]0-большевистени =
_Наладить -
НИЗКИМ ТОГОВЛЮ
		На все языки народов Советекого С01-

Fa переведены бессмертные творения ко-
рифеев марксизма. Сталинский «Краткий
вурс истории ВКП(б)» разошелся в на-
ей стране колосеальным тиражом:
33,5 миллиона экземпляров! Произведе-
ния классиков русской литературы, кни-
ги советских писателей, научные труды
выходят многотыеячными тиражами.
За годы сталинских пятилеток в на-
шей стране произошла невиданная в
исторни культурная революция. Весь на-
род. приобщается к сокровишщнице
марксистско-ленинской науки. Внига —
орудие  коммунистического воспитания
трудящихся; киига — наставник, друг
еоветского человека в его титанической
борьбе за коммунизм. -

В 1947 году олин только Когиз про-
дал книг на 935 млн. 200 тысяч руб-
лей. Книжные магазины Москвы и Mo-
сковской области продали в прошлом году
более 32 миллионов экземпляров книг —
на пятьдесят процентов больше, чем в
1936 году. .

Носле войны Советские книгоиздатель-
тва развернули напряженную деятель:
ность. Еще более возросли тиражи поли-
тической, научной и художественной ли-
тературы.

Но почему повсеместно слышны жало-,
бы на отсутствие хороцгих книг? Почему
тыеячи советских читателей тщетно ищут
и не могут найти нужную им литера-
туру?

Товарищ Сталин на ХУП с’езде партии
товорил: «У нае бывали случаи, когда
товаров и продуктов было не мало, но
они не только не доходили до потребите-
тя, а продолжали голами гулять в бюро-
кратических закоулках Tak называемой
поваропроводящей вети — в стороне от
потребителя». Эти слова товарища
(талина целиком относятся к нынешнему
состоянию книжной торговли, к работе
	Фотиза.
Когиз после войны He восетановил
бвою книготорговую ‘° сеть. Отсутствие
	книжных магазинов во многих районных
центрах, особенно Средней Азии,  Бело-
руссии, Молдавии, привело в противоре-
нию работы Когиза со все возрастающим
выпуском книг, с культурными запроса-
ми населения. Естественно, что это по-
влекло. з» ©0бою затоваривание книг на
базах Вогиза.
	В кпиготорговой сети много отличных
работников,  книголюбов, — энтузиастов
своего благородного дела. Работа ста-
	ла лля них призванием, ей они отдают
все силы, они — добрые друзья читате-
лей, внимательные проводники‘ их в 0ез-
брежном мире книг. Работник книжного
прилавка — советский интеллигент, он
обладает, как правило, более или менее
серьезными знаниями, порою беседа его
с покупателями преврашается в консуль-
тадию. «Другом учителей» называют Mu-
сковекие педагоги работника магазина №46
К. П. Пушечникову, сорок лет проработазв-
ую за книжным прилавком. В районном
городке Toponen, Великолукской области,
20- лет бессменно ваведует магазином
Б. Н. Леулин, уважаемый всем населением
хнижник. П. Т. Веселов из Солнечногорска,
директор Куйбышевского библиотечного вол-
лектора И. С. Зубанова, ульяновекий ки-
оскер 0. П. Волкова, симферопольский
книжник ®. Ф. Виреанов и другие горячо
	любят CBO профессию, пропагандируют
ценные, политически актуальные книги,
энергично продвигают литературу в массы
трудящихся.

Но есть в книготорговой системе равно-
душные «служаки», забывшие об ответет-
зенности перед жаждущим знаний  совет-
ским читателем, люди е «рыбьей’ кровью».
Сегодня писатель П. Замойекий › е негодо-
занием рассказывает нашим читателям 0
том, как в Пензе книготорговые чиновни-
ки тт, Кузнецова и Громов в юбн-
лейные дни, посвященные Памяти
В.Г. Белинского, ухитрились «заморозить»
на складах, спрятать от читателей книги
о великом русском критике. Этому нет
оправдания! Трудно отыскать. более позор-
ный пример отрыва работников книготор-
товли от духовной жизни советского наро-
да, от культурных запросов читателей.

В годы войны книги выходили ограни-
ченными тиражами и, разумеется, расву-
пались молниеносно. Это приучило многих
работников Вогиза к самотеку, в беспеч-
ности. Хорошую книгу легко продать В
Москве, но задача в том и состоит, чтобы
доставить ее также в глубинные районы,
в дальние уголки нашей необ’ятной стра-
ны. У Когиза нет твердой перспективы.
точного расчета в работе, он механически
распределяет книги по своим республикан-
ским и областным отделениям.

