Слава советским
о Шахтерам!
	«Почему моя работа так волнует concey
незнакомых мне людей? »›—спрашивает
знаменитый забойшик Донбасса Александр
Тюренков, получающий письма со всех
вонцов страны. И отвечает он в своей кни.
те на этот вопрос так: «Шахтер — сила
большая! Электричество горит—это мы
даем уголек. Поезда мы помогаем двигать.
Стали без нае тоже не сварить. Недаром
Владимир Ильич Ленин. говорил, что
утоль—это хлеб промышленности. Много
такого хлеба нужно нашей стране! В по-
следнем году нятилетки горняки должны
дать 250 миллионов тонн топлива — на-
иного больше, чем давали ло войны.
Я вспоминаю эту цифру каждый день,
когда спускаюсь в забой».

Где еще горняк, спускаясь в забой, что-
бы выполнить задание, думает о всей
стране? Где еще может быть так ярко от-
ражено высокое сознание того, что труд
каждого человека — частица общих твер-
ческих ‘усилий народа?! - —
	жеоства и силы свериили: воветекие шах-
теры. В 1927 тоду, еше до пятилеток, онн
превзошли довоенный уровень добычи. В
пять с Ноловиной раз увеличили они Ев
третьей пятилетке добычу топлива по
сравнению с дореволюционным периодом,
в то время как за этот же период в Ан-
глии добыча уменьшилась на 23 процента.

На новой технической основе развилась
советская угольная промышленность. На-
стоящими подземными заводами, оснащен-
ными машинами и механизмами, залитыми
заектрическим светом, стали шахты. Исчез-
ли тяжелые профессии; унижавшие ‘чело-
веческое достоинство, калечившие людей.
Не стало саночников, коногонов, тормоз-
ых, кайловщиков,  лампоносов. 8B
музеи были сданы  послелние «санки»,
«обушки», «кайла», чтобы напоминали
они новому поколению шахтеров, воору-
женных отбойными молотками, перфорато-
рами, врубовыми машинами. транснортера-
уп, электровозами, о тяжелом, подневоль-
ном труде их отцов и ледов и чтобы луч-
ше пенили люди нашего времени добытое
счастье! Уже в 1938 году мехднизирован-
нал добыча угля в советской страве пре-
взошла уровень механизации угольной про-
мышленности любой из капиталистических
стран. Доненкяй бассейн за восемь лет
прошел тот путь механизации, на который
Америке потребовалось триднать шееть лет!

Выросая новые угольные бассейны. В
дореволюнионной России ‹емь восьмых ло-
бычи давал Донбасс, 0б освоении  Уголь-
ных районов в центре страны и на Восто-
ке никто не заботился.

Великая Отечественная война потребо-
вала от советеках угольшиков большого.
вапряжения сил. И они справились с 3a
данием Родины. В восточных районах онн
за четыре года ввели в строй новые уголь-
ные шахты огромных мотностей. Особенио
выросла в годы войны угольная промыте

ленность Урала и Западной Сибири, ha-
захстана и Средней Азии.
В районзх, подвергшихся ppeuenuod
	оккупации, волю советских зюден врагу
сломить не. удавалось! Герои «Молодой
	Владимир. СОСЮРА
	Гордится
отчий край...
	Отчизне, что в цвету сияет над веками,
-ты посвятил свой труд, порыв горячий свой.
И солнечный огонь, сгушенный в черном
камне,
ты лобываешь, друг, из глубины земной.
	›Аивительный огонь течет, как кровь по
жилам,
	  Он в домнах н цехах, он в топке
	поездной,
машины движет он, чтоб явью становилось
‘все то, к чему идем, стремимые мечтой,
	Чтоб нам еще быстрей широкими шагами,
‘онередив года, итти путем побед,
‘немало ясных звезд зажег ты над копрами,
co звездами Кремля сливается их свет.
	Уже не звон кайла разносится в глубинах,
rile, разрывая тьму, качаются огни,
	  Вгрызаясь в крепкий пласт, рокочут
	врубмашины,
и силу рук твоих продолжили они.
	И там, где вдоль те текут степные

‚ реки,
под золотым Донцом, под тихою травой
электровоз ведет вагончики по штрекам,
где коногон свистел во мраке под землей.
	`©, степь моя!-Давно-ль твои цветы и травы

8 овражках я срывал..: 0, край шахтерский
мой!

Всю жизнь свою, Донбасс, тебе пою я

славу,
хоть много дней назад ‘оставил я забой.
	[ордится отчий край победами шахтера,
Прими, подземный брат, любовь родных

. сердец!
Зовет степная даль. Г удки запели хором.
Гы по земле идешь—хозяин и творец,
	Ты по земле идешь. Ее в боях жестоких
навеки от врага освободили мы. ы
... И где-то, в этот час, друзья в краях

далеких
взирают на тебя с надеждою из тьмы.
	С украинского перевел
Яков ХЕЛЕМСКИЙ.
		ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕЛИНЯЙЯТЕСЬ!
	~ гвардии» А. Фадеева и
СКИ М «Непокоренных» Б. Гор-
батова — неувядаемая

слава Донбасса. В ис-

1 включительно трудных

рам e  Условиях принялись с0-
ветекие людн за в03ро-

жление разрушенных

шахт, горолов н поселков Донбасса и Цол-.
	московья. И мы видим. как встает из руин
Донбасс, дающий уже более четырех пя-
тых довоенной добычи угля, как поднялось
К новой жизнн Подмосковье, более чем
вдвое превыеившее довоенный уровень.

О блестящих достижениях мастеров уг-
ля, новатеров производства сообщают се-
годня шахтеры в своем письме товарищу
Сталину. Многие десятки имен лучших
людей угольной промышленности  Донбас-
са и Кузбасса, Урала и Подмосковья, Ка-
раганлы и Дальнего Востока приводятся в
этом нисьме. Шахтеры пинтут, что план
добычи угля. за семь месяцев третьего го-
да пятилетки угольной промышленностью
пергвыполнен,

Сегодня наша Родина поздравляет боевой
отряд трудяшнхея СССР — угольшиков ¢
Днем шахтера. Сеголня большой отрял тах-
теров входит в семью Герсев Сопиалисти-
ческого Труда.

Устами товарища Сталина наша страна
провозгласила, что на ее земле «трудовой
человек в почете». И праздник Депь
шахтера, торжественно отмечаемый много-
миллионными массами, — олно из ло-
казательств величия труда в нашем госу-
дарстве, гле утольшиков за выслугу лет
и безупречную работу награждают орде-
нами и медалями, где им выплачиваются
повышенные пенсии, где им присваиваются
почетные звания, где им предоставляются.
больпгие льготы по жилищному строитель-
ству, бытовому устройству, воспитанию
молодого поколения. Могут ли претендовать
на такое положение в своих странах
внуки героев Золя, ‘лети героев Синклера?

Советская власть уничтожила темноту,
разорение, грязный   И унылый быт шах-
терских горолов и поселков. Ona создала
	евыше сорока новых благоустроенных го-  .
	родов угля в разных районах страны — в
Донбассе и Караганде, в Подмосковье и на
Дальнем Востоке. Нет тенерь уже «собз-
чеевок» и «шанхаев» в местах, где живут
шахтеры: Здания дворнов культуры, вузов,
школ, библиотек высятея в этих городах
ий поселках.

Й как много ни слелано для пог’ема
культуры в среде шахтеров, советские лю-
ди стремятся к болытему.

Советские люди никогла не успокаива-:
ются на достигнутом. Й сегодня в письме
на имя товарища Сталина мы нахолим но-
вые обязательства шахтеров — досрочно
вынолнить план третьего. решающего года
пятилетки. дать много угля сверх плана,
ввести в эксплоатапию“ новые угольные
шахты и разрезы, построить сотни домов,
улучшить использование механизмов, 96ес-
печить дальнейшее повышение произволи-
тельности труда на шахтах и стройках.

«Советекий народ любит и уважает шах-
теров, пенит их героический труд, их за-
слуги в укреплении могущества нашего
государства». Так’ говорится в публикуе-.
мом сегодня письме шахтеров Советского
Союза товарищу И. В. Сталину.

Многомиллионный Hapoel  салютует в
День шахтера передевену” отряду совет-
ских рабочих, работнин, инженеров и тех-
ников. Слава шахтерскому труду! Слава
честным, мужественвым. хоблестным шах-
терам, идущим под руководством великого.
Сталина и большевистской партии вперед,
слава людям, зажигающим своим  TPYRON
звезлу коммунизма! Е”
	1948 г.
	деятелей культуры в защиту мира
	Мы, деятели культуры, на\ки ий искусств, собравшиеся из! шается не ва просвещение, не на сближение народов, а на раз-
	A&B стран в польском городе Броилаве, обрашаемея к интелли- жигание низких страстей человеконенавнетничества, на под-
		: готовку воины,
которая только что Тезряе веря в не
свидетелями фашист- странения доетнжени
CREE: BW культурных   прогресса и будущие
  уметвенвого труда,   всякого ограничения
й, поставившего под мость взаимного по
прогресса. интересах нивилизал
	Тверле вера В необходимость свободного развития i распро-
странения достнжений прогресенвной Культуры, во имя мира,
прогресса и булущноети человечества, мы протестуем против.
	этой свободы и полчеркиваем необходи-
	Мы напоминаем о смертельной опасности, которая только что
угрожала культуре человечества. Мы были свидетелями фашист-
ского варварства — уничтожения исторических и Культурных
памятников, преследования и гибели людей уметвенвого труда,
полного попрання ссех духовных ценностей, поставившего нод
	угрозу самые понятия COStCcTH, разума й
	мость взаимного понимания между культурами и паредами. в.
интересах нивилизалии всего ‘мира.

«Понимая, 910 современная наука развязала большие новые
силы, которые будут неизбежно использованы человечеством
	либо на благо. либо
	во вред ему, конгресс протестует против
кля целей разрушений. и призывает нря-
	Вультура человечества была спасена величайшим напряж»-
нием всех демократических сил Советского Союза, народов Ве-
ликобритании и США, геронческой борьбой народного сопротиз-
	ления в захваченных ее
жертв и лишений. :
	пеною неслыханных   Использования  науви
	ложить все усилия к широкому распространению знаний во
всем мире и к применению науки для скорейшего уменьшения
бедности, невежества, болезней и нужды, от которых страдает
бельшинетво человечества, а также способствовать ослаблению
ограничений в области свободного передвижения деятелей, ко-
торые служат делу мира и прогресса, и в области свободной
публикации и распространения книг, результатов научной ра-
	боты, а также всех
	научных и культурных достижений, елу-
	Однако. вопреки воле и желанию народов всех стран, кучка
корыстных людей в Америке и Европе, унаследовавшая от
фашизма его идеи расового превосходства и отрипания nporpec-
са, усвоившая его стремления разрешать все вопросы” силой
оружия, вновь покушается на духовные достояния народов
	мира:
	Культуре стран Европы, внесших величайший вклад в ми-
ровую сокровинницу человечества, угрожает ‘потеря националь-
	ного облика.
	HAMAX TEM wee целям.
Народы всего мира не хотят войны и ‘имеют достаточно сил,
	чтобы отетоять мир и культуру от посягательств нового фашизма.
_ Интеллигенция мира!

На нае лежит высокая ответственность перед своими Hapo-.
дами, перед человечеством п перед историей.

Мы поднимаем голос за мир, за свободное культурное  разви-
тие народов, за их национальную независимость и тееное -co- .
	дружество.
	В ряде стран — в Иснании, Греции, странах Латинской Аме-
рики — силы, враждебные прогрессу, не только сохраняют, но.
	й вновь насажлают очаги оашизма.
	Противно разуму и совести продолжается и даже успливается
угнетение человеческой личности и целых народов, которых
	угнетатели ‘именуют пветными:
	_ Учебники-—
каждому школьнику
	Государственное учебно-педагогическое
издательство Министерства просвешения
РСФСР в этом году значительно лучше
справилось с выпуском учебников для на-
чальной, семилетней и средней школы,
Организованная в школах Российской Фе-
дерации  пролажа ‘учебников началась
15. августа. На 96 августа вышло из пе-
	  Чаги и сдано Когизу 78.828 тысяч экзем-
	пляров школьных учебников из 80 миллио-
	  нов, предусмотренных по плану к выпуску
  до 1 сентября. Мз 102 названий, включен-
	вых в план издательства, сдано 89 назва-
ний. Остальные учебники, как сообщили
корреспонденту «Литературной газеты»,
выйдут в свет в первых числах сентября.

Некоторые учебники, подвергшиеся кри-
тике в советской печати, в значительной
мере переработаны. Это относится, в чает-
ности, к ‘главам о Л: Н. Толстом а В. Г.
Белинском в учебнике А. А. Зерчанинова
по русской лигературе для 9-го класса,
	к учебнику Л. И. Тимофеева «Русская ли-
	тература» для 10-го класса, Существенной
переработке с точки зрения идейного со-
держания подверглись учебники иностран-
ных языков и географии. В учебник И. А.
Витвера «Экономическая география зару-
бежных стран» для 9-го класса включены
	   главы, посвяшенные странам новой лемо-
	кратии. Мри пересмотре учебника физики
И. И. Соколова. для: 8—10-х классов выде-
лены значение русских ученых и изобрета-
телей в развитии науки и техники, их при-
оритет во многих выдающихся открытиях и
изобретениях.

Кроме 80 миллионов новых Учебников,
‘школьники смогут пользоваться несколь-
кими ‘десятками миллионов. книг учебной
литературы, выпущенной в предыдущие
годы.

Книготорговая сеть и школы в этом году
лучше организовали пролажу учебников и
школьно-цисьменных принадлежностей уча-
‘шимся. Однако в некоторых районных цен-
трах наблюдались случаи распродажи учеб-
ников, предназначенных для сельских
KON,

Эти тревожные сигналы, полтверждаемые
и письмами читателей. «Литературной газе-
ты», требуют от книготоргующих организя-
ций более внимательного отношения к снаб-
жению школ книгами и учебными 1п9с0-
	СИЯМИ.
	По следам выступлений
	«Л итературной газеты»
	‚ЧЕЛОВЕН ПРЕВЫШЕ ВВЕГОГ“е
	Вак сообщил редакции заместитель ми-
пистра социального обеснечения РСФСР
‘тов. Деревнин, в ближайшие дни состоится
республиканское совещание работникав иро-
тезной промышленности. Совещание  обеу-
лит вопросы освоения новых типов проте-
зов и улучшения их качества, поднятые в
статье А. Югова «Человек превыше всего!».
напечатанной «Литературной газетой» в
номере от 7 августа с. г.

В’ работе совешания примут `УЧаетие
протезисты большинства краен и ебллетей
Российской Федерацин. директоры более
30 предипиятий, главные инженеры и тех-
‘нологи. Из совешание также приглашены
врачи, ведающие мелипинекими  отлелами
на протезных заволах. научные работники
в области протезирования. изобретатели п
конструкторы. Ероме того, в работе сов-
щания будут участвовать стахановиы ipo-
тезных предприятий, руководители многих
заводских партийных и профсоюзных opra-
низаций. Такой состав Участников сове-
щания обеспечит всестороннее и глубо-
кое обсужление вопросов. поставленных
страной перед протезной промышленностью,
й наметит пути к коренному улучшению
пела протезирования,

Вызтавка. приуроченная к ОТКРЫТИЮ 60-
зещания, покажет достижения дучших кон-
струвторов. успехв новаторов производства
и рапионализаторские новтества, внелрен-
	ные На передовых предприятиях протезной
промышленности.
	Внутри своих стран люди перенявшие методы фашизма,
проводят расовую дискриминацию, подвергают гонению перело-
	вых деятелей науки и искусетв.
	‚Мы призываем всех людей умственного труда в Kamaotl
стране обсудить наши предложения.

Во всех странах провести национальные копгрессы деятелей
культуры в защиту мира. Создать повсеместно национальные
комитеты в защиту мира.

Укреплять международные связи деятелей культуры всех
стран в интересах мира.
	летке, выдаст уголь е таких глубин, ко-
торых еще не достигал дотоле человек. Й
все они высказали уверенность, что после
трудового дня в забое нолниметея на-гора
старейший  забойшик шахты Алексей Нро-
шин, смоет угольную пыль под тень“
душем, войдет в кабину фотария’ и, тре-
feb под ультрафиолетовыми лучами ламп,
излучающих солнечный свет, скажет мэ-
лодым горнякам — наследникам шахтер-
ской славы: «9х, и хороша же жизнь,
вынки!»

— Таки скажу! — подтвердил под 0б-.
Mee одобрение старый высокий шахтер, .

Й, словно подводя итог всему, что го-
ворилось в этот вечер ветеранами шахтер-
ской гвардии, Прошин простер огромную.
жилистую руку к портрету человека, aH.
	ЦО которого знакомо веему миру:
	— С ним мы дойлем до самого вомму-
низма!

День шахтера застает Донбасе в момент
знаменательных событий, — открывающих
новую страницу в истории стазейшего
	угольного бассейна. Послевоенная есталияз
	овая пятилетка приносит ему новую тех:
нику. Представьте себе угольный пласт,
лежащий глубоко под землей. Вдоль него
во скоростью семи метров в минуту двп-
жется огромный,  трехтонный стальной
агрегат и снимает с пласта стружку за
стружкой. Его’ работа напбёминает пахоту
плугом. Это—струг. Острыми, массизны-
ми лемехами он врезаетея в пластоий 01
валивает уголь на транепортер. Десять
пятнадцать секунл—и вагонетка на штрез
ке наполняется до краев. ва

В лаве нет навалоотбойшиков © их ло-
патами. Они — лишние ‘здесь. За рабо-
той струга следит один человек — маши-
нист. Именно только следит, Все осталь-
ное делают электромоторы и компрессоры,
полаюшие сжатый воздух пневматическим
домкратам, передвигающим траненортер a
прижимающим его к грудя забоя после
снятия каждой стружки. И все это отнюдь
не фантастика. Первый угольный струг
уже работает на шахте им. Челюскиннев
в Рутченкове. На ряде других шахт. стру-
ги скоро начнут работать. :

В эти дни Донбасс с особой силой omy-
Щает могучую поллержку всей страны в
борьбе за быстрейшее возрождение шахт,
за их техническое перевооружение. Мо-
свва, Ленинград, Харьков, Горький шлют
Донбаесу новые машины, механизмы. Jecs-
рубы Севера, Закарпатья гонят эшелон за
эшелоном крепежного леса. Широким но-
током текут товары, необходимые лля TO-
то; чтобы шахтеру работалось легче, жи-
лось лучше, удобнее, веселее. В шахтер-
ских городках и поселках уже не в. рез-
кость встретить горняков, сидящих за ру-
лем собственных, приобретенных на тру-
довые рубли, автомобилей «Москвич». В
горняцких клубах выступают московские,
ленинградекие, киевские, одесские маста-
ра спены. В празднику здесь ожидаюг по-
вых гостей.

Донецкие писатели и поэты в поларок,
к Дню шахтера выпускают большой céop-
ник очерков, стихов, посвященных героям
Уюслевоенной сталинской пятилетки—гор-_
някам, прославляющим Донбассе своими
труловыми подвигами. _

Masrepsa чувствуют себя. именаняига-
Ми!

Коллективный корреспондент «Литера-
турной газеты» — редакция газеты

«Социалистический Донбас-».
	СТАЛИНО, 28 августа,
	Ваучные открытия, могушие служить на благо человечества,
обращаются на тайное производство средств уничтожения, чем
дискредитируется и искажается глубокое назначение науки. ©

Человеческое слово, искусство во власти этих людей обра-
	ПОДВОДНОЕ ЕВС ВВОЗ —
	_ ЗВЕЗДЫ НА КОПРАХ.
	Tak повелось издавна: в дни больших
праздников горняки доненких шахт, даю-
ших уголь сверх плана, зажигают на вы.
оких шахтных копрах яркие красные
	CORHS  WaxTHBIX п
звезды — символ трудовой доблести. Это.
	стало традицией. И если вам случится
быть в Донбассе в такие дни, то по этим
звездам, без лишних расспросов, узнаете
вы: здесь шахтеры встретили праздник
победой.

В День шахтера, впервые  празднуемый
страной, в день” всенародного чествования
тружеников угольной — промышленности,
красных звезд в Донбассе зажжется много.
Они украсят копры всех шахт Снежнянки,
Рутченкова, Смолянки, Петровки, Горлэв-
ки, Красноармейского. И это — яркое сви-
детельство того огромного трудового нод’е-
ма, воодушевления, какими об’ята в эти
дни армия горняков всесоюзной кочегарки.

Донбасс. готовится к празднику. Прибли-
жение его чувствуется в событиях боль-
ших и малых, в сводках угледобычи и
театральных афишах.  Шриход праздника
вы почувствуете в областном комитете
партий и в шахтерских семьях, в местных
советах и  шШахтвомах, в литературных
кружках начинающих прозаиков и поэтов.

Веюлу отно стремление—отметить День
	шахтера чем-то особенне ярким, хорошим, .
	что надолго врезалось бы в память, оста-
вило бы след в человеческих душах, зва-
ло и вело бы шахтерскую армию к новым
подвигам и новым победам.

В Горловке, на шахте «Кочегарка», ко-
торую ‹е полным правом можно считать
праролительницей шахт Донбасса, в эти
дни собрались горняки-ветераны, живые
свидетели дней давно минувших, Участ-
ники дел и событий, вошедших в летопи-
си ‘страны.

0 чем говорили старые шахтеры в ка-
нун праздника, вселяющего в них TO хо-
рошее, радостное чуветво высокого доето-
инетва. которое дает человеку честно, по-
	дезно прожитая и: продолжаемая жизнь?
	howequo, о том, что ближе, роднее всего.
( своей шахте. 0 тех, кто ныне строго
блюдет шахтерскую честь и. умножает
пахтерекую славу. 0 тех, кто работал и
боролся рядом, но не дожил до этого дня
й кто должен быть помянут на празднике
добрым словом:

Вепомнили Ивана Рагулина, Самойлу
Евтушенко, Григория Дулина, Федора He-
турипу, Федора Елокова, Илью Болодеко-
го — родоначальников славной армии
торлевеких шахтеров. Йх лопаты и Кайла
первыми нарушили вековой покой степно-
го холма, на склоне которого закладыва-
лась первая горповская шахта.

Вепомнили 1905 год, горловское Roopy-
женное восстание, когда в шахтной куз-
нице ковались пики, когда на улинах по-
селка, среди лачуг и землянок, лилась ра-
бочая кровь. Веномнили, как после’ раз-
грома восстания восемь рабочих -горловчан
взошли на эшафот во дворе  губернекой
тюрьмы в Екатеринославе, как десятеи
горняков, их товарищей и друзей, звеня
кандалами, шли от этапа к этапу в дале-
кую холодную Сибирь, на каторгу.
  Убеленный сединами шахтер Петр Еме-
льянпев при слове «каторга» сказал:

— Что тут, что в Сибири — везле на-
тему брату тогла каторга была. Мне в
Сибири лаже легче показалось. Только вот
5 кавлалам никак привыкнуть Ae мот...

Веп^ нили, как в 1916 году снова под-
нялись шахтеры Горловки, как к ним при-
соединились горняки всего района. Трид-
	пать тысяч человек,  бросивших рабогу,
собрались тома в «Соломенной балке»,
чтобы сообща выработать требования к
администрация —. к «Обществу южно-
рубкой кзмеонноугольной — промышлевно-
	сти», правление которого, кетати сказать,
	находилось в... Париже, Намятником тех
дней осталась в балке братская могила
шести шахтеров, убитых жандармами при
разгоне сходки, Й еше много лет ciiyety
	можно было ветретить у этой могилы 10
	жилую женшину в черном вловьем“ платке.
Она приходила сюда и в скорбном молча
нии Галядела на могильную плиту, при
крывавшую прах ее мужа — `брикетчика
Penemesckoro и эго товарищей. ^
Вепомнили шахтеры дни Реликой Ок-
тябрьекой социалистической революпии...
Старики рассказали молодым рабочим, как
прогнали с шахт хозяев и их приснешии-
ков — управляющих, надемотрщиков, —
всех, кто наживался на шахтерской крови;
как вопрузили советские люли нал шахта-
ми победное красное знамя. В годы граж-
данекой войны бились шахтеры с врагами
революции, отстаивали родной Донбассе от
немпев и белогвардейцев, крепили MOIS
Красной Армии. Вспомнили донецкие тор-
няки, в каком виде застали ‘они Донбасе
после гражданской войны, когла приходи-
лось поднимать каждую шахту, поднимать
на новых началах, на новых основах.
И потом заговорили о том, что сделало
жизнь шахтеров неузнаваемой, что’ подна-
ло к славе «Кочегарку». Сравнивали ©
прошлым, по-хорошему гордились собой,
своими делами, а еще больше своей стра-
	ной, fle сбылось все, о чем лавным-
давно мечтали люди, работая в глухих
забоях, и даже 10, о чем они мечтать
	не смели. не могли. Мог ли думать ста-
рый горняк Илья Логвиненко. что сын
его Михаил станет начальником той самой
шахты, где происходил описанный выше
разговор? Мечталось ли забойшигу Федору
Засядько, что его сын Александр будет
министром угольной промышленности?

Называли имена, известные всей стра-
не: Никиты Изотова, Александра Степа-
ненко, Федора Артюхова, Николая Групгке,
чьи богатырекие трудовые подвиги стя-
жали «Кочегарке» громкую славу. Парть
орг шахты — сын кадрового старего гор-
няка, горный инженер тов. Лунев привел
любопытную, весьма красноречивую
справку: 500 maxrepes «Кочегарки» уло-
стоены ‘правительственных наград.

В эти дни. «Кочегарка» . переживает
вторую свою молодость. Как непохожа она
на первую Проходчики  «Вочегарки»
углубляют ее и без того глубокие стволы.
Они идут к новым угольным пластам, ле-
жащим на глубине 1.200—1.400 метров
от поверхности земли. «Кочегарка» будет
не только самой старой. но и самой глубо-
кой шахтой Донбасса. Мощные десятитон-
ные клети-скины будут вычерпывать из
ee недр черное золото — уголь. Запасы
его  колоссальны. Их хватит еше почти
на пелое столетие. Новые горизонты под
землей прорежут влоль и поперек птирокие
квершлаги и штреки, по которым, еверкая
электрическими фарами, пойлут подземные
поезда.

Горняки-ветераны «Кочегарки» == `Фе-
дор Клоков, Максим Бобков. Степан Бур-
занипа, Петр Емельяннев, Матвей Кула-
KOBCRHA — живая история шахты. торола.
	Они — хранители славных боевых в
трудовых тралипий горловчан —= рассчи-
тывают увидеть день, Korda родная их
шахта, обновленная в послевоенной пяти-
	НАУКУ—НА СЛУЖБУ НАРОДУ.
	40 UYTH для всего нового, прогрессивного
	предвиление   8 науке, вело острую борьбу прогив мичу-
	рииского учения н. почти ничего не еде-
лало для развития социалистического хо-
зяйства. -

Редавнионно-издательский совет Акаде-
мин наук включал в планы изданий толь-
ко работы вейеманистов, а журналы акале-
мии превратились в трибуну резклионных
идей в науке.

Инетитут философии и журнал «Вопро-
сы философии» не сочли нужным принять
участие в острой борьбе, велущейся на биэ-
зогическом фронте. В № 2 журнала «Во-
просы философин» без всяких оговорок бы-
ла опубликована статья акад. И. Шмаль-
гаузена «Представления о целом в совре-
менной биологии», являюшая собой образец
схоластической трактовки биологических
проблем. - -

Вместо того, чтобы дать решительный
бой этим автогенетическим и идеалистиче-
CRHM воззрениям, редколлегия журнала
«Вопросы философии» поднела их на щит.

Состоявшееся на-днях расширенное за-
сслание презилиума Академии Hays CCCP
подвергло острой и заслуженной критике
крупные недостатки. имеющиеея в работе
президиума академии по разделу биологи»
ческих наук. В выступлениях участников
заседания единодушно © большевистской
принпиниальностью и страстностью осуж-
Ззлась аполитичная, об’ективистская  пози-
ция; которую заняло руководство  отделе-
ния биологических наук. Участники sace-
дания требовали быстрейшего и оконча-
тельного искоренения всех и всяческих
проявлений  резкпионного  вейсманизма-
марганизма, они требовали всемерного раз-
вития прогрессивного” мичурняекого на-
правления.

Многотысячный коллектив научных ра-
ботнаков академии способен быстро a
энергично: выполнить возложенные на него
народом: задачи. Планы научных работ
академии, деятельность каждого научного
работника: должны быть подчинены прак-
тике сониалистического хозяйства. Но для
этого: работа каждого должна быть прони-
зана дерзанием. творческим, новаторским
духом, смелостью.

В своем обращении к великому Сталину
участники расширенного заседания прези-
диума Академии наук СССР заявили:

«Мы обещаем Вам, торариш Сталин,
занять ведущее положение в борьбе против
идезлистических  реакнионных учений,
расчиетить все пути для. беспрепятствен-
ного развития передовой советской науки
во имя великих целей нашего народа, во
имя побелы коммунизма».

В современных условиях вся работа
Академии наук должна быть подчинена
борьбе за движение вцеред, за построение
коммунизма. ;

Девиз советской академии — науку на
службу народу!
	В нашей стране впервые в мире осу-
ествилось замечательное  предвиление
Маркса о слиянии трула и научного твор-
цества, поставленного ва службу народу.
Тесными узами связанная с жизнью, с
практикой, с требованиями сегодняшнего
дня, ваша наука не укрылась в тиши
габинетов. Она живет и плодотворно
развивается в союзе с тру1ом, с производ-
ством, сочетая решение сложных научных
проблем с сильным, здоровым практициз-
моу. Испокон веков с понятием  «акаде-
мизм» обычно ассониировались  затхлость,
заядлый консерватизм и  недантичноеть.
Свифт в свое время оставил потомкам са-
тирический облик ученых-лапутяв. Их
тротескные черты и сейчас являются блес-
тящей сатирой на буржуазную науку.
Hama ваука по самому своему сущест-
ву ~~ наука революционная, передовая,
новатерская. Она не признает фетишей, не
боится поднять руку на отживающее и
чутко прислушивается к голосу жизни.
Советекие ученые страстно борются со
всеми реакционными, враждебными сопи-
ализму теченвями. Ярким примером этого
служат августовекая сессия Всесоюзной
академии  сельскохозяйственных — наук
пменн В. Й. Денина и постановление пре-
зидиума Академии науЕ СССР о состоянии
и залачах биологической науки в институ-
тах и учреждениях Академии науЕ CCCP.
В работе бюро отделения биологичееких
наук Академии наук СССР имелись до сих
пор крупные ошибки. Руководство Акале-
мии науЕ оказалось в стороне от жизни,
выполняло роль пассивного наблюдателя
острой идеологической борьбы, которая ве-
лась передовыми биологами,
`Презилиум Академии нау й бюро 0тде-
ления биологических наук, возглавляемое
зкадемиком-секретарем 1. А. Орбели, до-
пустили весьма серьезную ошибку, под-
держивая в ущерб  материалистическому
мичуринскому учению  идеалистическое
менлелевско-моргановское чаправление.
Политикя «невмешательства» в’ борьбу
двух борющихся в биологии направлений—
прогрессивного мичуринского и реакияон-
ного вейеманистского —= привела к тому,
что в Акалемии наук распвели схолаети-
Ra, лженаука и низкопоклонотво перед
Западом. : }
Институты и Лаборатории, отделение
биологических наук академии, за исключе-
нием Института генетики, рукозолимого
зкалемиком T. J. Лысенко, находились В
руках последователей буржуазно-илеалясти-
ческого учения Вейсмана-—Менделя—Мор-
тана, Эти реакпионеры от науки, изолиро-
вавшись OT жизни, захватили кафедры в
выстих учебных заведениях и не только
	тормозяли развитие советской нзуки, но и
	отравляли ‘илезлистическими й метафизи-
ческими теорйпями умы науяной мололежи.
Отлеление биологических наук закрыва