‚ Забота
		ОМ
СТВ.

тись замечательные фак-
ты. В шахтах и метал-
тургических  предирия-
тиях, в машиностроении,
на транспорте, в сель-
ском хозяйстве миллио-
ны молодых рабочих и
колхозников ведут ye-
пешную борьбу за ени-

жение норм расходования металла, угля,
руды, электроэнергии, за сохранение бога-
того урожая этого года. По лалеко не пол-
	_Илларноч Янкин— директор
Пышминекого рудоуправления
	Почти пятнадцать лет проработал Илла-
рион Янвин на медных шахтах Урала —
рядовым бурильшиком, начальником уча-
ства, начальником горизонта. Около восьми
лет назад Илларион Янкин стал известен
стране, как выдающийся новатор. В годы
войны  стахановец Янкин был удоетовя
звания лауреата Сталинской премии ca
	1 внедрение иногоперфотаторного бурения на
	медных шахтах Урала. вго метод получия
массовое распространение.

Воля к УчЧебе и исключительное трудо-
любие привели Иллариона Янкина в стены
Свердловского горного института. Многие
дни провел Илларион Янкин над книгами
й чертежами. С неменьышим рвением, чем
В 3а00е, взялся выдающийся новатор за
учебу. Он учился упорно и настойчиво,
уенешно закончил институт и защитил
дипломный проект с оценкой «отлично»:
Ему присвоено звание горного инженера.

На-днях министр цветной металлургия
CCCP ros. If. Ф. Ломако вызвал горного
инженера Илларяона Янкина в Москву и
назначил его директором Нышминекого ру-
доуправления Главмеди на Урале. Перед
стахановцем, ставшим инженером, отеры-
вается новое, большое поле деятельности в
стране, где стираются грани между трудом
физическим и трудом уметвенным.

ее
	По следам выступлений
	«Литературной газеты»
	В ЗАЩИТУ
ОЛИ ПЕТРОВОЯ

Так была озаглавлена напечатанная 8
нашей газете статья Атнии Барто. В ней
рассказывалось о судьбе девочки Оли
Петровой, о том, как бездушный отец хо-
тел вырвать Олю из приютившей ее но-
вой семьи. После появления статьи дело
разбиралось в Московеком городском су-
де. Как уже сообщалось в нашей газете,
суд отказал В. Д. Петрову в возвращения
  дочери и рептил оставить ев на воспита-
ние в семье Ц. 3. Новик-Бам. Одновре-
менно редакция выразила свое. недоуме-
ние по поводу того, что городской сд
отказал в иске о лишении Петрова роди
тельских прав.

На-днях это дело, по кассациона
ной жалобе В. Д. Петрова, разбиралось в
Гражданской коллегии Верховного Суда
РСФСР под председательством заместителя
предселателя Верховного суда тов. А. В.
Мясниковой. Верховный суд  опреде-
лил, что Московский гореуд, отказавшись
лишить Нетрова родительских прав, по-
етупил неправильно. Это решение  «яв-
‘ляется необоснованным и по существу
противоречит установленным по делу
обстоятельствам». _ Петров фактически
своих родительских прав по отношению Е
Оле не осуществлял, выполняя лишь за*
оном возложенные на него обязанности
по выплате алиментов. Будучи  осведом-
ленным о безнадзорном состоянии девоч-
KH, когда тяжело болела ее мать, Петров
не только не проявил заботу о судьбе
девочки, но даже дважды отказывался
принять ее в свою семью. Поэтому тре-
бование 0 лишении ето родительских
прав является обоснованным и соответ-
ствует статье 33 Кодекса законов о бра-
ке, семье и опеке.

Верховный суд оставил кассационную
жалобу В. Д. Цетрова без последствий,
й, таким образом, Оля остается в семье
Новик-Бам. Вместе © тем Верховный суд
отменил решение городского суда о сохра-
нении за Петровым родительских прав
и определил дело в этой части передать
на новое рассмотрение в Московский го-
родской суд в ином составе с участием
прокурора. :

и 2 > -
110 Советскому Союзу
ХРОНИКА КУЛЬТУРНОЙ РИЗНИ
	@ Москва. Архитектурно-проектная ма-
	стерская Аинистерства просвещения
РСФСР разрабатывает ‘типовые проекты
детских  садов-дач. отвечающих всём
	требованиям педагогики и гигиены.
Каждая дача рассчитана на 100, 150,
200 детей. Это небольшие ‘одноэтажные
домики, возле которых оборудуются физ-
культурные площадки, устраиваются ого-
роды и ягодники.
	«» Ташауз. (Туркменская ССР). В облаз
стном краеведческом музее собрано много
ценных материалов об историческом прош-
лом Хорезмского оазиса. Для сбора новых
экспонатов’ организуется комсомольская на-
учно-краеведческая экспедиция к развали-
нам крепости Измушкир и гробницы Иема-
мут-Ата.
	@ Петропавловск. (Казахская CCP).
Большая художественная панорама,  изо-
бражающая подвиг 28  гварлейцев-панфи-
ловцев, ‹ установлена для обозрения в го-
родском парке культуры. Автор  панора-
мы — петропавловский художник, ‘участ-
ник Великой Отечественной войны тов. Ро-
ЛИН. .
	@ Тбилиси. На родине выдающегося
грузинского писателя Ниношвили — в сё-
лении Чиквети, Ланчхутского ‘района, ors
крыт дом-музей. По рассказам друзей Ни-
ношвили, работники музея записали воспо-
	минания и готовят монографию о нем.
	«% Омск. Областное издательство начаз
ле выпуск <«Библиотечки колхозника»,
Уже вышли из пенати популярные бро-
ипоры о снегозадержании, полготовке семян
к севу, прелпосевной обработке почвы.

Всего в «Библиотечку колхозника» вхо-
	дит около 20 хорошо оформленных кни-
Key,
	% Киев. Свыше 1.200 постоянных ‘сель-
ских. лекториев работают на Украине. В
них читают лекции около 10.000 прелета-
вителей интеллигенции, руководители
партийных и советских организаций и знат-
ные колхбзники.
	< Нукус. Союз советских писателей Ка-
ра Калпакии готовит к тридцатилетию
ВЛКСМ литературный сборник,  посвя-
шенный комсомолу республики. В сборник
	войдут рассказы и очерки шести местных
писателей.
	о народном
богатстве
	Внешне, может быть, скромен, но много-
значителен трудовой подвиг кочегара Ка-
ширской районной электростанции Егора.
Павлова. Советский рабочий, через руки
которого проходят тысячи тонн угля, уже
в течение нескольких лет изучает режим
работы котлов и топок. Как и на всех
влектростанциях, есть и на Кашире пла-
новые нормы расхода топлива. Ho бес-
покойный советский человек, всегда стре-
уащийся вперед, — принципиальный про-
тивник пределов. Егор Павлов доказал, что
при добросовестном хозяйском отношении
в делу можно экономнее использовать то-
‘пливо. За прошлый год он сберег rocy-
дарству 1700 тонн угля, а за пять меся-
Hes этого гола — 2 тысячи тонн. Это —
суточная добыча крупной шахты Донбас-
ca, Ha которой работают сотни людей!

На всех участках большого нашего со-
‘циалистического хозяйства советские пат-
ряоты ‘неустанно пекутся 06 охране п
умножении народного богатетва, смело пе-
ресматривают казавитиеся недавно незыб-
лемыми нормы расхода сырья, топлива, ма-
териалов. Молодой сталевар Сталинградско-
го металлургического завода «Красный
Октябрь» Терентий Куприянов, изучая ра-
богу своей печи, пришел к выводу, что
установленная норма расхода мазута на
тонну металла явно преувеличена. Настой-
чиво и упорно добивался он снажения рас-
хода мазута и добился блестящих успехов.
Вуприянов ежедневно экономит от двух до
трех тонн ценного топлива. Опыт новатора
стал уже достоянием всех сталеваров, и
завод «Красный Октябрь»  сэкономил за
пять месяцев четыре тысячи тонн мазута.
Молодые работницы Люберецкого завола
сельскохозяйственного маптиностроения
Анна Баранова, Надежда Сергеева, Вален-
тина Сачкова, изменив метод раскроя apes
весины, доказали, что можно сэкономить
большое количество леса и ценных пород.
	В этих булничных фактах—а их можно
привести тысячи —— волнующе и ярко от-
ражена благородная чертах морального 0б-
лика строителя коммунизма, органически
присущая советскому человеку забота о
приумножении народного богатства, 06
обеспечении государственных интересов.
	Б ту пору, когда только закладывались
первые камни фундамента  сопиалиетиче-
ского строя, Владимир Ильич Ленин, от-
мечая историческое значение первых ком-
мунистаческих субботников, писал; «Вом-
мунизм начинается там, rie появляется
самоотверженная, преодолввающая тяжелый
трул, забота рядовых рабочих 0б увеличе-
нии произволительности труда, 06 охране
каждого пуда хлеба, угля, железа и дру-
тих продуктов, достающихся не работаю-
	щим лично и неё ‘их «олажним», 8 «лаль-
	ним», т. е. всему обществу в пелом...»
Гениальная. прозорливость Ленина вихлна
_ во всей борьбе советского народа за 110-
строение коммунизма. Режим бережливо-
	огромных средетв для осуществления ин-
дустриализации страны и коллективизации
сельского хозяйства. = Самоотверженный
труд советских людей, жесточайшая эко-
номия во всех сферах хозяйственной дея
тельности созлали в годы Отечественной
войны важнейшую предпосылку для на-
шей побелы нал фапгистекой Германией.

Хозяйское, коммунистическое отношение
& каждой государственной бопейке, к каж-
дому калограмму сырья, тонлива — это
‘норма поведения советского человека. Важ-
дый день узнаем мы о новых замечатель-
ных успехах советских люлей в борьбе за
социалистическое накопление, за выполне-
file послевоенной сталинской пятилетки в
четыре гола. Че так давно группа дирек-
торов крупнейших промышленных пред-
лриятий слелала ценный почин, отказав-
`миеь от государственной дотации, подняв
знамя борьбы за безубыточную,  рента-
бельную работу. Работники металлургиче-
ской промышленности юга п центра 8
евоем письме товарищу И. В. Сталину взя-
зи на себя обязательство ^ дополнительно,
сверх плана, сэкономить свыше 200 мил-
лионов рублей.

Ралоетным свидетельством растущего
коммуниетического сознания широких на-
роаных массе является также” начавитийся
по инипиативе Ленинского комсомола мас-
conn поход мололежи за экономию. Co
свойственным комсомолу задором,  энер-
гаей, смелостью берется она за важное го-
стларственное дело. -

(2439)
TEE a

ным данным, в результате этой работы № 56
только на промышленных предириятиях за  , —
последние месяцы молодежью сэкономлено _

Е EEN ED ANE BENS ABN

25 тысяч тонн HHAKOTO топлива, почти
10 миллионов киловатт-часов влектроэнер-
гии, 100 тысяч тонн угля и более чем на
25 миллионов рублей других материалов.
А ведь это только начало! Если вепом-
нить, чт0 в 1950 году наши элек-
тростанции должны выработать 89 мил.
	 чара  киловатт-часов электроэнергии,
TO нетрудно понять, что снижение
расхода электричества  хотя® бы на
	учительнии
	Петр КИРИЛЛОВ
d
	ксандра Петровна стала собирать вокруг
себя сабаевскую молодежь, организовала
вечернюю школу для взрослых. Весной eff
впервые довелось быть на языческом мор-
довском празднике—«проводах весны». Она
использовала его по-своему: прочитала co-
	< бравшейся молодежи стихи Пушкина, рас-
	сказала о Белинском. Пожалуй, Александ-
ра Петровна была одним из первых «2о-
отавителей подетрочников» Пушкина-—ими
она увлекала мордовекую молодежь.

‘Ho aru же «подетрочники» возбудили
особый интерес и станового Щеглова. Он
пригрозил «учителке» тюрьмой; а через
несколько дней Лавровекая была вызвана
на учительский совет в уездный город, где
получила строгий выговор и предупрежде-
ние 00 увольнении.

Отныне она жила под назойливой опе-
вой станового пристава —= частого гостя
на ее уроках; дома у Лавровской Шеглов
изводил ее оскорбительными поучениями.

Лавровская решила  тверло продолжать
начатое дело. Говоря, что хочет, мол, «по-
мочь ученикам», она ходила по избам и
при свете лучины читала неграмотным му-
жикам и бабам русские книги. Сабаево
стало, пожалуй, первым мордовским селом,
узнавшим стихи Пушкина Лермонтова,
	Некрасова. То были только «подетрочня-
	И», Но сила авторского гения искупала
шероховатость переводов — МЛавровской.
	Мельникова=Нечерского она так и 3
	прочитала сабаевцам, так как его роман
был бы оскорблением их национальному
чувству...

Проходили годы, десятилетия, — уже
не только одна Александра Петровна, но п
ве ученики старшего поколения читали
Льва Толстого, Гаршина. Успенского. Ca-
	базвская молодежь далеко окрест распро-
	отравила вкус к литературе, удивление
перед силой ее лучших творцов.

Если вначале родители боялись отпу-
скать детей на ученье, то теперь от учз-
щихся не было отбоя. Возник вопрос о по-
стройке школы, и она, несмотря на упор-
806 сопротивление земского начальника
барона фон-Шлиниенбаха, была построена
сабаевцами на их же скудные  сретства.
Это произошло через десять лет после при-
езда Александры Петровны в село. Уже к
этому времени интерес к книге так возо0е,
что Александра Петровна, отлававшая 00-
ЧТИ все свое жалованье на Покупку книг,
стала для этого собирать деньги по селу,

Tas работала она двадцать левять лат.
Наступил февраль 1917 года. Вольшие на-
дежлы возлагала учительница на сверитив-
шееся; в петицией, под которой полписа-
лись все сабаевпы, она поспешила в уезд-
ный город просить о средствах ana opra-
низации библиотеки и о присылке в Са-
баево второго учителя. Но в велометве ‘Ha-
родного просвещения Алексанлру Петров-
пу встретили те же чиновники, что были
й при царе. Тут был тот, который грозил.
ей увольнением за пропаганду среди морд-
вы стихов Пушкина. Он постарел. обрюзг.
но был спокоен. Библиотеку в Сабаеве не
открыли и во втором учителе отказали.

Только после Великого Октября все по-
шло п иному. В село возвращались уче-
ники Лавровской — фронтовики’ многие
Из них были больтевиками. Они вместе co
своей учительницей стали хлопогать и о
расттирении школы, и р библиотеке, ив
многом другом. В том же году к Алексан-
	дре Цетровне на помошь приехали лве
учительницы. В Сабаеве организовали биб-
лиотеку.

Лавровская вдохновенно повторяла слова
своего давнего знакомого — Владимира
Ульянова, произнесенные им в июне 1918
года на с’езде  учителей-интернационали-
стов: «Надо освободить жизнь, знание от
подчинения капиталу, от ига буржуазии. —
так сказал Ленин. — Нельзя ограничить
себя рамками узкой учительской деятель-
ности. Учительство лолжно слиться со
всей борющейся массой трудящихся».

Лавровекая исповедывала именно то, что
говорил Фенин, она доказала это тру-
дами многих десятков лет своей жизни в
Сабаеве. Она была одной из первых учи-
тельнит, веривших в 10, во что верят п
чему служат теперь сотни тысяч учителей.
		Евдокия Кавтайкина, окончившая лик-
без, первая на селе подала заявление о.
вступлении в колхоз: ве прозвали «комму-
нихой». Другая ученица ликбеза—звенье-
вая Агриппина Учайкина — в прошлом
голу избрана делутатом районного совета.

Где теперь то старое Сабаево времен
Мельникова-Цечерского! В ‘центре села вы-
сится новое здание средней школы, в HEM
учатся 650 молодых колхозников,

В избе-читальне много книг и на pyc-
ском и на морловоком языках; за эти го-
ды сложилась совотекая морловская литс-
ратура, к которой протоптала дорожку Tak-
же и русская учительница Лавровекая. За
годы сталинеких пятилеток в селе построе-
ны два завода — пеньковый и бондарный.
Строят клуб и радиоузел. Интеллитенцию
вела представляют двалцать пять учите-
лей, врачи, агрономы, агротехники, мелио-
раторы, работники почты, телефонного
узла, библиотекари, работники сельпо,
	сельского совета, трех правлений сабаев-
ских колхозов, инженеры. техники двух
	заволов, В колхозах есть евоя техническач
	ИВТеллигенция, здесь Никого не удивит
Болхозник со средним образованием.

Рядовой колхозник-пастух Сергей Кала-
чин читает повесть Горького «Мои универ-
ситеты» в переводе на морловский язык.
знатный пчеловод Мордовии Егор Петро-
вич Лачин интересуется книгами по энто-
мологий. Миновала поэтика невежества,
восхищавшая Печерского, трогавшая в нем
«этнографическую жилку»!..

Недавно мне довелось быть в Сабаеве на
колхозном собрании. Колхозники спорили
Не только фактами и цифрами, но и пи-
татами из Ленина, Сталина, Салтыкова-
Щедрина, Гоголя, Крылова. Приятно было
услышать и ссылки на автора мордовеко-
го сатирического романа «Ефим Лавгинов»
Воломасова; коломасовский герой стал на-
рицательным имечем для лодырей и болту-
HOB.

В разгар прений о состоянии трудовой
дисциплины на вобрание пришла Александ-
ра Петровна. И юные, и бородатые, и убе-
ленные глубочайшими седлнами колхозни-
	RH Поднялись © мест. В зале наступила
тишина: так встречали ученики — здесь
BCe были ТОЛЬКО 66 ученики! — евою УЧИ-
	тельницу. Она обучила грамоте около трех
тысяч сабаевцев. Среди них теперь 70
‘офицеров, 60 пелагогов, 18 инженеров, 12
‚агрономов, 11 врачей, более полутораста
‘трактористов и шоферов. —
_ Недаром почтальон ежедневно приносит
Лавровекой охапки писем со всех конпов
CCCP, Пишет начальник  погранзаставы
капитан А. Дадаев: «Я благодарю вас и
‘признателен вам. как сын. Если мать моя
вспоила и вскормила меня, то вы, Алек-
сандра Петровна, научив меня грамоте, от-
крыли мне путь к самому большому сча-
стью — сознательному служению народу».
В день 60-летия работы Лавровекой в
селе три тысячи сабаевцев и гости из близ-
теженцих сел пришли на берег Суры, на ту
поляну, где Александра Петровна впервые
им прочитала запретные стихи Пушкина,
Йз дальних мест с’ехались прелетавители
уногих профессий — ученики Лавровской.
Президиум заседал на берегу Суры. Алек-
сандру Петровну. окружили 59 возрастов ee
учеников. По правую руку сидел 68-лет-
ний пчеловол Лачин, по левую руку—его
8-летняя внучка Лена. Руководители трех
колхозов, сельского ‚ совета, районных и
республиканских организаций, ‘инженеры,
офицеры, журналисты, писатели в т. д.
поздравляли Лавровскую и в ее лице бла-
годарили великий русский народ.
	— Ребята! — растерявптись, сказала
Лавровская. — Дети мои! Товарищи! Нет
большей радости, чем жить с народом, oT-
дать все скромные знания народу, видеть,
как наша Мордовия стала счастливой 60-
	ветекой землей.
	эдин процент равносильно вводу в строй
еще одной мощной электростанции. Bor
0 чем помнит наша славная молодежь, на-
чиная великое и достойное ее дело.

Борьба за режим экономии — RDOBHOS
дело миллионов наших рабочих, служащих,
научно-технических работников. Нельзя
примириться с недопустимыми фактами
бесхозяйственного отношения к народному
добру.

Недавно комсомольцы Кузнецкого уголь-
ного бассейна провели проверку иепользо-
вания механизмов и обнаружили в забро-
шенных штреках шахт запасных частей
на несколько миллионов рублей, На ere-
вольных заводах Министерства  промыш-
ленности строительных материалов Из-за
плохой упаковки продукции бой стекла
достигает 27 процентов.

0 чем говорят такие факты?

0 том, что у хозяйственников притуни-
лось драгоценное для коммуниста чувство

заботы 0 народном достоянии. Советское   в

60 лет тому назад, в июльский полдень,
в морловокое село Сабавво вошла юная
русская девушка; в ее небольшом сак-
вояже хранилась не так давно вышедиая
a ею еще не прочитанная книжка — ро-
ман П. Мельникова-Печерекого «На горах».

Qt newoawA ее ели.
	о ATOM POMAHE были OICAHE! Te NeeTa, B

общество не может мириться с такой pac- которых решила поселиться Аленсандра
пущенноетью ий расточительством. Тавтовокаа_
	вущенностью и расточительетвом.

Всемерная поддержка передовых борцов
за экономию, широкое распространение их
опыта, разоблачение нерадивых расточи-
телей народного добра — такова задача
дня. В борьбе за режим экономии, ва во-
снитание миллионов людей в духе комму-
нистического отношения к общественной
соботвенности должно прозвучать и слово
советского писателя,

Миллионы людей в нашей стране чутко
прислупиваются и надолго запоминают
живое слово инженеров человеческих душ.
Emme и сегодня на предириятиях можно
встретить плакаты с призывными строка-
ми В. Маяковского:

Сжимай экономии
каждый пятак.

мордва

Чавровская.

Молодой учительнице отвели жилище,
похожее на амбар. Здесь обитала не та об-
русевытая мордва, о которой писал Мель-
ников-Печерский. Писатель-обруситель лю-
бовалея мордвой, которая «совсем позабые
ла и древнюю веру и родной язык и пре-
данье своей стороны». Вирочем, «местами
сохраняет свою народность», —
прибавлял Печерский. Именно это в то
время полностью относилось к Сабаеву.

Но глухо было то морловское село! Оно
вымирало от нищеты и болезней; число
больных трахомой доходило до 70 процен-
тов. 15 процентов хозяйств неё имело ло-
падей, треть хозяйств — сельскохозяй”т-
венного инвентаря. Десятая часть крееть-
ян была безземельна, батрачилл У кула-
ковив поместье барона фон- Шлиппенбаха.
	Траты / Бедняки жили в курных избах.
учись ль «Интеллигенцию». села _ представляли
  Soe поп, дьячов, сельский писарь, становой
7 хозяйничать т пристав — все выходцы из ‘другях Meer.

—
	ОА EEE одмин 2

звал Ильич.   Школой руководил полуграмотный mater,
	Почему же не слытино голоса современ-
ных поэтов, призывающих на борьбу за
экономию, за бережливоеть на произвол-
стве, в сельском хозяйстве, на транепор-
те?

Разве не заслуживает внимания совет-
ского писателя тема формирования комму-

истического сознания людей в хе
практической борьбы за бережливость, в
ходе’ войны против расточителей? Зару-
бежная литература посвятила немало про-
изведений героям капиталистического на-
копления, лвижущими ‘мотивами поведения
которых является звериная, переходящая
в манию жажда личной наживы за счет
ограбления трулящихея, за счет нищеты,
ropa и голода миллионов. Принципиально
иными являются движущие мотивы эко-
номии, бережливости в нашем обществе,

Почетная задача советских писателей,

рожке, а учились лишь дети священника,
пристава дла нескольких местных кулаков.
Грамотных мужчин в Сабаеве было 5 про-
центов, грамотных женщин — 0,4 пропен-
та. Да и какая это была грамотность! Тл-
My, кто умел раеписатьея, завиповали. Во
всем Сабаеве, кроме перковного евангелия,
не было ни одной книги, ни одной газеты.

Учить Алексан фа Петровна начала без
учебников, как половажет серлце: какой
Torta мог быть учебник лая учеников, во-
все не знавших ни слова по-русски. Чо
Лавровекая упорно и любовно изучала
Мордовский Язык И Е концу первого года
своего новоселья стала своеобразной пере-
водчицей — ‘учила по русским учебникам,
применительно в пониманию местных де-
тей.

Й вот минуло 60 лет... Июль 1948 го-
да. Укрывшись в тени могучей сосны, на
пологом берегу Суры еилит селая женти-
	—_ Oe eo EF

очеркистов, журналистов — показать на-
ших героев борьбы за экономию, наших
финансистов, директоров предприятий, ин-
женеров, рабочих, показывающих прамер
коммунистического отношения к народному
добру и самоотверженно работающих для
приумножения богатств общества.

На, окруженная малышами; в петлипе ве
черного жакета блестит орлен Ленина.
Алексанлра Петровна Лавровекая, заслу-
женная учительнипа Мордовской АССР.
все шесть десятков лет проживтшая зхееь,
в Кочкуровеком районе, в селе `Сабаеве,
читает ребятам по-русски повесть 6 груст-
Ной участи чеховского мальчика Ванькя
R72
	ALY ROS.
	я ENE

Маесовое. вевнародное движение за эко- Кончив читать, учительница АСЕ.
номию — яркое свидетельство торжества вает о лнях собственной далекой юности,
воумунистической морали, роста коммуни- 06 ученье в симбирском женском епархи-
отического сознания советских людей, их   зльном училише, кула была устроена’ улэ-
борьбы 38 построение коммунизма в стра-   потами инспектора народных училиш Сим.

— Бы не все сказали, Александра Пет-
ровна! — возразил ^ Лачин, поглаживая
седую бороду. — Вы не сказали о себе!
Заговорив с нами на русском языке, вы
пробудили в нас интересе к морловекому
ЯЗЫКУ, К его обилию, точности, живопиз-
HOCTH.

Александра Петровна опустила голову:

— Уж не знаю, так ли э1о...-—И про-
молвила еще тише. — Мпле хочется вепом-
НИТЬ В ЭТ@Т Час того, кто дал возможность
всем нам выйти на дорогу счастья, —
Владимира Ильича. От всего сердца хочет-
ся пожелать долгих лет жизни тому. кто
	озаренной светом учения Ленина —  бирекой губернии Ильи Николаевича
Ульянова. Она вепоминает  домангняй
празлние в семье Ульяновых, гле позна-
комилась с гимназистом Володей. почхо-

На состоявшемея недавно в ПВ ВЛЕМ   не,
совещания по вопросам экономии приводи- Оталина.

ИЗО

этого издания. Мы вазвали его «Избрав-
ные руны «Калевалы», так как оно будет
несколько сокращенным по сравнению с
	появившимся в ‘849 году изданием Лённ-
рота. Из’ята часть сказаний наиболее позд-
него происхождения и повторные варианты,
Первый раздел составят руны, отражающие
мировоззрение древнего народа (о сотворе-
нии мира, происхождении огня, железа
и т. д.). во втором публикуются руны эпи-
ческие (о подвигах героев «Калевалы») и
третий раздел — лирические Такое по-
строение обеспечит большую цельность
композиции эпоса и облегчит его восприя-
тие.

Новое издание «Калевалы» на русском
языке выпускается в переводе Л, Benseno-
го. Шестьдесят лет назад первый перевод
«Калевалы» был большим вкладом в каре-
ло-финскую и русскую культуру. Но он
уже не удовлетворяет требованиям совре-
менного читателя. Русский текст менее
поэтичен, язык его беднее; ритмика более
монотовна. Ов не доносит живой образно-
сти оригинала, полного его своеобразия и
музыкальности. При современном состоянии
поэтического искусства мы вправе гребо-
вать более совершенного перевола «Кале-
валы». К сожалению, он не может быть
осуществлев: к юбилею, HO MBI налеемся
включить в наше издание несколько рун
в переводе С. Маршака.

Образы героев эпоса булут воспроизве’
дены в многочисленных новых иллюстра-
циях, над которыми рабогают лучшие ху-
дожники Карело-Финской ССР,
	дившимся ей сверетником,

До сих пор она читала вее назилатель-
ные романы, рекоменлованные училяшщным
начальством. В семье Ульяновых ей noco-
ветовали прочитать лучше книги  Велин-
ского и Чернышевекого. И тут же дали
	такую Енигу, предупредив, что ее не дол-
Жжны видеть преполаватели «епархиалки».

За первой книгой она получила вторую и
третью. Так она, тайком от учителей и от
Потруг, перечитала основные произведения
великих русских  писателей-демократов.
Именно в ту пору она решила стать учя-
тельницей.

И с той талекой поры, с осени 1888 го-
да, обучившись мордовскому языку, Але-
	ПОВЫЙ

СИМФЕРОПОЛЬ: (Наш корр.). В окрест-
ностях Бахчисарая, в селе Партизанском,
началось строительство филиала Крымской
астрофизической обсерватории  Акалемии
наук СССР. Азмосферные условия ‘этой
местности наиболее ое act:
рономическим наблюлевиям.

Одновременно заканчивается восстановле-
ние самой Крымской обсерватории, как из-
вестно, разрушенной немцами до основания.
Реконструированная обсерватория и ее фи-
лиал булут снабжены самым совершенным
оборулованием, отвечающим современным
требованиям науки.
	Сто лет назад героический эпос карело-
финского народа — «Калевала» — впервые
увидел свет. Собранные и записанные из-
‘вестным исследователем Лённрогом руны
«Калевалы» об’емом в лвадцать две с лиш-
ним тысячи стихотворных строк донесли до
нас историю народа. рассказали о его быте
и нравах, о его мировоззрении, чаяниях,
идеалах. .

В апреле 1949 года народ Карело-Фин-
ской республики — создатель и герой это-
го бессмергного памятника’ поэзии — бу-
дет праздновать столетний юбилей первой
публикации своего национального эпоса.

О подготовке к юбилею рассказал в бе-
седе с нашим корреспондентом предсела-
тель Президиума Верховного Совета Kape-
ло-Финской’ ССР тов. Отто Куусинен.

— Столетие «Калевалы», — говорит тов.
Куусинен, — будет поллинно всенародным
праздником; Задолго до юбилея устраива-
ются лекции и выставки, посвяшаемые
этому образиу эпической поэзии. На спе:
циальной научной сессии карело-финские и
русские исслеловагели «Калевалы» расска-
Жут об основных чертах эпоса, о том, как
	 расцветает народное творчество в нашей
стране:

— К юбилейным: ДНЯМ, — продолжает тов
Куусинена _ будет выпущено новое изда
	ние «Калевалы» на финском и русском язы-
ках, Оптимистический и прогрессивный дух
эпоса делает его близким мировоззрению и
понимавию вовременного советского Чита-
теля. Открыть перед ним животворную си-
лу карело-финской поэзви-—основная цель
	НОбилей „[“алевалы“
	И сабаевцы многие годы подряд язбира-   Помог всему народу создать лучшую
ли Лавровскую в члены сельского совета и   ЖИЗНЬ, — нашему родному Иосифу Висса-
волостного исполнительного ° комитета.   Рионовичу. <
Она — Участница многих уездных и гу-, ..ЛМоздний вечер. Багровая луна оеве-
	бернских с’ездов учителей и совешаний по
народному образованию. Она организует
школу ликбеза, мобилизует на это дело
лучших своих учеников многих возрастов.
Сотни сабаевцев ликвидировали неграмот-
ность. в сельском ликдбезе. Более половины
	их Лавровская обучила сама.
	тила медлительные воды Суры. Й стар п
млад —-люди 59 выпусков, ученики Лав-
ровекой — мелленно провожали ве к de
му. Ее окружали совсем юные и состаряв-
шиеся люди, ив этом была особая нагляд-
	вость счастья всвх ве шестидесяти тверче-
ских учительсвих лет,
	‘осей и установил присутствие изотопов уг-
лерода в атмосфере некоторых небесных
тел Вместе с сотрудником обсервагории
В. А. Альбицким академик Г. А. Шайв со-
ставил каталог лучевых скоростей, особо
трулных лля наблюдения звезл. Здесь вы
полнен также рял других важных работ,
выдвигающих советскую астрономию на од-
но из первых мест в мире.

Производимые сейчас исслелования дина-
мики и структуры звездных систем, физики
солнца н звезд значительно обогащают со-
ветскую науку новыми данными в мире,
лежащем за пределами нашей планеты.
		АСТРОФИЗИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

В Симеизе уже возобновились исследо-
вательские работы, являющиеся продолже-
нием интересных наблюдений довоенного
времени, когла астрономы — обсерватории
открыли 9 новых комет, свыше 100 малых
планет и более 300 переменных звезд (из

обшего числа   000 новых переменных звезл.

открытых советской астрономией за по-
следние 30 лет). Директор обсерватории
академик Г. А Шайн, пользуясь мошным
рефлектором, исследовал большое число
двойных звезл. Он обнаружил, между про.

чим, эффект вращения звезд вокруг свойх

осей и установи

лерода в атмосс
тел Вместе с

В. А. Альбицки
ставил каталог
трулных лля на
полнен также р:
вылвигающих го
но из первых м.

Производимые

мики и структур
солнца и звезд
ветскую науку

лежашем за fit