А. СОФРОНОВ ШАХТЕРСКАЯ ПЕСНЯ м НАКАНУНЕ НОВОГО ть ГА.
а аа `Радиоперекличка ‘двадцати городов

К ЕЕ Ре senmitawess nenwinane
		«Литературный Донбасс»
	Наше слово шахтерское, верное,
Мы напрасно его не даем;

Под землей и на земле —
Всюду первые, _.

Мы могучим отрядом идем.
	ежат перед намн родные просторы,
Встает над копрами рассвет —
	_Торняк
	По нашим бассейнам, от края до края
Поют над степями ветра,
И уголь под солнцем, огнями сверкая,
Потоком идет «на-гора».
	Кремлевские звезды, как лампочек пламя,
Ведут под землей час на бой;

И Сталина слово, как Родины знамя,
Спускается с нами в забой.
	В ночь с 26 на 21 автуста корреспон-
дент «Литературной газеты» присутствовал
при радионеревличке Москвы © двадцатью
крупнейшими городами Советского Союза.
В студии на улице Горького собрались
	  представители ЦА ВЕПСб), Совета Минн-
	стров СССР. ПВ BARCM, Министерства
просвещения РСФСР, Когиза, Центросоюза.

..У микрофона Ленинград. Отчитывается
заведующий горолским отделом народного
образования тов. Е, Федорова.

— В этом году мы наблюдаем особенную
активность населения города и деревни,
школьников и их родителей. Они купили
уже 1.265.000 учебников. Еще 640.000
учебников доставлено в школы.

Из Краснодарского края сообщают, что
для поодажи учебников там организовано
400 кносков при школах. В сельской
местности продажа производится в 190 ма-
тазинах и 164 ларьках.

В Моллавии в эти дни работают школь-
ные базары в Кишиневе. Тирасполе, Бен-
дерах и других городах. Там есть все, что
необходимо ученику: ручки и пеналы,
портфели и ранпы, карандаши и тетради,
чернила и чернильницы.
		С 12 часов ночи ло 6 утра поодолжа-
	лась перекличка. Один за другим доклады-
вали о подготовке к новому учебному году
советские города. В каждом выступлении
чувствовалось, какое огромное внимание
уделяют школе партийные и советские ор-
танизации. Сеесин областных и районных
советов обсужлают вопрос © снабжения
школ учебниками, тетрадями, перьями.
Тысячи сельсоветов заняты доставкой в
школы карандашей и школьного мела.

Вильнюсе просит срочно выслать для
	педагогов хотя бы сотню брошюр с доЕлз-
	дом академика Т. Д. Лысенко «0 noa0me-
нии в биологической науке». .

— Выслано уже три тысячи, — отв?-
чает Москва.

Вслед за Дитвой рапортует Бурская 0б-
ласть. На базе потребсоюза сегодня, за три
дня до начала учебы; лежит так называе-
мый «остаток»-—90.000 книг. Этого «9с-
татка» ждут не дождутся школьники, а
	заместитель заведующего Курским облоно
	тов. Кондрашов спокойно говорит: «Ничего,
рассосется...»
E сожалению. полобвые а BeTpe-
	чаются ив некоторых других местах, ом-
	рачая общую картину. Из Вишинева упраз-
ляющий республиканским отделением Ко-
raza Tos. Варенпуд просит 3.009 экземпля-
ров «Букваря» Костина. А через несколь-
‘ко минут его сменяет у микрофона пред-
ставитель «конкурирующей» = организз-
ции — Молдавского потребсоюза тов. Са-
модуров и товорит, что у него «в сети»
этих букварей излишек — 7.000 штук.
Оказывается, две организации He ладят
между собой, и поэтому в городе букварей
нет, а в деревне они без надобности ле-
HAT “Ha складе...

Однако эти нерздивые работники—ред-
кое исключение. В нынешнем году города
и села нашей страны получат полностью
все занланированные 80 миллионов учеб-
ников не позднее сентября;—так заявил
‘заместитель министра просвещения РСФСР
тов. А. В. Терентьев. Школьники получат
к 1 сентября 180 миллионов - тетрадей,
58 миллионов перьев, 42 миллиона каран-
‚дашей, 12 миллионов ручек.

’ „Вот о чем говорили в ночь на 27 ав-
` густа советские города. _
	и реклама
	одного законопроекта: ви 00 установления
контроля над ценами, ни о коятроле над
квартирной плалой, ни о повышении ут-
нимума зарплаты и т. д. Стало совершенно
Aono, что само обсужление этах заково-
проектов было предвыборным трюком и что
на деле ни демократы, ни республиканцы
вовсе не стремятся разрешить пи одну из
этих проблем, столь остро задевающих
«среднего американца». —

Цены из продукты питания и товары в
США действительно непомерно  высо-
ки и продолжают повышаться. Так, на-
пример, буквально Ha следующий peur,
после закрытия сессии конгресса  компа-
нии, занимающиеея продажей молочных
продуктов, повысили на них цены, Даже
по офлпиальным статистическим данным,
	стоимость продуктов после отмены контро-
ля над ценами повысилась , в среднам ва
45 процентов. Цены на продукты нитания
	первой необходимости увеличились в ще
большей степени: на картофель —в шесть
	pas, Ha MOJORO, Macao
H MACO—~-B. BBA pasa.
Многие рабочие и слу-
жащие теперь часто
вепоминают провока-
ционное словоблудне
реакционной — амери-
канской прессы, вы-
ступавшей за отмену
контроля над. цена.
и уверявшей, что пе-
НЫ сами «нат
свой уровень».
Сейчас в Нью-Йор-
ке и других городах
США нередки заба-
стовки рабочих 4
служащих, требую:
щих повышения зд“
работной платы,
Сплошь и рядом эти
забастовки жестоко
полавляются. Ha фо-
тоснимке — один 43
таких эпизодов же.
стокой расправы на
бастующими рабочи-
ми завода  оптиче-
ских инструментов в
г. Лейтоне (штат
Огайо). Вся «вина
изображенной на
девушки-работницы,  терзаеюй

снимке ACBYUIRB~ Pav nal bi, зорзаснон
тремя полицейскими, заключается в TON,
	что она требовала повышения оплаты
труда, так как ей больше невмоготу жить
впроголодь!

Иной раз монополии применяют и такой
метод: частично удовлетворяя требования
бастующих, они несколько повышают их
зарплату, но отновременно  взвинчивают
цены на свою продукиию. Чедавно, капри-
мер, «Юнайтед стэйтс стил компани» незна-
чительно повызила зарплату рабочим и слу-
жашим и в горазло большей степени пол-
няла пены на свою продукпию. Простой
арифметический подсчет показывает, что в
результате этой «операции» компания 19-
учит дополнительную прибыль в разме»
125 миллионов холларов. То же самое
проделала компания «Дженерал моторс»:
повысила заработную плату рабочим п слу-
mattnm na 110 уиалионов долларов, 4
стоимость выпущенной продукции в общей
сложности — на 348 миллионов  долла-
ров. Чистая дополнительная прибыль 238
миллионов долларов! Этой тактики начи-
нает придерживаться все большее число
крупных прелиринамателей. .

Таков сегодняшний Нью-Йорк, залитый
по вечерам ослепительными огнями  рэк-
лам, назойливо предлагающих покупателю
все, начиная от кружки ‹иетинно амерт-
канского» пива Шэфэр и кончая автею-
билем Форда модели 1949 года.

Но ни один луч рекламных  прожект-
ров He падает почему-то, скажем. на
23-ю улицу, гле на ступеньках Gana pane-
положилея рядовой ветеран ВОЙНЫ
Джордж Холмберг со своей беременной же-
ной и двухлетней дочкой. Ben семья вы-
брошена на улицу. так как им нечем пла-
тить за квартиру. И деться им сейчае 20-
волютно некуда...

этом эпизоде значительно больше
правлы о сегодняшнем Нью-Йорке, чем в
бороздящих небо огнях его крикливых рек-
лам,
  A. TAMAPHH
	ШНЬ

Нью-Йорка

Томительно жарок и душен Вью-Йоркв
августе. Как ни странно, но первое, на
что обращаешь внимание в этом самом
большом городе мира, это грязь на ули-
пах. Ветер валымает тучи пыли. Огрызки
фруктов, окурки, обрывки газет, пустые
коробки из-под папирос, пыль и сажа п0-
крывают тротуары сплошным толстым
«ковром», особенно на улицах городевих
окраин,

Я побывал в нескольких таких районах,
в частности, в рабочих кварталах Врук-
лина и Нью-Джерси. Нью-йоркские бизнес-
мены всячески  отмахиваются oT Нью-
Джерси: они считают этот район не отно-
сящимся к Нью-Йорку, поскольку он ра-
сположен на территории штата Нью-Джер-
си. Но в действительности Нью-Джерси —
западная окраина Нью-Йорка, отделенная
от него рекой Гудзон. Тысячи докеров,
трузчиков, фабричных рабочих отправля-
ются отсюда рано утром Ha работу в
Нью-Йорк и возвращаются домой поздно
речером.
	энакомство с Нью-Джерей делает понят-
ным, почему нью-йоркекие дельцы прояв-
ляют в данном случае такое упорство: уж
слишком резок контраст между полуразва-
лившимися, грязными,  наводящими тоеку
и уныние рабочими домами Нью-
Джерси и фешенебельными — особняка-
ми Пятой авеню, Мелисон авеню и
других улиц нью-йоркского «центра».
Рука маляра и штукатура  лесятиле-
тиями не прикасалась к трушобам Нью-
Пжером. Да и зачем владельцам ремонтиро-
вать и благоустраивать эти трушобы, если
жилищный кризис позволяет и так, 093
каких бы то ни было’ затрат, повышать
из месяца в месяц квартирную плату?!

Внутренний вил «квартир» нью-джер-
сийских рабочих производит  удручающее
впечатление. Стены настолько пропитаны
сажей. что, если приложить руку к стене,
на ней остается отчетливый отпечаток.
Железная кровать, покосивитийся стол, два-
три ободранных стула — вот обычная 05-
становка. 0 приличной мебели и помышлять
нельзя. Два более ‘или менее приличных
кресла стоят 150—200 долларов!

В летние меслпы улицы рабочих квар-
талов кишат полуоборванными ребятишка-
ми. Вее они одного цвета — грязночерно-
го. Детвора шумно играет в лап-
ту, подростков родители стараются при-
строить на работу в магазины, тде они
разносят заказчикам покупки на дом. Зи-
мой они не пойдут в школу, Tak Rak
лолжны работать, ибо семья никак не \0-
жет свести концы е конца.

Разумеется, не только в Нью-Джерса
трудящемуея -американпу не удается про:
существовать на свой полугололный бюд-
жет. Сейчас это общее для всей Америки
явление.

Тем не менее на нелавней чрезвычайной
сессии конгресс, обсуждая программу Тру-

мэна по борьбе с инфляцией, не принял ни
	[акар Дубрава
	лись новых  нроизводетвенных рекордов,
большинетво донецких театров энергично
репетировало «Макара Дубраву».

Эта пъеса направлена в будущее, ne ту-
манное и абстрактное, а в ярко ошутимое»
глубоко продуманное и созилаемое.

Слова Макара Дубравы, много воживше-
го и много потрудившегося человека, о бу-
дущем общественном строе,. о коммунизме
звучат с такой глубокой убедительностью
пменно потому, что произносит их человек,
посвятивший всю жизнь борьбе за победу
БОммУнИзма.

Хозяин своей земли, борец, сохранивший
незабываемые воспоминания в ветрече в
голы гражданской войны е великим Стали-
ным, шахтер Макар Дубрава вырастает
перед зрителем в деятеля большого  гогу-
дарственного масштаба. Й когда в теплой,
полной сочного украинского юмора  енпене
старые друзья Дубравы Xmapa, Орлов и
Зинченко репетируют его будущую ветречу
с миниетром, зрители понимают, что Макар
Иванович не только внешне подражает
руководителю одной из отраслей промыш-
ленности, но внутренне он сам — Еруп-
ный работник, е широким горизонтом и
политическим чутьем.
	Чувство большевиетекой критики и само-
	критики, свойственное Дубраве, придает
пъесе большую воспитательную силу. Его
напряженная борьба с директором отетаю-
щей шахты Павлом Вругляком, являющим-
ся членом семьи ДЛубравы, учит зрителя
партийной прямоте и последовательногти,
велущей в победе.
	Виевскому зрителю посчастливилось
увидеть спенически яркое воплэщение эт0-
го жизненного многогранного и интерес-
ного образа. В театре имения Франко роль
Дубравы исполняет народный артист СССР
А. Бучма. Серебряная голова. Широкие
рабочие нлечи, которые можно подставить
под тяжелое крепление. Походка легкая,
HO не спешная. Крепкое рукопожатие на-
дежного друга. Молодой, веселый голос.
Й за всеми этими внешними чертами онту=
шаешь большое сердие советского патрио-
та, строителя коммунизма.
	эритель благодарен автору пьесы о 10+
лях Донбасса за ту силу и правду, с ко:
торой он обрисовал передовиков социализ
стического строительства,
	шахтерсекой аулиторией в [орловке, гле
он жил и работал 18 лет,

Донецкое областное излательство выпу-
стило ко Дню шахтера праздничный номер
альманаха «Литературный Донбасс», кни-
ги — И. Гонимова «Шахтарчук», В. Попо-
ва «Сталь и шлак», сборники стихов —
В. Труханова «В пути» и Н. Чернявского
«Зерна счастья», а также сборник очерков
о лучших людях Донбасса «Победители
времени»,
	Педавно в славном  донбаеском городе
Енакиево произошло интересное событие.
Старые, убеленные сединами горняки, ве-
тераны шахты имени Карла Маркса собра-
лиеь и создали свой совет. Это—постоянно
действующий совет старейших мастеров.
Его основная ‘задача — помочь молодежи
быстрее освоить шахтерское дело. Мысли
членов совета направлены на более’ пол-
ное использование внутренних производет-
венных ресурсов, чтобы добиться еще
больших успехов в развитии могучего Дон-
баеса.

Разве это не яркая тема для повести,
поэмы, пьесы?

‚176 молодым шахтерам члены совету
помогли освоить евою трудную и благород-
ную професеню. Разве не возникают перед
писателем образы двух друзей — м0л6л0-
то и старого шахтеров, разве перед ним не
новое, советское разрешение темы Отцов
и детей?

О совете старых  шахтерово много
товорят в Донбассе. Енакиевский горком
партии, обсудив инициативу горняков
тчахты имени Барла Маркса, предложил
партийным организациям всех шахт широ-
хо распространить это ценное и важчое
мероприятие. Это произошло летом 1948
года в дни подготовки к Дню шахтера.

Но еше ранней весной этого года театры
получили новую пьесу А. Корнейчука «Ма-
wap Дубрава». В ней во весь свой могучий
рост встал образ старого донбасского шах-
тера, похымающего своих седобородых, седо-
власых друзей на борьбу за новые побелы
роных шахт, воспитывающего в славных
традиниях рабочего класса горняцкую м0-
лодежь. Глубокое изучение действительно-
сти позволило художнику уловить те тен-
денпии, которые намечалиеь в жизни.
	Знакометво, дружба со старейшим шах-.
	тером  Сергеевым, ныне членом  00-
вета шахты имени Карла Маркса,
дали возможность  драматургу создать
образ Дубравы.  Страстность старого
	большевика, воля советекого патриота Ha-
полняют силой и гордостью  сердпа зрите-
лей, видяших хуложественное воплощение
своих стремлений, своей борьбы, своей
изнЯ.
	`Педаром в дни, когла шахтеры Донбасса,
готовясь встретить свой праздник, лобива-
	КИЕВ. (Наш корр.). Секретариат Союза
советских писателей Украины  заслушал
информацию руководителя донецкого от
деления тов. П. А. Байдебуры о подготов-
ке писателей Лонбасса к Дню шахтера;

Готовясь к славному шахтерскому празл-
нику, донецкие писатели провели 20 твор-
ческих отчетов в городах и на шахтах
Сталинской и Ворошиловградской обла-
стей. Ярким был творческий отчет поэта
П. Беспощалного. Поэт выступил перед
	Всеобщее семилетнее обучение
- в Воронежской области
	Воронежская область сильно пострадала
	от немецко-фашистских захватчиков. Вместе
с промышленными предприятиями и жилы-
ми домами огромный ущерб был нанесен
и школьной сети. Тем большее значение
имеет успех работников народного. просве-
щения Воронежской области — они доби-
лись. к началу нынешнего учебного года
полного выполнения закона о всеобщем
обязательном семилетнем обучении детей.

Вот что сообщил по телефону коррес-
понденту «Литературной газеты» заведую-
щий Воронежским областным отделом на-
родного образования тов. С. В. Винокуров.
	— Сразу же после освобождения облз-
	сти от немецко-фашистских оккупантов на-
чалось восстановление сети школ. Уже к
1946 году мы достигли довоенного уровня,
а к началу нынешнего учебного года от-
крыто 3.400 школ — на сорок больше, чем
было до войны, В каждом сельском совете
теперь имеются одна или две семилетние
или средние школы. Таким образом, все
дети школьного возраста смогут посешать
занятия. 1 сентября 510. 000 ребят сядут за
парты.

С помошью общественности нам удалось
своевременно завершить строительство
школьных зданий. Приведены в полный
порядок парты, завезено топливо (в шко-
лах уже создан запас, составляющий
90 процентов годовой потребности).
	В области полностью восстановлена и
сеть педагогических учебных заведений.
Действуют ‚12 педагогических училищ, 3
учительских института, педагогический ин-
ститут. До шести тысяч учителей заочно
повышают свою квалификацию. Все это
позволило полностью укомплектовать шко-
лы педагогами.   сентября 20 тысяч учи-
телей придут на уроки.

Во всех. районах создан так называемый
фонд всеобуча. Трудящиеся по своей ини-
	циативе собрали в этот фонд деньги, одеж-
ду, продукты, предназначенные для школь-
ников-сирот и детей инвалидов Отечествен-
ной войны. Особенно успешно прошел сбор
в фонд всеобуча в Богучарском, Буденнов-
	-ском и Хреновском районах. Колхозы Пет-
	ровского сельсовета Павловского района.
выделили для’ детей-сирот шесть гектаров
сверхплановых посевов.

В июне и в ‘августе мы дважды провели
учет детей, подлежащих семнлетнему обу-
чению. В рейдовых бригадах участвовали
представители профсоюзных, комсомольских
и советских ‘организаций. - Теперь’ я могу
со всей ответственностью заявить, что’ с
начала нового учебного года в Воронеж-
ской области не останется ни одного ре-
бенка школьного возраста, который не по-
сешал бы занятий. Все готово к приему
школьников.

озера снове ооо ооовововоосов нисан нах

Г О eAOSSMARMODE

А. ЛИТВАК
	Герасим. «= запорожец, представитель
другой шахтерской професени, пишет: «Не
могу я вилеть людей равнодушных, - 6e2-
инициативных».

‘Попался Запорожцу этакий равнодутный
человек — машинист, у которого дело не
ладиловь, «причину всех своих несчастий
он видел только ‘в «паршивом пласте»...
«Погаспый ты какой-то, — говорит маши-
ниету Запорожец, — равнодушный! Ма-
шину не любишь, ay и она тебе платит
тем же».

Запорожец сам повел машину, предвари-
тельно вычистив ве, смазав. Лело оберну-
лось, конечно, по-иному, и ныне «этот ма-
шиниет, как пишет Запорожец, хорошо
работает на врубовке и, кажется, с любым
пластом находит. общий язык»,

Так же обучает люлей и В. Напкевич.
Так же радуется он тому обетоятельству,
что. его воспитанник оказывается впоелед-
ствий на высоте положения.

Учитель гордитея вдохнбвенным, TBOD-
чческим трудом евоих учеников, так каки
учитель, И ученики составляют одну
семью. у них одни интересы, они борются
за общее дело.

«Мой успехи — это успехи веего кол-
лектива шахты, производственные ° победы
коллектива шахты — это и мой побе-
15», — отмечает в своей книге Иван Изо-
тов.

В книге И. Бридько привелен разговор
между автором и начальнаком соседнего
участка шахты — Тихоном Вручиным.
	«— С чем хорошим пожаловал, Тихон
	Григорьевич! — спросил я, пожимая ру-
ку Кручину.
— Не © чем, 2 за чем, так булет вер-
	нее, — улыбаясь, ответил гость,
— Веегла готов поделиться хорошим,
если что найдешь, — ответил я.
° — Вот хорошее-то я и пришел искать.
— ВКак хорошее, так и плохое у нас на
вилу. Смотри. Что понравится — бери. На
плохое наткнешься — водекажи, уберем».
Таковы взаимоотношения советеких лю-
дей на производетве, у них нет секретов
друг от лруга, они стремятся помочь това-
рищам поднятьея на более высокую сту-
пень.
	ул. <

«Мы сильны своей слаженноетью, ©во-
ей дружбой. Иели ты ошибся, твою опгиб-

ву сразу заметят и во-время  выправят,
если ты споткнулся, остунилея, тебя по1-
держат, если ты честно, самоотверженно
трудишвся, тебя поднимают выбвоко Had
всеми, призовут других равняться по те-
бе... У нас нет почвы для очковтиратель-
отва, зависти’ и нелоброжелательноети. Ес-
ли сегодня ты лал высокие показатели, то
будь уверен, что завтра ‘товарищ ‘учтет
твой опыт, внесет в него новое и полни-
метея выше тебя. Но ни ты не опустишь
после этого руки. Нет! Ты используешь
опыт товарища, мобилизуешь свою творче-
скую инициативу и ны еще вы-
ше».

Так оценивает источники ‘силы ©10-.
ей страны, евозго народа Герасим Запоро-
жен. Мог лв рассуждать таким образом Ce-
мишкура, может ли так рассуждать о
творчестве, о труде, о влохновении шахтер,
работающий сегодня на каниталистической
шахте? !

Когда Пантелей Рындин, предложив на
производственном совещании новый метод
организации труда, возвращается домой, он
думает; «...где-нибудь в Америке пли в
другой капиталистической стране мое
предложение привело бы к сокращению че-
тырех шахтеров, которые стали бы безра-
ботными. В нашем же социалистическом
государстве для каждого есть работа, твор-
ческие помыслы каждого веемерно поош-
ряются...»

«Я пришел в родной Донбасе с широки-
ми планами...» — заявляет Герасим 3a-
Порожец. С широкими планами в Донбасс
пришел не один Запорожец, а тысячи лю-
лен, навсегда связавших свою личную
сульбу с судьбами растущей угольной ин-
дустрии страны. Й их широкие планы бли-
стательно осуществляются в жизни. Чув-
ством близости и кровной связи с пред-
приятием пронизаны книжки шахтеров—
стахановцев новой сталинской пятилетки.
Эти книжки — свидетельство роста но-
ваторов и организаторов промышленности,
реста производственно п культурного.
Эти книжки доказывают, как много у нас
людей широких планов, как растут  оня
в повсетневном труде, как расширяются ях
горизонты, как величественен и благоро-
лен их DosR.

В странах, где господствуют капитали-
стические монополий, шахтерский труд и
поныне-—гибельный и беспросветаый. Аме-
риканский журнал «АДедис °хом джорнэл»
напечатал недавно очерк о жизни шахтера
Джима Перкинса из поселка Кловер Ферк
Крик в штате Кентукки. Неркине с семь-
ей живет в бараке, судя по онасаняям,
не отличающемея от жилья  Семишкуры.
Bea семья из десяти человек вытираетея
элним полотенцем, которое ‘чернее сажи.
Среди лесяти членов семьи- Перкинеа ca-
мая грамотная ‚ — невестка, которая
окончила... один Классе средней школы.
Почти та же картина, что описал Серафи-
мович. Нет, Лжим Перкинс из штата Вен-
тукки и сегодня не может писать книги!
  Перед нами книги советеких шахтеров—
И. Бридькю, А. Тюренкова. Л. Борискина,
№ Памкевича, И. Изотова, Г. Запорожиа й
П. Рындица. Это — представители нового
поколения еоветеких рабочих, овладевших
знаниями, выросших, расправивших орли-
ные крылья творчества.

Книги тиахтеров — стахановцев новой
сталипекой пятилетки — в. значительной
степени книгн технические. Многие из
них снабжены чертежами и схемами, во-
держат подробные описания методов ‘рабо-
ты забойщиков и врубовых машиниетов.
Ве было бы ошибкой предположить, что
книги эти интересны только шахтерам ла
горным инженерам. Нет, это не так: неза:
висимо от своих технических достоинетв,
от качества каждой книги, как материала.
для обмена опытом между горняками, кни-
ги эти привлекут внимание всех, кто инте-
ресуетея жизнью советской страны, тру-
дом, бытом и культурой советских людей.
‚  Привлекут внимание своей публицистяч-
ностью, возможностью сделать широкие
обобщения.

«Многолетний опыт убеждает меня в
м, что равнодущный человек не может

‘отать в шахте. Наше горняцкое дело

уянно требует; чтобы в человеке был

\, который не давал бы ему покоя», —
‚ Александр Тюренков, знаменитый
ик. Огонек в работе приводит к ре-
производительности, — помогает
рабочим осуществить десятки
ных новаторских идей, которые,
Sh, под силу Только большим

iS редакции й вздательства.
	Можно ли представить: себе шахтера 0е-
уяшкуру в роли автора книги? Способен
ли был герой рассказа, написанного А. Се-
рафимовичем пятьдесят лет назад, раскрыть
перед товарищами метолы своей работы?
Но чем бы он рассказал? 0 том, как
«жизнь на руднике, попрежнему катилась
изо дня в лень — ревел, вызывая омену,
ревун, переливчато говорили бежавшие це-
ни, епуская и подымая людей. Попреж-
нему в штольнях бились, врубзяеь в чер-
ный уголь, полуголые, черные, обливаю-
пиеся потом люди при неверном краснова-
том свете лампочек...» 06 этом сообщил бы
Семинкурз?.. Или поведал бы миру, Бак
«то шестнадцати часов в две восьмич3со-
вые упряжки работал Семашкура, и поэ-
тому вреня CHa у него всегда передвига-
30th, —— 10 © утра ложилел спать. TO &
вечеру. то ночью. но засыпал моменталь-

во.. Отсыпал свои семь. Часов, а часок

оставлял на еду. на то, чтобы зашить

9 из одежи, полалякать е товаря-
— .

“1X изданиях ‘сочанений А. Се-

orc ВуЮт ABR PCRs:

‘4h шахтер». Есть

› оба пройзреле-

эвый рассказ

“уры © шах-

угу, выдро-

Ца veda ae

мени на-

зонный,

ит в

“Th DOT

в

‘каз

Из иностранной почты

Итальянские горняки в. Бельгии
	чтальянскому шахтеру той же квалифика”
цни платят не больше 175 франков. :

Ужасны жилишные условия, в которых
живут итальянские рабочие. Bor общежа-
тие в Лезан де Флэню. Старое и ветхое
здание, бывшая душевая. Теперь здесь из:
ходятся сиальни шахтеров, кухня и столо-
вая. В темной и грязной комнате рабочие
обедают, Немного рыбных консервов и ма-
карон, не покрывающих дна тарелки, —та.
ков обед. В каждой десятиметровой ком-
ватушке спят шесть человек. В общежитий
	настолько сыро, что обувь покрывается
плесенью.
	Не лучше живут и итальянцы, работаю:
шие ва шахтах в Бракеньи. В бараках
грязь и скученность. На походные кровати
брошены соломевиые тюфяки и такие XK.
полушки. Во многих ‘окнах  отсутствую!”
стекла, а рамы не закрываются. (

На рудниках часто происходят несчаст}
ные случаи, преимущественно из-за того,
что владельцы, шахт пренебрегают правила“
ми безопасности. Недавно, например, в
бельгийской печати появилось сообщение о
гибели шахтера-итальяниа в Буссю. Он
был убит огромным камнем, © сорвавшимея
сверху.

«Из всего этого-можно сделать вывод—
пишет газета, — что итальянские рабочие
не только разделяют с бельгийскими шах-
терами их соломенное ложе, скудное пи-
тание, низкую заработную ‘алату, во тер.
	AAT elle большие лишения и невзгоды, че
бельгийцы»,
	Выходящая в Брюсселе газета «Драпо
руж» опубликовала репортаж своего кэр-
респондента, посвященный положению
итальянских ‘горняков, работающих на шах-
тах Бельгии. Хотя правительство де Гас-
пери—Сарагата пользуется усиленной под-
держкой своих заокеанских покровителей,
оно тем не менее не в состоянии. да и не
желает, обеспечить трудящихся работой.
Безработица принимаег все более широкие
размеры, и потому даже квалифицированные
рабочие вынуждены отправляться в другие
страны. Так, по договору с бельгийским
правительством 50.000 итальянских ‘шахте-
ров нанялись в течение года работать в
Бельгии.

Однако из прибывших итальянских рабо-
чих свыше 20.000 сразу же вернулись
обратно. Тяжелые ‘условия труда и быга
заставили их это сделать, несмотря на
контракт и полное отсутствие перспективы
получить работу ‘у себя дома, в Италии.

О. судьбе оставшихся рассказал корреспов-
	денту «Драпо руж» один молодой `шахтер-
нтальянен.
	— От заработка у меня остаются для
посылки домой буквально гроши, так что
моя семья, ралн которой я работаю здесь,
не имеет возможности приобрести в Италии
даже самое необходимое. Мы, итальянские
рабочие, получаем более низкую зарплату,
чем бельгийские шахтеры, а работаем не
меньше и не хуже. В то время как бель-
гайский Шахтер получает 260 франков,
	Главный релактор В. ЕРМИЛОВ.
		A RADU оллегия:.  . АТАРОВ, А. БАУЛИН, Б. ГОРБАТОВ,
А. КОРНЕЙЧУК, О. КУРГАНОВ. Л. ЛЕОНОВ, А. МАКАРОВ,

М. МИТИН, Н. ПОГОДИН, А. ТВАРДОВСКИЙ. Л. ШАУМУЭН.
	в асвусства —
излательство —
	К 4-76-02, внутренней жизни — К3-37-34,
K 4-98-63.
	В = 0265
	95 Октября, 19 (для телеграмм — Москва,   Литгазета). Телефоны: секретариат ~ K 5- 10-40, отделы: ‘литературы й иск
	ародной. жизнн — К 4-64-61, науки в техники — К 4-60 02, информация — К 3-19-30, отдел писем —К 0-62-91,
	Типография имени И, И. Скворцова-Степанова, Москва, Пушкинская площадь, 5.