ИЗНИ   0 преподавании лите

ПОПРАВКИ »
	деютт
	>
А. ВОЗНЕСЕНСКИЙ,
	министр просвещения РСФСР
		городе, может в учебник и не попасть. На-
	блюдают ли ученые-машиностроители 3%
достижениями известного новатора Корне-
ва?.. Увы, нет! А ведь Ворнев соревнуется
е Российским. Но Николай Российский—в
Москве, его работа-в поле зрения науч-
но-исследовательских институтов и профез-
суры Москвы, и он» может поэтому по-
пасть в учебник. Корнев же—в. Враматор-
ске, и за его работами никто не наблюдает.
Беседуя с редакторами Стройиздата, мы
задали вопрос: -
  — Когда могут попасть в учебник и до-
‘стижения новаторов «Запорожетали»?
_— И узнали, что это может случиться
не раньше... 1950 года. Учебники 1948
‘гола уже изланы или подписаны к печати;
	учебники, которые будут составлены и
сданы авторами в нынешнем и бу-
душем годах, ‘выйдут в свет не рань-
	me 1949 — 1950 тг. Если так, —
ав этом сомневаться не приходитея, — TO
не следует ли ввести в практику оперативное
ускоренное издание дополнительных глав
к существующим учебникам, глав, B RoTO-
рых отражалась бы оправдавшая себя
практика передовых ‘отахановцев, инжене-
ров, техников?

Такое предложение следовало бы 00су-
дить. Конечно, не всякая практика достой-
на такого быстрого описания и издания.
Ееть целый ряд усовершенствований и ра-
пионализаторских мероприятий, без осве-
щения которых в учебниках можно свобо-
но обойтись, но будет обидно, если метод
строительства  пельносварных доменных
печей, осуществленный в запорожье, или
метод кладки трубопроводов, предложенный
запорожским стахановцем Румянцевым, п0-
падут в учебник только в конце пятилет-
‘ки. Большие, значительные достижения,
коренные улучшения методов работ, апро-
бированные жизнью, должны найти отра-
‘жение в дополнительных специальных
главах учебников. в такой практике изда-
ния следует, по нашему мнению, присту-
пить, не теряя времени,

Среди разнообразных фильтров, через
которые пропускается учебник, прежде чем
он выходит в свет, должен” быть и Ta-
кой, который носит название: живой
опыт производетвенников. Недавно руко-
пись учебника Академика Е. А. Чудакова
«Расчет автомобиля» послали на рецензию
рядовому инженеру-производственнику. 38-
мечания этого инженера оказались лель-

ными и существенными, Возможен случай,
	когда автору учебника не известны Ai
стижения производственников, и в Эм
случае совет ренензента—-инженера-прак-
тика может быть очень Полезен.

Держать руку на пульее жизни -—— CBA-
лая обязанность каждого научного работ-
ника, особенно того, кто берется за состав-
ление нового учебника.

Надо открыть дорогу  стахановекому
опыту в учебники, по которым учатся бу-
хущие‘ командиры производства. Поправки,
вносимые жизнью, помотут нашей молоде-
жи, готовящейся стать инженерами и тех»
никами, обмыслить больной И практиче-
chan опыт, уже наволленный передовыми
производетвенниками, И этот опыт, несом-
	ненно, станет базой новых достижений на
	пути К дальнейшему прогрессу науки и
ТЕХНИКИ.

ционному воздействию практики на науку,
приведшему к необходимости пересмотреть
ряд учебников. Несколько раз возвращался  .
в этому вопросу в беседах с Мазаем Серго
Орджоникидзе... С каким удовлетворением.
отмечал покойный командарм сопиалиети-
ческой интустрии пример академика Миха-
ила Александровича Павлова! Последний,
как известно, решительно пересмотрел
свою книгу сообразно © поправками, вне-
сенными жизнью, когда жизнь опрокинула
целый ‘ряд положений стабильного учебни-
ка, по которому училовь несколько ноко-
лений металлургов.

В послевоонное время передовая наука
не только не отказалась от традиций
предвоенных пятилеток, но и подняла эту
традицию на новую высоту. Академик
I. J. Шевяков решил коренным 00-
разом переработать и расширить В
новом издании своего ‘учебника главу,
посвященную откачке воды из шахт. Еще
три года назад практика  восстановителей
Донбасса, в нынешнем голу отмеченных
Сталинской премией первой степени, по-
зволила академику Шевякову внести серь-
езные изменения в Учебник. Жизнь
подсказала академику новые страницы
его труда. Таким абразом, еще задолго
до присуждения Сталинских премий наука
воспользовалась. «поправками будущего,
открытыми в настоящем».