До войны тиражная политика издательств
определялась заказами местных книжных
магазчнов. Краткая аннотация новой RANT
	включалась Вогизом в

) бланк заказа. Десятки
г .. _ Тысяч таких бланков

. заказов рассылались по

- стране; работники KIDE-
Att b тоторговли выясняли
  я требования, залровы по-

° купателей и давали че-

рез Когиз издательствам

ЧЕ точный заказ; Эта си-

Л 0 стема заказов — основа
культурной = советской

КНигОТорговли —— 30 cux
пор не восстановлена Когизом. Издатель-
ства работают в отрыве от книжного ма-
газина, от потребителя, а Когиз механиче-
CRA скупает тиражи, рассылает книги
своим отделениям, не зная нужды книжно-
го рынка. ‘` : .
Законное требование миллионов совет-
ских Читателей: присылайте нам книги по
почте! Должен быть установлен незыбле-
мый порядок, чтобы каждый заказ на кни-
гу из села, из отдаленных районов быа
точно, быстро выполнен. Сельские врачи
внают адрес московского магазина «Совет-
ская медицина» (Кузнецкий мост, 4), ди-
ректора В, П. Зачесова, 43. года работаю-
щего с медицинской книгой. Только в ию-
не магазин послал по почте врачам 3.180
книг. Но почему так работает веего линь
один маразин? Почему отдел «Книга-—ноч-
той» влачит в системе Когиза жалкое су-
ществование? А ведь до войны многие ты-
сячи читателей были тесно связаны с этим
отделом, получали по почте бесперебойно
нужные книги. Одна из первейших задач
Когиза — развернуть рабогу отдела «Кни-
га— почтой», ‘восстановить сеть магазинов,
киосков. Хоротиий пример дает в атом от-
ношении Советская Армия: ‘по приказу
начальника Тыла Вооруженных Сил СССР.
	В каждом лагере этим летом открыт кпиж-
ный киоск. Вог яеный путь в работе:
в каждом районном центре незамедлитель-
но должен быть открыт книжный магазин.

Разумеется, одни Когиз не может спра-
виться с этими ‘задачами. Дело чести пар-
тийных и советских организаций-— помочь
советским книжникам в продвижении кни-
ги читателям, в организации культурной
советской книготорговли. На местах есть
еще случаи недопустимого, . безобразного
‘отношения к книгогорговле. В Хабаровеке
заместитель председателя горсовета тов.
Востко выселил библиотечный  коллек-
16р, — двери взломали; книги свалиля в
сарай, — и приказал открыть в доме ма-
газин электроприборов. С 12 мая библиоте-
ки края не получают книг. Даже статья
в «Известиях» не помогла, —Костко упор-
ствует, ие хочет вернуть помещение кол-
лектору. В Кишиневе республиканская кон-
тора Когиза недавно тоже выселена,—дом
занят жильцами. Два месяца назад «Лите-
ратурная газета» в статье «В поисках
книжного магазина» сообщала о закрытии
магазинов в Улан-Удэ, Владивостоке, Там-
бове, во многих районах Калужекой обла-
ети. Что изменилюь за это время? Воз-
вращены ли помещения книготорговым ор-
ганизациям? Гореоветы молчат, они прак-
тически ничего еще не сделали по развер-
тыванию книжной торговли.

Не только требовать от Когиза, но и пэ-
могать ему быстро налаживать книжную
торговлю, активно пропагандировать кни-
гу — вот долг районных организаций.

Надо широко развернуть информацию
наличии литературы в книжных магази-
нах, печатать в местных! газетах, переда-
вать. по радио списки, аннотации новых
книг, рассылать читателям каталоги, ли-
стовки.

Владимир Ильич Ленин еще в 1905 го-
ду в статье «Партийная организация и
партийная литература» писал: «Издатель-
ство и склады, магазины и читальни,
библиотеки и разные торговли книгами—
все это должно етать партийным, подот-
четным. 35 всей этой работой должен еле-
дить организованный социалистический
пролетариат. всею ее контролировать, во
всею эту работу, без единого исключения,
вносить живую струю живого пролетар-
ского дела, отнимая, таким образом, вся-
кую почву У старинного, полу-обломовехо-
го, полу-торгашеского российского прин-
ципа: писатель пописывает, читатель по-
читывает».

