Виктор ЧЕХОВ, Антти ТИМОНЕН
	На обновленной земле
	Многие годы Варелия была окраиной
парекой России, местом ссылок, «краем
нехоженных трой, непуганных птиц». Ру-
ны «Калевалы» — великого эноса карело-
финского народа — рассказывают © про
шлой безрадостной жизни бедняков Каре-
ии: ^ _

..А. пастух берет хлеб черствый
И сухую корку гложет,

‚ Овсяной грызет он хлебен,
Хлеб с мякиной разрезает,
Хлеб с’елает: из соломы,

- Хлеб жует с корой сосновой...
	Сказки, руны, причитания были спут-
никами ‘народа, в них изливал он радоеть
и горе. Но радости в те годы ‘было мало.
Нозтему больше  слатались горестные
причитания и сказки, в которых народ
лишь мечтал. о солнечном «само» —
© счастье и о том, как его найти,

Но вот прошло больше’ 30 лет со дня
Октябрьской революции и 25 лет. со дня
образования  Карело-Финекой республики.
Бывший «край непуганных птиц», словно
в народных сказках, преобразилея: неузна-
ваемо. Свою глухую лесную сторону каре-
Чю-финский народ, при братской помощи
великом русского народа, превратил в
	цветушую республику © мощной социали-
стической промышленностью и колхозным
земледелием. Ца карельской земле возник-
ли фабрики, заводы, крупнейшие комбина-
ты. Выросли целые города такие, как Се-
гежа, Кондопога, е многоэтажными здания-
ми, театрами, клубами, больницами.

Народ стал хозяином «сампо» — евоего
ечастья. Он строил хозяйство евоей- рес-
публики, свою новую культуру, получив.
для этого все возможности лишь В ГОДЫ.
советской власти. Достаяочно сказать, что
	  до революции даже свой великий эпос. —
	«Валевалу», извеетный далеко за нре-
делами их родины, карелы: не могли чи-
тать. «Калевала» в печатном виде дотла
до карелов_ только после а Ox-
тября.
Новая жизнь neodsrtatino подняла, ‘тра- }
диционные в Карелии формы народного
творчества — фольклор. Но теперь это
творчество выступило ‘в новом ‘качестве, с
новым содержанием, Народ, обретний еча-
стье, дождавшийся не воображаемых, &
реальных героев, воспел их и прославил.
Когда-то потомственные сказители Т. Г.
и И. Т. Рябинины пели былины 06 Илье
Муромце, о Добрыне Никитиче, А их прэ-
внук — Н. И, Рябинин-Андреев сложил
былины о’героях гражданской войны, о
знатных АА республики; Знаменитый
сказочник М. Коргуев, от которого за-
писано более a6 сказок. созлал былину

«Про Чалая». Восьмидесятилетний скази-
тель Ф. А. Конашков, хранящий в памяти’
много старинных сказаний. сложил новые
	былины о Сталине и Борошилове, © совет-
	окраиной  ©екззов —= советекие люди, строившие за-
	воды, сосружавшие Беломорско-Балтийсвий
канал. Повесть 0. Норина «Ha рубеже» п
пьеса, «Застава у Черного ручья» восвя-
шены жизни советеких погравичников.

Плодотворна работа поэта В. Гудкова;
автора ‘массовых. песен, взволвованных и
поэтичных, получивших. широкое pacnpor
етранение в народе. В. Гудков —=. неуто-
мимый собиратель замечательного: карель-
ского фольклора. Им записано, переведено
	  на русский язык и обработано много пе-
	сен, легенд и сказов. По. мотивам «Валева-
лы» о он написал: ен поэму
«Сампо». _

Интересно творчество т. а
Ги переводчика. Стихи Т. Гуттари проникя
	  нуты чувством глубокой любви к родине.
	Летом - 1941 гола -запылали в пожа-
	трах войны города и села Варелии, по“
	 строенные за годы советекой власти. Боль
Ще чем половина территерии республики
было временно оккутировано немецкими и
финскими фашистскими разбойниками. В
3TH тяжелые годы писатели были вместе
60 своим” народом — на переднем врае
жестокой борьбы с врагом. В первые же
дни войны, вашитая родину. © оружием в.
	руках, погиб один из популярнейших 10
этов республики Иван Кутасов, автор по-
эмы «Две жизни» и многих стихов. В пар.
тизанских отрядах, в частях  Советокой
Армии, в. редакциях фронтовых газет было
‘большинетво, писателей.

