_ Слелано.
	«Слово мастеров» — так называется
выпущенная в этом тоду Профиздатом
книга, в которой мастера отличной работы
рассказывают о своем пути, 0 своих до-
стижениях, о своих воспитанниках. Среди
‚авторов книги — мастер Московского под-
шинникового завода Михаил Круглов. Он
с величайшей гордостью описывает еозда-
ние и освоение одной из индустриальных
крепостей, какой является его родной
одшицниковый завод.

Мы освоили не только выпуск под-
шипников. И в период довоенных пяти-
леток, и в грозные годы Великой Отече-
ственной войны, и в наши дни конструк-
торы и инженеры, рабочие и работнипы
показали, что нет такой машины, меха-
низма, прибора, которые не могли бы быть
выпущены на советских заводах советеки-
MH людьми из советских материалов. На
международных выставках в Хельсинки и
Будапеште, “в Загребе ‘и Познани миллио-
ны людей недавно с восторгом отзывались
06 изделиях, носящих марку «Сделано в
CCCP»,

Советские люди упорно и настойчиво
трудилиеь, выигрывая одну. битву за дру-
гой, занимая каждый раз новые позиции
на фронте борьбы за экономическую неза-
висимость. Отличное качество продукции
делает честь каждому, кто приложил ‘ру-
ку к ее изготовлению. Для советекого ра-
бочего и инженера предприятие, на кото-
ром он работает, — родное, близкое, и честь
этого предприятия — это честь советеко-
го человека. Он не хочет, нео может до-
пустить умаления достоинства своего за-
вода и фабрики.

В той же книге «Слово мастеров» но-
мещена статья старшего мастера автозаво-
да имени Сталина Антона Винокурова,
Боторый пишет:

«С той поры как стал работать в литей-
HOM производстве, я возненавидел‘ желтый
пвет. Щелтой краской покрывалось у вас
в цехе бракованное литье. Обидню было
смотреть на эти изделия. Околько труда
было вложено в них, сколько материала
затрачено, и вот но каким-то причинаи—
то ли’ по чьей-то небрежности, то ли по
педосмотру, то ли из-за неправильных
расчетов — детали лежат, сложенные в
позорную груду, их желтая окраека бро-
сается в глаза, они словно сами кричат. о
себе: «Мы не годимея, нас испортили,
средства и труд затрачены зря!»

Как прекраено написал простой  совет-
ский ‘человек, какие глубокие мысли и
чувства будят приведенные выше строки!
. Социалистическая дисциплина труда —
совершенно новая, сознательная диспипли-
на, обединяющая людей, организованных.
в сопиалистичеекое государетво. Qua tpe-
бует от всех трудящихея отличной pato-
ты, требует, чтобы каждый человек про-

никся сознанием своей огромной  ответ-
ственности перед обществом;

«У нае, — говорил М. И. Валинин, —
некоторые люди еклонны рассматривать
коммунизм как-то отвлеченно, не вклады-
Bad B это понятие конкретного содержа-
ния. А что значит коммунизм? Это значит:
давай как можно больше продукции и как
можно лучшего качества!.. Когда люди го-
ворят о коммунизме и в то же самое время
не связывают коммунизм предметно, мате-
риально, с такими животренешущими во-
просами, как вопросе о качестве продук-
ции, то они занимаются просто толчением
воды в ступе...

Итак, борьба за коммунизм-—это борь-
ба за выешую производительность труда
как в смысле количества, так и.в емыеле
качества продукции. Вог вам. первое oc-
новное положение коммунистического в0с-
нитания трудящихся CCCP».
	° В сожалению, наряту
& известными фактами
отличного освоения вы-
нуска новой советской

- продукции сохранилось

еще кое-где `наплева-
_ тельское отношение к
О MI! качеству, стремление
п, в «выехать ‘на количе-
стве». Недоброкачеет-
венная работа, неуважение к потре-
бителю приводят к TOMY, что колхозники
Вазахстана, например, недовольны xaph-
ковкой  MOJOTHAROH, ‘° московский житель
наперед знает, что от будильников
второго часового завода He следует
ждать ничего о хорошего. — Подобных
Примеров немало. Недавно «Литературная
газета» поместила ряд материалов, показы-
вающих, к чему приволит «деятельность»
поставщиков плохой продукции. Директор
Узбекского металлургического завода т. Ход-
жаев сообщал факты, позорящие Иркутекий
завод тяжелого малкиностроения; последняй
` позволил себе прислать негодное оборудова-
ние для прокатного стана. .

Вместе с рабочими, инженерами и слу-
жащими целлюлозно-бумажной премышлен-
ности ведут советские писатели борьбу
за то, чтобы больше бумаги было в стра-
не. Болыне бумати — это значит больше
бумаги отличного качества! Каждая фабри-
ка, выпускающая бумагу, должна гордить-
ся тем, что на книге стоит ее марка. Но до-
вольна ли будет лифекция Архантельского
бумажного ° комбината, — выпускающего
плохую бумагу, если ее марку поставят на
книгах?

Ha XVII с’езде ВЕН) товарищ
Орджоникидзе  товорил, что качество
продукции часто страдает не потому, что
мы не умеем делать и не могли бы сделать
хорошо, а проиеходит это очень часто
вследствие небрежности, неаккуратности.
<... Мы о своей №рке, о своей «фирме» по
линии качества заботимся мало», — отме-
чал Серго. -

Советский человек — хозяин своей
страны, хозяин всей продукции, которая

Е на заводах и фабриках, —дол-

жен беречь честь своей заводской марки,
честь своего социалистического предприя-
тия. И недаром ленинградцы, освоивигие в
последние два года очень много еложк-
нейших машин, агрегатов, приборов,
станков и других видов продукции, сейчас
начинают новый поход за честь марки ево-
их предприятий, создавая из среды 05-
щественности институт контролеров Ka-
чества продукции. На фабрике «Скороход»,
например, таких контролеров уже более
двухсот пятидесяти. По инициативе ком-
сомольцев Ленинграда созданы также ты-
сячи молодежных постов, которые следят
за качеством продукции, идущей к потое-
бителю.

В отчетном докладе ХУП с’езду ВЕП(б)
товарищ Сталин, отмечая «совершенно не-
допустимое отношение к вопросу об улуч-
шении качества продукции», поставил ® в.
числе очередных задач следующую:

«Улучиить качество выпускаемых това-
ров, прекратить выпуск  некомплектной
продукции и карать веех тех товарищей,
невзирая на липа, которые нарушают или

обходят законы. Советской власти о каче-
стве и комплектности продукции».

В этом указании великого Сталина от-
ражена глубокая забота партии и прави-
тельства о народных интересах, и это ука-
зание должно проводиться точно и неукос-
нительно.

Воспитание ‘рабочих и инженеров, техни-
ков и служащих предприятий в духе ува-
жения к. чести заводекой марки — одно из
важных звеньев коммунистического воепи-
тания. Советские люди должны проявить
то горячее отношение к борьбе за каче-
ство, при котором будут появляться на
свет только красивые и отлично сделан-
ные вещи, при котором человеку совестно’
будет выпускать нлохую продукцию. «Сде-
лано нашим заводом», —эти слова должны
	наполнять каждого рабочего, инженера,
техника чувством гордости за плоды евое-
го труда,
	ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН. СОЕЛИНЯЙТЕСЬ.

ПЕ
	роста
	Перед вами два одинаковых куста т0%
матов с маленькими, только что завязавшия
`мися плодами: Вы опрыскиваете один ng
них слабым раствором особого вещества,
через 40 часов средний вес плода на этом
кусте окажется на одну треть больше, чем
на соседнем. Подсчитав на четвертый денч
`вновь образовавшиеся завязи, вы обнаружиз
те, что на опрыснутом кусте их в два ©
половиной раза больше, чем на растении
не подвергшемся этой ‘операции.

Кто следил за развитием яблонь, тот, не+
сомненно, мог наблюдать преждевременя
ное — до созревания — опадение плодова
в особенности у ранних сортов. На ябло+
`нях же, опрыснутых раствором, преждевреч
менное опадение яблок прекращается.

Что же это за чудесный элексир?

Это — химический регулятор роста
растений, получивший название  ростовога
вещества, или фитогормсна.

В развитии учения о химических регуля?
торах роста: растений крупную роль сыграз
ли русские ученые. В Институте физиоло+
гии растений им. Тимирязева Академии наз
ук СССР этой работой руководит академик
Н. А. Максимов. Результаты исследований
уже вышли за пределы лабораторий и стаз
HOBATCH достоянием практического  растгез
ниеводства. Найден метод получения HCH
кусственных ростовых веществ‘в достаточа
ном количестве.
	Профессор Ю. В. Ракитин, руководитель
	одной из лабораторий Института а
гии растений, в беседе с нашим  коррес
пондентом сообщил о результатах onatos,
ведущихся в подмосковном хозяйстве
«Красково». }
	— Обработка цветущих кистей томатов.
	‚ слабым раствором синтетических ростовых
веществ, — рассказывает он, — ускоряе®
созревание плодов, повышает урожай теп-
‘личных томатов в два—два с половиной раз
за, увеличивает их размеры и улучшает
вкусовые качества. При помощи pocro-
вых веществ можно получить бессемянные
плоды томатов, баклажан, огурцов, краз
снога перца. Такие плолы вкуснее, и оЕи
легче подвергаются обработке при изготов-
лении консервов, так как отпадает лишняя
операция — удаление семян.

Между прочим, ростовыми веществами
были обработаны корни многолетних лин;
высаженных в этом году на улицах Горь-
кого и Охотный ряд в Москве. На новом
месте принялись все без исключения дез
ревья.

Опыты ‘использования химических регу
‘ляторов в растениеводстве проводятся па
всей стране, В частности, комиссия па

урожайности Академии наук СССР нын@_.
	испытывает ростовые вещества в Таджикч
ской ССР для борьбы против преждевреч
менного опадения коробочек хлопчатникаа
На Украине фитогормоны применяются при
возделывании многих растений. Институт
ботаники Академии наук Украинской ССР
проводит в субтропических районах интез
ресные опыты применения искусственных
фитогормонов, не ускоряющих, а тормозя-
щих рост растений. При опрыскивании кро=
	вы лимонного дерева раствором. некоз
торых химических соединений удалось
приостановить рост ветвей в длину и
одновременно вызвать их утожцение и
одеревенение. Это способствует повыше?
нию морозоустойчивости деревьев.
	_ Самый молодой
	город в СССР
	ТБИЛИСИ, (Наш корр.). Еще в 1944 году
трудно было представить, что на месте ди-
ких зарослей на правом берегу Куры, вок-
рестностях трузинской ‘столицы вырастет
новый благоустроенный город. Даже в дни,
когда здесь были разбиты первые палат-
ки строителей, эта местность говорила
скорее о прошлом, чем. о будущем...

далекие времена тут стоял город
Рустави — самый красивый в Грузии. В
конце ХГУ века, во время нашествия Та-
мерлана, он был разрушен до основанич,
И вот снова, как шестьсот лет тому назад,
поднимаются над землей красивые здания
со сводчатыми окнами, характерной  гру-
зинской архитектуры, и зелень молодых
скверов и парков, разбитых на пустыре, на-
поминает о пышных садах древнего Ру-
стави, воспетых в национальных легендах,

Это и есть Рустави — наш новый. со,
ветский город, воздвигнутый для рабо*
чих и служащих Закавказского металлур=
гического комбината. Вначале, когла Has
	селение его составляло несколько. сот ча-
	ловек, OH считался поселком. В этом году
Президиум Верховного Совета Г рузинской
и
	EE ae mee eee

CCP издал закон о преобразовании посел-
	ород,

Цена 40 коп.
	вал. Но пока Магала вас разыскивал, я
уже все заново переделал. Вы это за мой
счет отнесите, товарищ бригадир».

Весной меня взяла тревога, что колхоз
может запоздать с севом. Я предложил
председателю колхоза Ткачу сеять ночью.

— Никто. от нас этого не требует, —
возразил Ткач. — Дело это темное... Й
отвечать я не хочу...

Я заявил, что беру всю ответственность
на себя. Посоветовалея с директором МТО
товарищем Гладковым Григорием Андрее-
вичем. Он одобрил мое предложение Я
пристроил к сеялкам электрофары, побе-
седовал со своими тракториетами, подо-
брал надежных припешциков и стал сеять
ночью... Всходы взошли ровные, без
отрехов, и заставили всех поверить, что
умеючи можно сеять и ночью... ~

Время уже зашло за полночь, а Яков
Фомич с неослабным увлечением расскз-
зывает о делах механизаторов. Разговоз
	переходит на излюбленную тему — 0
тракторах и комбайнах,

— Машины хороши, спору нет, — 1о-
ворит Яков Фомич, — но кое-что нужно
улучшить. Комбайн на средний урожай
расечитан. А в этом году хлеба такие,
что только на половину хедера можно
работать. Надо подумать 06 этом нашим
конструкторам... Или вот подшинники
частенько плавятся. А сколько с соломой
мороки колхозу. Вози ее, скирлуй. А 1о-
чему бы нё оборудовать комбайн брикет-
ной установкой? Мне думается, не Tak
уж трудно ее сконструировать.

Я слушаю и наблюдаю Подольного; и
мне приходит на ум, что ведь работа,
которую он делает, располагая  комбай-
ном, рацией, мотоциклом, что эта работа
еще совсем недавно называлась страдой.
Илва ли не самым трулным лелом для
	  крестьянина была уборка, особенно в та-
  Rel тод, как нынешний, когла быстро и
  ружно поспели хлеба. «Страдная пора, —
товаривал еще мой отец, — страда, ины-
ми словами, — страдание».

Слово это’ привязалось KO мне, и я
повторяю его, пока возвращаюсь из брига-
ды Подольного во центральную yearby
МТС. «Отрада, страдник, страдален!..» Да
и понятие «усадьба» в ту пору, когда
земледелец был страдальцем, означало с0-
всем другое. Здесь, на Днепропетровщи-
не, в необозримых этих степях, в усадь”
бе сидел капиталист, чаще всего иностра-
неп, предприниматель того типа, какой в
наши дни производит хлеб, скажем, в
США. К окрестным земледельцам у него
было определенное отношение: ему нужен
‘был их дешевый труд, да заодно‘ и земля.
Не так ли и там, за ‘океаном, где тот же
трактор и комбайн в руках какого-нибудь
короля пшеницы обратилея в чудовищное
орудие, разоряющее крестьян?

Я ищу четкую формулу тем мыслям,
какие возникли после встречи с ПШодоль-
ным. Приехав в Усадьбу, я достаю течь
товарища Сталина на предвыборном  с0-
брании избирзтелей и, в который уже
раз, перечитываю то место, где товарищ
Сталин товорит о двух путях развития
сельского хозяйства. -

«Метод коллективизации оказался B
высшей степени прогрессивным методом
не только потому, что он не требовал ра-
зорения крестьян, но и особенно потому,
что он дал возможность в течение не-
скольких лет покрыть всю страну круп-
ными коллективными хозяйствами. имею-
щими возможность применить новую тех-
нику, использовать все агрономические
достижения и дать стране побольше то-
варной продукции».

Благодаря этому методу из мелких соб-
ственников-крестьян выросли люди, по-
добные бригалиру Шодольному. Они ведут
© с0б0й миллионы колхозников, ‘берущих
нынче е необозримых полей Родины туч-
ный урожай.

ДНЕПРОПЕТРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ.

