Новости советской техники
cere a LOCALE A
	Станки
высоких скоростей
	Экспериментальный научно-иселелова*
тельский институт Министерства станко-
строения СССР ` разработал‘ рял станков
новой конструкции для скоростной обра.
ботки. металлов, :

Недавно закончились промышленные вс
пытания мощного фрезерного станка, со’
	зланного группой конструкторов под руко*_
	водством  члена-корреспондента Академия
наук СССР профессора В. И. Дикушина,
Этот станок с увеличенным  диаметрон
фрезы и при наибольшем числе оборотов
шойнделя дает’ возможность довести ско’
рость. резания до 2,5—3 тысяч метров %
минуту, тогда как на обычных станках
она не превышает 300 метров. .
Наряду с уменьшением машинного вре
мени конструкторы’ максимально COKpaTH-
ли 33 счет автоматизации  вспомогатель-
ных процессов время, требуемое на обелу*
живание станка. Автоматизация доведена
до такого совершенства, что рабочему
остаейся лишь нажать кнопку на пульте
управления, чтобы заставить ставок про-
изволить то или иное движение.
	При высокой скорости резания вз-под
фрезы вырывается вихрь раскаленных стру-
жек. Конструкторы поставили на станке
специальные предохранительные щиты, ко.
торые обеспечивают фрезеровщику полную
безопасность при работе на больших ско:
ростях.

Идет сборка первого скороствого Tor -
ного станка новой конструкции Ux»
оборотов шпинделя этого станка доведено
также ло 3.000 в минуту.

Изготовлен специальный станок для
вихревого нарезания резьбы. Обычно эта
работа выполняется на токарных или резь-
бофрезерных ставках со сложной кинема’
тикой и сравнительно малой  провзводиз
тельностью. Новый станок прост по своей
конструкции, легко настраивается, улобен
для работы. Рабочий средней квалифика“
ции может увеличить на нем производя
тельность трула в 4—5 раз.

Одновременно © гозданием мощных бы
строхолных машин институт работает взад
совершенствованием существующего пар
ка станков. Исследуя передовой стаханов
ский опыт и развивая рационализаторские
предложения HOBATOPOBR производства, ва’
учные сотрудники института разработала
большое количество различных  присю*
соблений, применение которых. даст BOs
можность быстрее внедрить повсеместно
методы скоростной обработки металлов,
Так, например, на многих токарных стан»
ках при обработке  цеталей измерение
ллины обточки произволится  ланейкой.
Токарю иногда приходится делать до ты.
сячи промеров за смену, и каждый раз оз
вынужден останавливать станок. Теперь
конструкторы избавляют’ рабочего от этих
излишних остановок. К станку  приспо-
соблена лимб-шкала, укрепленная на валу
	маховика ручной подачи. Пользуясь ею,
токарь видит ‘глубину обточки,
	_ Параийиот
°@ шахте
	Клеть опускалась в огромный бетониро-

ванный колодец. Она неслась со скоростью
курьерского. поезда. И вдруг раздался
резкий удар. Клеть оторвалась от стально
„ТО Чод’емного. каната, к которому былм
подвешена. Она падала вниз. Еще мгнове.
ние, а клеть рухнет на дно шахтного ство-
ла, превратившись в бесформенную’ тру
металла. Но клеть He упала,
кая-то. сила  удержала ее в критический
момент. Из стальной кабины ‘вышли двое—
изобретатель шахтного парашюта о Павел
Федорович Павлов и его соавтор и жена
‚Любовь Васильевна.
_— Шестьдесят восемь раз спускали ‘ns06pe-
татели Павловы пустые или нагруженные
клети в шахту. Шестьдесят восемь раз’ они
искусственно обрывали под’емный кана
толщиною почти в руку. И не было случая,
чтобы парашют не удержал клеть;

Шахтные парашюты существуют более
ста лет. Их изготовляют фирмы Англии,
Франции и Германии. Но ни один из зару-
бежных. механизмов полностью не спасал
от аварий.

Парашюты системы Tasnosux по своей
конструкции резко отличаются от иностран-
ных. В решении поставленной ‘задачи совет
ские изобретатели пошли по: принципиально
новому пути. Когда обрывается под’емный
канат, ловитель парашюта прочно схваты:
вается за опоры. Люди, ^ находящиеся в
клети, не’ испытывают в это время сильных
толчков, торможение происходит мягко.
Клеть повисает на парашюте и покачивает
ся, словно на качелях.

Шахтные парашюты системы Павловых—
новая крупная‘ побела советской. науки п
‘техники. Они установлены уже на двух
шахтах комбината «Москвауголь» и двух
шахтах Донецкого бассейна. К концу roma
парашютамн будут оснащены еще шест
крупных шахт.
	Хроника культурной знизи,
	® Москва. Вышло. в свет третье, допол:
ненное издание «Агробиологии» академика
Т. Д. Лысенко. В этом издании собраны
основные работы ученого по вопросам re

нетики, селекции и семеноводства, написан.

ные с 1935 по 1948 год,

< Николаев. Памятник А. М. Горькому
будет сооружен в селе Кандибино, Ново-
одесского района, где в 1891 году побывал

великий писатель. На фактах из дореволю- _

ционной жизни этого села написан рассказ

«Вывод». Проект памятника Горькому сде“.

лал архитектор тов. Бабаян.
® Ялта. Общественность Ялты. отметила
на-днях 85-летие. со дня рождения Мари

Павловны Чеховой, сестры и друга. велике”
го русского писателя. М. П. Чехова явля.

ся хранительницей домика-музея в Ялте; ею

р

подготовлено сейчас к изданию новое д”.

полненное собрание писем А. П. Чехова.
‚ ® Вильнюс. Государственное  республи“
канское издательство художественной ли:
тературы выпустило на’ литовском языке
произведения писателей ‘братских респуб
лик. Массовыми тиражами вышли — пьеса
эстонского. пясателя лауреата Сталинской
премии А. Якобсона «Жизнь в цитадели»,
«Антология латвийской литературы» под
редакцией Майзнекса и другие книги.
Свердловск. В краеведческом музее
открылась выставка книг о прошлом и #4
стоящем  Екатеринбурга—Свердловска. На
выставке, приуроченной к предстоящему
225-летию Свердловска, экспонированы цен“
чейшие и`редкие издания — KHATER, ata
сы, альбомы гравюр, газеты и журналы,
	ИН, Б. ГОРБАТОВ,
OB, A. MAKAPOB,
Й, Л. ШАУМЯН.
	ЕРНИНИ
	Встреча двух матерых — Разведчи-
ков — Филби и Эдди — В Саудов-
ской Аравии произошла,  вонечно, не по
воле слепого случая. Речь идет о схватке
двух держав-—США и Англии-—на терри-
тории этой богатой нефтью страны, 6
схватке, которая приняла форму своеоб-
разного поединка между Филби и Эдди.
Пока «магометанин» английского проис-
хождения об’езжал. пустыню Роба-эл-Ха-
ли и подмандатные княжества, вербуя
среди племен надежных людей для очеред-
ных колониальных интриг и провокаций,
американский «любитель-востоковед» Уси-
ленно обрабатывал короля Ибн-Сауда, дэ-
могаясь от него предоставления Соединен-
ным Штатам неограниченных. прав на
нефтяные концессия и обещая взамен
превратить ° пустынный полуостров В
«райские салы ХХ века».

Шло время. В песчаных дюнах Роба-эль-
Хали разрастался лес нефтяных вышек.
Представители «Арамко» выкачивали Из
нефтепромыелов Саудовской Аравии. 13
ипллионов тонн сырой нефти ежегодно, &
отчеканенные в Вапинттоне  вовенькие
серебряные риалы с изображением Ибн-
Саула окончательно покорили властелина
нефтеносного полуострова, и он делал вид,
что не замечает, как в «райских садах»
нефтяных компаний от каторжного труда,
голода и болезней гибнут тысячи его вер-
ноподданных — арабов. Вильям Эдди удо-
влетворенно потирал руки. «Средний Во-
сетов не является больше закрытым запэ-
ведником Англии, — говорил он смущен-
ному Джону Филби. — 33 года назад ваш
Лоуренс открыл в ‘государстве Ибн-Сауда
‘нефть, но мы открыли монарху доллары».

Филби задумался: таких соперников он
еще не имел. Французы, против которых он
работал в Сирии и Ливане, оказались уступ-
чивее. Впрочем, если ‘господин Эттли пле“
тется за мистером Труманом, & господин
Вевин за мистером Марталлом, то почему
хе, в конце концов, и ему, Джону Филби,
не пойти за полковником Эдди...

— Допускаю, что на данном этапе вы
взяли верх, мистер Элли, — заявил он
своему сопернику. — Достаточно ли, од-
нако, вы учитываете, что группа транс-
порзанеких или иракских арабов. оседлав
«кораблей пустыни», может с помощью
небольшой порпии линамита нанести CYy-
шественный урон нефтепроводам и выш-
кам «Арамко»?

Мистер Элли, несомненно, принял. к
сведению такой прозрачный намек, и это
бесспорно «примирило» его с Филби. Ho
еше более тесно об’елинил обоих сопер-
ничающих разведчиков грозный рот на-
ролно-оевоболительного движения в apaé-
ских странах.

Ставтие теперь «заклятыми друзьями»,
они лействуют пока в контакте: Филби
вербуе? арабских «добровольцев» для
борьбы в Палестине и влохновляет пра-
вителя Сауловской Аравии ва борьбу
против напионально-освободительного ABE-
жения на Ближнем Востоке, о а Эдди изо
всех сил атакует Вашингтон. где он ©ей-
час нахолится как представитель «Арам-
ко», требуя, чтобы США поддержали Анг-
лию в палестинском вопросе, a Также
немедленно распространили «доктрину
Трумэна» на арабские страны.

>.

Сенатор Тэйлор решил зачитать это пись-
мо в самый разгар обсуждения законо-
проекта. Не успел ‘он, однако, огласить
первую фразу, как со своего места вскочил
раз’яренный Брюстер-один 43 наиболее
реакционных сенаторов-республиканцев — и
потребовал, чтобы председательствующий
лишил Тэйлора слова за «выступление, не-
достойное сенатора».
	Председательствовавший республиканец
Ивс, видимо, неплохо владеющий искус-
ством парламентского крючкотворства, мол-
ниеносно разыскал в толстом своде законов
казуистические статьи, согласно которым
удалось «на законном основании»’ заткнуть
‚ рот Тэйлору.

‚ Напрасно Тэйлор требовал после этого
предоставить ему слово хотя бы в порядке
ведения заседания.

Сенат немедленно перешел к обсужде-
нию другого вопроса, и Тэйлору осталось
  лишь молча сесть на своё место.:,
	г. Осипов OC ОП

Неожиданное появление в древней Mer-
	ке европейца с огиенно-рыжей бородой, в
высокой чалме и бедуинском бурнусе вы-
звало в свое время немало толков в араб-
ском мире, поскольку ни один иностранеп
не поселялся в районе гробницы Магомета.
	Каково ‘же было’ ‘удивление местных.
	властей и жителей Мекки, когда неизвест-
ный иностранец ° пред’явил документы
на имя магометанина Эль-Хадж Абдаллаха
Филби-бея, частного коммерсанта и Уч8-
ного, пришедшего в «евятой город» ¢
целью совершения религиозного обряда. -
	МН, ЗЫ, ЧоК Вы _

Аммана паломники опознали в «рыжей
бороде» самого что ни на есть чистокров-
ного англичанииа Джона Филби. Он ока-
зался бывшим советником трансиордан“
ского эмира Абдуллы и одним из основа-
телей его государства;  «обращенным» в
магометанство в полном соответствии с...
инструкциями ближневосточного 014618
Интеллиджене сервис.
	Но в’ момент этого открытия «ученый
	коммерсант» уже снепгил в Джидду порт
на Красном море, в летнюю резидениию
короля Саудовской Аравии, властелина
«нефтяной империи» и самого крупного
феолала на Аравийском полуострове Ибн-
Сауда, чье откровенное  заигрывание с
американскими нефтяными компаниями
весьма беспокойле и министров, и нефте-
промышленников в Лондоне.
	Поспельное «превращение» Джона Фил-
a назначение @го «личным  советни-
	On и назначение его хлизвыйв Зее
ком» короля Ибн-Сауда являлось, следова-
тельно, частью плана, задуманного Auras
ей. Во-первых, наличие при королевской
	особе советника—<магометанина» не про-
	тиворечило религиозному чувству короля
и ето верноподданных; во-вторых, Джон
Филби был именно тем человеком, кото-
рому можно было поручить. противодейст-
вие проискам наглых американских ROH-
курентов, откровенно заявлявших, ITO
они «не потерпят английской монополии
на  арабекую нефть»; в-третьих, он,
опытнейший из британских агентов, 34-
служил репутапию ‹ «специалиста» 00
борьбе ©  напионально-освободительным
движением, 8 это было особенно важно в
районе нефтяных промыслов Аравийского
полуострова, где возмущение жестоко экс-
плоатируемых  рабочих-арабов угрожало
интересам нефтяных трестов,
	Итак. Лжон Физби. казалось бы, надол-
	го и основательно расположился при FB0-
ре Ибн-Саудз. Вели бы....
	Бели бы в зимней столице Ибн-Саула—
	городе Эд-Рияде не приземлился амери-
канский самолет, из которого вышел на
раскаленную солнцем землю маленький
румяный человек, тоже в чалме и тоже в
зрабеком бурнусе,
	разведчик Вильям Эдли, помощник Map-
шалла, человек, ставший впоследствии
одной из главных фигур «Арамео» —
«Арабско-американской нефтяной компа-
нии». выступавшей на Среднем Востоке в
качестРе самого опасного противника анг-
лийских нефтяных матнатов.
	Вильям Элли. полковник морской пехо-
	ты, не так давно возглавлявший шпион-
ский пентр США в Танжере, а-затем на-
значенный начальником отдела политиче-
ской разведки государственного департз-
	В те самые дни, когда сенат обсуждал
законопроект © введении обязательной
воинской повинности в США, сенатор Глен
Тэйлор, кандидат в вице-президенты от
прогрессивной партии, получил письмо от
одной из своих избирательниц, жены учи-
теля.
	«Граждане нашей  страны,—говорилось
	`в этом письме, — могут поздравить себя с
	тем, что у них есть по краиней мере один
честный сенатор, считающий своим долгом
представлять интересы народа, а не свое-
корыстные интересы врагов мира, Пусть
бог даст вам силы в борьбе против людей,
обманным путем пробирающихея в конгресс
и никогда не прислушивающихся к голосу
избирателей. Мы хотим мира, а не органи-
зованных американцами военных экспеди-
ций для поддержки продажных : празн-
тельств-и. монархических режимов».
	rp we Jive Флориша Букована

г

Если бы вы когда-нибудь приехали в
Словакию, я хотел бы, чтобы вы побы-
вали в этой деревне. Она приютилаеь
пох высокими горами, вокруг только вру-
тые вершины, голые склоны или’ густой
лес. Сквозь этот каменный мир прорыла
себе путь река Ваг. Вдоль берега, врезан-
50е в еклон горы, змеится поссе. По дру-
гому берегу — полотно железной дороги.
За рекой — двухколейный железнодорож-
ный моет и два туннеля. Тот, кто взбе-
рется наверх и будет смотреть вниз, уви-
дит эти три переплетающиеся ленты:
утоссе, реку и линию железной дороги.

На этой железнодорожной линии уже
вного лет постукивает молотком по рель-
eau ной старый знакомый, товарищ Фло-
риш Букован.

Богда я недавно пришел к нему, он
стоял перед домом и раздраженно ударял
топориком по забору.

— Что с тобой, Флориш? Вого ты ру-
гаенть? — спросил я ero. в: е

— Koro? Кабатчика Лишку. Я уже
давно говорю вму: «Слушай, Габриш, ведь.
ваше дело уже полностью проиграно, дав-
но пора тебе соскрести эту гнусную над-
пись на вывеске!..» А он мне говорит:
«Я уже пробовал. Да краска уж. очень
в’елливая. Не сходит». .

Я сразу понял, о какой надписи гово-

рит Флориш. На вывеске кабака Лишки
eme c man 1946 года красовалея предвы-
борный лозунг: «Здесь только демократы
дома, коммунистов сбровь с парома»...
_ С мая 1946 года... Тогда  словацвая
буржуазия, против господства которой ве-
ли последовательную борьбу коммунисты,
открыла двери своей «демократической»
партии самой черной реакции, сохранив-
шейся тут со времен фаптистекого режима
Фисо. Они боролись против всего, что 38-
воевал народ во время августовского вос-
стания, и е помощью демагогии и обмана
лолучили на выборах 62 процента голо-
ФВ.

— Ты прав! — ответил я Флоришу.—
Чва года назад они кричали о своей люб-
ви к народу, а где они теперь? Удрали в
Германию, на Запад, об’единились с вра-
гами Словакии...

Флоряш Букован отложил топорив. По-
емотрел на горы — они высилиеь до 06-
лаков, и между сверкающими вершинами
вилиеь три ленты: 10ссе, река и желез-
ная дорога.

‘Может быть, он вепомвил 1944 год,
славный год восстания? Тогда, это было в
конце августа, Тисо призвал в страну
немецкую армию, чтобы «образумить» не-
товольный и восставший народ и «навести
порядок». Немцы лавиной катились в Сло-
вакию. Они торопились, ибо неподалеку
через. карпатские перевалы  прорывалась
победоносная Советская Армия. Немпы до-
шли сюда, к этим сомкнувшимся, как не.
преодолимый барьер, вернтинам. Они до-
тли сюда,—и здесь началось.

Это была тяжелая борьба. В коние
Бонцов, пришлось отступить перед превос-
ходяшими силами немцев. Потом было еще
ыного боев—в других местах, в других го-
рах. Флориш воевал до самой весны.

Мы стояли е Флоришем перед домом и
смотрели на горы. Из-за поворотз пока-
залея поезд. Рельсы, точно струны, зву-
цали музыкой, повторяемой эхом в ска-
лах, пока поезд не екрылея. в черной пз-
сти туннеля.

_— Помнишь? — спросил Флориш. —
Фри года назад...

Я знал, о чем он думает. Он думал о
весне 1945 года, когда Советская Армия
освободила Словакию и немцы отошли
сюда, в эти узкие расшелины скал, где
они надеялись укрепиться и обороняться.
Они укрепились. И оборонялись. Но н?з-
праено, ре

И тогда, взбешенные  бесплодноетью
своих усилий, перед отступлением они е5-
вершили страшное дело. Они уничтожили
Mmocce. Разрушили железную дорогу.
Взорвали железнодорожные мосты. В тун-
нвлях пустили поезда навстречу друг
другу. А к этому еще добавили мипы и
Динамит. .

Советская Армия принесла народу свобо-
ху. Народ радовался. Радовалея Флориш
Букован. Но когда он увилел железноло-
рожную линию, на которой столько’ лет
забивал костыли в подваянчивал гайки, из-
	У Флориша заблестели глаза.

— Знаю, знаю, — ответил он. — Я
помню и т0, как господа боролись против
этого закона. Один пастор в парламенте
хетал громы и МОЛНИЙ: «Если мы позво-
лим всем людям учиться, кте же будет
пасти коз?» Ясно, чего они боялись... А
знаепть, мой сын Самко поступает в ин-
ститут. Хочет быть инженером. Когда-то,
размышляя 0 Том, как его подготовить Е
жизни, я хумал: он научится ремеслу, и
ему будет хорошо. А теперь он окончил
гимназию и идет в институт. Получит
‘стипендию...

Февраль. Майские выборы 1948 года.
Единство... Е.

Все желания, все чаяния народа acy-
ществились за короткое время. Просто
невероятным казалось, как бурно потекла
жизнь, когда русло очистилось OT ила,
когда были прорваны запруды.
 — Слделаны большие дела и будут де-
латься новые. Но если мы не выполним
двухлетку...

— Лвухлетку мы выполним, = нре-
рвал меня Флориш так решительно, точно
от него одного зависело выполнение госу-
дарственных и ветречных планов.

Я смотрел. на Флориша, рабочего,
который долгие годы трудилея Ba жеизз-
ной дороге, дралея против фашистов, вер-
нулся с заслугами, а теперь енова рабо-
тает на линии. Я знаю, что и дорожные
рабочие выставили свой встречный план.

Кроме Флориша, я видел и нечто боль-
шее: огромное здание веего народного хо-
зяйства — копи, домны, заводы и фаб-
PHEM, на которых теперь нехватает рабо-
чей силы...

— Двухлетку мы выполним, — снова
повторил, Флориш, точно угадав, о чем я
думаю. — Во время обеденного перерыва
мы с товарищами сидим на линии и ч4сто
говорим 0б этом. Как изменились времена!
Сколько наших людей должно было когдз-
то отправляться далеко за море, работать
в чужих рудниках, на чужих заводах и в
чужих поместьях... А теперь? Мы строим
промышленность,  распределяем имения.
Мы созываем наших людей с чужбины
домой, даем ‘им работу и землю, А когда
выполним двухлетку...

— Тогда, — перебил я его, — мы пе-
рейдем к пятилетке. Это будет огромное
дело. Предетавь себе: промышленная про-
дукпия должна во всей Чехословакии в03-
расти в течение пятилетки на 65 пропен-
тов, а в Словакии — на 95 процентов.
Сколько работы! И какое благосостояние!

Флориш Букован кивнул головой:

— Этого-то господа и боялись. Они ду-
мали убедить нас, что без них. мы не’ про-
живем, хотели, чтобы мы зависели от них
и подчинялись им. А когда они увидели,
что мы вами лучше обеспечим свое бла-
гополучие без них и вопреки им, они. на-
чали пугать Hac войной. Хотели, чтобы
мы из страха перед войной проиграли на-
шу борьбу. Верно?

..Лень угасал. Полкрадывалаеь ночь. -

— Пойлем ко мне, -—— пригласил меня
Флорипг. — Я один дома.

Он первым вошел в дом и у двери по-
вернул выключатель. Лучи электрической
лампочки прогнали тени из всех углов.
Стол, скамья, табуреты, печь, шкаф, по-
стель и полочка с книгами. .

— Лавно у.вас электричество?

— Какое там! — ответил Букован. —
Ровно месяц.

Он минуту помолчал, потом, улыбнув-
тись, продолжал: .

— Вогла мы уже начали тянуть по ее-
лу провода, мне как-то попалась наветре-
чу старуха. Ломает руки и говорит: «Ax,
ах, сосел, зачем вы это делаете? До сих
пор у нае горели маленькие керосиновые

лампочки, и было хорошо. Мы хотя бы не.
	видели своей нитеты...» Что я мог cBt-
зать старушке? «Бидите ли, моя милая, —
ответил я ей.—Мы, коммуниеты, . такой
народ, что постепенно проведем электри-
чество в каждую деревню, в кажлую избу,
осветим эту старую словацкую нишету, в
каком бы углу она ни пряталась, п вы-
живем ее. Чтобы людям было хорошо.
Ч бы наши дети жили лучше нае». Вот
как я ответил ей. .

— Ты хорошо ответил, — сказал я
Флоришу на прощанье. *
	Четыре года назад словацкий народ с
оружием в руках восстал против иност-
ранных поработителей и ях ‘прислужни-
ков, вписав славную страницу в историю
Чехословацкой республики, внеся свой
вклад в общее дело победы над фашист-
ской реакцией, Е

В написанном для «Литературной газе-
ты» очерке «Думы Флориша Букована»,
который мы помешаем ниже, известный
писатель Чехословакии Петер Илем-
ницкий рассказывает о думах и делах
людей новой Словакии, строящих свое
свободное, демократическое государство.
	нывал от жары и MOK под дождем в в
черный хлеб, — он проглотил слезу. Ли-
ния была разрушена — шиалы перереза-
вы, согнутые рельсы торчали  квгрху,
ЕаЕ спирзли. Арки мостов торбились в
русле реки, а на них лежали два локомо-
чтива, как трупы огромных животных. В
туннелях — разрушение, тьма и гробовая
тишина...

— Помнишь?.. — повторил’ Флориш.
Он, очевидно, продолжал вспоминать 0
том, как замерла тогда жизнь, по Шоссе
	не проезжал ни один автомобиль, по ли-
	ний не проходил ни один поезд, по рек
ни один плот. Вспомнил он и о славной
битве, разыгравиейся здесь потом. Уже
не гремели пушки, не трешали автоматы
	1и вивтовки -— раздавалея стув Молотков,
	топоров и гул пил. Рабочие ближайших
заводов и фабрик, железнодорожники, сол-
даты, крестьяне, женщины и Молодежь
работали здесь до тех пор, пока первый
поезт не прошел по деревянному мосту и
не дал гудок перед свободным туннелем.

— Я помню, что было три года на-
зад, — ответил я Флоришу Буковану. —
Тогда каждый порядочный человек взялся
за работу, а господа стояли в стороне и
критиковали. Срывали трудовой ‹ под’ем.
Клеветали на коммунистов. Запугивали
людей новой войной...

— Что и говорить, они ее жаждут, —
подтвердил Флориш. — Хотели бы вер-
нуть свои фабрики, поместья, банки...
Чтобы все было попрежнему... Но этого не
будет, никогда не будет!

— Видишь, в мае 1946 года они не
скупились на обещания, лишь бы побе-
дить на выборах. damn, бы захватить
власть. Они одурачили многих, кто отдал
им Тогда свои голоса.

— Это верно, — сказал Флориш. —
Но... если бы народ не дал себя тогда оду-
рачить...

Было ясно, что подразумевал Флорит.
Он намекал на то, что творила словацкая
реакпия в течение двух лет после победы
на выборах. Как она игнорировала опубли-
кованные распоряжения и законы,” как
оттягивала их осуществление, как тормо-
зила работу Народных комитетов, как. са-
ботировала проведение реконструкции и
строительство, как охраняла фонистов и
клеветала на партизан, как снова разжи-
гала в Словакии античешский  национа-
‘лизм. Флориш намекал на эти два года
гнуеной возни и борьбы, Ha Ta, Ram да-
леко могла бы уйти страна, если бы всего
этого не было.

— Нам это стоило много сил; и мы
могли бы их использовать на более  по-
лезные дела. Но это — не потерянное
время. Народ за это время многому нау-
чился и прошел хорошую школу. Теперь
его никто не одурачит!

— Это я знаю, — пробурчал Фло-
риш. — Потёрянное время мы наверета-
ем. Главное, что теперь, после февраля,
никто уже не тормозит работу правитель-
ства.

Через минуту Флориш продолжал:

— Может быть, я в этих вещах мало
понимаю, но я так думаю... С самого на-
чала было заявлено, что словаки имеют
равные ‘права се чехами. Это правильно.
Но демократы лишали словаков этих прав.
Ведь в Чехии еше задолго до февраля де-
сятки тысяч крестьян получили землю, в
то время как словапкие демократы только
обманывали нарол, оберегали венгерских
помещиков и помогали фашистам. Верно?

— Верно, — подтвердил я. — Еше ху-
же было е законом о елиной школе, обес-
печивающим всем детям равние право па
образование. Министр Неедлы еще весной
1946 года предложил проект этого закона
на обсужление парламента. И видишь —
его приняли только после М 1948
гола...

«ДЕМОКРАТИЯ ДОЛЛАРА» В ДЕЙСТВИИ
	ТЕТЕ ООО ТТТ

С КОНОНОВ
	рзакции. В стихах «Ростов и запад» он
говорит: : . ‘
‚ ©, санкюлоты Европы!
Азия. протянула свои руки к вам.
Через овраги и тропы
Мы все протянули руки к вам...
Остановка близка. Нам путь готов.
Пожаром дымись, отчизна.
Наша конница грянет шипами подков
В брюхо империализма.
	Со всей силой своего огромного талан-
та Хикмет обрушивается на турецкую
реакцию, торгующую национальной неза-
висимостью и в интересах империалистов
заковывающую народ в цепи полицейско-
го режима. Разоблачая воротил правящей
народно-республиканской партии, он на-
носит улары по турепким  фашистам-
пантюркистам, помогающим  жанлармам
чинить расправу над демократами.

Хикмет не только выдающийся поэт,
он и прекрасный публицист, журналист,
драматург.

Назым Хикмет — светоч народа Type
ции — томится в фашистеком застенке.
Однако его вольнолюбивая поэзия не знает
преград. Песмотря na свирепый полицей-
ский, террор, усиливающийся в связи е
закабалением страны американским импе-
риализмом, Хикмет продолжает оставаться
в Турции всенародно признанным поэтом.
Широкие массы трудящихся города и 4e-
ревни читают и поют стихи и песни Ha-
зыма Хикмета. Их сила не только в со-
вершенньй форме, но прежде всего — в
мобилизующей, пламенной идее, зовущей
в - непримиримой борьбе против реакции,
34 независимую и свободную Турпию.
	Главный редактор В. ЕРМИЛОВ.
	CCCP on пишет: «Все, что до сих пор я
знал об этой великой стране, было наивно.
Онз явилась моим первым учителем, мопм
первым товарищем. Я приехал в то время,
ког4а здесь волны штурмовали небо, ко-
гда одна шестая земного шара круто пэ-
вернула вперед колесо истории...»

Поэт с величайнтим интересом наблю-
дает строительство новой жизни в Совет-
ском Союзе. «Вее читают, — пишет Нз-
зым, — вее учатся, у всех в руках книги
Ленина и Маркса». Отмечая трудности,
вызванные войной и интервенцией, Назым
продолжает: «Люди покупают по сто
граммов хлебз и по цвалцать тонн книг.

В 1922 roxy s Mockse произошла
встреча Назыма Хикмета е Маяковским,
С первых же дней знакомства между по-
этами завязалась дружба. Назыму был
дорог и близок революционный дух Мая-
ковзкого, его могучий поэтический голос.
Маяковский увидел в Хикмете своего ту-
рецкого собрата по перу.

Через вею поэзию Назыма Хакмета про-
ходит тема любви к Советекому Союзу.
Поэт пишет стихи о Ленине, Craanne,
Дзержинском, о социалистическом строл-
тельстве. Стихи. Хикметз изланы в 1932
году на русском языке в переводах
9. Багрицкого и Н. Дементьева. Во всех
произведениях, посвященных народам Во-
стока, их борьбе против империализма,
Назым Хикмет неизменно подчеркивает
значевие великом Советского Союза, как
яркого маяка, освещающего путь угнетен.
ным народам к евболе и незавиеймости.
Он пишет 0б освоболительном движении
народов Китая, Индии, Абиссинии и евя-
зывает это движение с борьбой eaponed-
ского пролетариата против  фашизча и
	Бого Маяковского, подлинный новатор, он
смело ломает устаревшие формы турецкого
стиха и делает его понятным самым ши-
роким массам. Произведения Хикмета поль-
зуютея огромной популярностью в Турции
й на всем Ближнем Востоке. Среди моло-
ABIX турецких и арабских поэтов прогрес-
сивного направления имеется много ero
учеников.

Назыму Хикмету 46 лет. Хикмет родил-
ся в Стамбуле, в интеллигентной семье.
Окончив лицей, он поступил в офицерскую
морскую школу. В 1919 году, находясь
на учебном корабле, Хикмет принял ак-
тивное участие в революционном выступ-
лении команды, 38 что был уволен из
флота. ,

Первые стихи Назыма написаны под
влиянием традиционной” восточной поэзия.
Но уже в юноети он порывает со сковы-
взющими формами восточной лирики и
пишет «Марш молодости», в котором зву-
чит страстный призыв к борьбе зз новую

ЖИЗНЬ.

В начале 20-х годов, когда турецкий
народ полнял знамя напионально-06в0бэ{и-
тельной борьбы против вторгитихся в отра-
 Ну имперпалистических орд, Назым Хик-
мет отправился в Анатолию сражаться 32
независимость и свободу свзей родины. Оз
пишет поэму «Пленнивк сорока грабите-
лей», лышашую гневом к тужеземным 32-
хватчикам, он призывает народ к оружию.
Велед за этим появилась его вторая поэма
«Анатолия», в которой поэт показал стра-
дания туредкого крестьянина, забитого A
угнетенного феодалами, помещиками и чп-
НОвНиками.

Уже в годы борьбы за независимость
Турпии Назым проявляет огромный инте-
pec к Советекой Россия. После поездки в
	Узник турецких жандармов
	Я эт
Тех, кто жизнь творит
Из вемли,
Огня,
Железа...
‚Я солдаг миллионов.
	Назым Хикмег,
	страдальному турецому наролу, призывз1я
его подняться на борьбу с двойным гне-
том — американского империализма а
отечественной реакции.
	Устрица, замкнувшаяся в свой мирок,

Золотой виноград, накопивший впрок
солнечные лучи,

Из которого жадные богачи

Выжимают последний сок,—

Вот образ твоей маяты.

И если мы высушены нуждой,

И кровью исходим, и смят. наш строй,

В этом виновен ий ты!

Как птица, спасающаяся от вьюг.

Ты робко оглядываешься вокруг.

Пойми же, гы—сила! Встань во весь

рост,

Ведь ты не песчинка,

Ты — россыпь звезд;

Миллионы твое число.

Ты грозен, как действующий вулкан,

Который вот-вот

Раскроет свое жерло,

Ты — брат мой единственный,

Ты — народ! *_
	Эти стихи Хикмета передаются: в Тур-
ции из уст в уста. Ни толстые стены тюрь-
мы, ни бдительность жандармов, в03-
главляемых комиссией Ялчина «по борь-
бе с коммунизмом», не в состоянии поме-
шать поэту говорить со своим народом.

Поэзия Назыма Хикмета, его слово—ла-
коничное, острое, выразительное — всегда
обращены в народу. Последоратель веля-
	* Стихи неревел Р Морган.
	уже отаннадцать лет томится в тюрьме
хрупнейший поэт современной Турции На-
зым Хикмет. Вею свою сознательную
хизнь поэт-трибун подвергался преслело-
званиям со стороны турецкой резкции. В
последний раз его арестовали в 1937 году
и приговорили в 29 годам тюремного за-
ключения за революционную борьбу и за
призыв оказать помощь республиканской
Испании.

В мае нынептнего года в Турции побы-
вал французский журналист Mops Copaa.

«Я спрашивал у каждого из моих 0бе-
селников, — рассказывает Сориа, — за
что содержится в тюрьме Назым Хикмет? И
Бикто не мог мне ответить. Только неко-
торые, в опаской огляхываясь по сторонам,
#60 в стране парит жосточашиЙ полицей-
ский террор, шептали: °

— Онз прячут великого поэта, они бо-
ятся его и не хотят, чтобы он _-basropapa-
вал с народом».

ops Сориз рассказал o6 этом в Пари-
же на вечере, устроенном недавно фран-
пузскими прогрессивными  писателяма в
честь Назыма Хикмета. Луи Арагон прочел
ва вечере последние стихи `Хакмета, на-
писанные ям в 1948 голу в тюрьме в
Бурее. В них поэт  обращаетея к много:

«„итературная газета» выходит пва раза
	= в веделю:
р чет
		по вередам и субботам.
	гедакнионная коллегия: Н. АТАРОВ, А. БАУЛ
А КОРНЕИЧУК, О. КУРГАНОВ. Л... ЛЕОН
М. МИТИН, 9. ПОГОДИН. А. ТВАРДОВСКИ
	Адрес редакции и издательства: ул. 25 Октября, 19 (для телеграмм — Москва, Jlatraseta), Телефоны:   секретариат — К 5- 10-40, отлелы:
- ^ Международной жизни — К 4-64-61, науки и техвики — К 4-60 -02, информации — К 3-19-30. отдел писем —
	Литературы в искусства — К 4-76-02, внутренней жизви == K 3-37-34,
К 0-62-91, издательство —К 4-28-63.