под тлетворное влияние -
разоружающих, знтинаролных идей дека-
		«СОВЕТСКИЙ ПИСАТЕЛЬ»
Груздев И. Горький и ето
	время. Т. Г 606 стр. Цена
19 р. 50 к.

Гусейн М, Одвой семьей.
Повесть и рассказы. 173 стр,
Цена 4 р. .

Друвина Ю. В солдат.
ской шинели. Стихи. 78 стр.
Цева 2 р.
	Еврейские новеллы. Сбор.
ник 286 стр. Цена Вр. 50 к.
	`Злобив С. Остров Byasa.
Роман. 587 стр. Цена
38 р бк
	Капусто Ю, Наташа. По-
весть. 280 стр. Пена 5 в
	élupinug HW. Семь дпей,
Повесть. 156 стр. Цена
З р. 5& ь

Лежнев И. Махаил П10-
лохов 518 стр, Цена 17 р.

Капиев 98. . Избранное,
511 стр Цена 14 р. 50 к.

Каменский В. Избранное,
114 стр; Цена ® р. 50 к,

Френкель И. Стихи и
поэмы 167 стр. Цена 6 р.
	Хелемский Я. В пут.
Стихи. 156 етр. Цена
Бр. 60 x.
	ПТахов А. На разных зи.
ротах. Четыре путынествия.
	Оооо нивонанаара,

нейшее значение для будущих судеб чело-
вечества: Однако, не изобретения — пусть
даже ‘гигантекого. масштаба — правят ми-
ром, а люди, партии, классы. На-
помним; именно сегодняшние  влады-
ки капиталистической Америки сознатель-
но и упорно препятствуют применению
атомной энергии в мирных целях, не раз-
решая даже использовать отходы. произвол-
ства атомной бомбы для лечебных целей!
Уже один: этот пример неопровержимо сви-
детельствует 0 TOM, Что ставка на техни-
ческий прогресс, как на Фактор, слосиб-
ный в корне. изменить хотя бы Экономиче-
ское положение широких Mace населения
Запалной Европы при `веизменноств ее
вынешнего политического строя, есть
реакционное прожектерство, ‘рассчитанное
только на обмав народных масс.
`Впрочем, и сам Эмоих до известной сте-
пени чувствует. недостаточность своей
«пророческой конценции». Вот почему он
пытается подвести пол будущий «техниче-
ский рай» политический фундамент.
	Црежле всего Эмрих считает необхоли-
	мМЫМ покончить © «эгоизмом. свойственным
народам малых стран», иначе говоря —
репгительно нодргУмвить почву аля AX под-
чинения й лаже поглощения крупными иу-
периалистичеекими хищниками. Фактич8-
СКИЙ отказ европейских гобударств OT 9K0-
номического и политического суверенитета
й явится важнейшей иредпосылкой для
‚осуществления той идеи, приверженцем
которой откровенно об’являет себя Эмрих.
Речь идет о весьма хорошо известной миру
идее «Совдиненных Штатов Европы», не-
однократно разоблаченной в качестве ло-
вушки для европейских народов.
Булущую Европу Эмрих рисует в тонах
‘совершенно патриархальной и праторно-
‘сладкой идиллии. Он заранее утешает поч-
‘тенвейшую публику тем, что этот процеее
будет происходить «не скачкообразно, а
медленно и’ спокойно». «Медленно и епо-
KORO» (omen BO, G COMOTLD KD гамовнуше-
НИЯ   гменатичееких капель!) будет
«меняться также и географическая карта
Европы». разумеется. в направлении. пред-
	начертание Эмрихом. В сголь илилличе-
	Б. РОЗЕНЦВЕЙГ
	ской обстановке будет парализована одна
голько «эгойстическая», то-есть, суверен-
ная воля народов. Зато «деятельноеть пред-
принимателей станет такой активной, ка-
кой она не была никогла раньше», и «не
будет ограничена ничем», Впрочем, речь
одет, очевидно, об американских предиря-
нимателях; ибо, как. подчеркивает. Эурих,
будущая Европа не сможет выдержать кон-
куренции США в отношении дешевизны
товаров и преблагонолучным образом пре-
вратится к 1975 ‘году в послушный. «об’-
ект» американских монополий, в колонию
доллара!