K 1945 roxy они оказались на самых
‘различных фронтах, во многих странах.
Одни дошли до Берлина, ‘другие кончали
войну на Дальнем Востоке — в Маньчжу-
‚рии и Ворее. И на фронтах они’ прододжа-
ли творческую работу. Н. Ёлименко, еще
будучи на.Украине военным корреспонден-
TOM, работал: над повестью. © _белозерских
подпольщиках. А. Иноземцев служил в
пограничных войсках и писал роман о
советоких разведчиках «Белые ночи».
Школу войны прошли и авторы Этих
строк. `В. Чехов написал роман «На пра-
вом фланге» — о пограничниках Карелии:
А. Тимонен, находясь в Австрии, начал
работу над повестью «От Карелии до Ват.
	ат», & цикл очерков «По Европе» закон-
	чил в Румынии. :
За годы войны выросли и новые Wuca-
	тели — Я. Ругоев, Н. Яккола, Ф. Tpodn-
мов, Л. Гренлунд, А, Иванов. В очерках,
рассказах» стихах они отражали героику
фронтовых будней и самоотверженного
труда своего народа в тылу.
	Война принесла республике неисчиелие
	мые белетвия. Фалтиетекие захватчики Pa
	SO0DHIH MHOTHe POpOZa- 060, рр
 заводы, бумажные комбинаты.

После победы трудолюбивый  карело-
финский народ с воодушевлением взялся
	за восстановление . хозяйства. В.’ гигант
скую стройку включилиеь и писатели:
Новый под’ем их. чворческой активности
	вызвали решения ILA BRU(6) по: вопросам
литературы и искуеетва. Нроизошел cepp-
	езный поворот. в темам еевременности,
появилиеь произведения, посвященные по-
слевоенному строительству: пъеса_Я. Руз

‘тоева «Огни Марикоски» — о строителях
электростанции, повесть Ф. Трофимова
«Электропильщики» — © новаторах-лесо-

рубах, поэма Б. Шмидта о пятилетнем
плане республики. Вместе с тем продоля
жается работа над новыми книгами о Bes
ликой Отечественной войне.
Можно сказать, что наша ‘молодая тие
тература сейчае на под’еме. Но она-то
трезво сознают писатели — еще очень от-
стает. от бурной, стремительной ° жизни
своей республики, своего народа.  Совер-
шенно обновилась земля Карелии. огромны
преобразования, совершенные на ней, ска-
зочен духовный рост ее преобразователей:
Ведь еще 25 лет назад люди не видели
здесь маптин, ели сосновую кору вмеето
хлеба, лечили друг друга «святой водой».
Теперь эти же’ люли, их дети строят элек-
троетанции, работают на предприятиях,
оснащенных самой передовой техникой,
живут в благоустроенных домах, ездят в
собственных автомашинах. ‘Среди них
	1 MBOTHO тысячи мастеров труда -— стаха-
	новцев-новаторов, инженеров, ученых.
Наша литература еще далеко не отра-
жает чулодейственный. процесс роста этих
людей. В творчестве писателей много не
достатков. Иной раз появляются. произве-
дения идейно неполнопенные.: недотаботан:
	ные, малохудожественные. Есть писатели,
	которые плохо изучают жизнь. Они see
еще описывают. Варелию, как; некий экзо-
тический об’ект, не замечая  пропешел-
тих и каждодневно происходящих в ней
изменений:

Образ нового советского человека, побе-
дившего фашизм, сделавшего свою страну
могучей, = непобедимой, должен стать
пентральным. образом наших произведений;
Это и будет нашей главной ‘задачей в Даль-
нейшей борьбе за партийность, за высокую
идейность литературы.
	каг “
Читатель нашей газеты тов. в. Казаков
	прислал в редакцию циеБмо, в котором жа-
ловался на’ то; что ‘за. разоблачение анти-
	государственной деятельности. ‘имелшей
места в рудоуправлении Сулюкта, входя.
щем. в систему Министерства угольной

зромышленности восточных _ paitonon CCCP
его уволили с работы. _
	Редакция сообщила об этом факте сек:
ретарю Ошского обкома коммунистической
партии (большевиков):  Киргизии,
	Заместитель секретаря + Ошского- обкома
	  тов, Юлир сообщает:

За околицу—в широкую жизнь «

И. АРАЛИЧЕВ.
			Сутки промчался поезд из Москвы на
северо-восток, потом день’ отгромыхала
`цо лесному тракту видавшая вилы полу-
‚ Торатонка, — и вот мы уже в селе Вож-

талы, Вировекой области. Сбюла  нелавно
	вернулся из заграничной экскуоеии пред-!
	седатель передового в области колхоза
«Красный Октябрь» TE. Прозоров. На не-
давней ‹ пражской выставке у стендов
«Красного Октября» толпились чехосло-
вацкие крестьяне. С не меньшим ‘интере-
COM и ‘вожгальны елушали расбказ: евоего
председателя о демократической Чехоело-
вакии, о Праге, о братеком славянском
народе.

` Среди слушателей Прозорова были его
односельчане — Учителя вожгальской
школы. Вожгалы — хорошее село, есть
тут и Дом культуры, и электростанция,
	радиоузел, ерелняя школа. И все же учя-.
	теля слушали с оттенком какой-то личной
обиды рассказ земляка. Мало, слишком ма-
ло видели вожгальские пелагоги, Большин-
ство из них никогда не бывало в Моекве.
_А ведь они учительствуют в передовом се-
ле: именно из вожгальской школы вышли
мастера. сопиалистического земледелия, ко-
торыми нынче гордится вся область...

Аркадий Александрович — скромный,
влюбленный в свое дело учитель — горя-
ч0 говорил мне:

— Вы только подумайте, какие у меня
ученики! Жадные к знаниям, энергич-
ные, смелые... Я должен презавлять Е
себе — учителю! — весьма высокие тре-
бования. Но вот я ‚астрономию преподавал,
‚8 сам ни разу в обсерватории еще не бы-
вал. А Новинки техники? Достижения co-
ветекой. агрономии? В моем положении я
все обязан знать! —

Аркалий Александосвич, поостыв, при-
знал, что: у него в Вожгалах есть и биб-
лиотека, новые научно-популярные книги,
методическая. литература... А В других
школах и этого ведь нет!

‹ Юлия Антреевна Нешкова -— пвепода-
‘вательнипа литературы —— в 1942. году
окончила бмутнинский учительский ин-
ститут, приехала в Вожгалы:

‚ — Могу ли я быть довольна своими
уроками, -— ‘спрашивает она,—еели зна-
ния мои только из книг? Я никогла
не бывала в`Третьяковекой галлерее, не
витала Кремля. мавзолея Денина..
	Мне довелось говорить с учителями 00-

лее глухих меет. Вера Нвановна Анисимо-
ва вот уже 17 лет учительствует в Гу-
сакове. Нет в её школе ни радио, ни хо-
рошей библиотеки. Детям нечего читать,
приходится вырезывать для них расска-
зы из «Пионерской правды» и клеить
«ЕниЖЕи-малышкн».. Вера Ивановна
побывала в Москве в 1931 году. © экекур-
пей выпускников Сольвычегодского пе-
датогического техникума: 17 лет прошло
с тех пор, А. этой экекурсии она не ва-
бела.
	— Я с левических. лет..готовила. себя‘
	Е Школьной работе, и я счастлива, —
„товорит Вера Ивановна: -— Ва 17. лет
«выросла» моя школа. выросла ия ©:
ней. Сидишь ночью при свете кероеино-
вой лампы, проверяень тетрадки: — ду-.
за’ радуетея каждой строчке... Но как
‘ебилно, когла нет радио, новых книг,
журналов. Ночему бы не установить та-
_ кой порядок: книгу, газету, журная — в
первую  очерель для сельсной  шнель!
В городе, в районном центре можно ведь
й самому сходить в читальню..

Много таких рассказов” а я во
время поездки по Кировской области. Bo
многих сельских школах нет радио. То-
ролским жителям трудно себе представить,
a это можно жить и работать без ра-

. Сельский учитель, лишенный ‘pa-
Е. “оторван от жизни страны, сужен его
RDYLO30D. Зачастую лаже песню с ‘детьми
вынужден он заучивать на елух, «по па-
мяти» какого-нибудь бывалого человека.

Трулно жить и работать сельскому учи-
телю’ без педагогической литературы. В
некотопых районах Кировской области на
30—40 сельских школ выписывают толь-
ko 3 экземпляра журнала «Начальная
школа». Зимой по заметенной снегом

= 5%. ея 7
	ЗА ОБРАЗНОВУЮ
`КНИГОТОРГОВЛЮ
	Есть на Мете
хороший город...
	На карту своих будущих странствий я
давно ‘нанее новгородекий город Боровичи.
Важлому — вое! Боровичи привлекали мв-
ня, видимо, потому, что в окрестностях го-
рода родился Николай Миклухо-Маклай.
Кстати сказать, место рождения великого
путешественника былю установлено» в точ-
ности линь в Ноеледние годы директором
боровичекого музея С. Н. Поршняковым.
QO Боровичах и Боровицких порогах прихо-
дилось читать в романе «Три страны света»
Н. Некрасова и Н. Отаницкого. (А. Я. Па-
	наевой-Головачевей). Неустанными трудами
	города и с такими людьми, как Радищев
и Суворов, Пржевальский и Брусилов...
  Ото семьдесят пять лет назад ВЕ
были возведены в ранг уездного горо)
  Ему был дарован замечательный герб —
золотое волнце в лазури и окованный ж?-
_лезом руль речного корабля. Нет спора,
это очень красиво, но такой герб. — уже
‚прожитая voporoM история...

Сохоаняшний тень Боповичей- это огром-

С. Н. Поршнякова телерь выяснены связи

— Примерно 400.000 учителей рабо-
тают на селе, — раз’яснил нам заведую-
щий культотделом Н; F. Луцкий. — А
путевок несколько тысяч, Нынешним
Летом наша экскурсионная база примет
в Москве 4.000 учителей, столько же —
Туристеко - экскурсионное управление
ВЦСПС, 1.000 — Министеретво ° путей
сообщения, За лето побывает в Москве,
„екинграде, на Кавказе в экскурсиях
10.000 учителей. :

Приказ министра ‘просвещения РСФСР
обязал Bee отделы народного образования
и министерства просвещения автономных
республик разработать совместно е проф-
союзными организациями маршруты: внут*
риобластных и дальних учительеких экс-
	курсий и оказать им помошь и  содей-
ствие.
Московскому городекому, Ленинградеко-
	му городекому, Крымекому областному и
Краснодарскому краевому отделам народ-
ного. образования приказом министра.
предложено вылелить на летний  периол.
школьные помещения для организации B
них срехлствамя  профеоюзов общежитий.
для экекурсантав: в Москве на 3.000 эке-
	тропе вынужден шагать сельский учи-
тель по 15—20 километров, чтобы полу-
чить номер журнала.

= Нужны книги! — говорил мне учи-
	тель Сомнинекой начальной школы Вла-
	димир Михайлович Ворончихин. Его шко-
ла — в 30 километрах от районного
центра; деревня окружена лесами. Рабо-
	тает Борончихин один с четырьмя клас-
	О:

— Озень хочется приобрести прием-
НИЕ, — рассказывает Ворончихин о своей
заветной мечте. — И деньги у меня есть,
но где его достать? В кооперации нет,
обращался в обком профеоюза—там тоже
не знают, каж помочь...

Заведующий Кировским областным от-
делом народного образования А. С. Ходы-
рев, сельский учитель с 25-летним ста-
жем, с гордостью рассказывал мне, как
й в этих трудных условиях настойчиво
Учатся сельские учителя, как заочно кон-
чают. высшие или средние педагогические
учебные заведения, усердно посещают летом
методические конференции и курсы по пе-
реподготовке. За последние три гола в Ви-
ровской области 1.100 учитвлей заочно
	окончили педагогические училища.  Сей-
чае учится заочно в педучилищах еще
800 человек. Кроме. того. 1.700 yanre-
	лей учится заочно в учительских и пе-
дагогических ‘институтах.

— Страстная. тяга к уч6бе! — заяв-
ляет тов. Ходырев, — Но, — продол-
жает ов, подумав, — мы обманули бы
себя, если бы решили, что все благопо-
лучно.

В Кирове довелось мне побывать Ha
курсах по переподготовке учителей на-
чальных школ.. Срок обучения—25 дней.
Й вот что любопытно: за это время сель-
ский учитель, вызванный из далекой
	лесной деревни, ничего не ‘узнает кроме.
	методики, методики и методики, Ha посе-
щение театра, музеев, на лекции по по-
литическим темам, по искусству не
отведено ни времени, ‘ни средств. Забы-
вают 0 том, что учитель без кругозора,
учитель, не выходящий за околицу своей
деревни, рано или поздно отстанет от
Жизни.
	Почему же так мало. сельских учителей.
	видит собственными очами  кипучую
жизнь советской страны? Почему многие
	из них Москву никогда не видали? Разве
	Так уж трудно организовать экскурсии
для учителей? Разве нельзя договориться
в ралиопромышленностью о выпуске при-
емника, доступного каждому учителю?”

° Нет, это не трудно сделать! С кем бы
мы ни беседовали, ‘все учителя отказы-
ваютея от льготных путевок.

— Мы за свой счет хотим ехать! У
нае есть деньги! Нужна только уверен-
ность, Что, появившись на под’езде ‘мо-
сковского вокзала, мы найдем. где при-
клонить голову с наступлением ночи! А
приемник? [ue ero купить. как его выпи-
	сать, да так, чтобы не обмануться?

