АЯ НЕГРАМОТНОСТЬ ВС

МАССОВ
	Pp.
Проф. И. ЗИЛЬБЕРФАРБ
>.
	становится, как полагает. Национальная
ассоциация просвещения, одной из важ-
нейших ‘причин упадка американской
школы и лишает миллионы детей во8мож-
ности нормально учиться,
° Материальная база американской школы
дошла дб  катастрофического состояния.
Д-р Бенджадин Файн писал в’ газете
«Нью-Йорк таймс»: «Наши школы не
подвергались бомбежкам, как европейские
школы. Но спустя два года после оконча-
ния войны они оказываются настолько
разрушенными, как будто они были 1п09-
вреждены тяжелыми бомбардировщиками».

О кризисе в области просвещения вы-
нужден был заговорить даже ‘и президент
Трумэн. В январском послании конгрессу
он писал: «Нашей системе просвещения
грозит финансовый крах. Достоин сожале-
ния тот факт, что в такой богатой стране,
как наша, миллионы детей не имеют со-
ответствующих зданий или достаточного
количества учителей для хорошего началь-
ного и среднего образования».

Местные органы управления и отдель-
‘ные штаты, за 6чет которых в США co-
держится школа, не обеспечивают даже
самых насущных ве потребностей. Но Тру-
	„мэн, несмотря на сделанное им признаниу,
	предусмотрел в федеральном бюджете Ha
1948 год на нужды просвещения не 00-
лее одного процента всех ассигнований,
тогла как на военные расходы отведено
около 28 процентов.

Недавно в конгресс был внесен законо-
проект 0 предоставлении нуждающимся
оотатам из федерального бюджета 1949—
1950 года 300 миллионов долларов для
помощи школам. Ho эта попытка спасти
от краха народную школу встретила реши-.
	тельный отпор со стороны представителей
	долларового империализма. Так, сенатор
Мартин (республиканец от штата Пен-
сильвания), решительно возражая против
законопроекта, учверждал, что подобный
расход на просвещение уменьшил бы фи-
нансовую мощь США, которая должна
быть направлена на «выполнение между-
народных обязательств и укрепление 80-
оруженных сил».

Аполотеты американской буржуазной де-
мократии в свое время похвалялись ee
«гавдроетью», которая сделала народное
просвещение «самым большим предирияти-
вм нации». Однако щедроты долларовой
демократии изливались на школьное дело
далеко He всегла и только при условии,
что капиталовложения в это «предприя-
тие» сулили экономическую выгоду в ви-
де массовой подготовки дешевой, техниче-
ски обученной рабочей силы. В периоды
же экономических депрессий и кризисов
школа бывала всегла одной из первых
жертв капиталистической «экономии».

Так, в результате экономического кризи-
са 1929—1933 годов, по опубликованным
в свое время данным фелерального комис-
сара просвещения, в США было ‘закрыто
более 3.500 учебных заведений из-за ие-
достатка средств и около 2.280.000 детей
и юношей оставались вне школы. Но и та-
кая «экономия» на народном образовании
не удовлетворяла многих американских
бизнесменов, среди которых раздавались
голоса о «желательности доведения школь-
ной сети до уровня.. 1870 года», когда
всеобщее oSazare.xbaoe начальное обучение
было принято не во всех штатах, & число
учащихея в средних школах было в 90
раз меньше нынепенето.

Предвоенная и военная кон’юнктура вы-
звала в Соединенных Штатах новое уен-
ление экономии в расходах на социально-
культурные нужды, в частности, в бюдже-
те народного образования. Доклады по во-
просам здравоохранения и просвещения,
опубликованные в 1939 голу Молодежной
	- Hla титульной странице одного из опр?
шлюгодних номеров.’ журнала . «Америкен
скул борд джорнэл» изображен рисунок:
фронтон большого дома с колоннами и над-
писью «Здание нашего’ просвещения». Во-
лонны — в трещинах, а’ одна ‘из. них DY-
щится. На ступенях у входа сидит в. ray-
боком раздумье увенчанный лаврами чело-
век в облачении древнего грека, представ-
ляющий, судя по всему, Просвещение, Ру-
ки у него связаны, а надпись у пут гла-
сит: «Учительские стачки». В сандалии
прикован большой груз: «Неквалифициро-
ванные учителя». Перед’ зданием в беспо-
рядке разбросаны книги. В стороне—боль-
шая группа мужчин и женщин — УчЧите-
дей и учительниц, удаляющихся от храма
Просвещения «к лучше оплачиваемым
должностям», как раз’яеняет транспарант,
	должностям», кав раз “ACHACT =
  который они несут.
	«Америкен скул борл джорнэл» — в6-
Чущий журнал по вопросам. просвещения
в США; это ортан американских школьных
азминиетраторов. Если даже этот журнал
так пессимистически оценивает состояние
народного образования в США: хаос, запу-
стание, стачки, нищета, — ‘то, стало
быть, положение очень ‘уж плачевно.
`—_ И в самом деле, те, кто призван быть
«носителями просвещения», ‘обречены в
СТА на самое жалкое прозябание.