Единственное что омрачает ученого
швейпарскоге лакея американеких  мопо-
полий, — это «опасность внезапной соци-
альной перегрушиировка». Обратите вчч-
	мание на то, сколь осторожен и даже
«грациозен»»” сей новоявленный пророк
в выборе’ терминология и како ов
	OONTEH обеспокоить сваю клиентуру мрач-
выми предсказаниями. Bor почему демо-
кратичеекую революцию, борьбу свободо-
любивых народов, так легко бездумно
отдаваемых им в ярмо. американских: мо-
нополий, он иносказательно именует «вне-
занной (!) социальной перегрунпировкой»
И ОТкровенво считает ве весьма опасной
для всех тех, кто разделяет его взгляды
и отобряет его планы,

‚ Итак, если принять на веру предсказа-
ния этого «Ностралануса ХХ’ века», —
Европа 1975 гола будет предетавлять е6-
‚бой «единую» американскую колонию, на-
селяемую рабами, ’ранее, правда, -принал-
лежавшими к семье независимых народов,
HO затем избравитими своим уделом уво-
вершенетвованный по’ последнему слову
техники печной горшок для ‘варки консер-
вированной американской чечевичной ‘ пэ-
хлебки.

Появление книг Вогта и Эмриха весь-
уз симптоматично. 0бе они красноречиво
характеризуют социальные ‘настроения ка-
питалиети ческого мира и являтютея лите-
ратурным и политическим пособием, внол-
не устраивающим тех, кто сейчас так па-
стойчиво, цивично п нагло старается ва-
	оресить На весь мир нцетлю доллара, чоме
		МРАНОБЕСЫ ПУТЕШЕСТВУЮТ В БУДУЩЕЕ
	Олним из образчиков современного бур-
кузаного ‹научно-фантастического» рюма-
на может служить ширжо рекламируемая
3 США и вышедшая в солидном буржуяз-
ном издательстве книга Вогта, интригую-
ще озаглавленная «Мир, ‘принадлежащий
А».

Действие в этом романе  происходат
в 2560 голу. По уверению автора,
земля к тому времени уже благополуз-
но превратилась в собстьенноеть некой
таинственной силы, именуемой «А», или
«ноль-А». Контроль нал бедной нашей
планетой осуществляют не более и не ме-
нее, как гигантекие «игровыё машины».
	состоящие из 25 тыеяз электронных м93-
	говых центров. Эти машины и отбирают,
по еобственному произволу, из числа лю-
дей, ежегодно прибывающах в их резиден-
пию, кандидатов ва занятие ведущих 09-
сетов на земле. Дюли в 2560 голу, как
уверяет нае автор. и сами уже преврати-
	лись в некую разновидность «роботов» ©
	элевгренным о серднем фогоэлемевтом
вместо мозговых полушарий. у

В такого рода американизированном «на-
учно-фантастическом» плане сейчае пи-
шутся. на Западе не только романы, HO @
философские труды, и экономические ие-
еледования. Перед нами приндалежащая
перу швейпарского публициста и экономи
ста Луи Ampaxa книга, озаглавленная
«Европа. 1975 гола».

Эта книга тоже. была  ветречена
европейской буржуазной печатью, Kan
некое «откровение в грозе и буре»: Олна
из швейпареких газет писала, что Эмрих
«наряду е Уэлеом являетея крупнейшим
рпредеказателем нашего времени» ий 910
книга его носит «пророческий - характер».
Эмриха называют также «Жюль: Верном
	Louis Emrich, «Europa 19752. Mondialver-
lag, Ziir.ch,
	«Литературная газета» выходит два раза
в неделю: пе средам и субботам.
	ХХ века» и сравнивают в пылу’ рекламно-
го увлечения с «прорицателем» и «магом»
ХУ! века Мишелем Нострадамусом. Швей-
царекая  право-социалистическая печать
сочла возможным даже подчеркнуть, что
труд Эмриха должен стать прямо-таки на-
стольной книгой «для всех народов Евро:
пы», а ее автора слелует ечитать по мень-
шей мере «пророком -феноменом нашего сто-
летия», После всего сказаннего нам оста-
валоеь только раскрыть книгу и, перешаг-
нув через‘ ее порог, начать пристально
вематриватьея в контуры Европы 1975
гола. :

