‚М. ТРУП
		Мы должны показать людей жизнерадостных, методически и упорно овладевающих техникой новых. производств,
строящих лучшую жизнь с тлубоким чувством ответственности за свою работу перед страной. м. Г ОРЬКИЙ
	 . Чего не заметил
писатель
	Он приехал в лесной и озерный край,
чтобы увидеть новую жизнь, и обвел нас
за собою © той приподнятой, взволнованной
поспентностью, которая всегла бывает У
человека, уверенного в том, что он смо-
жет показать своим спутникам много ин-
тересного.

Так ведет нас в село Урень Галина Ни-
колаева, автор очерка «Колхоз «Трактор»,
напечатанного в книге журнала «Знамя»
(очерк печатался в «Правде»),

‚Мы знакомимся с люзьми колхоза и срё-
зу понимаем, что сюда и вирямь столб то-
ропиться.

«Когда строилась гидростанция, Бушае-
ва мучила двойная тревога. Он боятся и
за дамбу, и за Колхозный бюджет. Он из
мог спать по ночам.

Он скрывал свои тревоги от колхозни-
ков, но после бессонной ночи бежал в
секретарю райкома Жигалову. Входил, 3a-
дыхаясь и держась за сердце»,

Таким мы видим председателя колхоза
«Трактор», полнеюшщего пятидесятилетнего
человека с легкой походкой, агронома, при-
ехавшего в этот край десять лет назад и
ставшего самым дорогим и уважаемым че-
ловеком в колхозе,

Вместе е кодхозниками, подняв их н
воодущевив, он заставил  ненлодородную
землю давать отличные, высокие урожач.

Вот звеньевая Клава Орлова рассказыва-
ет автору — и нам — о своем звеле;
 &«— Ну, такие девчата подобрались —
`болрые, да быстрые, да неноселливые! Что
`хоченть могут. И всякая работа у нае B
интерес, Веё у нае весело илет. Вончаем
косить и мечтаем между гобой: «08, дев-
цонки, скоро жать булем!> Rounem
жать — и опять у нас мечта: «OH. дев-
чонки, екирдовать скоро!»

И вог внезапно автор задает этой. Влаве
Орловой такой вопрое; :

— А если бы вам пришлось работать
не в колхозе, а в единоличном хозяйстве?

‘«Вуава засмеялась.

— Да я бы ne стала. Кав же бы я
звеньевой была? Я приучена с аюльни ра-
ботать. Как же в единоличном?..»

Biech не только точно услышаны ел0в&
Клавы. не только верно поняты ее в05ро-
венные мыели. Здесь раскрыт перед нами
весь характер этой левушкн, воспитанной
в дружном, радостном колхозном труде я
ошущающей этот труд, как потребность
своего сердца.

Ё таким вот людям и_ торопилась при
вести нас Галина Николаева. И она позна-
комила нас с ними и добилась того, что
они стали нам дороги, нотому что мы
увидели в них новые, только на нашей
земле сушествующие, драгоценные черты.

Такие очерки, как «Колхоз  «Трак»
тор» Г. Николаевой или «Наля Егорова и
её друзья» Ирины Ирошниковой  (<«0к-
тябрь», № 4), написаны © точным знаниз
ем и ощушением действительности.

Ирина Ирошникова” рассказывает © дез
вушках Криворожья, которые в годы вой-
ны по собственному побуждению попали на
производство, стали каменшицами. Особая
пенноеть этого очерка в той совершенной
естественности, г какой автор показывает,

как рождается трудовой героизм, как зре-
ют и свлалываются люди большего труда.
	Более веего удалея автору 0браз вамой
	Нади Егоровой, Не без колебаний и сомне-
ний идет она на производетво. Каменщила!
Не так-то просто укладывается эта мысль
в сознании вчерашней школьницы, коту-
рая мечтала стать геологом, чтобы  «пу-
тешествовать», а «раньше. веё хотела быть
историком, потом физиком..;»

Почеуу же Надя Егорова и ее подруги
релшли. стать именно каменщицами? Да
нотому, что строительство более всего нуж-
далось ‘именно в каменщицах. И ошуще-
ние государственной потребности, как св0-
ей. собствелнойх — это также одна 43
замечательных новых черт, свойственных
нашему человеку и ‘со веето ясноегью рае-
крытых перед нами И. Ирошниконой.

