Моя улица,
мой горол
	—— ИИ

TRUE EEL
	Улица — моя, лома — мои...

В этих строках Владимира Маяковского
выражено гордое чувство советского чело-
века--хозяина наших сел, городов и всей
преображенной земли.

3a годы сталинских пятилеток, расцвел
созвездие благоустроенных. ° культурных
	Уезчедее MARE SE PUA BLA культурных
воциалистических  центров—Магнитогорск,
Сталинок, Сталинабад, Игарка. Комео-
	MOUbCE, Березники, Вировек и другие. Чу-
холейственная энергия советского народа
построила & тайге и тундре сотни новых
населенных пунктов, благоустроила, укра-
сила стародавние. города.

Товарищ Сталин в приветствии мо-
сквичам по поводу 800-летия столицы на-
шей Родины писал: «Одной из серьезней-

ших язв больших ‚ столиц европейских,
азиатеких и американских стран является
	наличие трущоб, rae миллионы обняшав-
	ших трудящихся обречены на прозябание
и медленную мучительную смерть. Заелу-
та Москвы состоит в том, что она полно-
стью ликвидировала эти трущобы и дала
трудящимея возможность ‘переселиться из
	подвалов и лачуг в квартиры й дома бур-
жуазии и в новые благоустроенные лома.
	построенные Советекой властью».
	Эти замечательные слова великого вож-
дя относятся не только к Москве. В любом
советском ‘городе нет трушоб, нет. «Расте-
ряевой улицы», нет «Китая», — так до
революции называли рабочую окраину Ие-
тербурга южнее Обводного канала. Окра-
ина. в нашем городе — понятие только:
территориальное, ибо на окраине библио-
теки, школы, театры, клубы, новые дома,
в воторых удобно живут советокие люди.

Фашистские варвары превратили в
руины Смоленск и Пеков, Вязьму и Сева-
тополь, рабочие центры ‘Донбасса, древние
и новые города Украмны и’ Белоруссии: Но
едва закончилась война, взялея за работу,
засучив рукава, наиг народ-стройтель!

В 1947 году восстановлено, заново от-
отроено в городах, временно захваченных
фашистами, пять миллионов квадратных
метров жилой площади, построено 370 ты-
яч жилых домов в сельених местностях.
3a первое полугодие нынешнего года по-
‘утроено, восстановлено 1.300 тысяч кв.
метров жилилощади и 63 тысячи домов в.
деревне. Районы, подвергавшиеся оккупа-
ции, украшены свежерубленнымя домами
колхозников, новыми кварталами городов.
Еще в пору войны Моеква получила сара-
ловкий газ. Скоро и в Ленинград пойдет
по трубам газ из Кохтла-Ярве и Сланцев.
Прохолжается стооительетво. метрополитена
в Москве, строитея метр» в Ленинграде.
Десятки и сотни троллейбусов, автобусов,
трамвайных вагонов получают наши горо-
Ja. Аесфалетом покрываются улицы. - Ho-
вые бульвары и скверы шумят зеленой
листвой на вчералиних  пустырях. - Мал-
лиард рублей отпушен в этом голу на
		строительство жилых домов в Москве. В:
	опустоменных войной западных областях
Российской Федерации в 1948г. поеледная
	Колхозная семья переселитея из последней
землянки в новый дом.

Только советскому народу по плечу р c08-
дание благоустроенных городов, в которых
хорошо живется людям. боветский патрио-
тизм —— чуветво активное, воннствующее!

Маленьким кружком отмечен на карте
советокой державы Подольск, но жители
ето сотворили большое дело и этим про-
славили родной город.

`Почеху на первое мест в copeB-
вовании городов Российской Федерации
вышел маленький ПНодольек? Да потому,
9% партийная организация города возгла-
вила, придала большевистскую  целе-
устремленность массовому движению жите-
лей. Уже много лет подряд каждой весною
они высаживают на улицах и площадях
семь-восемь тысяч деревьев; небольшой
районный городок сейчае имеет 20 ипвету-
ших скверов. Рабочие заводов — шамот-
ного, им. Калинина, им: Орлженикидзе —
отлили решетки для ездов, мачтьг для фо-
нарей. отремонтировали, обеспечили топли”
	В строй вступает
_‚  блуминг
` «Азовстали»! _
	Соленый морской! ветер налетает и треп
лет клубы дыма, поднимающиеся из вы-
соких труб «Азовстали». Врасавен-завод
стоит на берегу моря. Волны плещутея у
самых домен.

Мы помним дни освобождения Мариупо-
ля ‘от немцев. Безмолвно стояли  разру-
шенные, подорванные пехи над морем.
Несмолкаемый рокот волн оттенял мерт-
венную тишину запустения...

И кав чудесно все изменилось ныне!
Живет, ‘живет. напряженной,  кипучей
жизнью красавица «Азовсталь»! С каж-
дым днем ‘набирает она все больше и
больше сил. Лавно ли ‘прославились строи-
лели, завода выдающейся победой, —силой
творческой мысли и энергии они подня-
ли, выпрямили, поставили на место подо-
ванную. немцами гигантскую доменную
печь... За осуществление этой ©м8-
дой технической идеи инженерам-етроите-
mam  «Азовстали» была присуждена
Сталинская премия.

И вот сегодня злесь празднуют. новую
победу. Входит в строй крупнейший в Сою-
зе блуминг—тигантский агрегат, превра-
щающий мощные стальные слитки в 3а-
готовки, из которых здесь же на заволе
будут катать рельсы и балки для pi
мышленного  стооительства и высотных
зданий столицы,

_ На полтора километра протянулось пя-
тиэтажное здание цеха блуминга. Вы вхо-
дите в высокие железные лвери и попа-
	даете в Царство огня и гигантских меха-
низмов.
	Вот прибыл из маотеновекого пеха co-
	став CO стальными елитками, Мощный
Еран захватывает своими исполинскими
клещами слитки и несет. их в отненные
колодпы, где слитки нагреваютея до
1.250 градусов. От пяти до веми часов
длится нагрев. И снова кран запускает
свои клеши в колодец, берет раскаленный
добела слиток и несет его на электриче-
скую тележку — трансферкар. Тележка со
слитком мчится к рольгангу, плавно опро-
кидывает нопгу, слиток плывет в блу-
мингу. Лва тяжелых вала, расположенные
один над другим, принимают. слиток и,
вращаясь с большой а давят,
сплющивают его.

Шипит вода, охлаждающая валки. Пар
подымается к высоким сводам здания. OF
`раскаленного слитка кусками отваливает-
ся потемневтая корка окалина. Она паз
дает под. валки в особый приемник.

Слиток в валках делаетея вее тонъ-
ше, становится длиннее. Он приобре-

тает необходимый профиль и плывет
‘лальше — к ножницам.

Весь пронесе движения слитка автома-
тизирован. Девушка-оператор со своего
поста управляет движением трапеферказа.
Автоматические весы отмечают вес слит-
ка, автоматически опускаются ножи.

Почти на всех постах управления слож-
ным процессом проката стоят сегодня
юноши и девушки. Несмотря на молодость,
они успели пройти большую иколу. По-
мимо теоретического обучения, вое они
проходили практику на первоклассных
заводах Советского Союза — в Магнито-
гореке, Оталинске, Макеевке.

Старший сварщик нагревательных woe
лолнев Горлинен окончил курсы сварши-
ков, в течение года работал Ha макеев-
ском заводе имени Кирова. Секретарь
комсомольской ортанизапии Масюкевич и
ве сменщица, жена погибщего Фронтовика
`Стабенко Умело руководят подачей слит-
ков на рольганг. Наташа Курина — ком-
муниетка, участница Сталинградевих боев,
работавшая ранее комсоргом завода «Азов-
сталь», стала отличным оператором ‘поста
управления ножницами.

Молодые, энергичные, вытливые совет
ские рабочие приняли блуминг от строи-
телей и влохнули в него жизнь. _
замечательную победу олержали строя-
тели тяжелой индустрии. Гигантская 2а-
бота выполнена ими. Всего немногим
больше года назад прибыли на плошадку
чертежи блуминга, 06 0б’еме предстояв-
ших работ можно было судить по 10+
MY, что этих чертежей было свыше ста
	тысяч! Чтобы. осуществить в жизни TO,
	что было намечено на кальке, требовалось
прежде всего взорвать старые, оказавшие-
ся негодными фунтаменты — 50 тысяч
кубометров железобетонных сооружений,
вынуть 400 тысяч кубометров земли и
уложить заново в фунламенты и тоннели
400 тысяч кубометров бетона и железобе-
тона, смонтировать мощное и сложное 0бо-
рулование блуминга и Е ето
агрегатов.

В течение: тоха вое это было слелано —
и. слелано прекрасно! Блуминг «Азовета-

ли» готов в работе! ее и
Ur RAPHE OB,

Специальный . корреспондент
«Литературной газеты»,

АВЕ (По телеграфу).
	Чо Советскому

Союзу.
НЫ  КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ
	@ Киев. Президиум Академии наук
УССР принял решение о создании химиче-
ского общества им. Д. И. Менделеева. При
академии организуется также гидробиоло-
гическое общество. Постоянная экспеди-
	ционная: база Академии наук УССР будет
‘создана. в Закарпатье.
	% Минск. Открылась вторая Bcedeno-
русская выставка детского изобразительно-
го творчества, = посвященная 39-летию
ВЛКСМ. На ней экспонируется. свыше 300
работ, — ‘рисунков, скульптур, вышивок,
апликаций.

$ Житомир. «Литературные субботы»
еженедельно проводит клуб села Grapo-
Романовка, «Субботы» привлекают больз
нгую. аудиторию. Местная учительница тов,
	  Куриленко: сзнакомит участников «суббот»
	с лучшими произведениями советской JIM
тературы.

© Караганда. Красная юрта организова-
на в песках Кара-Кума на участке отгонно-
го животноводства колхоза имени Сталина,
Здесь можно почитать газету, ‚журналы,
получить книгу, прослушать радиопереда-
чу из Москвы. Недавно при юрте открыз
лась вечерняя школа для взрослых,

$ Ростов-на-Дону. 106 колхозов Ростов-
ской области приобрели. собственные те»
лефонные коммутаторы на 10—20 абонен»
тов каждый. Это позволило AM ‘организо-
вать постоянную телефонную связь между
правлением, полевыми станами, с фермами,
се МТС, а также телефонизировать квар:
Тиры. бригадиров и звеньевых.
	—_ pom школы, больницы,

С клубы. В парке сами

7 Г. жители выстроили театр

, на 600 мест. Аесфальтом

залито 175 тысяч кв.

) O метров улиц. Каждый

Житель вложил посиль-

ную лепту в благоует-

ройство своего города, и оттого так пыш-
но, ярко расцвел Подольск! .

В тысячах лоугих больших и малень-
	  ких городов нашей страны кипит такая
	же созидательная работа. Но есть y “Hac
города, в которых материальные резервы
и творческие силы трудящихся использу-
ются ‘недостаточно энергично, целеустрем-
ленно. «Литературная газета» в № 32
ot 21 апреля рассказале о длительной
тяжбе между  тородекими организациями
Марятполя и руковолителями завода «Азов=
	сталь» и треста «Азоветальстрой».
Прошло всето лишь... Ba с по
	Прошло всего лить... два с половиной
месяца, и вот руководство завода и треста
откликнулось — В письме тт. Когана и
	откликнулось. В письме тт. Когана #
Тищенко на имя «Литературной газеты»
заботе о восстановлении  Марнуноля уде-
		& чем

упрекам

гориспелкома.
	«Мариупольский горисполком не занимает-.
ся серъезно восстановлением города. — пи-
	ОРГАН ПРАВЛЕНИЯ СОЮЗА
СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ СССР

Суббота, 24 июля 1948 г
		СТАНИЦЫ ЗЕЛЕНЧУКСКОЙ

ики_
		че элек
	$ _
Семен БАБАЕВСКИЙ
	говорит Готовцев. — На реке Большой
Зеленчук строится Исправненекая ГЭС.
Пуск ее намечен на июль, но мы могли
	Вели вам хотя бы один раз елучалось
проезжать  скалистыми берегами Кубани
или двух Зеленчуков — Малого и Боль-
	ого, то вы могли видеть странное еме-
шение казачьих и черкесских поселений:
что ни ущелье, то цепочка аулов, —
обычно стоят они один вблизи другого;
что ни долина или балка, то зеленый

Специальный корреспондене
«Литературной газеты»

>

тлетвниеом wWeudanrea и RYTERTVNAGd Ww tne! TOM,

бы ee пустить еше весной. Могли — и
He пустили. А почему? За нами дело не
станет — есть у нас и специалисты и
необходимое оборудование. Беда была в
что руководители района до 1о-
	рождением меняется и культурная и про-
изводетвенная жизнь станиц и аулов;
сказать, что HO пятилетнему плану на
малых ин больших горных. реках, в радиу-
ce не более ста километров, сооружается
23  гидроэлектрических станции общей
мошностью в 5000 киловатт; сказать,
что 5 гидростанций уже пущены в
экеплоатацию и дешевая энергия не
только освещает станицы, кошары, поле-
водческие станы, но решительно  вмели-
вается в производственную жизнь колхо-
зов, облегчая труд людей; сказать, что
	следнего временн He верили в успех
своей стройки, по этой причине и
затянули земляные работы. — Готовцев
скупо улыбнулся, как бы ч10-т0 = BCTON-
‘нав. — 0х, это неверие! Сколько оно при-
чинило нам горя. «НМустая затея, не буде?
толку», — 910 можно было слышать вею-
ду. Это теперь, котла пять гидростанций
уже работают и на полах илет электромо-
	лотьба, очистка зерна, котла полностью
механизированы мастерские МТО, работни-
ви «Сельэлектро» стали в этих  мебтах
желанными людьми. А что было, окажем,
	Деляческое отношение к развитию города   шатер казачьей станицы. Так и встает
городские организации пытаются прикрыть, перед глазами живая история каждому
тымовой завесой о якобы имеющем место   видно, что в далекие времена в этих ме-
	стах проходили две вражлующие линии,
	что вот тут когда-то стояли. заградитель-
ные кордоны и крепости; что вот в тех
ущельях шумели набеги. Давным-давно
забыты те далекие времена, и. только
кое-где, как островки на море, еще сто-
a7 на отвесной скале “eTonomerye бат.
	ят на отвесной скале сторожевые бат.
ни — совсем уже хилые, из’еденные до-
жлями и никому ненужные...
	ведомственном подходе некоторых хозяй-
ственников к делу возрождения историче-
ски сложившегося города Мариуполя. Фак-
ты говорят 0б обратном».

Вот документ, красноречиво свидетель-
ствующий о междуведометвенной распре.
Вместо того чтобы об’единить усилия, pa-
ботать дружно, сообща. руководетвоваться
государственными, то-есть народными ин-
тересами, городские организации и 3a-
вод годами ссорятся, разжигая ведометвен-
ное самолюбие.

Взаимоотношения между городом и за-
ведом не получили политически правиль-
ного разрешения не только в Мариуполе,
но, — как свидетельствуют многие сигна-
лы, — и в некоторых других производ-
ственных центрах страны — в Людинове,
Краматорске, Нопейске.

В прошлом номере мы опубликовали Kop-
респонленцию «Человек и город» 3. Агра-
	ченко. И. Бату, Бор. Галина и Бор. Горба-.
	това. Писатели рассказали 0 TOM, что рост
произволетвенной культуры Ha предприяти-
ях Донбасса обогнал ост благоустрой-
ства рабочих городов. ‘Некоторые до-
	Й примечательно то, что в наше время
внимание проезжего привлекают не 0с-
татки сторожевых башен с
глазницами бойниц, ‘а Усадьбы машин-
но-тракторных станций,  коневодчееких
совхозов, кошары и базы  животноводче-
CRUX ферм, — как маякн стоят эти стро-
ения на всем пути от города Чернесска

ft. ne 2 TT. ... Le

пустыми

строительство ‘ведут вами колхозы, на
свои средства ‘и’ своей рабочей: силой...
Но сказать только 06 этом, значит, умол-
чать о самом главном: за голыми факта-
ми, за колонками точных цифр стоят лю-
ди, строители, техническая  интеллиген-
ция, — не просто люди, & вора новой
жизни.

oe

eT

ae 44а

год Или два. тему назад? Лаже та-
кой передовой человек, как  предее-
датель райисполкома тов. Целиков, и тот
никак не мог поверить тому, что у Hero
в районе будет своя электростанция. «Дъ
как же это можно? Берега у нас торные,
как же тут водз пойдет, — зря только
землю поем», — вот его доводы. Теперь и

oe
	до станищ ‘Сторожевой И Преградной... К
этим постройкам после войны ВИ.
	этим постройкам после войны  прибави-
лись ломики гидроэлектрических станций,
	ного пункта в другой, протянулась сеть
высоковольтных и низковольтных пПр0во-
	AOD «
— Да, дело идет, — уногозначительно
заметил кучер, казак лет пох шестьдесят,
	И начало свое ‘эта новая жизнь берет
в станице Зеленчукской. На главной ули-
це стоит огромный, обмазанный  тлиной
дом — «Сельэлектро». Широкий двор 05-
несен старым садом. Тут - же электро-
мастерские и склады. Во дворе мостоянно
полно приезжих — и брички. с волами, п
тачанки, и автомашины, и верховые ло-
тали. Только тут я понял, что означали
	слова кучера: «Вот и едут в нам люди CO)
	всех краев! И то сказать, оеленчув-
ская—центр!» Оказывается, центр не
только потому, что здесь находятся рай-
онные, организации, а и потому, что в
Зеленчукской есть строительная контора
«Сельзлектро» — Здесь осуществляются
смелые строительные ‘проекты, отсюда
	идет техническое руководство всеми строи-.
ками, из этого лвора увозятся гидротех-
	ническое и электрическое оборудование.