«Учитель стал в Америке самым деше-
вым человеком в стране», — нисал недав-
но католический ‘журнал  «Коммонуэле».
Ведущий общественно-нелатогический жур-
нал «Скул энд  сосайити», ссылаясь

‚ официальную Статистику, отмечал,
=. средняя заработная плата, работников
народного образования ВИЛЬНО отстает He
только от роста цен, но и от роста зара-
	ботной платы в других профессиях, а ре-
	альное ее выражение за годы войны `сни-
зилось почти на 10. процентов. В после-
военный период положение учителей в
США продолжает ухудшаться: по послед-
ним данным, их заработная плата в сред-
нем сейчас на 20 процентов ниже, чем
в 1940 голу.
	В настоящее время учитель американ-

ской начальной николь зарабатывает в.

среднем 37 долларов в неделю, а 200.000
учителей получают даже менее 25 долла-
ров, Что значительно меньше среднего не-
дельного заработка. чернорабочего.
Нищенсвие условия существования при-
вели к повальному бегству учителей из
школ (за шесть лет педагогическую рабо-
Ty оставило более 350 тысяч человек) и
к многочисленным  учительским стачкам.
За последние полтора-два года забастовки
учителей приняли массовый характер. Да-
Же архилойяльная Национальная ассоция-.
ция, просвещения, которая в принципе вы-
сказывается против стачек, вынуждена
‘была недавно выдвинуть лозунг: «Нет
контракта (подразумевается,  удовлетвори-
тельного.— И, 3.),—не „будет и работы!»
В руководящих: кругах. школьной адми-
нистрации с тревогой заговорили о кризи-
ве. Еще в ноябре 1946 года председатель
Гражданского федерального комитета по
проевещению (совешательный орган при
правительственной Службе просвещения)
Томас БВоушелл заявил, что «массовый
уход учителей» является следствием не
только «совершенно. несоответствующей за-
работной платы», но и «недостатка обще-
ственного уважения и других. факторов,
которые создают  неудовлетворенность ра-

ботой». Он предупреждал о назревающей

«верьезной национальной трагедии».

Эта близящаяся катастрофа вызывает
беспокойство не только у самих педагогов
й у прогрессивной печати Соединенных
Штатов. 0 кризисе народного образования
говорят теперь и самые  «благонамерен-
ные» обозреватели газет.и радио, ученые
исследователи и даже. оны прави-
тельства.

Б конце февраля. нынентнего. года, было.
	установлено, что в.результате «бегства из
учительской профессии» — американским
	  школам нехватает 150.000 учителей. дто
	комиссией Американского совета по про“
‘свещению, показывали, что из 75 Ммиллиоч
нов ‘взрослого населения Соединенных
Птатов около 36 миллионов не окончили
школы, причем около половины из них He
получили даже четырехлетнего начального
образования, и по ‘меньшей мере 3 милаио-
на просто неграмотны,

Опубликованные федеральной Службой
просвещения данные ‘за военный период
свилетельствуют 0 том, что KOHTARTCHTE!
учащихся ‘и посещаемость. школ в среднем
упали на 10 процентов. Число окончивших
среднюю школу снизилось на 17 процен-
TOR, а число учащихея в высшей школе
сократилось в среднем на 21,7. продента
(в учительских колледжах — на 40,8 пр-
цента). Капиталовложения в школьное де-
ло составляли в’ 1943—1944 гг. не 60л08
одной пятой соответствующих  капитало-
вложений 1939—1940 годов, а это. при-
вело к почти полному прекращению нового
школьного строительств» и приобретения
HOBOTO икольного оборудования..
	‚0. окончанием войны положение школы
в США не улучшилось. Генри Уоллес уБа-
зывал в одной из своих статей на страни-
цах журнала «Нью рипаблик», что на в0-
енное обучение молодежи в возрасте до
18 лет затрачивается до миллиарда долла-
„ров в TOT, между тем’ как на нужды на-
родного образования в целом Соединенные
Штаты расходуют веето лишь около двух
в половиной миллиардов. Картина стано-
вится еще более мрачной, когда мы 0бра-
‘щаемея к позднейшим официальным дан-_
‘вым. По плану Совешщательной комносяя
при президенте, опубликованному Белым
домом в июне прошлого года, расходы на
вевобщее обязательное военное обучение
молодежи должны составлять 1.050 мил-
`лионов долларов в год. Как отметило по-
мощник государственного секретаря Бентон
в речи, произнесенной 2 марта 1947 года
перед собранием профессоров и’ преподава-
	телей, общая сумма расходов на народное
образование в ОША составляет лишь пол-
тора процента национального дохода. Вот.
цифры, не обтавляющие никаких сомне-
ний в том жалком существовании, которое
влачит школа в «процветающей». поелв- ^
военной Америке.