И вот наступает время, когда бригада
каменщим упраздняется ввилу окончания
етроительных работ. Надя pemacr CHYGTHTb-
ся в шахту.

— Я теперь «просто так» жить He
смогу, — говорит она. — Мне теперь на“
Ao, чтобы всё вокруг меня кицело...

Очерк Ирины Ирошниковой поэтически,
вдохновенно показывает читателю, Каких
прекрасных людей растит сама почва  на-
шей страны, весь строй нашей жлани.

Если Кузнедкая котловина, по которой
провела нас Зинаида Рихтер, показалась
нам безжизненной пустыней, тб строи-
тельная площадка «запорожетали», Тас-
пахнутая перед нами в очерке А. Литвака
«Главное направление» ( «Октябрь»,
№ 12, 1947 г.), сразу согрела нае челя-
вечесним тенлом, больше того —= огнем
нодлинной человеческой страсти.

Мы и здесь, как и в очерках Г. Нико-
лаввой и И. Ирошниковой, явственно уелы-
шали взволнованный голое самого автора,
которому знакомо, близко и дорого все то,
910. он решил раесказать нам,

Автор действительно прошел по  пло-
шидке огромного строительства, как зоркий
разведчик, ревниво выележивающий черты
нового в людях и явлениях.

Такие очерки, глубоко проникающие в
самое существо жизненных явлений. гогре-
тые подлинной, страстной  заинтересован-
цостью автора, умело находяшие петинние
«направление главного удара», выпол-
Няют ту почетную задачу, которую возла-
гал на наших очеркистов Горький.

Взыскательность редаклий, внимание к
очерку, умный выбор тем и участков, на
которые направляется внимание наших.
очеркистов, — вот что необходимо для то-
го, чтобы перевелись у нае плохие очерки
ц чтобы окреп этот важнейший, необходиа-
мый и действенный литературный жанр.
	ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
№ 54 нь 2
	Разведка ново1о0
	х
И. АЛЕКСАНДРОВ
o
	этого приспособления?’ И для чего упоми-
нать его, если его нельзя тронуть рукой,
оглядеть глазами и подивиться силе п оет-
роте технического дара наших людей?

Вот таких — и подобных — «портре-
тов» в очерке не менее двадцати, Это один
из самых перенаселенных очерков, и, BMe-
eM с тем, он совершенно «безлюден»,

Kak ни странно, к той же категории
приходитея отнести и большой очерк
3. Рихтер «В Кузнецкой котловине» («Ок-
тябрь», №2). Опытный и одаенный
очеркист дает на этот раз не менее рази-
тельный образец. слепоты «на лица», чем
Л. Крупеников,

На  общирной территории Кузнецкой
котловины, 00 которой провела нае
3. Рихтер, нам не привеловь поветречать
Ни одной живой души. 0. прославленной ап-
паратчице, депутате Верховного Совета
РСФСР, сказано немало слов, 20 тиетно
было бы искать среди них значащие слова:
«В приемный день двери ее квартиры от
крыты для всех»; «надо видеть, как близ.
ко принимает к сердцу Анфиеа Егоровна
нужды своих посетителей».

Да, надо видеть. Но ничего не видно.
Потому что в таких общих словах человек
He отражается, а уничтожается. Й чита-
тель только угадывает, какое больптое че-
повеческое богатетво пронеели мимо него
под плотной пезеной мертвых слов.
	3. Паправление
главного удара
	ченаписанной статье.
	d
Г. ГАНИЧЕНКО,
	тлавный инженер
завода «Красный нролетарий»
		по опыту, люди шли к решению obmen за-
дачи каждый свойм путем.

Токарь Марков — редетаантеть старо-
то поколения рабочего класса. Он работает
на заводе лет 25. Узнав его, писатель не-
пременно тюдметил бы, как борются в этом
человеке старое и. новое и как новое по-
степенно, но неуклонно побеждает. Еще не-
давно Марков был хоть и хорошим, но
неприметным тружеником. Выделиться ему
метал недостаток знаний, привычка рабо-
тать по-старинке, отеутетвие той живой:
инициативы, которая непременно отличает
рабочего нового типа. Но у Маркова есть
отличная рабочая смекалка. И Борткевич
дал ей ход. Теперь Марков-—бдин из луч-
ших скоростников на заводе.