ОРГАН ПРАВЛЕНИЯ СОЮЗА В
СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ cccp    A
	Суббота, 7 августа 1948 г.
	А. МУСАТОВ
	уборки не выдалось ни одного погожего  —— Темны набрали неплохие.  Четвер-
дня. Дождь выпадал то © утра, то в пол- ТЫЙ Год обслуживаем колхоз имени
соо. МТО   Ченина, со всеми работами  справляемся.

А Инло пажа mare

wAWT.
	Уже в 1945 году вею посевную площаль
	колхоза подняли. 10, что до войны три
	трактора обрабатывали, мы теперь одним
	выполняем. уважать меня стали: <Моло-
	nex, Яков Фомич, передовик!» A rae же
	там передовик?’! В 1945 тоду бурьяны
	задушили хлеба, в сорок шестом — засу-
a, в прошлом голу опать же nebora-
	тый был урожай. Отал я  залумываться.
	В чем тут дело? Погода во всём винова-
	та? Волхозники плохо сработали? А мы-
то сами, механизаторы, все ли мы дела-
	ли для урожая?’ Ha машине-то мы хозяе-
ва, а за землю. за веходы, за колос по-
	настоящему еще не болеем. _

Начал я свою бригаду на. высокий уро-
жай нацеливать. Раньше. у нас, тракто-
ристов, только и разговоров, что о маг-
нето, карбюратерах, подшипниках, & те-
перь и о нормах сева затоворили, и о ка-
	честве зерна, и о подкормках. Агроучебой
занялись, книги Вильямеа читаем, Лы-
	COB KO...

бригадирами, с звеньевыми теснее
связались. Собрались весной вместе, 0б-
	говорили все. «Гак, говорю, и так. Мы
вам пашем, сеем. Следите за нами в 06а
глаза: требуйте, за каждый огрех взыски-
вайте. Но и мы вам спуску не дадим».
Друг друга мы контролировали крепко.
Как свободный час, я на велосипед, ла в
поле, к делянкам. Потом  доклалывало
председателю колхоза — там девчата
тненицу нечисто пропололи, там кукуру-.
зу прокультивировали только два раза, а
нужно три. Велосипед у меня был ста-
ренький, вот-вот рассынлется, колхозни-
ки даже подшучивать стали: «Не доездить
тебе на такой технике до осени, Яков
Фомич!»
	«А вот, говорю, возьму да и куплю
	мотоцикл». И впрямь купил... Теперь y
MCHA все поля, кав на лалони,
	Ну = колхозники во сто глаз за трак-
	ториетами смотрели. Вак-го раз встречает
меня бригадир Магала и товорит: «При-
дется взыскать с вае, Яков Фомич. Каче-
ство упускаете»—» и ведет меня в степь,
где молодой тракторист Иван Набока ипро-
водит культиванию. Смотрю — вее в I0-
рядке, культивация идет нормально. На-
бока сидит за рулем, как ни в чем не
бывало. Магала только толовой покачал:
«0х, и провоюный хлонец».
	А когда бригадир ушел, Набока мне
	и признался. «Был грех, Яков Фомич, не
осмотрел, не на ту глубину культивиро-
	день, А было даже так: в Усадьбе МТО
`и в колхозе сияло солнце, было жарко
H душно, а в степи, за десять километ-
ров, где работал комбайн, разразилея та-
кой ливень, что мотоцикл Подольного за-
вяз в грязи,

Правда, бригадир не терялся. Нельзя
убирать мокрый хлеб, так можно использ
зовать комбайн вместо молотилки. _

«Стахлинец» подходил к скирдам, из
середины скирды доставали сухие снопы
й пускали их в барабан.

Но сеголня, судя по всему, день будет
наславу. Роса, наконец, спала. Подоль-
ный подал команду. Агрегат тронулся.
Еотда он проходил краем загона, работав-
шие на току колхозники заметили, что.
агрегат выглядит сегодня не ‚совсем
обычно.

Вроме комбайна с содочюкопнителем,
к трактору были еще прицеплены диско-
вый лущильник и большие грабли. \е-
лезные зубья граблей очень чисто подгре-  .
бали колобья. а идущие волед диски лу-
щильника подрезали и  переворачивали

В эту ночь бригадиру. Подольному не
спится. Несколько. разоон выходит из ва-
тончика и вематривается в небо. Он ма-
ленький, крепкий, ° шустрый, ‘фуражка
воинственно слвинута на затылок, и на
небо Подольный смотрит так же, как и на
людей, когла они с ним не соглашаются.

«Что же, поспорим еще... Ая 03506
все-таки докажу», — кажется, говорит
`его взгляд.

Но сегодня погода, как видно, не соби-
рается омрачать настроения бригадира.

Тяжелая, сизая роса лежит на хлебах,
предутренний ветерок уносит за горизонт
пелену темных облаков, и восток свет-
weer,

Светлеет и лицо бригадира. Он вска-
кивает в вагончик, будит учетчика.

— Утром радируй в МТС — сегодня
выхожу в полной боевой! `

Положив на столик около полевой ра-
диостанции, которыми в этом голу обору-
дованы ‘все тракторные бригады  Улья-
`новской МТС, рапортичку о вчерашней
выработке, Полольный вновь выходит на
улицу. Он выкатывает из-под навеса м0-
тоцикл и мчится в степь к комбайну.

«Сталинец» стоит наготове, все члены
‘бригады уже на месте.

Выйти «в полной боевой» и прорабо-
тать от восхода ло глубокой ночи Яков
Фомич мечтает уже хлавно. Ho с начала
	— в прошлом году я и по сорока пя-
	ти убирал, — нояснил он мне. — А сей-
час не получается. Работаем на неполном
захвате — такие гуетые хлеба ypedu-
	лись. Но 250—110 пудов с тектара на-
молачиваем, .

Потом Подольный перешел на прием.
Пока он принимал радиограмму и ‘запи-
сывал ее в журнал, я осматривал вагон-
чик бригады. Это было домовитое жилье.
Опрятные постели, полка_с книгами, све-
жие номера газет.

На стене вагончика висело много по-
четных грамот за высокую выработку, за
экономию торючего, за образцовое Ве
дение весеннего сева.

— ‘Судя по трамотам, Bama” а
первая в области, — сказал я; когда
Яков Фомич выключил рацию. -

— По выработке — да, — подтвердил
Подольный. — В прошлом году мы дали
на каждый трактор по 1.700 тектаров, а
вот по урожаю... mocMorDHM, что этот год
покажет.

Он закурил, помолчал и вируг загово-
рил с неожиданной страстностью, как о
давно наболевшем. `` ]
	Волхозники с. интересом смотрели на
комбайновый агрегат, который пе только
Убирал хлеб и собирал в копны солому,
но и вымолнял еще две новые операции.

— А ведь в прошлом году, Яков Фо-
мич, у тебя не было ни лущильника, ни

граблей, — заметил бригадир Магала,
— Правильно, не было, — согласился
Подольный. — Так теперь же все ста-

раются лучше работать. Вот вы какой
урожай вырастили, в два Газа богаче
прошлогоднего.

Поздно вечером, когда роса вынудила
комбайн встать на отдых и Подольный
вернулся в вагончик тракторной брига-
ды, я спросит, что же заставило ero
усложнить свой комбайновый агрегат. _

— Как вам сказать, — помолчав, от-
ветил Подольный. — He припепи мы
лущильника или граблей к комбайну, нас
НИКТО бы за эт0 не осудил. Но люди нын-
че боролись за урожай с таким рвением,
что было бы просто стыдно убирать. по-
старинке. Ведь о мы же, эмтеэсовцы, для
всех пример, на нас смотрят.

Подольный включил рацию, вызвал
диснетчера МТС и принялся  передавать-
сводку. За день работы агрегат убрал и
взлущил 22 тектара хлебов.