Целиков, да и He только он, рассуждает
по-иному. Й вы думаете, помогли натии по-
стоявные беседы и’ раз’яенения? Да нет
xe! Доказывать свою правоту пришлось
делом. Пустили в прошлом году самую
крупную станцию — Зеленчукекую ГЭС,
и э10 явилось такой мощной агитапией,
что ничего лучшего и желать нельзя. Co
веех етроск приехали сюда «ходоки из He-
верующих», люли лотошные, придирчивые.
Оботли они и канал, побывали и на го-
ловном шлюзе, осмотрели и Здание; и ма-
шины, а когда уехали, работа у них 33-
кипела. Пуск Зеленчукской ГЭС — пер-
вая наша крупная победа. Работать стало
легче, неверию пришел конец...

Евгений Дмитриевич говорил долго и

подробно, и He просто сообщал сухие фак-

ты и проценты ввиюлнения плана, а рас-
сказывал 00 интересах и нуждах колхо-
зов, о тех ярких и заманчивых перспедти-

вах электрификации станий и аулов, ко-

i

торые теперь видны всякому.

Стоит лишь поговорить с любым сие-
циалистом. «Сельэлектро», Kak вы замети-
те, что Каждый кружочек на схематиче-
ской карте для REX He пробто строитель-
вый об’ект, а что-то гораздо большее и
значительное. Будущее каждой из 23 гид-
ростанций они оценивают не как подряд-
Чики, выполняющие работы, & как хозяе-
ва этих мест, и им не безразлично, как и
тде будет использоваться электроэнергия.
Облегчить трудоемкие процессы труда в
Болхозах — вот их заветная мечта. Ш05-
тому инженеров и техников «Сельэлектро»
не в меньшей мере, чем, скажем, ceKpe-
таря райкома или председателя райиепол-
кома, председателя и парторга колхоза
интересуют и электромолотьба, и электро-
сушка зерна, и электроочиетка. и элек-
	трическая стрижка овен, дойка коров, у6-!
	тройство в колхозах пиркульных пил, ме-
ханизация мастерских MTC, колхозных
кузниц... Наступает время молотьбы, и
инженеры-строители обеспокоены тем, что-
бы не к четырнадцати молотильным ‘19-
вам были подведены электролинии, Kak
это имело место в прошлом году, а в
двадцати пяти. И это уже делается, и
воюлу работами руководят техники «Сель-
электро»; Как известно, сушка зерна в
условиях горного, чрезмерно дождливого
лета задерживает хлебопоставкя, и инже-
неры вместе с работниками ое enpoat
электросущилку...

А спрозите у Тотовцева или У Torope-
лова, какое значение будут иметь в бли-
жайшем будущем строящиеся  гидростан-
ции для развития экономики горных рай-
онов, какие новшеетва принесет электри-
	И О в Е ое р

ON ioe

5 О час? }. Г] сво тчес: от) =
зованием стати самыми близкями IDY3ba-4 чество на поля и в животноводческие Pep

cee Uw Uns Oona anne Ae Е Oma к eps
	ми колхозников. «Так мы их уже и в ка-
заки приписали — теперь они насовсем
наши», — говорят в колхозе «Ударник».
«Значительные люди, настоящие джигиты
в своем деле», — говорят о них в ауле.
Тут, надо полагать, сказался местный
старинный обычай, — так говорят толь-
ко о человеке, заслужившем` особую по-
честь. Безусловно, в наши дви и звание
джигита, и приписка в казаки звучит
липть, как добродущная пгутка. А ‘сколько
	В этих словах шчета и УвВааения, = 10
	всему видно, что и старые и молодые
жители станиц и аулов понимают: 063
таких людей, как Готовцев или Погорелов,
им жить уже’ нельзя. Да это хорошо пони-
‘мают и сами инженеры и техники, поэто-
му и миссию свою в Зеленчуюской они
оценивают весьма высоко.

— Мы- сельские электрификаторы, —

говорит Гожовцев, — и наша жизнь не от-
делима от жизни колхозов.
‚ Евгений Дмитриевич рассказывает о не-
‘далеком будущем горных районов, а перел
Ним — карта строительных об’ектов.
Жирными линиями отмечены ущелья —
они: расходятся во все стороны, как вет-
ки на дереве, a по ним пунктирами тянут-
ся реки: тут и сама. бурная Кубань, м
эба Зеленчука, как два брата,  раз’еди-
ненные скалистым хребтом, и такие мелко-
водные, но капризные во время дождей
речонки, как Хумара, Xacayr, Reape,
Уруп. Что ни речка, то и стоит на ней
кружок — метки колхозных  гидростан-
ций. Неть кружки красные—эти станции
уже работают, а большинство кружков
закрашены до половины — здесь строи-
тельство ‘в. полном разгаре:

—. Взгляните вот на Этот кружок, —
	мы, и они расскажут 00 этом так, как
только может рассказать влюбленный в
свое дело человек. Нижне-Ермоловекую
ГЭС, например, строит колхоз имени Пер-
вого Мая, затрачивая на нее 210 тысяч
рублей, и инженеры уже подсчитали, ка-
кую материальную выгоду принесет эта
станция колхозу; электричество проникнет
BO все отрасли хозяйства и за какле-
нибудь три-четыре года с лихвой окупит
затраты. Шо тем же расчетам инженеров
гидростанция имени Кирова на. реке Боль-
ной Зеленчук уже осенью даст свет во
see аулы Кувинекого района, а к буду-
щему лету злесь полностью будут механи-
зированы. процессы труда.и в поле, и на
формах. Те же перспективы» имеют ‘Усть-
Джегутинская ГЭС на реке Кубани и бто-
рожевская — на реке Вефарь. Но’ мало
этого. Расчеты и планы инженеров” идут
fame. Энергия Верхне-Архызской ГЭС
механизирует труд на лесоразработках. На
электрической ‘энергий будут работать
местные заводы ‘по производетву дегтя и
скипидара. Важнейшую роль выграет
электричество и в развитии новых, только
что открытых угольных шахт...

Инженеры -«Селъэлектро» ‘не только
строят станции, но и перестрамвают жизнь
горных районов. В этих горах они не.
одиночки: у них тысячи помощников, и
какие помощники! Тут и районные работ-
пики, и предеедатели колхозов, и партор-
ги, ий молодежь. Как молодые побеги выра-
тают в соседстве со старыми деревьями,
так и рядом с инженерами и техниками
«Сельэлектро» уже выросли в станипах и
	зулах свои специалисты; в горах родилась
новая‘ профессия — появились колхозные
электрики,
	СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАИ.
	ства рабочих городов.  пекоторые до-
стижения Краматорска и Горловки не
должны привести в самоуспокоению совет
скую, партийную общественность этих
городов. Многое еще можно сделать В
Враматорске и Горловке; чтобы культура
быта в Донбассе поднялась до уровня
производетвенной Культуры лучших дон-
бассовскях pennant.

подгоняя уже приморившихея лошадей.—
На нашей земле открывается такая кар-
тина; что ежели говорить по справедливо-
сти, то куда ни взгляни, & линия у Hac
правильная. Взять для наглядности налгу
Зеленчукскую. Теперь эту станицу все
Знают. Ночему; сказать, туда люди едут
и едут? Да потому, что там все: чи тебе
нужны техники или инженеры — тав
	Нужны техники Или ипжеоперы, “~~ Lon
нмеютея всякие: чи требуется осмотреть
гэсостаннию, — пожалуйста, осматривай,
	производственной культуры лучших дон-
бассовеких предприятий.

Опыт показал, что там, где трудящиеся
организованы, где хозяйская забота 0
городе стала для каждого человека глубо-
KO партийным делом, Tye ееть хорошие
руководители, — там буквально на глазах
меняетея  пблик городов; резко ‘yaymmaerca
уклад жизни.
	Сетолня мы рассказываем © лвух 19000:
	дах: Тамбове и Боровичах, В городе совет
ских огнеупоров Воровичах быт жителей
непрерывно улучшается; там гореовет
вместе с трудящимися активно, напорието
борется за благоустройство. А в Тамбове
творческая энергия жителей не мобилизо-
вана, не направлена на конкретные залачи:
	Hea поелевоенные
	трудности.

В военную пору советекие люди мири-
лись с временными неполадками в быту.
Это было неизбежно. Но сейчас трудящие-
сея законно хотят жить в благоустроенных,
чистых, культурных городах. Полностью
удовлетворить бытовые и духовные запро-
сы народа -— неотложная задача местных
партийных и еоветских организаций.

Все советские люди преданно любят
евою  мать-Отчизну. 910 выражается
и в беззаветной любви, которая живет в
сердце каждого - человека к своему
одному городу, селу, где он родился, вы-
рос, где он живет и трудится. Эта любовь
требует больших дел! Воплощена ona
должна быть в неустанном. труде, в 3200-
	те о «моем городе», 0 «моей
, ag моей
доме», т 1 улице», «моем
	что ж такого? чи тебе требуются какие   Во дворе я увидел и Анзора — он уже
	машины или, сказать, проволока, — €OTb
Й 970; чи там мастерские или еще что, —
все имеется налино! Вот и едут к нам
люди с0 всех краев. А как же — центр!
Кучер уже положил кнут, очевидно, с0-
бираясь подробнее рассказать 5 epoch
станице, но в это время рядом с нашей
тачанкой остановилаеь полуторка, и #3
шоферекой кабинки вышел худощавый и
молодневатый на вих мужчина. На голове
у него была серая войлочная  шаляца с
широкими, свисзющими полями. Одет он
был в сапоги и суконные брюви-галифе,
точно из такого же сукна гимнастерка с
раестегнутым воротом, подноясанная тон-
ким ремнем в серебряном наборе. ©
	— 9! Анзор! — крикнул кучер. —

Далеко скачешь?

— Ау меня дорога прямая! — весело
ответил Анзор. — В Зеленчукскую. He
знаешь, Готовнева я застану дома? Не
могу я его поймать — все по стройкам
мотается. РЕ .

— Вчера был дома, — кучер хитро
усмехнулся, черкнув ладонью жесткие
усы. — А по какому делу едешь? 3a
электрическими машинами?

-— Нет. В гости к Готовцеву. — Анзор
усмехнулся, снял шляпу и вытер ею
  пот. — Ну, дайте мне огонька, а тоя

тороплюсь... .
Тем временем на горы спускались су-
	мерки. Машина Анзора скрылась за пово-
	POTOM, осветив прожекторами фар угол
	скалы. ВАучер повернулся во мне и ска-
	зал.

—- Сосед... Колхозный завхоз. И до
чего ж он быстрый, каналья! А какой 0б-
манщик — ужае! Ведь яж хорошо знаю,
что едет он за машинами,” говорит, что к
Готовцеву в гости. Да таких гостей у нае
завсегда полон двор... И то’ сказать, 8е-
ленчуксвая — центр!

Мы ехали очень долго == «центр» ока-
зался не так-то близко, Давно над торами
висела густая россыпь звезд, — темные
ий удивительно звездные бывают южные
‘ночи вс пору безлунья. Ни скал, ни дороги
не было видно. Мы поднялись на `неболь-
шую  возвышенноеть; и тут, в отлогой
ложбине, почти перед нами, полыхало  за-
peso огней. Красивое эт0 было зрелище!
Свет разливался над садами, и сквозь соч-
ную зелень, окрашенную в розовый цвет,
гусиной стаей: белели стены домов, а кру-
том — томные силуэты гор... Издавна я
знаю эти. места, а посмотрел в низину и
удивился: ‘да откуда же здесь взялись
эти кварталы домов, залитые таким яр-
ким сретом? Какой такой неведомый мне
пород вырос В popax? А кучер только’ уеме-
хается. Он нарочно остановил лошадей и
‘приподнялея на козлах. -

‚— А чего же тут удивляться? — торло
заявил он. — 910 же Бардоникская! Не-
‘ужели ты не знаешь Кардоникокую? A
BOT еще’ возьмем одну возвышенность,
тогла и не такое чуло увидишь — там
Звленчукская! Эге! Шо всему видать, чю
ты человек незлешний!

Я — и нездешний?” Смешной me cra-
рик, он того и не знает, что в этих-то
местах я He новичок — давным-давно
из’ежены и исхожены эти дороги. Только
вот как описать увиденное, какими слова-
ми рассказать ‘о жизни казачьих станиц и
черкесских аулов, чтобы и тот, кто ни-
когда здесь не был и, возможно, не будет,
тоже п увидел и поверил?

Конечно, проще всего было бы сказать:
в горах рождается электричество, и с его
	  грузил на автомашину трансформатор и
электрические моторы. А в коридоре, где
временно обосновалея кабинет  тлавного
изженера Готовцева, толпятся гости из
колуйюв: одни уходят, другие приходят,
п У каждого есть свое неотложное дело в
инженеру.

Евтений Tuwepnenn4 Тотовцев, уже не-
молодой, с побелевшими висками и уста-
лыми, но поразительно светлыми тлазами,
только что вернулея из поездки по строи-
тельным участкам и занимался своими,
Tak сказать, домашними делами: Он при-
нимал посланцев из колхозов, говорил ©
ними тихим, даже несколько застенчивым
толосом. Тут я познакомилея е Голоща-
  иовым — старшим электромонтером, энер-
тичным и воневым работником, который
постоянно ‘ находится либо в колхозах,
либо на стройках; ‘познакомился с инже-
нером Погореловым — ‘начальником стро-
ительства Исправненской ГЭС, человеком
необыкновенной популярности в этих ме-
стах; познакомилея с опытнейтим меха-
ником Ремизиным, уже немолодым, но в
делах удивительно  поворотливым... Co-
ветская техническая интеллитенния горя-
90 берется за электрификацию сельского
хозяйства, — более шестидесяти человее
инженеров, техников,  электромонтеров
работают Ha строительстве тидростанций
в горах. Вак правило, живут они: здесь с
семьями и уже так сдружилиеь с каза-
  вами и горцами, так привыкли в этим
живописным местам, что их считают
местными старожилами. Велика их попу-
лярноеть, в колхозах! Поговорите с кол-
хозниками о Готовцеве, о Погорелове, о
Голощапове или Ремизине, и вы всюду ус-
лыпгите самые лестные отзывы, —ралует
то, что люди с высшим техническим обра-

Ha родине. Н. Т. Чернышевского.
	дежь, делал первые наброски романа «Что
делать?»

Двери музея широко. открыты для наро-
да, Через маленький домик, едва вмещаю-
	щий экскурсии в 30 человек, прошло 6бо-
лее 100 тысяч человек. Поток посетителей
течет непрерывно, а в книге. отзывов при-
	бавляются о все новые и новые записи.
Приведем одну, сделанную Героем Социа-
листического Труда Ферапонтом Петрови-
чем Головатым: «Здесь в этом доме-музее
Н. Г. Чернышевского, — На примере вели-
кого ‹ русского = патриота-революционера
можно учиться, как нужно любить свою
Родину, не жалея для нее ни сил, ни труда,
Ни жизни».

Русские, украинцы, белоруссы, грузины,
армяне, татары, казахи, якуты и предста-
вители многих других народов нашей
страны посещают музей. Знакомились ©
домом. Чернынвского, и чехословацкие и
австрийские рабочие, польские комсомоль-
цы, испанские коммунисты,

Музей ведет большую научно-исслелова-.
тельскую работу. При его содействии на-
писано много кандидатских и докторских
диссертаний, посвященных Чернышевскому.
Директор музея. внучка Н. Г. Чернышев-
ского — Нина Михайловна Чернышевская
сдала в печать книгу «Чернышевский в
Саратове», рассказывающую о детских ›и
юнсшеских годах великого  саратовца.
Широко развернута массовая работа. Толь-
ко за последние десять лет проведено
2000- лекций и бесед.

В связи со 120-летним юбилеем co дня
рождения Н. Г. ‚ Чернышевского в июле
и августе на предприятиях и в учреждениях
Саратова будет прочитан цикл _ лекций,
посвященных великому русскому револю-
ционеру-демократу. Комитет по делам
культурно-просветительных учреждений
при Совете Министров РСФСР передал в
подарок дому-музею картину художника
Руднева «Допрос Чернышевского» и бюст
Н.Г. Чернышевского работы скульптора

Рукавишникова,
	В Саратове, на углу спокойных и тихих
улиц — бывших Большой  Сергиевской и
Гимназической, а ныне улиц Чернышев-
ского и Некрасова, стоит небольшой серый
одноэтажный. домик. Ha пятиоконном его
фасаде прикреплена белая мраморная до-
ска. Ре

Здесь 120 лет ‘назад родился Н. r.
Чернышевский—великий ученый, поразив-
ший Маркса глубиной и силой критики
буржуазной политической экономии, оста-
вивший неизгладимый след в мировой нау-
ке, совершивший настоящий’ переворот в
теории искусства своей бессмертной  дис-
‘сертацией «Эстетические отношения  Ис-
кусства к действительности», великий кри-
тик, предсказавший и ‘определивший миро-
воа значение творчества Льва. Толстого,
роль и значение Салтыкова-ИТедрина, пла-
менный публицист, глубокий философ ив
та же время замечательный писатель, чей
роман «Что делать?» ` являлся настольной
‘книгой нескольких поколений передовых
русских людей,

В. И. Ленин высоко ценил великого
русского революцщионера-демократа. 17 сен-
тября 1920 года В. И. Ленин подписал
декрет, по которому дом-музей Н. Г. Чер-
нышевского был об’явлен национальным
достоянием. ‘

B-stom доме собраны богатейшие mate-
риалы, относящиеся к жизни Чернышев-
ского. Здесь бережно хранятся его лич-
ные веши. Редчайшее собрание фотогра-
фий, портретов, скульптур. Чернышевского,
150 томов личной библиотеки писателя—все
эти многочисленные экспонаты помогают
посетителям живо представить себг=. обста-
HOBKY тех лет, когда сначала ребенком,
затем семинаристом, ’ потом молодым учи-
телем саратовской гимназий жил здесь
Николай Гаврилович Чернышевский, Осо-
бенно запечатлевается’ в Чамяти комната
в мезонине, любевно  восстановленная в
том виде, в каком ` она была при ‘жизни
Чернышевского-учиэля, Здесь. он писал
шифром свой дневичк, принимал передо:
вых людей Саратова и учашуюся моло-