В Вировской области на 19.000 учите-
лей получено нынче... 35 экскурсионных
	путевок. Меньше одной путевки на 5007
‘учителей! 140 учителей отправятся еще
	в экскурсню по реке Вятке на пароходе,
да две-три сотни учителей побывают за
лето в областном центре. И это sce!
Председателя обкома профсоюза, pasoran-
ков начальной и средней школы А, Д. Де-
	вятову осаждают учителя. & CHa отвечает:
	—. Нутевок не лают! Но, знаете, когда
я была в Москве. я ночевала в таганеком
Доме учителя. Учитель может переноче-
вать за 5 рублей, ему там и консульта-
пию дадут, — куда пойти, что поемот-
pers... -
Вот и все советы, какие может дать
Девятова. :

-. Taxol me рой учителей, жаждущих
увидеть жизнь страны, но только много-
кратно увеличенный. увидел я в летние
дни в Москве, в ПК профеооюза работников
	начальной и средней школы РСФСР.
—————— =} 1 FHL SURTUHLU PESTA HU ELA SET TL TERETE EPEAT TTT
	Е ЗЕ ЕЕ а 5
курсантов. в Ленинтоаде на 1.500, В ный комбинат «Красный керамик», знаме-
flare a B Comm по 500, нитые огнеупорные глины, огромные Каме
ие ра. ‘epam, ноломни, гле добывают известняк исклю-

© aE Re чительного качества, угольные разработки,
Коми АССР, Вопонежской,  Сверхловекой. - J p

сплав превесины по быетрому руслу Меты.

»

‚ Боровичане — горячие патриоты род-
ного горола. Раньше я предетавлял себе
Боровичи захолуетным городком, вроде
Старой Ладоги, Белоозера. Но я ходил по
белокаменному городу, раскинувшемуся на
высоком берегу Меты, тороду-красавцу ©
	большими зданиями и прямыми улянами.
	Через Мету перекинут сквозной  металли-
ческий мост. Он украшен матовыми лам-
пионами, и вереница белых круглых фона-
рей, начавшаяся у входа на мост, тянетея
вдоль широкой главной улицы...

От начала моста до берега Меты, на
когда-то пуетопорожнем месте, у подножья
мостовых ферм разбит новый сквер.

Не только ценгр города, но и боковые
улицы и переулки ‘украшены тротуарами
	‚ Из разноцветных керамических плит, Имен-
	но украшены, иначе нельзя сказать 09
этих гладких пешеходных дорогах. И
много раз вам придется шагать по надии-.
сям на плитах. Надпиеи гласят, что тро-
туары из огнеупора. проложены” по почину
‘общественности комбината «Красный ке-
рамик». Сорок тысяя тротуарных паиток
‘изготовили из ‘отходов рабочие. -

Я иду по разноцветным плитам в центр
Боровичей, над которым господствует здание
театра е белыми колоннами, которое. могло
бы украсить любой областной город нашей
страны. Здесь раскинулся большой оквер с
густыми деревьями и пветущими, газонами
WH клумбами,

Улипы  Боровичей чисты. Ha tpo-

туарах и мостовых нельзя увидеть мусора
	или окурков, Киоски, павильоны, помеще-
	ния торговых и бытовых преднриятий, за-    НЫ © Ут
боры и кровли харотто пократрятт ских богатырях.

Молотовской и Омской областей, а также
из Красноярского края, Грузпи,  Азербайд-
жана и Дагестана.

Всего в столице на базах ЦЕ префеоюза
работников начальной и средней школы
и Туристоко-экскуренонного  управленяя
ВИСПС находится сэйчае более 500 учл-
телей-экскурсантов.

Отличное начало! Но ив ЦЕ профсоюза
согласны с’ тем, что можно сделать больше:

Председателя ЦК союза К. В. Олюнина,
выслушав наи’ рассказ о встречах с ки-
ровскими учителями, призналась:

— Да, в поошлом голу мы сдерживали
нарол. Но сейчас уже ничто не лимити-
рует — ни питание, пи проезд по желез-
ным дорогам, ни места в общежитиях.
`0бо всем можно договориться. Мы прояви-
ли робость — можно сделать больше!..
Мы сидим с ней, не спеша подечиты-
ваем реальные силы и мечтаем. И вот
‘уже поедседатель ПВ говорит:

— В Москве 25 районов. Если выде-
лить в каждом районе хотя бы по одной
школе для приема экскурсантов, то
можно принять дополнительно еше 10—
12 тысяч учителей. А если вылелить по
лве школы? А Дома учителя? Общежития
вузов? Ла мы можем в летние дни бук-
вально навотнить Москву сельским учи-
тельством! Нужно только взяться за де-
ло!.. Учительство столины охотно пойдет
навстречу свиим товарищам, мечтающим
побывать в Москве. У нас Уже и опыт
есть — в дни 800-летия Москвы столич-
ное учительство приняло немало экскур-
вий из разных уголков страны. Были
случаи, когда ‘столичные Учителя разме-
шали своих товаришей у себя на дому...

