Ан.
		Из иностранной почты
	«Бегство
от налога»
	Венецуэльская газета «Эль  Насиональ»
разоблачила недавно на своих о страницах
жульнические махинации. нефтяного об’е-
динения «Ройял патч шелл», обошедшиеся
Венецуэле во много’ миллионов долларов.

«Ройял датч шелл» — одна’ из. крупней-
ших нефтяных монополий мира. По. нело-
разумению, а возможно не без умысла, она
все еше именуется  англо-голланлской
комнанией хотя в действительности еще
со времен первой мировой войны контро-
лируется английским капиталом и цели-
ком служит английским интересам.

Вот уже более сорока лет «Ройял датч
шелл» рышет во всему свету в погоне за
черным золотом, появляясь, как призрак,
всюду, где только пахнет нефтью. Она
раньше других унюхала нефть в „Латин“
ской Америке, первой пробуравила землю
Венецуэлы и прибрала к рукам лучшие
месторождения нефти в этой. стране,

Однако, начиная с 20-х годов, на Вене-
цуэлу устремил_ алчные взоры другой
нефтяной гигант — американский ‘концерн
«Стандарт ойл». Между нефтяными ‘ганг-
стерами - завязалась смертельная борьба.
«Стандарт ойл» все больше и больше тес-
нил концерн «Ройял датч шелл», или по-
просту «Шелл», как его часто называют.
	В результате в последние годы на долю!
	«Шелл» приходилось менее 59 процентов
всей добытой здесь нефти. .

Мало того, что англо-американские неф-
тяные компании полностью монополизиро-
вали добычу нефти в Венецуэле и полу-
чают от эксплоатации нефтяных богатств
страны сказочные прибыли, они вдобавок
всячески стремятся обворовать венецуэль-
ский народ.

По так называемому нефтяному закону,
англо-американские нефтяные компании
обязаны передавать Венецуэле около. сем-
надцати процентов добываемой злесь неф-
ти. Но не тут-то было. Нефтяные гангсте-
ры хозяйничают так ловко, что Венепуэла
не имеет ни мало-мальски приличных ци-
стерн для хранения нефти, ни транспорт-
ных. средств, а тем более прелприятий по
переработке нефти — все это Находится в
цепких руках англичан и американцев.
Вместо нефти Венецуэла вынуждена до-
вольствоваться, главным образом, денежной
оплатой. Само собой разумеется, что
«нефтяные сливки» снимают англо-амери-
канские монополии, а Венецуэла получает
по самым оптимальным подсчетам не бо-
nee 30 проц. доходов. Так, в. 1946 голу
только одна американская компания «Кре-
ол петролеум корпорейшен», контролируе-
мая «Стандарт ойл», положила в Карман
почти 85 миллиойов долларов ‘чистоганом,
в то время как венецуэльскому. правитель-
ству от нефти, лобытой всеми компания-
ми, перепало около 80: миллионов.

В. последние годы: концерн «Шелл». ре-
шил поправить свои пошатнувшиеся дела
с помошью грубых жульнических махина-
ций. С тех пор как нефтяной закон 1943
года установил налог на прибыль, компа:
нии, контролируемые «Шелл», стали пред-
ставлять сильно  преуменьшенные данные
о своих прибылях и, таким образом, пла-`

тили ‘налоги значительно меньшие, чем. по-
	алось.

` Делалось это просто. «Шелл» продаваз
ла нефть.. той же «Шелл»: Вот для при-
мера одна из махинаций такого рода. Да-
же ту малую толику нефти, которую Be-
нецуэла полжна ‘получать натурой, она
	фактически вынужлена продавать тем же
англо-американским компаниям. = Такой
нефти «Венецуэлян ойл ’ концессионес»,
контролируемая об’елинением «Шелл», в
1943 голу купила около 840 тысяч куби-
ческих метров примерно по 16—17 болива:
‘ров за кубический метр, а пролала ее
«Азиатик `петролеум компани лимитед»,
также контролируемой концерном «Шелл»,
по 11—12 боливаров. Продавец громоглас-
но заявил, что понес «убытки». В резуль-
‘тате подобных махинаций, которые эконо-
мисты называют «бегством от.налога», до-
ходы компаний оказывались «низкими»,
ну а с таковых и налог меньше.

Такими жульническими приемами одна
только компания «Венецуэлян ойл концес-
сионес» за три года похитила ‘у Венецуэлы
шесть миллионов ‘долларов. А вель: этим
занимаются все нефтяные монополии.

Так выглядят «честные. дела» тех, кто

на веех перекрестках кричит о честности
‘и справедливости,

Г. ТИХИЙ

ФАКТЫ БЕЗ КОММЕНТАРИЕВ

КОНЕЦ ОДНОЙ ЗНАМЕНИТОСТИ
	Агентства Юнайтед пресе сообщает, что
8 августа в Чикаго в возрасте 66 лет умер-
ла от голода известная в прошлом оперная
певица Мэй де Суза. Де Суза восхишала
слушателей Соединенных Штатов и Европы
в течение первых. десятилетий ХХ века,
В последние годы де Суза работала убор-
щицей в одной из школ; по сообщению
Юнайтед пресс, призиной смерти де Суза
явилось «ослабление организма на почве
‘нелостаточного_ питания».
	СПАСИТЕЛЬНАЯ ЖВАЧКА
	По сообщению «Ниппон тайме», управле-
ние железных дорог в Токио, обеспокоен-
ное огромным ростом о количества аварий,
изобрело весьма. своеобразное средство для
	предотвращения Катастроф: всем железно-
дорожным машинистам вменено в обязан-
ность Жевать во время работы американ-
	скую резинку для того, чтобы они не за-
сыпали на посту.
	В НЕСКОЛЬКО

СТРОК
	Ф® В конгрессе США внесен законопроект
в присвоении в обязательном порядке каж-
дому из новорожденных neteli особого
серийного номера, :

$ Из здания университета в Токио, были
одновременно украдены драпировки со
134 окон. Японская печать, сообщая об
этом, подчеркивает, что ввиду острой не-
хватки мануфактуры вся  украденная
ткань, видимо, пошла ‘на изготовление
ORK ABI,

® Kak сообщает французская - газета
«Комба», в Нью-ИМорке открылась между-
народная выставка «абстрактной живописи»,
в которой участвуют только те ‘художники,
которые  считают своим девизом «оторван-
ность от жизни». На выставке было  пред-
ставлено 663 картины, сплошь синие квад-

‘раты, красные круги, бледнозеленые пэ-
TOCbhl H TT lL
	@ ВБ Аргентине запрещены все произве-
дения Бальзака. В «черном списке» Баль-
зак значится рядом се порнографическими
	романами английских авторов и «Дневни-
ком горничной» Мирбо. ~
		5, ПРЕДВЫБОРНЫЕ
УВЕРТЮРЫ
		-ИСАТЕПЬ-РЕАЛИСТ
	вает пример человечности в отношении K
ЛЮДЯМ.

`Повесть «Поединок». была напечатана
в горьковском сборнике «Знание» и по-
священа Горькому. С

Непосредственным  откликом на с0бы-
THA русеко-японской войны явился’ рзе-
сказ «Штабе-капитан Рыбников». Автор
тонко раскрывает отсутствие настоящего
натриотизма в госполотвующих военных
	ie

Александр Иванович Куприн — один
из выдающихся русских писателей-реали-
стов предоктябрьской эпохи. Его творче-
ство входит в русло демократического ли-
тературного движения, находившегося под
плодотворным влиянием революционных
илей Горького. Куприн признавался, чт
	идей 1орького. цуприн признавался, чт?
«pee смелое и буйное» в его лучшей но-
вести «Поединок» принадлежит Горькому.

В голы, когда на борьбу с реакпиеонным
	К 10-летию во дня смерти А. И. Куприна
	>
Николай ПОГОДИН
	Надеюсь, дела у вас попрежнему идут хо-
рошо. Искренно ваш Гарри».

А дела там идут настолько хорошо, что
«молодных теперь побили рекорд тех вре-
мен и совершили такое дело, перед каким
спасовал бы сам Том Пендергаст.
	6. ТРИНАДЦАТЬ
ПРОЦЕССОВ.
	Между прочими своими делами Пендер-
гаст в олну из поездок в Чикаго взялся
	уладить лавниигнюю судебную тяжбу меж-
	у самыми крупными страховыми компа-
ниями ‘Америки и штатом Миссури. Стра-
ховики предложили взятку в 200 тысяч
долларов. Пендергает в своей манере грубо
и прямо ответил: :

— За 200 тысяч я пальцем о пален не
ударю. :

Стали торговаться, Дошли ло полумил-
лиона. Босс согласился. Тут же позвонил
в Ванзае и сделал ставку на бегах. He
потом © услугами видимо не очень торо-
	  пилея. Страховые компании провели но-
	вое самообложение и прибавили еще 200
тысяч долларов. Нетрудно догадаться, что
дело было нечистым и что суд штата Мис-
cypu при содействии Пенлергаста одобрил
одно из крупнейших жульничеств.

Опять и опять следетвие и судебный
процесс. Теперь судебному разбирательству
подвергалась сама чисто капиталистическая
теятельность Тома Цендергаста.

Взятка послужила только поводом. И не
за то судили Пендергаета, что он получил
взятку, а за то, что сумму взятки не по-
казал в чиеле своих доходов и укрыл от
налога. Только за это.

Чиновники и сыщики  довопались до
укрытия взятки от обложения налогом.
Общее расследование открыло, чо
в свойх «частных коммерческих делах»
Пендергаст был таким же от’явленным мо-
шенником, каким он был веюду и везде.
Пендергаст сразу признал себя виновным,
с тем чтобы избавиться от излишних раз-
облачений. -

«Свидетельские показания, — пишет
автор, — разоблачающие вою жуткую ис-
торию машины Нендергаста, доставили бы
неприятности слишком большому числу
видных лиц в городе. Босс и ето алвокаты
это великолепно — понимали. Сенатор
Трумэн, находившийся несколько дней
в Канзасе, узнав 06 обвинительном завлю-
чении, пред’явленном его лругу,  возвра-
тился в Взтингтон. Он был очень 0беето-
ксен всем этим делом»,
	Дело закончилось приговором в тюрем-
	ному заключению на’ 10 месяцев ¢
условным ‹ приговором на три года,
запрешающим = Пенлергаету занимать-
ся общественно-политической  деятельно-
	стью. Денежный штраф составлял 10 ты-
сяч долларов. Около полумиллиона долла-
ров Пендергает должен был уплатить, как
сумму, скрытую от подоходного налога.

«Покидая сегодня на автомобиле здание
федерального суда после того, как был ог-
лашен приговор к тюремному заключению
за уклонение от подоходного налога, Том
Пендергаст расстался со своим племянни-
вом у демократического клуба  графетва
Джексон с условием, что нлемянник возь-
мет на себя руководство политической
малиной».

Они ват.
	8. «ПРИВИДЕНИЯ»
ВОЗВРАТИЛИСЬ ЛОМОЙ`
	`Боссизм —- старинная традиция. она-_
менитая дружба Том Пендергаст’ — Гарри  .
Трумэн об’ясняет нравственные стороны
политических — с0ю30в. Ап0фе0зом этой
дружбы был приезд о випе-президента на
похороны Тома  Пендергаста.

Во время выборов в сенат в 1946 году
в Канзасе приехал. президент Гарри Тру-
уэн. Теперь он сам дал указание возрож-
денной и вполне легализованной политиче-
ской машине своего «друга и советника»
Джима Пендергаста («привидения» возвра-
тилиеь домой!) выступить на выборах.
против одного не угодного президенту: кан-
дидата, за другого — угодного.

На выборах 1946 года все повторилось.
Только не было убитых и раненых. Зато
«молодцы» образца 1946 года превзошли
и оставили далеко позади «мололнов» o6- -
разца 1936 года.

Люди пол. присягой клялись, что голо-
совали за «неугодного», но их Teagca RTO-
то украл и передал «угодному».. Впрочем,
читалели уже знают, как 910 делается.

чилазли уже энают, Kak ITO делается.
Возник сканлал, до послелней степени не-
	приличный, ибо теперь машина  Пендер-
гаста пользовалась высовим и общеизве-
стным легальным покровительством, По-
вторилось огромное исследование избира-
	тельных материалов, повторилось массовое
разоблачение монтенничеств на выборах,
	к ры HDACAMHDIN  3a0e dae
телей о пред’явлении обвинения  семиде-
сяти с лишним. лицам. Вее было To же,
но времена He те. у
	_Тенеральный прокурор Вларк делал sce
от него зависящее, чтобы . избирательные
материалы, ‘изобличающие это «грязное де-
л0», спокойно лежали в стальных ящиках
за опечатанными бронированными дверями
подвалов суда в Канзасе. Обсуждение воп-
	крыгое судебное разбирательство,  тяну-
лось медленно и долго, пераило в. комис-
сии и подкомисоли сената. И нет никако-
0 смысла излагать все смехотворные пе-
рипетий . этого ‘обсуждения, поскольку
«молодцы» решили прекратить дело на-
всегда: они украли, все’ дочиста  избира-
тельные бюллетени и прочие материалы
из подвалов здания суда,
	«В ночь, когда были украдены ящики
	с. бюллетенями, президент находился в. од-
ной из гостиниц города на расстоянии нес-
кольких кварталов от места  преступле-
ния... Как” реагировал. президент Сединен-
ных Штатов на эту историю? Его секре-
тарь по делам печати ответил собравитим-
ея репортераи:

— Вомментариев нет.

Так заканчивается ama эпопея, от на-
чала до конца  пронизанная преступное
стью. Разоблачая звериные повадки вну-
три определенного класса, автор книги
«Миссурийский вальс» «Mopac Миллигэн
забыл сказаль, однако, что это за класс.
Назвав множество вещей своими именами,
он нигде даже векользь пе упомянул ©ло-
во «буржуазия». Устои капиталиетическо-
го общества для него остаются незыбле-
МЫМИ,

..Машина. Тома Цендергаста жива ий
поныне. Да и может ли без нее сущеетво-

вать политическая система омерзательного
	буржуазного строя?
	Приближались знаменитые миссурийские
выборы ‘1934 года, когла «еудья Трумэн»
к великому недоумению его земляков в
Валинттоне сделалея сенатором. Выборам
предшествовала серия’ преступлений и
убийств.
	Бот одно самое обыкновенное. преступле-
ние: гантстер убил наулице другого ганг-
стера. Убийца был пойман на месте пре-
ступления, изобличен, судим. Но он ска-
зал полиции: «Я — друг Джонни ia-
зиа», — и этот пароль в конечном счете
спас ето от тюрьмы. Потом открылось
лжесвидетельство полицейского сыщика в
пользу бандита, сыщик сам признал, что
он выполнял приказ Джонни Jasna. Ro-
роче: убийца оказался одним из «молод-
цов» политической машины  Шендергаста.
Он — друг Лазиа. Лазиа —= друг Пендер-
таета. Нендергаст — друг своего друга и
многочисленных ‘друзей-в’ Ваилингтоне...

Это Джонни Лазиа однажды на выборах
«украл» и спрятал в надежное место «ад’-
WTSHTOB> и «капитанов» своего конкурен-
та по партий и сам сделался демократиче-
ским боссом первого района Канзаса, отку-
да вышел Том Пендергаст. Это он как-то
на улице вежливо высмеял одного обще-
елвенното деятеля, который вздумал про-
верять городские приходо-расходные Кни-
ги, и общественному деятелю после этого
припилось обзавестись бронированным ‘ав-
томобилем. Это он составил  протекцию
своему другу у Муссолини, и тот награ-
man Тома Пендергаста орденом «Короны
Италии». Надо было сказать: «Я знаком
с Джонни Лазиа», — и эти слова произ-
водили магическое действие как в мире
преступников, так и в мире деловых лю-
дей, не желавших обзаводиться брониро-
ванными автомобилями.

Типы, подобные Джонни Лазиа, — одно
из самых уродливых, самых циничных яв-
лений современной американской действи-
тельности. Казалось, чего более. Дело 05
убийстве и лжесвидетельстве должностно-
PO лица вскрывает омерзительный  гной-
ник. Город и без того внает, что Джонни
Лазиа — не только король бандитов Кан-
заса и Чикато, что к нему приезжают за
советом крупнейшие гангстеры Америки, &
также и то, что он изобличен как лицо,
покровительствующее убийце. Оказывает-
ся, нет! Он будет жить и проиветать до
тех пор, пока сам Том Пендергаст не най-
дет целесообразным уничтожить своего
«первого ад’ютанта».

Убрать Джонии Jasna 6006 м соурийской
политической машины счел нзобхолимым
именно перед выборами в сенат» «Первый
ад’ютант» был убит в центре ВаНзаса пу-
леметным огнем из засады. Цендергаст ре-
Нил избавиться от него потому, что к пер-
cone Джонни Лазиа уже подбиралось след-
ствие по делу 06 убийстве нескольких во-
лицейоких агентов. А. самый факт привле-
чения его к уголовной ответственности мог
серьезно повредить «машине». в. борьбе за
ее кандидата в сенат Соединенных Шта-
тов. Этим кандидатом был «еудья Трумэн».

Для того, чтобы лучше уяснить, что
есть б00с и его машина на высшей сталии
развития, вновь предоставим слово автору:

«Менее чем через два месяца после мое-
го вотупления в должность окружного про-
курора, я стал свидетелем муниципальных
выборов 1934 года, получивших название
«кровавых выборов». Это. был весьма по-
учительный опыт. Я убелилея, что фашиет-
	съие методы  правктивуются We ТОлБЕо В
Германии и Италии».
В городе весь лень не прекращалась
	стрельба.. «Молодпы» получили указание
Пендергаета «выиграть выборы во что бы
то ни стало». Непослушных избирателей
они просто. выбрасывали из помещений из-
бирательных участков. По улицам ноен-
лись черные автомобили с епренами, 033
номеров, наполненные гангстерами. Поли-
ция бездействовала и тогда, когла был
your помощник шерифа, «придерживаз-
‚ шийся устаревших взглядов на законы».
«Хижина дяди Тома», как в штале Мис-
еури называли по имени Тома Нендерга-
ста резиденцию губернатора, молчала. В
‘итоге; больничные палаты, переполненные
TIME, получившими раны и увечья.
«Четыре убийства, двести вооруженных
нападений и сто тысяч уголовных mpe-
ступлений».

«Маптина» одержала блестящую победу
на выборах в муниципалитет и, «проучив»
избирателей, через несколько месяцев ри-
нулась в битву за своего кандидата в 2e-
нат. «Судья’ Трумэн, — пишет автор, —
получил в Канзасе и в округе Джексон
138.423 голоса, между тем как за ет
противника было подано 10.437 голосов
(согласно официальным ланным о выбо-
	рах)». «Учтите, — продолжает автор, —
что в то время Пендергаст имел в своем
распоряжении от 40 ло 60 тысяч «голо-
сующих привидений».

И опять приходится обратитьея к уго-
ловному миру, чтобы об’яснить этот. епе-
циально-избирательный жаргон. «Приви-
дениями» здесь называют избирателей, име-
па которых «енисаны е могильных памят-
ников» или прямо взяты ‘из потусторон-
него мира. За ними следуют «сони». Это
те, кто давным давно отбыл из данной
местности, но «по рассеянности» продол-
жает еше голосовать по месту бывшего
жительства. Затем идет. не менее важная
категория «наездников». Эт уже живые

«молодцы», которые раз’езжают на авто-
°мобилях по избирательным участкам и
голосуют раз по двадцать, где хотят...

Хороша терминология! Но она отнюдь
не смущает слух кандидатов, пришедших
К власти, благодаря толосам «привидений».
	KCOHBY и «наезлников».
«В конце 1945 мда, — повествует
книга «Миссурийский вальс», — прези-
	дент Трумэн написал и предал широкой
гласности Письмо Джиму  Пендергаету
(племяннику Тома Пендергаста) — 6oecy
той же самой политической машины.
Письмо. написанное на бланке Белого До-
ма, гластт:

«Дорогой Лжим! Прилагаю чек na 6.3nd-
ларов лля уплаты мон» членских взносов
в демократический клуб графетва Джексон.
	Скоччание Начало см в № 67.
	«Литературная газета» выходит два раза-
	в неделю: по средам и субботам.
	самодержавием поднимались все  передэ- кругах, беспечность и слепоту «руководи-
вые, творческие силы страны, Горьвий— телей» царской армии, среда которых
основоположник  социалистичеекого 1е3-   ловко орудует японекий шпион пол мае-
	кой русского пгтабс-капитаиа.

Творчество Куприна во многом противо-
стояло реакционной декадентекой литера-
туре. Поиски настоящего, душевно чието-
то и здорового человека — лейтмотив
 многих его повестей и рассказов.

Простые люди, не отравленные буржу-
азной собственнической моралью, привле-
‘кают 060б0ё внимание писателя.
	В цикле очерков «Листригоны» Вуприя
описывает жизнь и труд балаклавевих ры-
баков, которых он хорошо знал. Автор с
любовью изображает мужественные, само-
отверженные характеры рыбаков, он. вос-
клицает: «0, милые простые люди, му-
жественные сердца, наивные первобытные
пуп, крепкие тела, обвеянные соленым.
морским ветром, мозолистые руки, зоркие
глаза, которые столько. раз глядели в ли-
по смерти».
	Настоящее чувство, большую любовь и
мужественный подвиг, по мнению писате-
ля, нужно искать не в «Цивилизованном»
обществе, не в среде «влюбленных каст-
ратов», а, например, в далеком Полесве,
в ватерявшейся среди вековых сосен из-
бушке на курьих ножках, где живет CO
своей бабушкой чудесная девушка Олеся,
сохранившая всю прелесть естественных
человеческих чуветв. BO

Во многих произведениях Вуприна про-
славляется чистая любовь, облагораживаю-
щая человека, возвьишающая душу. этой
теме. посвящен замечательный . рассказ
«Гранатовый браслет».

Зуприн, как и его герои, горячо влюб-
лен в жизнь, и именно поэтому так 6ес-
пощадно он обрушивается на’ все, что ме-
шает «сделать жизнь изумительно ‘пре-
красной и удобной». Вместе ¢ тем писа-
тель не видел единственно правильног)
революционного пути к еветлому будуще-
MY, не понимал исторической роли mpo-
летариата, да и само будущее он. пред-
ставлял себе туманно и фантастически.

В рассказах «Королевский парк»,
«Жидкое солнце» Куприн выражает неве-
рие в результаты «самоотверженной рабо-
ты» людей на благо будущих поколений,
Здесь писатель сбивается на _ ходячие,
обывательские представления о социализ-
ме. В «Морской болезни» эти. обыватель-
ские представления он перенес на деятв-
лей революционной партии. Недаром этот
рассказ вызвал резкую отповедь Горького.
	Накануне Великой Октябрьской  социа-
листической революции Куприн, Rak и
некоторые другие писатели критического
	реализма, переживал глубокий творческий
и илейный кризис. .
Носле революции он эмигрировал за
границу, где провел около 20 лет. Вер
нувшись в 1937 году на родину, писа-
тель признал ошибочность своего эмигрант-
ского прошлого. .
«Последние годы я настолько остро
ощущал и сознавал свою тяжелую вину
перед русским народом, чудесно строяпеим
новую счастливую жизнь, что самая
мысль о возможности возвращения в (0-
ветекую Россию казалась мне несбыточ-
ной мечтой... — заявил он вокоре после
возвращения в ССОСР. — И здесь, в №-
скве, я хочу сказать советскому ‘читате-
M0, новому замечательному поколению
советского народа искренне и убежденно:
постараюсь найти все физические п твор-
ческие силы для того, чтобы в ближайшее
же время уничтожить ту мрачную бездну,
	тизма-—— возглавлял демократический фронт
	в литературе, сплачивал его вокруг из»
тельства «Знание». В плеяде писателей-

«знаниевцев» Куприн занимал почетное.

место.
Яркий природный талант,  отромный
‘запас жизненных наблюдений и резко
критическое изображение тогдашней дей-

ствительности = BOT что определила

большой ‚общественный резонанс произве-

дений Куприна и сделало его. имя BBITAD-

щимея в русской литературе.

Писатель-реалист, Куприн внимательно
вематривалея в жизнь и умел вылелять в
ней главные, существенные стороны. Уже
первое его крупное произведение — «Мо-
лох», появившееся в 1896 году, поовя-
щено важнейшей теме — капиталистиче-
скому развитию России.

Нравливо и без прикрас писатель пока:
вал подлинное липо буржуазной цивиля-
зации. указал На То зло, которое она’ не-
сет наролным Массам. Он обличал лицз-
мерную мораль, продажность и фальшь в
отношениях между людьми в капиталисти-
ческом. обществе.

Вуприн рисует большой завод, rie ра-
бочие подвергаются жестокой  экеплоата-
ции. Инженер Бобров. честный, гумзнный
человек. потрясен этой страшной  карти-
ной. Он приводит статистические данные,
показывающие, какое огромное количество
человеческих жизней поглощает  Молох
капитализма. Только на одном заводе
«двое суток работы пожирают целого че-
ловека».

Но, изображая каторжный труд. людей,
автор в то же время рисует массу 2або-
чих безропотной, бессильной предпранягь
какие-либо активные действия, подняться
на революционную борьбу с капитализмом.
Наблюдая «серую огромную массу» Po
время заводского молебна. Бобров думает:
«И на кого, как не на олну тользо бого-
ролицу, надеяться этим большим детях ©
уужественными и ‘простыми  серхпами,
этим смиренным войнам, ежедневно выхо-
дящим из своих премюзтлых, настуженных
земляноЕ на привычный подвиг ей
й отваги?»

В «Молохе» наметились мотивы, харак-
терные для всето последующего творчества
Куприна. Образы правлоискателей пройлут
тлинной вереницей по многим его произ-
	ведениям. Герои эти тоскуют по красоте’
жизни, отвергая современную им уродли-
вую буржуззную лействительноеть.
Страницы, исполненные огромной разо-
блачающей силы. посвятил Куприн отиса-
нию царской армии. Армия язлялась оп-
потом самодержавия, против которого’ в те
голы поднималиеь весе прогрессивные <иты
	русского общества. Вот почему произзеде-.
ния Куприна © царской армии-— «Поход»,
«Ночная смена», «Познание» и другие —
получили большое общественное звучание.

В 1905 году, в самый разгар револю-
ионного движения, вышла в свет повезть
«Поединок». Царекая армия с ee бездар-
ным, морально выродивитимея команлова-
	«Поединок». Царская армия с ее бездар.
ным, морально выродивитимея командова
вием встает co crpanun «Поединка» в
всем своем неприглядном облике. Церед чи
	татолем проходит целая галлерея тупиц. и a0,
’
выродков, лишенных всяких проблескув oor
	выродков, лишенных всяких проолесков
человечности: комантир полка Шульгович.
офицеры Осадчий, Бек-Агамалов, Causa,
Веткин и другие.
	‘Своих подчиненных эти офицеры «били   которая до сих пор отделяла меня сот (9-
в кровь, выбивали зубы, разбивали. yaapa-   ветекой страны».
  ми но уху барабанные перепонки, валили В 1938 гих Култоив умер. Cuore, nth -
		B 1938 году Вуприн умер: Смерть: по-
мешала писателю осуществить его благо-
	Этии моральным уродам противостоит ‘родное стремление. .
главный ‘герой повести подпоручик Powa-  Расоказы и повести Куприна вобеозда-
шов. Он всей душой протестует против ют перед читателем широкую и яркую
	Софронов А. Пёрел зна.
	картину руеской жизни прехреволюцион-
ной эпохи. Социальная ценность этих
картин и большое мзстерство обеспечили
за Куприным одно и? первых мест в среде
русских mucareael ronna XIX a ‚вачала
ХХ века.
	7/21
	этого кошмара, но не способен ни понять
его ‘причин, ни найти пути в его преодо-
лению. Хотя во взглядах Ромашева много
утошического и наивного, читатель горя-
 0 симпатизирует ему, когда он обличает
общественную несправедливость и показы-
	о М.
		Пенлергаст, пользуясь своей «дьяволь-
ской машиной», не только наживал непо-
мерные прибыли, но душил и разорял сво-
их конкурентов. Так оно и продолжалось
	Obi, если бы Рузвельт не увидел, что
«машина» ‘ПШендергаста чадит на Ben
Америку. й
	Чично 00ссу вначале ничто не угрожа-
ло. Оегодня генеральный прокурор США
Вларк, с которым мы еще встретимся B
этой истории, арестовывает и пред’явчяет
мифические обвинения руководителям ком-
мунистической партии. Но прямой органи-
затор кровавых выборов в Ванзасе с до-
казуемой ответственностью за убийства по
всем стальям американских законов был
неприкосновенен. Он, видите ли, частное
лацо. Он даже не является членом учает-
ковой избирательной комиссии. Он прив-
рак, дым, никто. И никаких последствий
ранения, увечья и убийства не имели. Все
это прошло без риска для атамана uw «Mo-
лолнов» его бесчисленной шайки.
	«Машину» брали с другого конца. Надо
было доказать мошенничество на выборах
и не случайное, отдельное, а массовое, За-:
сим, эти доказанные мошенничества сле-
довало передать на расомотрение прокура-
туры е тем, чтобы она нашла юридиче-
ский момент для пред’явления обвинения.
Тогда судья имел право назначить суд
присяжных. .

Надо было немедленно, в один день co-
брать и свезти в належное место все из-:
бирательные бюллетени, протоколы, книги
0 списками избирателей, словом, все из-
бирательные материалы. В течение одного
дня в подвалы здания окружного суда бы-
ло свезено ло 20: тонн материалов.

затем последовали тринаднать судебных
процессов. № суду быля привлечены судьи
и чиновники, участковые капитаны и чле-
ны комитетов обеих партий, районные за-
нравилы, святые отпы и полицейские...

Федеральное бюро расследований  оено-
вало в Ванзасе лабораторию. Под мощными
микроскопами исследовались массовые под-
чистки. Первый вокрытый мешок пал
	95 подделок. Сотни подделок превращались
	5 ТЫСЯЧИ ^— Голоса «духов» и «привиде-
НИЙ» по своему количеству превышали вее
мыслимые американские понятия о’ мотен-
ничестве на выборах. В книгах избирате-
лей числились бензиновые колонки и пу-
отыри, как дома с живущими там избира-
телями. Все тайны, вея грязь, вея  про-
дажность традинионной выборной ‘механики
вылезла наружу. В одних случаях оказы-
валось, что избирательные вомисоии лаже
не прикасались к урнам и выводили зара-
нее готовые итоги голосования, а другие—
по упаду работали по «обработке» бюдле-
теней... Было сосчитано и доказано 60 ты-
сяч «голосующих привидений». ‘
«Нашлись, однако, люди, — пишет ав-
тор, — которые, вопреки фактам, не ви»
дели ничего зловещего в «машине» Пен-
дергаета. ;
В момент, когда я находился в самой
гуше сулебных процессов по делам о м0-
шенничествах на выборах, тогдашний ce-
натор Гарри Трумэн, пытаясь  воспрепят-
	етвовать продлению моих полномочий B Ra-
	честве окружного прокурора, сказал:
— Я заявляю сенату, господин предсе-
датель, что в графетве Джексон у демокра-
	Td имеются такие же шанеы на справедли-
	вое. расследование его. дела окружным су-
дом Запажного Миссури, как у еврея, ко-
	гла он предстает перед гитлеровоким су-
дем...
Репортерам, обратившимея ко мне с
	просьбой сказать, как я реагирую на за-
явление сенатора, я ответил: «Ничего не
скажу». Однако сулья Ривс сказал боль-
ше. Он заявил, что выпад, допущенный
Трумэном в сенате, представляет собой
речь человека, «вилвинутого голосами «при-
видений», избранного голосами «привиде-
ний» и произнесшего речь, которая, очевид-
HO, была составлена писателями из мира
«привидений»...

Вак видите, судья за словом в карман
не полез. Прокурор ничего не сказал.

«В 1944 году (в связи в выдвижением
кандидатуры Трумэна на пост вице-ирези-
	лента. — Ник. П.) в ответ на запрос, фи-
гурировало ли имя Гарри. Трумэна в след-
ствии, производившемея прокуратурой, я
заявил: «Ничто Никогда не давало оонова-
ний подозревать сенатора Трумэна».

Через некоторое время мое заявление бы-
ло напечатано в сборнике протоколов кон-
гресса, У меня хранится записка, напи-
санная Гарри Трумэном от руки. Она гла-
сит: «Морис, приношу вам за это миллион
благодарностей. Гарри».

Теперь, когда Mopac , Миллигон воочию
убедился в том, что «трунв  Пендергаста
ожил» и «боссизм расцвел уже при поддерж-
ке президента Соединенных Штатов и его
помошников»; он пишет: «Вее это застав-
ляет меня сомневаться, прав ли я был, вы-
давая такое карантинное свидетельство».

На языке логики это звучит так: «Прав
ли я был, скрывая истину». Совершено
очевидно, что если бы будущий вице-пре-
зидент не нуждался в карантинном свиде-
тельстве, TO «миллион благодарностей»
приносить было бы He За: что.
	7. ПОСЛЕДНЯЯ
АФЕРА
		‘Андроников И. Лермон-
тов. Новые разыекания,.
168 стр. Пена Т р.

Батюшков К. Отихотьоре-
ния (Библиотека поата. Ма-
лая. серия). 344 стр. Пена
9 р: mo, Е

Бядуля 8. В дремучих.
лесах. Повести. 220 стр.
Цена 6 р. 50 к. -

Sete GQ TT Dw...

EEE EE OE
менем. 236 стр. Цена 8 р.
50 к.

Украинские новеллы, 00-
ставили Вл. и Е. Россельс.
364 стр. Цена 10 р. 50 к.

Этарт М. Маруся Журав-
лева. Роман. 862 стр. Це-
на 19 р.

ТОСЛИТИЗДАТ

85 р

ЗАРЕ. 6 ti Ale поэм.
Смятение праведных. Лей.
ли и Меджнун. Фархад в

ирин. Семь планет. Вал
Искандера. 412 стр., Цена

О’Теври. Рассказы (Macco-

вая серия). 88 erp, Цена
1 т. 50 к. ‘

Островский А. Избранные
ой чинения, 696 стр. Щена.
29 р. ‘
	EO EE RA
сле войны. Записки коррес-
пондента. 408 стр. Цена
11 p. 50: x :

Заболоцкий Н. Отихотво:
рения. 92 стр. Цена 4 р.

Калинченко А, Камчат-
ские друзья. Повееть, 239
стр. Цена 4 р. 50 к.

_ Кстерли Е. бтожаровы.

Тейне Г. - Полное собра-
ние сочинений в двена-
дцати томах, Т. И. Новые
стихотворения, —Современ-
ные стихотворения. Алта
Троль. Германия. 430 erp.
Цена 10 р.

Горбатов Б. Болыная. во-
да (Массовая серия). 80 стр.
Цена, 1 р. 25 к.

Сервантес. Новеллы (Mac-
совая

серия). 96 стр, Це-
на1 р 5 к

Соболев Л. Держись,
старшина, Из  оборника

рассказов «Морская душа»
(Массовая серия). 88 стр:
Wena tp 325 к,

Толстой А,

Молное со-
		оранне сочинений.
	Горький М, Рассказы (Из
	NN O S

Повесть. 268 стр. Цена 7 pv.
	ое ‚о ма

15 к.

Кременской А,
гроза. Рассказы.
Пена 3 р.

NES ENED BR ERA

цикла «По Руси») (Macco-
Hounaa me ори 112 стр. Цена
116 стр. з <

Кирсанов 0. Стихотворе

“Chase, 872 ст

эвазки и рассказы для ле.
тей. Русские народные
р. Цена 18 р.

Избранные ¢o-
BAL ane Е С,

Флобер Г.

чина
		Оийслендер А. Костер на
берегу, Стихи. 164 стр. Це-
наб 50 RK.

м. awe UE TRO вер,
Избранное. Унуизков В.   Избранные
р. 5% к. сочинения T. Т. — Пове-
Избранное, STM и рассказы. 640 сар..
р. Цена 18 р
				Цендергаст поскользнулея на этой афе-
ре, как на апельсинной корке, и грохнул-
ся. Не будь этого «лосадного случая», то
стоять бы в Ванзасе второй бронзовой ста-
туе «самого интересного гражданина в
Америке». За aro можно поручиться.
Апельсинной коркой для Тома Пендергаета
	оказалась грандиозная взятка в #50 тысяч
LONMG OB, -

334 стр. Цена 10 р. 5 к.
Михалков С. ИА.
	224 стр. Цена 7 р
	Главный редактор В. ЕРМИЛОВ.
	п” лыия. A. ATAPOB, A, BAY
. A.  КОРНЕЙЧУК, о. КУРГАНОВ, Л, ЛЕС
‚ М. МИТИН, Н. ПОГОДИН А. ТВАРЛОВСЫ!
	ретуры и искусства — К 4-76-02, вн
)-62-91, издательство = К. 4-28 8-68.
	сле № БАУЛИН, `Б. ГОРБАТОВ,
НОВ, A, ЛЕОНОВ, А. МАКАРОВ,
ТВАРДОВСКИЙ.
	утренней

жизни — K 3-37-34,
		Адрес редакции и издательства: ул. 25 Октября,
	ул. 25 Октября, 19 (для телеграмм — Москва, Литгазета). Телефоны: секретариат — К5- 10-40, отделы: ante
международной жизни — К 4:64-61, ‘науки и техники — К 4-60 -02, информации — К 3-19-30, отдел писем —К
	Типография имени И. И. Скворцова-Степанова, Москва, Пушкинская плошадь, 6,