Отмечая крайне низкий процент расхо-
дов США на народное образование, даже
обозреватель такой газеты, как «Ныо-
Йорк тайме», не мог удержаться от того,
чтобы не обратить внимание на то, что в
Советеком боюзе процент расходов на Ha~
родное образование неизмеримо выше.

По признанию министра юстиций Raap-
ка, «в Совдиненных Штатах насчитывает-
ся несколько миллионов детей, которые не
учатся в школе; более двух миллионов де-
тей посещают совершенно неудовлетвори-
тельные школы; три миллиона взрослых
никогда не учились в школе, а десять
миллионов получили такое недостаточное
образование, что они фактически остают-
ся неграмотными».

Достаточно сравнить эти данные, онуб-
ликованные официальным лицом, с приве-
левными выше сведениями за 1939 rot,
	чтобы установить TOT бесспорный факт,
что в преуспевающей заокеанской  «демо-
кратии», правящие круги которой кичатея
своим превосходством над всем миром и
хотят силой доллара и политикой силы на-
саждать во всех странах свой «американ-
ский образ жизни», ‘народные массы ©
каждым‘ годом все менее и менее обеспе
чены одним’ из важнейших для современ
ного человека благ, одной из необходимей-
‘WAX предпосылок демократии — образова-
нием. Поэтому не приходится удивляться,
что известный американский ралнокоммен-
`Татор Алистер Кук, говоря ©  тревожном
положении в области народного образова-
ния в США, пришел к выводу о «гибели
‘одного из распространенных американоклх
мифов — мифа 00 американской народной
			ВСЕ ДЛЯ: УДОБСТВА ВЗЛОМЩИКОВ..=
	Как сообщает’ газета «Ниннон’ таймс», в
Токио существует специальная” фирма, ко-
торая дает напрокат оружие и инструменты
взломщикам ‘и ворам, не обладающим до-
статочными средствами для приобретения в
собственность необходимых aM «орудий р:
иЗвОДСТВа»,

Помимо этого, та же ‘фирма имеет в сво-
ем распоряжении целую сеть наводчиков;
они указывают взломщикам наиболее «под-
ходящие» об’екты и снабжают их подроб-
ным списком всего, чем в данном «об’ек-
те» можно поживиться,

За указанные услуги фирма получает от
бандитов ‚определенный процент с. добычи,
не считая «арендной» платы за пользова-
ние оружием и воровским инструмеятом.

ГАНГСТЕРЫ ПЕРА ИЗОЩРЯЮТСЯ
	Видные лондонские журналисты, как со-.
общает еженелельник -«Тайм», разработали
список” наиболее актуальных и важных тем, .
требующих безотлагательного освещення. в
печати,

В число этих тём включены — описание
какого-либо чудовища, обитавшего ‘на зем--
ле в доисторические времена, © приложе»
нием иллюстраций, описание разрушений,
причиненных первой атомной бомбой, сбро-
<ненной на Нью-Йорк; свидетельские пока-
  зания по поводу Какого-либо события, не
уступающего  по значительности ‘распятию
Христа: :
	ОТКРЫТИЕ ПОЛКОВНИКА.
МАККОРМИКА
	Оригинальный способ помощи  голодаю-
цей Западной Европе был предложен не-
давно на страницах «Чикаго трибюн» из-
дателем этой газеты небезызвестным Мак-
кормиком. Полковник‘ Маккормик -пред-
лагает ‘кормить голодное население Евро-
пы мясом мексиканских диких собак, «Та-
ким образом, — изрекает Маккормик, —
Центральная Америка избавится от чумы,
а множество европейцев будет спасено;
что же касается собачьего мяса, то я, опи-
раясь на такой ‘авторитет, как ‘Амундсен,
утверждаю, что отбивная из собаки вкуснее

свиной или. телячьей. отбивной».