Надеемся, что ПК профсоюза работникав
начальной и срелней школы, подлержазтный
	Министерством просвещения, столичнымя
педагогами, осуществит эти замыслы.
Мечты =— мечтами. а пора взятьея 32
	практическое дело! Кажхое лето улицы
Москвы, Ленинтрада. других культурных
центров страны должны заполнять сель-
ские учителя. :

Но этого мало. Понимает ли Милистер-
ство просвещения, чем грозит отсутствие
педагогической литературы сельской игко-
ле? Чувствует ли каждый райком партии
ответственность за расиределение книг и
газет в своем районе? Нало удовлетворять
в первую очеъзедь, лаже за счет: районно-
го центра, учителей отдаленных школ.
Наша монная радиопромьитленноеть долж-
на обеспечить в ближайшее же время
сельские шкоды: недорогими, ‹ наежными
ратиоприемниками.

Нало помочь сельскому учителю  по-
скорее выйти за околипу своето села fi
окунуться в бескрайнюю, как океан,
Жизнь своей страны. :
	ев0ей родине, новосибирцы -== книгу CBO
его писателя. >

Допустимо ли такое мествичество? Her!
Не наше лело подсказывать Когизу, как
изменить эти ненормальные порядки.‘ На-
ша задача побиться, чтобы хорошую RHAry
о Сибири могли читать по всей стране
Советов, чтобы книгу о Кавказе, Певол-
жье могли читать в далекой Чукотке и
Азербайджане. Мы против тематического
местничества, искусственно создаваемого
Вогизом. Надо изменить систему книгообо-
рота, вывести Ha веесоюзный книжный
рынок излания областных издательств.
	Тлеб Пушкарев, А. Шатунова—област-
ная библиотека; Л. Паршкова — детская
центральная библиотека; В. Вергунова—
железнодорожная школа № 1; Ив. Ко-
паев—ремесленное училище № 4; К. Кли-
менко — библиотека имени Толстого и
другие (следуют 13 подписей).

НОВОСИБИРСК.
	деление Союзпечати имеет на формальном
учете 530 почтовых отделений, которые
вроде бы должны заниматься раепростра-
нением ‘литературы. Но они не  раетро-.
страняют книги по простой причине: . рас-
пространять-то нечего, книг нет... Ha-
чальник Областного отделения Союзпечати
тов. Абрамов говорит, что вместо книг ему
в киоски приёлали .бэльшое количество
кинопленки для детских  киноанпаратов,
а вот аппаратов — ни одного!

Центральное управление  Союзпечати
направляет к вам на север книги по пче-
‘поводетву, птицеволству п тому подобную
литературу, пригодную для районов сред-
ней и южной полосы.

Союзпечать не может” договориться ©
конторой Когиза о совместном распростра-
нении книг Архангельского издательства. `

Пора перестать «отсиживатьея» в Ар-
хангельске, надо стряхнуть с’ с6бя лень,
неповоротливость, бюрократическую. епяч-

ку, пойти с. КНИГАМИ 8   ballon, к народу!
. К.. КОНИЧЕВ
		боры и кравли хорошо покрашены. свих оогатырях. ©

В чем же «секрет» образцового блам- Народные певцы м сказители, храня
устройства рядового районного города классическое наследие прошлого, создают
страны? Все граждане принимают активное евсе больше произведений, отражающих на-

участие в преображении Боровичей. Пред-
седатель горсовета тов. Кузнецов — ини-
циативный, энергичный работник. Ему по-
могают 86 уличных комитетов города, в
которые входят 593 жителя, — рабочие,
домохозяйки, интеллигенты. Например, 00
предложению председателя комитета улицы
Калинина И. А. Умова, жители” провели ре-
монт дороги, моста, тротуаров. На Новосе-
линкой улице трудящиеся посадили  дере-

ВЪЙ, ПОЧИНИЛИ И ‘покрасили аа калит-
ки, ворота.
	У Боровичей — огромные возможности.
	дальнейшего, расцвета. Местное сырье —
великолепный материал не только для по-
	CTDOHRA пешеходных дорог, но и лла вая-
	ния статуй, ваз архитектурных деталей.

Ученые-керамики Боровичей трудятся
гейчас нал восстановлением забытого «се-
крета» производства пирогранита. _ Этот
замечательный монолитный . вид борович-
ской кепамики изобрел когда-то местный
гончар Матвей Никитин (Веселов).

Вели тайна багряного пирогранита бу-
дет открыта вновь, нани зодчие, ваятели
н художники получат бесценный матери-
эл. А сами Боровичи поставят тогда памят-
ники, которых пока еще нет в городе, —
изваяния Суворова, Миклухо-Маклая...