TET TATE

Второе Баку

Это название района, расположенного за] ком,  вакачивается мощными насосами
	пройдя предварительно через специальную
водоочистительную станцию,

Широко применяется также наклонно на-
правленное бурение, облегчающее экспло-
атацию некоторых месторождений.

Большой интерес с точки зрения тех-
нической новизны предсфавляет метод до-
бычи при помощи торпедной перфорации.
Это «подземная артиллерия»—специальные
аппараты, стреляющие снарядами, бронебой-
ного типа. Аппарат вместе с боезапасом
опускается в скважину. Техник включает
ток, и в ту же секунду на глубине около
2 километров происходит серия выстрелов.
Снаряды снабжены ° взрывателями замед-
ленного действия. Пройдя в недрах земли
определенное расстояние, они разрываются
и образуют в месторождении сеть каналов
и трещин, через которые нефть устремляет-
ся к скважине. Метод торпедной перфора-
ции, разработанный нашими инженерами,
увеличивает суточную добычу скважин
в несколько раз.
	Крупным достижением нефтяников Вто-
рого Баку является механизация трудоем-
ких работ на промыслах. Многие: десяти-
летия сборка и разборка насоено-компрес-
сорных труб производились вручную. Это
требовало от рабочих ‘большого напряже-
ния и отнимало много времени. Комплекс-
ный механизмы инженера Молчанова сам
завинчивает и отвинчивает тяжелые трубы,
втрое повышая производительность труда.

Недавно инженеры сконструировали пор-
тативную буровую установку, которая по
своим техническим качествам превосходит
лучшие аналогичные установки загранич-
ных фирм. Буровая установка специально
приспособлена для работы зимой, что осо-
бенно важно в условиях cypoBoro климата
торого Баку.

Нефтяники Второго Baxy упорно 60-
рются за выполнение сталинской пятилетки
в четыре года, за непрерывное развитие
добычи. и переработки нефти, В 1949 г.они
дадут нефти значительно больше, чем дава-
ли до войны. И если в свое время первая
скважина в Чусовеких Городках положила
	начало развитию Урало-Волжекой нефтяной
области. то разработка новых месторожде-
	ний девонской нефти в годы послевоенной.
	сталинской ‘пятилетки знаменует начало
	превращения Второго Баку в одну из
крупнейших нефтяных баз мира, —
	тысячи километров от первого, настоящего
Баку, уже давно вошло в обиход.

Какие изменения произошли здесь с тех
пор, как в 1929 году советские геологи от-
крыли нефть в Верхне-Чусовских Город-
ках, от которых берет: свое начало молодая
история Второго Баку? :

Второе Баку, созданное по идее товарища
Сталина, занимает огромную территорию,
раскинувшуюся между Волгой и Уралом.
По своим размерам эта территория равна
половине Западной Европы. :

Во Втором Баку построены заводы, пере-
рабатывающие нефть и обеспечивающие
промыслы оборудованием. Здесь открыт
	в последние два года ряд новых нефтяных
и газовых месторождений.

Второе Баку — район новый не только по
возрасту. но и ‘но методам промышленной
организации. Вы нигде не увидите здесь
беспорядочного нагромождения вышек —
этой характерной особенности пейзажа ста-
рых нефтяных промыслов, наследия капита-
листической, хищнической эксплоатации
нефтяных залежей.

Высокая организация добычи и науч-
ный расчет избавили промыслы от лишних
скважин. Их злесь сравнительно немного,
	но зато каждая заменяет собой три-

четыре скважины, которые были бы
здесь при старых способах добычи. На
	крупнейшем в нашей стране Туймазинском
месторождении в Башкирской АССР сква-
KUHL расположены кольцевыми рядами, Это
позволяет значительно продлить так назы-
ваемый фонтанный период жизни место-
рождения. .

