Василий АЖАЕВ.

Из романа

«Далеко от Москвыху
	посвящен герсйческому тру-
;. Коллектив - строителей
	(Обзор писем читателей)
	Поздней ночью Батманов вызвал к се-
Шовтору изчальников трех участков: Ро-
това — нё острове, Филинмонова-—на-про-
фуиве и Ковшова — нз материке.

‚ — Здравствуйте, полуночники! — ска-
Фал начальник строительства. — Рядом ea
мной—нарторг. Мы хотим нроверить ито-
TH соревнования за пятидневку. Готовы?

— Готовы, — быстрее всех отозвался
Poros.
> `— Ты 910 за троих отвечаешь? Разве
\бв @ острова видно, что делается у Фи-
шимонова или у Ковшова?

— Видно, Василий Максимович, — с
XpanOTHOH в голосе весело отвечал Рогов.—
Я знаю каждый их шаг. Например, могу
зам доложить, что Филимонов не выходил
из насосной семьдесят четыре часа, а Бов-
шов живет в машине и совсем перестал
веть, целую неделю обходится без обеда.
Трудовой энтузиазм, — прошу отметить!

У Алексея Ковцюва в его тесной камор-
во—очередном жалье, менявшемея теперь.
очень чаеть по мере удаления сварочных
бригад в глубь материка, — находились
Рарпов, сварщик Умара Магомет и прораб
Трубекий. Они пристально смотрели в
“Зубку селектора, будто хотели разглядеть
` шей лицо начальника строительства, го-
‚ ‘ Ботороро сльшалея CHO, He заглушен-
тай и не искаженный расстоянием.

Алексей мысленно представлял cede eu-
дящих у селекторных аппаратов: немного
усталого, но бодрого Батманова — он 05-
локотилея на руку, пряль волое упала на
	100; парторга залкинла—е неизменной па- \
	пироеой в руке; Филямонова — е онав-
шими щетинистыми щеками и красными
веками, рядом — главного инженера Бе-
ридзе, рассеянно поглаживающего  бород-
ху; широколицего Рогова и грунпу людей
вокруг него, с которыми он неребрасы-
вается мутками, нрикрыв ладонью микро-
фон.

— Ваши коллективы взяли на себя до-
уолнительные — обязательства, — продол-
жал Батманов. — Товариш Рогов, раз ты
фамый бойкий, докладывай первым.

— Есть! — отчеканил Рогов так, что
вазвенело в трубке. — Мы обязались к
завтраненему дню... виноват, поправляюсь:
Е двенадцати часам сегодняшнего дня 3а-
кончить развозку труб до конечного пунк-
та трассы, то-есть до нефтепромыелов. Pe-
зультат: осталось развести ето штук, т0ч-
не — сто две трубы. Сейчас все трубо-
BOSH участка стоят нагруженные и чуть.
	6188 тронутся в путь. эатем они сделают
второй рейс, и с развозкой потнабашим.

— К двенадцатя? — спросил Батманов.

— Нет, к одиннадцати, сказал Рогов,

— Филимонов! Бак у тебя?

— Монтаж дизелей и насосов закончи-
ли буквально сню минуту. Я дал бригадам.
одых — шесть часов. Люди давно уже не
спали, Утром со свежими силами примемся
за испытания,

— Ковшов! А ты? Подкачал или нет?

— Никак нет, за нами такого не во-
ится, — отвечал Алексей; взоры помош-
ников и Умары устремились теперь на не-
г.—Наше обязательство: закончить к &е-
годняптнему дню, к восемнадцати часам,
сварку первых триднати километров. нер-
тепровода головного участка на материке,
ужаять его в траншею и провести” гид-
равлическое испытание. Y меня сидит
Ууара Магомет, он докладывает, что два
	Часа Назад собственноручно сварил по-
слёдний стык тридпати километров.

—- Верно, Василь Макеимыч,  три-
	Инать километров сварил, совеем готов!—
He выдержав, подолвинулея в селектору
Умара.

— С рассветом будем устанавливать
рирессовочный аппарат и к восемнадцати
надеемся закончить испытание, — завлю-
чил Алексей. :

— Главный инженер, им можно пове-
рить? Они не увлекаются, эти молодые
июди? — спросил Залкинд. —> Вы у кого
вейчас находитесь? Наверное, у Ковшова?

— Не угадали, я у Филимонова, —0то-
звался Беридзе. = Не могу оторваться от
изелей и насосов. Подтверждаю, Васплий
Максимович и Михаил Борисович; все трое
Ъимадывали сущую правду.

— Коли так — благодарим вас, дру-
abi! — сочно и с чувством сказал Батма-
10, — Предварительно, конечно, Погоря-
_18й будем благодарить после  восемна-
ати.

— Знамя пока у Вовиюва? — спросиа
Залкинд, хотя отлично знал, у кого нахо-
{ея знамя управления, присуждавшееся
раз в пать дней лучшему участку.

— Знамя у меня. И не пока. Оно так
ий отанется у меня, — отозвалея Вов-
ов, окивув загоревивимея взглядом Умару
Магомета, Карпова и Грубекого. Те 05-
гласно закивали головами.

— Думается мне, что завтра повезете

Знамя ча остров, =— заметил Рогов. И воз-
1 нем, слышно’ было, одобрительно за-
умели люди.
„) — Зачем затрудняться везти знамя на
‹7ров? Я задержу его на проливе и по-
casa в пасосную, —= вступилея Фили-
Монов,

— Ме будем торговаться! Знамя наше
№ конца стройка! —— азартно выкрикнул
Умара прямо в трубку и рукой схватился
38 древко стоявшего в углу знамени, буд-
1 его уже собирались отеюда уносить.

Ватманов и. Залкинд дружно захохота-
ти. Их подлержал и Рогов. © минуту про-
вод разносил смех бт Новинека до острова,
— №0 ж, Умара Магомет, поемотрим,
придется или не придется отдавать знамя.
Мне-то Bee равно, у меня этого знамени
Нет, а вам, конечно, обидно, — добрэ-
Хушно оказал Василий Максимович, и
Алексей представил себе, как он в этот
мен  полчигнул Залкинду. — Догово-
имя с вами так, друзья: кто доведет де-

=

Роман Василия Axwaesa “ elaaexe ov: _Москива п
ду дальневосточнико! время Отечественной войны.

жалея на ногах от усталости. У Георгия
Давыдовича лицо, рубаха, брюки тоже
были вымазаны маслом. По глазам его, по
умиротворенному лицу, HO тому, как он
ласкал бороду, можно было понять, ЧТо
иснытание Opole успешно, :
	‹ — Ваковы вещички, а? He  налю-
	буюсь.—крикнул он Вовшову. Свирепый
вид Алексея  развеселил ero, — Может
быть, все-таки, ноздороваешься с нами и
поздравишь с пуском. дизелей и насосов?
Поздравь хотя бы вот этого героя, — он
положил руку на плечо устало улыбав-
шерося Филимонова. 1 .

— Поздраваяю! -—— буркнул сердито
Алексей,

Вее захохотали, Anence® нестеял,  1о-
смотрет на работу насосов, проиелея по
кафельному чистому нолу’ в дизельный зал
и вернулся е посветлевшим лицом.

— Молодец ты! Согласен тебе хоть
пешком пританить знамя, — сказал сон,
обнимая Филимонова. — H pac reex по-
	  здравляю, товарищи, — ножимал ен руки
	MOBTABHHRGM.
— Мы ye те а о
	чем и Роговым без тебя реннали, что зна-
	MS 38 1000й должно остаться, — сказал
	Филимонов. — ВБак-никак. а тебе потрул-.
	нее, чем нам, досталея сегоднянний день,
— НУ, останавливай мапины и мамин
спать!-—приказал Беридзе Филимонову.—
	Rosa  пронисана доктором” Балмановым:
двадцать четыре часа...
Он вышел на улипу, держа Алексея
	под локоть. Вабиеот и жилье главного ин-
женера на Чонгре попрежнему еовмешща-
лись в одной маленькой ‘комнатке дома
‘евязи, куда отовсюду просачивались н6-
умолкаемое жужжанье и. треск. С пролива
‘доносился рокот и плеск: прибоя.

— Прыну тебя, Георгий, ни секунды
	не задерживайея. Поедем на учаеток. Там
	все раскалилесь докраена, —— решительно
заявил Ковшов.

Беридзе снял измазанную маслом ‚руба-
ху и припал к об’емистому ковлгу с во-
дой.

— Я поеду, сейчас же поеду, — ом
рвалея он, наконец, от ковша. — Мо по-
еду, дорогой, один, без тебя,

— То-есть, как без меня?’ — удивился
Алексей.

— Дь, Один. А ты полетишь в город.
Батманов прислал за тобой самолет.

— Ты чю, е ума comen! — возмутил-
ся Ковшов.

— Не горячись. Взгляни о лучше wa
	бухточку, Видинь самолет? Он ждет тебя,
— На кой чорт он мне, этот самолет?
~~ Шолетишь на нем, говорю, в ‚город,
в управление. Ноняя? =~
— Шутник ты, товарищ главный nH
	женер. Понравилось тебе играть на монх
нервах. Играй, играй! Ничего; я прочный,
	выдержу!: — уже в гневом говорил Вов-
ов.

— Е сожалению, Anema, 9 ne пгучу.
Тебе лететь в Новинок, а отгуда—в Мо-
скву. Довладывать в наркомате будешь.
Ф\аяко мне тебя отпускать, помошник ты
верный. Однако ничего не попишелть,

— Какой доклад? Какая Москва? —
ВОбКЛИкНул `Алекоей, — Ure TH, Ha ca-
моем деле! :

-— Обыкновенная Моеква, столица. Эх,
здорово побывать сейчас в Москве! Многие
Тебе позавидуют, и я первый.

— Ты чт, серьезно, WTO HH? голое
Anexces задрожал. — Никуда я не поеду,
никуда не полечу, У меня участок, ue
могу же я оставить его. в такую ‚минуту.

— Участок доверь мне, Алеша, не под-
веду. Сам буду заканчивать ото с Карно-
вым и Грубеким, А лететь придется, to--
чешь-не хочешь. В Москву _ ведь, чу-
дак, понимаешь? Ты же cay Bee время
стремился туда. У тебя же там родители и
жена. Забыл, как тосковал зимой, как
рвалея туда?

— Мало ли что ompemmaca! `Теперь не
стремлюсь!

— Наркомат неожиданно вызвал Bar-
манова и меня для доклада. Но ты же
понимаешь, мы не можем сейчас оставить
стройку. Целый час торговались, кого по-
слать, Й решили: ехать тебе, больше не-
BONY, “

‘—~ Her ym, поезжайте сами с Батмано-
вым! Я человек маленький, везаю учает-
ком, за все строительство не м
бушевал Вовшов.

-— Вот что, Алексей, я а серьезно
говорю: не теряй времени. до управления
лететь целых три часа. Тороцнеь. Батма-
нов ждет и звонил уже мне, справаялея,
вылетел ты или нет.

Берилзе, переодевшийся в чистую е0-
	очку, Подошел KR нему и взял ею 3a
плечи; — : a
— Тебе же не надо об’яснять, Алеша,
‘Th все понимаешь. Надо ехать. Ты самый
подходящий для этого человек. 0 стройке
‚все знаешь, и о технике, йо ресурсах. И
вель в родное место едешь, — это-мы с
Василием Максимовичем тоже учли. Лума-
ли, будешь рад без памяти! А ты пузы-
ришься... Вога приедешь в Москву,
вспомни на минуточку Беридзе и скажи

ему спасибо. — Он встряхнул товарища
3& плечи. — Давай здесь простимея. На
участок тебе не надо заезжать — времени-

нет, а потом люли и 063 того взволно-
ваны. Ну, прощай,

Крепко расцеловав Алексея, он первым
вышел из дома и, не взглянув больше. на
товарища, чтобы не показать увлажнив-
шихся глаз, сел в машину” и уехал,

Проследив 38 «пикапом», пова тот He
екрылея из виду, Ковиов пошел” к бухточ-
ке, где покачивалея на воде гидросамолет
начальника строительства... Только за-
бравшись в кабину, Алексей понял как
елелует, что ему и в самом деле предстоит
далекое путешествие,
	В апреле с. г. «Литературная газета»
опубликовала корреспонденцию «В теено-
те и в обиде» — о неприглядном положе-
нии районных типографий Курекой области.

До сего времени, как об этом сообщают
редакторы районных газет, ‘ни Курский
облисполком, ни Областное управление 10-
лиграфии и издательств ничем не помогли
районным типографиям,—ноложение оета-
лесь 603 перемен: В Медвенском райене,
например, заработную плату рабочие ти-
пографии не получают уже два месяца,
бумагу из Курека не доставляют, для` ре-
монта здания типография 8 может ло-
биться мести кубометров леса, а в’ доме
	полиграфистов попрежнему продолжает
лить секретарь ‘райкома  партин тов.
Коротаев, т
	`Ночта «Титературной газеты» ‘приносит
HaM много писем полиграфистов, работни-
ков районной печати о том, что не только
в Вурской, но н.в других областях типогра-
фии находятся в непригодных зданиях, не
имеют оборудования, плохо. снабжаются
материалами. .

«Когда. я в феврале приехал в И:

Мячи, — пишет секретарь районной газе-
ты «Колхозный путь» Смоленской области
тов, Силаенко, — то мне сказали, что

найти редакцию нетрудно: «Как увиди-
те обгоревшее здание с дырявой чере-
пичной крышей —значит, попали по ад-
ресу», В’ каком же. положении мы рабо-
таем? Редактор. тов. Титов неоднократно
обращался к председателю райисполкома
тов. Ганжа с просьбой провести электри-
ческий свет в типографию: нельзя же
при свете’ коптилки печатать газету. «Де-
ло необходимое, — всегда лобродушно
отвечал тов. Ганжа. — Я это понимаю,
я помогу». Но ждала типография элек-
троэнергии зиму и весну, ждет летом и,
как видно, не дождетса». : >
	Мы думаем, тов; билаенко, что ваша
типография вскоре получит электроэнер-
гию. Надо полагать, тов. Ганжа и севре-
тарь райкома партии тов. Ильин, читля
дома районную газету при ярком эзлектри-
ческом свете, наконен-то. поймут, как ва-.
жен и почетен труд наборщика, цечатника.
Следует напомнить и о том, что в район-
ной типографии необходимо еще произвести
капитальный ремонт, расптирить печатный
цех, приобрести оборудование, в частно-
сти наборные кассы; сейчас весь шрифт
устарел, избит, нет ни одной ровной газет
ной линейки, нехватает заставок. .

«Такое положение не только в Шумяч-
ском, ной во многих других районах Смо-
ленской области, — заканчивает свое
письмо тов, Силаенко. Это подтверждает н
директор Смоленекой областной типографин
им, Смирнова тов, Киселев.
	«Газеты Монастырщинского, Краенин-
ского, Хиславичекого, Холм.Жирковеко:
го и других районов трудно читать, --пи-
шет он. — Печать грязная, нечеткая.
	‚линейки сбиты, подзаголовки набираются.

шрифтами разных кеглей»,

Почему так плохо оформляются район-
ные газеты Смоленской области? Областное
управление полиграфии и издательств не.
заботилея о районных типографиях. На-
	} чальник управления тов. Савченко п его
	заместитель тов. ВБозловекий релко выезжа-
	JOT Ha места и ничего не знают о нуждах
	рапенных типографий. «Полиграфическая
пронышленноеть Смоленщины брошена на.
произвол судьбы», — гневно пишет нам
тов. Киселев. .

Редактор газеты «Жолгоепна прапя»
	КАЛИНИН, (Наш корр.). Восемьдесят
лекций о достижениях советской сельско-
хозяйственной науки прочли колхозникам
	Молдинского сельсовета агрономы ‘тт. Ип-
‘Политов и Козлов. За год на’ их докладах
побывало окола семи тысяч колхозников.
	Выступления агрономов организовал Мол-
динекий сельский лекторив, 2

Кроме ›агрономов, ’лекторий -об’единил
вокруг себя и других представителей ин-
теллигенции села Модлдино — учителей и
врачей. Руководит лекционной . пропагав-
дой директор школы-семилетки тов, Г олу-
бев.

Село Молдино расположено вдали от
железной дороги, в двадцати километрах
от районного центра Брусово. Но это не
	помешало лекторию расширить свою дея-
тельность, за рамки села. Сюда’ приезжают
	тов. Ваеснленко и заведующий тинографи“
эй тов. Мороз сообщают из Володарен-Во-
лынского, Житомирской области, что район-
нан тинография плана не выполняет. Но-
чему?” Нет шрифтов, непригодное помене-
ние, отсутствие ‘квалифицированных  ра-
ботников, плохое снабжение материалами—
вот причины. Начальнив Областного уп-
равления полиграфии. и издательств TOB.
Грачев ничем во помогает тинографии,
«В Ростовской области нашу газету
считают одной из лучших, — пишег се-
кретарь Кашарской районной газеты
«Пол знаменем Сталина» тов. Таранен-
	ко. — Райком партии доволен, чаето елу-
	тает Ha бюро доклады редактора, ут-
	верждает планы нашеи работы, не ни ра-.
-у не поставил вопроса © помещении, .
	oy не поставил вон pied о  рошечслаи,
где мы трудимся. Приходят к нам ов ре-
дакцию селькоры, председатели  колхо-
зов, учителя, рабочие; зайдут и сочувет-
венно покачают головой: редактор и се-
кретарь FABEYT, рядом громко зитает
гранки корректор, тут же щелкает ечё-
тами бухгалтер, хлопает . «американкой»
печатница... Шум, как на заводе. Именно:
«В тесноте и в обиде»!
	А ведь в этнх уеловиях работает релак-
	ция одной из лучивих районных газет Ро-
стовекой области! Не лучше положение и
Дубовекой районной типографии в той же
	области. Bor что пишет из Дубовекого.
	pakona секретарь. газеты «На под’еме»
тов. Влочков:

«Об условиях, в которых мы находим

ся, прекрасно осведомлен секретарь раий-
кома партии тов. Заговельев, Был у нас
и секретарь Ростовского ‘обкома партии
по пропаганде тов. Чебураков. Он даже
сказал, что типография походит на «под-
польную» и, улыбнувшись своей шутке,
уехал. Вее осталось ло сих пор без. не-
ремен».

Печатники Копейской типографии тт. Ко-
зырев, Угрюмов. и Балаховцев пишут из
Челябинской области, что они вынуждены
работать «на двух плоских машинах, ©д-
ной из которых 45 лет, а друюй еще
больше».

Полиграфия — важная отрасль народ-
ного хозяйства. Лоныне в ней отсутетвует
рачительный, заботливый хозяин, который.
смог бы об’единить всю работу типографий,
ликвидировать тормюзящую технический
прогресс многоведометвенность, разрептить
	вэнросы механизании и автоматизации про-.
  Изволетва, развивать стахановекие метолы
	поводотва, развивать стахановсвие методы
работы, правильно фешать вопросы подго-
товки кадров и оплаты труда. Возникает
опасность, что быстрый роет производства
бумаги вскоре перегоние рост областной if
районной полиграфии: типографии Re enpa-
вятея с потоком изданий.

«Отсутствие центрального управления
тормозит в настоящее время развитие на-
ших типографий», — пишет из Калуги
старый полиграфист с сорокалетним. ста-
жем, инженер тов. Петров. Из Одессы
пришле письмо  наборшика типографии
«Моряк» тов. Петренко.

«Только при существовании единого
руководящего органа полиграфия еможет
‚решить большие задачи, поставленные
перед ней послевоенной пятилеткой», —
справедливо пишет он.
	Районная типография — не «подсобное
заведение», не артель кустарей, а важный
очаг нашей социалистической культуры.
По-хозяйски руководить типографиями, за-
ботиться 0б их нуждах, всемерно помогать
им — долг партийных и советеких орга-
	низаций.

2 ee ee NA a м

сооружает в тайге нефтепровод. Строительстве. развертывается. как большое

teen ie Me on en 7
	сражение, гвардейцы тыла выигрывают

_Нечатаемый отрывок показывает момент, когда на
завершаются отдельные 0б’екты строительства. :

Роман полностью. печатается в № 7, 8 изм;

0 д0 точки, Нусть немедленно звонит нам
и вслед посылает официальную тедеграм-
му. Беридзе;, как и всегда, — зрбять, он
отвечает 3a достоверность сообщенияя Те-
	перь, Георгай Давыдович, хетя вы н не
	двух лицах, я пров вас лично руко-
водить ненытаниями и у Филимонова, н
у Вовиюва.

— Конечно. — согласился Bepayse.—
Вы не беспокойтесь, Bee сделаем честь:
честью.

— Ну, ни пуха вам, aH пера!—крик-
нул Залкинд. — Спокойной ночи не же-
лаем, так как она уже прешла и наету-
пает беспокойное улро. Желаем всем тро-
им наилучшего успеха!

— Алло, Георгий Давыдовня! — заго-

ворил еноза Батманов. — Сразу же после
пенытания уложите ‘Филимонова  снать
на двадцать четыре часа. № Ковнюву при-
ставьте няньку, чтобы кормила ем с л0-
BOWEL.
oo Bor 9T0 правильно — бтобрил В
rop.—A то я начал волноваться: не умер
бы товарищ от истощения; С кем мне тог-.
да соревноваться?

— Ты не перебивай, я не’ договорил,—
продолжал Батманов.—Постарайтееь, Ге-
оргий Давылевич, побыстрей побывать у
Рогова. Нодозреваю, что OH ест п. спит
сверх всякой нормы.

— Ну меня такое же подозрение! —
воскликнул Алексей. — Он разжирел, как
паша, этот князь тайсинский!

— Соседи дорогие! Поскольку завтра у
нае вроде праздник, приглашаю к cede Wa
остров, — сказал Рогов уже, кажется,
вполне серьезно. — Угощение будет на
славу, выставлю все, чем богат мой ост
ров!..

..бпать уже не ложились.

— Участок обязан работать весь день
нормально. Испытание не. должно снизить

Haury выработку. Нерерыв в: работе раз:
	решим елелать лишь к финалу оарессов-
ки.—Алексей сказал это, заметив  нразд-
ничную  приподнятоеть Умары, == блы:
шить, Магомет? Тридцать километров ты
сварил, пойдешь теперь дальше. Участок
у нас большой. Ступай-ка‘ты спать и
	выходи на емену OorpEIM. Новажи пример
выдержки.
Умара сердито таращил глаза и взды-
	Aad, жествие волосы его вз’ерошенно тор-
чади, он теребил ворот рубахи,

— Какой ты человек, не понимаю! —
возмущенно сказал он, охватил фуражку
й выбежал. Уже 3a пверью он врякнул:
—- Выдержка! Откуда выдержка? Сам
спать ступай! Сам выходи бодрый!.,

С рассветом, еще до восхода солнца,
участок поднялся на ноги. Бригады в с0-
средоточенном молчании быстро расходи-
лись но местам. Их разволил Карпов.

Лее по 006 стороны травсы был в гу-
стом тумане, завеса его поднималась мед-
ленно и освободила пока лишь нижний
ярус тайги. В кустарниках шевелились,
кав живые, расползаясь и воплывая вверх,
белые клочья. От тумана и серого неба
все кругом было сумрачно.

Алекоей с ненокрымюй головой, в клет-
Чалой ковбойской рубахе, с засученными
до локтей рукавами я в брилжах, вправ-
ленных в сапоги, стоял на пригорве, по-
ростшем орептником. 0т озерка легкий ве-
тер приносил холодноватую сырость. Ин-
женер поеживался и отмахивалея OT нале-
тавитих на него комаров и мошкары.

Трактор, тарахтя, полтащил опрееебвоч-
ный аппарат’ на железной раме. На ua-
нометрах анпарата скрестилиеь  вейчае
взгляды веех строителей нефтепровода.

Вытянувшись за горизонт, гигантский
трубопровод мнрно покоилея в глубокой
траншее, будто сказочная,  задремавшая
черная змея. Трубопровод тянулся отеюда
на тридцать километров до самого проли-
ва. Окинув мыеленно сотни раз исхожен-
ный им путь по трассе, Алексей подумал,
что эти три десятка килеметров-=толька
малая часть веего сооружения, и ему как-
то по-особенному представилея грандиоз-
ный масштаб строительства.

От  опресеовочного аппарата к озерку
‘протянули толстые мланги. Сварщик Вед-
рин приваривал к трубопроводу неширо-
кую трубку — по ней должны были нз-
гнетать воду.

Оставив подготовку опрессовки на Груб-
ского, Алексей поехал. на воем «пикапе»
вдоль траншеи.

Ехал он то быстро, то медленно. Часто
вылезал из машины и-шел пешком, зало-
жив руки назад. Следовавшие за ним. ли-
нейные десятники ловили на ходу его за-
мечания и сразу же бросались исправлять
неполадки.

— Шо смгналу воем отойти от трубо-
провода, —= повторял бовшов. — В слу-
чае разрыва стыков вода Уларит в чудо-
вищной силой, может изувечить.

Никто на участке не’ мог остаться рав-
нодушным или сиокойным сейчас, в то-
мительные часы ожидания. Алекеей, не
отрывавший, казалось, взгляда от трубо-
провода, видел, чувствовал волнение и
остальных. Переживаний своих не емогли
скрыть от него ни’ еварщики, напряженно
наблюдавшие за огнем, ни вымазанные в
битуме, чумазые изолировщики, ни голые
по пояе рабочие, конавшие. траншею. Са-
ми того не замечая, они сегодня работали
в еше более ускоренном темпе, забывая о
перекуре, и лишь провожали пытливым
взглядом шагающего вдоль траншеи  на-
Чальника участка.

На осмотр ушло три часа, Вернувшись
к месту, где стодл аннарат для опрессав-
	Cro. - к.
CHT, когда на самых трудных участках

1 В и 9 журнала «Новый мир».

f —
su, Алексей с уливлением заметил вдруг,
Что солнце поднялось выеоко, вэзтух на-
калилея. От утреннего тумана и прохла-
ды не осталось и следа. Безоблачное голу-

foe nebo сияло. От озерка, к которому ин-

женер подошел освежить водой разгоря-
ченное лицо, струнлиеь легкие иснарения.
В шлангах гремела и звякала вода, пере-
тоняемая из озера в трубопровод.

Грубекий; одетый в помятый KACTION, ¢
галетуком, ебивиеямея набок,  вовеем по-
черневтий от велнца; вытирал сухонькое
лицо и голый череп.

