ЭЗБА

Валерия ГЕРАСИМОВА
	Избач Конторщиков настойчиво, изо Кия
в лень внушает колхозникам, что урожаи
надо повышать не нз отдельных участках,
как порою казалось некоторым бригадирам,
а на больших площадях, что надо укре-
ПлЯТЬ не только свой Колхоз, Но вее кол-
хозы. Путь для этого один — обмен оны
том передовых колхозников. >.

Когда-то между двумя ‘бов о бов pacto-
ложенными деревнями Малое Шапово и
Вольное Шапово’ шла ‘нескончаемая  борь-
ба из-за того, что не были точно проложе-
ны границы их земельных угодий. Скуку
и оличание былой дефевенекой жизни свое-
образно окрашивали бессмысленные праки.

Кома мы шли скоменными лутами, где
стоял горрковато-медвяный запах  подеы»
хающего сена, пожилой колхозник вопоми-
Нал: «Вот из-за этой кулиги у ручья шла
сущая битва... Я еще молодой был, а пом-
ню, как малошаповские самовольно вако-
сили это местечко и понла обоюдная схват-
ка. Деду Ипату косой отхватили ухо...»

А сегодня на том же дугу лучший ко-
сек Мало-аповекого колхоза Яков Але-
всандрович Новиков, о котором возвестила
«Световая газета» Вонторщикова, передз-
вал опыт своей работы бригаде молодых
косцов Большого Шалюва.

«Я м@лодой косец, кошу ‘только второй
год. В прошлом году косил плохо, за чте
рисозали в «молниях». Но после беседы
лучшего коеца Мало-Шапова Якова ПНори-
кова, переняв его опыт работы, я стал пе-
ревыполнять нормы», — пишет в стенвую
Газету «За колхозный урожай» молодой
косарь из Большого Шапова.

В свою очередь лучигий полевод Боль
mor Шапова тов. Селезнев передает опыт
своей работы малощаповеким колхозни-
кам,

Недавно колхозники стали замечать, что
мастенько не выходит на работу одна из
волхознии, тетя Глаша. Стало также из-
вестно, что вое свободное время прогуль-
щица посвящала личному хозяйству. В газ
зете «За колхозный урожай» тетю Глашу
резко покритиковали, нариеовали карика-
туру на нее. Эта мера, как справедливо
полагает Вонторщиков, очень острая, очень
суровая, быстро подействовала на одно“
сельчанку; она рьяно взялась за работу в
колхозе. :

А в очередной беседе в поле избач Кона
торщиков вернулея к эпизоду е тетей Глаз
шей. Обсуждая с волхозниками переловую
«Московского большевика» — о всемерном
	укреплении колхозного OOMeCTROHHOTO XG
	заиства, Вонторщиков в упор поставил пез
ред односельчанами вопрос: кому на-руку
подобные елучаи недисциплинированноети в
колхозе? Ато через заокеанекие дали с не-
уйротимой ненавистью следит за уонехами
социалистического земледелия? Волхозники
призалумалиеь, признали правоту слов из»
бача и еще более дружно принялиеь рабо-
тать.

Умение политически заострить случай 6
«тетей Глашей», показать колхозникам
государственный смысл их трудовых усп-
лий — ипрагоценное качество пламенноге
агитатора большевистских илей избача Кон-
оратикову. .

Массы колхозников тянутся к знани-
ям, к сокровищам социалистической куль-
туры. В своем избаче они воегла видят
	дачьнозорвюто вожака, умного наставника.

Слушала я в Мало-Щалове лекцию о поз
следних достижениях советской атрономии;
© научных победах Мичурина и Лысенко:
серьезный, содержательный доклад, носвя-
шенный великому В. Г. Белинекому. Ha
Мало-Щановской сцене идут пьесы клас-
сиков и лучших советеких драматургов. А
нелавно состоялось общее собрание, на ко:
тором единогласно решили колхозники ac-
сигновать большие деньги на строитель:
ство нового сельского клуба. Одинналцать
колхозов бо0бща будут отроить этот краси-
вый, пробторный клуб.
	Блатороден жизненный долг сельских ина
теллигентов — учителей, врачей, агроно-
мов, библиотекарей, избачей. Они работаз
ют в гуще советского народа, вместе с на
родом под руководством партии больше-
	виков борютея за торжество коммунизма.
	Деревня МАЛО-ЩАПОВО.
Клинский район, Московская область.
	Алексею Вонторшикову, избачу деревни
Мало-Шапово, вручили Красное знамя.
Конторщиков, принимая знамя, обещал
работать еще лучше, еще более энергично
помогать колхозникам бороться 3a высокие
урожая на больших площадях. В зале
дружно аплодировали... Это — одобрение
товарищей по работе. Здесь, на очередном
семинаре, присутствовали серъезные 00-
перники малошаповокого избача’ и заме-
чательный массовик, избач Пеоригутинокого
сельсовета Лаша Королева; и Татьяна
Кравченко — организатор и рукбводи-
тель Захаровското колхозного кружка ca-
модеятельности, недавно с успехом выету-
павлеетго на сцене Большого театра; и ав-
тор книги о культурно-проеветятельной
работе на селе молодой избач т. Мигачев.

Й все-таки в соревновании культработ-
ников Клинского района победил Алексей
Егорович  Конторщиков. On победил
	потому, что поставил себе ясную цель —
боротьея за укрепление колхозного строя, за
повышение урожаев, против частнособет-
веннидоских пережитков в сознании кол-
хозников. М. И, Валинин говорил: «Для
внедрения идей коммунизма  требуетея
страсть». Алексей Вонторщиков работает
страстно, вдохновенно, он — Проводник
идей партии Ленина — Сталина, передовой
культурный работник села.

В колхозе обычно говорят, что Алексей
	  Егорович всегда что-нибудь «выдумает»,
	Это значит, что избач  Конторшиков —
инициативный человек, с богатым во-
ображением, он настойчиво ищет новые,
болез лоходчивые ‘до сердна колхозников
средетва политической агитации.

Недавно Алексей Рлорович поразил од-
носельчан новой” «выдумкой».

После очередного, = ставшего ДЛЯ
колхозников уже привычным, еженедель-
ного просмотра кинофильма, — лемонетри-
ровалея в тот-день «Подвиг разведчика», —
на неболышном экране. избы-читальни п9-
явилась надпись:

«Слава и честь лучшему коспу Мало-
Щаповского колхоза Якову Новикову,
вчера скосившему 0:45 тектара при ноэ-
	ме 0,15 га»,

Во весь экран встали волнующие зря-
телей слова о том, что еще вчера случи
лось на пастбище у Ротгозинекого ручья.

Был взволнован и Яков Александрович
Новиков. Он терялея в догалках, каким
образом скромные, как: ин полагал, его
достижения, да еще в столь краткий срок,
«лопли до Москвы»? А когла Bene за
STAM на’ экране появилея спяший в тени
березок  олносельчанин Яков Семенов,
последнее время ‘частенько запазлываю-
щий на работу, зал ахнул,

Накануне почти всю ночь напро-
лет Алексей ПКонторшивов вместе со
своим неразлучным помоником сельским
художником Левой Борисовым емывали
тусклые титры со старой использованной
киноленты, а взамен, тонко работая ту-
шью, наносили рисунки и надпией. И ве-
	чером малощаповские колхозники видели
на экране натлялные цифровые показате-
	ти того, как они выполняют  обязатель-
ства, данные в письме товаришу Сталину.
Волхозную «Световую тазету»,  созлан-
	ную Алекевем  Вонторщивовым, Москов-
екий областной комитет партии рекомен-
довал прироко применять в сельеких. клу-
бах и избах-читальнях, как иоключитель-
но доходчивое средетво наглядной полити-
ческой ‘агитации.
(7 Bate Be

Довелось мне прочитать дневник Контор-

щикова о культурных мероприятиях на се-

ле. Возьму из него наугад несколько лако-
ничных запиеей^

«а) Проводимое мероприятие: Беседа о
международном положении; 6) где? — в по-
ле; вел беседу лектор райкома тов. Тимо-
шенко; в) Заданные вопросы; Почему анг-
лийские властители натравили арабов на
евреев; вся ли помешичья земля передана
крестьянам в’ Венгрии ‘и т. д; г) Оценка

мероприятия; Слушали с большим  внима-
нием»,

Или еще короче:

«Проводимое мероприятие: Вручение
вымпелов: лучшим бригадирам и звеньевым:
	где?, Мало-Шапово. Присутствовало 64 че-
ловека. Отзывы 0 мероприятии: Воодушев-
ленные!»
		«У него нет ног. Он тренирует-
ся на протезах, он хочет вернуть-
ся в истребительную авиацию».
	(bp. Полевой, «Повесть о на-
стоящем человеке»),

1.
Tro a! —- saxonrea u pepryaca. И опять
	ОН в стае сталинских соколов, там, нод
облаками — герой «Повести о настоящем
человеке», летчик Мересьев, герой, пели-
Ком взятый из нашей сотатырской, дух за-
хватывающей жизни.

Пускай совершенно исключителен слу-
чай, рассказанный в повести. И все-таки
браз летчика Алексея Мересьева, духавно
	типичен. Точно так же, как типичен и
	Алексей Воропаев, герой повести П. Нав-
яенко «Счастье».

0 чем вое помыслы этих людей в Дни,
вогда чудовищный ‘враг не был еще окон-
чательно повержен? Ла только о том,. что-
бы не зняло их место среди ратного или
среди рабочего строя, откуда вырвало 000-
их тяжелое ‘увечье, причиненное врагом.
Н разве это «мереевевское» и «воропаев-
ское» чувство, беззаветно патриотическое:
«чтобы не зияло мое место в строю», —
разве не является оно ведущим, репаюцщим
у всех сынов Родины! Вель не менее тяж-
506 ранение, чем у летчика Маресьева, пре-
одолел и Герой Советского Союза Василий
Стенанович Петров. С протезами обеих рук
(оперированный п протезированный в На-
_ учно-исоледовательском институте проте-
зирования в Москве) он’ также прорывает-
ся снова на фронт, снова в артилле-
Тию,—И вот вторая Золотая Звезда заго-
рается на его груди!

«Но, ведь, Маресъев, Петров — это
единицы», — слышится иногда возраже-
ние. И тогда в ответ, в памяти каждого,
вему выпадала честь общаться ‘е инвали-
дами Отечественной войны или же в иН-
залилами труда, немедленно ветают обра-
зы Многих и многих советских люлей, ко-
торые с не меньшим мужеством преодоле-
ЛИ 080е увечье и возвратили‘ утраченное
место в рабочем строю.

Степан Вершилов—инструктор-наладчик
на одном из львовских заводов. Молодые
рабочие любуются мастерством своего на-
ставника: заточенные Вершиловым 1ез-
цы — лузие в цехе; станок послушен
ето властным и умелым рукам, Первое взе-
мя почти никто не знал, что у Вершилова
только одна рука, а вместо другой — про-
тез. Ла что далеко ходить за примерами!
Вот Ефремов, тот самый, которого «автив-
	ный. протез бедра» был признан изобрете-
	нием, достойным  СОталинекой премии, —
ведь и сам-то он инвалил, лишенный
обеих ног. Так что, прежде чем друтих
ставить на ноги, ‚ему пришлось поставить
на’ ноги самого себя, Или инвалид ОТечест-
венной войны, доброволец, орденоноеец
Потрезков. На фронте — командир роты. По
возвращении C войны — вновь архитектор.
Лично ему протез вместо амнутированной
Ноги нисколько не мешал осуществлять
свое приавание архитектора. И, казалось
бы, чело еше? Но т него из головы не вы-
	холили пожелания ивых товарищей 10 rec-
	питалю, чтобы протез ноги сам собою за-
мыкалея в колене при сгибе и вновь рэз-
мыкалея при выносе ноги вперед. С та-
ими протезами не споткнепться, He по-
логнется нога. Й вот молодой архитектор
TOILE папряженного творчества отдает На
70, чтобы созлать такое колено © автома-
тическим замком. «Подкосоустойчивое ко-
лено» Подрезкова, одна из новинок отече-
ственного протезостроения, поражает своей
преетотой, изяществом и торжеством мате-
натической мысли.

Разве можно не вепомнить инвалида
Кононова, которому недавно пригужлена
была Сталинская премия за изобретение
протеза «активная кисть» при амнутании
предплечья! Он-ляшилея правой руки  по-
сле ранения под Халхин-Голом. Сперва ему
отрезали руку чуть-чуть повыше кисти и
оставили очень длинную культю. Автоме-
ханик по профессии, Кононов  смастерил
себе покусетвенную кисть, но при длин-
ной культе она была не рабочей, а только
косметической. Тотла этот необычайный
человек потребовал от хирурга, чтобы ему
отрезали еще раз, повыше, дабы протез
стал функциональным. Мы наблюдали em
в работе искусственной правой рукой, —
ий что же? Эта механическая рука Во-
нонова орудует безупречно любым  дерево-

сблелывающим ‘или металлообрабатываю-
_ шим инструментом. Любым! И, право же;
перел кононовской «зЕТИВНОЙ кистью» вы-
тлядит какой-то никелированной  кувал-
дой, похожей на рыдарскую павцырную
перчатку, тяжковесная и грубая американ-
ская «чудо-кисть», которую; кстати ска-
зать, с таким усердием, наряду © прочими
«ваморекими ликовинками», внедряли на-
ии’ низкопоклонотвующие, «из дальних
странствий возвратясь», — проф. В. Д.
Чаклин и главный инженер Главпротеза
А. Н. Скачвов.

о №.
Алексей ЮГОВ +
		Главиротеза и у администрации: протезного
завода: то, видите ли, Главкожа ‚поставляет
низкие сорта нолувала; то не дают кожи ра-
отительного дубления, & с хромированной
кожей не получаетея’ хоропей  обтяжки,
протезные изделия не «блокируются»; то
Черниковская и Шакшинекая фабрики про
тезных полуфабрикатов (Башкирская
ACCP) поставляют непросушенное дерево
для протезов; то Черниковская” фабрика
пустила в брак ни мното. ми мало пять-
сот фильцевых етой и т. д. ит. д.

Все это правда, и соучаетники в выдел-
ке брака должны быть и сбответчиками!
Но разве обе названные фабрики не нахо-
дятся в ведении того же самого Министер-
ства социального обеспечения, что и завод
ив, Kapaa Маркса?! И разве в распоря-
жении тлавка протезной промыпыенности
так-тави и нет никаких способов притя-
нуть к ответу поставщиков пздоброкаче-
ственного сырья?! И какая ведь стойкая
«традиция» у названных товарищей! Еще
два года тому назад «Правда»  пибала ¢
них же: «Характерно, что представители.
Министерства социального обеспечения

Соколов, Скачков все недостатки об”-
ясняли об’ективными причинами».

Нет, не в об’ективных причинах лело,
а В том, что руководители Главпротеза за-
	были о человеке, о высокой ответетвенно-
	сти протезной промьыхиленности перед ин-
валидами Отечественной войны.

4,*

Ознакомившись с предприятиями  про-
тезной промышленности, мы пришли к за-
ключению, что. и В самой структуре про-
тезного дела замечается ий разнобой
и разноголосица.
	Прежде всето у нас нет единого всесо-
	юзнего центра, который ведал бы делом
протезирования и чьи указания, приказы
и консультация были бы одинаково авто-
ритетны в любой республике, в любой ав-
тономной области, В РОФСР  протези-
рование—в руках Министерства социально-
ro обеспечения. В УССР-—в руках Мини-
стерства здравоохранения. Нет никакого
обмена опытом. Есть ненужное дублировя-
ние изобретений, есть и вредная пестрс-
та протезных конструкций: в. одной рес-
публике запускают в производство одни
образны протезов, а в другой — другие.

Разве это нормально, что в Виеве
уже в течение нескольких лет в ящиках
лежит оборудование целого протезного 33-
вода?’ Киевляне ’ответили  посланцам
Главпротеза из Центрального конетрухтор-
ского бюро в Москве, что оборудование это
будет у них лежать, пока для него невы-
строят здание.

Разве можно` терпеть далее то затирание
денных изобретений, ллительное отетране-
ние их от массового производетва, . которо-
му постоянно” подвергаются новые конст-
	рукции? Так было и с кононовской автив-
	ной кистью, и с ефремовским  протезум
бедра, и с подрезковским коленным узлом.

Чего мы требуем от хорошего протеза?
Теткости;, красоты и высоких рабачих.
свойств. При хорошем протезировании че-
лавек снова обретает любую утраченную
им квалификацию — художник ли он,
чертежник, слесарь, фрезеровщик ли. 01.
нако от инвалидов требуется также много
настойчивости, . терпения и уверенности,
	9чт0бы восстановить утраченные функции
	с помолтью протезов. Й вот здесь-то мы рё-
пительно должны отстаивать  необходи-
мость планомерного обучения инвалидов.
Пока этих как следует занимаются лить в
Ленингралеком институте 1а в Дух №-
сковских: в ЦИТО и ВИИП,

`Любопытная  чаетность: в то время
как ряд областных издательств выпустил
отличные книжечки для обучения проте-
зированных = Министеролвое социального
	обеспечения РОФОР, раеполагающее своим.

издательством, оставило в полном прене-
брежении эту сторону помощи инвалидам.
Думаетея нам, что было бвгцелсгообразна
все лело протезирования об’единить в ру-
ках союзного Министерства злравоохране-
ния. Министерство здравоохранения (60103-
нае) располагает уже сильной промынилен-
ной отраслью ‘смециального назначения —
заводами медицинского оборудования иин-
струментов. Руководящим лицом в проте-
зировании бесспорно является врач проте-
зиет-ортопед. Протезирование — это один
из ©1060бов в руках врача-ортопела. В Ми-
нистерстве здравоохранения врач-ортонед,
техник-протезист и инвалид станут ближе
друг к аругу. Главпротез, думается нам,
вполне может превратиться в один из
главков союзного Министерства  здраво-
охранения. e
Необходимо срочно  позаботитья ио
воспитании новых кадров протезных спе-
циалистов как медицинских, так и техни-
ческих. Незбходимо восстановить в меди-
‘цинских вузах кафедры протезирования и
‘ортопедии.
Нам думается, TO если управ
ление делом протезирования отлать в руки
министеретва, охраняющего здоровье, т0-
есть в руки, в конечном счете, врачей, то
это будет больше соответствовать безуелов-
ному требованию нашей партий м праву-
тельства —— с предельной беражноетью от-
носиться к человеку. Человек для Hac

THAME, создан Булибиным еще в конце
ХУШ века для офицера-артиляериета Пе-
пейцина, липтившегося ноги под Очаковом.
Булибинская «механическая нога» являет-
ся прообразом и английских и американ-
ских протезов” бедра. 06 этом не мешало
бы знать составителям наших учебников
и протезированию, а то, например, до-

ent Вотов. автор «@енов протезирования»
(Rue, 1946, г.), ничего ие зная о бесенор-
HOM приоритете Вулибина, приписътвает это
изобретение Джемсу Потту. и относит его
ко временам Взтерлоо.

На Западе и за океаном, в странах, ге
властвует над всем денежный мешок, поо-
тезирование инвалилов войны-это преж-
де всего бизнес для частных протезных
фирм. А конечный‘ удел самого инвалида—*
нишета, социальная деградация. В канита-
листических странах нет обеспечения,
там — «призрение» инвалидов, оскорби-
тельная для человеческого достоинства,
благотворительность, филантропия ханжей.

Впервые в мире, впервые в истории по-
мошь инвалидам войны возведена в сря-
щенный долг государства и общества стра-
но победившего социализма. Только у
нае, в Советском Союзе, защитник роли
ны — это’ любимый сын народа, предмет
его гордости, ‘любви и попечения. Сколь
огромное значение ‘придает наше прави-
тельство передовому, полноценному протз-
зированию инвалидов, раскрываетоя уже
из того знаменательного собстоятельства,
что изобретения и научные изыскания B
этой области многократно были увенчаны
Сталинекими премиями (тов. Вфремов, тов.
Кононов и проф. Бернштейн). Изобретение
протеза приравниваетя у нас к такам
капитальным открытиям или изобретени-
ям, как реактивный самолет или новая
технология в металлургии! Средства, ©т-

пускаемые на обеспечение и трудоустрой-

етво инвалидов, у нае огромны. Все инва-
лиды бесплатно получают протезно-орт\.
педические изделия, сколь бы дорогой ви
быша себестоимость производства. В зако-
не «0 пятилетнем плане восстановления и
развития народного хозяйства на 1946--
1950 тг.» сказано: «Организовать произ-
водетво усовершенствованных протезов вы-
сокого качества для инвалидов Отечествен-
ной войны».
° Впервые в мире дело протезирования.
зиждется на мощной государетвенной осно-
ве — как © молицинской его стороны, тах
H ©0 стороны ивженерно-технической. Пе-
ред всеми работниками этой области пра-
вительство поставило влаетно и неукосни-.
тельно неотложнейшую задачу: сочетать
огромные достижения советской восстаню-
вительной хирургии с передовой нашей
техникой и технологией. Правительство
требует для инвалидов Отечественной вой-
ны протезов не каких-либо, д усовершен-
ствованных и высокого качества,
‚ Заменить живую руку или ногу конеч-
ностью механической, с предельным при-
ближением к природе — это олна из са-
мых трудоемких задач как для врача-00т0-
пела, так и для техника-протезиста. По-
рознь ни тот; ‘ни другой с этой задачей
справитьея ‘не сможет. Волее того: есть.
еще и третий непременный участвик с88-
дания совершенного протеза, Yell «KOH-
сультацией» никоим ‘образом ‘нельзя пре-
небрегать: это человек, для которого изго-
товляется протез, человек, для которого
пеключительно. и созлана государством
мотиная протезная промыпленноеть, это
сам инвалид! Забвение этого основного
принципа нашего советского протезирова-
ния, забвение о единстве троих является
главной причиной многих еше непоталок в
протёзном деле, причиной все еще не редко-
го брака протезных изделий, законнейнтих
огорчений инвалила и  расточительства
больших материальных средетв.
3.
Й вот мы на протезном заводе им.
В. Маркса в Москве (директор тов. Маль-
чиков, главный инженер тов. Козлов). За
первое полугодие 1948 года медицинская