А рядом ¢ Марковым работают люли
младшего поколения, иначе сформировав-
шиеся. Богачев, Лопатин, Шумилин —
это рабочие нового типа, люди не только
физического, но и уметвенного труда, не-
уклонно повышающие свою техническую
грамотность. Богачев, например, много ра-
ботает над поисками геометрии резца.
	Ъомсомолец Виктор Шумилин из перво-
го механического цеха предложил обраба-
тывать одну из деталей одновременно тре-
мя резцами. Это повысило производител»-
ность труда в два с половиною раза. Мо-
лодой, но очень способный токарь Лопатин
впервые применил скоростные методы при
обработке нержавеющей стали,

Вее это были плоды напряженных по-
исков. Важдая победа доставалась ценою
многих неудач, ерывов, большой и трудной
борьбы.
	Возьмем хотя бы последний пример —
творческую улачу Лопатина.

В мае мы получили заказ на изделия
из нержавеющей стали. Это очень вязкая
сталь, и раньше считалось, что обрабаты-
вать ве можно только быстрорежущей
сталью. Цопатин попробовал применить
твердые сплавы. Его привел в этому дол-
гий и трудный путь поисков и испытаний,
в которых ему понадобилось знание и red-
метрии, и технологии металлов, и весь ето
произведетвенный опыт, и, конечно,
незаурядный ум. Станок  опатина превра-
тился в своеобразную лабораторию, где ис-
пытывались различной геометрии резцы и
разные марки твердых сплавов.
_ И вот, наконец, путем опыта Лопатин
установил, что чистовой проход надо де-
лать нри 400 метрах в минуту, а резьбу—
при скорости 200 метров в минуту. При
меньшей скорости резьба получалась рва-
ная и резцы садились. Теперь пущенный с
надлежащей скоростью станок: работал так
	быстро, что мастер едва успевал выхваты-
	вать супорты. Но Лопатан показал себя под-
	линным токарем-виртуозом. -9н справился.
	HC oPHM. .

Конечно, технология методов Лопатина и
остальных названных выше рабочих —
это вше не тема для писателя; Скорее это
предмет исследования ‘ученого. Но пиеа-
TEA необходимо знать существо дела, п0-
TOMY что только в этом может он обнару-
жить ключ к психологии людей, применя-
ющих новые методы, к их характерам, к
привычкам, к отношениям с другими
Людьми.

Нанориетоеть и смелость Богачева, тру-
_долюбие и скромность Лопатина, страстная
увлеченность Шумилина, превосходные ор-
`танизаторские способности мастера. Бело-
‘ва — вее эти качества, взятые у разных
людей и собранные воедино, не только по-
могут пиезтелю воссоздать. образ стаханов-
ца послевоенной нятилетки, но и уйти
вперед, представить себе завтрашний день
нашей производственной жизни.

Вот на какие отдельные, различные и
весьма характерные звучания распадается
общий нгум цеха, если прислушаться к не-
му чутким ухом.

Статью, обещанную редакции, я так и
не смог написать. Однако, именно это и
побулило меня высказать несколько мые-
лей по поводу тех жизненных явлений,
которые определяют наше’ движение Bile-
ред, но не нашли еще евоего отражения”
в литературе.
	Редакция «аитературной газеты» по-
просила меня написать статью 0б образе
стахановца в художественной  литерату-
ре. Мне понравился замысел, я взялея за
книги, которые читал уже прежде, и за
новые, еще не прочитанные книги. Co-
бралея делать вылиски, заметки. И, 0д-
цако, книга за книгой ложилась в CT)
pony, & лист бумаги. приготовленный для
	выцисоь, оставался нетронутым, и я на-!
	чинал понимать, что статьи не будет.
	Мне хотелось найти в книгах образ
человека дерзкой мысли и сильной воли—
новатора, в облике которого органически
сочетаютея творчество и мастерство; по-
бедителя, который не только сам идет
вперед, от рекорда к рекорду, но и ведет
за собою других. Такие люди окружают
меня в жизни, на заводе.

Но в книгах такого героя я не нашел,

— Позвольте, —= могут мне  возра-
зить. — Быть может, вы ‘пропустили
очерки Бориса Галина «В Донбассе», не
прочитали очерк Ирины Ирошниковой
«Надя Егорова и ее друзья», позабыли ро-
ман Веры Пановой «Кружилиха».
	Нет, ничего этого я не нозабых.

Очерки Галина — отличные очерки.
Они умно, глубоко, ярко раскрыли мне
0браз нового советского человека. Но в
ряду этих новых людей я не увидел ра-
бочего. Вее это были командиры произ-
водства — инженеры, директоры  пред-
приятий, начальники цехов.

Ирина Ирошникова тепло и увлекатель-
но рассказала о замечательной, видно,
девушке Надежде  Егоровой — мужест-
военной, пылкой, инициативной, умеющей
увлечь за собою других. Она знакомит
читателя и с этими другими — с брига-
not Haru. Но, во-нервых, герои этой кни-
гл— явление исключительное, ибо женский
труд в шахтах можно встретить очень ред-
во. А, во-вторых, книга отлично. пока-
зала Истоки той сильной воли, которая
во ния общего блага, во имя интересов
народа и Родины привела девушек на ва-
мый трудный участок стронтельетва, но
оставила почти не раскрытым их дальней-
ий подвиг — то сочетание творчества и
мастерства, о котором я товорил выше.

Что me до «Кружилихи», то там ста-
рый калровый рабочий Веденеев и ero
дочь Марийка показаны ‘лишь в своей
личной жизни, вне заводекого цеха и его
интересов. А рассказ о том; как ставила
свои рекорды Лила, вытоворен  стреми-
тельной скороговоркой и врях ли принад-
лежит в числу лучших странии романа.
	Пила смотла поставить рекорд лишь HO-
TOMY, что она оказалась  облалательни-
цей тонких и гибких пальцев. ВИ не по-
натобилоеь ни малейшего ‘уметвенного
усилия. >

Мие понравились повести о ремеелення-
ках И. Ликетанова «Мальниок» и В. №\-
рочкина «Бригада емыиленых», Но здесь
сама тема такова, лто герои этих книг
показаны лишь в преддверии производетва.

И вот. книги были дочитаны, а мате-
рчала для статьи у меня так и не ока-
залось.

Я ве нашел своего героя.

— Почему же так? — задумался я.—
Ведь не может быть, чтобы никого из Пи-
вателей неа привлекла такая яркая, не-
обычная и в то же время Tak полно
обобщающая тинические черты люлей на-
него времени личность, как замеча-
тельный мастер Николай Российский
или как иничизтор скоростных методов
резания, ленинградекий токарь Бортке-
вич и множество других.

Мне могут заметить, что опыту маете-
ра Российского нет еще и года, движение
скоростников возникло также недавно.
Трудно рассчитывать на то, чтобы за та-
кой короткий срок могли быть напиваны
и даже изданы книги, претворяющие облик
и лела этих людей в художественные 06-
разы.

Но мне думается, что образ нового че-
ловека в жизни и в литературе должен
появляться почти одновременно. Я говорю
зпочтя» именно потому. что убежден,
	«почти» именно потому, 910 узлов,
что литература должна даже несколько
опережать жизнь. Вель не. по готовому
	образу копирует своего героя. писатель.
	и создает его, улавливая новые  ЧВРТЫ
в зародьние, анализируя первые ростки,
отбирая характерное и создавая такого
	героя, который становится для поколения
призывом и образцом; И чем больше я
	припоминаю примеры из классической
русской и советской литературы, тем
‘прочнее утвержлаюсь я в этом своем
	убеждении. Рахметов и Вера Павловна из
романа Чернышевского «Что делать?» He
были копиямн, они предвосхищали жизнь.
Базаров рождал Базаровых. Так и в совет-
ской литературе Левивсон и Корчагин
‚ стали образнами, по которым лепило свои
характеры целое поколение нашей моло-
дежи.

С этой же меркой, без скидок, хотел я
подойти п к нашей сегодняшней литера-
туре и надеялея обнаружить в ней He
копии, но предвосхишение образов м0-
сковского мастера Российского или ле-
нинградского токаря Борткевича, инициа-
тора движения скоростников.

Bean движение скопостников не свали-
лось с неба  нежланно-негатанно. Ono
подготовлено всём холом памей жизни, —
тем отвомным револючионным скачком,
который совершила нага промышленность
до войны и в результате военного опы-
та, научившего нас работать по-новому.
(по подтотовлено ростом культуры рабо-
чего класса и вееми достижениями CQ-
ветекого строителества.

Возьмем простой, рядовой факт, выра-
жаемый обычно сухими цифрами.

