ФАКТЫ БЕЗ КОММЕНТАРИЕВ
			/Милосердная мадам ла Круа Руж
	e
Алексей ЮГОВ
Ф
	Летом 1859 года, в знойный, удушливый
хень швейцарский гражданин Анри Дюнан,
вошедший в историю под безупречным и
благородным именем «друга раненых», уви-
дел залитое еще не остывшей кровью по-
ле битвы нод Сольферино (деревня в Се-
верной Италии, при которой произошло
сражение между австрийскими и франко-
пьемонтскими войсками). Тысячи и ты-
сячи сраженных воинов, брошенных на пэ-
боище, агонизировали среди трупов, ли-
шенные даже капли воды. Все существо
Дюнана было потрясено. И если в Сольфе-
рино в его лице прибыл вольный путеше-
ственник, не чуждый буржуазных забот о
личном преуспевании, т уж с этих
кровавых полей возвратился в Швейцарию
другой Дюнан — человек, у которого не
осталось никаких иных помыслов, кроме
стремления защитить и спасти на поле
брани тех, кто пострадает в будущих вой-
нах.
	Но уже и на полях Сольферино Анри
Дюнан спас несколько тысяч раненых,
призвав на помощь — как своим, так и
чужим — материнское сердце окрестных
женщин, об’единив их под своим руковод-
ством. Здесь, в сущности, он и основал
первичную ячейку того международного
человеколюбивого учреждения, которое в
дальнейшем 0об’единило национальные 0об-
щества разных стран, ставящие перед со-
бой те же высокие пели, завоевало себе
заслуженный авторитет и, в конце концов,
приняло под свою защиту не только ране-
ных, но и пленных. «Милосердие на поле
брани» — «Inter Arma Carilas» стало
девизом новой международной организации,
8 красный крест на белом ноле — ее от-
личительным знаком.
	Но, увы! — исторические бури послед-
них лет, а также, повидимому, близость
Швейцарии к двум фашистским державам
привели женевский Красный Крест к вы-
цветанию и побурению, так что временами
он весьма явственно выгаядел... коричне-
вым. Й если бы не было у фашистской
свастики ломаных концов, то оба  равно-
конечных креста иноЯ pas легко можно
было бы и вовсе. спутать.
	Бот перед нами лежит книга. На белой
ее обложке четко выделяется равноконеч-
ный красный крест. 1947 год. Женева.
Это как бы предварительный официальный
отчет Международного Красного Креста о
чом, что он делал и как вел себя в годы
второй мировой войны. С понятным для
каждого взволнованным интересом обраща-
амся мы к этой книге: вот-вот перед нами
раскроется трагическое повествование 0
том, как женевские гуманисты, преемники
Дюнана, бестренетно прикрывали своим те-
лом жертву ражего, захлебывавшегоея в
крови всегерманского эсэсовца, бесстрашно
ий самоотверженно останавливали руку па-
дача, на весь мир кричали ему: «Не
сметь!» Из нее мы узнаем, может быть, и
о том, как женевский комитет  заклеймил
презрением своего вице-президента Карла
Бургхардта, который устраивал Гессу сви-
дание с его английскими друзьями в самом
начале войны, прикрываясь красным крс-
стом «вечно нейтральной и внеполитиче-
свой организации»...

Тщетно!.. Еле сдерживая все усиливаю-
meecd негодование и омерзение, возмущен-
но листаешь одну за другой страницы Ени-
TH, а все попрежнему перед тобою одни A
те же хвастливые реляция 0 миллионах
«фишек» и карточек, заведенных на воен-
нопленных  регистратурой комитета, о
письмах и посылочках для военных и «ци-
вильных», да изредка какие-то блудливые
BEHBORH насчет поголовного иетребления
евреев в Германии и «неблагополучия с
пленными с Востока». Если бы человеча-
ство знало 0 недавно минувшем кошмаре
фашистских лагерей только на оеновании
этого отчета женевского комитета Краено-
то Креста, оно могло бы веерьез принять
Майданек и Освенцим, Бухенвальл и Дахау
за какие-то санатории, устроенные  Гих-
млером для военнопленных и для граждач-
	 ]Деменкие космополиты
ча американской службе
	Откровеннее не скажешь! He yyanoey
Гитлеру — авось удастся Трумэну! Hoe.
ле банкротства своего отечественного хозя-
нна Виндиш ищет благосклонности у но-
вого, заокеанского, и протягивает eny
наследие гитлеризма-—титул «народа гов
под». Виндиш не скрывает и причин, по
которым он, сбросив последние фитовые
тисточки национального достоинства, ус-
	«Продается женщина: англичанка, 38 лет,
	О ВЕ А а Е АЕ СНЕС о Е

С первых же дней войны именно наша   брюнетка. Печень и сердце в хорошем со-
страна возвыеила свой гневный голос про-   стоянии. Недурна ‘собой, Курит, пьет и тан-
	цует умеренно. Понимает шутки. _ Всю
	теста `ыротив неслыханных фашистеких
злодеяний (мы имеем в виду ноты Народ-
ного комиссара иностранных дел Tos.
В. М. Молотова от 25 ноября 1941 года и
от б января 1942 года «всем послам и
посланникам стран, с которыми CCCP
имеет дипломатические отношения»). Не-
укоснительно выполняя все международные
обычаи и конвенции о раненых, пленных
И о гражданском населении, советское пра-
вительство раскрыло перед глазами всего
человечества тот чудовищный факт, что
«гитлеровское правительство ведет войну
прежде веего с мирным и безоружным на-
селением, с женщинами, с детьми, стари-
ками, выявляя тем самым свою род
разбойничью сущность».

Нет, «мадам ла Kpya Pym» sce знала,
видела, слышала! «Она» сама признает
это публично, хотя и неохотно, и должно
быть проболтнувшиеь. Вот цитата из упо-
мянутой нами книти-отчета, выпущенной
в Меневе в 1947 году:

«Тысяча девятьсот сорок пятый год...
Конен конмара уже близок. Ho тогда он
‚становится еще ужаснее... Сам предеедатель
  комитета Красного Креста едет в Герма-
нию... Теперь мы знаем, что это емелое
	жизнь ‘содержала сама себя, работая. Пред-  Под крылышком генерала №лея, его чи-
	лагает себя любому холостяку за 1500 фун-
тов стерлингов».

Такое об’явление появилось утром 25 ию-
ня в одной из газет, издающихся в пред-
местье Лондона,

Об этом об’явлении сообщило агентство
Франс Пресс из Лондона,. утверждая, что
спрос на «продающихся женщин», появив-
шийся недавно в США, теперь наблюдается
и по эту сторону океана.
	КОШКИ — В ОСОБНЯКЕ, ЛЮДИ —
В КУРЯТНИКЕ
	Английская газета «Ивнинг стандард»
сообщает о лочери некоего барона Моррисо-
на, которая проживает в Саут Кенсингтоне,
в собственном доме из 20 комнат, находя-
щихся в «ужасной запущенности и полной
антисанитарии».

В такое состояние дом привели шестьде-
сят два друга миссис Моррисон, из кото-
рых 37 — четвероногих и 25 — пернатых.

В том же номере той же газеты рядом
с этим сообщением, помещенным под эф-
фектным, бросающимся в глаза заголовком,
напечатгн, видимо, значительно менее сенса-
ционный материал — заметка о том, что
некий доктор Пайн помещается со своей
	новников и офицеров активно ‘действуют
немецкие шовинисты старого пангерман-
ского толка, ничего не забывшие и ничему
не научившиеся расисты. Но откровенный
фашистский национализм уживается в Би-
зонии и с более модной и более хитрой фи-
лософией, по видимости ему  противопо-
ложной,. философией «космополитизма».

Прогрессивный немецкий журналист
Вольфганг Харих заметил но этому поводу
с горькой иронией: «Здесь мы встречаемся
со ‘своеобразным и, к сожалению, 1п0зор-
ным, типично немецким явлением, а имен-
но-——с тем фактом, что мы, немцы, лишь
тогда обращаемся к космополитизму, ког-
да наши собственный шовинизм нам, вышел
боком».

Наиболее ярким примером подобного удн-
вительного превращения  шовиниста в
«космополита» является немецкий писа-
тель Эрнет Юнгер. Его имя еще с 20-х

годов является в немецкой литературе си-
нонимом крайнего шовинизма и милита-
ризма. Долгие годы он был духовным ора-
кулом оставшихся не у дел профессиональ-
ных мясников—ландекнехтов, того офицер-
ского сброда, из которого рекрутировалиеь
всяческие реакционные банды от «фрей-
кора» и «черного рейхевера» вплоть до
«птзальгельма» и затем СА и СС.

Ныне 1Онгеру усиленно нокровительет-
вуют англо-американцы. С их легкой руки
он вновь стал модной фигурой немецкой
идеологической реакции.

В своей послевоенной книге «Мир» Юн-
тер проделывает чудесное превращение из
Савла в Павла. Он уже не воинствую-
щий националист, он обращается к «м0-
лодежи Европы» с космополитической про-
поведью: «Старые границы должны рух-
нуть посредством образования новых со0ю-
зов, и новые большие государства должны
0б’единить народы».

Каковы же те «большие государства»,
5 которых пророчествует Юнгер? Речь идет
о лнЕвидации суверенитета  европейсках
стран и 0 создании пан-Европы. «При
этой организации Европы,—пишет Юн-
тер, — дело заключается в том, чтобы
пространству, которое прежде  членилось
под влиянием исторического развития, ны-
не придать геополитическое единство».
«Геополитическое единство» (Юнгер так же
мало успел очистить свой язык от фашиет-
ских терминов, как й свой мозг от фашист-
ских идей) означает на языке Юнгера
имперналистический, знтисоветский «3a-
падный блок».

Юнгер— наглый провокатор. Перед посе-
щающими его журналистами он развивает
иден о «неизбежном антагонизме англо-
саксов и славян». Недовольный нынешним
положением Германии, он сетует: «При
этих условиях Европа никогда не сможет
стать единой. Но что же вы хотите? Гово-
рят, что союзники о Гитлере знают неё бо-
лее, чем лишь его’ заблуждения». Предла-
тая помнить не только о «заблуждениях»
Гитлера, но и о его «достижениях», Юнгер
откровенно полеовывает Трумэану  наслед-
	ство [Гитлера — «новый порядок» в
Европе,
Елва перешагнув катастрофу второй
	мировой войны, Юнгер снова ветупил на
свой старый путь-—путь идеологической
подготовки военного реванша. Он—не оди-
нок, ему вторят на разные голоса прочие
немецкне  «космополиты» американской
службы.

ансе Виндиш, автор книги «Вождь и
проведенные», © похвальной  откровен-
ностью рёссматоивает американский «кос
мополитизм», как продолжение немецкой
фашистской згрессии Именно это еходетво
и делает новые идеи столь привлекатель-
ными для старого фашистского литератур-
ного пропагандиста. В своей книге
	ского населения оккупированных областей,
Случалиеь-де в этих «санаториях» и пере-
бои с питанием, и вспышки гриппа, но
появлялась, дескать, «тетушка Женева»
со знаком Красного Креста на`челе и на
груди, делала книксен и глазки комендан-
ту фашистского концлагеря, и тот, очаро-
ванный, давал ей полную возможность сво-
бодно и безнаказанно перекинуть через ко-
лючую проволоку пачки сигарет и связки
теплых набрюшников;: в итоге все оканчи-
валось торжеством гуманности, что и тре-
бовалоеь доказать. /

..Внига, на которой стоит эмблема
Красного Креста, дочитана до конца. Вы
ошеломлены и остаетесь в тяжком раз-
думье. И вдруг с потрясающей яветвен-
ностью, которая заставляет вас содрогнуть-
ся, вы постигаете всю ее глубочайшую
аморальность. Речь идет о книге,  пред-
ставляющей собой попытку оправдаться
перед совестью мира, книге, которая на
деле— против ожидания ее авторов — зву-
чит, как страшное саморазоблачение, как
приговор!

Нет, никотда еще в истории междуна-
родных веролометв не было такого зло-
употребления эмблемой Красного Креста,
какой являлась вея деятельноеть этой ор-
ганизации в период второй мнровой войны,
отраженная в книге, выпущенной «наслед-
никами» Люнана.
			немецкий журналист   тремился ползком на брюхе к стопам тос-\. ©
	Е т

под С `Уолл-стрита: в их «космополитизме»,
	т.е. в об’единении всех сил международ.
ной реакции, он видит «единственное
средство против опасности восстания масс».

Какими же средствами рассчитывает
Виндиш добиться отказа’ наротов OT их на.
	т 2 Л < -&

пиональной независимости? Эти средства
	сн He таит в секрете. «Эападное челове-
чество,— восклицает Виндиш,—созрело для
всемирного парламента или... для атомной
бомбы!»

«Жизнь или кошелек!»-—кричали в ста»
рину разбойники, замахиваясь кистенем на
одиноких путников. Это была лишь мел-
кая кустарная забава. He то выпе,
«ТЖизнь или национальный суверенитет! >›—
кричит немецкий «космополит», пикируя
с американской атомной бомбой на «запад.
ное человечество». Таково последнее слово
философии космополитизма или философа
разбоя на большой дороге.
	В настоящее время немецкие «Аоемопо+
	литы», германские, магнаты угля и Стая
и их политики и писатели усиленно pex-
ламируют «план Маршалла». Но усилия
этих господ не встречают сочувствия м
стороны немепкого народа, который уже
пережил в свое время один подобный
«план» и испытал на себе его катастро-
фические последствия. Однажды немегкий
парод уже доверилея Гитлеру, который
как гаммельнский крысолов, заманивал го-
лодных и безработных обещаниями хлеб
и работы. Куда он их привел — известно,

«План Маршалла» во многом сходен с
«планом Гитлера». В обоих случаях ко
рыстные цели прикрывались обещаниями
мнимо бескорыстной, чисто экономической
«помощи бедствующим». В обоих случаях
мы видим попытку использовать отчаяние
масс, чтобы обмануть их, сделать их Opy-
дием для осуществления человеконенавист-
нических целей.

Немецкие космополиты пользуются брат
ской поллержкой международной реакции.
Скандальным подтверждением тому посл.
жил фаре, не так давно разыгранный в
Мюнхене. Сей фаре именовался  междуна-
родной конференцией молодежи и проволил-
ся он его организаторами под девизом: «Ёв-
ропа призывает немецкую молодежь»
«ПИрнзывающая Европа» была представлена
на конференции рядом знатных иностран-
Hes, в том числе американцами, индусами,
китайцами, но русские, чехи, поляки и
прочие на этот «европейский . конгресс»
приглашены не были.

Один из иностранных гостей заявил, что
он приехал в Мюнхен, чтобы найти «истин-
ную Германию». Европейские Диотены на
шли 62... в лагере интернированных «Ре-
генсбург». Кульминационным пунктом вон-
гресса было посещение иностранными го
стями этого лагеря, где голландекий при
хвостень Андре Жида — Hed Tact обра-
тилея с речью к интернированным 2сэсов-
оким бандитам и провозгласил «етрастн®
утверждение непризнания немецкой вины»,

Заметим себе, что этот фарс разыгры-
вался в Мюнхене, традиционном месте, 148
уже не в первый раз «европейцы» прода:
ют Европу.

Восмополитизм полностью  разоблачия
свою сущность: циническое презрение &
кровным интересам и национальной уве“
ренности своего народа; Коемополит сегох-
НЯ - ЭТО ТОТ, ЕТО ГОТОВ ВЫМОСТИТЬ Тру-
	решение спасло от массового истребления многочисленной семьей в бывшем курятни-
	ке за неимением другого места жительст-
ВА.
	«ВИШНЕВЫЙ САД»
НА АМЕРИКАНСКИЙ ЛАД
	Американские дельцы позволяют себе с
полной бесцеремонностью перекраивать и
переделывать пьесы иностравннх  драма-
тургов, нисколько не заботясь не только о
соблюдении ‘авторского замысла и хуло-
жественных достоинств, но зачастую даже
и здравого смысла. Так, по сообщению
журнала «Харперс  мэгэзин», некий те-
атральный закройщик умудрился  искром-
сать «Вишневый сад» Чехова таким обра-
зом, что действие происхолит... Ha юге
США. Место Фирса занял старый негр —
бывший раб; трансформированный Трофи-
мов, проливая горькие слезы над ушедши-
ми  «патриархальными днями рабства»,
восклицает: «Вся Америка — наш сад!».
	РИФМЫ ВМЕСТО ХЛЕБА
	Высшие должностные лица Японии наш-
ли новый способ урегулирования трудовых
конфликтов. Когда представители бастую-
ших работников связи явились к министру
почт и телеграфа Томиоси с требованием
повысить заработную плату, он вместо от-
вета прочитал им... свою новую’ поэму.
	ee et > лььньвс вый
	ИЗ ИНОСТРАННОЙ ПОЧТЫ
	Храп в парламенте
	В английском журнале «Кавалькейд» по-
мещена статья, посвященная ораторскому
ncKyccTBY и важнейшим представителям
этого искусства в британском парламенте.
	По мнению автора статьи, ораторское ис-
кусство ныне явно деградирует в Англии.
«Упадок этого искусства является харак-
терной чертой нашего времени, — замечает
журнал.—Он` означает исчезновение свобод-

ного слова — этого подлинного выразите-
ля свободной мысли».
	«Раньше парламент называли камерой
окуривания, — продолжает журнал, — но
если в дальнейшем все останется ‘без из-
менений, то он вскоре приобретет славу
ночлежки. Речи Бевина превосходят по сво-
ему усыпляющему действию все снотвор-
ные средства. Bo время произнесения им
речи бодрствующих членов парламента
можно пересчитать по пальцам».
	Затем журнал дает краткий «анализ» раз-
дающегося во время парламентских речей
Бевина разноголосого храпа. Один член пар-
ламента, например, «издавал высокие носо-
вые звуки, несовместимые с его высоким
чином. Его сосед, чопорный Макмиллан,
негодующе толкнул его локтем в бок.
Другой политический деятель, потеряв во
сне равновесие, чуть не выпал из своего
места».
	десятки тысяч заключенных (подчеркнуто
нами.—А. Ю.)» (стр. 79). Итак, названа
страна, обозначены деяния!.. Й нод вопро-
сом остается лишь само утверждение 0
том, как именно действовал «вам» госпо-
дин предеедатель, посетив Германию. Итак,
страшная правда просочилась все же и на
страницы отчета женевского комитета. Но
не являются ли глумлением над памятью
замученных, кощунственной клоунадой в
судебно-медицинеком морге такие, напри-
мер, «цветы красноречия»: «0, конечно,
найдется немного бывших военнопленных,
которые сказали бы, что они были счает-
ливы в лагерях» (стр. 54). Или: «Красный
Крест не должен ни осуждать, ни обви-
нять. Он должен только понять — это
ведь тоже одна из форм милосердия»
(стр. 53).

Таковы эти современные гуманйсты из
Женевы, которые перед лицом палача, тер-
зающего свою жертву, не хотят ни осуж-
дать, ни обвинять, иначе говоря, твердо
решают потворствовать убийцам. Таковы
эти современные милосердные христиане,
которые идут в своем «благородстве» еще
дальше, стремясь «понять» мотивы совер-
шенных гитлеровцами кровавых преступле-
ний, «понять», очевидно с единственной и
даже не очень екрываемой ими целью: по-
нять, чтобы простить!
	«Престиж, — развязно разглагольству-
ют господа из Женевы в своей книге, —
BOT понятие, которое чаше вредит,
	чем приносит пользу». Уепокойтесь, ста-
рая мадам ла Вруа Руж! 0. каком еще
подлинном престиже может итти речь по-
сле всего содеянного вами?! Если о про-
шлом, — вы его не шадили. Если © на-
стоящем,—вы его безнадежно растратили.

Просунуть в «разбитое окно» конилаге-
ря, как образно сказано в книге, пачку
ситарет или теплый набрюшник и закры-
вать глаза на все злодеяния, какие в этот
самый мемент творятся в том же _самем
концлагере, — такова была ваша излюб-
ленная тактика на протяжении всей втэ-
рой мировой войны!

Вы утверждаете, что если за несколько
минут до того. как жертву вталкивали в
пасть душегубки, ваш представитель из-
ловчалея-таки просунуть ей коробку сига-
	per из ФКеневы, не позабыв предваритель-
	HO дружески пожать кровавую лапу &#O-
	Все эти бургхардты, губеры и другие
«не рассмотрели» ни Майданека (под Люб-
лином), где расстреляно и задущено в га-
зовых камерах 1,5 миллиона человек, ни
Освенцима (под Враковом),»где умершвлено
5 миллионов человек, ни Катынского леса
(под Смоленском), где немецкими фашиета-
ми были убиты тысячи польских пленных
офицеров, ни Треблинки и Дахау, ни Бу-
хенвальда и Гарделегена!..

Женевский комитет йраеного Креста по-
хваляетея восемью тысячами своих обеле-
дователей, ‘побывавших в лагерях для воен-
нопленных и умудрившихсея ни разу не
произнести -— хотя бы шопотом =— слова
осуждения по поводу всех  беспримерных,
чудовищных зверетв.

Больше того: некоторые из руководящих
работников женевского комитета Красного
Креста дошли даже до того, что не посты-
дились в Нюрнберге выступать как «еви-
детели защиты» Кальтенбруннера — мате-
рого’ палача и правой руки Гиммлера.

Во время войны всевозможные «обеле-
дователи» Женевского комитета своими пе-
чатными отчетами гнусно обманывали ми-
ровое общественное мнение, всячееки ста-
раясь скрыть правду о фашистеких лаге-
pax смерти. Вот один из таких стандарт-
ных «отчетов»: «Комендант лагеря покро-
вительствует культурным развлечениям...
библиотека 500—600 томов... Пленные до-
вольны пищей и помещением», А не заме-
THI JH досточтимый обеледователь, какие
пезеплеты были у книг этой лагерной
библиотеки? Это не праздный вопрос! Как
сообщили члены английского парламента,
обследовавшие лагерь Бухенвальл, там из
кожи замученных узников выделывали
различные вещи (переплеты для книг, аба-
журы и пр.), которые’ коллекционировала
жена коменданта.

Но, быть может, женевский комитет вовее
не знал о зверствах фашистов, твори-
мых над военнопленными, ранеными и
угнанным в рабетво населением? Это ис-
ключено. Все, все знала «мадам ла Rpya
Руж»! (воспользуемся этим наивным име-
нем, которое ставилось подчае на пиеьмах,
адресованных женевекому Красному Кресту,
0 чем с таких умиленным сюсюканием
вспоминают авторы прелварительного от-
	чета-книжки: «Милосердие на поле брани» ).
	И притом знала не только от своих сбеле-
дователей.
	менданту, — вы утверждаете, что в’ этом   дающегося во время
	случае святой долг организации, претен-
дующей на то, чтобы нменоватьея «сове-
стью народов». был полностью выполнен?!
	Трудно предетавить себе более циничное   Чегодующе
	глумление Над человечеством под сладень-
кой маской гуманизма.
	О OE EES awe NO EE

он призывает немцев «не беелокоитьея 6   пами своих соотечественников Aopory Bopo-
l. чопорный Макмиллан,
нул его локтем в бок,   ТИХоокеанских авиабазах и нефтяных источ-   тилам Уолл-стрита к мировому господству,
‘кий деятель, потеряв во   НиКах в Ираке. Пусть этим заимутея дру-   кто для спасения своих классовых прирви-
чуть не выпал из своего   гие, более деловые народы — народы гос-  легий готов наняться на любую иностран-
	пол!»

ной материальной и организационной пэд-
держке автомобильных магнатов он ув
теперь развивает активность и ждет сиг
нала о переходе к более решительным дей-
СТВИЯМ.
	Мне самому пришлось быть свидетелем
наглой выходки распоясавитихея фашист
ских молодчиков. Это было на митинг,
устроенном детройтеким филиалом Нацио-
нального совета американо-советской
дружбы в честь годовщины Октябрьской
революции и годовщины установления о
ношений между США и СССР.
	Бо время выступления одного из
	ораторов с боковой баллюстралы разхались
	громкие выкрики и в зал полетел вору
бумажных листков (как потом  выясни-
лось, — фашистских прокламаций). Наету
пило минутное замептательство. Я не сразу
даже разобрал, в чем дело.

— Что они кричали? — спросил я =
седей по столу.

— Они кричали председателю, что, си-
Af 38 одним столом с советским представле
телем, он изменяет «американизму».

Улаленные из зала дебоширы оказались
молодчиками из «партии» Джералда Сми-
та—«Америка прежде всего».

Порядок был быстро восстановлен, 7
входа в зал был поставлен контроль во пз-
бежание новых хулиганских выходок, И
митинг продолжался,

В этом зале присутствовало всего несколь-
ко сот активных сторонников советеко-аме-
риканской дружбы, считавших  необхоли-
мым всемерно укреплять ее. Но было яс-
Но, что от имени широких масс детройт-
ских трудящихся ‘могли говорить именно
	эти, а не фашистские провокаторы, Ha
своем тяжелом жизненном опыте, приобре-
тенном в вотчине автомобильных королей,
детройтские пролетарии вее больше п боль-
ше учатся разбираться в реакционной
пропаганде поджигателей войны и отли-
чать врагов от. друзей.

En pre ИОН
	SSS ee
1ЛОВ.

АТАРОВ. А. БАУЛНН, Б. ГОРБАТОВ,
	НОВ, А. МАКАРОВ,
КИИ.
	исчезновение. Но никто, кроме самих .0ез-
работных, этим особенно не обеспокоен. A
для фабрикантов это даже выгодно. Вогда
Форда спросили, что может  промвишлен-
ность сделать для оказания помощи безра-
ботным  демобилизованным, он ‘заявил:
«Дело не в том, что может сделать про-
мышленность для возвращающихея  вете-
ранов, а в том, что ветераны могут сде-
лать для промышленности». Вот как ста-
ват вопросе о демобилизованных молодой
Генри Форд, который носит царственно-
пышный титул «Форд второй» и стоит
сейчас во главе «Форд мотор компани».

Форд и другие автомобильные <короли»
через своих подставных лиц фактически
захватили в свои руки гоенодство в Дет-
polite и во вевм штате Мичиган. Они
имеют верных защитников своих интересов
и в палате предетавителей, ив сенате.
Наиболее видным из них яваляетея  архи-
реакционный, известный лютой ненавиетью
nt Советскому Союзу сенатор Ванденберг,
ставший после смерти Рузвельта времен-
ным председателем сената вместо Гарри
Трумэна. Автомобильные фабриканты так
далеко заходят в дерзких замыслах о рас-
ширении власти своей «автомобильной
империи», что задумали ввести своего
нредетавителя даже в Белый дом: вот .по-
чему Ванденберг некоторое время и фигу-
рировал в качеетве ‘одного из республикан-
ских кандидатов на президентокий пост,
пока не был  оттеснен на задний‘ план
Дьюи, кандидатом Уолл-стрита.

Но, несмотря па столь’ далеко илущие
притязания, власть автомобильных магна-
тов, к их великому огорчению, далзко не
безгранична даже в их собственной вотчи-
не. Им противостоят детройтекие пролета-
рии,  об’единенные в мошный профсоюз
автомобильных рабочих, входящий в Кон-
гресе производственных профсоюзов (КИП).
Он насчитывает около миллиона членов.
Хотя и не все лидеры этого’ профсоюза про-
водят линию последовательной защиты
интересов рабочего класса, вее же нод на-
пором рядовых членов союза они органи-
зуют массовые стачки, вынуждающие. ав-
	темобильные фирмы итти на частичные
уступки.
	25 Октября, 19 (для телеграмм — Москва,
международной жизни — К 4-64-61. науки
	Мы были в Детройте как раз в момент
проведения ‚генеральной стачки на авто-
мобильных предприятиях; в том числе и
на заводах Форда. Нам хотелось поближе
познакомиться с таким массовым произ-
BOICTBOM, как фордовское, с его конвейер
ной системой. Мы хотели также  посмо-
треть, как происходит послевоенная рекон-
версия в промышленности. Нам,  олнако,
не удалось из-за стачки в полной мере
осуществить эти наши намерения, что нас,
разумеется, не слишком огорчило.

Странно видеть опуетевшим такое ог
ромное предприятие, как завод Форда в
Дирборне. Только в некоторых цехах ветре-
чаешь людей: стачечный комитет иногда
позволяет небольшему числу рабочих об-
служивать агрегаты, полная остановка
которых Могла бы затруднить пуск завода
сразу же после разрешения конфликта.

Нас болыне всего интересует главный
конвейер. Если отвлечься от ситуации,
можно подумать, что он остановлен на
обеденный перерыв или же для нашего
удобства, чтобы мы могли подробно изу-
чить весь процесс сборки. Но нет, оказы-
вается, это сделано вовсе не для нае и
‘OTHINIS He по случаю обеденного перерыва.
Уже более недели конвейер мертв на всем
своем` протяжении. К нему не скоро вновь
станут’ рабочие, совершающие’ в течение
дня сотни и тысячи раз одну и ту же не-
сложную, но выматывающую все силы,
отупляющую операцию.

3а несколько дней, проведенных мною
в Детройте, мне пришлось встречаться е
представителями различных слоев населе-
ния, но на устах у всех была генеральная
стачка, принимавшая все более острые
формы. Комментарии к ней существенно
отличались между собой в соответствии с
социальным положением собеседника, по
установить подлинное состояние? дел во
взбудораженной «столице автомобиля» не
составляло труда. Как я потом узнал, стач-
ка в Детройте закончилась удовлетвореня-
ем ряда требований рабочих.

Детройтские предприниматели проявля-
ют нервозность ` вследствие растущей нв-
	Москва, /1итгазета). Телефоны: секретариат -= К 5-10-40,
науки и техники — К 4-60-02, информации и отлел писем
		сговорчивости рабочих Macc, реальная ззр-
плата которых непрерывно снижается из-
за послевоенного систематического повы-
шения цен. Боевые настроения рабочях
выражаются в забастовках, принимающих
затяжной и упорный характер. Реакция
прибегает к любым мерам для того, чтобы
ослабить профсоюз и внести смятение в
ряды трудящихся. Чаше всего пускается
в ход излюбленный здесь метод разжига-
ния национальных протаворечий: корен-
ных американских рабочих натравливают
на иммигрантов славянской и других на-
	циональностей. Пролетариев польской на-
	циональности 06000 обрабатывают при по-
мощи католической церкви и реакционных
польских организаций, старающихея вы-
рвать поляков из-под влияния КПИ. Куль-
тивируетея бесшабашный антисемитизм.
Всех ‘белых рабочих сталкивают. в свою
очередь, с неграми, создавая таким путем
в Детройте благоприятные условия для
негритянских погромов, самый жуткий из
которых имел место в 1943 году.

Реакция добивается nora некоторых
успехов. Но все же у нее нет уверённо-
сти в том, что она может справиться с ра-
бочими. путем одного зишь применения ис-
пытанного принципа «разделяй и влает-
вуй». На всякий случай она собирает от-
ряды фашистских головорезов и отг’явлен-
ных бантитов.
	Не будет, пожалуй, преувеличением
сказать, что вотчина автомобильных коро-
лей является  общеамериканским центром
фашистских организаций. Злесь процвета-
ют Ку-клукс-клан, «Черный легион», но-
следователи пресловутого раднопопа Коф-
лина, «Христианекие националисты»,
«партия», именующая себя «Америка
прежде всего» во главе с Джералдем Сми-
том. Штаб-квартира этого от’явленного фа-
шиста с болышим стажем находится в Дет-
ройте. Весь фашистский сброд не имеет
никакой опоры в масеах. Но при усилен-
	Главный редактор В. ЕРМИ
	Редакционная: коллегия: H.
	_ ВОТЧИНА АВТОМОБИЛЬНЫХ КОРОЛЕМ
	По своему внешнему виду Детройт,
вотчина автомобильных королей США, —
пожалуй, наиболее бесцветный из круп
ных американских городов. Здесь вы ветре-
тате неизбежные небоскребы в деловой ча-
сти города, но довольно мало интересных
с архитектурной точки зрения зданий.
Очевидно, муницинальные «отцы» Детрой-
та были настолько поглошены  неблаго-
видными делами. что не смогли уделить
время его внешнему виду и блатоустрой-
ству: недаром весьма значительная Часть
заправил городской администрации  Дет-
ройта находится сейчас в тюрьме по обви-
нению во взяточничестве и других мошен-
	ничесвих ххудожествах», - принявших 60-
вершенно скандальные размеры.

Летройт — центр самого черетвого биз-
	неса, ожесточенной погони за профитом.
Характер города сказывается на его фи-
зиономни.  Растянувшийся на большой
площали влоль Детройт-ривер, он соствит
по преимуществу из зланий, служащих
для коммерческих или других сугубо дело-
вых целей. Эти здания расположены вие-
ремежку с заводскими строениями, скаа-
дами, гаражами. В деловом центре преоб-
тадают однообразные железобетанные ко-
робки, словно струпьями покрытые по
фронтону вывесками фирм, контор и ма-
газинов, а на боковых стенах-—колоссаль-
ными рекламными надписями.  O5eacipa-
живающая реклама забралась и ча крыши
зданий в виде металлических шятов. Днем
и ночью она кричит`о разнообразных де-
лах города, но в первую очередь 05 оенов-
HOM oro бизнесе — производстве автомэ-
билей, их продаже, покупке, ремонте, по-
краске, промывке. заправке и так далее.

Мы осматриваем город, большей частью
передвигаясь нешком. Он имеет какой-то
законченный вил. На улицах грязно и
	очень людно. Резкий ветер взлымает вихри.
черной, смешанной с сажей пыли, кружит
брошенные газетные листы и еще всякую
всячину.
	«Литературная газета» выходит два раза
в неделю: по средам и субботам.
	Жилые районы Детройта — я говорю не
о кварталах фешенебельных особняков и
коттеджей, вынесенных на берега озера
Сен-Ёлер, — расположены в непоередет-
венной близости к заводам и фабрикам,
рядом со складами, близ железнодорожных
линий. В этих безрадостных, наводящих
тоску и уныние районах, где нет ничего,
что могло бы порадовать даже неприхотли-
вый взор; и где не соблюдены элементар-
ные условия санитарии и благоустройства,
живут трудящиеся Детройта,  составляю-
щие основную массу его полуторамиллион-
ного населения. Почти ни один горох Аме-
рики так пе переуплотнен, как этот. Сре-
ди его многоплеменного населения сравни-
тельно мало  «стопропентных американ-
цеё», как именуют оголтелые  амери-
канские фашисты и фашиствующие птови-
нисты потомков первоначальных пересе-
ленцев из Англии. Оно соетоит, главным
образом, из «неполноненных» в нацио-
нальном отношении иммигрантов, в боль-

шинетве — поляков. Хуже всего здесь,
Rak и везде в Америке, живется париям
из париев — неграм,

Мы случайно познакомились в Детройте
с одним из местных врачей. Он сам отно-
ситея к чиелу «неполноценных»  амери-
канцев и не считает нужным скрывать вее
неудобство такого положения.
	— Не думайте, однако, —говорит он,—
что всем  «чистокровным», ^ «чиетопород-
ным» американцам англо-саксонского про-
исхождения живется намного лучше, чем
«неполноценным». Вели им не повезло в
жизни и они не более чем простые рабочие
У конвейера, то они те же парии.
	Мы спрашиваем, есть ли сейчае в
Детройте безработные; следует быстрый
ответ
	— 0, множество! После окончания вой-
ны появилась безработица, и нет ни-
какой надежды на ве уменьшение или
	Адрес редакции и издательства: ул.
	А. КОРНЕЙЧУК, 0. КУРГАНОВ, Л. ЛЕО
М. МИТИН, Н. ПОГОДИН, А. ТВАРДОБС
	отделы: литературы и искусства — К
oP м чА А
		издательство — К 4-28-63.
	+-76-02, внутренней жизни — К 3-37-34.
		Типография имени И. И. Скворцова-Степанова, Москва, Пушкинская площадь,