—

ИЗ ИНОСТРАННОЙ ПОЧТЫ
	ФОРРЕСТОЛ .
В НАТУРАЛЬНУЮ
‚ВЕЛИЧИНУ
	В связи с введением в США обязатель--
	HOH воинской повинности, американская га-
зета «Дейли уоркер» поместила статью, в
которой дает слелующую характеристику
	нынешнего американского министра 060-
	роны. ,
«Кто такой ‘мипистр. обороны Джеймс
В. Форрестол, который хочет усеять тру-
пами сыновей Америки поля битв третьей
мировой войны?

Он банкир. Длинный’ перечень его дея-
ний составляет самые грязные страницы
международных интриг финансистов Уолл-
стрита: Отчет об этих сделках банковские
клерки Форрестола. внисали чернилами. в
	бухгалтерские книги, чтобы подвести ито--
	ги прибылям, Но ‘эти же сделки вписаны в.
‘историю кровью народов” всего мира...

Вот ‘некоторые’ выдержки из. этого ‘пе-
речня. 5 7

Прежде чем стать министром, Форрестол.
был президентом и основным партнером
фирмы ДиллонРид энд К°, одного из наи-
белее могущественных банков мира. Пер=
вой крупной-операнией Форрестола в этой
фирме явилось › финансирование — пере-
вооружения - Германии B 1925 голу:
Лля образования” германского Стального
треста им был предоставлен заем. в 100
миллионов долларов. Эта сделка дала воз-
можность Диллон, Рид энд К?’ за-
владеть половиной акций гигантского
угольного и железного концерна Стиннеса.
В ходе операций ‘фирма Форрестола при-
‘обрела паи-в ‘химическом концерне И. Г.
Фарбен и проникла ‘в один из четырех
крупнейших немецких банков — Jluckoure-
гезельшафт. Она имела” постоянную дело-
вую связь с ‘остальными ‘немецкими бан-
ками. ° = : bos
`° Форрестол погряз в самых темных поли-
‚тико-нефтяных интригах на Среднем Во-
стокё. Именно Диллон, Рид энд К° финан-
сировала арабско-американскую нефтяную
компанию `(пресловутую «Арамко»), завла-
девшую исключительным правом на экс-
плоатацию нефтяных ресурсов в Саудов-
ской Аравии. Это именно Форрестол потре-
‘бовал отмены решения ООН о разделе Па-
лестины <в интересах безопасности США»
{a в действительности—во имя защиты ка-
питаловложений «Арамко»). И сегодня он
требует наших сыновей “= не во имя без
опасности Америки, а во имя увеличения
прибылей Диллон, Рид энл. К%.
	БЕРНАДОТТ-
	С. МАКСИМОВ
	КОМИССИОНЕР ДОБРЫХ УСЛУГ“
	усердное протаскивание империзлистиче-
ских планов международных монополий
англо-сакеонские державы выдали высшую
	аттестацию этому кочиессионеру «добрых
	услуг». «заслуга графа Бернадотта, —
пишет «Дейли телеграф энд Mopunur
поет». — заключается в том, что он уп:
	разднил- постановления Генеральной Ассам-
блеи». Заслута Бернадотта перед Сити и
`Уолл-стритом лействительно велика, ес-
ли учесть, чтооему удалось за кулисами
защитить интересы Америки и Англии В
ущерб арабам и евреям Палестины,  в0-
‘преки 00Н-и воле громадного большин-
ства ее членов. -

«Посредник» OOH ¢ усердием, достой-
ным лучшего применения, старается по-
спешно проводить сво рекоменлации. в
жизнъ. Под предлогом: заполнения вавуу-
ма; пол которым  он подразумевает уход
английских войск; он содействует привы-
тию в Палестину американских офицеров
‘и солдат якобы для поддержания поряд-
ка. Американские военные корабли, имея
на борту морскую пехоту, бросают якорь
в палестинских территориальных водах.
Бернадотт противодействует приглашению
советских офицеров-наблюдателей,  допу-
ская только ‘американцев, французов,
бельгийцев и шведов. В его Штабе свиля
себе гнездо антисоветские элементы, До-
статочно сказать; что одним из его бли-
жайших сотрудников является некий пол-
KOBHHK Je Лаваль, бывший ло войны швед-
ским военным атташе в Польше и затем
принимавиий в. качестве «лобровольна»
участие в войне рюти-таннеровских аван-
тюристов против СССР. Незадолго до по-
ездки в Палестину в составе  «евиты»
	Берналотта тот же ne Лаваль в шведском
	журнале «Самтид ок Фрамтид» заявил;
«Швеция должна превратиться в авиабазу