Но всюду ли и вбегда ли идет в этом
смысле наука в ногу ¢ жизнью? Не при-
ходитвя ли еще сегодня напоминать
некоторым составителям учебников © необ-
ходимости держать контакт с практиками?

Увы, к сожалению, это приходится еще
делать и сегодня. Некоторое время назад
комисеня Министерства высшего 0бразо-
вания,  ознакомившаяся 6 учебником
члена-корреспондента Академии наук про-
фессора Н. С. Стрелецкого «Стальные кон-
струкции», вернула автору учебник для пе
реработки, предложив осветить передовые.
стахановские методы и достижения. Экс-
пертная комиссия Министерства высшего
образования вернула также и профессору
“Вежицкого института транспортного маши-
ностроения М. Т. Мержанову его учебник
«Производетво вагонов», чтобы он попол-
нид труд описанием методов работы, пере-
довых стахановиев-вагоностроителей,

Эти примеры не вдиничны.

Недавно в Малтизе мы познакомились с
рецензией яз учебник «Технология метал-
лов». Рецензенты, анализируя раздел, по-
священный сварке, написали: «Учитывая
все большее значение, которое приобретает
в нашей промьпиленнсети автоматическая
сварка под слоем флюса, следует расии-
рить этот раздел по крайней мере в два-
три раза, дав основные сведения о техно-
логическом процессе и применяемом обору-
: довании».

Поразительный факт: в третьем, решаю-
щем году пятилетки приходится напоми-
нать авторам учебника по технологии ме-
таллов о необходимости подробно описать
выдающиеся, широко известные работы
Института электроеварки Академии наук
УССР имени Е. 0. Патона, приходится на-
поминать . об автоматической сварке под
слоем флюса! :

Редакторы ¢ сожалением отмечают; что
в учебных пособиях обычно бывают опи-
Cad те стахавновские лостижения, которые

территориально олиже автору; описание
передового метода, родившегося в другом
	—— ИНН

SHEE SEITE TH TELE TEE ETT ETT
	Литература является одним из важней-
ших предметов учебного плана средней
школы, Нет надобности доказывать, кан
велико ее образовательное и воснитатель-
ное значение в формировании личности ©0-
ветского молодого человека, в подготовке
булущих автивных строителей коммуниети-
ческого общества. Изучение литературы
предоставляет исключительные возможно
ети для формирования У Школьников мар-
кеистско-ленинского мировоззрения, BOC-
нитания коммуниетической морали. Пра-
ВИЛЬНО поставленное преподавание литера-
туры явитея мощным средством идейно-
политического воспитания учащихся.

Налиа учащаяся молодежь любит худо-
жественную литературу, особенно свою
родную советскую литературу, увлекаетея
ею, стремится глубоко изучить 66. Rag
правило, литература — любимый предмет
паших школьников.

Между тем, преподавание именно этого
важнейшего в идеологическом отношении
предмета поставлено во многих школах He-
удовлетворительно.

Изучение истории литературы не HC:
пользуется или используется лишь В самой
малюй  етенени jad воспитания У УЧа-
щихся научного, марксистоко-ленинского
мировоззрения, не способствует выработке
у них понимания воциально-историчеекой
обусловленности литературных явлений;
учащиеся, оканчивая среднюю школу, ча-
ch He получают правильных предетавле-
ний о методологии советского литературо-
ведения. Воли спросить выпусвника oped
ней школы, чем обусловлено возникновение
тех или иных литературных явлений, чем
об’яеняютея особенности литературной
борьбы в тог wan иной период, TO 970
поставит его в затруднительное положение.