часть завода забраковала актами 450 про-
тезных изделий! Согласно этим же актам

месяца 209 штук протезов, как
«екоротечно» износивитихся, то-есть
опять-таки брак! Ортопедическая обувь,
столь важная для инвалидов и поглощат-
шая много труда У мастеров, выдается про-
тезным заводом им. Маркса с гарантией—
стыдно сказать!-—-на месяц. Вазаловь бы,
естественный долг медицинской части за-
вода (зав, доктор Куликова) проследить,
если уж не за судьбой протезированного
ею, то-есть медчастью, человека, то, на ху-
дой конец, за судьбой самого протеза, из-
тотовленного при ближайшем участии за-
водеких врачей! Но тде там! «Мы этим
как-то не поинтересовались. Обследований
инвалидов на дому мы не предпринима-
ли», — чистосердечно признается заве-
дующий медицинской частью. Безраздичны
к такому ‘сугубо важному вопросу и руко-
водители протезной промышленности
(тт. Соколов, Сопин и Скачков). Отсижи:
ваться за об’ективными причинами, искать

тыре

инвалиды возвратили заводу только за че-
		В Москве на улице Станкевича сохра-
нился особнявь, где в 1827 году встреча.
лись А. С. Пушкин и Адам Мицкевич,
Установленная недавно на этом доме ме-
мориальная доска была темой дипломной
работы студента Московского института
прикладного и декоративного‘ искусства
М. Мильбертера, получивней высокую
оценку экзаменационной комиссии.
‚ЯНА. СНИМКЕ; горельеф работы М,
Мильбергера, установленный на доме,
тде встречались Пушкин и Мицкевии
		Сельский педагог—
автор учебника
	53а двадцать лет работы в сельской ико-
ле учителю Витковичу не р3з приходила
В. Голову мысль о том, что детей не за-.
хватывает, не увлекает именно та. книга,
которая, казалось бы, должна быть очень
интересна: учебник географии. Иногда он.
думал, что был бы очень признателен то-
му человеку, который переделал бы, за-
‘ново переписал, перестроил. книгу.

Он сам не замечал, как во время ypo-
ков досказывал недосказанное, находил
какую-то свою точку зрения на вещи,
Опыт подсказывал ему, как нужно препо-
давать, жизнь изобиловала  многочислен-
`выми фактами, не вошедшими в учебник.
Надо было суметь выбрать из них глав-
ные. Й Виткович выбирал.

Постепенно накапливалиеь y него за=
пиои — факты из книг и газет, соботвен-
ные выводы,

Таким образом, об’явление о конкурсе
на лучший учебник географии СССР для
четвертого класса словно призвало Николая.
`Евгенревича Ритковича открыть другим его’
личный педагогический опыт.

_ 9т0 произошло в Влинцах, Брянской об-
ласти. -

‚ № тому времени сельский учитель за-
очно окончил педагогический институт,
получил липлом с отличием и преполавал
географию в Ёлницовеком педагогическом.
училище, Он знал свой предмет и считал-
ся хоролтим метолистом, но этого было ма-.
ло. Сушествующим учебникам следовало
противопоставить что-то принципиально
HOR, своё, подсказанное опытем.

По условиям конкурса полагалось пред-
ставить проспект будущей книги, краткие
тезисы. Только носле этого допускали к
участию в конкурсе. Трилнать авторов
представили проснекты. юри‘ отобрало

семь, Одним из cent был проспект Витко-
BH.
	Он заявил, что считает необходимым
сочетать-в учебнике «деловой стиль изло-
жения с элементами художественного опия»
сания». Он подчеркивал: сочетать! Не раз
наблюлал он, как дети по обязанности чи-
тали, например, скучное описание степи. в
середине учебника и с увлечением набра-
сывались на отрывок из «Стени» Чехова,
помещенный в конце книги. Такое. деле-
ние материала ничем не оправлано. Наста-
ивая на единстве формы и содержания в
книге, Виткович писал, что Учебник дол-
жен возбужлать у пкольников интерёй к
гестрафии. В четвертом” клаесе ребенок
впервые встречается с новым ‚„лля Hero
учебным поедметом, отношение к которому
определяется у него сразу, может быть,
на всею жизнь:

Это он считал основным своим принци-
пом. Но, рассуждал учитель дальше,
целью изучения  теотрафии в четвертом
классе является не только накопление
учеником знаний о своей стране. Haxo,
чтобы ребенок получил первое ясное и
отчетливое представление о взаимосвязи
природы е народным хозяйством советской
страны, о развитии производительных сил,
0 торжестве сталинской пациональной по-
литики, о преобразующей силе коллектив-
` ного трула в условиях социалистического
	строя. Только вволную главу следует по-
	СВЯТИТЬ общему описанию земного шара с
	экскурсами в историю («har люди в
древности представляли себе землю»,
«Первое? кругосветное путешествие»

ит. д.). Вее остальное в книге — о С010зе
Советских Сопиалистических Республик!
Учебник должен воспитывать в шШкольнике
любовь к Родине и преданность ей, чув-
ство гордости за нее.

За десять месяцев книга была написа-
на и послана на конкуре. Следом за руко-
писью приехал в Москву 6е автор, сдав:
ший испытания в аспирантуру Института
методов обучения Академии пелагогиче-
ских наук, Свою книгу он представил, как
кандилатекую диссертацию,

Внешне она выглядит традиционно,
Привычное каждому с детства оглавление:
тундра, область лесов, область степей и
полупустынь, пустыни и горы Средней
Азии ит. д, Шо не случайно ее премиро-
вали на конкурсе, и она принята к печати
`Учнедгизом, Принпипы, _декларированные
ее автором в предварительном проспекте,
налили живое воплощение. Члены жюри
были единодушны в евоих отзывах. Ука-
зав Витковичу Ha ряд мелких ошибок и
нелолелок, они высоко оценили его работу.

Так пошла в произволетво книга, выно-
юшенная голами. сперва в лалеком селе /6-
патни под Влинцами, затем в самих лин-
пах, где жил и Учительствовал Виткович.
Там не было ни крупных снениалиетов-
географов, ви многотомных библиотек, но
советекий учитель сумел увидеть всю
свою страну от края ло края, товорившую
`ему: дерзай, твори, работай al

И. КОЛТУНОВ
	Сихотэ-алинский метеорит
	В Москву возвратилась экспедиция Ака-
	Демин наук ог, выезжавшая в pation
хребта Сихотэ-Алинь; где 12 февраля
1947 года в глубине Уссурийской тайги
	РЕ НЕА с

упал гигантский метеорит.
° Ученый секретарь’ Комитета’ по метеори-
там Академии наук СССР Е. Л. Кринов,
принимавший личное участие в исследова:
ниях, сообщил корреспонденту «Литератур-
ной газеты», что сихотэ-алинский метеорит
относится к числу крупнейших. Академик
В. Г. Фесенков, возглавляющий работы по
изучению метеорита, считает его астерои-
дом, т. е одной из многочисленных без-
именных малых планет. Общий вес астерои-
да достигал, повидимому, тысячи тонн..

Падение метеорита наблюдали многочи-
сленные жители различных селений, распо-
ложенных в радиусе более 100 километров.
Ученые спросили около 300 человек в 50
населенных пунктах. Очевидцы в один го-
лос заявили, что след метеорита, летевшего
по небу в течение 4—5 ‘секунд с севера на
юг, был ярче солнца, сиявшего в ясное
утре на безоблачном небе, Они сравнивали
этот свет с молнией, огнем горящего спир-
та или пламенем  электросварки. У де-
ревьев и других предметов появилась вто-
рая резкая тень, быстро перемешавиаяся
соответственно полету метеорита. В домах
стало светлее, чем бывает днем. Гули
многочисленные   удары, = сопровождавшие
падение метеорита, были слышны более
чем за 200 километров.

— Вторжение метеорных тел в земную
атмосферу вызывает обычно их полное раз-
	ERIE ее аи ОВ ЕЕ поверхность, их
рушение — рассказывает

Врываясь с космической
мгновенно  раскаляются,
вскипает, превращается

Е. Кринов, —

скоростью, они
их поверхность

в газы,

которые

ранили на себе все следы
необычайного полета из межпланетного
пространства на Землю. Смело можно ска-

зать, что такой материал никогда не попа-
лал в покр ид
	струями срываются с летящего тела, об-
	ности обычно достигает лишь десятая
часть массы метеорита. Мелкие же тела
целиком «сгорают», не полетев до земли,
— Сихотэ-алинский метеорит, пролетев в
земной атмосфере, примерно, 140 километ-
ров со скоростью около 20 километров в
	сскунлу, раскалился до 5 тысяч градусов.

о ре ные К
	Pe

‚ Затем единая метеоритная масса. распалзсь
	дал в руки ученых.

Экспедиция 1948’ года собрала еще око-
ло 4 тонн осколков метеорита (предно-
лагается, что всего их выпало около 100
тонн). В этом году впервые произведена
детальная аэрофотос’емка района в четы.
Pex различных масшгабах.

Район падения метеорита, площадью в 48
квадратных километров, об’явлен заказни.
	ком и передан в распоряжение Академии
паук СССР ‘на & лег
		на тысячи больших и малых кусков, потез
ряла от воздушного «тормоза» свою косми-
ческую скорость и под действием собст-
венной тяжести упала на землю невидан-
ным нигде в мире железным ливнем.
«Капли» железного дождя усеяли 05-
ширную территорию в десятки километров.

Художник тов. Медведев 3 города
Имана, наблюдавший это необычайное яв-
ление, под свежим впечатлением воспроиз-
вел его в красках. Его картина сейчас на-
ходится в Комитете по метеоритам.

На овальном участке в 3/4 квадратных
километра участники экспедиции обнару-
жили более 100 воронок диаметром ст
0,5 до 28 метров, образованных в скальных
поролах падением отдельных крупных ме-
теоритных масс. Глубина самой больной
воронки достигала 6 метров. Их окружали
поваленные и перебитые деревья с выво-
роченными корнями, обломанными кронами,
а также камни и глина, выброшенные из
воронок. Встречались толстые кедры и
пихты, расщепленные или. пробитые навы-
лет осколками, на которые рассыпались от
дельные метеориты при ударе о скалы,

— «Прочесывая» район падения и примез
няя в некоторых случаях миноискатели,
экспедиция’ собрала в 1947 году 257 оскол:
ков метеорита весом от 0,16 грамма до
1,8 тонны, — рассказывает тов. Кринов. —
Всего было собрано’ около 5 тонн косми+
ческого железа. Это великолепные, yuu
кальные экземпляры. Они еще не успе+
ли покрыться ржавчиной, искажающей их
	Мы умеем делать отличные протезы.
Нет, нечего нам ходить с поклоном за ру-
беж! ели затронуть историю протезного
дела, то научное протезирование зароди-
лось именно у нас, в России. Тут приоритет
русской технической мысли документаро-
ван уцелевшими чертежами. Первый про-
тез ноги при отнятии бедра, сделанный по
законам механики. © точными вычиеле-
	ГИГАНТСКИЙ
ЭКСКАВАТОР

_ «СЭ-3>. Это расшифийвывается так:
электрический  трехкубовый экскаватор
	конструкции Б. И. Сатовского, Экскавато-
ры «СЭ-3» выпускает. Уралмашзавол. Ма-
шина новой марки предназначена для рабо-
ты в карьерах угольных разрезов и желез-
‚ных рудников. В течение гола она может
извлечь из нелр земли и погрузить на плат-
формы до миллиова кубометров породы.
Новый советский электрический экска-
затор заменяет до 1.200  землекопов. и то,
что землекоп может сделать за день, Ма?
		ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
2 — №6
	соучастников и соответчиков в бракодель-   носиться к человеку,
	превыше веего!
	стве -=— это в большом ходу У работников
	HOBOCTH TEXHHK HU
	шина выполняет в 25 секунд, Размеры
«СЭ-3» велики — его гусеницы достигают
почти метра в ширину, а ковш вмещает три
кубометра породы. Несмотря на это, экс-
каватор очень маневрен ‘и удобен в управ-
лении, огромные ‘части ‘механизма легко
повинуются воле одного’ человека.

Экскаваторы «СЭ-3» эксплоатируются на
уральских рудниках. Новые машины заслу-
жили похвалу специалистов,  отмечающих
их большую производительность, в сравне-
нии с аналогичными “экскаваторами ино-
странных фирм,
	АВТОМАТИЧЕСКИЙ
ГАЕЧНЫЙ КЛЮЧ
	Этот новый инструмент, предназначенный
ДлЯ механического свинчивания тюбингов, —
зямечательный подарок строителям метро

Как известно, для водонепроницаемости
	тоннеля кольца тюбингов, образующие его
чУрРУннНАЛ пубатко  поачно - стягиваются
	чугунную рубашку, прочно  стягиваюте
массивными болтами. Чтобы закрепить каж
	дый белт. +- а их великое множество, —
	рабочий, пользуясь ручным ключом, пре
одолевал нагрузку примерно з 100 кило
	граммов. Ззатяжка болтов — операция мед-
	ленная и трудоемкая, и все попытки мехз
низировать ее заканчивались безуспешно,
	Инженеры. Н. Орлов и В, Дудин создали
гоматический гаечный ключ. в KOTODOM
	автоматический гаечный ключ, в которо
рабочая часть играет роль молотка, нанося
	щего частые удары по боковой поверхности
гайки. Под их лействием она завинчивается
	за 90 секунд-—-в 12 раз быстрее, чем вруч
ную,

Авторы создали два варианта ключа-
электрический и пневматический,  Прове
	авторы создали два варианта ключа
электрический и пневматический. Прове.
денные на-днях испытания показали Хоро:
шие эксплоатациочные качества нового’ ив:
	„  Вумевнта,