Й, может быть, лет Через десять -путе-
шественник, посетивший город над Метой,
будет спускаться к быстрой реке но пиро-
гранитовым ступеням набережных, отра-
	вающих северное солнце...
БОРОВИЧИ.
	iy эпоху. Очень талантлива была недавно
умершая сказительница А. М. Иакова,
она горячо откликалась на события’ новой
Жизни. Сказительница © района Калевалы
М. А. Ремеу тоже создала много ‘песен и
сказок, посвященных советской лействи-
тельности. Сказительнина Ф. И. Быкова,
депутат Верховного ‘Совета _ Карело- Фин-
ской ССР, ныне прославляет в своих ска-
зах новую сталинскую пятилетку. Яркие
‘былины о новой пятилетке создает М. В.
Рябинин.
Только после. Великого. ао Mor
встать вопро и о ) amrepaType карельского’
народа.
Молодая aureparypa Raperau ветретила
на евоем пути много трудностей и. изпы-*
таний. Буржуазные  наппоналиеты пытз-
лись протащить враждебную, чуждую кз-
рело-финекому. народу идеологию. веячески
тормозили развитие национального по
форме, сопиалистического по содержанию
искусства. Потребовалась усиленная борь-
ба за чистогу и. пдейность литературы.
Путеводной звездой в- этой борьбе. служи-
ло для нас творчество великих. русских
классиков и Мастеров советской литера-
туры. -
Первые книги ` карело-финоких писате-
лей рассказывали о том, как народ завое-
вывал свое счастье — «сампо». Писатели-
революционеры —=^4.7 `Нумми, - ^поэт-рабо-
чий С. Мякеля, поэт-лесоруб М. Руганен в
стихах, в пьесах, очерках- с большой - еи-.
лой осветили период революционной. борь-
бы народа за советскую влаеть. Армае Эй-
кия, финский большевик, в стихах и по-
эмах создал яркие образы революционеров.
Несколько повестей и романов принад-
лежат перу А. Линевекого. Особый. интё-
пес представляют ем роман «Партизаны
Беломорья», повествующий о борьбе про-
тив иностранных интервентов, и ‚повесть
«Тогда на Ладоге» — о боях с белофин-
скими захватчиками.
Основная тема творчества писателя
С. Норина — социалистическое строитель-
ство республики. Герон ето очерков и рас-

Е а

Редакция «Литературной газеты» получи:
ла письмо читателя тов. Соломина, сооб-
щающего, что в Бабушкинском районе Во-
логодской области не чтут памяти И. В.
Бабущкина, именем которого назван район.
	Это письма было направлено в Вологодский.
	обком БКП(б). — .

Секретарь Вологодского обкома тов. Кар-
ташоз сообщает редакции:

Вологодским обкомом ВКП(б) и -Ba6yu-
кинским райкомом партии принимаются ме-
ры к устранению велостатлков. отмеченных в
	письме тов. Соломина.

Партийным кабинетом и ыы
учреждениями района будут проведены лек-
ции и беседы для населения, оборулуются.
выставки, посвященные жизни и революци.
онной деятельности  большевика- -ленинц ua
И. В. Бабушкица. . :

Из. областной библиотеки B Бабушкин:
ский район направляется специальная биб-
лиотечка-передвижка, В Вологодском и То-
темском музеях оборулуются стенды, посвя-
щенные И, В. Бабушкину.
	Снять межобластные кордоны!
	отделений прежде всего выполнения плана
розничной продажи. >

Новосибирское отделение Когиза провело
интересное начинание; Оно разослало в
400 магазинов Когиза печатные планы Но-
восибирекого издательства, открыло’ прием
заказов на книги, изданные в а
ске. РЯ

Подечет показал, что о oT-
деление Когиза должно будет отдать своим
соседям не менее 30 проц. книг, изданных
в Новосибирске. Казалось бы, радовать”я
этому надо! Книга вышла за пределы 0об-
ласти. Но по существующим порядкам эти
книги ве будут записаны. в актив Новоси-
бирского отделения, в его доход, в вЫпол-
нение им плана продажи.

Вот почему книга Смердова не попадет
в Кемерово и Новосибирек. Читатели Гор-
ной Шории не смогут прочесть книгу о
	В Иркутске вышла книга новосибиреко-
го писателя А. Смердова «В стране Теми-
ра» — о Горной Шории (Кемеровская 06-
ласть). Естественно, что читатели Веме-
ровской области заинтересуются: этой: кни-
той и захотят ее прочесть. Можно ли nor’
слать эту книгу из Иркутева в Кемерово?
Нет, нельзя!