Европа для Эмриха сейчас только «тя.
жело больной и совершенно разбитый кон-
тинент». «Мы не знаем, — Пишет он, —
какие „удары судьбы еше постигнут нас
прежде, чем вее до некоторой стенени CHU
ва конеолидируется. Мы лишь знаем, что
нам предстоит преодолеть pa трудностей, .
пренитетвий в помех, прежде чем обще-
европейская экономика войдет в свое по-
CTOHHANG, спокойное русло».
	Что же будет в первую очередь епособ-
ствовать заживлению всех ран на теле Вв-
ропы и наступлению в 1975 году паретва
всеобщего  цовольства и. обеспеченноети?
По мнению автора книги, отнюдь не тор-
жество прогрессивных идей и — унаеи бо-
же! — не победа демократии, а в первую
очередь — наступление «золотого века
техники», веограниченное развитие кото-
	  рой. должно якобы сделать жизнь евро-
	пейпа легкой, приятной, безбедной и 6ез-
заботной. Автор стремится доказать, что
весь технический прогресс ближайшего бу-
душего самым о решительным образом и
чуть ли не в равной степени положитель-
но скажется na благосоетэяний как бога-
гых, так и неимущих людей.
Провокационная велепость подобного ро-
1a рассуждений совершенно очевилна. Ра-
зумеется., технический прогрессе имеел важ
	od. Duell, o.oan and Pearce, New York,
1947. <
	Новые клали
		ГОСЛИТИЗЛАТ
	Белинский B. Собравие
сочинений в трех томах.
T Е Отатьи и рецензии.
ав гг. 789 стр. Пена

п
	Белинскей В, Собрание
сочинений в трех томах.
Т. Ш. Статьи и репензии
{S#t—184b гг. 931 стр. Цена

pb. .
	Белинский В. Собравие
сочивевий в трех томах.
Т. ИГ Статьи и рецензий
1848—1848 гг. 927 стр. Цена
11 р.

Березко Г. Ночь полко.
водна. Повесть (Роман-га-
зета) 63 стр Цена Эр 75 x.

Гончаров И. Избраявые
сочинения. Обыкновенвая
история Обломов. Обрыв.
743 стр. Цена 34 р.

Горанай Избранвые олы.
142 сть. Цена 4.р

Горький М. Жизнь Матнев
Кожемякина. 5037 стр. Цена
Sp Se.   .

Горький М. Рассказы.
(Массовая . серия). `80 стр.
Цена. 1 р. 25 к.

Лермонтов М. Полное
собрание сочинений; Т. 11.
Драмы и трагедии. 486 стр.
Пена бр 50 к
	Фоложка полного собра-

ния’ сочинений Н, А, Не.

-.красова (Гослитиздат),
Худ. Н. В. Ильин.
	Островский А. Свои людв
учтемея. Лоходное место.
	> ее о BR Nee foes the
Мамин-Сибиряк Д. Рас. Волки и овпы. (Массовая — 388 стр. Цена. 10 р. 50 к.

сказы. (Массовая серия). серия). 287 ‘стр. Цена серии «Библиотека

19 стр. Цена тр 5 к. З р. 50 к. избранных — произведеняй
Леонидзе Г. Сталин. Дет- Салтыков - Щедрин М; советской литературы 1917—

ство и отрочестве. Эпопея, Пошехонская старина, 1947 гг.> вышли. следую.
EVtIIQ тролль se aad a тут то глад: + - em
	вая серия) 81
Толстой J.
	стр. Цена 7? р.
Два гусара,
	метель, (Массовая серия).
30 стр. Цена   р. 25 к
	Украинские
	книга первая. 131 стр. Це-
Hao p

Незаев Е. Гутари. Избран.
ные произведения, 175 стр.
Цена 4$ р. 5 к

Овечкия В. Повести п
рассказы. 340 стр. Цена 6. р.
	щие книги;
Бровка П. Стихи и поз.
мы. 216 стр. Цена В р. 50 к,
Лавренев Б. Избранное,
386 стр. Цена 9 р.
Перленцев А. Кочубей,
216 стр. Пена 7 р.
	сказки. 251 стр. Цена $3 р.
	ГлавБвый редактор В. ЕРМИЛОВ. .
Редакционная коллегия: Н. АТАРОВ,: А. BAYAMH, Б. ГОРБАТОВ,
A. KOPHERYYK, О. КУРГАНОВ, JI. ЛЕОНОВ, А. МАКАРОЗ,
	М. МИТИН, Н. ПОГОДИН, А. ТВАРДОВСКИИ.
	Адрес редакции и. издательства: ул. 25 Октября, 19 (пля телеграмм — Москва, Литгазета). Телефоны:
	меж дунаролной жизни — К 4-64 6[.
	‘осква, „титгазета) телефоны: секретариат — К 5-10-40, отделы: литературы и искусства — K 4-76-02, внутренней жизни — К 3-37-34,
науки и техники и отдел писем — К 4-60 02, информации — К 3-19-30, издательство — К 4-98-63 .
		Типография имени И. И. Скворцова-Степанова, Москва, Пушкинская площадь, 5,