Доклад тов. А. DAJIEEBA на Всемирном
		Разрешите. воспользоваться этой трибу-
ной прежде всего для того, чтобы передать
от имени делегации CCCP братский привот
передовой польской интеллигенции дея ге-
лям литературы и искусства, ученым и
инженерам, учителям, врачам — всем тем,
кто вместе ‘со своим народом уенешно
создает новую демократическую Польшу,
	и поблагодарить ее правительство и. народ.
	за гостеприимство.

Всего три года тому назад здесь, B Apes:
нем польском городе, где мы собрались ce-
годня, Советская Армия вместе с польски-
	МИ частями навеки водрузили знамя сво-
	боды;

Бреслау — крепость фашистекой агрес-
сии, сопротивлявшаяся до последних дней
падения гитлеровской Германии, вновь 06-
рел свое древнее славянское имя и стал Вто-
	лавом = городом свободной демократиче-
	ской Нольши. Факт этот нельзя не при-
знать символическим. Для нас, советских
людей, эта победа и наша дружба веегда
	будут служить источником национальной
гордости, самой бескорыстной и чистой,
какую когда-либо знала история вародов.
Память 06 этих днях не может быть вы-
травлена даже теми, Кто очень к этому
стремится.

Еще вчера большие и малые страны
Европы лежали под пятой гитлеризма. И
как ни мужественны были силы народ-
ного сопротивления, героических  пред-
ставителей которого из разных стран мы
можем приветствовать здесь как делегатов
конгресса, их родные страны все же
и 10 ©6й день были бы порабощены гер-
манским фашизмом, если бы на помошь
миллионам простых людей не пришла ве-
личайшая в мире освободительная сила—
социалистическое государство, Советский
Союз.

Я взял на себя смелость напомнить об
этом, потому что 510 — не просто слова,
это — кровь миллионов советских солдат.
	конгрессе деятелей культуры в защиту мира BO Вроцлаве 25 ‚августа
	Миллионы людей во всем мире ве хотят
ужасов новой войны, не хотят фашистской
тирании и произвола. Интеллигенты, люди
творческого труда не хотят и ве имеют
права подчинять свои мысли диктатуре
Доллара, быть оружием в преступных ру-
Ках пропагандистов новой войны.

Но мало «не хотеть» — надо. _RelicrB0-
рать!
	Но мало <не хотеть» — надо. ев
pars!

Судьбы человечества зависят от’ самого’
человечества. Будушеё культуры зависит.
	от того, насколько тесно будут о связаны
мастера культуры ев народом, ‹ велущим
борьбу за свободу и независимость. Ак-
тивное, мужественное сопротивление жи-
вой прогрессивной мыели всем формам pe-
акции — такова сейчас задача всех ин-
теллигентов, друзей мира и нрогреева,

Подлиниому интеллигенту, ‘сыну своего
народа, глубоко чужды БУЛЬТ Мистики,
проноведь пессимизма, невежества, весь
строй мыслей и чунств, которые прониза-
ны животным страхом реакционной byp-
жуазии перед действительностью..
	Но для того, чтобы организовать сопро-
тивление мысли темным силам реакций,
необходимо сплочение самих носителей пе-
	редовой мысли. Необходимо, чтобы голос
прогрессивной интеллигенция звучал, как
	колокол, по всему свату в защиту мирз и
	демократии. /
Иные ученые, литераторы, художники

полагают, что им удастся сохранить свою

«независимость», если они замкнутея в
	своем кабинете или лаборатории, если они
	будут держаться в стороне от обществен-.
HOH HSER.
	Это = вредная, ‹ порочная 44110304.
«Жить в обществе и быть свободным от об-
щества нельзя», = говорил Денин. Не ево-
	боден от общества физик или химик, чьи
изобретения могут быть иснользованы для
производетва новых орудий разрушения.
не свободен от общества композитор. чьи
творения недоступны народу и служат для
услаждения пресъыщенных ненителей. He
свободен от общества журналист, чви кор-
респонленции искажаются хозяевами бур-
жуазной печати в угоду реакнии, Не можат
быть свободен интеллигент, который жи-
вет в несправедливо устроенном обществе
и подчиняется законам и правилам, гос-
подствующим в этом обществе,

«С кём вы, мастера культуры?» — е
таким вопросом обратился в свое время к
интеллигенции Запала Максим Горький.
Много раз в своих статьях он раекрывал
несостоятельноеть буржуазно-индивидуали-
стичоского «гуманизма» и призывал дея-
телей культуры итти вместе е трулящими-

ся, с наролом. Образ этого великого рус-
ского писателя является и по сей Rent
примером для передовых интеллигентов
	‘Запада. Ромэн Роллан на исходе первой ми-
	ровой войны выдвинул иллюзорный лозуаг
«независимости мысли», но впоследствии,
умудренный опытом послевоенной истории
Европы, писал; ° «Независимость мысли,
как я ве понимал в 1918 голу, когда обра-
THACA с призывом на ве затиту, — po-
сношное дерево, протягивающее свой ветви
к небу, но его корни лишены земли. Оно
обречено на гибель, еели не удастся пере-
садить его в гушу человечества, в Рабочий
	Народ, — эту. плодотворную почву, - этот.
людской чернозем...»

Среди некоторых слоев интеллигенции
д0 сих пор имеет хождение ложная мысль,
будто инженеры, ученые могут. самостоя-
тельно воздействовать на ход истории. дви-
тать человечество вперед. Носителем такой
иллюзии был, например, Герберт Уэлле. В
1934 голу И. В. Сталин в беседе с Уэллсом
‘Убедительно показал ложность его точки
зрения. И. В. Сталин сказал Уэллеу: «Тех-
ническая интеллигенция может, в опрале-
ленных условиях. творить «чудеса», приз
Носить человечеству громадную пользу. Но
она же может приносить. и большой вред,

..Ведь образование — aro оружие,
эффект которого Завиент от того, кто его
держит в своих руках, кого этим оружием
‘хотят уларить... Интеллигенция может
быть сильна, только еели ‘соединится
с рабочим нлассом. Вели она идет против
рабочего класса, она превращается в ни-
что».

В этой истине ‘убеждаются ныне многие
прогрессивные деятели культуры разных
стран, Синклер Льюис, который долго. за-
нимал промежуточную позицию в общеет-
венной борьбе наших дней. незадолго ло
конца второй мировой войны заявил в од-
Ной из своих статей: «Хуложнив. ученый
должен понять: и громко заявить. стоят ли
он на стороне тирании, жестокости; меха-
нического’ повиновения, или на стороне
народа, всего народа», .

Вто не хочет. териеть тирании п жесто-
Бости, тот должен найти себе место на
стороне народа. Это значит на стороне
трудящихей,
	Лоран Вазанона справедливо оказал на
‘г’езде франпузекой коммунистической nap-
	тии в июне 1947 года: «...Вогда массы
приходят в движение, источники важней-
ших культурных ценностей кроются в са-
мой борьбе масс... Когда народы приходят
в движение, истоки культурных ценностей
и Фавторы их развития сливаются с 0а-
ини движением acc...» Bee передовые
мастера культуры понимают, что ученые;
  писатели, художники должны об’единиться
1с народом, со всем человечеством; со воем
  прогреесивным движением. в против-
ном случае они оважутея лицом к лицу
с гибелью науки, им придется уйти в из-
  гнание или писать только то, что прика-
жут хозяева. Они должны стать или за
пуганными ‘обитателями «бмини из сло-
новой кости», фиглярами или  дюдьмт;
стоящими твердо на собственных ногах и
Шагающими в ногу со своим народом,

Опыг недавнего прошлого наглядно нод-
тверждает, что деятели культуры беесиль-
ны в столкновении с реакцией, если они
не связаны © массами. Они сильны, еели
их убилин связываются с борьбой народ-
ных мае.

В период прихода Гитлера к власти в
  Германий имелось немало ученых и худож-
ников, воторые были полвы отвращения
5 фашизму, но не хотели или не умели
оказать ему активное сопротивление. Де-
‘мократические силы немецкого народа #6
были об’единены, демократические силы
немецкой интелнигенции не были организо-
ваны, не были связаны е народными мас-
сами. И это привело к последетвням, ката-
‚строфическим для  Гермавии, тяжелым для
всего человечества. .

Можно привести и противоположный
пример, Незадолго до второй мировой вой-
 ны во Франции возникло и успешно раз-
вивалось движение народного фронта. В
работе по спаочению демократических,
антифашиетских сил ‘участвовали такие
крупные деятели науки, как Ланжевен и
Яюлио-Ёюри. такие крупные деятели ли-
тературы, как: Барбюс и Ромэн Роллан.
Когда правители Франции предали ее фз-
шистеким захватчикам, передовая Фран-

пузекая интеллитенция вмеете с народны-
‘ми массами влилась В поднольное KBume-
ние Сопротивления. В числе активных
деятелей Сопротивления были. выдающиеся
писатели Арагон, Элюар, Шамсон и. мно
гие другие. Голос передовых французских
интеллигентов был услышан народом. Ten-
жение Сопротивления ускорило час 0с50б0-
жления Франции ‚от немецких оккупантов.
Й это в немалой степени заслуга nporpes-
еивных леятелей французской культуры,
которые сумели быть полезными своему
народу. И не случайно теперь, когда фа-
шибтвуюшие круги стренатея подчинить

себе политическую жизнь Франции, реак:
ция пытается опорочить и оклеветать. пе»
реловых борнов Сопротизления,

Сколько благородных ` серлен восиламе-
Нил нополкунный и  чиетый голос, He-
умолчно эвучавший в дни войны и звуча-
щий сейчас, невзирая на клевету врагов,
слышный всему миру, голое Мортена
Красного — нашем престарелого и вечно
юного Мартина Андерсена Нексе!

Мужественное и Нополкуцное повеление
Говарда Фаста вышло далеко за пределы
единичного проявления стойкости. Говард
Фаст связан с самым переловым лвижением
	  бовременности.
	Мастера культуры—в защиту
° о Мира и демократии —
	Идеологическая экспансия американского
	империализма
	Попытки насильственного искоренения
	передовой культуры, столь живо Напоми-
нающие гитлеровсвую практику, представ
ляют одну сторону дела. Наряду с
ними проводится безудержная идеологиче-
ская экспансия американского капитала.
Пошлые, развращающие зрителя амери-
канекие фильмы заполняют экраны анг-
лийских, франпузеких, итальянских, швэд-
ских винотейтров. Онй занймают 65 про-
нентов всего мирового кинопроката и п9-
	давляют национальные кинематографии
зависимых от США европейских стран.
Амернканскяе издания — бульварные
	уголовные. романы и Тому подобная стрян-
				Ня—мутным потоком вливаютля на европей-
ские книжные рынки. Реакционная маку-
латура вроде таких журналов, как «Ри-
дере дайджест», «Лайф», «Тайм», в мил-
анонах экземпляров навязывается европей-
еким читалелям. Эти издания выпускают-
сл» на многих языках, вытесняют нацио-
нальные журналы. Эфир заполняется наг-
лой рекламой американского экспансиониз-
ма под маркой «голоса Америки»,
„«Патентованные религий, штампованные
литературные идеалы, тедтр, кинофильмы,
спортивный жаргон, бесконечные повести,
разбитные уличные нёсенки — все; начи-
ная 01 христианского учения и кончая
трясучим американским  свингом — этой
современной судорожной пляской св. Вит-
Ta, = все, решительно вее мы получаем
	‘сейчас из Америки. Скоро мы будем аме-
	риканизированы больше, чем сами амери-
канцы». Вот-вам высказывание втведского
журналиста. Оно может быть признано
вполне справедливым,

- Каково же содержание веего Того, что
под именем науки, искусства и литерату:
ры вбивают в головы людей нынешние
	американекие «проеветители»?
	Нрежде всего это пренаганда мирового.
госполетва о американских  мононолиетов,
	‘Пропаганда милитаризма, новой . империа-
	листичесной войны, ‘направленной в ие]-
вую очередь против Советского Союза.
ВОША нронветает американская геепо-
	литика,  унасаедованная ‹ от фашиет-
ских. идеологов типа Гаустофера. Издают-
CH H широко рекламируются  кни-
ги, вроде «труда» Джорджа Уэллера «За-
океанские базы». который провозглашает
необходимость = создания американских
военных баз. опоясывающих Европу, охва-
тывающих Атлантику и Средиземное море,
Адриатику, подступы в Африке, Ближний
И Дальний Восток. Эта, с позволения ска-
зать, книга заканчивается изобретенной
автором «молитвой», в которой Уэллер
обещает господу богу осуществить на
всем земном шаре  экспансиониетекие
планы американских империалистов.

В США издаются картографические
атласы наподобие атласа Гаррисона со
своеобразными проекциями, «американизи-
рующими» карту мира: ПШозорно, что в
качестве пропагандистов новой войны вы-
ступают различные научные учреждения и
	университеты. «Ученые» Иэльского уни-
	версйтета в США в исевло-научном сборни-
Ke Под названием «Абоблютное оружие»
призывают к тому, чтобы начать атомную
войну против СССР. Эти люди, позорящие
деятелей науки. выступают заодно @ ан-
гаийским священником Дэвисом, Воторый в
книге «Богословие и атомный ввк», вы-
шедшей в прошлом году в Лондоне, восхва-
ляет атомную бомбу как «нечто боль-
шее», чем простое изобретение, —как «но-
ВЫЙ порядок». Этот «мирный» пастырь
заявляет, что атомная бомба «уничто-
жила палежлу ‘на сфабрикованную yro-
пию», тб-есть Ha лучший  обществен-
ный строй, Рекламисты атомной Gom-
бы и проповедники «западного блока»
вроде Мальро в единстве 6 американскими
тенералами от политиви и политиками от
казармы, бряцают оружием, разжигая но-
вую войну в интересах мирового господетва
Уолл-стрита,

Пропаганда новой войны сочетается е
проповедью расизма и расовой дискрими-
напией, обнажаюшщей колониально-захват-
вический и ‘фашистекий характер всей
этой, © позволения сказать, «идеологий».

Редкпионеры, как огня, боятся движе-
„ния   вародвых масс, борющихся за свое
‘лучшее. будущее, ‚Поэтому их литература
проповедует отрицание общественной дея-
тельности человека, развивает абоциаль-
ные мотивы, стремится обезволить чель-
Beka.

Е пестрой литературной  агентуре pean
ции принадлежат американские писатели—
драматург 0’Пейл., автор’ порнографических
романов Милаер, ренегат  Дос-Паесое.
Духовный разврат влохновляется «новояв-
ленной философией» типа Сартра, пытаю-
Лцейсл поставить человека на четвереньки.
Гнубное осквернение человеческого бы-
тия у этих авторов сочетается с мистициз-
мои, злобной борьбой против разума и
восхвалением ирралионального. Предводи-
тель английских де-
кадентов, мистик и
эстет Эллиот, извест-
ный своими  профа-
шистокими симпатия-
ми, рекомендуется:
«Мы — полые люди,
трухой набитые лю-
ДИ». : .

Эти выродки стара-
ются лишить челове-
а возможности ра-
зумно мыслить. Они.
выполняют заказ cBO-
их хозяев, которые
только и мечтают о
Том, чтобы превра-
ТИТЬ ван B pO-
ботов.

Но что значит —
предбтавить человека
как асоциальное су
щество, деятельность
которого лишена Ka-
ких бы то ни было
разумных стимулов?
Это значит поставить,
зверя на место чело
века: Именно аполо-
гией звериного и яв-
ляются современная
буржуазная литерату-
ра и искусство.

‘Один французский
«Поэт» — возглашает“

кинематографии   «Человек воображает, что он — пивили-
	зация... HO OH Béeria остается канниоч-
лом». Подобные заявления ~~ не dro mace,
как плагиат у Гитлера, который хотал бы,
чтебы немецкая молодежь походила на «м0-
лодых диких зверей».

Звери нужны были германскому @a-
шизму. Звери Необходимы владельцам
американских монополий для осуществае-
НИЯ их планов мирового ‘осподетва. Реак-
ционные литераторы, киносценариеты, @и-
лософы, художники готовы бвлужить бвоим,
хозяевам. Они возводят на пъедестал ши-
зофреников и наркоманов, садистов и су-
тенерив, провокаторов и уродов, шпионов
и гангстеров. Эти зверополобные существа
заполняют страницы романов, сборники
стихов, кадры кинофильмов. Они оказы-
BAIOTCA «героями», на которых призывают
равняться, примеру которых предлагают
слеловать.

Вели бы шакалы научились писать на
пишущей машинке и гиены владели авту-
матическим пером, они бы, наверное, ©03=

дали то же самое, что пишут Генри Мил-
леры, Эллиоты, Мальро и прочие сартры.

Пропаганда ° преступления, разврата,
зверских инетинктов необходима  рвавций
для превращения народных Маее в своё
послуптное орудие.

Не случайно, что в 10 время как на
подобную пропаганду в США не жалеют
средств, там не склонны давать деньги
на школы, за тем более на высшие учебные
заведения для народа. Достаточно сказать,
что общая сумма расходов на народное об-
разование в ОША составляет всего лишь
полтора процента напионального дохода.
Зато. нечисть, подвизающаяся на страни-
нах реакционных газет и журналов, но-
ставляющая книги и виносценарий, полу-
чает большую мзду от своих хозяев,

Великий Ленин Говорил, что американ-
ские империалисты награбили сотни мил-
лиардов золларов. И на каждом долларе.
видны следы грязи. Когда знакомищься 6
писаниями современных реакционных ав-
торов, то на всей этой отвратительной гря-
зи видишь отчетливый ‘след доллара,

В. И. Ленин еще четверть века” назад
Говорил, что американская так называемая
«современная демократия» представляет
с0бей не что иное, как свободу проповедые
вать 10, что буржуазии выгодно пропове-
тывать, & выгодно ей проповедывать самые
реакционные идеи, мракобесие, защиту
экеплоататоров ит. п. ^

Что особенно рёзоблачает ‘реакционных
ученых, писателей, художников, — 910 их
зоологическая ненависть к стране воциа-
лизма, к Советскому Coiosy. Bee ata awan
являются ненавистниками СССР, так ска-
вать, вдвойне. Во-первых, они ненавидят
его, являясь цепными пеами свойх хозяев-
каниталистов. Во-вторых, ови питают Е
нему злобу, как к государетву, где созла-
ны и создаются высокие культурные н
моральные ценности, где наука; литерату-
ра, искусство служат. народу и потому
‘развиваются свободно и расцветают.

_ В циваниях, в картинах, в кинофильмах,

в музыке носителей «культуры» империа-
лизма, как в зеркале, отражаются уналок,
ослабление всего реакционного лагеря. По
можно ли успокаиваться на. этой конета-
тапии? Никойм образом!

Античеловеческая пропаганда милита-
ризма и расйзма, порнографии, мистики;
озверения человека -—— эт0 отравляющие
	  Лагерь. демократии против лагеря реакции
	ЦиямМи, голоса тех, вто призывает народы
к защите национального суверенитета и к
борьбе против агрессивных планов новых
претендентов на мировое господотво-аме-
риканских экспанеиониетов ий их агентуры
в Ввроне,
_ Стоит ли удивляться тому, что господа
американские экспансионисты  стремятея
прежде всего стать жандармами народов!
06 этом с исключительным цинизмом и
откровенностью говорит американская прес-
ва. Зурнал «Юнайтед стейте ныюс» в
статье, озаглавленной «США в роли все-
Мирного полицейского», заявляет, что «0б-
стоятельства вынуждают Соединенные Шта-
ты взять на себя главную часть работы
по установлению полицейского надзора над
миром... Новая роль полицейского требует
активной деятельности такого характера,
которой США в прошлом обычно нё зани-
Малиеь». В статье отмечалосв. что США
	имеют возможность обеспечить этот поли!
	цейский надзор над миром «без содействия
какой-либо другой державых.

Роль мирового жандарма требует убта-
новления соответствующего режима в
стране, претендующей на это змплуа. И
недаром еще в годы войны один из редак-
торов реакционного американского журна-
ла  «Ридере дайджест» Де Уи rpo-
мегласно заявил: «Нам нужен в США
Фашизм, чтобы держать в узде радикалов
с их системой и философией, не позволять
	ИМ ПОДНЯТЬ ГОЛОВУ».
	Ваких невыносимых народных страда-
ний, неисчислимых жертв и разрушений,
следы которых сохранились еще и сейчас,
стоил народам чудовищный гитлеровский
план завоевания мирового господства!

Й вот прошло всего три года ‘после раз-
трома  Гитлеровской Германии a мы,
ученые, писатели, деятели искусств, вы-
пуждены собраться здесь, вновь обеспое

коенные провокационной деятельностью под-.

шигателей войны. Империалисты той стра-
ны, фасад которой по иронии судьбы ук-
рашен статуей Свободы, © необыкновенной
носпевиеностью взяли на себя роль заговор-
шикоя и организаторов новой войны.

В чем дело? Ночему они епешат развя-.
зать новую мировую войну?-

«Война, — товорил И. В. Сталин, —
...бозжалостно сорвала все покровы и при-
крытия, скрывавшие действительное лицо
тосударств, правительств, партий, и выета-
вила их на сцену, без маски, без. прикрас,
со всеми их недостатками и достоинетва-
ми».

Поеле войны проотыв люди во seek
странах стали лучше разбираться в том,
что происходит на свете. Что делать госпо-.
дам мононолистам, когда надежда на до-.
стойное человека существование — не в
отвлеченном будущем, а сейчае — движет.
стремлениями и поступками  мМиллионув
простых люлей во всем мирё? И. 7. Сталан
	сказал, 910 победа над фашизмем
является «великой вехой в прогрес-
сивном развитии всего человечества». Й
	двиствительно, несмотря на огромные
жертвы, силы народов неизмеримо возросли
после войны, 06 этом свидетельствует мон
ный -poct демократического движения во
всем мире. 06 этом свидетельствуют огром-.
ные успехи стран новой дёмократии. Но-.
вал демократическая власть В Польше,
Болгарии, Румынии, Чехословакии, Вен-
грии, ‘Албании, опираясь на поддержку
народных масс, сумела провести в крат-
чайший срок такие прогрессивные, демо-
кратические преобразования, на которые
буржуазные демократия неспособны. H
наиболее ярким выражением  Процесса
прогрессивного развития = человечества

i

являются неслыханно быстрые темпы в9е-
становления и развития народного хо-
зяйства, культуры, рост благосостояния
масс в Советском Союзе. :

После войвы народы, как никогда еще
в нетории, осознали на примере Советско=
то Союза великяе преимущества социали-
стического строя. Они особенно ясно увя-
доли вею мощь, благоролетво ий моральное
величие сопиалистической державы, гешаю-
шее значение сталянской политики для су-
деб человечества, жаждущего мира, безопае-
ности и свободы. Й простые люди делают
Из этого. свои? кыводы:

Таким образом, есть о чем побеснокоить=
ся господам империалистам! -

После второй мировой войны во всем
Minpe определились два лагеря: лагерь дез
мократический, антифашистский, анти.
империалистический во главе с Советеким
(Союзом и лагерь антидемократический. ре:
акционный, империалистический, главарем
которого являются правашие круги США.

Географическая карта не может дать
сколько-нибуль правильного прелетавления_

- 06 этих двух лагерях, Потому что линия
раздела проходит внутри каждой из капи-’
талистических стран, в каждом городе и:
поселке — в Нью-Йорке так же, каки
в Лондоне, в Париже, вавоий в Риме, В
Врюсееле, как и в Рио-де-Жанейро.

У каждого лагеря есть своя программа,
свои цели и задачи.

Демократический лагерь вб главе с ООСР
BINT свою главную задачу в TOM, чтобы
обеспечить для человечества прочный
справедливый мир. Он стремится закрепить
победу над фашизмом, лобытую ценой
больших жертв, открыть ^ возможность
для свободного развития демократии, 0-
хранить независимость больших и малых
народов, их суверенные права. Империали-
стический лагерь стремится сохранить и
укрепить шатающееся здание капиталисти-
ческой ейстемы, подавить народное движе-
ние, сокрушить сопиализм, установить
власть реакнии по образу и подобию гит-
леризма. ПШодрофовка новой войны являет:
ся, таким образом, важнейшей частью про
траммы этого лагеря,

Всев увереннее, однако, звучат голоса
тех, ко призывает прогрессивное чЧелове-
чёство не переопенивать вилы  реакпай,
больше верить в собетвенные вилы, твер-
до и неустанно: боротьея за мир и безопаб-
ность, за демократию, за равноправные от-
ношения между большими и. малыми на-

AMTEPATY PHA S ГАЗЕТА
ВЕ № 89
	Итак, надеть наручники на человечест-
BO, превратить всю ` планету в огромный
полицейский участок, 8 ее население в без-
молвных рабов капитала — такова ‘цель.
американских монополистов и их союзни=
ков = империалистов Англии,  Фран-
ций, Италии, крупных и малых бенилюк-
COB;

В арсенале американских жандармов не-
мало средств, с помощью которых они
гасечитывают осуществить свой планы.
Мы имеем в виду план порабощения ин
завабаления евронейских стран нод флагом
«экономической помощи», карательные
экспедиции Ha манер греческих, захват

военных баз и антикоммунистические за-
коны.. раскол профсоюзов и пулеметы
Шельбы и Жюля Мока, ханжеские речи
	‚ лейбористских. лидеров и политику разоре-
‘ния трудящихся, клеветническую антисо-
	«ил PP YAM AC, ваоветническую антисо-
ветскую кампанию и поллые покушения
наемных террористов па вождей рабочего
класса.
	`Ореди веёх этих метолов и средств боль-
1106 место занимает поход реакции против
прогрессивной идеологии.

На сцену прежде всего выступает пря-
мое насилие.’ Прогреесивные — деятели
науки, литературы, искусства преследуют
ся: Ирэн Жолио-Вюри подверглась аресту,
как только она оказалась в непоередствена
ной близости к статуе Свободы. Нереловые
американские писатели Говард Фаст, Джон
Говард Лоусон, Дальтон Трумбо и другие
YRC приговорены в тюремному заключе-
НИЮ. :

Американское радио, киностудии  Гол-
ливуда, издательства «очищены» от про-
грессивных комментаторов, киноспенари-
стов, актеров.

Научне-техническая мыбль с ` помощью
подкупа или запугивания ставится на
службу атомному вооружению:

«Йюди, которых мы называем «штабом
крупного капитала», —= пишет один из
видных деятелей американекой культуры,
вынужденный скрыть свою фамилию, —
бросили против нас все свой силы, и после
двух лет яростной пропагавды — равной
которой не знала еще ни одна страна в
мире—американская интеллигенция очу-
тилаеь перед угрозой «холодного: террора» зе.
0. ыне в США вамый факт выражения
любой мысли, которая может быть призна:
на опасной», караетея десятью годами
тюрьмы, штрафом в 10 тысяч долларов и
лишением американского  гражланетва...
[ini areaw, написавшему что-либо, расходя-
щеься с официальной Молитикой  правл-
тельства США, также угрожает 10 лег
тюрьмы. Это грубое насилие, безумная по-
пытка законодательным путем навязать
Америке фашизм есть ответ реакций на
возрастающую силу народного движения в
нашей стране».

Прололжатёли runaeponenot HosHTuKY
имеются не только в США. Младшие napr-
неры американских ваниталиетов сле-
дуют примеру свопх хозяев; лейбориетекое
правительетво Эттли— Вевина-—Моррисона
проволит в Англии такие же антикоммуни-
тические законы й организует такие же
«ЧИСТКИ».

Большую роль сыграли деятели  вульту-
ры в обвободительном движении народов
славянских стран опротяв фашистових за-
‘хватчинов. Кому ве известна беззаветная
борьба пелой плеяды прекрасных полъеких
писателей внутри травы в период фашиет-
ской оккупации! Все мы слышали звучав-
Ший из-за рубежа чистый и сильный голос
‚ирекрченого порта Юллана Тувима. значе-
ENS творчества которого неизмеримо выро-
GIG оттого, что он вместе © народом бо-
‘ролся против реакции. Всем извеетна му-
  жественвая борьба писалелей  Чехослона-
  вии против поработителей своей, родины.
Никотла не будет забыто имя Ванчуры!^
Весь мир чтит память национального героя
Челословакци, замечательного писателя-
публициста Юлиуса Фучика.

Ирямер героев ((‘опретивления говорит о
TOM, как много может сделать человек
творческой, мысли, если дн совлиняет свою
деятельность е организоваваым лвизеняву
народных масс. Именно пра этих условиях
его знания, еги талант, ere духовные 6бо-
татетва могут  солействовать  обузанию
сил реакпии, принеети реальную  пэльзу
делу прогресса.

Перед вторий мировой войной передовые
HATOCSAHPOH Th ASHES erpan были обеепо-
A-CHbE BueTHOH — опасностью, ПЫТАЛИСЬ
предотнратить фалтистекую arpectaw. O4-
НАКО ЭПЫТ врдавнег прологе  Учит вас:
эб единевие сил передовой  интеллигеннии
CMa To Cefe ete недостаточно эффективно
‚Аля борьбы се реакцией, Нужны редльные
аейстния интеллигенлий В союзе Наро-
‚Лом. Нужно повседневное, ‘будаичное уча-
crue дейтелей культуры —в демократиче-
ском, наролном твижении.

СССР—надежда и оплот прогрессивных сил.
	защита‘ вультуры, борьба за мир и де-
уократию-—общее дело народов. воего зем»
ного шара. На протяжении трех десятиле-
тий своего существования. советское госу-
дарстве неизменно выступало защитником
Чира п культуры, защитником незавиенмо-
eth в свободы народов, Борвба Советского
Союза за мир и вультуру лиределяется са:
мой  нриродой ‘совелекого строя, в основе
которого лежит подлинно социалистический
демонратизм, ’оплодотворяющий ‘развитие
Культуры  всех народов Советекоге Солоза.
Горький пибал: «В Союзе Советеких Co-
циалнстических Республик чудесно padre
тает энергия, воличёство которой из года
в ГОД возрастает, качество повышается. я

;
	зужлает в жизнедеятельности  Звергию,
классовое родственную ef...» В советской
стране культура является подлинно нароль
	Культуры ‘ве ставятся: так” гаубово и так
`последолятельно: как у нас».

В Советеком Союзе уничтожен: вековой
разрыв ° мыжлу культурой и народом,
Каждому простому. советскаму ‘человеку
ироко’ огкрый доетуи к образованию, на-
‚ слаждению искусством. Выросла новая со-
ветекая Инталлигевния: в СОСР крупные
  Государственные деятели. ученые, худож
НИПИ-—Н прошлом рабочие и крестьяне.
оветском Союзе каждый деятель
  культуры окружен всенародным внимани-
ем и’ поддержкой. Каждый интеллигент
  будь ов врач или педагог, архитектор или
/M0aT >= знает, что его труд нужен массам.
`Аудитории универеитетов, читальные
  залы библиотек,  Карфинные таалереи
LB театры заполнены трудяшимиея,
Которые  жално овладевают знаниями,
пользуются благами культуры, Деятели co-
  ветекого искусства и литературы имеют
  МНОгомиллиовного благородного и требова-

р АЕ А,

вещества, удушливые Газы, которые `р3-   тает энергия,   бОлИчбетво
акция направляет против прогрессивного в ГОЛ возрастает, качество
	человечества.

Вот почему все передовые деятели на.
‘стоящей, подлинной культуры демократии.
вдохновленные примером страны социализ-
	ма, должны сплотиться и повести ненри-   ным делом. _ а
миримую, активную, действонную борьбу «Нигде; — говорит Ленйя. — Наболные

ое даа а ем
	как извергов рола человеческого,
	MaCChl не заинтересованы так набтоятей
	NN A NEE EARNS

культурой, как 7 нас; нигде вопросы этой! ОКОНЧАНИЕ ДОКЛАД