Ираклий АНДРОНИКОВ
	Акзлемик Г. УРАЗОВ
	pedanywo -

учит геля—
постояльны
	правосудия»
	шения. Но для прокурора Вуйбышевской
области этого решения сказалось недоста-
точно. я

Не подействовали на него и два. реше-
ния Куйбышевского обкома ВЕП(б). Без
внимания оставлены прокурором два ана-
догичных постановления Куйбышевского
горисполкома. Не услышано обращение за-
	Тима в
	В селе Лермонтово
		‚ По левую сторону тракта, ведущего из
Пензы в Белинский, там, где. торопливо
размахивает крыльями старый ветряк, —
поворот на Лермонтово, или, Kak OHO нал
зывалось прежде, ‘Тарханы.

На в’езде в село — белая церковь, &
возле нее-—осененная стройным дубом не.
большая часовня. Посреди часовни памят-
ник из черного ^ мрамора.  Надиись:» «Ми»
хайло Юрьевич Лермонтов». И на боковых
гранях латы рождения и смерти.

ne
	В часовне прохладно, и тихо. Стоят
	влоль стён знамена © трогательными над-
	ACME — от колхозников села Лермонто-
	во, от комсомольцев и общественных 0р-
ганизаций районного центра: знак благо-
	TOBCHHOTO отношения к памяти великого
земляка.

Киршичная витая лесенка бт под ча-
совню, в склеп, Там; освещенный екуным
пламенем свечей, стоит черный металли-
ческий гроб, в котором запаян другой—©
прахом поэта. После долгих хлопот бабка
Лермонтова Е. А. Ароеньева добилаеь раз-
‘решения перевезти тело поэта в Тарханы,
`и весною 1842 года в этом черном метал-
лическом гробу оно было доставлено из
Пятигорска. В глубокое волнение повер-
тает вид этой великой могилы...

На конце села за прудом, среди густых
лип старинного парка’ виднеется RDOB-
ля скромного домика, в котором ныне разме-
стилея лермонтовокий музей. В этом до-
мике, в этих местах, среди бесконечных
холмистых просторов, пересеченных овра-
тами и небольшими дубовыми  рощами,
прошои детские и отрочесжие оды Jep-
монтова — почти половина ero короткой
ий прекрасной жизни. Только здесь можно
	понять до ковца, как отразились природз
	и жизнь этих мест в его творчестве, эдесь
у местных креетьян учился он русской
народной речи, здесь слышал первые пез-
ни и живые предания народные об Иваге
Грозном, о Разине и о Пугачеве, неторопли-
вые рассказы «то день Бородина» от
крепостных креотьян-—участников пензен-
ского народного ополчения в войну 1812—
1815 годов. Здесь видел он и пляски «Cc
топотом и свистом», и тяжелый подне-
вольный крестьянский труд. И с тех пор
навсегда сроднилея с народом.

Летом 1941 тода вся наша страна гото-
вилась торжественно отметить столетие со
дня гибели Лермонтова. Уже сверялизь
последние корректуры юбилейных изданий,
готовилась в открытию Всесоюзная wep-
монтовская выставка в Москве, составлена
была программа торжественного заседания

‘в Большом тедтре‘ боюзь ОСР. Llenemang
война. .

Но никогла еще не звучали © такой
страстью -стихи Лермонтова, исполненные
патриотического жара, никогда еще не
сливались они так © чувствами и мыеля-
ми Народа, каж в то трудное время, когда
красноармейсвие газеты выходили © при-
вывами: «Ребята! Не Москва ль 35 нами!»
В маленьком стенном тородке Краснодон,
далеко за линией фронта, Олег Вошевой п
ето мужественные комсомольцы твердили
наизусть ‘лермонтовские строки, вписываля
их в свои заветные тетрадки. За годы войны

Лермонтов стал вам еще ближе.
- JW por семь лет спустя после начала
войны мы приехали в Лермонтово, чтобы
передать в дар музею барельеф поэта, от-
литый еще в 1941. году, и В сто седьиую
годовщину со дня @мерти возложить на
могилу поэта венки от имени Союза со-
ветских  плсачелей a Академии наук
CCCP.

В солнечный воскресный полдень 25 июля
ва сельскую площадь собралиеь колхозня-
ки села Лермонтово и окрестных районов,
ехаливь жители г. Белинского, рабочие
из городь Каменки, учащиеся Белиноког
пединститута. ’Походным строем привили
белинокие пионеры.

Митинг открых председатель исполкома
райсовета тов; Зенкин. Потом выступил
‘доктор филологических наук Н. Степанов.
Дар Союза советских и писателей CCCP—
бронзовый барельеф-— 8 вручен, директору
‘лермонтовского музея. ПЦоэг Михаил Лу-
хонин прочел стихотворение © Лермонтове.
И с отромным волнением говорили 6 Тет-
монтове ‘его’ земляни: ‘предотавитель Пен-
зенского облисполкома тов. Старцев, до-
цент Пензенского пединетитута тов. Вузь-
мин, директор музея тов. Корнилов, през
седатель колхоза’ «Путь Ильича» tos, Tpe-
филов.

— Лермонтов был великий поот,-—©ка-
‘Зал председатель колхоза. — Он был пе
‘редовой человек. И это обязывает нае —
‘его земляков — быть достойными имени
Лермонтова, которое носит наше село, и
стать в чиело передовых колхозов области
на уборке нового урожая.

Потом все двинулись к склепу, где на
ша делегация и делегация  Пензенсволо
пединститута возложили венки на могилу.
Й сотни людей спустились к гробу в глу-
‘боком молчании. Целый день под’езжали к
музею машины, и ‘экбкурсанты, обнажая
головы, вхолили в лом один за другим:
	В беседе с корреспондентом «Литератур-
Ной газеты» Л. Первомайский сообщил:

— Переводы стихов’ гениального ‘венгер-
ского поэта Шандора, Петефи на украинский
язык впервые сделаны до революции поз-
том-демократом Павлом Грабовским. Мой
первый перевод. стихов Петефи издан на
Украине в 1938 году. К исполняющемуся в
1949 году столетию со дня смерти Шандора
Петефи Государственное издательство худо-
жественной ‘литературы’ УССР’ ‘выпускает
новую книгу стихов поэта в моем переводе.

Недавно в Будапеште, в издательстве
«Анонимус», вышел вторым изданием сбор-
ник стихов Л. Первомайского «Будапешт:
скоё письмо» в переводе Г. Радо. °
	Беречь и розвивать.
		Hbie
Инетитут corel и пеорганической хи-
мии имени академика НВ. С. Курнакова,
двенадцать лет назад’ называли  «гор-
достью советской химии». Это почетное.
название было вполне заслужено: им, 2
Ичетитут был создан в 1934, году. `0я
об`единил в себе Институт физико-химиче-
ского анализа и Институт по изучению.
платины и других’ редких металлов; ©0з-.
данные еще в первые” годы  советекой
власти по инициативе выдающихся  рус-
ских химиков-——академика Н: С. Курнакова
и проф. 1. А. Чутаева. Это были одни из
первых академических научных учрежде-`
ний, ставивииих перед собой задачи, непо-
средственно связанные ¢ потребностями.
народного хозяйства. В них развились и
окрепли, две самобытные советские хими-.
ческие школы — шкояа физико-химиче-
ского анализа, созданная Н. С. Курнако-
вым, и школа  ; А. Чутаева, изучающая.
стереохимию комплексных соединений пла-
тиновых металлов.

Школа академика Н. С. Курнакова, раз-

работавшего совершенно новый метод ис-
следования вещества, заслуженно  поль-
зуется славой одной из крупнейших В МИ
ровой химической науке. .

Старая препаративная химия Nag pente-.
ния вопроса о химической природе веще-
ства пользовалась только обычными для
нее операциями разделения и. очищения.
А так как важнейпие в практическом и
теоретическом отношении об’екты-=метат-
пические сплавы, шлаки, твердые и жид-
кие растворы, стекло и т. д. — разделять
и очищать невозможно, то они фактиче-
оки почти не исследовались.

Школа Н. С. Курнакова строила свою
работу на новом научном принципе—фи-
_зико-химического анализа. Этот метод по-
мог исследователям глубже проникнуть в

тайну химической природы вещества и его.

_ возможных превращений.
Какое значение имели работы школы
зкад. Курнакова, знают не только совет-

ские химнки, но и металлурги, металло-.

графы, ‘работники оборонной, пищевой про-

мышленности и меюгие друтие. .

‚ Достаточно вепомнить, как важны были
работы школы для развития советской!
солевой промышленности, в частности, для
эксплоатации Вара-Ботаз-Гола; для с03-
дания в СССР мошной калийной базы; как.
плодотворно был применен метод. физико-
химического анализа для изучения слож:
ных органических систем.

Следует указать, что большинство ›из-
“pOCTHRIX XHMBRaM всего мира диаграмм с9-
стояний металлических сплавов было
исследовано и построено Н. ©. Kyp-
наковым и его школой. На основе исследо
ваний многих сочетаний металлов ею были
также разработаны и внедрены в произ:
водетво новые сплавы с особыми физиче-
скими свойствами.

Четырнаднать . лет назад об’единение
двух различных школ в один Институт
общей и неорганической химии было целе-
сообразно. Оно диктовалось небольшим
масиигабом работ обеих школ, недостаточ-
ным для самостоятельного существования.
каждой из них в виде самостоятельного,
института.

Эта организационная форма долгое вре-
мя вполне себя оправдывала, но со време-
нем она не только перестала способство-
вать творческой работе, но начала. тормо-
зить ее. Особенно сильно это ‘чуветвуется
теперь школой акад. Курнакова, деятель-

ДНАЖДЫ в припадке похмельного
пессимизма Леоних Андреев сказал:
«Вюнлитер — счастливее писателя,

он знает, что пирожное любят лети и 6а-.
рышни. А писатель — плохой человек,
который делает хорошее дело, не зная для
кого и сомневаясь, что это дело вообще
нужно. Именно поэтому у большинства
писателей нет желания обрадовать, кого-то;
и хочется всех обидеть».

Из лалекого и страшного мира звучат
вти слова, такие враждебно-чужие совет-
скому читателю. Ведь-с самых первых
пагов он привык называть писателя своим
тругом, руководителем, наставником. Ox;
этот читатель, берет книгу с открытым
сердцем, зная и веря, что писатель хочет
его обрадовать и непременно обрадует;

В единстве общественного и лич-
ного — корни высокого оптимизма совет-
ских людей. Образ положительного героя
в той или иной книге — буль то соередо-
точенный и сдержанный полковник Во-
ропаев из «Счастья» П. Павленко, или
нетерпеливый, стремительный Recoy из
повести: Г. Гулиа. «Весна в Сакене», или:
резкий, угловатый Листопад; -= этот 0б-
раз как бы говорит читателю: «Так бери
и ты радость. Это у нас ненормированный
продукт, бери, сколько можешь унести».

«.;. Такие, как Листопад, — пишет В. Па-
нова в «Кружилихе», — ничем не жерт-
хуют; они за собой и долга-то не числят,
они о долге и не думают, они со своей та-
ботой слиты органически, чуть ли не физи-
чески... Для других пятилетний план за-
вода, а для него—=пятилетие его собствен-
ной жизни, его судьба, его а. MH-
терес».

Доверие и Уважение к литературному
уеду, взгляд на книгу, как на великую
	ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
2 ns № 62
	ю домах
незаконные
	1, «Крепость
	HOCTh которой проходит в отделе физико-
химического, анализа. Несмотря на то, что
масштабы фаботы отдела неизмеримо вы-
росли за’ последние годы, школа академика
Бурнакова оказалась в институте его име-
ни в наиболее стеененном положении.

А между тем в настоящее время в раз-
личных городах нашей страны по методам
акад. Курнаковь плодотворно работают
сотни ученых. Отдел. физико-хамического
анализа является . единственным научным
центром, где разрабатываются важнейшие
теоретические вопросы физихо-химическо-
го анализа и где коордивируются планы
исследований в этом. направлении.

Масштаб работ отлела м - дианазен их
	BOSPOCAM настолько, что рамки, юторыми
	его стремятся ограничить, заметно тормо-
зят его работу.

В настоящее время внутри школы акад.
Вурнакова рождаются новые направления,
генетически связанные с истоками ее, идей-
но ведущие дальше теорию и  практиду
фязико-химического анализа.

Послевоенный пятилетний план стазит
перед нами новые почетные и. отвезствен-
	  ные задачи. Выполнить их зовет нас долг.
	ученых-патриотов, зовут традиции круп-
нейшей в стране химической школы.

В какой же. мере при существующем
положении возможна плодотворная pabora
KOBE?

Надо onagaTh; что в очень незначитель-
ной.

За повлетние голы в выступлениях OT-
	дельных руководящих деятелей нашей хи-
мической науки начала  проскальзывать
необоснованная тенденция — слать в ap
хив идеи физико-химического анализа,
считать их как бы уже  перевернутой
страницей. химии, умалить их значение.
Следствием этого является стремление: ад-
	министраторов сокращать, а не увеличи-
вать материальные ресурсы школы;   cO-
кратать ee кадры, лабораторный фонд
й т. д.

Для ведущихся в настоящее время от-
делом серьезных, имеющих большое зна-
чение для выполнения пятилетнего плана:
работ настоятельно требуется техническое
перевооружение, необходимо новое техня-
ческое оборудование: электронные мик-
роскопы, кинос’емочные камеры, аппара-
тура для изучения равновесия при
бол-ших ‘давлениях и температурах
итд Олнако да настоящего времени
отдел не может получить эти столь необ-
холимые ему современные приборы. ~

Большие опасения вызывает распыле-
ние диоекцией института кадров школы
акад. Вурнакова. Это в конечном итоге,
может привести к 83 ликвидации,

Отдел стеснен даже местом. Его лабора-
тории ‘нелопустимо  переуплотнены. это
крайне мешает работе. .

Rpyiuelimas coperckasd xHMumeckag TRO-
ла будет бороться‘ за свое дальнейшее
творческое развитие. Имеющиеся в на-
стоящее время трудности вполне уртрани-.
мы. Они не могут служить основанием для.
того, чтобы как-то тормозилея творческий
распвет крупной самобытной научной
школы, заслужившей широкое признание
в своем отечестве и во всем мире, шко-
лы, которая многое сделала и может сдс-
лать еше больше лля своей Родины.

Школа. Н. С. Курнакова имеет все upa-:
ва на активную научную жизнь и разви-
тие. Президиум Академии наук СССР a
Отделение химических наук должны  нри-
нять решительные меры для Tore, чтобы.
она могла плодотворно работать.

25 апреля 1921 года Владимир Ильич
Ленин подписал декрет об организации и
работе- Домов- работников просвещения. 0
тех пор почти во всех областных  тородах
страны работают Дома учителя — центры
политического и педагогического самообра-
зования народных учителей..
	Цо 194% года существовал Дом учителя   горисполкома. ив Усльниае о эре ee
› гороле буйбрииере. Tnernacnaa ene-   служенных учителей РСФСР — депутатов
	пиальная библиотека в 15 тысяч томов,
	уютные, хорошо оборудованные  методиче-
ские кабинеты привлекали учителей горо-
дз Куйбышева и области,

Но в 1940 году’ помешение Дома учите-
ля было занято прокурором Вуйбышевекой
области. Библиотека была переведена в тес-
ный, темный чердак здания гор0НО; пен-
ное оборудование кабинетов роздано раз-
ным. учреждениям -—— Горжилуправлению,
Горфо, горОНО, прокуратуре, Тюзу. После
войны учителя Куйбышевской области за-
явиди, что пришла пора получить свой
клуб обратно. Это было законное желание.
Еще в 1944 году Государственный Воми-
тет 0бороны СССР излал постановление вер-
	нуть вбем профеоюзным клубам их поме-
	вета трудящихся председателю Вуй-
бышевекого горсовета депутату Верховного
Совета РСФСР тов. ПИ. Сурину. Последняя
просьба 0б освобождении Дома узителя
прозвучала с ‘трибуны первой сессии город-
ского Совета депутатов трудящихся в на-
чале 1948 года. Но и она не дошла до
прокурора. Поныне в Доме учителя, как В
	непристунной крености, вооседает прокурор
	области! А 10 тысяч куйбьщиевеких учи-
телей и поныне остаются без клуба.
Заслуженные учительницы РСФСР:

а
	a

С. НИКОЛАЕВА, А. КОРОТКИХ,
Aw СЕНКЕВИЧ
	Директор Г ородского. института
усовершенствования учителей
В ТИХОНОВ
	Учитель-орденоносен М. СЕРГЕЕВ
	2. «Грофеи» казанской милиции
	ние пришло в полную ветхость и грозило
	обвалом.
	После окончания войны тоспиталь зак-

рыли, но помещение Дому учителя не вер-
нули. Ёго заняло Topegenoe управление
MIME,
_ 0бком ВЕШ(б) специальным решением
обязал Казанский горисполком возвратить
учителям принадлежащее им здание по
Профсоюзной улице. Решение это до сих
пор не выполнено.

Вскоре 0бком ВКП(б) совместно с Сове-
	том Министров ТАССР вынес новое носта-
	новление 0 предоставлении Дому учителя
двухэтажного лома по улице. Островского,
20 (бывший клуб пюферов). Но и это по-
становление. остается на бумаге...

Мы обрашаемея в «Литературную газе-
ту» от имени 22 тысяч учителей и работ-
ников народного образования Татарской
республики с просьбой — помогите воз-
вратить нам здание нашего Дома, занятого
	Тородеким управлением милипии.
	Письмо   подписали: М. ХАБИБУЛ-
ЛИНА, Н. ГАЛЛЯМОВА, 3. БИК-_
БУЛАТОВА, А. ТАРАСОВА,
А. КОМЛЕВА и другие {всего
85 подписей учителей казанских
KOS).
	вернуть!
	Лом учителя в Казани пользовался ‘se
пюй любовью и уважением учителей Biel
Татарской республики,

В 1923 году Дому учителя было предо-
ставлено в постоянное пользование помейхе-
ние по Ирофеоюзной улице, 16. Сами пре-
подаватели взялись за ем ремонт и обору-
дование. Дом был отлично отделан. Bee
здесь было к услугам учителя. Он мог ено-
войно отдохнуть, прослушать доклад, лек-
цию о текушей политике и педагогике, по-
лучить консультацию по  методичееким
вопросам, просмотреть хороший спектакль,
прослушать концерт, обменяться опытом
работы, принять участие в работе круж-
ков. Учитель, приезжавший в Казань из
района, останавливалея в общежитии при
Доме учителя. Квалифицированные зекте-
ры Дома выезжали с докладами и лекци-
ями в районы и села республики. Больная
работа проводилась и с детьми учителей.

В начале Отечественной войны здание
на Профеоюзной улице, 16, было занято
под госпиталь, & Дом учителя был времен-
но переведен в ветхое помещение клуба
строителей по улице Баумана, 51. Работа
учительского клуба была сокращена, ас

1946 года и вовсе свернута, так вак зда-!
		Медаль венгерского «Пенклуба»
украинскому поэту
	  КИЕВ. (Наш корр.}. Недавно Лауреат
Сталинской? премии. поэт Л. Нервомайский
получил из Будапешта от венгерского
`«Пенклуба» сообщение о том, что ему еди-
‘ногласно присуждена медаль клуба за вы-
‘сокохудожественные переводы стихов
Шандора Петефя’ на украинский язык. По
‘многолетней традиции <«Пенклуба» одна
‚медаль ежегодно вручается иностранному
писателю, особо отличившемуся в популя-
ризации Венгерской литературы За грани-
цей. Возрожденный на новой демократиче-
‘cKol освозе после войны венгерский клуб
литераторов первой медалью наградил Co-
ветского. украинского поэта. :

Учителя любили свой клуб и с большой
	охотой посещали его. Но вот в мае 1947.
	года B помещение Дома учителя  в’ехало
хозяйственное управление ‘и управление
лесопользования Министерства Hecworo х0-
зяйства СССР.

Университет марксизма-ленинизма раба-
тает ныне в четырех районах города. Учи-
теля-слушатели испытывают большие He-
	улобетва.. В результате значительно енизи-
	лась посещаемость занятий. Учительские
Кружки самодеятельности распылены по
разным школам: города,
Пора вернуть городской ом учителя
московеким педагоги!
Группа учителей: А. ЛЕБЕДЕВА,
М. ГАРЕТОВСКАЯ, К. СОКОЛОВА
и другие. .
	нений Пекрасова
	в 1941 году. Этот сборник, состоящий из
13 самостоятельных тетрадей поэта, дал
возможность редакторам нового издания
впервые напечатать по автографам Некра-
сова ряд стихотворений, которые до насто-
янтего времени были известны лишь по
недостоверным спискам,

В первом томе в числе произведений
поэта напечатаны стихи, Не входившие в
дореволюционные издания, главным обра-
зом, по цензурным причинам («ВБелинский»,
«Вчерашний день часу в шестом», «Шев-
ченко», «Бунт» и другие).
	В начале войны Московский  тородекой
Дом учителя по распоряжению ВЦСПС был
передан политическому управлению Нар-
комата Военно-Морского флота. Злесь раз-
местился клуб офицеров Военно-Морского

флота.
В 1944 году Дом учителя возобновил свою
	деятельность, правла, совместно с офицер-
	ским клубом. В 1945 году здесь начал
работу университет марксизма-ленинизма.
В университете занималось 500 учителей,

Была развернута работа в многочиелен-
	ных кружках самодеятельности,  проводи-
лись вечера отдыха, концерты, ‘лекции,
встречи учителей со знатными лютьми
	страны, был организован методический ка-
бинет, который  пользовалея у’ учителей
большой популярностью.
	‚Первый том сочи
	Вышел первый том полного собрания
сочинений и писем Н. А. Некрасова, изда-
ваемого Гослитиздатом в 12 томах, под
редакцией В. Евгеньева-Максимова, А. Вго-
лина и К. Чуковского. В книгу включены
стихотворения 1838—1856 годов, стихи не-
известных голов, варианты, коллективные
произведения с Панаевой, Тургеневым и
другими.

Для текстологии первого тома  исполь-
зован новонайденный рукописный еборвик
стихотворений Некрасова. обнаруженчый в
Государственной библиотеке имени Ленина
	КООПЕРАТИВНОЕ ЧУЛО
	дела ее: встали на прочный фундамент Ko-
оперативных. средств. За очень небольшой
срок Суворова получила за изготовление
альбома 82 тысячи рублей, да ее муж Bo-
рисов — более 36 тысяч рублей.

Что же представляет собой чудо-альбом?
Весит он 4 пуда. По замыслу; авторов, аль-
бом должен был отобразить всю жизнь и
деятельность всероссийской кооперации
инвалидов с` 192] ‘по 1948 год. Эта дея-
тельность должна была получить нагляд-
нов отражение на 36. монтажах-днаграммах,
вкладываемых в массивную папку из тол-
стого сантиметрового картона, обтянутого
текстовинитом (подобие линкруста). Аль-
бом запирается с помошью  увесистого
алюминиевого козырька. Немногим счаст-
ливцам удалось бы подцепить и поднять с
помощью обычной человеческой силы этот
чудо-альбом. Так вот, для удобства пере-
мещения альбома он устанавливается ‚на
ножки из нержавеющей стали,

О художественной стороне альбома гово-
рить много He следует. Авторитетная ко-
миссия признала его полную антихудожест-
венность. Не лучше дело и с содержанием.
Достаточно сказать, что на трех листах
альбома приводятся цифры © количестве
артелей, ныне об’единяемых Всекоопинсою-
зом. И все эти цифры разноречивы. Фото-
снимки о работе артелей и стихи, встре-
чающиеся в альбоме, безвкусны и пошлы.
	И вот это-то чудо тщеславия и глупости
	обошлось пока что союзу в 130 тысяч руб-.
	лен. .

Министерство государственного контроля
РСФСР, куда ныне, доставлен этот чудо-
альбом, занято расследованием «творческой
деятельности» Пинсона и авторской брига-
ды Суворовой.

Надо полагать, что скороиспеченный
редактор и сомнительная писательница по-
несут должную кару.

Нам остается задать еще только один
вопрос руководству ЦК профсоюза работ
ников пслиграфического производства’ и пе:
чати СССР: как могло. случиться, что афё-
ристка Суворова осуществляет всю свою
«деятельность», кстати’ говоря, не впервые,
опираясь на справки, выданные ей, «Коми-
тетом детских книг и юношеских  писате-
лен» ЦК профсоюза? А. ГОЛОВАНОВ
	известные портреты. Ломоносова, писанные
	то современниками, и другие ценные
экспонаты.  Выставлен и. уникальный
мозаичный портрет Александра Невского
	выполненный при участии Ломоносова в его
мастерской. Я
дальнейшем Ломоносовский музей
предполагается значительно расширить. В
музейных залах намечено разместить ма-
териалы о трудах Ломоносова по физике,
оптике и другим наукам. В павильоне, по-
священном деятельности Ломоносова в
области астрономии, будет установлен на
двух мраморных колоннах зйаменитый ме:
ридианный круг’ при ‘помощи которлто
ученый вел свои наблюдения. Музею пере.
дается большой глобус, ‘построённый Ло
MOHOCOBLIM. Stor глобус, хранившийся 8
Пушкине, был увезен немецкими оккупан-
	тчми и недавно возвращен в Ленинград.
	Мы ‘не знаем, когда руководителей Все-
коопинсоюза осенила мысль увековечить
свое учреждение. Утверждают только’ то,
что она, точно солнечный ‘луч, блеснув
однажды хмурым ноябрьским утром прош-
лого года, уж больше не давала им покоя.

Мысль, возникшая у кооперативных `ру-
ководителей, . интуитивно ‘была угадана
некоей Анастасией Суворовой, именующей
себя детской писательницей. Суворова
смело пошла навстречу руководящим дея-
телям союза, решив во что бы то ни стало
добиться занесения их имен на скрижали
истории.

Улдалась ли эта сложная миссия самоот-
верженной Суворовой?’ История отвечает
на этот вопрос положительно.

Сказано — сделано. Работа закипела. Не
более чем через четыре месяца; прошед-
шие с того памятного ноябрьского’ утра, в
лабиринтах  Всекоопинсоюза появился ат-
Лас-альбом весом в несколько ` пудов!
История была сделана, тшеславие коопе-
ративных деятелей удовлетворено.

Но там, где кончилась олна история, там
началась другая.
‘Чтобы создать сие кооперативное чудо,
Суворовой потребовалась творческая брига-
да. В ее состав она включила своего су-
пруга Борисова (будто бы но специально-
сти режиссера), некоего Репина. вылающе-
	го себя’ за художника; и его жену Луко-
вич. Дабы все предприятие получило a@a-
вершенную, классическую форму, главным
	‚редактором альбома Суворова назвала
утвержденного президиумом союза’ ‘тов.
Пансон.
	На творческую работу был, разумеётся,
составлен трудовой договор. По мере вы-
полнения отдельных узлов’ столь сложного
«агрегата» Суворсва выписывала счета,
которые подтверждал” главный’ редактор
тов, Пинсон, а тов. Пинсон — ‘заместитель
предеедателя президиума = распоряжался
оплачивать их.

Ловкая Суворова быстро сообразила; ка*
кой замечательный сюрприз’ уготовила“ ей
судьба, Напав на золотоносную коопера-
	тивную жилу, она энергично принялась ee
	разрабатывать. [lo поедварительным gaH-
ным, плоды ее усилий увенчались серьез-
ным успехом: во всяком случае, семейные
	ЛЕНИНЕРА»;  . - (Наш. корр.). Осенью
1948 года B Ленинграде состоятся
торжества, ` посвященные  200-летию ос-
нованной М. В. Ломоносовым первой в
России Научной химической лаборатории.
К этому времени будет открыт и Ломоно-
совский музей, создаваемый в реставрируе-
мом сейчас здании Петровской кунстка-
меры.

В музее устраивается большая постоян-
ная выставка архивных материалов, харак-
теризующих труды Ломоносова в области
химии. Здесь же будут экспонированы
макет первой русской лаборатории (в одну
десятую величины), коллекции  подзорных
труб и приборов, принадлежавших Ломоно-
сову, большое зажигательное стекло, ко-
торым он пользовался для своих опытов.
На стендах собраны редкие книги из биб-
лиотеки великого русского ученого, не-
	Музей великого Ученого

Чувства,
нельзя не
	«Благоларим». элесь выражено чуветво
горячей благодарности товаришу Сталину.
Сталин —= ясное солнце, хающее тепло
всему миру, творец судьбы трудового на-
рода. Его мудрая забота чувствуется вез-
Де, всюду, на самом маленьком и отдален-
ном кусочке советской земли.

_ Очень много стихов посвящено колхозной
теме.

Работник сельской кооперации В. Лалы-
нин (Смоленская область) говорит о по-
двиге хлеборобов, о неотлядном просторе
полей, о тракторе, который -

Проворно месит сдобный чернозем,

Чтоб был богатым праздник урожая.
	Евгения иазунова из. Алма-Ата пишет
пирические «Стихи о зерне».