Boxee того, история литературы до сих
пор зачастую изучалась в школе He как
общественно-исторический процесс, являю-
щийся отражением классовой борьбы в 00-
ласти идеологии, а Kak сумма оглельных
литературных произведений. Это изучение
отдельных литературных фактов 6010080
далось лишь весьма краткой характериети-
койтой или иной исторической эпохи, при-
чем, как правило, анализ развития лите-
ратуры в данный период отрывался от ха”
рактеристики эпохи. Вопросы социально-
ттассовото анализа литературных произве-

дений тшательно обходились. нстественно,
что это способотвовало идвалистической И
формалистической трактовке литературных
явлений. Анализ художественной формы
литературных произведений ий изобрази-
тельных средетв нередко превращался В
самоцель, отрывалея oT анализа идейного
	  солержания.
	ратуры в школе о
	того, чтобы в рамках существующих учеб+
ников усилить пдейно-воспитательную CTO~
рону изучения литературы. Ко многим
учебникам были заново написаны ветуци-
тельные главы, излагающие вопросы ©
сущности художественной литературы B 68
значении в общественно: политической mm
ни, а также некоторые вопросы ‚ методоло-
тий истории литературы,

Особенно серьезной переработке был под-
вергнут учебник русской литературы
Н. Поспелова и П. Шаблиовекого для Vill
класса средней школы. Конечно, учебник
этот и теперь, после его переработки, от
`нюдь не может считаться удовлетворатель-
ным п подлежит замене новым, н0, во вея-
ком случае, он освобожден от наиболее гру-
бых принципиальных, политических OUI
бок. Некоторой переработке был подвергнут
также учебник для Х класса Л. Тимофеева,
«Современная литература». Серьезные йз-
менения внесены в вводную Часть ITH)
учебника. Изложение истории русекой ли-
тературы ХХ в. дооктябрьского периода не
является самостоятельным разделом. Зна-
чительно более полно и четко изложена хз-
рактериетика сопиалистического реализма,
более полно дана общая характеристика 60
ветской литературы, как качественно но-
вого, высшего этана в развитии русской и
мировой литературы. Несколько улучшены
также хрестоматии по литературному 416
нию «Родная литература» для У— УП влас-
вов и хрестоматии «Родная речь» для нд
  чальной школы.

Несомненно, что та работа, которая про-
велена по исправлению и улучшению учеб-
ников ‘по литературе, совершенно недоста-
точна. Учебники эти в своем большинстве
еше не вполне удовлетворительны. Ho 8
короткий промежуток времени, оставав-
шийся до начала учебного года, большего
сделать было нельзя. _

To me самое следует сказать и о про
граммах. Они, безусловно, улучшены, но
отнюдь еще не удовлетворяют тем еерьез-
ным требованиям, которые пред’являются
к изучению литературы в общеобразова-
тельной, школе. Еще по существу не разре-
шен по-настоящему вопрос 06 изучении
литературы народов CCCP, не говоря уже
о том, что по этому вопросу нет ни одно“
го учебника. Работа, проведенная Миня-
стерством просвещения по исправлению
программ и учебников, — это только пер
вый предварительный этап большой рабо-

ты, которую предстоит выполнить.
  Министерство просвещения намечает

провеети в начале осени этого года ряд
совешаний © участием писателей, крити-
 ков, литературоведов, учителей по вопро

сам преподавания литературы в школе и в

высших педагогических учебных заведе-
 виях. На этих совещаниях нужно подверг-

нуть широкой и глубокой дискуссии вопрос
 0 программах по литературе, их структуре
. и содержания, & также широко обсудить
вопросы © характере учебников по литера-
туре — их содержании, об’6еме, структуре.

Особенно важно подвергнуть серьезному

‘обсуждению вопросе о преподавании совет-

ской литературы, © месте этого предмета в

‚  учебном плане, о построении и 00’еме это-
‚   го курса.
_  . Предетойт также серьезно продумать 60-
-  лержание курса литературного чтения В
-   У—УИ классах и соответственно перерабо-
тать программы и хрестоматии для этих
классов, a также улучикить книги для чте-
HHA начальной школы,

= >

—
т
	Министеретвом просветенля разработан
большой перспективный план создания Н0-
вых учебников и переработки старых нА
1949 и 1950 гг. Вопрое этот был подверг
Нут специальному обсуждению на заседа-
вии коллегии министерства. Прелполагает
ся создать новые учебники литературы для
всех классов средней школы. В работе
этой намечено привлечь кафедры выкатих
учебных заведений, в частности универси-
тетов, наиболее квалифицированных  на-
учных работников и учителей-практиков.
Наряду с этим будет проведен закрытый
конкуре на создание учебников по литера-
туре. Предполагается также подготовить
учебное пссибие по теории литературы для
учашихея старших влассов, а также pak
хрестоматий.