Обычно после разработки  нефтеносного
участка, когда кончается фонтанный пе-
риод,` 55—60 процентов нефти остается
в пласте. Сейчас нефтяники максималь-
но используют залежи нефти в толше
земли. Для этого призван ‘на помошь
ИСКОННЫЙ «враг» нефти—вола. Нефтяники
всегла вели с нею непримиримую борьбу,
так как, проникая в месторождение, она
оттесняет нефть от эксплоатанионных сква-
жин. Теперь вокруг ‘нефтяного ‘пласта бу-
рят дополнительные скважины и чакачи-
вают в них тысячи кубометров воды. Она
вытесняет нефть из самых дальних участ
ков месторождения и гонит ее к скважи-
нам, Вола, ставшая теперь нашим союзни*
	По Советскому
_ Союзу
	ХРОНИКА КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ
	$ Москва. Более 100.000 учителей про-
водят свой. отпуск в летних экскурсиях
по стране. Около 10.000 из них посетиля
Москву. В столице побывали педагоги
Литвы, Латвии, Эстонии; Молдавии, Kape-
ло Финской ССР, Грузии, Армении, Бурят=
Монголии, Якутии.

$ Магнитогорск. По желанию рабочих и.
иеженеров научно-техническая библиотека
Магнитогорского металлургического комби-
‚ната, насчитывающая 140.000 томов, откры-
ла в цехах комбината 9 своих филиалов,
‚8 передвижек и 13 справочных пунктоз.
	$ Ташкент. Хаты-лаборатории с новей*
шим химическим оборудованием, специаль-
ными библиотечками научной и справочной
литературы организовали ученые Академии
наук Узбекской ССР в пяти подшефных
колхозах. Мо примеру этих хат-лаборато-
рий научная работа будет организована и
в других колхозах республики.

Ф® Харьков. Редакция местного радиове-
щания села Коломак организовала выступя
	ления учителеи по радио. Лучшими педаго-
	гами района уже прочитаны лекции на те-
мы: «Семья и школа», «Как привить детям
трудовые навыки»,
	@ Илунге. (Литовская ССР). В отлален-
	ном селении Стагенаи создан первый: в
Литве народный университет. Его слу-
шатели — крестьяне и крестьянки. В уни-
верситете читаются лекции о между-
народном ‘положении ‘и политике пар
тии в деревне Цикл лекций посвя-
щается пропаганде естественно-научных

знаний, вопросам агротехники и меди-
ЦИНЫ.
	Ф Сталинабад. Таджикское общество по
распространению политических и научных
знаний организовало выступления ученых
Таджикистана по радио. Первый цикл лек-
ций на таджикском и русском языках по-
свящается корифеям русской ` науки.

$ Тула. Тысячи трудящихся присутство-
вали на литературных чтениях, организо-
ванных в связи с приближающимся 120-=ле»
тием со дня рождения Л. Н. Толстого,
 С лекциями выступили проф. В. Кирпотин,
доктор филологических наук Т. _Мотылева
и другие: {а - i
		В М0скве проходит сес.
сия Всесоюзной академии
сельскохозяйственных наук
имени В. И. Ленина. До-
клад «О положении в био-
лотической науке», с кото-
рым выступил президент
Всесоюзной академии сель-
скохозяйственных наук
имени В. И. Ленина ака-
демик Т. Д. Лысенко, вы-
звал большой интерес
научной общественности.

Участники сессии посе-
тили экспериментальную
базу академии в Горках.
под Москвой. Звеньевой
экспериментальной базы
Д, Н. Лысенко, отец пре-
зидента академии. ежегод-
но получающий на опыт-
ном участке рекордные
урожаи зерна и овощей,
показал гостям’ посевьт.
	HA CHUMKEE: дейет-
вительные члены Все-
союзной академии  сель-
скохозяйственных наук
	имени В, И. Ленина Ц. А,
Баранов и И. Ф. Василен-
ко, профессор Центральной
генетической лабораторин
имени И. В. Мичурина
3. Ф. Черненко, Д. Н. Лы-_
сенко, заведующий отде-
лом селекции Сочинской
опытной станции Ф. М. 30-
рин и другие. .

Фото Г. Воронова (ТАСС).