Книга стоит 47 рубля. Допустим, что Ке-
мерово закажет 1.000 экземпляров. Hp-
кутское отделение Когиза, оплатив стои-
мость книги областному издательству, &
также транспортные расхолы; ровно’ на
4.000 р. недовыполнит план розничной
продажи книг. Таким образом, сейчае пе-
редача хорошей «ходовой» книги другому
книготорговому отделению уменьшает воз-
можноеть местного Когиза выполнить план
продажи.

Между тем, Когиз npesyer ¢ от областных
	Далекое беломорекое побережье, край
‘седой старины... Большое селение Ненок-
са. Нятьсот лет назад шведы сожгли Не-
ноксу. Храбрые поморы отразили врагов
и снова отстроили село. В наше время в
Неноксе — крупный, зажиточный рыбо-
_ довецкий колхоз.

Y самого Полярного круга — ‘деревушка
Зелотица. Здесь в рыбацком колхозе жи-
зет известная сказительница Марфа Крю-
	кова. Лальше на север. за Мезень и Пе-
	‚ чорой, — древний ПНустозерский «острог»,
‚ где сожжен был на костре замечательный
- цисатель, упрямый протоноп Аввакум.
Везде по северным поморским селениям
ныне живут и промытиляют колхозники-—
рыболовы и зверобои. Моторный рыбацкий
флот, механизированные орудия лова за
тоды советской власти пришли на смену
примитивным способам добычи на промыс-
лах. В деревнях выросли новые школы,
	ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА

9 —— 59
	ОБИДНО ЗА РОДНОЙ
‚ТАМБОВ
	  Сейчас. лето—лучшая пора для блато-
‘устройства сел и городов, Ho y нас, в_Там-
бове, никто 0б этом не заботится. Любимое
место отдыха тамбовнев — набережная
‘реки Цны — представляет собой жал-
кую картину: вал осыпается, ‘по аллее
бродят козы, деревья ‘и кустарник полома-
ны, скамеек нет: _

Захочешь искупаться — располагайся
на берегу: на реке нет ни одной купаль-
ни; А ведь прежде были здесь хорошо обо-
рулованные пляжи. Есть, правда, две ба-
ни, но одна из них почти всегда закрыта,
иЗ-за отсутствия топлива.

Существует в Тамбове трест зеленом
строительства, HO деревья, посаженные
трестом, торчат вкривь и вкось и не ого-
рожены. ‹ Улицы  тамбовекие  позаросли
травой, через канавы-——ни одного мостка.

Около: вагонного завода был великолеп-
ный парк, была эстрада, где по вечерам
играл оркестр. Сейчас этот парк погиб —
завален. шлаком ил заводекими отбросами.

За водой у колонок постоянные очереди.
`Бывает-и так, что колонка сломается, и в
течение недели, a TO м больше, заливая
‘тротуары, хлещет. вода.

“Мне -больно за свой город, за то. что нет
B HEM настоящего хозяина-патриота: А. как
много. можно было бы сделать, каким кра-
хивым и удобным стал бы Тамбов. если
	бы мобилизовать общественность, при-
влечь к большому -- ‚ делу, благоустройства
  вашу MOROIEM.

Cy К. РОЛИОНОВ
		Архангельские «сидельцы»
	клубы, библиотеки. зажиточно живут сей-
час поморы. Гол от года растут культур-
ные запросы рыбаков, лесорубов. Но беда,
что отовеюду из отдаленных углов Архан-
гельской области слышны жалобы на т6,
что туда не поступают в продажу книги.
Избач из Лямцы Роман Латухин пишет,
	что деревни на побережье Онежекой гу-
	бы не охвачены книготорговлей, редко ту-
да привозят книги.

Марфа Крюкова жалуется, что книгами
у них на Зимнем берегу Белого моря’ не
торгуют, и просит прислать книги ее «про-
певаний», которых нет. на родине скази-
тельнины.

Да что говорить 06 отдаленных putto-
ловецких колхозах и лесопунктах, °котда
даже вблизи Архангельска, на бумажном
комбинате, изготовляющем бумагу для
восемналпати книгоиздательств, несмотря
	на многократные просьбы рабочих, нет
  книжного киоска!
Из лвалцати семи районов области
	Только в оливнатватя. есть киоски -(С0103--
	печати и магазины Вогиза. Областное от-
	110 следам неопубликованцых писем
	  Kasakos B. B. a0 указанию обкома при:
казом управляющего рудоуправлением Су-
 люкта 3 июня был восстановлен в должно:
  сти заведующего лесным склалом. 28 июня,
10 личной просьбе Казакова, он назначен

ревизором движения: Транспортного отдела

этого же рудоуправлелия. -
	Сигналы Казакова” о жульничестве. от.
дельных работников рудника Сулюкта
подтвердились. Винозные привлечены к уго-
ловной ответственности: