Советские
	Помните ли вы инженера Крикунова —
	героя чеховского рассказа «Пассажир 1-го
класса»? On «постронл на Руси десятк:
два великолепных мостов, соорудил в: трех
городах водопроводы», написал много ‘сне-
циальных статей, нашел способы длобыва-
ния ряда офганических кислот, но своему
случайному спутнику в поезде Крикунов
жалуется, что OH известен в етране
«етоль же, как вон та черная собака, что
бежиг по насыни»..

‚ Может ли в нашей стране, в наше время
оказаться неизвестной фамилия инженера,
который строит великоленные мосты, со-
оружает водопроводы, пишет статьи, про-
кладывает новые пути в технике? Такого
	инженера знала бы страна. я миллионы лю-
	‘дей с уважением произносили бы его имя!
Тысячи инженеров в нашей стране. на-
граждены’ ‘орденами и медалями, многие
сотни инженеров ухостоены высокого зва-
ния лауреатов Сталинских премий. Среди
Героев Социалистичеекого Труда. — выдаю-
щиеся инженеры советской страны, “Ta-
дантливые конструкторы.
	‚На АУШ е’езхе Всесоюзной коммуниети-
ческой партии товарищ И. В: Сталин or-

у’ мечах, что в результате громадной куль-

турной работы «еложилась у нас много-
численная новая. советская интеллигенния,
выитедитая из рядов рабочего класса, кре-
‹тьянства, советских служащих, плоть от
плоти и кровь от крови нашего народа, —
интеллигенция, незнающая ярма эксилоа-
тации, ненавидящая эксплоататоров и 1о-
товая служить народам CCCP верой и
правдой». Нарождение этой новой народ-
ной, социалистической интёллигенции —
один из самых важных результатов ВУЛЬ-
турной революции в СССР. В годы пяти-
леток, во время Великой Отечественной
войны советская интеллигенция, и в част-
ности ее инженерно-технический отряд,
совершила вместе со всем народом великий
подвиг беззаветного труда и вдохновенно-
го творчества. :
	Нервая послевоенная сталинская пяти-
летка поставила перед  инженеретвом
огромные задачи. И наши спепиалиеты —
OT мастера’ в цехе до руководителя круп-
нейшего предприятия или отрасли индует-
рии — показывают себя вполне достойны-
Ma великих задач. Они проявляют себя в
каждодневном труде, как люди большой
квалификации, как волевые, творчески
мыслящие командиры, каких не имеет ин-
дустрия ни одной из. кациталистических
стран. Десять лет потребовалось капита-
листической технике для восстановления
шахт Па-де-Кале, после первой мировой
войны, а советские люди зз два послевоен-
ных года совершили в Донбассе неизмери-
мо большее! В течение трех месяцев етан-
костроители обеспечили выпуск ряда
	CADBEBIX ePDCTAaTHBIX CTAHROB Ai aBTOMO-
бильной ин тракторной  промышаенноети!.
Где бы ни работал советекий инженер, он
веегла и неизменно проявляет еебя твор-.
цом, созидателем. И страна знает свойх
инженеров — крупных и рядовых. Рядом.
© давно известными именами прославлен-
ных инженеров —  конструктора самолетов
Алексанлра Яковлева и строителя Днепро-
тэса Иннокентия Кандалова, конструктора
танков Александра Морозова и  металлур-
та, директора Кузнецкого комбината
Романа Белана — возникают новые имена
машиностроителя Алексанлра Иванова,
угольщика Николая Игнатова, металлурга
Константина Бурцева, стекольщика Павла.
Чередниченко, прославившихся новаторской
деятельностью:

С каждым годом растут ряды советской
технической интеллигенции, растут за
счет талантливой молодежи. Пятилетний
план предусматривает вынуек 602 тысяч
Молодых специалистов из вузов и 1 мил-
лиона 326 тысяч из техникумов и. других
средних спепиальных учебных заведений.
Только в нынешнем году свыше 120 ты-
сяч молодых людей окончили высшие
учебные заведения и отправились в гущу
жизни, туда, где идет борьба за выполне-
ние пятилетки в четыре года. В стране,
е производительные силы освобождены
Of OROB капитализма, ‘ гле труд не знает
экоплоатации, где перед трудящимися от-
крыты двери в науку и технику, где пар-
		№ 67 (2450)
	ОРГАН ПРАБЛЕНИЯ СОЮЗА
СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ СССР
			Государственный музей
М. И. Калинина
	В Москве организуется музей выдающе=
Гося деятеля большевистской партии и
Советекого государства Михаила Ивановича
Балинина.

Вомитет по делам  культурно-проевети-
тельных учреждений при Советв Мивист-
ров -PCOCP совместно с Институтом
	‚ Маркеа—ангельса—Ленина разрабатывает
	олан экепозиции музея. Намечено созлать
	олиннадцать экспозиционных зал, отодра-
жающих героическую жизнь Михаила
Ивановича Калинина, ° его. › полувековой
	путь борьбы за деле коммунизма.

Музей будет ‚размещен в особняке по
Моховой улине, вблизи приемной Предсе-
дателя Президиума Верховного ^ Совета
СССР, где долгие ‘боды руководитель вер-
ховного органа Советского государства
М. И. Калинин принимал трудящихся.

В созданию музея привлекаются птиро-
кие слой населения и общественные орга-
низации, которые. помогут Комитету по
делам культурно-просветительных учреж-
дений собрать многообразный фактический
материал, связанный с жизнью, револю-
WHOMHOH и государственной деятельностью
М И Каинина.
	У пульта—горный
диспетчер
	Сейчас, когда вся страна готовится от-
метить всесоюзный День шахтера, в глу-
бине одной.из шахт Караганды множество
людей напряженно трудится, чтобы пре-
поднести празлничный * подарок горнякам
‘бассейна. Таким подарком будет шахта,
оборудованная по новой системе, разрабо-
танной группой ученых и инженеров.

Авторы этой работы — проф. В. Уман-
ский, И. Баженов, Е. Снаговский, Б. Фур-
манов, К. Васильев и А. Ештокин — уло-
стоены Сталинской премии. Они. созлали
систему комплексной автоматизации управ-
ления механизмами и производственными
процессами в угольной шахте,

Многие тысячи механизмов ‘за последние
голы спущены в глубину советских шахт.
Благодаря высокой механизации обра-
зуется непрерывный поток угля, илущего
по путям шахты. т

Нельзя ли сделать Tak, чтобы все
механизмы были автоматически связаны
между собой и синхронность их работы
He нарушалась? Нельзя ли обойтись без
того, чтобы у каждого мотора стоял чело-
век? Нельзя ли, наконец, при’ значительно
меньшем количестве людей начисто исклю-
чить всякое нарушение цикличности произ-
волства? Такова была смелая итея, за
осуществление которой взялись ученые и
инженеры.

В шахте, оборудованной для. работы по
новому методу, применена система сигнали-
зации, централизации и автоблокировки, ко-
торая ‘ранее применялась лишь на железных
дорогах. СИБ, как называют эту. систему на
железнодорожном транспорте, ` обеспечи:
вает непрерывность и абсолютную безопас-
ность движения. Ha CLIB основана, в
частности, идеальная ‘работа московского
метрополитена, не знающего ни. аварий, ни
задержек.

Как ‚и на метро, в ‘шахте, ‘оборулованной
по. SC истеме, все управление произвол-
твенными процессами сосрелоточено у
подземного диспетчера по движению и в
кабинете горного диспетчера. “Находясь
H? поверхности, он буквально вилит все,
что происходит в шахте, в самых отда-
ленных забоях. На столе горного диспет-
чера установлен специальный пульт. Го-
рят контрольные лампочки. Вот одна из
них погасла: это сигнал. Диспетчеру ясно,
что один из механизмов остановился,
Пользуясь специальной шахтной системой
связи, диспетчер может немедленно уста-

вовить причину остановки и устранить ее.
	Со своего места диспетчер наблюдает за
работой всех механизмов доставки и
контролирует темп работы шахты. Особое
приспособление постоянно показывает „ему,
сколько поднято Ha поверхность угля,
сколько выгружено поролы, как идет до-
быча. .

Все это не фантазия, He научный
прогноз, не предположение. Новая. система
помогла повысить добычу угля на многие
десятки тысяч тонн. Интересно отметить,
что все затраты ‘на оборудование шахты
окупились полностью в течение года:

Система, столь блестяще оправлавитая
себя на практике, получает все’ более ши-
	рокое распространение на наших шахтах.
	Карагандинская шахта, которая. получит
автоматическое управление производствен-
	ными процессами ко Дню шахтера, —
далеко не единственная. Вскоре эта си-
стема будет осуществлена на многих круп-
нейших шахтах страны. >
	ХУДОЖНИКИ УКРАИНЫ —
ШАХТЕРАМ
	КИЕВ. (Наш корр.). Две передвижные
художественные выставки ко’Дню шахтера
отправляет на шахты Сталинской ‘и Вороши-
ловградской областей Комитет по делам
искусств при Совете Министров УССР.
	Среди экспонатов выставок — серия
гравюр «Ленин и Укранна» народного
художника СССР В. Касияна, серия гра-
	вюр. посвященных возрождению Донбасса
и Днепрогэса, работы заслуженного дея-
теля искусств УССР А. Пашенко и хулож-
ника И.. Дайца.` Много места на выстазках
уделено показу. украинского пейзажа —
работам народного художника ° СССР
А, Шовкуненко, заслуженного. деятеля
искусств УССР Н. Глущенко, художников
И. Бокшая, С. Шишко и других.
	у——-=—Ж————
	«Мы хотим сделать воех

рабочих и всех крестьян

культурными и 0бра-

ie Ы ‹ зованными, и мы сдела-
Е ем это во временем», —
там ряды интеллигенции.

беспрерывно пополняют-
Ci новыми, He похожими на преж-
	‘Яя Новыми, He похожими на  преж.
ние, кадрами. И в этом смысле глубоко
примечателен путь простого советского
человека. стахановца, о котором расеказы-
вает сегодня писатель А. Письменный в
очерке «Директор Илларион Янкян».
	`”Одной из самых характерных черт по-
вседневной деятельности советского инже-
нерства является творческий союз  инжке-
	 веретва является творческий союз  инже-
нера и стахановиа. Ни в одной капитали-
стической стране немыслимо такое  слия-
ние в работе капитана индустрии и рядо-
`вого бойца. Волчий закон капиталиетиче-
ских монополий не допускает _ сочетания
интересов рабочего и инженера. А у нас
одновременно награждают бталинекой пре-
`мией мастера Николая Российского и инже-
`неров Якова Оснаса и Марину Коренцову,
работавших совместно над усовершенетво-
ванием производетва. .

_ Творческий союз стахановцев и инже-
неров, их содружество на поприще служе-
ния Родине ярко, е лупой показаны Ва-
силием Ажаевым в публикуемом Ныне.
журналом «Новый мир» романе «Далеко
от Москвы». Скромный советский человек,
repo  киноповести «Падение Берлина»,
написанной Петром Павленко и Михаилом
Чизурели, сталевар-стахановеи — Ива-
нов с великой гордостью говорит о сво-
ем руководителе Хмельницком: «Сталь мы
даем хорошую, такую никто не дает. Так
и Называется у Hat -— хмельницкая
	сталь!» Четырнадцать лет назад, беседуя с
	английским писателем Уэллеом, товарищ
И. В. Сталин сказал: «Интеллигенция мо-
жет быть сильна, только если соединится
с рабочим классом». Это время наступило,
й сила нашей технической  интеллиген-
ЦИИ. — В’ с003е с рабочими!

На заре стахановекого движения коман-
дарм социалистической индустрии Серго
Орджоникидзе рассказал, как составлялея
Тот пункт постановления декабрьского
пленума ЦК. ВКП(б), где было сказано,
что инженеры, техники и хозяйственники
должны возглавить . стахановское движе-
wae. . -

«В первоначальном проекте резолюции
пленума этот пункт нетак был еформули-
рован; — говорил С. Орджоникидзе. —
Товарищ Сталин нам его поправил. Он ука-
вал, здесь надо прямо сказать, что, еели.
движение не будет возглавленю анжене-
рами, техниками и хозяйственниками, вы
не разовьете его как следует»... Высокая
сталинская оценка, сталинская забота об
инженерстве и о стахановцах. ярко проя-
вилиеь в этом’ случае, так ярко обрисован-
ном. Серго Орджоникидзе. В сегодняшнем
номере «Литературной ` газеты» мы напо-
	\ инаем © книгах, в. которых. показано знз-
	чение инженерства в развитии  социали-
стического` соревнования и стахановского
движения. Речь идет о повестях «Танкер
«Дербент» и «Инженер». Юрия Крымова,
	произведениях, ‘написанных в годы вто-
рой A третьей натилеток и He потерявигих
	своей актуальности и сейчас. —
	Нет никакого сомнения; чт и сегодня,
как вту пору, перед писателем открывает:
ся широкая возможность показать новое
В стахановоком движении — дальнейшее
‚укрепление творческого содружества инже-
нера и рабочего. Недавно на Кировеком
заводе на Урале, где по почину Алексзндра
Иванова В свое время родилось движение
технологов-новаторов производства, возник-
„ла, как сообщает «Правда», еще одна фор-
ма сотрудничества инженеров и рабочих:
комплексные бригады конструкторов, техно-
логов, мастеров, стахановцев, которые идут
на наиболее трудные участки производетва
ий совместно решают задачи макеи-
мального. увеличения выпуска  продук-
ции. Какая прекраеная инициатива совет-
ских людей — хозяев своей страны, своей
жизни, своего производетва, — и как
много говорит эта инициатива писателю!

Инженер, техник, взращенный партией
Тенина-—Сталина, социалистическим гтро-

ем, нашей великой Родиной, — патриот
	своей отчизны. это ему, овеянному сла-
вой и окруженному почетом инженеру —
вожаку, организатору людей труда, — го-
верит страна словами поэта: «Твори, вы-
думывай, пробуй!» И стране отвечает ин-
женер нашего времени; «Есть!»
	юзу
	инженеры
	ПЕНСИИ НИТИ ИАН ET
	онакомяеь у себя в кабинете с началь-
никами отделов, задавая вопросы, он бы-
стро находил причину недостатков, легко
отыскивал путь, как от них избавиться.
‚ — Вы жалуетесь. на цехватку рабочей
силы? Иначе и быть не может, если на
погрузке руды вы держите тридцать чело-
век, в то время как механизмы зря про-
стаивают, — говорил он.

‘— Ha Центральной шахте канат, го-
ворите, изношен? А вы позаботились о
получении нового? Еели канат достигает
трех процентов износа, пора в запасе
иметь новый, Еще нитка лопнет — и вот
вам пять процентов износа, & при таком
состоянии охрана труда не разрешит cny-
	скать людей в шахту.
	И вот похтисывается первая телеграмма в
главк относительно насосов для Влючев-
ской шахты... Лето вще в разгаре, но с0-
зывается совещание о подготовке рудни-
ka к зиме. Проверяется наличие годных
в работе ‘перфораторов...
		В июле 1948 года я вотретилея © Ил-
ларионом Янкиным на Московском аэро-
дроме.

Лет десять назад я знал его простым
бурильщиком. Сейчас в кармане у него
лежал приказ министра 0 назначении на
должность директора ПШьшминского рудо-
управления на Урале.

Он изменилея внешне за эти годы, ябы
сказал, построжал, но был все таким же
плотным и кряжистым, каким я знал его
в Врасноуральске, и в высоких, светлых
залах аэропорта ходил по-горняцки, чуть
вжав голову в плечи, точно опасался за-
деть крепь в низкой горной выработке.

_ Я также направлялся в Пышыиу. Нам
предстояло лететь с Янкиным на одном са-
‘молете. Летел Илларион Янкин’ впервые.

— Глубоко под землей для меня дело
привьганое, а вот каково нал землей?.. —
сказал он мне, когда мы заняли свой ме-
ста.

Й тут мне вепомнилось примечательное
событие, свидетелем которого случилось
мне быть лет десять тому назад.

Человек, который был в самолете рядом
20 мной, пропустил тогда смену. В ero
забое не успели убрать отпаленную нака-
нуне руду, и он отказался работать, пока
не приведут в порядок рабочее место. Го-
ворил он тотда рептительно и твердо, по-
хозяйски, но мне показалось, что Янкин
нарушил производственную дисциплину.
Имел ли он право отказываться работать?
Руководители рудника, однако, к моему
удивлению, полностью поддержали буриль-
шика. Нужно было послушать, как горя-
чились инженеры и техники по поводу TO-
го, что своевременно не убрали «набой-
Ку», говоря по-горняцки, как укоряли они:
начальника смены в нераспорядительности,
как ругали начальника участка за то, что
по его вине был сорван труд выдающего-
ca бурильшика!

„Позднее директор сказал мне:

— Олин такой  забойщик приучает
весь рудник работать, как часы.

.B те дни Илларион Янкин еще не был.
знаменит. Позднее он разработал свой ме-
тод многозабойного и многоперфораторного
бурения и ‘добился невиданной производи-.
тельности. За внедрение ‘этого метода пра-
вилельство Улостоило бурильщика-новато-

ра Сталинекой премий. Нозднее. Илларион
Янкик был награжден орленом Ленина.

Высокие награды, слава, почет не
векружили голову этому человеку. Он не
успокоплея на достигнутом, продолжал co-
вершенствовать “BO метод и все время
училея. Трудно ему. было, но он настой-
чиво занимался на курсах, потом, когда
почувствовал, что недостаточная грамот-
ность мешает ему овладевать теорией гор-
‘ного дела, он взялся за программу ередней
школы. Днем Янкин работал в шахте, ве-
чером к нему приходили преподаватели, и
OH садилея 2a учебники... Недавно быв-
mul забойщик окончил горный институт
‚и защитал дипломный проект с отметкой
«отлично».

Теперь инженер Илларион Янкин, прп-
шедший в 1934 голу на шахту чернора-
бочим, летел со мной в самолете. Он на-
правлялся в Пьышиму, чтобы принять руко-
	водетво крупным рудником,
		Александр ПИСЬМЕННЫЙ
	Специальный ворреспондент
«Литературной газеты»
		  ВЫХОДИТ на поверхноеть, приятно посидеть
в чистой, уютной столовой? Почему же
тогда занавески на окнах не повесить, не
поставить на столах пветы?
	И немедленно в столовой появились и
новые вилки, и стаканы, и занавески, и
цветы...

Через два дня в кабинете дирезтора
COCTOMIOCh совещание ‘пышминеких 3а-
бойшиков. Нришли горняки, свободные от
смены. Это было необычное в nme co-
вещание. Резко и откровенно говорили
	рабочие о недостатках, в один голое pDY-
	тали тяжелые перфораторы  Выштымеко-
го завода, — в 9том, пожалуй, состояло
тмавное зло. Я очень сожалею, что пред-
ставители завода не присутствовали на
этом совещании, — они OI сгорели ©
стыда за качество своей пролукции;. За-
бойщики иначе и не называли  руково-
цителей этого завода, как кыштымекими
‘браколелами.

— Посмотришь на кынегымекий пер-
форатор, — говорил один, — красивая
машина, аккуратно покрашена. А на де-
ле— взять бы ее да выбросить. Видано ли
дело, новенькую машину отправляем в
механическую мастерекую на ремонт?!

— Мы не бурим, & машины взад и
вперед таскаем. Пять шпуров пробурил,
машина ломается. А поиробуй, потаскай
ве, в ней сорок пять килограммов весу, —
подхватывал другой. — Настоящие кале-
ки, а не перфораторы. Ночему Молотовекий
	завод выпускает превосходные ручные
перфораторы, а Кыштымский не может
справиться?
	Слово взял Илларион Янкин. Он ска-
зале

— Я обешаю добиться, чтобы Кыш-
тымекий завод выпускал годные маптины.
Я обещаю создать такие условия, чтобы
забойщик бурил все 480 минут, которые
он проволит в шахте. Вы знаете, что ме-
	ня страна растила и выроетила. И так же
	Ван
	страна будет растить каждого из вас. Де-
ло за вами: А что касается алминиетра-
ции, TO даю гарантию, всем поможем,
чтобы вам работалось хорошо. Затем ме-
	  ня еюла и назначили, я так понимаю!
	Выступил забойщик Мануйлович.

— Я вас знаю, товарищ Янкин, —
начал он.—Я газеты читал. Лягу спать,
а все думаю, как у вас получается,
что вы такие рекорды даете. Теперь вы к
нам приехали, и я этому очень рад. По-
смотрю, каков это метод Янкина:

— Значит, договорились? — спросял
Илларион Павлович. — Для начала да-
дим пять перфораторов на двоих. Воздуха
обеспечим —= шесть атмосфер!

Мануйлович замялея. Этот коренастый
светловолосый белорусский паренек каж-
дый раз вокакивал с места и п0-
ходил к столу, когда начинал говорить.
Сейчас он снова вскочил, подошел к сто-
лу, но молчал, смущенно ухмыляясь.

‘—— 38а вами-то я пойду, ясное дело —
проговорил он наконец, — но только cpa-
	зу не обещаю. уть берет...

— 9-3, друг милый, так не годитея,—
сказал Янкин. — Не тот герой, кто пря-
пеливается, & Тот герой, кто стреляет, -
		Для человека непосвященного—все штах-
TH, Kak ‹ на подбор. Но дая горняка
нет шахты, похожей на другую. Характер
залегания руды, качество горных вырабо-
	ок, . состояние штреков ‘и механизации,
	система добычи резко отличают в ощу-
щениях горняка одну ‘шахту от другой.
Даже самый воздух, ——= ‘и тот; которым
люди дынат, и тот, который закован в
трубы пол давлением в несколько ‘атмо-
сфер ‘и воторый. движет бурильные маши-
ны, — ‘Даже возлух кажется горняку в
каждой шахте другим. Это все же He
мешает ему так же легко разбираться в
подземном мире, как разбираются земле-
пашец в поле и лесоруб в лесу.

С. нескрываемым любопытством, я бы
сказал, се настороженным любопытством
проходия Янкин по горным выработкам,
поднимался ‘пе тесным холкам. Как pado-
тают эти люди, которыми теперь он дол-
жен руководить? Каков опыт этих зюдей,
этай. шахты? Что узнает ‘он здесь нового?
	©  ненорребимым_ — люботьгготвом, —60—
ставляющим ето молодость, его силу,
‘обеспечивающим его рост, © глубоким
	чувством  ответетвенноести осматривал Ил-
ларион ia подземное хозяйство. шах-
ТЫ. .
На rpyae   осыпавшейся после отпалей
руды работал на двух перфораторах за-
Gottman. Илларион Павлович тронул его
за плечо и прокричал;

— Улобно тебе работать?

Бурильшик выключил машины и сер-
дите проговорил: Е

— ВаБ же, удобно! Да тут ноги показ
лечишь — вот какое удобство. И как я
буду нижние шпуры бурять?

— Tak что же ты, друг милый, скан-
дала не поднимешь? Твоя забота набойку
убирать?.. Требуй от начальника смены,
	от начальника шахты, чтобы тебе yesp-
	вия создали! От меня требуй!.: Я никогда
работать не начинал, пока мне рабочего
места не подготовят,. всех на руднике Е
этому приучил!

Илларион Янкин был теперь. директо-
	юм, но в главном остался тем же, каким
я знал его когда-то в Красноуральске,—
рабочим человеком.

— Товарищ Янкин?.. — сообразил éy-
рильшик. — Бобов моя фамилия, мы с
вами в Первоуральске на стахановском
слете встречались, — сказал он.

_— Ну как же, помню! Но телько, то-
варищ Бобов, не понимаю, почему ты
молчишь? Почему © tebe ничего пе
слыиино?

— Прямо незнаю, что и сказать. Я го-
тов четыре машины поставить, по вашему
методу, товарищ Янкин, пойти, а накакой
поддержки не замечаю,

— Требовать надо, бороться надо! Для
то и командиры в рудоуправлении,
чтобы забойшик больше руды лавал...
	Бот что я tebe скажу, товарищ  Бо-
бов, придешь ко мне, скажешь, кто ме-
шает, Я со всех ваыщу, кто тебе работать
не дает. Поставишь четыре машины, за-
работаешь двенадцать тысяч, будешь на-
	шей гордостью!.,

ee
as,
	‘Спустя пять е половиной часов мы бы-
ли в Свердловске, а через два чаза мами-
на, ожидавшая нового хиректора на аэро-
дроме, доставила нас в Пышму.

Илларион Павлович Янкян застал руд-
НИЕ в неудовлетворительном состояния.
	Нолтора года предприятие фактически не
	имело руководителя, так как прежний ди-
ректор болел и не мог систематически
управлять произволетвом. В результате до-
быча руды па двух действующих  шах-
тах — Нентральной и Александровской —
была ниже возможностей. Шахты отстали
в области механизации. Многие сооруже-
ния на поверхности требоваля срочного ре-
монта. До наступления осени необходимо
было поставить новые перекрытия на
	обогалительной   фабрике. Так как руково-
 лители Пышминекого рулоуправления не
	позаботились своевременно о приобретений
насобов для строящейся ‚третьей шахты—
Влючевской, а обильный приток подпоч-
венной воды мешал работам, то углубле-
ние шахты велось. медленно; значит, Янки-
HY следовало позаботиться о насосах.
Плохо работали столовые. Из-за различ-
ных производственных неполадок пыш-
минские горняки зарабатывали меньше,
чем могли бы.

Иллариону Янкину предстояла большая,
ответственная и сложная работа.

По-разному мог бы новый  дирек-
тор начать свою’ деятельность. Он мог _ио-
грузиться в бумаги, в цифры, начать с
	излания- приказов, выговоров, е увольнений
	нерадивых работников. Илларион Янин
прежде всего познакомилея © производ-
ством, ‘побывал’ на обогатительной фабри-
	ке. в механической мастерской, в шахте,
	в медпункте, на кирничном заводе, в гор-
носпасательной станции и все время инте-
ресовалея людьми. Я бы сказал, что его
не повидал. пристальный интерее к лю-
ЯМ. г

On обошёл общежития.

— Как живете, товарищи? Сколько зара-
батываете? Хорошо ли питаетесь? Ну, зв
свободное время есть где отдохнуть?
	В столовой он вызвал завелующую. и.
	спросил ве: бывала ли она когла-нибуль
в- шахте? Известно ли ей, что вшахте но-
вичку, быть может. даже стралино? Лума-
	ла Ли она 0 том, что рзоочему. Rorza OF
	Подолгу просиживал я в кабинете но-
вого директора, слушал. его беседы с ра-
ботниками рудоуправления, ходил по руд-
нику, спускался в шахты,

Я спрашивал: :

—- Илларион Павлович, в институте
вы проходили горное дело, теоретическую
механику, обогащение полезных ископае-
мых, но откуда вы знакомы с вопросами
финансирования? Ведь этого вы в инети-
туте не проходили. _ :

Янкин отвечал. что науками, которых
в институте не преподавали, он интере-
совался раньше, еще тогла, когда работал
на шахте в Красноуральске, когда по 38-
даниям министерства ездил по рудникам
внедрять свой метод бурения.

— Я же не вчера родился, — товорил
он мне, — Мастерству бурильщика меня
обучал Затеев Григорий Иванович—еамую
светлую память о нем храню, 8 © cCopo-
RoBOTO гола моим воспитанием  занима-
лись, можно сказать, и партийная орга-
низация, — хотя членом партии я стал в
сорок третьем году,—и директор, и глав-
вый инженер. Даже управляющий тре-
стом Валентин Никанорович Богатов зна-
чится в мойх учителях. Придешь к нему
по какому-нибудь делу,  соберешься ухо-
дить, & он говорит: «Сиди. слушай, как
	я буту толковать © людьми, когда-нибудь.
сам станешь директором». Hy, a потом.
	институт...
_” Значит еще в пору своей низовой,
шахтерской ‘леятельности  ‘училея Иллари-
он Янкин искувотву руководителя. И ине
стало понятно существо Tex качеств, с
которыми Янкин пришел на пост  дирек-
тора. Ho крайней мере, три обстоятельства
	определяли эти качества: во первых, в0-’
	вый директор обладал личным. пройзводст-
венным опытом; во-вторых, техническими
знаниями, приобретенными BO время YV4e-
бы в институте: в-третьих, снособвоетью
‘мыслить государственно. Это важное ка-
чество. воспитала в, нем партия Ленина—
(талина. Потому так. умело. ci ian в
проете принял управление рулииком быв-

ший буУрилЬшШиЕ.
	По ‘Советскому Co
	ХРОНИКА КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ
	$ Усть-Абакан. В колхозе имени Кали:
нина Усть-Абаканского района, Хакасской
автономной области, с успехом прошел
кинофестиваль, За пять дней колхозники
просмотрели фильмы’ «Ленин в Октябре».
	«Ленин в 1918 году», «Человек с ружьем»
	и «Сказание о земле Сибирской».
	> Сыктывкар; Закончилось ‘второе рес-
публиканское ‘совещание молодых висате-
лей, созванное Союзом  советских. писателей
Коми АССР... На творческих семинарах
участники совешания подвергли деталь-
воМу разбору произведения молодых 109°
тов.и прозаиков: В. Власова (поэма «Сын
Родины»), С. Тимушева (повесть «На проч-
ную основу»), Г. Надеева (рассказ «На
Пвчоре»). т
	4% Кызыл. Закончены переводы на тувин-
	ский язык первой части романа Н. Ост:
ровокого «Как закалялась сталь» и Рома-
на М. Шолохова «Полнятая целина». Пе-
ревопится «Молодая. гвардия» А. Фалеева
и готовился копечати второе Издание пе“
ревода на тувинский язык повести А; С.
Пушкина «Капитанская дочка».
	$ Ашхабад. Вышел в свет на русско
языке сборник туркменских сказок, oa
готовленный к печати Институтом  исто-
рий, языка и литературы . Туркменского
филиала Академий наук СССР. В сборник
вошли 39 сказки, записанные экспедиция“
ми института в. разных. городах и селах
республики. Составители сборника — Ата
Каушутов и М. Сакали, редактор’ —
Б. Каррыев,
	$ Сталинабад. Научный: сотрудник Инсти-
Тута востоковеления. Академии наук СССР

Боллырев побывал в кишлаках Горна:
Ва ишанской автономной области Тал-
Жикской ССР. Он собрал там образиы
фольклора на бадахшано-таджикском диа-
	лекте. Исслелование А; Болдырева —
первая научная . работа, посвященная ба-
дахшано-таджикскому фольклору, — будет
ппубликовано в сборнике. «Советское BO-
стоковедениа».
	$® Киев. Фольклорная экспедиция Ин-
ститута. языковеденья, фольклора и этно-
графии Академии наук Украины выехала в
Закарпатье. ‹ В Свалявском и Береговском
округах Закарпатской области экспедиция
соберет лучшие образцы нового советского
фольклора.
	Ф Львов. После реставрации вновь‘ от-
крылся - литературно-мемориальный — музей
И. Франко, пополненный новыми AOKYMeH-
тами и картинами. Полностью восстановлен
рабочий кабинет писателя.
	Ф®Ф Полтава. 85 лет существует Галяч-
‘ская библиотека на Полтавщине-—одна из
лучших районных . библиотек _ республики.
В. год своего. основания библиотека наечи-
тывала: 43. читателя, а из украинской лите-
ратуры имела одну книгу — «Кобзарь»
Т. Шевченко. Сейчас-в книжном фонде би-
блиотеки 13 тысяч томов. Она обслуживает
не только TOPORCKHX, HO. 4 C@JBCKHX 4HTa-

телей.
	«$ Казань. Первая творческая встреча пи-
сателей с композиторами Татарии состоялась
B Казанской ` консерватории. Лучшие стихи,
прочитанные поэтами на вечере, приняты
композиторами в качестве текстов для но-
вых песен.
	®. Славянск. ‘На Святогорском курорте
восстанавливается разрушенная немецко-
фашистскими оккупантами здравница для
шахтеров. Здравница рассчитана на одно-
временное пребывание‘ «четырех тысяч от-
пыхающих. На. восстановление и строитель-
тво новых корнусов ‘санатория, приобрете-
	gue обстановки в Медицинского оборулпова-
	ния ассигновано 28 миллионов рублей,
	Для стахановцев о
угольных бассейнов
	ачистерство строительства топливных
предприятий СССР приступает в конне
этого года к сооружению образцового по-
селка в столине Донбасса — Сталино.
Здесь будут выстроены благоустроенные
дома, < обеспечивающие — шахтерам  ма-
	ксимальные бытовые удобства, здания шко-
лы, детских яслей, клуба-жкино, Улицы и
площади поселка украшаются зелеными
насаждениями, бассейнами и фонтанами,
Это булет первый поселок из числа со-
оружаемых по решению правительства лля
шахтеров и Шахтостроителей Донецкого,
Кузнецкого и Подмосковного бассейнов.
Новое строительство велётся по Типовым
серийным проектам, разработанным груп-
пой московских архитекторов (П. Волчок,
Л. Коток, Л. Киселевиз и Н. Наумова).
Преимущество новых проектов заключается
в том, что они при ограниченном количест-
ве строительных деталей, позволяющем ве-
CTH строительство поточно-скоростным ме-
	тодом, дают разнообразие архитектурного
выражения и сохраняют, вместе с тем, един-
ство ансамбля улицы и ‘излого поселка,
		Гяядя, как вступает Илларион Янзин
в должность директора, я убеждался, что
на рудник пришел хозяин — хозяин ве
по положению, а о праву. Хозяин, кито-
рый утверждал советскую власть по пред-
начертаниям ‘`Яенина и Сталина, боролея
за нев “6 ‘врагами, перестраивал леревню
на новых началах, своими руками созидал
заводы ‘и города, фабрики и шахты. Пра-
во хозяина давало ‘в°руки Иллариона Лн-
Кина 1т0т ключ, которым огкрывалиеь все
двери, —.иИ К новым методам пройзвод-

‚И примечалельными показались слова,
которые сказало мне как-то — новый
директор. :

— Бы думаете, я стал хозяином? —

сказал он. 6 переставал быть
хозяином — так будет вернее!