В ближайшие годы будет значительно
увеличен выпуск серий «Школьной биб-
лиотеки». включающей отдельные издания
AV TUS произведений русской клаесиче-
ской и советской литературы, а. также ная-
более выдалощихея произведений литера-
туры народов СССР, .

По поручению Министерства просвете-
‚ния Академия педагогических наук должна
подготовить в течение этого года «Инигу
‘для учителей по русской литературе» —
‘пособие для учителей, в котором должны
быть изложены оеновные вопросы метота-
логи й исторйи русской литературы. Та-
Roe пособие, носомченно. окажет canpes-

ную помощь учителю при подготовке &
урокам.

Академия педагогических наук должит
Полготовить также метолическое побобие
	пля учителей 06 илейно-политическом во^-
питании учашихея в процессе прёцодава-
ния литературы,

Для того. чтобы обеспечить действитель-
ное и коренное улучшение преподавания
литературы, нужно её? очень много пора
ботать. Министерство просвещения. алечи-
тываех, что в этой большой и ответотзене
Ной работе оно вотретит воемерную пол-
держку со стороны наших писателей, врт-
THROB и литературовелов. Серьезная и ле-
Ловая критика преполавания литературы
на странипах органа Союза советеких  пя-
сателей-—«Литературной газеты» уже яв-
ляятея одним из видов этой помотии, Одна
KO ORHOPO этого недостаточно. Мы надеем-
CH, что советские писатели и критики при
MYT самое активное участие и в создания
учебников, и в усовершенствовании — про-
грамм, и в написании новых, высйкохудо-
жественных произведений для детей я
юношества.

Общими усилиями советского учитель-
ства, научных работников, литератур
ведов, писателей, критиков, органов народе
ного образования мы добъемся того, Что
преподавание литературы станет действи-
тельно могучим средством коммунистиче-
	оу  вуснитания миллионов  советеких
ШКОЛЬАИКО В.
	А, ЛИТВАК.
	Помните ли вы, как в фомане Валенти-
на Катаева «Время, вперед!» беседуют два
инженера — Налбандов й Mapryanee? Пер-
BH — дежурный по площадке, второй =
начальник участка, где разворачиваетея
соревнование магнитогорцев © харьковча-
нами. На участке грохотал бетон, евали-
ваемый в Открытый трап опалубки, «вре-
мя мелькало и моросило секундами», &
здесь, в конторЕе начальника, шел такой
разговор;

«— Надеюсь, мне вам не надо напоми-
пать, — негромко и слишком спокойно
сказал Налбандов,— Что меныне двух ми-
HYT на каждый перемес не полагается.
aro азбучная истина. Вы можете ев найти

В любом учебнике.

Он нажал на слове «учебник».

— Между тем, вы позволяете y céba
на участке делать один перемес в одну и
ibe десятых минуты.

— Для нае введения, займотвованные
#3 любого учебника, не обязательны.
Учебники выходят каждый тод в исправ-
ленном и дополненном виде».

Налбанлову этого об’яснения кажется
мало. Он настаивает на своем:

_ &— 910 вее прекрасно, но в данном го-
ду рекомендуется руководотвоваться учеб-.
ными пособиями данного года. Не так ли’.

— Почему же нам не воспользоваться
поправками будущего года, если мы 0т-
Ерываем их В настоящем?

— Ах, вы хотите онезелить время?

—-Мы хотим выполнить промфинллан.

— Не во-воемя!

— Итти вперед всегла во-время».

Так в годы первой пятилетки вдумчи-
вый и наблюдательный писатель отра-
зил в романе, посвященном труду  сювет-
ских людей, епор между сторонниками
зафиксированных в учебниках канонов и
представителями передовой революционной
практики, прокладывающей дорогу в науке.
Hira вперед всегда  во-время!.. (С таким
выводом согласен писатель.

Спустя три года после появления рома-
на В. Катаева мы увидели, как выроели
его герои — Ищенко, Ханумов, Солдатова,
Корнеев и другие. В 1935 году мы в 06-
лике первых стахановцев узнали знакомые
черты магнитогорцев, описанных автором
романа «Время, вперед!»... «Итти вперед
всеёгла во-время», — Это. стало ETSY
жизни рядовых, скромных людей, вы-
ресших культурно, умеющих ценить фак-
тор времени в работе и не побоявшихея
восстать против отживших норм и пред-
ставлений даже тогда, когда эти нормы и
представления были незыблемо закреплены
на страницах учебников.

Известно, что при возникновении стаха-
новского движения находились среди инже-
неров, техников, научных работников. люди.
которые расеуждали подобно Налбандову.
Ополчаясь против стахановской нови, они
нажимали, как.Налбандов, на слово «учеб-
ник». бо всем авторитетом знатоков они
настойчиво рекомендовали «в данном году
руководетвоваться ° учебными пособиями
данного года». изнь не послушалаеь их
говетов.

В книге знаменитого стахановца второй
	пятилетки Макара Мазая «оаписки стале-
вара» много места было уделено револю-
	ЗА ОБРАЗЦОВ ©.
КНИГОТОРГОВЛЮ
	ское, барски пренебрежительное отношени>_
к культуре русекого народа киевского пе-
риода, & также ХУ-ХУП вв. При харак-
теристике литературы ХУШ в. авторы про-
тивопоставляли «косным и темным народ
ным массам» прослойку «евронейски мы-
сляших» людей.

Й учебник с Такими вопиющими недо“
етатками политического и научного харак-
пера продолжал бытовать в налней школе
до самого последнего времени. По нему
учились миллионы советских школьников.

Серьезными недостатками страдал таке
учебник русской литературы XIX Bp. Gat
[Х класса А. Зерчанинова, Д. Райхина,
В. Стражева. В этом учебнике давалась нс-
правильная характеристика творчества ие@-
которых писателей. Велинекий трактовался
исключительно, как критик; о Белипеком,
как великом революционном демократе И
философе-материалисте, учебник умалчивал.
Давалась неправильная характеристика за-
падникам и славянофилам, замалчивалиеь
слабые стороны Л. Толстого и т, д.

Неудовлетворительная постановка пре-
подавания литературы в школе 0б’ясняется
также и серъезнейшими недостатками в
подготовке преподавателей литературы в
	наших педагогических и учительских WEe
	ститутах. Студенты педагогических иноти-
тутов — будущие учителя——не получают
дестаточной методологической подготовки,
не изучают марксистско- ленинской эстети-
ки, & изучение теории литературы подме-
няется, по существу, изучением поэтики.
Отсутетвуют учебники по важнейшим
литературоведческим дисциплинам. В течё-
нае ряда лет наши выешие учебные заве-
дения не имеют учебников по важнейшим
разделам. истории русской литературы, в
частности, по русской литературе ХХ в.
и по советекой литературе. Во многих слу-
чаях студенты наших пединститутов вы-
нуждены готовиться к экзаменам по лите-
ратуре по школьным учебникам, к тому
же еще неудовлетворительным. Нет надоб-
ности доказывать абсолютную недопусти-
мость того, что будущий учитель средней
или семилетней школы выхолит из стен
	‘вуза во знаниями в 00’вме школьного. учеб-
	ника,

0 неудовлетворительноети программ по
питературоведческим дисциплинам для пе-
дагогических институтов и университет в
было немало сигналов в нашей печати, в
частностя, и в «Литературной газете».
Вритика недостатков в преподавании лите-
ратуры на страницах печати, обзоры писем
читателей, помещаемых на страницах «Ли-
тературной газеты» по вопросам препода“
вания литературы, являются ярким выра-
жением неудовлетворенности широкой со-
ветской общественности постановкой пре-
подавания литературы и ee заботы 90
улучшении учебно-воспитательной работы
		Эти принципиальные, методологические
пороки в преподавании литературы YyCy-
гублялись тем, что анализу идейного 60-
держания литературных произведений уде-
лялось недостаточно внимания. Изучение
литературного произведения зачастую св0-
	О рае Ч 521

дилось к характеристике отдельных ‘обра-
	зов-пероонажей.
	Серъезнейший норок изучения литерату-

ры в школе заключался и в том, чт 91
ивучение не было свободно от низкопоклон-
ства и раболепия перед буржуазной куль-
турой и литературой. Антинаучные и ан-
типатриотические теории влияний западно-
европейской литературы на русскую лите-
ратуру находили отражение в отдельных
школьных учебниках, а, соответственно
этому, и в преподавании литературы.

«Литературная газета» вовершенио пра-
вильно и своевременно поставила в0прос
о неблагополучии с препотаванием совет-
ской литературы. Советокей литературе уде-
лялось в наших учебных планах и програм-
мах совершенно недостаточно места и вре-
уени. В школьной программе не было ca-
моетоятельного курса еоветекой литерату-
ры. Этот куре подменялея неопределенным
п расплывчатым курсом «Современной ли-
тературы». Тем самым советская литерату-
‘ра рассматривалась не как качественно но-
вый, высший этап в развитии мировой ли-
тературы, а как один из периодов истории
русской литературы.

Совершенно правильно увазывалось в
«Титературной газете» также и на TO, что
учашиеся недостаточно изучали творчество
отдельных советских писателей, почти не
	‘знакомилиеь е аитературюй народов СССР,
	что в преподавании советской литературы
нарушалея исторический принцип.

Такое положение с преподаванием лите-
ратуры об’ясняется прежде всего неудовле-
творительноетью большинства школьных
программ и учебников по литературе.

Дейетвовавшая до сего времени прогоам-
ма по литературе не ориентировала учите-
ля на серьезный социально-классовый ана-
лиз литературных фактов и явлений и, в
сущноети, толкала его на путь формаля-
	стического анализа литературных произве-
лений. Во многих случаях в программе

дений. 5% многих случаях в програмуе
тщательно  обходилея вопрос» 06 идейном.
содержании, о классовом характере литера-
турных произведений и творчества отдель-
ных писателей.

Программа замалчивала вопрое о миро-
BOM значении русской советской литера-

туры. Даже в последнем варианте програм-
мы проявились элементы низкопоклонства
перед буржуазной культурой. Изучение
курса истории литературы в Х класое Ba-
вершалось творчеством Гете и Шекспира,
которые ‘тем самым преподносилиеь как
некий апофеоз литературного развития. Co-
ставители прогреммы 0б’ясняли это «недо-
ступностью» творчества этих писателей
для учащихся УП-Х классов, забывая о
том, что ученики этих классов, согласно
этой же программе, должны были изучать
чякие сложнейшие произведения, kak
«Война и мир» или «Анна Варенина»
Л. Толетого.

Юще более серьезными недостатками
страдали многие наши учебники по лите-
ратуре. ®штературная газета» в свое вре-
мя справедливо критиковала учебник рус-
ской литературы для УП клаеса Н. Шос-
пелова и Il. Шаблиовского. В самом деле,
этот учебник отличалея ярко выраженным
НИзкопоклонством перед буржуазной лит:
ратурой и тенденцией принизить роль 4
	значение русской культуры и литературы,
В учебнике сквозило совершенно не совет-
	Министерство просвещения расценивает
выступления «Литературной газеты» по
этому вонроеу, как желание оказать серь-
езную помошь в улучшении  преподава-
tua литературы. Со своей стороны, мини-
стеретво принимает ряд мер в улучшению
преподавания И изучения литературы В
школах и в высших педагогических учеб-
ных заведениях:

В новому 1948/49 учебному roxy
школьные ‘программы по литературе зна-
чительно переработаны и улучшены. Прож:
де всего, серьезно перестроена программа
для Х класса. В Х классе будет теперь
	изучаться Куре советекой литературы. На
	изучение этого курса отводитея 132 часа,
включая 24 часа на повторение учебно-
го материала. Куре будет начинаться вве-
дением, дающим общую характериетику ©0-
ветекой литературы, как нового, высшего
этапа в развитии русской и мировой лите-
ратуры. Далее будет следовать монографи-
ческое изучение творчества А. М. Горько-
го. Монографическому изучению подлежит
также творчество В. Маяковского, А. Тол-
eroro, Н. Островского, М. — Шолохова,
А. Фадеева. Введен ряд обзорных тем: ли-
тература периода гражданской войны и
восетановления народного хозяйства; лите-
ратура периода сталинеких пятилеток; ли-
тература периода Великой Отечественной
войны; литература в послевоенные годы.
Увеличено количество часов на изучение
литературы народов СССР.

Темы по западноевоопейской литерату-
ре — «Шекопир» и «Гёте» сняты из кур-
в& этого’ класса и перенесены в программы
предшествующих классов, где они, ебглас-
Но логике историй и хронологии, и долж-
ны изучаться. ‘

Переработаны также программы УПШ-—
[Х классов. В них усилено изучение во-
проеов развития  историко-литературного
процесса, введен ряд  историко-литератур-
ных тем, характеризующих развитие лите-
ратуры в опретлеленные исторические пе-
риоды. Темы обзорного характера отделены
от тем монографических.

‘Формулировка многих вопросов в про-
грамме дана в новой редакции. Повеюду
подчеркнута важность раскрытия идейного
содержания литературных = произведений.
Вольше внимания уделено характериети-
ке мирового значения русской литературы.

Вместе с тем, в программах для этих
классов восстановлены и частично вновь
введены снятые за последние годы темы по
западноевропейской ‘литературе. Учащиеся
УП!-1[Х классов будут изучать в обзор-
ном порядке творчество Шекепира, Молье-
ра, Гёте, Байрона, Бальзака.

Значительная работа проведена миня-
стерством также по улучшевию школьных
учебников литературы. Правда, в этом го-
ду нам не удалось коренным образом пв-
Теработать эти учебники и, тем более, еоз-
дать новые. Учебники по литературе были
уже подготовлены в переизданию, & многие
из них даже сданы в производетво. Приз
шлось задержать эти учебники для пере-
смотра и хотя бы частичного исправления.
Прежде веего эти учебники были освобож.
дены от наиболее вопиющих идеологиче-
ских, методологических и фактических
ошибок, Было сделано все возможное ЛЯ
	ряды книжников...
	Огиз неё заботится о подготовке
новых работников книжной
торговли
$
	гового отлеления при одном из техникумов
	течение гола через магазины проходит 00-
лее 10.000 названий новых книг. Bo seem
этом книжном потоке нужно хорошо раз-
бираться. Смешно выглядит утверждение
ряда руководителей торговых организаций
6 TOM, Ч10: продавать книги может всякий.
Поэтому и не удивительно, что при п0дбо-
pe руководящих работников, в частности,
заведующих магазинами, районные органя-
aan пвроментую” лютей  оконаявших
	Книжные работники ежедневно общают-
ся с людьми всевозможных профессий.
Сотни тысяч покупателей знают и ценят
йх работу. -

Вю из московских учителей не знает
Клавлию Петровну Пушечникову,  КоН-
сультанта Шо педагогической литературе
магазина № 46 Могиза? Большинетво мо-
лодых работников московских книжных
магазинов — ее ученики. Директор мага
знна №1 Могиза В.В. Стеблов-— опытный,
звалифипированный книжнию. Ero четкая,
директоров. Сотни инженеров и научно-
технических работников се любовью отзы-
pares о работе  матазинов технической
книги Могиза и о книжниках тт. Мячине,
Никитине, Ильичеве, Ивановой. В’ коллек-
торе массовых библиотек Могиза более два-.
дцати лет отлично работает Вера Ни-
колаевна Блинова. Старший товаровед ма-
тазина № 14 Могиза Александр Сергеевич
Бурлейнюк известен многим москвичам.
Окоро он будет отмечать пятидесятгилетний
юбилей работы в книжной торговле.

Все это хорошо. Но книжная торговля
попытывает еще острый недостаток в ква-
лифицированных работвиках. В ближай-
шие два гола нам потребуется 10—15 ты-
сяч смепиалистов книжного дела.

Вакие же условия созданы для подго-
товки новых каров работников книжной
торговли?

Ло войны в Москве существовал книж-
вый техникум, но Огиз до сего времени не
	в силах восстановить его. Существующие
в Москве и Ленинграде торговые технику-
мы в их книжными отделениями не могут
дать высококвалифицированных работни-
хов по той причине, 10 какой нельзя, ска-
жем, равнять книжное товароведение NO
товароведению бакалеи и гастрономии.
Школа вниготоргового ученичества, в ко-
Торой обучается всего 100 человек, He
может, естественно, удовлетворить книж-
ныё магазины даже одной Москвы.

В этом, прежде всего, виноват Отиз. Два
pola, например, Moras настоятельно  хло-
	’ почет 00 организации вечернего вкниготор-
	ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ
	тиза, HO этот вопрое так и не реш

рее ОБЕ Вы

зации рекомендуют людей,
	4—5 клабеов начальной шШеолы.
	Многие вопросы воспитания и подготов-
	Именно по этой причине ежегодно десятая
наших работников уходят в другие у96б-
ные заведения. ЧФЛюди хотят учиться, 8
учитьея им негде.

Только возмущение может — вызвать
	ПОДИ ХОТЯТ УЧИТЬСЯ, “  parnon книжных работников были бы
	разрешены, если бы руководство Orga
прислушивалось к толосу низовых работ-
	о nan ODM Pano elisa, дес. ников. Более 8 лет прошло ¢ Tex пор, как
отников вогиза и UrHse,   созывалея актив книготорговых работни-
	вать. несвоевременно ставить BELPOE
	открытии высшего учебного заведения но
	подготовке книготорговых работников. Бо-
Ice того, даже предложение 0б открытии.
факультета книжной торговли в Полигра-
фическом институте не встретило поддерж-
ки со стороны руководителей Огиза.

Учебные планы и программы, утверж-
ленные Вогизом для школы вниготоргового
ученичества, аполитичны, находятся Ha
низком теоретическом уровне. Внижная т0р-
товля в них рассматривается, как неслож-
ная техническая работа. А учебника, кото-
рый мог бы служить пособием для подго-
‘товки молодых кадров книжников, у Нас
НЕТ.

Книжник — профессия разносторонняя.
Трудно быть универсалом-книжником, эн-
	циклопедистом. Поэтому подготовка кадров
должна учитывать потребность в смециа-
листах различных профессий. В настоящее
время остро ощущается недостаток дирек-
торов книжных магазинов. Потребность в
них только в этом году составит более
1200 человек. Из-за отоутетвия книжного
техникума их придется готовить на 2—3-
месячных курсах.

Большое значение имеет подготовка еие-
циалиетов по технической книге. Совре-
менный магазин технической книги pact
лагает более 2.500 названиями книг по
различным отраслям науки и техники. В
	НИТИ ААА НАНА
		нерно-технического коллектива над одной
	из таких проблем, и вдруг мы совершенно
	случайно узнали, что вопросы, над которы-
ми мы бились, уже давно разрешены тремя
  научно-исследовательскими институтами:
‚ Ленинградским химико-технологическим` ин-
  слитутом имени Ленсовета, Ленинградским
институтом прикладной химии и Москов-
ским институтом удобрений и инсектофун-
Гисидов.

Можно привести немало аналогичных слу-
чаев, когда научно-исследовательские ин-
ституты, разрешив важные, актуальные
вопросы, не ставят об этом в известность
	ков. До войны Вогиз и Могиз имели свои
печатные органы. Сейчас их нет. Отеут-
ствует обмен опытом работы. Работники
книготорговой сети не имеют отдельного
списка во Вебсоюзном социалистическом
соревновании. Лишь где-то в общем еписке
торговых предприятий Министерства Top-
говли СССР можно ветретить книжный ма-
газин, занявший первое или второе место.

Кадры старых работников — специали-
тов книжного дела HO закрепляются.
Много ценных специалистов за последние
годы Уло из книготорговой сети, так как
их работа должным образом не поотрялаеь.
Часто бывает, чо заработная плата ново-
го работника превышает оплату труда ста-
рого кадрового книжника, имеющего высо-
кую квалификацию.

Цлохо заботятся о бытовых нуждах кни-
готорговых работников Когиз и ЦВ Союза
работников госторговли. До войны книж-
ники имели свои дома отдыха, & сейчас ни
Когиз, ни ЦВ Союза работников госторгов-
ли не думают даже их восстанавливать.

Ответственна и благородна работа совет-
ского книжника, Для того чтобы успешно
решить большие задачи, стоящие перед
кНИЖнНой торговлей, надо решительно по-
кончить © равнодушием в деле подготовки
новых кадров.

tm
	С. ПОЛИВАНОВСКИИЙ,
управляющий Могизом
	заинтересованные заводы. Решения этих
вопросов остаются, таким образом, достоя-
нием только работавших над ними институ-
тов—их своеобразным мертвым капиталом.
Такое положение далее нетерпимо. Необ-
ходимо обязать министерства  системати-
чески информировать заводы относительно
законченных научно-исследовательских ра-
бот, проведенных в институтах и на заво-
дах Кроме того, необходимо, чтобы науч-
но-исследовательские институты рассылали
‘заводам краткие аннотации этих работ.
	Инженер Ф. ГЕРМАН
	Наш Челекенский химический завод pactio-
ложен далеко от центров страны, но и в
нем кипит жизнь. Коллектив завода пере-
выполняет государственные  планы, улуч-
шает качество продукции. Инженеры и тех-
‘ники работают над решением проблем,
важных для улучшения технологии произ-
водства и снижения себестоимости.

‚ Около года длилась работа нашего инже-

ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
9 ея нех i № 56