До войны” на нашем заводе на обработ-
RY передней бабки станка фабочий  за-
трачивал 4 часа. Теперь он обрабатывает
за емену 25 бабок.

(толт вдуматься в эти цифры, разве-
дать их историю, — ‘и вы Убедитесь, что
за ними скрывается не только напряже»
пие человеческой воли, но изобилующая
конфликтами борьба, столкновения. силь-
ных характеров, иходы многих, долгих и
трудных раздумий и озарения творчества,
	...Менинград сорок четвертого’ года. Пе-
рез монументальным зданием Ленэнерго,
что на Марсовом поле, закинув = голову,
стоит инженер-строитель. Он глядит на
массивную фасадную стену. Силою взры-
ва Участок етены выгнуло, выгорбило.

Тяжелый, неприятный для восстановите-
ля случай. Вирпичная стена — не лист
бумаги; ее не разгладишь. Придетея разо-
брать стену`на кирпичи, & затем возводить
ве заново.  Дорогостоящий, ° длительный,
трудоемкий сноеоб. ,

A see me обидно разбирать целую ете-
ну. Обилно и оскорбительно: Ведь на сче-
ту каждый рабочий час, каждый камен-
щик. Инженер хмуро глядит на безобраз-
ный каменный выгиб, и ето охватывает
почти мускульное желание сгладить его,
BMATh обратно в стену. А что... если?..

Странная мысль пришла ему в голову.

А что, если наложить на’ выгиб метал-
лический каркас, от каркаса протянуть
внутрь здания ‘стальные стержни и мед-
ленно втягивать выгиб домкратами?

Несколько месяцев спустя, впервые В
истории мировой техники, каменная стена
была выпрямлена без разборки, Так рож-
дается новаторская идея.

Це правда ли, какой замечательный
факт?

06 этом — HO Многих других замеча-
тельных фактах — мы прочитали в очер-
ке М. Ивина «Восстановление» («Звезда»,
№ 1). Сознаемся, мы. позволили себе не-
которые вольности в перееклзе. Цо это —
законный читательский  домысел к тей
единственной строке, которую М. Ивин, не
посвунившийся на технические подробно-
ети, нашел возможным уделить самому aB-
тору смелого, удивительного проекта вы-
прямления изувеченной взрывом стены.

Вот эта строка:

«После долгих поисков инженер прелло-
жил... выпрямить стену».

H pee.
	2. Мир, населенный
фамилиями .
	которые были бы невозможны, если бы не
все те изменения, которые произошли в
носледние годы в нашей стране. Новое,
рождаясь и накапливаясь, создавало проч-
ный фундамент для каждой из тех произ-
водственных побед, е которыми мы встре-
чаемся сегодня на любом заводе, в любом
цехе.

Внимательно присматриваться & жиз:
ни, изучать людей и, обнаруживая новое,
творчески продолжать, предвоехищать ли-
нию его развития, — такою иредетавляет-
ся мне задача художника.

Правильно и даже бесспорно, что писа-
телю необходимо много ездить, чтобы
приобшатьея к жизни и иметь  возмож-
ность писать о ней. Но не веегда нотреб-
ность приобщения к жизни можно удовле-
творить лишь дальним путешествием,
Ведь и наша Моеква — крупнейший про-
мышленный центр, и здесь, без долгих
нриготовлений, достаточно бывает лишь
опуетиться в метро или ступить на под-
ножку троллейбуса, чтобы после несколь-
ких минут пути оказальея в самом сгует-
ке неведомой, к сожалению, для’ многих
писателей жизни.

Я енова и енова вепоминаю тех людей,
которых ежедневно вижу на нашем заво-
де, и лумаю, как нлопотворна могла бы
быть для писателя ветреча с ними.

Двнжение скоростников началось на
«Враеном пролетарий» © того, что к нам,
по нашему приглашению, приехал Tos.
Борткевич. Он побывал в цехах, познако-
миля с рабочими, рассказал, в чем сущ-
ность его метода, и показал, как надо pa-
ботать на скоростных режимах.

Вее это ново по самому своему существу,
и, на мой взгляд, уже в одном этом факте
кроется незаурядный литературный сюжет.

Между Борткевичем и мастером старого
типа, ревниво охранявшим свой «секрет»
от всякого постороннего глаза, нет реши-
тельно. ничего общего. Зато многое роднит
Борткевича, обучающего своему методу
других и ведущего за собою не цех, даже
не завод, но лесятки заводов и многие ты-
	сачи людей; е мастером Николаем Росснй-
	CREM, человеком такого же истинно боль-
нгевистекого характера. В ких обоих, — и
в скольких уже других! — обнаружива-
ются типические черты, характеризующие
рабочего нашего времени.

Мне кажется. что писателю очень важно
не. ограничиваться общим знакомством ©
жизнью завода, но, полобно тому; как жн-
вописец ищет «натуру» для портрета,
искать и изучать тех людей, которые мо-
гут стать прообразами его. героев.

Человек, впервые попавший в цех, слы-
шит обычно лишь общий нестройный шум,
а опытное ухо уловит, как выразительно
и по-разному «разговаривает» каждый ста-
нок. Тем более важно научитьея различать
в общей массе людей отдельные и та-
кие отличные друг от друга индивидуаль-
ности.

У нас на заводе три месяца провела
бригада театра им. Йенинского комсомола.
Они ставили пьесу, героем которой являл-
ся токарь-стахановец. Й для того, чтобы
достигнуть соответствия жизненной правде,
авторам пьесы и постановщикам важно
было познакомиться с заводской жизнью.
Но, очевидно, именно потому, что авторы
уловили только «общий шум», но не суме-
ли найти подлинную «натуру», пьеса по-
лучилась слабая, схематичная, во многом
надуманная. А герои ее оказались лишен-
ными ярких индивидуальных черт.

После бесед се Борткевичем группа ста-
хановцев нашего завода перешла на новые,
скоростные методы обработки металла,
И вот здесь тоже сказалась одна из суше-
ственнейших и важнейших черт нашего
времени, Изменяя привычные методы ра-
боты, наши люди не пошли по пути сле-
пого копирования методов Борткевича, 0т-
личные по знаниям своим, по характеру,
	Алексей Макеимович Горький Писал
двадцать лет назад во вступительной статье
K первому номеру нового, им самим заду-
манного и осуществленного журнала,

«Знание достижений в деле строитель-
ства  рабоче-крестьянекого = государства
особанно важно и поучительно, потому что
оно покажет рабочим и крестьянам рост их
силы, размах работы».

Журнал так и назывался — «Наши до-
стижения». И задуман он быд как журнал
очерков, рассказывающих .о том, как возни-
кет и крепнет в нашей жизни побздонос-
Boe новое.

Очерк, по мыели Горького, должен был
отать разведкой литературы, разведкой,
которая первой ступает на новые земля п
первой умеет видеть и указать врага, ме-
шающего продвижению вперед.

Hu один. литературный жанр не епосо-
бен с такой онеративноетью запечатлевать
в слове быстротекущий ход событий, кар
	‘Жанр очерка, который, идя по следу жиз-.
	ни, улавливает новые явления и процессы
в самый мамент их рождения и во веей
их. конкретности и достоверности,

Однако за первое полугодие текущего
года наши толотые журналы поместили на
своих страницах не более  пятнаднати
очерков, из которых одна треть лежит вне
искусства и потому выпадает из жанра.
Эти очерки держатся механическим спенле-
нием. При малейшем прикосновении они
расеыпаютея на составляющие их чаети и
становятся тем, чём и являются на самом
деле, — материалом. Материал не может
стать художественным произведением, по-
ка не попадет в руки художника. Именно
авторское отношение в людям и делам пя-
тилетки сообщает материалу теплоту и
пульсацию второй, образной жизни.

Такой очерк у нас есть, и тем непрости-
тельнее невзыскателенасть журнальных ре-
дакций, способствующая лишь’ падению
жанра, а че укреплению его, :
	4. Приметы
эпохи

Очеркист приехал в северный край.
Это те земли, по которым водил когда-
	то своего читателя Владимир Вороленке.
И вот снова слышим мы звучание ce-
	верных имен. Реки — Вая, Перква, Лу-
керья... Не очеркист не подлалея ouapo-
ванию, старины, не задержался в обвола-
кивзющем, шуршалем лесном безлюлье.
	Кеть целая категория очерков, где на
малом пространстве названы десятки лю-
дей самых различных профессий, положе-
ний, возрастов, но нет ни одной живой ду-
ши. Это мир, населенный фамилиями,

М. Ивин умело и внятно излагает чита-
телю техническую суть той или иной но-
ваторской идеи,

Но как раз это достоинетво еще резче
подчеркивает, так сказать, «родовой» по-
рок очерка, «Восетановление»,

Песколько умело’ рассказанных праме-
ров трудовой самоотверженности.” Негкоаь-
ко убедительно раскрытых в-евоем техни-
WeCKOM содержании новатореких чей п
приемов. Но вее эти великоленные и умело
рассказанные дела только поилисаны опре-
деленным людям, а на деле совершенно
обезличены.

Оторванная от своего создателя, техника
предетает перед читателем не как «арена
борьбы, где конкретный, живой. Человек
преодолевает. сопротивление материала»
(Горький), &- как ликовинка 1 сенеация,
Это в лучшем случае. А в хуем — она
навевает лишь серую скуку, Ибо «техника
без людей, овладевших техникой, —мерт-
ва» (И. В. Сталин). ь

На другом краю той же категории мы
встречаем очерк 1. Крупеникова — «Город
будет!», посвященный еегоднянгиему Ce-
вастонолю («Новый мир», № 3). ‹ Здесь
«родовые» пороки обнажены ‘до предела.

«Молодой слесарь (фамилия), начав ©
пзпиювления простейших о инструментов,
етал. конструировать новые  приспособле-
HHA, я необычайную  находчи-
BOCTS..

а (фамилия) тоже принадлежал
к плеялде новаторов... Он прихумал приепо-
	собление... в щееть раз повыеив произво-
дительноеть труда...» .
	Спрангивается: кто же «придумал при-
способление»? Нан придумаа? В чем суть

С. КУЛАЧИКОВ-ЭЛЛЯЙ
		Только Ли
	чыгныйа «Весенняя пора», в поэме В. Ура-
стырова «Коммуниет Семен», в драме
С. Омоллона «Кузнец Хюкюр» понятным
	Народу языком внервые рассказывалось 4
	революции и свободе, о боевых днях граж-
данской войны, о социалистическом пере-
устройстве жизни народа. :

`В годы Великой Отечественной войны
зазвучали новые голоса молодых якутских
поэтов и писателей. Т, Сметанин, Джонг
Джанглы, Дм, Таде, Ваал Хабырыые,
Ц. Туласынов, Н, Якутский и другие на-
писали много стихов, рассказов, очерков о
могуществе советской Родины, о мужестве
фронтовиков, о труде якутов в тылу.

В пронлом году Y Hac состоялись три
литературных конкурса, на которых было
премировано и поошрено более 30 дучнгих
произведений и столько же рекомендовано
к печати. бреди них—четыре повести, цоэ-
мы, сборники стихов и рассказов. Якут-
ские писатели обращаются в современной
тематике, к изображению созотеких людей.

Даля молодой якутской литературы в этом
немалый уснех. Однако, как, вероятно, и
в других молодых литературах, —=* у Hac
за внентими успехами многое неладно.

К решению жизненно важных проблем
наши писатели всерьез еще не приступа-
ли, Вот, в` примеру, новая повесть
Н. Якутекого «Золотой ручей»; в ней го-
ворится об открывателях алданского золо-
та. Интересная и важная тема. Но собы-
тия в повести. кончаются 1923 годом,
когда лиль был воздан советский ‘трест
«Алданзолото», 0 самом главном — 0 pa-
Gore советских мастеров добычи золота в
произаедении сказано мало,
	имена героев. Современного человека эти
поэты пытаются рисовать ередствами ста-
pore soca, вроде: «грудь — гора», «но-
ги, как бревна». Такие архаические изобра-
зительные приемы ничего общего не име-
	OT с показом советской действительности!
	Когда вдумаешьея во все это, етановит-
ся яено, как мы, явутекие писатели, еще
отетаем от жизни, мало знаем ее. Очень ча-
сто нам мешает собственная малонолвиж-
ность.

Когда кое-кому из писателей Якутска
напоминают, что нужны’ новые  произве-
дения на современную тему, они говорят:

— Для этого же надо ехать в Верхо-
янев за две тысячи километров — там
новые разработки олова!,,

А всего в 30 километрах от Якутска
расположены крупные Кангаласекие уголь-
ные копи. Там трудятся сотни угаекопов,
добывая топливо для заводов и ново-
строек. Чуть подальше —— колхозы-мид-
лионёры ближайших районов. Там живут
торцы наших CTONYAOBHIX урожаев.

Подобных примеров, конечно, много.
Даже не обязательно ехать именно в
Верхоянск, == бурная согоднянгняя жизнь
кипит вокруг писателей; замечательные
наши люди = рядом с ними. Надо только
не запираться в кабинетах, з неустанно
изучать и осмысливать явления действи-
	тельности, чтобы глубоко и верно отразить
их в творчестве.

‚На состоявшемся недавно втором с’езде
писателей Якутии были затронуты эти и
многие другие вопросы. Теперь от слов на-
до перехольть к делу. Упорно и влумчиво
разрабатывая важнейшие темы современ-
ности, повевдневно учась на опыте рус-
ских классиков и советских писателей, мы
сможем поднять нашу молодую явутекую
литературу до уровня зрелой, отвечающей
сегодняшним задачам литературы.
	громная территория Якутии в прошлом

была пустынной, отсталой окраиной
царской Росени. Теперь ее облик совершен-
но преобразилея, Советские люди раскрыли
богатства  Черекого хребта,  Верхоянья,
Джуглжура, Заалданья. В глухой тайге и
тундрах выросли заводы, новые города,
рабочие поселки. Оснащенная социалисти-
ческой техникой, бурно развилась золотоло-
бывающая, рыбная. пищевая, лесная, тон
ливная промынленность.

Земледелие здесь до революции было в
зачаточном состоянни, А теперь колхозы
A вовхозы, вооруженные передовой совет-
ской наукой, засевают десятки тысяч гек-
таров, В районах вечной мерзлоты кол-
хозники снимают стопудовые урожаи.

Столь же чулесны преобразования в
области национальной культуры. Раньше
якуты, угнетаемые самодержавием, баями
и тойонами, были почти поголовно негра-
мотны. Теперь в Якутии сотни школ и
культурно-проеветательных = учреждений,
два вуза, десятки техникумов, пять теат-
ров. После революции, при братской по-
мощи великого русского народа, у якутов
была впервые создана письменность, рас-
цвело национальное искусетво.

Ёзк же разрабатываются эти темы в
молодой якутской литературе, которая
сама является детищем Великой Октябрь-
ской социалистической революции?

Якутская литература выросла под не-
посредетвенным влиянием великой рус-
ской литературы, Ha основе богатого
уетного народного творчества. Первые
якутские писатели — А.  Кулаковекий,
А. Софронов, `В. Неустроев, пачинавшие
свою деятельность до революции, формиро-
зались под влиянием русских классиков.
На опыте крупнейших русских советских
писателей учились первые напги советские
писатели. В повестях 9. Зристина «Волно-
ние» и «Дети Марыкчана», в романе А. Ач»
	Новая повесть Дм. Тааса «Огни Rupca-
ды» посвящена строительству районной
злектроетанции. Строительство ведут вер-
нувшиеся с фронта демобилизованные во-
ины. Это не менее важная и нужная те-
ма! Однако молодой писатель не показал
самый процессе строительства; ©4450, exe-
матично очертил в повеети характеры ге
роев. Судя’ строго, то же мэжно сказать и
о новой поэме. С. Данилова, посвященной
рыбакам Ледовитого океана.

А ведь это -— почти и все, что напиеа“
но 0 послевоеннюм строительство, на темы
сеготнялтней жизни республики! А ще же
обобщенное отражение огромных . преобра-
званий в экономике. и культуре Яплтии?
Где показ трудовых подвигов строителей?

В сожалению, Yalta прозаики пишут об
этих людях Нока одни скороснелые  очер=
ки в газетах. Несколько более онератив-
ны поэты. Во и опи зачастую ограничи-
ватотея «лирическими  отиегамч» 06
алланском золоте, об угле, о новостройках.

Идейно-художественный уровень ироиз-
велений тоже весьма невысок. Натурали-
ститиость, фактотрафия, схематизи в об-
рисорке персонажей вотречаются даже у
лучцих презапков—А,  Аччыгыйв и Н.
Якутского. В поэзии бытуют риторика,
декларативность, внешнее ‘описательство.
Некоторые поэты (6. Васильев. М. Тимо-
феев-Тереикин) увлекаются  стилизатор-
ством под народное творчество-—механиче-
ски переносят в стихи устаревшие фольк-
лорные образцы: Иногда они просто берут
строки из старых народных песени
«приближают» их в современности ‘тем,
что вставляют слово «колхоз», либо новые