—= Можно, пожалуй, приступать к и-

пытанию. Давайте команлу, Алексей Ни-

колаевич.
-— Her, поманду будет давать Берндзе.

`Сейчае он под’едет.

Однако главный инженер вее не нояв-
лялея. ПВарпов, необычайно тихий, при-
смиревший, вотретилея взглядом с Ковиио-
вым и без слов понял его:

— Позвонить ему? Передать, что Bee
готово, ждем, ‘мол? Паря, ‘уже бегу!

Чтобы не томиться ожиданием, теперь
уже праздным, Алексей пошел к сварши-
кам. Возле бригады Умары он остановил-
ea. Сварочный апнарат стоял на автома-

шине, кузов которой был обтянут кума-

чи с надписью: «Лучшие  сварщикя
строительства». Над кабиной на высоком
древке недвижимо висело знамя. С весны,
с тех пор, как Батманов вручил его Ума-
ре, ото бессменно сопровождало его Е
успело слегка поблекнуть or солнечных
лучей.

Cam Умара лежал спиной на зем-
ле и вел потолочную сварку двух

звеньев труб. Закончив стык, он под-

нялея, выключил аппарат и, держа в руке

лицевой щит из толетого железа, HOLME
	ь инденеру.

Маленький, коренастый, разгоряченный
солнцем, пламенем электросварки и волне-
нием, Умара наступал на Вовшова. Он пе
говорил, а кричал — после сварки у него
пумело в ушах: _

— Почему задержка? Давай давить!
Чем ждем, кого ждем?

— Главного инженера ждем, без него
нельзя начинать, — спокойно ответил
Алекеей. .
	— Почему же он не едет? Безразлично
ey? Посмотри, все кругом переживают,
	болеют!

— Никто не болеет, никло не ` пережие
вает, — возразил Алексей, сдерживая ки-.
певиее внутри раздражение на Беридзе.—
Только ты, я вижу, и болеешь. Пожалуй
ста, не болей за всех. Продолжай сварку.
ога начнем давить, позовем,

Он зашагал дальше. Умара кричал ему
велед:

— Зачем так обидно говоришь? Или
сам не переживаешь? Или слепой, не ви-
дашь, Бак ждут все? Я болею больше
всех, я имею такой право, Май сварка на
участке, мой работа проверяетея. Очень
просим тебя: давай команда!

Аленевя догнал Карпов; оп сообщил, за-
дыхаясь от бега:

— С Берилзе не удалось поговорить.
Селекторист с узла сказал: «У нас, паря,
идет испытание насосно-дизельной стан-
ции. Главный инженер и вее остальные
‘там. С тобой никто’ сейчас беседовать не
станет»... — Варнев передохнул и воетор-
Benno добавил: — Вот бы взглянуть на
эти дизели и насосы в работе! Сколько,
паря, муки приняли из-за них механики!
Bes чертежей, без опыта, & собрали.

Алекевй eme больше разозлилея Бер-
	зе удружил-таки ему, теперь Филимонов
опередит е иепыанием!
	— Ноезжай, Иван Лукич, на узел и
	  Уетрой ему там скандал от моего имени!

Карпов вернулея один = возбуж-
денный и расстроенный:

— Наш Георгий Победоносен и не по-
мышляет сюда охать, = доложил он. —
Велел, наоборот, т9бе тула приехать’.
Паря, что-то случилоеь, видно. Хотя на-
строение y него славное: ‘улыбается, 60-
роду гладит. Дизеля мне показал и наео-
сы —- они работают во-всю! Вебь народ
вокруг собралея—Беридзе речь говорил...
Обокакали они нае, паря! С этадой тру-
бой быстро не унравишься, а „У них вое,
кав Ha пятачке, Ты поезжай, Алексей
Николаевич, он строго наказывал, Вот
и записку напиеал.

На листке бумаги синим карандашом
было написано: «Немедленно же явитесь
ко мне по весьма срочному делу»,

Взбешенный Алекеей. выругалея; При-
думывая ядовитые фразы по адресу Ба-
ридзе, он помчался на перекачечный узел,

Manna © под’ема влетела на площал-
RY Узла, ярко освешенную волнцем. Bee
тут выглядело по-праздничному. Алекеей
оклнул взглядом большое каменное здание
насосной станции, Справа стояла в ряд
цилиндричеекие цистерны из металла, от
них разносилея оглушающий дробный стук
пневматической кленки. На всей площад-
ке теснились чистые,  свежевыбеленные
здания—блокносты, дом связи, диспетчер-
ская, электростанция, котельная, механи-
ческая мастерская, и У самых сбнок —
домики и общежития строителей.

Как и следовало ожидать, главный ин»
`женер находилея в просторном, светлом
зале насосно-лизельной станции, Он, Фи-
лимонов и десятка два монтажников молча
стояли у насосов. Тут же был и механик
Серегин. С ключом в одной руке и конт-
	рельным журналом в другой он етоял тор-
	жественно, как часовой. Глаза у него сия-
ли. Огромные лоснящиеся машины’ работа-
ли без шума, без стука, Филимонов до
бповей был вымазан в масле и еле дер-
	Лекторий села Молдино
	докладчики ‘и из районного нептра, и из
Калинина, И всякий раз в сельский клуб
на лекцию собираются сотни людей.
Лекторий работает в тесном контакте с
другими культурно-просветительными уч-
реждениями Молдино — с библиотекой,
избой-читальней, клубом, Заведующий би-
блиотекой тов. Быстров устраивает к лек-
циям выставки книжных новинок; учите-
ля оборудуют витрины вопросов и` отве-
тов; колхозпые . книгоноши — комсомолки
тт. Григорьева, Шарова, Степанова распро-
страняют естественно-научную литературу.
В избе-читальне часто устраивается кол-
лективное слушание лекций, транслируе-
мых по радио из Москвы. Коллективы ху-
дожественной самодеятельности сельского
клуба выступают после лекций с концерт-
	ной программой.
	_На:родине Некрасова
		К сожалению, только название села (пе-

реименованного Указом Президиума Вер-
ховнога Совета УССР) напоминает о том,
что эта — родина Некрасова.
_ Вместе с председателем сельсовета и
предселателем правления колхоза им. Чка-
лова мы долго бродили ио пустырю, за-
росшему буйной травой. Местные власти
спорили O TOM, B каком углу пустыря сто-
ял домик, гле родился Некрасов.

Ломик этот был разрушен BO время
оккупании района немецкими войсками Но
	соли домик нельзя восстановить, то уж

мемориальную доску поставить на этом

месте было бы совсем нетрудно. .
библиотеке . клуба оказалось всего!
	лишь несколько произведений Некрасова.

Этим, собственно. и ограничивается за-
бота местных партийных и советских opra-
низаций о сохранении памяти о великом
поэте в его родном селе.
	М. РОЗОВСКИЯ
	ВИННИЦА, (Навь спец, корр.), Одна из
аллей нового парка культуры н отдыха в
Виннице называется «Аллея знатных земля-
ков». Там в рамке густой зелени стоят
портреты поэта Н, Некрасова, классика
украинской литературь М. Кошюбинского,
великого хирурга Н. Пирогова,

Винничане очень гордятся тем, что По-
долия дала миру много вылающихся лю-
дей. Приезжему обязательно покажут до-
мик-музей, в котором родился М. Коцюбин:
ский. 4

Проехав семь километров по великолеп-
ной дороге, обсаженной старыми липами,
можно попасть в усальбу-музей Пирогова.
	Множество экспонатов музея расбказывает

посетителям о жизненном пути выдающе-
гося хирурга. Но вот вы попадаеге в село
Некрасово (бывитий Юзвин).
	Всего 18 километров отделяют’ Винницу
от Места, где 4 декабря 1891 года родился
великий поэт.
	28 июля в «Литературной газете» быля
спубликована статья «Художества» Всеко-
художника». Министерство государствен-
ного контроля РОФСР сообщило: — .

Директор скульптурного комбината
товарищества «Росскульптор» Юрель за
антигосударственную = практику отстра-
нен от занимаемой должности и. при:
влечен ‘к судебной ответственности; прел-
седатель правления товарищества _«Совет-
ский график» Гржебин за беехозяйствен>
ность и систематическое нарушение штат-
но-финансовой дисциплины отстранен от
занимаемой должности; ряд руководяших
работников — Московского товаришества
художников гакже ототранен о, завимазмых

По следам выступлений «Литературной газеты»

«ХУДОЖЕСТВА» ВСЕКОХУДОЖНИКА».
		должностей и привлечен к судебной от-
зетственности, На некоторых председателей
товариществ валожены строгие взыскания:
	Всем руководителям проверенных това-
риществ, а также предселателю правления
Всекохудожника тов. . Катуркину — даны
	обязательные указания, направленные к ре:
шительному и быстрейшему устранению
вскрытых злоупотреблений и серьезных на-
рушений принципов деятельности коэпера-
тивных товариществ.
	Е пировали?

ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА