Хорошая книга
н плохое
предисловие
	Ee

—

Sree ed om

Se Fee hl

Рамлюн [vac Санчес, автор романа
«Нефть», недавно вышедшего в русском
переводе, по праву занимает видное м-
CTO не. только среди передовых писалелой
‘ето  родины-—Венецуолы, но и всей  Ла-
‘тинской Америки.

В литературу Санчес пришел вооружен»
ный опытом революционной борьбы. Сын
‘чернорабочего, OH рано познакомилея о
условиями каторжного труда, нищеты. п
голода, царящими в подавляющем  боль-
шинстве стран Латинской Америки. Рабо-
Tad на нефтяных промыслах венецуэль-
кого отделения «Ройял. датч», Санчес на
себе испытал все прелести чудовищного
эксплоататорского «режима смерти», Ак-

тивный участнию движения борьбы против

диктатора Венедуэлы Хуана Висенте Го-

Meca, послушного лакея США, Санче в
1928 году был присужден в двум годам
заключения в крепости и к пяти годам
последующей ссылки. В столипу Венецу-
элы — КБаракас—Санчео смог вернуться
телько после смерти Гомеса.

Рамон Санчес смело’ вторгаетея в жизнь
й своим творчеством показывает пример
передового. ‘‘писателя-борца. Он активно
участвует в политической жизни страны
Его правдивое слово раздается в защиту
чилийского поэт» Пабло Неруда, _ преелеч
дуемого фашистами. Он раз’яеняет в 680

ей стране все значение ВЫДВИЖЕНИЯ Tens

pu Уоллеса кандидатом на пост mpesnyen~

та США, организует общественное мнениз

для его поддержки.
“Роман «Нефть» был задуман Санчесом
в годы вынужденного пребывания в сз
лении Кабимас — месте ero. ссылки. Raw
бимас ‘и становится центром действия ро“
мана. На примере этого нефтяного горолз
ка, ставшего в силу художественного
обобщения символом всей Венецуэлы в
начальный период захвата иностранным
капиталом ее природных богатств, автор
правдиво и выразительно показывает, что
‘уготовили странам Латинскей Америки ce-
веро-американские монополии.
‚ Это честная и талантливая книга, еры-
вающая маску © лица волонизатора-янеля,
Толол, нужда, разврат, попирание вех

законов человеческой морали,  свирепая

расовая дискриминация — вот что амери-
канский империализм принес с с0бой в
Венецуэлу.

-Поднимая pag comma:ibuo-neauTaseckns
проблем, связанных с нефтью, Санчес -да-
вт богатый познавательный материал 06
эвопаноии монополий США зв. Латинской
Америке. Этот роман, рассказывающий ©
прошлом, не потерял актуальности и в
наши дни. В книге наглядно показывает-
ся, что, по существу, таят в себе пыш-
ные декларации всевозможных межамери»
канских конференций, вроде. имевшей ues
давно место конференции в Боготе.

Санчеса, пожалуй, можно упревнуть в
том, что в некоторых эпизодах книги, ри-
вующих мрачное «сегодня» венепуэльских
рабочих, он допускает некоторую идеали-
зацию старой полуфеодальной. Венецуэлы.
Это серьезный недостаток книги. Но это
линть частное упущение. Главное в книге
то, что она ярко и убедительно демонстри-
рует, к чему на деле приволит циничная
политика северо-американского империз-
лизма в малых странах.
	Боздавая должное инициативе, прояв-
ленной Государственным издательствам
иностранной литературы, ‹ выпуетившии
	«Нефть» в хорошем переводе А. Сиповича,
нельзя не выразить удивления по поводу
предисловия, которым издательетво «укра-
‹ило» этот роман. Автор предисловия
Н. Возюра проявила просто поразительние
невежество. Видимо, имея очень смутное
‘представление o творчестве Рамона Санче-
ca и его биографии или же нарочито пре-
небрегая фактами, Н. Козюра на основа-
нии собственного, отнюдь на глубокого
анализа книги поспешила зачислить Сап-
`Чеса в ряды чуть ли не рвакционеров. В
своем предисловии она весьма Тазвязно
приписала  передовому  прогрессивному
писятелю «искажение  тействительноетя»,
«противоречивость,  незрелость и даже
реакционность социальных взглядов».
Ошибочные «умозаключения» автора
прелисловия, конечно, не прошли бы мимо
внимания редактора, хотя бы элементарно
знающего латино-американскую литерату-
И здесь-то выясняется любопытная
деталь: редактором книги Санчеса являет-
ся все та же Н. Козюра..
Государственному издательству иност-
ранной литературы следовало бы отно-
ситься более серьезно к изданию книг
иностранных прогрессивных писателей.
	Рамон Диас С-`чес. «Нефть». Роман.
Сокращенный перевод с испанского А. Си-
повича. Государственное издательство
	иностранной литературы. 1948 год.
		ивная партия /

Вначале реакционеры и большая чаеть искусно превращен «в приложение к ми-

американской прессы пытались высмеять
выступление Уоллеса, об’явить ето самого
чуть ли не сумасшедшим; но вскоре они
были вынуждены резко изменить тон. Дви-
жение за создание третьей партии ‘шири-
л06ь по веей стране. На дополнительных
выборах в одном из округов Нью-Йорка —
Бронксе в палату представителей был из-
бран сторонник третьей ‘партии . Изаксоя.
Во всех штатах создавались местные орга-
низации будущей прогрессивной партии и
mex chop подписей нод петипиями о ВКЛЮ-
чении новой партий и Уоллеса В ‘пабира-
тельные спиеки штатов.

От попыток высмеять возглавляемое » Yor-
лесом движение. вотревоженная реакция бы-
стро’ перешла к. провокапиям, созданию ‘но-
мех, а кое-где и в открыто. террористиче-
CRAM методам подавления этого движения.
‚На руководителя `камтании за’ избрание
Уоллеса было совершено нападение; кан-
дидат в вице-президенты от третьей партии
`сеналор Тэйлор был арестован, а самого
Уоллеса во время его предвыборной поездки
по стране‘не раз пытались лишить возмож-
ности проводить пресе-конференции. Шо-
мимо этого, участники митингов, на кото-
рых выступал. Уоллес, но пре-
следованиям. : г.

Убедившиеь в том, что эти меры все же
не дают ожидаемых результатов, правящие
круги США пошли на. гнуснейшую .прово-
кацию, стараясь во чт бы то ни стало
очернить растущее движение. Мы товорим
06 аресте руководителей американской ком-
партии по обвинению. в «конспирации».
Неуклюжая полицейская провокация была
немедленно, разоблачена Национальным K0-
митетом компартии США. В своем заявле-
нии для печали она векрыла истинные на-
мерения. реакции: ‚ «Напугалное растущей
поддержкой кандидатур Уоллеса и Тэйлора,
руководство демократической парлии  пы-
тается оклеветать новую партию, Kak
«преетупную», ибо’ среди противников’ двух
старых партий Уолл-стрита и выдвинутых
ими кандидатов имеются коммунисты, ко-
торые со всеми пругими прогрессивными
силами также поддерживают новую народ-
ную антивоенную партию»,

С’езд сторонников новой партии, состо-
явшийся в Филадельфии,  неопровержимо
доказал, что силы. прогресса и. демократии
в (Ша раскут, несмотря на все. прееледа-
вания и террор. властей; больше того, са-
мим фактом создания прогрессивной пар-

тии и выдвижением кандидатур Уоллеса и
Тэйлора лагерь прогресса и демократии от-
крыто об’явил борьбу против лагеря реак-
ции, фашизма и разжитания новой войны.
	Давая согласие . на выдвижение своей
кандидатуры от прогрессивной партии,
Уоллес произнес речь, в которой подверг
уничтожающей критике политику прави-
тельства Трумэна; ‘назвав’ предательством
политику, которую проводил Трумэн после
смерти Ф. Рузвельта. «В Гайд-парке они
похоронили нашего ‘президента, a B Ba-
TUHETTOHE они похоронили наши мечты.
На другой день после” смерти Рузвельта
в-Белый дом вступил Трумэн. а: через
46 дней в Белом доме уже был Герберт
Гувер. Это был нериод приходов и уходов.
В правительство.’ пришли призраки вели-
KOH депрессии, представители банков и
нефтяные дипломаты, „В. правительство
вошли генералы, & ушли. люди, разрабо-
тавише планы социального обеспечения и
федеральной. программы жилищного строя-
тельства...» Напомнив, что он давно
предупреждал Трумэна о  гибельноетя.
«жесткой» политики. по отношению в
СССР, . Уоллес заявил. то за послелние два
	департамент был
	года  государетвенный

нистерству обороны», в результате чего
США идут от кризиса к кризису.
_ Уоллее назвал республиканцев и демо-
кратов «партиями могильшиков» в связи
© тем, что кандидаты атих партий <обя-
‚зались поддерживать политику военщины,
крупных финансистов, политику милита-
ризации и империализма, политику, о на-
брасывающую ‘саван на жизнеутверждаю-
щий, спасительный курс, намеченный
Франклином Рузвельтом для „вашего ‘по-
слевоенного мира».

Co своей стороны Уоллес заявил, что
‚я принял на себя ряд обязательств при
выдвижении ето кандидатуры. Эти обяза-
тельства являются, в сущности, основными
пунктами программы . прогрессивной пар-
тий — ограничение монополий, перегово-
ры с Советским Союзом, содействие укреп-
лению мира и Организации Об’единенвых
Наций, оказание действительной помощи
народам,  постралавитим от войны, борьбз
против реакционного закона Тафта-—Харт-
ли, против инфляции, против обязательной
воинской повинности, за обеспечение пре-
старелых и освобождение молодежи от
страха войны. :

Беспошадно разоблачая политику запу-
гивания «красной опасностью», широко
‘применяемую в США ортанизаторами «ан-
тикоммунистической истерии», Уоллес за-
явил: «Американский народ хочет иметь
меньше «красных вопросов» и больше
красного мяса, и он заелуживает этого.
Миллионы людей знают и миллионы дру-
гих людей должны понять, что не Кремль
и не коммунисты повысили цену на моло-
0 до 24 центов за кварту, а цены на
мясо до 1 доллара 30 центов за фунт и
Что до этого довел нас «красный вопрос»,
но не красные».

Избирательная кампания в США воту-
пает в решающую фазу. Теперь, после
с’езда прогрессивной партий, утверждения

ее программы и выдвижения ее кандида-
	тов окончательно определились и размеже-
вались две силы. два лагеря, между кото-
рыми идет избирательная борьба, —лагерь
реакции, раздираемый внутренней грызней
реснубликанцев и демократов за власть,
за места. в государственном‘ аппарате, и ла-
терь прогрессивных сил. Борьба между
этими двумя лагерями булет усиливаться
и обостряться по мере приближения дня
выборов. 3a прогрессивной партией
	стоят значительные силы. У Hee
есть немало сторонников во всех частях
страны = от Тихого ‘океана до беретов
	Корней ЧУКОВСКИЙ
	 юолный карман пошлости
	это я не заметил!) напечатано такое 3a-
тлавие*

«Армия смеется».
	Думайте сто лет, ни за что He  доду-
маетесь, почему, например, вам следует
завидовать рыбам, которые палешутся у
самого берега? Потому что там же, у 06-
pera, купаются полуголые женщины и
рыбам никто не мешает рассматривать. их
во время купанья.

Все это, напечатано в том американском
журнале,” на обложке’ которого сказано:
	«Полный Варман Развлечений»
	Не стану пересказывать сюжеты рисун-
ков, что красуются на разноцветных 0б-
	ложках журнала. У журнала имеется це-
тая плеяда художников,  спепиализиро-
	лая Плеяда художнивов,  спепиализиро-
вавшихся на подобных рисунках.

Так и кажется, что этот журнал из-
дается ° каким-нибудь  вовамериканских
	Дается ° каким-нибудь  всвамериканским
трестом домов ‘терпимости, заинтеребован-
	ным в расширении клиентуры. -С упор-
ным постоянством оекламирует он’ свой
	HEIM постоянством рекламирует он’ свой
однообразный «товар» — своих блонди-
нок, брюнеток, шатенок, в которых, судя.
по его зарисовкам, атрофировано все, кро-
	мо Ноа.

Н.
Конечно, в журнале эсть и другой ма-
	‘териал. Нет, вапример, Такой KHUWGE-
ки, где не изображались бы по не-
скольку раз грабители,  банлиты и
	‘гангстеры. Б журнале есть художник Джо
`0окс, который сделал изображение. гант-
стеров: своей специальностью и неустанно
зарисовывает из номера в номер их
бычьи шеи, их низкие лбы, их черные
маски, воровские отмычки, револьверы.
Эта уголовщина до такой степени . пора-
ботила художника, что даже в тех редко-
етных случаях, когла он рисует тетей.
	он тоже наделяет их бандитекими лицами. .
		BCE ACTH,
H206Da-
	Вообще (замечу мимоходом)
фигурирующие в этом журнале,
	жаются в виде кретинов и выродков. В
каждом номере отводятся три-четыре
страницы  сиециально для  глумления
нал ними.
	Воть и еще постоянный отдел: кулач-
ные бойцы и боксеры. Впрочем, их также
не отличинть от бандитов: такие же скот-
ские лица, с подбитыми глазами, в крово-
подтеках и струпьях.