Советские книжники-— работники идео-
логического фронта. Партия поставила их
на важный Участок  коммунистичеекого
воспитания, политического и культурного
образования, просвещения народа. Книга
помогает советским людям боротьея за пя-
тилетку` инженерам, стахановцам — по-
вышать производительность труда, внел-
рять новую технологию; колхозникам —
собирать высокие урожаи на больших пло-
щадях: сельеким интеллигентам — нести
знамя социалистической культуры, укреп-
лять колхозный строй, боротьея с частно-
собетвенническими пережитками. Весь co-
ветекий народ учится, настойчиво, упорно
овладевает  всенобеждающим — учением
Ленина — Сталина, богатствами социали-
етической культуры. Духовные запросы
советеких людей многообразны. Важней-
Mad задача дня, Требование миллионов —
продвинуть книгу в гущу народа, реши-
тельно, по-большевистски наладить книж-
ную торговлю, помочь трудящимся в по-
литическом и культурном просвещении, в
их страстной тяге к книге,
	ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ!
	№ 53 (2436)
	Поход реакции
против замечательного.
пролетарского писателя.
	За последнее ‘время реакционные круги
Дании начали ожесточенную кампанию про-
тив известного’ датского писателя Мартина
Андерсена Нексе; по масштабам ее можно
сравнить разве только с кампанией, подня-
той против него фашистами в 1939—40 гг.

Травля Нексе является частью общего
	похода против прогрессивных ‘писателей
Дании, начатого по указке aMePHKaHCKUX
реакционеров.
	Реакционные круги восамой Данин не
могут простить Нексе, что еще в 1944 году
он писал в новогоднем стихотворении, что
народы сумеют залечить раны войны при
‘одном условии—«если только мы не пустим
опять чорта на пастбище, ‘если мы не пой-
дем по старой колее, ибо это будет озна-
чать, что мы завоевали мир,. чтобы притти
к новой войне». :

И теперь, когда датская буржуазия и пра-
вые социал-демократы, которых Нексе мег-
ко окрестил «донорами капитализма», «вновь
пустили чорта на пастбище», Нексе, не-
смотря на свой преклонный возраст
(26 июня ему исполнилось 79 лет), как и
в течение всей своей славной жизни, по-
прежнему стоит в первой шеренье народ-
ных борцов.

Как только закончилась вторая мировая
война и Нексе вернулся-на родину после
многолетнего изгнания, он ни одной минуты
не помышлял об отдыхе. Он отправился в
страны новой демократии, побывал в Гер-
мании. В своих статьях и выступлениях. он
гневно бичевал попытки западных держав
расчленить Германию — «попытки, незу-
щие в себе семена новой войны».

Этого было достаточно, чтобы реакция
обрушилась на Нексе. .

Недавно в ‘Дании вышел трехтомник под
названием «Датские подвиги». По. словам
составителей, цель ‘сборника заключалась
в том, чтобы «рассказать о тех ‘подвигах,
которые датчане совершили в своей или в
других странах, подвигах, которые по’ свб-
ему значению вышли за пределы одной
только Дании». В этом трехтомнике имеет-
ся и раздел литературы. В статье, поевя-
щенной этому вопросу, по словам’ состави-
теля, указаны важнейшие произведёния дат-
ской литературы, ставшие известными за
пределами страны. Однако имя Нексе,
единственного из ныне живущих датских
писателей. пользующегося ‘поистине миро-
вой славой, не; включено в сборник. Имя
писателя, широко известного во всем мире,
исключается из раздела «Датская литера-
тура» только потому, что он коммунист.
Глубоко прав был датский писатель Га-
ральд Гердаль, назвавший «специалиста по
датской литературе», писавшего этот раз-
дел, мошенником, а самый факт замалчива-
ния имени Нексе в этой связи — «неслы-
ханной бесчестностью».

Это лишь олна из многих попыток вы»
черкнуть имя Нексе из датской литературы.

Недавно правление датского союза‘ писа-
телей под предводительством и по науше-
нию Юлиуса Бомхольта, известного в прош-
лом своими нацистскими симпатиями, при-
HAO резолюцию,  отстаивающую ‹ якобы
«свободу духа и — свободу слова».
На самом же деле это  пасквиль,
направленный против демократии и прог-
ресса и содержащий грубую клевету
на народ Чехословакии. В связи с этим
Нексе обратился в союз писателей с требо-
ванием не считать его более почетным ‚чле-
‚ном союза. К Нексе присоединились такие
крупные прогрессивные писатели Дании,
как Ганс Кирк, Ганс Шерфиг, Гаральл Гер-
даль. Они заявили, что не Юлиусу Бом-
‘хольту, который в течение всего периода
оккупации был членом фашистского «не
мецко-датского союза», проповедовать ‘сво-
боду слова.

Это выступление Нексе и присоединив-
шихся к нему 52 писателей привело в бе-
шенство известную своей реакционностью
газету «Информашун», которая разразилась
передовицей ` «Бригада Hexces,

Нексе всегда призывал писателей быть
«певцами и знаменосцами». Таким певцом
и знаменосцем был и остался сам Нексе.

В связи с 79-летием выдающегося дат-
ского писателя ‘Союз советских писателей
обратился к Нексе с приветствием, подпи-
санным Константином Симоновым, Никола-
ем Тихоновым и Борисом Горбатовым.

«Сердечно приветствуем Вас от имени
Союза советских писателей, Приветствуем
как блестящего писателя и публициста,
который верно служит своему народу и
всему прогрессивному человечеству.

Передовые литераторы и народы мира
знают Вас как. непоколебимого борца про-
тив фашизма, против мировой реакции, воз-
главляемой монополистами США и их под*
ручными в Европе — поджигателями новой
мировой войны,

Нам особенно хочется Тепло и дружески
приветствовать Вас как своего соратника в
борьбе за мир и счастливую жизнь народов,
как писателя, борющегося за коммунизм.

Вас не должен огорчать вой наемных
псов, своих и чужеземных › реакционеров,
которые, испытывая разящие удары Вашего
пера; Вашего вдохновенного, страстного: и
правливого слова, приходят в исступление.

Если весь этот сброд ругает тебя, Мор-
тен Красный, значит, ты прав. Значит, ты
стоишь на правильном пути твоей славной
боевой» жизни. Значит, слово твое вдохнов-
ляет народ на борьбу. р

Стой и впредь так же непоколебимо на
своем боевом посту, наш старый, неизмен-
но юный друг. Здравствуй многие лета, ты,
писатель, — воин той великой армии, ‘ко-
торая борется и побежлает». .

Суббота, 3 июля 1948 г.
	ОРГАН ПРАВЛЕНИЯ СОЮЗА
СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ СССР
		Цена 40 коп.

На командном пункте
	ру МЕС, которые обычно раз’езжают 1
полям, приходит диспетчер.

В диспетчерской комнате МТС устанав-
ливается портативная полевая’ радиостан-
ция. Такие же радиостанции имеются в
каждой тракторной бригаде. В любое время
бригадир может включить евою рацию и
разговаривать с диспетчером. `Понадобилась
ли ему консультация агронома или меха-
ника, нужно ли пазрешить тот или другой
спор, получить запаеную часть, — все
эти вопросы мотут быть разрешены бы-
стро, без задержки.
	Практика МТО, освоивших — диепетчер-
скую систему: Леминекой — Сталинград-
ской области, Петровекой — Ставрополь-
	ского края, паширекой — Моековекой 00-
ласти и многих других, показывает, что
применение двусторонней радиосвязи де-
дает ‘оперативное руководство четким и
действенным. Вопросы разрешаются быет-
ро, простои тракторов и машин резко еэ-
пращаютея, & производительность и ка-
чество работ повышается.

Однако We только в этом заключается
работа диснетчера и сущность диенетчер-
ской системы. Руководители МТС должны
представлять себе в любой момент общую
картину работ. И они видят ее. Диспетчер
связывается с тракторными бригадами по
расписанию два-три раза в день и полу-
чает все необходимые сведений.

Вот, например, утренняя передача. На-
чинается она обычно в шесть часов. Шо
графику в разговор поочерелно включатот-
	ся все тракторные оригады. Но вуифроечи-
ку они передают сведения о работе ночной
смены, докладывают о состоянии тракторов
й машин, о запасе и расходе горючего...

Диспетчер все это записывает и вевою
очередь передает бригадирам распоряжения
директора и специалистов, попутно решает
те вопросы, которые. можно быстро разре-
шить, — у него под рукой телефон внут-
`реннего коммутатора, и он легко связыва-
ется с основными цехами МТО.