Недружелюбные ‘чувства ‘посредника’
OOH «x СССР. выражающиемя в ланном
случае в конкретном  противотействии
	прибытию советеких наблюдателей в На-
	лестину и в определенном подборе своего
окружения, имеют солилный стаж. Англо:
сакеонские  милитаристьг. ° остановив свой
	саксонские милитариоты. о остановив свой.
выбор на’ Бернадотте, лействовали без про-
маха: Этот комиесионер «лобрых. услуг»
	мятные дни апреля 1945 года. Накануне
	окончательного разгрома Гитлера он сроч-
но прилетел в Германию. чтобы в послед-
нюю минуту. «спасти Берлин от русекого
	нашествия» и тоже выступить F качестве.
	посрелника между Фашистсекими тлаваря-
ми. и западными державами. 23 апреля
он взялся перелать предложение Гиммлера
о его согласил. безоговорочно капитулиро-
вать на Западе при условии сосрелоточе-
ция всех терманских вооруженных сил
против. Советской Армии на Востоке. -
Полный разгром гитлеровских армий и,
занятие. советскими войсками Берлина,
так сказать, рикошетом нанесли сокруши-
тельный улар. по более чем  полозритель-
ной «миссии» Берналотта. И вот сейчас
он вноРЬ появился на политической атене.
С кажлым днем становится все более
ясным, что-в затачи Бернадотта отнюдь
не вхолит лействителено добиться мирного
урегулирования палестинской проблемы
на оспове резолюции Генеральной Ассам-
Gren. Финал палестинской драмы, приду-
мываемый Берналоттом, уже ясно выри-
совывается в тумане его тромких фраз 0.
«мире-на святой земле» и его ханжеских
«обращений ко веевышнему»: призвать
американские войска для «волворения т
рялка». и устранения того хаоса. который
он сам вместе со своей миссией «добрых
услуг» нагаждает в Палестине.
Выступая: на заселании  Совета. ‘безопас-
ности, ЛД. 3. Мануильсвий подчеркнул:
«За послелнее время в междунаролный
OOHXOL Ble шире вволят практику Tak Ha-

‘зываемых комиссий «лобрых услуг». Эти
„комиссии. хотя и носят название «добрых
луг».. но. как правило, они оказывают

YOAV, HO, Rak правило, ORM Undeblbdivl
злую услугу странам и народам, которые
прибегают к их помощи».

Шведский принц, нанявшись за 26. 000
доаларов в год‘ оказывать «добрые уелу-
ги» человечеству, Действует лишь в ин-
тересах политики колониальной экснансии
англо-американеких монополий:
	Шведы хорошо знают своего’ графа. Он
удивительно ‘умеет встревать со своими
«добрыми услугами» в такие дела, где за-
правулам капиталистического мира полез-
HO создать. хаос и смятение. Шо зову
Уолл-стрита и на сей раз он откликнулся
привычным «рад стараться».

26.000 долларов в год плюс представи-.
тельские и «сувениры», конечно, круг-
ленькая сумма для такого бокового от
прыска королевской династии, как граф
Фолке Бернадотт. Но не только этими сум-
мами исчерпываются долларовые поступ-
ления одного из самых американизирован-
ных представителей шведской аристокра-
тии. Принц Бернадотт, граф аф Висборг,
обладающий самым большим после Герин-
та количеством отечественных и чуже-
земных орденов, проявляет сугубый инте-
рес ко всему американскому, Как член
правления акпионерного общества  швед-
ских универсальных магазинов «Нордиска
Компани», он наводняет страну американ-
ской дребеденью, изо всех сил восхваляя.
добротность импортных  нейлоновых чу-
лок и тому подобной продукции. Проспек-
ты туристского общества «Норд»  опове-
щают заокеанскую клиентуру, что сам
принп крови © благодарностью получает
дивиденлы от американского туризма. В
полном его имени вместе с. наследственны-
ми титулами приводится длинный  пере-
чень благоприобретенных синекур» вроде
председателя, директора и члена  правае-
ния «Ризнес мэшинери»,  «Газаккумуля-
тор» и других американских фирм в Шве-
ции; 9т8 по части бизнеса.