Вообще = всякие членовредительства,
драки, побоища служат для этого милого
органа неиссякающим ‘источником юмора.
Вот. раз`яренная дама схватила тяжелую
скалку и колотит. своего мужа по черепу.
Вот анекдот об изувеченном муже, которо-
Го, после такой же супружеской драки ук-
лалывают на больничную койку. И снова
картинка: какие-то двое жадно прильну-
ли к стене и, улыбаясь, прислушиваются,
	В последние дни в Соединенных Штатах
Америки произошло событие, значение ко-
торого трудно переопенить. На плоисходив-
шем в Филадельфии с’езде представи-
телей различных слоев американеко-
то населения, прибывших со веех концов
страны, образована ‘новая политическая
партия — партия сторонников мира и
демократии, принявшая официальное на-
звание «прогрессивной партии». Она про-
тивопоставила себя обеим старым полити-
Чёским партиям — демократической и рес-
публиканекой и вылвинула своих канти-
	латов на пост президента и вице-презилен-
	ta —— известного политического деятеля
Генри Уоллеса и сенатора Глена Тэйлора
и утвердила свою избирательную . про-
	трамму.
	причем слово «Армия» на первой. стра
нипе выкооено из национального флага

нице выкроено из. национального . Qdlala
СТА. —.

Оказывается, этою духовною пищею
трумэновекие Соединенные Штаты  пот-
чуют в настоящее время своих нежно
‚любимых еолдат.

Меню составлено с такой изумительной
ловкостью, что, должно быть, сам Омар
Бредли — начальник штаба американской
армии — восхищается им, как произведе-
нием искусства. На первое —— «девочки»,
герле. На второе-—кулачные бойцы и бан-
диты. На третье — организованный поход
‘против жен (ибо гораздо выгоднее холо-
стые солдаты). И, в качестве последнего
блюда, — десерт из всяких пустяков и
ненужностей, которые, в сущности, очень
нужны для поставленной в журнале за-
дачи: безмозглые рассказы о том, как ка-
кую-то девушку спутали по ошибке с
  кобылой, и о том, как какой-то о суб’ект
оказалея полезен городскому хозяйству,
так как в колене у него оказалась вода,
в желудке — газы, в волосах — электри-
чество.

Читаешь все это, и начинает казаться,
что идиотизация армии, систематическое
ее отравление тноем зубоскальства и по-
хоти составляют планомерную программу
журнала. Со стороны даже страшно читать
тот список рекомендуемых книг, которые
рекламируются на его последних‘ страня*

пах. Юным воинам предлагаются такие.

трактаты: «Женщины, как животные»,
«Женщины и денкги», «Женщины, как
пьяницы», «История знаменитых
убийц», — причем во. качестве главной
приманки в рекламе изображается девуш-
ка, которая грациозно качается’ в. петле!

0 политике ни полелова. Страны: под-
линной демократии не упомянуты ни ра-
зу. Для натравливания на них сущеет-
`вуют другие органы, у которых всегда на-
готове семена клеветы и хулы. А здесь,
В Этом журнальчике, мы воочию видим,
как возделывается почва для этих семян.
Почва жирная, хорошо унавоженная.
Ведь таких органов очень много, и всё они
из недели в неделю, из месяца в месяц
дружно оглупляют, развращают, испако-
щивают рядового гражданина США.

Очень поучительно следить за тем, как
этот бравый журналишко изо всех сил
способствует милитаризации страны, по-
могает вербовать солдат в армию. Вот на
одной странице худошавый молодой чело-
век с горькой усмешкой рассматривает
мрачные столбики цифр: на костюм нуж-
Но столько-то долларов, на пальто —
столько-то, на ежедневное пропитание —
столько-то, да жилилощаль, ла  тране-
порт... Что делать? Молодой человек уд-
ручен, но вдруг его липо проясняется, и
он затягивает мажорную песню, нанеча-
танную на соседней странице:

Мои мысли обращаются к армии,

К милому дорогому армейскому

жалованию:

Там еда и жилье-——бесплатно,

И за одежду не берут ни гроша.

турнал и в этом случае верен себе:
апеллирует к самым примитивным ин-
тересам. Но, впрочем, есть у него и дру-
гие приманки. Читателям, например, пред-
	ставлен солдат Элмер Гуфл, который, на
	зависть всем, сообщает, что от сытной
пищи ‘и свежего воздуха он до того
раздобрел, aro ему ччь было не
	досталась самая чудесная девушка, полу-
чившая за красоту первый приз. ;

... Я всего только на четверть часа
прикоснулся к этой удушливой  пошло-
сти, и то чувствую, что больше невмочь,
каково же тем тамоптним людям, — наи-
более честным из них, — которые BEI-
нуждены барахтаться в ней всю свою
жизнь!
	Среди участников с’езда находились
выдающиеся деятели культуры и на-
уки, руководители профсоюзов  ра-
бочих горнорудной промвишленности, труз-
чиков, морских поваров и официантов,
электриков, ‘рабочих пишевой и табачной
промышленности, конторских служащих,
предотавители «Лиги  женщин-избирате-
лей». Всего: на с*езле присутствовало 3940
	делегатов и более тысячи наблюдателей от
различных политических трупп и органи-
заций.

Новая политическая партия в СЛИА воз-
нивла далеко не случайно. Ее создание
подготовлено всем ходом событий „послед-
них лет.

В ответ на весе более откровенный a
демонстративный отход правящих кругов
США во главе с Трумэном от политики
Рузвельта, в ответ на фактическое об’ели-
нение реакционных демократов и республи-
канцев в единый двухпартийный блок на
основе махрово-реакционной политической
налатформы, в стране значительно усили-
лось движение прогрессивных элементов,
сторонников отпора наступлению реакции
и сохранения верности идеалам Рузвельта.
В декабре 1946 года ‘этими элементами
была боздана организация «Прогресвивные
граждане Америки», ставшая ядром прог-
рессивной партии. Уже к марту 1947 года
эта организация насчитывала 150 отделе-
ний и 20 100.000 членов.

Время шло, курс правительства Трумэна
становился все более м более реакпионно-
экспансионистеким — в области внешне-
политической, полицейско-террористиче-
	CREM -~ B области вчутриполитической.
Создавшаяся в стране обстановка По-
велительно требовала сформирования
	новой партий, которая могла бы в сво-
ВИ программе выразить недовольство широ-
EHX Масс политикой развязывания новой
войны, недовольство рабочих, служащих и
фермеров резким ‘ухудшением их мате-
риального ноложения, ростом дороговизны,
снижением реальной заработной платы при
одновременном росте прибылей монополий.

«Вели - демократическая партия, —
говорил Генри Уоллес, — это военная пар-
THA, если она продолжает нападки на
гражданские свободы, если бе партии
“TORT за высокие цены и депрессию, TO B
таком случае народ лолжен иметь новую
партию =— свободы и мира».

И вот в Америке началось движение за
создание новой партии. Это движение воз-
главил один из ближайших помощников.
Франклина Рузвельта — Г енри Уоллес.
Обращаясь 29 декабря 1947 года по радио
в американскому народу, Уоллес. говорил
о чувстве неуверенности, страха и неопре-
деленности, порождаемом господствующим
в стране ожиданием войны и депрессии.
Он призвал к организации третьей партий,
выдвинув в качестве основной ев задачи
борьбу за мир и за демократические ево-
болы.
		  Атлантики, от канадской границы до: гра-   Как под громкий напев патефона избивает
		ницы © Мексикой.

Вновь созданной прогрессивной партии
Уоллеса предстоит итти нелегким путем.
Не подлежит сомнению, что весь лагерь
американских  реакционеров ополчит,ся
против нее, действуя такими «испытан
ными методами», как террор, клевета, п:
липейское законолательство, попытки н
саждения раскола. Республиканцы и. де-
мократы в одинаковой стецени не пощадят
ни усилий, ни долларов для того, чтобы
всячески уменьшить: избирательные шан-
вы прогрессивной партии и снизить ве
успехи на выборах.

Однако подлинная популярность и
влияние этой партии в Масезх американ-
ского народа, независимо от исхода выбо-
ров, булут находитьея в прямой зави-
симости от того, насколько последова-
тельно,. .непреклонно, мужественно и
настойчиво. сумеет она об’единить силы и
отстаивать интересы всех сторонников ми-
ра, демократии и прогресса в США. _
		мужа их соселка.
Вее вто считается здесь очень смеш-
ным,
‚ Майский номер журнала дошел до меня
чишь на-днях. Открываю его наугад, и
предо мною снова забинтованный муж, с
робитьым черепом, со сломанной рукой. И
‘заметьте: всюлу в качестве истязательни-
цы здесь выступает жена. А муж неиз-
менно представлен здесь в качестве жерт-
вы. Как и подобает органу публичных до-
мов, журнал упорно внушает своим потре-
бителям лютую ненависть к женам. Даже
в тех случаях, когла они не калечат му-
жей, они изображаются у него на стра-
ницах тиранками, уродами, склочницами.
	„Чо тут обнаруживается одно .обстоя-
тельство, поражающее своей и
стью.

Бока. этот журнал издается не
домами терпимости, как показалось мне
с первого взгляда, а совсем другой орга-
низацией, и задачи y Hero совершенно
иные. На обложке каждого номера (и как

SRSESKESERRSSEURAREREEOSET SEES eenes

з польши
	Эдвард ФИАЛКОВСКИЯ

SSESSCAECMTS CERES TEAT SPUSU ACERS TE BEASASeaAReeERE

нам свой несложный багаж: зеленый ту-
ристский мешок, маленький потренанный.
чемоданчик и тюпагу —— горную палку ©
топорком, рукоятка которой сверху дони-
зу была обита медными и алюминиевыми
пластинками с видами горных местностей,
где он побывал. Я заинтересовалея таблич-
ками: Еленя Гура, Шклярска Поремба,
Карпач, Венец Здруй, Берутовицы — их
было так много, что передо мною ветал
сразу весь восхитительный пейзаж Ниж-
ней Силезии, © ее лесами и крутыми шос-
сейными дорогами, ТИХИМИ селами и це-
лебными источниками.

Пока я рассматривал тюпату, . Владек и
Зося успели передать свои вещи и подо-
шли в нам. Все вместе мы вышли из вок-
зала. Спивак приглаейл меня в гости, по-
слушать игру дочери на фортепиано. Я
записал адрее и обещал быть & обеду.

У вокзала я ветретил Генриха Климча-
ка, бывшего офицера Первой польекой ди-
визии. им. Костюшко, автора книги «От.
Оки до Ширее», вышедшей уже вторым
изданием в издательстве «Исенжка». Мы
пешком направились в город.

На улицах было еще тихо, только двор-.
ники поливали мостовые и спешили к
трамваям, рабочие утренней смены. Влим-
чак только что вернулся из Варшавы, где
слышал выступления  вице-председателя
  сейма Романа Замбровского и министра
промышленноети Гилария Munna,  посвя-
щенные планам развития государства в
ближайшие годы.

План развития и восстановления про-
мышленности и сельского хозяйства в раз-
рушенных ивновь воссоединенных с Поль-
le воеводствах выполняется успешно.
Мы говорим 0 том новом, что происходит
сейчас, в частности, на фабриках Лодзи.
По призыву и почину молодых рабочих,
членов ЗВМ — Союза борьбы молодежи,
‘на фабриках широко развернулось трудовое
соревнование. В результате молодые рабо-
чие и работницы, недавно пришедиие на’
лодзинские текстильные фабрики и до -то-
	го работавшие поленно, ныне изо JHA В
	прошном знают все, настоящее все видят,
& будущее, в счастью, не зависит от Sd
ра ясновидения» Пари-Бану.
	Над всеми этими афишамя — большой
плакат литературного вечера, на котором
выступают © чтением своих произведений
Владислав Броневский, Вазимир Брандис,
Алам Важик, Леон Пастернак и другие ля-
тераторы, чьи книги только: теперь, после
войны, стали достоянием народа. Книги в
Польше еще очень дороги по сравнению с
продуктами питания и даже одеждой. Хо-
рошие книги расходятся быстро:

Русские книги — классические и со-
временные, переводимые на польский
язык такими писателями, как Тувим, Бро-
невский, Герц; пользуются широкой ‘попу-
лярностью у лодзинского читателя. В гб-
родекой библиотеке всегда очередь желаю-
щих грочитать «Тихий Дон», «Хождение.
по мукам», «Педагогическую поэму», «Па-_
дение Парижа», «Волоколамское шоссе»,
не говоря уже о книгах Гоголя, Толетого,.

Чехова, Горького.
	Мы идем по Инотрковекой. Возле. мага-
зинов стоят подводы, е которых снимают
корзины со свежими овощами и фруктами.
Снабжение города идет непрерывно; В бу-
точную доставляют хлеб, который населе-
ние частично получает по карточкам, — в
прошлом году урожай был плохим, и толь-
ко помощь Советского Союза. позволила
Польше преодолеть затруднения.
	Я прощаюсь с Влимчаком, пдущим в ре-
давцию, и направляюсь домой. Когда я
подхожу в трамваю, со мной здоровается
водитель. Это — Томаш Борковский. Я со-
общаю ему, что видел его сына на вокза-
ле. Он улыбается в усы и говорит:
	— Молодец хлопец. Завтра он уезжает
в Варшаву... Строить...
		Главный редактор В. ЕРМИЛ
Редакиионная коллегия: Н /
А. КОРНЕЙЧУК, О. КУРГ
М. МИТИН, Н. ПОГОДИВ —
	день выполняют нормы на 200—500 про-
центов. Широко известны в стране Сла-
винекая, Белдовекий, Пытлевекая и мно-
гие другие текстильщицы, перешедшие ра-
ботать с одного на два-три станка. На
фабриках созданы школы по изучению и
распространению опыта передовых рабо-
чих. — : и
‚Неудивительно, чм государственные
текстильные комбинаты № 1 и №2 и
многие другие предприятия—бывшие фаб-
pura Шейблера, Познанских, Видерменра,
ставшие теперь достоянием народа, —всемя
своими коллективами перевыполняют зала-
ния, намеченные трехлетним планом. А из
молодых рабочих, передовых производет-
венников, растут квалры,: вливающиеея в
Польскую рабочую партию, заполняющие
скамьи созданного после войны Лодзин-
ского университета, поступающие в воен-
но-политические и офицерские школы
Польского Войска. : ,
060 всем. этом надо говорить, ибо’ имен-
HO это помогает понять коренные преобра-
зования, происходящие в нашей стране.
Мы идем по тихим улицам по направ-
лению к Пиотрковской. Вот афишная тум-
ба. Чем живет сегодня Лодзь? На стадионе
матч футболистов «1. К. С:> и «Видзев»,
двух ведущих спортивных клубов города.
В кинотеатре «Полония» демонстрируется
советский фильм «Весна», в «Татрах» идет
польская картина «Последний этап», в
«Отылевом» повторяют «Каменный цве-
ток». В театре имени Польского Войска,
руководимом крупным польским режиссе-
ром Леоном Шиллером, играют «Бурю»
Шекопира и «Русекий вопрос» Симонова,
Бак курьез, в уголке тумбы приютились
0б’явления о частной школе западных тан-
цев какого-то «профессора» с английским
именем и польской фамилией — Реджи-
нальда Нырковекого и предсказательницы
Пари-Бану, «видящей прошлое, настоящее
и будущее». Да, она еще находит легко-_
верных, соединяющих посещение костела.
	с гаданием на кофейной гуще, хотя 9
	нисьмо

В пять часов утра на’ Калишеком вок-
зале города Лодзи необычайно оживленно.
Чюди толпятся на главном перроне, куда
прибывает скорый поезд из Еленьей Гу-
ры — живописнейшето центра Нижней
Силезии, столицы района, по праву став-
его здравницей всего трудоворо населе-
ния Польши.

Встречаю знакомых. Вот немолодая жен-
щина, мать вагоновожатого трамвая, Янина
Борковекая с букетиком пунцовой гвоздики
в руке, облокотившиеь на выступ желез-
ной колонны, беседует с сослуживцем сы-
на старым мастером Спиваком, Я был у
них в депо. Тогда Томашу Борковекому,
Спиваку и многим другим вручали премий
	‚за уснехи в производетвенной работе, за
	новое отношение к труду.

Несмотря на то, что немецкие оккупан-
ты основательно разрушили трамвайное
хозяйство  города, сразу же после освобож-
дения Тодзи Советской Армией на улицах
появились вагоны трамвая еще с заколо-
ченными фанерой или закрашенными чер-
ной краской окнами, но быстрые и акку-
ратные и уже с гербом города — лодкой и
веслом,
	С тех пор прошло более трех лет, Ни на
один день не прерывалась работа город:
ского транепорта, хотя условия ее, особен-
HO B первый год новой жизни Лодзи, были
невероятно трудны. Но организованность,
находчивость и то новое отношение к тру-
ду, © котором мы говорили выше, преодо-
эли все эти трудности. Трамвайная сеть
города за это время даже расширилась,
связав с центром окраины, с которых
раньше трудно было добраться на Пиотр-
ковскую — главную гофодекую артерию,
лицу магазинов, кинотеатров, бесчислен-
ных ресторанов и кафе. Вот за этот-то
труд по восстановлению и расширению

«Литературная газета» выходит два раза
в неделю: по средам. и субботам,
	трамвайного хозяйства и были премирова-
ны Борковский, Спивак, Радзневский И
десяткй других...

Я подхожу в ожидающин и _здороваюсь.
Меня помнят и сразу. ‚посвящают В свой
дела. Они встречают детей, отдыхавших в
Шклярской Порембе: Борковекая — внука,
Спивак — дочь Зосю, ученицу Лодзин-
ской музыкальной школы.

Мы обмениваемся НеНиямИ 0 последних
событиях. Мастер рассказывает о воевод-
ской конференции Польской рабочей пар-
тии, членом которой он является с ее ос-
нования. На конференции обсуждалея  во-
прос о слияний рабочей и социалистиче-
ской партий вединую рабочую ‘партию, ко-
торая на основе - маркеистеко-ленинокой
науки поведет страну но пути дальнейших
демократических преобразований, HO пу
сопиализма.

Мы говорим 0 состоянии. род
ской торговли, о ценах на овощи и фрук-
ты, которыми в нынешнем году изобилуют
прилавки и витрины больших побдоволь-
	ственных магазинов на Пиотрковекой. Ha--
	рутовича, Наврот, маленьких магазинов на
Балутах и Родототнче, ‘общественных. коопе-
	ративов в рабочих кварталах возле тек
стильных фабрик Видзевекой мануфакту-
ры и машиностроительного завода имени
рабочего Столярчика — героического лод-
зинского металлиста, павшего” в боях за
свободу Испании,

Толпа на перроне, как это в всег-
да при приближении ноезда, заволновалась
и устремилась к путям. Поезд, евистя, под-
калил в вокзалу. Из всех окон высовыва-
лись веселые детские лица с взлохмачен-
ными ветром волосами, Шустрый пятна-
днатилетний Владек первым заметил ба-
	сушку и начал прямо из вагона подавать
	_В НЕСНОЛЬНО СТРОК
	Ф Как сообщает американская «Нью-
Йорк пост», в США отпущена крупная
сумма государственных средств на органн-
зацию спениальных «встреч за банкетным
столом» между конгрессменами и кино-
звезлами: США. Последние получают oT
50 до 100-долларов вознаграждения за по-
четную обязанность развлекать конгрессме-
нов, переутомленных государственной дея
тельностью.
	@ Ilo сообщению английской газеты
«Ивнинг стандарт», у арестованных лон-
донской полицией за хулиганство тридцати
молодых людей были обнаружены карточки
членов «союза сиекулянтов». Ha картеч-
ках ‘удостоверялось, что обладатели их
должны «пользоваться всеми правами и
преимуществами союза спекулянтов».
		Н  АТАРОВ, Л. БАУЛИН. Б. ГОРБАТОВ,
УРГАНОВ. Л. FFOHOR A Mavanac
	А. ТВАРДОВС
	-ОНОВ, А. МАКАРОВ,
КИЙ .
	_ Адрес редакции в издательства: ул. 25 Октября, 19 (для телеграмм — Москва, Литгазета). Телефоны: секретариат — К 5- 10-40, отделы: qarepatypu еее Зее. - :
и Loy + , _- международной жизни — К 4-64-61, науки и техники — К 4-60 02. информация ий отдел писем — Кало ЗА сратуры н искусства - - К 4-76-02, внутренней жизни — К 3-37-34

4-60 -02, информации и отдел
Е Е Е:

а. Пъшкичекаяплошаль 5. _
			Типография имени И; И, Скворцова- Степанова, Москвя, Пушкаязская площадь,