Передача ‘окончена, диспетчер быстро
обрабатывает материал и готовит доклад
директору, представляя его в наглядной и
удобной форме. Для этого он имеет необхо-
димое оборудование и в первую очередь
Так называемую диспетчерскую карту.
Это — подробная ‘карта. колхозов, обслу-
живаемых МТС, на которой в крупном мас-
штабе нанесены границы полей, бригадных
участков, звеньев, дороги, пруды, разме-
щение бригадных станов. Карта лежит. на’
столе, ина ней расставлены’ металлические!
‘фишки, напоминающие” зпахматные фигу-
‘ры. Вот фишка, похожая на’ ладью, — это
условное изображение › гусеничного трак-
тора «ХТЗ-НАТИ». Кубик означает трак-
ИНН HHH f}———-—-—>—eere

Полестней косарей. работавних в име-.
	нии февина из «Анны Карениной», вполне
мог управлять неграмотный староста.
На пахоте в «Гремячьем Логу» Давыдов
из «Поднятой целины» уже должен был
задуматься над организацией труда; он
только тогда добился высокой производи-
тельности, когла сумел правильно  рас-
ставить пахарей, дать каждому из них
индивидуальную норму.

Чтобы управлять современным колхо-
зом, . надо обладать и бол-шими знаниями
и значительным опытом. Недаром во мно-
ГИХ колхозах в качестве их постоянных
	членов уже работают дипломированные
специалисты: агрономы, зоотехники, ово-
шеролы. :
	Механизация сельского хозяйства в на-
шей стране изменяет все представления 0
произволительносети труда, приближает
сельскохозяйственный процессе к инду-
стриальному, требует иной расетановки
рабочей силы и выевовождает. значитель-
ную ее часть для освоения других отрас-
лей. Создание системы машин требует
тавже значительного совершенетвования
методов Управления сельским хозяйсевом.

Представьте себя на минуту  лиректо-
ром МТС пакануне весеннего сева. Все
подготовительные работы проведены хорэ-
Шо: тракторы и малины отремонтированы
и находятся в бригадах, заключены догово-
ры: с колхозами, составлены рабочие пла-
	ны для каждой бригады и т. д. Можно,
казалось бы, быть спокойным. Однако
завтра начнутея работы, и завтра же по-
явится тысяча вопросов, которые надо бу-
дет оперативно и толково решать. Пройдет
дождь или, наоборот, задержатея ночные
заморозки, полоемалась машина, вышла 3а-
держка с горючим, заболел тракторнет...
Чтобы устранить задержку, чтобы орга-
низовать работу, директор МТС и его но-
мощники выезжают в бригады и колхозы.
Без них в МТС срочные вопрасы решить
нельзя. Приедет бригадир тракторной
бригады за 20 километров-и ждет в кон-
торе целый день директора или безуснеш-
но пытается связаться с ним по телефону.
Поэтому накануне сева или уборки, или
в любой иной период директор МТС не мо-
	‚жет быть спокоен, даже вели прелстоящая
	работа хорошо продумана и подготовлена.
Естественным его желанием является иметь
такой аппарат, при ‘помощи которого он
емог бы в любую минуту видеть вее трак-
торы, знать, что они делают, слышать лю-
бсго тракториста и разговаривать с ним.

И вот современная. техника позволяет
иметь такое оборудование, в бельем числе
МТС, а в ближайшие годы, очевидно, по-
зволит иметь его и во возх МТС.

Па помощь агроному, технику, лиректо-
	П. ЗАМОИСКИЙ
	тор «Универсал», усеченная пирамида —
комбайн «Оталинец» ит, м.

В верхнюю часть фигуры вставлен кусо-
чек пробки, а в нее на булавке. воткнут
цветной флажок. Красный цвет ‘означает,
что трактор исправен и работает, черный—
что он стоит из-за поломки, зеленый —
если трактор проходит ремонт по плану,
желтый =— нет горючего и т. д.

И вот диспетчер, имея точные сведения
	® состоянии всех агрегатов, быетре рас-
	ставляет фишки на карте в тех местах,
которые соответствуют действительному
размещению тракторов. Через пять минут
можно наблюдать полную дислокацию
тракторного парка и знать, в каком го-
стоянии он находится.

Но надо не только вилеть расстановку
тракторов, но и знать результаты их ра-
боты. Это достигается е помощью простых
графиков, размещенных на стене. График—
это фанерная доска, на которой четко на-
несена сетка для определения процентов от
нуля до ста. Снизу вверх по этой доске
могут передвигатьея цветные ленточки или
окрашенные палочки, каждой из которых
присваивается либо, номер трактора или
бригады, либо название колхоза, в зависи-
мости. от того, какие цели график пресле-
дует. Передвагая палочки, мы можем по
верхней их грани прочесть процент вы-
полнения работы, название Rotopoli la-
шетея на графике вверху.

Директору МТС, после поездки по коя-
хозам, достаточно беглого взгляла на гра-
фик, чтобы представить картину всей рз-
боты.