По линии «луховного родбтва» с США
он дирижирует хором американской «Ар-
мии спасения» и  председательствует в
«Шведско-амернканском обществе». Имен-
но этому шведскому глашатаю американ-
ского «образа жизни» ‘махрово-реаЕнион-
ный орган «Ридерс дайджест» поручил
руководство своим шведским  изланием.
Американскую статейную жвачку и пол-
ный набор переводных антисоветских из-
мышлений, сочиняемых гангстерами пера,
он преподносит пведским читателям Нод
названием «Самое лучшее» («Дет беста»).
	„АИГЛо-саксонские империалисты знали,
кого они на время отрывают от самых
срочных американских лел в Швеции для
посылки в Палестину. Бернадотту пору-
чили на месте свести на-нет’ решение
Генеральной Ассамблеи OOH о разделе Па-
лестины на лва независимых тосударства.
«Граф Верналотт считает невозможным
разлел Палестины», — торжественно воз-
вестило агентство Юнайтед пресс. «Ман-
честер гарлиен» напутствевала его от езд
в Палестину следующими словами: «Гра
ницы, установленные резолюцией 00Н.- не
являются священными. Их легко можно
изменить». 2
	‚ МВНО игнорируя четко выраженную вВ9-
лю громадного большинства ООН, `Берна-
дотт превысил полномочия, предоставлен-
ные ему решением Генеральной Ассамблеи
от 29 ноября 1947 года. Сей великовоз-
растный руководитель шведских бой-скау-
тов далеко не: с мальчишеским озоретвом
подсунул «свое» решение палестинского
вопроса, как лве жанли воды ехожее с тем
проектом, которым англичане и американ-
пы хотели еше весной этого года подме-
нить решение 00Н. Вместо двух незави-
симых государств, как это записано в
резолюции Генеральной Ассамблеи 00H,
Берналотт предлагает создать федеральное
арабско-еврейское  государетво с троном
короля Абдуллы в Иерусалиме. Этому же
милостью — Глабб-наши и Уолл-стрита
крупнейшему феодалу арабского Востока
Берналотт поручает «осуществить коорли-
нацию внешней политики и мероприятий
по общей обороне федерального. государ-
ства». Практически такая координания
должна выразиться в том, что будет от-
крыт беспрепатственный лоступ  амери-
канскоуу капиталу в «федеральное госу-
дарство»; Хайфа, которую OOH sBrawang
в государство Израиль. станет  «свобол-
ным портом» и военной базой «некоей
великой державы». Очевидно, в целях
обеспечения такой же «безопасности»
иракского нефтепровода, кончающегося в
Хайфе. посрелник pekomeniver создать и
	- «евободный аэропорт» в Лидде. за такое

ввоебаванов: воозосзпвосонаносоациниея

Верес вооавоенововеведв ann

В. ЧЕРНЫШЕВ
	Амаду показывает что елинетвенной
	  боевой, решительной и ло конца послело-
	вательной силой, способной противостоять
имперналиетам, янки и внутренней -реак-
ции, является ‘коммунистическая партия.
Запомиваются образы коммунистов — pa-
бочих плантаций ив городских предирия-
тий. Коммунистов уважают и любят. 0с0-
бенно ярок облик монтера-шофера Жоаки-
на, простого труженика, подлинного. пат-
рнота своей родины.

Жоакин выступает активным разобла-
чителем ‘планов империалистов.  Загнан-
ные в подполье коммунисты оказались
единственными люльми, правильно пони-
мающими ход исторических событий. И
хотя им не удалось сорвать коварный
план Карбанкса, погубившего жизнь мно-
тих тысяч батраков и мелких арендато-
ров, в том числе и родителей Жоакина,
коммунисты сумели привлечь ‘обездолен-
ных людей на свою стброну, вдохнуть в
них уверенность. =
‚Опасность американской  экспанеиониет-
ской политики понимают ‘многие  демо-
кратически настроенные интеллигенты. В
коммунистической партии они’ видят. под-
линных защитников налиональной  неза-
висимости и культуры. Эта часть интел-
лигенции идет за ‘коммунистами.

Представителем такой социальной про-
слойки в романе является поэт Сержио
Моура. Врат «полковников» и иностран-
ных эксплоататоров, он презирает. угод-
ников Карбанкса, безвольных и подлых
HOMME. een
	Сложным и трудным был путь Моура
к народу. Но он нашел эту дорогу, стал
	Главный редактор В. ЕРМИЛОВ.
	человеком, олизким в коммунистической
партии,

Исторический роман р золотых
плодов» глубоко вовременен. Вее творче-
	ство оржи Амаду дает представление о
направлении бразильской и всей латино-
американской прогрессивной литературы.
Эта литература накопила уже серьезный
опыт борьбы против португальских коло-
низаторов, за ликвидацию рабства. Та-
кие выдающиеся мастера культуры, как
Раул Помпея, © первого дня основания
республики восставали против английско-
го империализма.
	Не случайно «долларовые батареи» ве-
дут усиленный огонь против Амалу ‘и дру-
гих прогрессивных мастеров культуры.
Им запрещается выступать перед народом.
Как в мрачные времена гитлеровского ре-
жима, их книги ожитаются на кострах.
Скрываясь от расправы, вновь эмигриро-
зал Жоржи Амалу, покинул Бразилию ху-
тожник Вандило Портинаря. Томятея в
тюрьмах ‘профессор Марио Шемберг, исто-
our Вайе Прадо Жуниор, Маурисио Гра-
бойс; Кайрес де ВБрито и многие pyre
	MEN EE PEG A OMI HO MEOrMS други
мастера культуры. _ Е

Но мужественный roxoc патриотов
нельзя залущить ни пачками долларовых
‚ассигнаний, ни полипейской лубинкой.
	Бразильский народ верит в пророческие
слова героя романа «Земля золотых пло-
дов» коммуниста Жозкина:

— Мы ни за что не отступим. Мы 65-
ем итти вперед, пока не уничтожим. вею
эту сволочь — империалистов... Придет
eit, когда ве будет и этих хозяев 3eM-

... И не будет больше рабов...
	THX плодов принесла: ему славу и богат-
ство, он стал «королем юга», «городом
денег, кабаре, бесшабашной удали и гряз-
ных дел», городом, куда очень часто при-
езжают. «новые липа».

‚Среди «новых лип», приехавших. в
`Ильеос, мы видим американна Варбанкса,
управляющего «компанией по экепорту
`вакао». Этот бизнесмен-колонизатор «с
крикливым голосом и непомерно длинны-
ми руками, из-за которых он получил
прозвище «горилла», ‘остается загадкой
пля жителей города». Долгое время горо-
жане ломали себе голову. желая проник-
	нуть в тайну, окружавшую. богатого аме-
	Hila.
  _Прикрываясь маской цивилизатора, МИ-
стер. действует через евонх лрузей, зада-
	демагогически. разглагольствует о родине,
(0 национальной независимости,

Вкратце план Карбанкса состоят в сле:
дующем: экспортеры повышают цены на
какао. Повышение потребует крупных ка-
‘питаловложений, ибо игра может затя-
нуться на многие годы. Внепгне: кажется,
что «полковники» от этого еще большие
разбогатеют, стоимость ‘их поместий воз-
- растет.

Три года длится затеянная авантюра,
Цены на какао взвинчены. Но вот яно-
‚странны «неожиданно» перестали  поку-
_нать. какао. Наступил «конец света», как
говорит .0б этих днях один из «полковни-
Ков». Оказавшись в долгу у иностранцев
(ведь какаовые плантации раенгирялиеь за
счет услужливо предоставленных американ-
цами долларов), они вынуждены расплачи-
ваться земельными’ участками.  Кзрбанке
стал «королем какао». а Варлое Зуде —
	ваться земельными’ участками. hapbaHke}
етал «королем какао», а Карлое Зуде —
главой: партии и «восходящим светилом ‘Ha.
политическом горизонте».
	Изображая: борьбу -за. землю, Жоржи
тАмалу повествует о жизни трудового Har
рода. /

ЖИЗНЬ батрака стойт гараздо меньше
‚горсти какао. Когда во’ время работы з3-
мертво падает мулат или негр, на них не
‘обращают: внимания. Слышен лишь 103-
ный окрик ‘надемотрщика: -«Осторожней с
’” какао, вроклятый негу».
	Рабокие условия труда, ° постоянное
недоедание укорачивают и без того’ корот-
кую жизнь бразильца. Даже по официаль-
ным ‘данным, средняя продолжительность
жизни трудового человека в районе Рио
де Жанейро не’ превьзнает 23. лет. Пэло-
вина населения ‘не доживает до`30 лет.
Недавно в Бразилии были оглашены жут-
кие ‘факты истребления «каучуковой ар-
мии», работавшей ‘на плантациях ‘Форда.
	Из 60 тысяч человек 36 тысяч «пропа-
ли» в зарослях Амазонки! -
	американской ROJIOHHH
	Моржи Амаду — писатель-боец. Он
активно участвует в политической жизни
страны, отзывается на важнейшие зобы-
тия. Он деятельно работал в «Националь:
но-освоболительном альянсе», ` об’единяв-
	шем революционные силы, боровштеся ADO
тив {URTATOPa страны Варгаса. Во` главе
этого альянса стоял пламенный ИЕ
	шистекий боеп — Луис Карлос” Престес.

Всем. своим творчеством Амаду зовет
народ к борьбе. против поработителей.
Именно. поэтому реакнионные власти з8-
претили чтение его книг. В 1937 году
двадцатипятилетний Амаду был арестовал.
Затем начались годы эмиграции.
	В разгар Сталингралекой битвы в Урут-
	вае издаетея книга Амалу —. роман-био-
графия: Луиса Карлоса Преслеса, прозван=

ного ‘трухятимиея: Южной. Америки. «Ры-  . er
	царем надежды». ее ренных ‘долларами и электрическими

Черёз два года здесь же, в Уругвае, бритвами. Через них Карбанкс Финанси-
вышел новый роман Амаду” ‘«Бескрайняя pyer ак ен
зеуля». первая книга задуманной им три-   шечников, скупает. акции. Таким же пу-

лотии. Но замыслу. писателя, трилотия
цолжна отразить исторический путь cTpa-
	ны 0т-феблальной эпохи до наших дней.
В первой книге, ‹ описывая  типические
	BD первой книге, описывая  типические
стороны жизни города Ильвос — родины
Амалу, автор повествует о жестокой борь-
бе за экономическое и политическое тос-
 ‘ подетво так называемых «полковников»—
потомков военной клики,  господетвовав-
	потомков военной клики,
‘шей в Бразилии-в ХЕХ веке.
	тем-он заставляет федеральное правитель-
ство издавать нужные законы. ,

Американец мечтает о земле, которой
владеют «полковники». В банках Нью-
Йорка уже давно разработан дьявольский.
план. Теперь настала пора привести его
в действие. Прототип нынешних «унолно-
моченных» и «администраторов» плана’
Маршалла, он отлично сознает, что в уг0-
товленную западню должна попасть не
только: помещичья земля, но и вся Брази-
JHA

`Типичным Уголником лоллара, прелате-

лем и подлецом в книге выведен Карлос
	зуде, владелец фирмы «Бралья зуде ив».
Вынолняя приказы . Варбанкса. Зуде
	Бразилия — самая общирная. страна
Центральной и Южной Америки. Многие
поэты и прозаики,  восторгаясь экзоти-
кой, прославляли эту страну в CBO-
их книгах, как «жемчужину Южной.
Америки», называли ее «сказочным ми-
‘pou гортензий». Но лишь некоторые’ пи-
сатели сумели увидеть не только живо-
пиеный пейзаж, но и разглядеть подзтин-
ную жизнь“ народа. Бразильские негры и
‘мулаты, от зари до зари работающие под
знойным солнпем на плантациях кофе в
Какао. хлопка и сахарного тростника,
	называют свою родину «землей большого.
	богатетва и большой нищеты», страной
	‚американского рабетва.
	(Среди. писателей, сумевших. правдиво и
	влохновенно изобразить жизнь народа,
зелущее место принадлежит  Форжи
‚Амаду. -
	Его произведения, особенно. «оемля 30-
‘лотых  плодов»*, номогают. понять, по-
чему Бразилия стала м для своего,
народа.

Страна: с: 45-1 -миллионным населением
находится в кабале Уолл-стрита. Шупаль-
пы звездно-полосатого спрута присосат
лись к ее земле. Это «тыбячеголовое чу-
ловище, разевающее сотни голодных па-
слей, заглатывает людей, плантации ко-
фе, какао. каучука. хлопка».
	Прочно связав свою жизнь © судьбой
	бразильского народа, Амаду безраздельно
отдается благородной миссии — Поднять
влассовое сознание простых людей. Этому
посвящены его первые книги: «Страна
карнавала», «Пот», «Кублаба», «Мертвое
море». «Капитаны песка».
	* Жоржи Амаду. «Земля золотых пло-
дов». Государственное издательство ино-
странной литературы. 1948.

:«Литературная- тазета» выходит два: раза.

в неделю: по средам и’ субботам:
	Вторая книга трилогии — «земля 30-
тотых плодов» доводит повествование до
30-х годов нашего века. Автор расска-
зывает о Том, как «земля какао перехо-
пит из рук местных капиталистов в руки!
	иностранцев».
	Редакционная коллегия: Н. АТАРОВ, А. БАУЛИН, Б. ГОРБАТОВ,
А. КОРНЕЙЧУК, 0. КУРГАНОВ, Л. ЛЕОНОВ, А, МАКАРОВ,

М, МИТИН, Н. ПОГОДИН, А. ТВАРДОВСКИЙ.
	92, внутренней жизни — К 3-37-34,
		Изменился старый  Ильеосе. Земля 300-
	ее редакции
	издательства: ул.
	‘95 Октября, 19 (для телеграмм — Москва, Литгазета). Телефоны: .
	международной жизни — К 4-64-61,
	Москва, Литгазета). Телефоны: секретариат — К 5-10-40, отделы: литературы и искусства -
науки и техники — К 4-60-02, информации и отдел писем — К 3-19-80, издательство — K 4-98
	Типография имени И, И.  Скворцова- Степанова, Москва, Пушкичская площадь, 5.