Еще с полей не сходит хрупкий‘ снег,
Весны дыханье ветру не дано, :
	А соки под землей стремят свой бег,
Где проросло озимое зерно.

ay
	И смуглый молчаливый агроном

Увидит, как, решимости полно,

Встает в полях, в его краю родном

Литым. стеблем колхозное зерно,

Часто ‘в стихах звучат  тнев и пре
зрение к тем, кто хочет снова нарушить
мирную жизнь советского народа.

М. Гиленов (Молотовекая область) пре-
дупреждает хищников-капиталистов, что
если они черной и злой ордой снова Bop-
вутея в советскую страну, то их ожидает
участь: немецких. фашистов,

Ф. Самойлович (Днепропетровская 06-
ласть) пишет, что за океаном «вьются
тучи  чернее. обугленной ночи». Ho
Сталин несет человечеству б‘олнце и
счастье, он развеет эти злые тучи,

ж,*

Таковы сокровенные чувства советских
людей, такова их лирика. Пусть из боль-
шинства начинающих писать стихи не
выйдет поэтов. Но поэзию нашей жизни,
нашей современности они чувствуют всем
свонм сердцем, —
то Б. БРАИНИНА
	оторые_
выразить...
	Так молодой шахтер И. Шацав (он-
басс), обращаясь вк Сталину, пишет: ”
	Наши думы всегда о тебе.
Оттого горячи мы в труде.
	И. Warpos (Москва) в стихотворении
«Слово народа» воспевает боевое знамя—
пятилетний план. On обращается в
товарищу Сталину со словами:

Нет таких преград, которых не
возьмем,
	Будет надо — мы моря осушим,
Дашь приказ. нам — горы повернем!
	Педагог Давид Лившиц (Томек) говорит
о том. что все взоры и сердца обращены
	Туда, где Сталин нам кивает
С трибуны мавзолея.
	Те, кто отстоял Родину в бою, клянут-
ся Сталину. побеждать в великом мирном
труде:
	В полях,
в городах
и на стройках великих
Всё шире стахановский труд.
	() героическом мирном труде бывших
фронтовиков слагает стихи Е, Савинов
(Ярославль). бн обращается к своим фрон-
товым друзьям: :

Где вы, на каких крутых дорогах?
Сколько вахт сейчас несете вы —
В облаках,

На каменных порогах,

На заводах Тулы и Москвы?
	Мастера былой военной сметки

Сеют хлеб на боевых полях,

Ткут полотна сказочной расцветки,

Через ‘степь ведут широкий шлях,

И совсем из другого конца советской
земли. из Киргизии, учительница Е. Гор-
бзтенко шлет стихи, которые называет
	воспитывающую силу. сознание кровной
	связи литературы с жизнью обращает не-.
	редко читателя в писателя, заставляет
многих молодых людей, взяться за перо, Й,
конечно, в первую очередь из-под их пера
выходят стихи, ибо кто в молодости не
писал стихов. В этих. стихах звучит же-
лание поделиться чувствами, передать
свою бодрость, уверенность в будущем,
рассказать о своей работе, о своих. дости-
жениях, о любви к Фодиве, к Сталину.
Ведь каждый знает, что его достижения—
это достижения ‘всей страны, что его лю-
бовь к Родине разделяется всеми, что это
общая любовь советского народа. А зна-
чит, и радость общая.

Если бы Воропаев, Листопад, `Весоу и
	многие другие. литературные герои захо-
тели излить свои чуветва в стихах, TO
	их стихи, вероятно. были бы очень’ похо-
	жи на те, которые. каждый день получает
«Литературная газета» со всех концов
нашей страны. Эти стихи в большинстве
профессионально очень слабы, наивны,
часто в них нет знания самых основных
	правих стихосложения, и, конечно, их
нельзя рассматривать, как поэтические
преизведения, подлежащие печати. Но
	многие авторы и не, думают о печати; они
шлют стихи лишь для того, чтобы вырз-
зить те чувства, которые они не могут не
выразить.

Большинетво стихов посвящено Роди-
не, партии. Сталину,
	_ Рабочие, колхозники, люди интеллигент-
ного труда спешат рассказать великому
Сталину о своей работе, о том, как радо-
стен и успешен их’ труд.