В определенное время в диспетчерскую
еходятся все руководители МТО. Короткий
доклад диспетчера, десятиминутное совеша-
ние,—и вот уже выработан оперативный
план работы на день, каждый специалист
получил конкретное задание, в выполнения
которого он отчитывается в следующую
встречу: f

Показатели, собранные диспетчером, по-
зволяют быстро составить эстафету © ходе
соцналистического соревнования и в тот же
день сообщить ее во все бригады.

Теперь уже не страшно, что все епе-
циалисты раз’едутся из МТС. Диспетчер
знает маршрут каждого из них и в любое
время может с ними связаться, получить
нужное указание.

Все, как видно, очень проето. И вместе
в тем эта простая система позволяет под-
нять оперативную работу МТС на высшую
	COTY Hab.
Н. ЛЛЕКСАНДРОВ,
	научнь:йЙ сотрудник Научно-исследователь-
ского института земледелия им. Докучаева
	Почему? Кузнецова, заведующая Вогизом,
‚изрекла так:

—- Вниги не берут!

Трудно придумать более наглую ложь.
Прилавки книжных магазинов пусты, чи-
татели настойчиво ищут книги, тянутся к
знаниям, к культуре. Только  политиче-
ская слепота помешала тов. Кузнецовой
увидеть это.

Вмешалея секретарь обкома партии тов.
Колчин. Ему Кузнецова обещала:

— Из пяти тысяч альбомов возьму
полторы.

Болчин поверил и ыы обманут. Й по-
лутора тысяч экземпляров Кузнецова не
взяла. А между тем, спрос на альбом, аль-
манах и книги был огромен. Я видел, как
люди искали книги и не находили, ибо
BCH юбилейная amteparypa лежала Ha
складе. :

Пришлось Osanszary upuSernyTs уже не
к Когизу и Союзпечати, а в помощи обл-
ОНО: вместе с ним разослали по школам
2.000 экземпляров. Вот и все.

Облиздат имеет в плане изданий на
1948 год несколько книг художественных
произведений. Тираж каждой книги —
10.000 экземпляров. Бумага есть, типогра-
фия есть, область крайне нуждается в
книгах, но Кузнецова заявила:

_— Волыше пяти тысяч не возьмем.

Почему? Опять высокомерный ответ:
«Книги не берут».

На-днях состоится заседание бюро Пен-
зенекого обкома партии. Будут заслушаны
доклады «деятелей» Когиза — тов. Кузне-
цовой и Союзпечати=тов. Громова. Надо
	ОТ ЧИТАТЕЛЯ ПРЯЧУТ КНИГИ
	и Союзпечати, а быть проводниками идей
коммунизма среди советских людей. Не ле-
дяными глазами обязаны они взирать на
свой «товар», а должны любить REMY.
Внига издается не для того, чтобы лежать
ей в подвалах. Eme пахнущая краской;
книга птицей должна лететь к читателю!

Нас часто спраншвают читатели, где и
как достать нужную книгу? Негодуют,
что малы тиражи. Это отчасти верно: Но
никому из Читателей, вероятно, и BT
лову не придет, что зачастую книги ле-

\ Rat на складах некоторых Вогизов. Благо,
	этф не мясо, не молоко — скоро НН
THTCA..

Mune приилось узналь ‘0 деятельности
пензенского Когиза. a

В настоящее время в Пензе организова-
на литгруппа из 15 человек. За этот год
Пенза выпустила 3.альманаха «Земля рот-
ная», которые получили хорошую оценку
критики. Здесь имеется областное изтз-
тельство. Пензенский обком партии по-
вселневно занимается делами” ‘литературы.
В Пензе работает талантливый . худож-
НИЕ — ордененосец И. С. Горюшкин-Сорэ-
копудов. А кому неизвестна серия рисун-
ков «Белинский в жизни» пензенекого ху-
дожника Б. Лебедева? Его альбом из 53
великолепно выполненных рисунков вы-
шел в Москве, а еще раньше—-в Пензе.

Только что отметили 100-летие со дза
смерти В. Г. Белинского. Из Москвы в
Пензу приехала делегация академиков, пи-
сателей. Надо было видеть, сколько наро-
да встретило их. При закладке памятника
великому критику в Пензе. собралось 40

Вопоминаю из дальних лет...

— Тряпичник едет! — весело кричат
ребята и мчатся навстречу медленно дви-
жущейся кибитке. Лошадь идет тихо, a
хозяин, чудаковатый, то и дело покри-
кивает. Из домов и ветхих изб выходит
все сельское сословие.

Чего только нет в маленькой кибитке!
Женщины найдут там иголки, вязальные
спицы, веретена, пуговицы, крючки к
одежде, нитки; девушки — дешевые кру-
жева, кольца, серьги, бусы. Малыши вы-
просят у матери купить им пряник, слад-
кий корешок или глиняную свистульку.
Нам же, подросткам, любителям чтения,
нужны книжки...

Мы складываем вместе свои гроши или
тряпье и кости, покупаем одну «толетую»
книгу. Читаем ее или по очереди, Ham
кружком, вслух. Наш «кружок» любите-
лей. книг никем не организован. Наоборот,
мы часто скрываем его от родителей. Чте-
ние в те годы не поошрялось, а считалось
непростительным бездельем. ;

..Минули те BpeMeHa, Korma Ham, Jepe-
венских парням, приходилось украдкой,
забравшиеь на полати с книгой, а то уй-

дя в поле, «проходить университеты».
Сельская молодежь ныне в большинстве
окончила семилетние и средние школы.

Книг стало гораздо больше. И читатели у
нас-—не одинечки. Читателем стало весь
народ.

Книги в нашей стране пользуются ог-
ромным спросом, за ними едут в Москву,
часто перекупают из вторых рук. Даже
самые большие тиражи далеко не покры-
вают требований читателей. В библиотеках
за книгами очереди.

Да, читатель книги ищет и... зачастую
не находит. В чемеже дело? Известно, что
недостаточно написать произведение,
мало издать его, надо еще доставить кнци-
гу в руки читателю. На пути к читателю
находитея ‘совершенно необходимое упреж-
дение — книготорговая организация. №
роче не скажешь: Когиз!

Это очень важное и весьма ‘ответетвен-
ное учреждение. Без него бессильны пи-
сатель и издательство. Могучая  органи-
зация! Дело, порученное ему, — благород-
ное, государственное. Не роль посредника-
торговца должны исполнять люди Когиза

Туристская база в Баку
	Туристская ‘база БИСПС открылась в
Бакинском парке культуры и отдыха имени
Низами. Первая группа экскурсантов,
прибывших сюда, — московские учителя.
Экскурсанты осмотрят исторические места
города, связанные с революционной дея-
тельностью товарища И. В. Сталина, побы-
	вают в музеях столицы республики, Из
Баку туристы выедут в Тбилиси, затем
направятся в Гори, Батуми; осмотрят бота-
нический сад на Зеленом мысу.
	110 Советскому. Союзу.
ХРОНИКА КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ
	® Москва. 196 литературных и худо+
жественпых редакторов,  инженеров-меха-
ников и технологов окончили на-днях Мос»
ковский полиграфический институт. Моло-
дые специалисты направляются на работу
	в республиканские краевые и облас THE
издательства.

© Pura. Триста картин и скульптур из
	фонда Третьяковской галлереи экспонируют. .
ся на открывшейся здесь художественной
выставке. За месяц выставку посетило
более 12 тысяч человек.

$ Грозный. 130-летие ‘свбого города
отметили на-днях ‘трудящиеся Грозного. От-
крытые в честь юбилея выставки посетили
тысячи нефтяников и колхозников. - Среди
юбилейных экспонатов обрашает на себя
внимание документ об организации кре-
пости Грозная генералом Ермоловым и ма-
териалы о пребывании в крепости Л. Н. Тол-
стого. в 1853 году. Здесь писатель подверг»
ся нападению чеченцев. Эпизод этот послу-
жил впоследствии сюжетом для повести
«Кавказский пленник». ь

Ф Сумы. Вновь открыт  домик-музей
А. П. Чехова, ‘в котором в 1888—1889 гг.
жил писатель со своей сестрой Марией Пав-
ловной. Недавно  Мария Павловна’ Чехова
прислала письмо, в котором благоларит жи-
телей города за восстановление: музея.

$ Ашхабад. Колхоз-миллионер им.
Ленина Ашхабадского ‚района вступил в
число действительных членов-коллективов
Общества по распространению политичес-
ких и научных знаний Туркменской ССР,
	Забота о детях e CCCP
	8 июля исполняется четвертая POROBUUI-
на со дня издания Указа Президиума
Верховного Совета СССР «Об увеличении
государственной помощи беременным  жен-
шинам, многодетным и одиноким магерям,
усилении охраны материнства и детства, об
установлении почегного звания ‘«Мать-ге-
роиня» и учреждении ордена «Магеринская
слава» и медали «Медаль материнства».

Корреспондент  «Лигературной газеты»
обратился к’ начальнику Управления ле-
чебно-профилактической помощи детям Ми-
нистерства здравоохранения СССР тов.
Гречишниковой с просьбой рассказать о
том. как осуществляется этот закон.
	— В 1947 году государство выплатило
	многодетным матерям свыше о миллилр-
дов рублей, — заявила тов. Грезишни-
кова. --. Огромное внимание, уделяемое
	партией. и правительством охране MaTe-
ринства и младенчества, характеризуется,
в частности, тем, что Указ о расширечии
сети детских учреждений был издан в су-
ровые дни Великой Отечественной войны.

За трехлетие, прошедшее после войны,
мы не только восстановили больную часть
существовавших ранее детских учрежле-
ний, но и значительно увеличили их коли-
чество. Неуклонно расширяется сеть жен-
ских консультаций, где врачи-специалисты
паблюдают за здоровьем беременных жен-
		щин. Каждый новорожденный ребенок
окружен заботой врачей не только в р0-
дильном доме, но и в домашней обстанов-
ке, в которой врачи детских консультаций
продолжают следить за здоровьем ребенка
до трехлетнего возраста. Затем медицин-
ское наблюдение за детьми передается
районным детским поликлиникам. В по-
следний предвоенный тод в Советском
Союзе ‘было 5.815: женских и детских KOH-
сультаций, а сейчас более 7.500.

В помощь матерям; работающим на пред-
приятиях и в учреждениях, в городах и се-
лах стравы создана сеть постоянных яс-
лей. Небезычтересно вспомнить, что в
1913 году в царской России было всего
лишь 19 ‘постоянных яслей на 550 мест,
теперь же в СССР 800 тысяч мест для
детей ясельного возраста, из них 150 ты-
сяч мест круглосуточных. Для дётей, сла-
бых здоровьем, введены специальное диэти-
ческое питание и санитарный режим.

В восстановленных и во вновь выстроен-
ных за последние голы Домах ребенка
воспитываегся около 50 тысяч детей, ли-
шившихся родителей.

За первые ‹ два года пятилетки на
	содержание — детских учреждений было
израсходовано около 7 миллиардов рублей,
а в одном только 1948 году для этой цели
ассигновано почти 5 миллиардов рублей.
	тысяч человек. : полагать, чт» обком найдет подходящие

В школах, клубах, театрах  состоя-   меры воздействия на этих закоренелых
лись торжественные вечера. Но работ-   лентяев, радикально изменит всю систему
ники Когиза были‘ хмурыми. Ло тобилея   Торговли ‘книгами, ‘продвинет книги к чи-
	жизнь Шла тихо, спокойно, а’ тут начали
докучать, чтобы  Вогиз распространял
книжки O Белинеком, альманах и’ альбом

Лебедева. Нет, не понравился пензенекому
Когизу Белинский,
	— Вы празднуйте сами по себе. а мы—
	тателю, ‘0с0бепно в сельские библиотеки,
	КОЛХОЗЫ.
Не клевещите на советеких читателей;
гг. Кузнецова и Громов. Народ страстно
	тт. Нузнецова и Громов. ‘Народ страстно
жазжклет вниг. Организуйте. торговлю кни-
гами в районных центрах. в селах через
	ле о   Магазины потребкооперации, ` возобновите
Когиз и Союзпечать — сами по себе. Не отдел «Книга-почтой».

будем распространять. литературу о _Бе- Читатели булуг вам признательны 32
	линском. Сами издали, сами и продавайте.
И не взяли. Ни. единого. экземпляра.
	ПИАНИНО

НИИ НОКИИ ETE
	внимание, за TO, что вы поможете полу-
чить им самое дорогое=—книгу!
	Елгавского уезда, «Селия», Екабпилсского
уезда и колхоз имени Сталина, Талсенско-
го уезда. К каждой из этих сельхозартелей
прикреплена группа ученых. Выезжая на
места, члены бригады изучали условия
развития колхоза, профиль его хозяйства.
	Каждый понедельник в Академии наук‘
происходят заседания, посвяшенные раз-
личным вопросам колхозной жизни,
	ПОМОШЬ УЧЕНЫХ КОЛХОЗАМ ЛАТВИИ
	Ученые Латвии оказывают` практическую
помощь молодым колхозам республики. В
созданную ®по. инициативе ЦК КП(б) Лат-
вии и Академии наук Латвийской ССР.
бригаду помощи колхозам, вошли ведущие
ученые республики и крупные специалисты
сельского хозяйства.
	Цель бригады — помочь развертыванию
	колхозного движения в республике. Для
изучения взяты три ‘колхоза — «Накотне»,