жизнь и деятельность товарища Жданова-—
	пример самоотверженного служения своему народу.
	П. Берия, Н. А. Вознесенский,
	Фото М. Калашниковой и Ф Кислова.
	Адансва
	Сталина, товарищ Жданов во многом помог
правильному усвоению этих идей нашим
народом и народами других стран.

В напряженной и вдохновенной идейной ¢
работе последнего времени товарищ Жданов
стоял в’ первых рядах руководящих дея-
телей международного рабочего движения.
Мы все знаем его славные заслуги в деле
салочения сил международного антииине-
риаляетического и демократического лагеря
против всех и веяких ноджигателей новой
войны. Трудящиеся всех стран знают и
помнят 06 этом.

Жизнь и деятельность товарища
Яьданова — пример самоотверженного елу-
жения своему народу, пример пламенного
борца за дело коммунизма, каким должен
быть верный ученик и соратник Великого
Сталина. Товарищ Жланов не щадил своих
сил и здоровья, безраздельно отдаваясь
служению партии со всей своей неиссякае-
мой энергией и энтузиазмом. Своей глубо-
кой принципиальноетью и непоколебимостью
в защите генеральной линии партии, своей
беззаветной преданностью великому делу
Ленина — Сталина товарищ Жланов заслу-
жил великую любовь и тлубокое уважение
партии и всего натиего народа. .

Прошай, наш дорогой друг, напг боевой
товарищ!

_ Большая жизнь
	Он посвятил себя отчизне,
Ее свободе, с’ юных. дней;
И не одну, а десять жизней
В трудах и битвах отдал ей: :
	Он прожил только полстолетья,
Но в будущие времена
Расскажут внукам наши дети,
Как эта жизнь была полна.
	Его слова не отзвучали.

Мы слышим их призывный гул,
`И вся страна. в Колонном зале
Встает в почетный караул.
	С. МАРШАК
he
	пример пламенного борца за дело коммунизма.
	щи В. М. Молотов, И. В. Сталин,
	Г. М. Маленков, Г. М... Попов, JI.
	Шверник, А. Н. Косыгин, М. А. Суслов, М, Ф. Шкирятов, П. К, Пономаренко, С. М. Буденный.
		ОРГАН ПРАВЛЕНИЯ СОЮЗА
СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ СССР
	№ 71 (2454)
	Похороны Андрея Александровича Жданова. На трибуне Мавзолея во время траурного митинга — тов
	Андреев, Н.
	Л. М. Каганович, К. Е. Ворошилов, А. А. Кузнецов, А. И. Микоян, Л. А. Говоров, А, А.
	Товариши!
	Любимый сын советекого нарола
	°С глубокой скорбью простился совет-
ский народ с верным учеником и талант-
ливым соратником великого Сталина
Андреем Александровичем  Мдановым.
Блестящий  марксистекий теоретик, вы-
дающийся ‘деятель великой партии
Ленина — Сталина, вдохновенный  пропа-
	гандист 66 великих идей, строитель
Советского государства и `мзетер социали-
стической культуры — таким навеки со-
	хранитея 0браз товарища Уланова в на-
ших сердцах и в сердцах ваших потомков.
	Андрей Александрович чулданов с юных
лет связал свою жизнь е больтевистской
партией. На протяжении более трех герои-
чесдих десятилетий его путь борца и CO-
зидателя являлся примером самозабвенного
служения родному народу, партии, Родине.

Работа в большевистском подполье, ak-
тивное участие в подготовке и проведении
Великого Октября, а в годы гражданской
войны — в деле политического просвеше-
ния Врасной Армии, советская и партий-
ная работа на Урале, в Твери, в Горьком
были первыми этапами биографии замеча-
тельного большевика. В борьбе за ленин-
ско-сталинскую генеральную линию пар-
тии раскрылся его великолепный талант
организатора и руководителя, его’ страет-
ный большевистекий темперамент. его ду-
ховное богатетво человека большой и pas-
носторонней культуры.
	эти драгоценные качества характера
партийного руководителя ленинско-сталин-
ского типа товарищ Жданов. неуклонно
развивает и совершенствует в себе, войдя
в то, возглавляемое великим Сталиным,
руководящее ядро нашей партии, которое
вело. и ведет советекий народ по пути
всемирно-исторических побед.
	С декабря 1934 года, после злодеиского
\бийства Сергея Мироновича Кирова вра-
	АМИ ‚народа, товари фанов, hoa поруче-_
НИ : Партии возглавляет ленингралекую.
	‘низ. . партии ‘Возглавляет ACM NEPA lune
партийную организанию. Он воодушевляет
я мобилизует лениигралеких , большевиков
	на разгром охвоетья троцкиетско-зиновв-
	евских нрелателей и агентов иностравных
разведок. Он является вдохновителем и
организатором . ленинградцев в борьбе за
расцвет. промышленности, сельского X0-
	зайства, культуры. Возглавляемые им ле-
Рянградекие большевики в годы Великой.
	Отечественной войны стали душой герои-
ческой обороны города Ленина. С его име-
нем неразрывно связана организация бли-
стательного разгрома немецко- ~hammmerorms
romnm под Ленингралом.

На всем протяжении своего поистине
творческого пути товари Яланов высоко
держит знамя большевистской партийно-
CTH, рлохновенно отетаивая ‘идейные по-
	зиции коммунизма, пропагандируя учение:
Ленина — Сталина. On глубоко и всесто-.
ронне разрабатывает вопросы палтийного
строительства и сопиалистической куль-.
туры. Его доклалы на февральеко-мартов-.
‘ском Пленуме ПВ: ВКП(б) 1937 гола и на.
	ГХУШ с’езле BRII(O) являютея. крупным
	BRIAAON в теорию и практику партийного
		революционной, самой идейной и самой.
передовой литературы мира. Советекие
писатели видели в нем большого друга.
В его лице наша литёратура потеряла вы-
	дающегоея своего ревнителя и теоретика,
	возглавивигего вместе с Горьким разработ-
ку проблем теории социалистического реа-
лизма.

Еще в 1934 тоду на Первом всесотоз-
ном с’езде писателей товарищ Яданов,
развивая сталинские указания о методе и
задачах советской литературы, © больше-
вистской ясностью и подлинным вдохно-
вением определил назначение и роль ли-
тературы в советском обществе, охаракте-
пизовал основные особенности  новой в ис-
	тории человечества литературы, развернул
вдохновляющую программу ее развития.

Высоким пафосом борьбы за партийность
в литературе, науке, искусстве поовикнуты
его выступления о журналах «Звезда» и
«Ленинград», на философской дискуссии,
нА совещании деятелей советской музыки.
Борьбу за высокоидейное, партийное ‘ис-
KYCCTBO и науку, за их большевистскую
чистоту, за искусство и науку, нужные
народу, служащие делу коммунизма, он
вел со всей страстностью и. непоколебч-
мой убежденностью идейного руководите-
ля-большевика.

Базируясь на ленинском требовании
партийности литературы, на сталинских
положениях о путях развития социалисти-
ческого искусства, товарищ Я лданов дал
четкое определение залач, стоящих перед
‘нашей литературой и искусством в’эпоху
перехода от социализма в. коммунизму.
Эти исторические задачи состоят в том,
чтобы помочь партии и государству во0с-
питать нашу молодежь бодрой, верящей в
‘свои силы, не бояшейся трудностей, во-
‘оружать народ идейно, развивать вкусы
народа, бороться за искусство, отобра-
жающее дух эпохи, быть непримиримыми
в борьбе с чужлыми влияниями, ‘© 6е3-
илейностью и аполитичностью, низкопо-
клонством перед иностранщиной — этими
пережитками буржуазной идеологии в CO-
знании советских людей. Товарише Жданов
подчеркивал, ‘что перед‘ нангими › искус»
ством и наукой встают задачи, имеющие
международное значение, — вести - pa3-
вернутое ‘ наступление Ba враждебную
ицеологию за рубежом, учить ‘людей новой
человеческой морали.

Паменный патриот ‘социалистической
Родины, товарищ Яланов видел в ней
осуществление лучших чаяний и надежд
всех трудящихся и с великой гордостью
говорил о новых. советских людях, вэспи-
танных партией ‘Ленина —* Сталина, лю-
	дях, которые‘ «привыкли ‘сФавить -общена-_
	родный государственный интересе превыше
всего... привыкли считать общее дело сво-
им насущным личным делом». «Каждый

день поднимает наш народ все выше и

выше. Мы сегодня не те, что были вчера,
и завтра будем не те, что были сего-
дня», — ‘утверждал он, вдохновенно про-
зревая грядущее счастье коммунизма.
Он не дожил до этого. величественного
завтра, в которое под’ водительством
великого Сталина устремлен Bech совет-
ский нарсд в своем вдохновенном созида-
тельном порыве, до -того завтра, торжест-
ву которого сам товарищ _Жланов отдал
все свои силы, свой блистательный твор-
ческий ум и кипучую энергию, свое
сердце большевика. И все же оп всегда
будет с нами, ибо никогда не остынет
пламенный жар его речей, не померкнет
его образ в душе народной. Вечной будет
любовь советских люлей к нему, одному
из прекраенейших и ‘благоролнейших сы
HOB партии, ‘влдохновляющим примером для

всех трудящихся будет его незабвенная
жизнь верного ленинца-сталинца,
		охероны Андрея Александ
	Гечь тов. В. М. Молотова
От Центрального Комитета ВКП(б) и Совета Министров Союза CCP
	талант большевистского организатора н
	выдающегося. политического руководителя.

В тоды Великой Отечественной войны
партия и правительство возложили на
товарища Жданова организацию дела 0бо-
и Ленинграда. Мы помним эти трудные

осяцы ритлеровской осады Ленинграда,
р требовалось величайшее мужество и
	героизм OT наших ленинградцев. Следуя
	указаниям товарища Сталина, ленинтрал-
ские большевики во главе с товарищем
Жлановым явились душой героической 0б0-
роны города Ленина. Они отстояли этот
город-герой, и под руководством товариша
жданова был осуществлен сталинский
план разгрома немцев под Ленинградом.

В последние годы особенно широко раз-
вернулись его способности, как выдающего-
ся теоретика марксизма. Блестящие докла-
ды товарища Йданова по вопросам литера-
туры, изкусства и философии являются
важным вкладом в развитие марксистеко-
ленинской теории и во многом  способ-
ствуют преодолению имеющихся злесь
недостатков, раскрывая новые пути. разви-
тия социалистической культуры в нашей
стране. Этим он показал пример больше-
вистекого руководителя, который умело со-
Четает. участие в повседневном строитель-
стве с глубокой работой. над. вопросами
	На протяжении десятилетия, с 1924 по
1934 год, товарищ Жданов руководит нар-
тийной организацией Горьковского края. В
эти годы борьбы за ленинеко-сталинскую
генеральную линию партий товарищ
Жданов высоко держит знамя большевиет-
ской партийности, ‚ глубоко проникая в
практические дела хозяйственного строи-
тельства страны, ‘вдохновенно отстаивая
идейные позиции кологзьыома: В эти годы
товарищ Жлханов входит в сталинское. ядро
нашей партии, которое после смерти Вла-
димира Ильича Ленина под ‘руководством
товаритна Сталина отстояло ин еще выше
подняло Ленинское знамя, еще кренче
сплотило нашу партию и весь советский
народ и привело нашу страну к победе co-
циализма.

После злодейского убийства Сергея Ми-
роновича Кирова партия направляет това-
ища Жданова в Ленинград. Здесь он воз-
тлавлял партийную организацию в период
1934—1944 годов, заслужив горячую лю-
бовь и уважение трудящихся Ленинграда.
Нод руководством товарища Жданова
ленинградские большевики разгромили и
выкорчевали охвостье троцкистов, буха-
ринцев и других предателей и агентов ино-
	странных развелок, еще теснее CHAOCTHR
	трудящихся Ленинграда вокруг ЦА ВЕП(б)
	С глубокой скорбью советский нарол
	прощается сегодня с Андреем Александро-
вичем ждановым.
	Большевистская партия и Советское ro-
сударство понесли тяжелую утрату. Мы
лишилиеь вылающегося деятеля коммуни-
стической партия и Советского тосударетва,
одного из любимейших сынов советедого
народа, верного ученика и талантливого
соратника Великого Сталина. .

Еще юношей товарищ Жданов вступил в
ряды большевистской партии. С этого вре-
мени, на протяжении ‘тридцати трех лет,
жизненный путь товарища Жданова яз-
ляется примером беззаветного служения
своему народу, великому делу Ленина —
Сталина.

Андрей Александрович Жданов начал
свою. большевистскую работу еше в доре-
волюционные годы среди рабочих города
Твери. Он продолжает революционную дея-
тельность среди солдат, будучи мобилизо-
ван в армию в период первой мировой вой-
ны. Он участвует в подготовке и проведе-
нии‘ Великой Октябрьской Социалистиче-
ской Революции на Урале. В годы граждан-
ской войны он ведет работу по политиче-
скому просвещению в частях Врасной Ар-
мии, а затем — партийную и советскую
работу на Урале и в Твери.
	Более суток длилось всенародное гро-
	‘Manne с прахом Анлрея Александровича
	щданова. _

Наблюдая траурное шествие народа, не
раз можно было видеть скупые елезы го-
ря на глазах офицера, украшенного бое-
выми орденами, сталевара в задымленной
спецовке, прибежавшего прямо от мартена,
ведого ‘ученого, смущенно  протиравшего
очки. Так плачут, когда умирает близкий.
	Умер человек, близкий всему народу.
	Он лежал ереди белых осенних астри
вечнозеленых ‘пальм. ’Недвижные. черты
сохранили 10 выражение. сердечности и
силы, которое всегда было в характере
ero anna. Мраморные колонны были затя-
Нуты шестнадцатью красными бархатны-
ми полотнищами. Ча каждом — герб. со-
юзной республики и казалось, что ‘вея
страна окружила его почетным караулом.
	 ЦыЫ — ленинградцем. Горьковчане—горь-
			И Товарища Сталина. Здесь, в городе   теории марксизма. Как  талантливейший
Ленина, развернулся его замечательный   пропагандист великих идей Ленина —

SUREHEUUEDUELETERTEST RETEST UEP TEE

тородекого = комитетов  ВЕП(о) HE. C.
Попков, выступающий от имени  трудя-
щихся  горбда Ленина, посвящает’ свою
речь ‘огромпой TAOLOTRODHOT работе
	товарища Жданова, возглавлявшего в те-
чение десяти лет ленинградекую партий-
	ную оргавизацию,
	а Красной плошади
	Над головами реют заводские и воин-
ские. знамена, завоеванные в трудовых и’
боевых победах, повитые сейчас ‘черным:
крепем. Образ товарища Жданова’. повто-
ряется множество раз на сотнях, портретов
ий транепарантов.

Здесь покоятся елавнейшие сыны со-
ветского народа. По ‘0бе етороны мавзолея
Ленина меж серебристых пихт и голубых
елей стоят четыре памятника: Калинин,
Дзержинский, Свердяов; Фрунзе. На №:
THIDHBIX плитах значатся дорогие имена:
Орджоникидзе, Горький, Крупская, Чка-
HOB... ~

Обнажились головы. Из проезда Истори-
ческого музея вошла па плошаль возглав-
ляющая траурный кортеж колонна” делега-
тов с венками. Их сотни;

На орудийном лафете везут гроб’ с те-
лом Андрея Александровича ФЖланова. За
гробом следуют товарищ Сталин и его с0-
ратники, руководители партии и.‘ прави-
тельства. Родные товарища Жданова, ру-
ководители Армии’ и Флота.

Траурный митинг открывает тов. Г. М.
Попов. От имени ПА ВЁНСб) п Совета Ми-
нистров СССР выступает Вячеслав .Михай-
лович Молотов. Глубокой болью и горечью
	  полны его прошщальные слова, обращен-
	ные в Андрею Александровичу Жданову:
«Прощай, наш дорогой друг, наш боевой
товарищ!»

Вслед за товарищем В. М. Молотовым
т имени трудящихся столицы и Москов-
ской области произносит речь секретарь
Московского областного и городского коми-
тетов ВКП(б) Г. М. Попов:

Характеризуя товарища Илханова, как
одного из виднейших деятелей и строите-
лей большевистской партии и Советского
государства, верного ученика и ближай-
шего соратника великого Сталина, Г. М.
Попов говорит 0 том, что ‹«плодотворная
деятельность Андрея Александровича Жла-
нова в области идеологического воспита-
ния советского народа имела особое значе-
ние ‘для’ Москвы — важнейшего полити-
ческого. научного и культурного центра
нашей Родины».

Секретарь Ленингралекого областного ий
	О крупной роли Андрея Александрови-
ча Яданова в строительстве Вооруженных
Сил нашей страны говорит маршал Совет-
ского Союза Л. А. Говоров.

«Товарищ Жданов —— руководитель ле-
нинградеких большевиков—был душой. ге-
роической обороны города Ленина. В тя-
желое время блокады Апдрей Александро-
вич сплотил все силы защитников Ленин-
града в единый боевой коллектив и на-
правил их волю и энергию на борьбу за
разгром  немепко-фашистских  захватчи-
ков... Вечная память и слава боевому
товарищу Андрею Александровичу Вда-
нову!»

После _ траурного МИТИНГ товарищ
Сталин, руководители партия и правитель-
ства подняли гроб и понесли в могиле у
Кремлевекой стены.

В скорбном молчании стоял вокруг
народ. Круто и рано оборвалась славная
дорога жизни товарища Жданова. Но вме-
сте с жгучей печалью росло в сердце на-
родном друтое ‘могучее. чувство: работать
так же пылко и самоотверженно, ‘как рЗ-
ботал он, не останавливаяеь итти вперед,
как звал он нас, к новым заваеваниям в
труде, в ‘искусстве, в пауке. Нет, товарищ
ЧАланов, ты не ушел от нас! Твоя жизнь
сильнее смерти. Твоя жизнь подобна ле-
нинградской твердыне, созданной тобой
и разорвавшей блокалу смерти. Ты е на-
ми!. Не. согнутся плечи советских людей,
не ослабнут руки строителей коммунисти-
ческого общества, не умерится зорвость их
глаза и твердость их побелной поступи!

Й словно в лад этим чуветвам, грянули
мощные звуки’ Гимна CCCP, и на куполе
Верховного Совета нат древней Кремлев-
ской стеной вавилось вечно юное, непобе-
лимое знамя Советов.
		На линии огня
	Я знаю: пред тем, как, на горе народа,
Закрылись глаза его ‘зоркие, он

Видел грядущего светлые годы
-И отдал отчизне последний поклон,
	Он видел труда своего завершенье,
Как видит солдат, проверяя затвор,
Ту высоту, что добудет в сраженье,—
Так видел и он коммунизма простор.
	Он видел его в нашей жизни кипучеи,
В движении, в марше великих побед,
Он видел и черные низкие тучи,

Грозящие скрыть нашей истины свет,
	И с милой землею навеки прощаясь,
И зная, что голос ero He умрет,

‚ Он крикнул, ко мне и к тебе ‘обращаясь;
Суровое, ‘верное слово — вперед.
	Вперед — это значит: не надю’ рыданий,
Вперед — это значит: печаль затая,
Всей силою мысли и чувств и дерзаний,
Огонь по врагам, по злодеям, ‚друзья!
	Не скорбью элегий его провожаем, —
Стоим мы и будем стоять на ‘посту.
Бессмертное дело его продолжая,
Бессмертьем венчаем его правоту.
	Геворк ЭМИН
				Вомсомольцы - учатся  марксистекому
анализу по его блестящим докладам. А
старые солдаты первой империалистиче-
ской войны помнят молодого агитатора
Андрея Жданова, от которого они уелыша-
ли первые слова большевистской правды.

Жизненный путь Жданова, прямой, му-
жественный, подобен той ‘легендарной
«дороге жизни», которую он создал в во-
енные годы, пробив блокаду фашистских
полчищ вокруг Ленинграда. Казалось, вся
стойкость этого героического города во-
плотилась в  жизнерадостном облике
товарища Жданова, дышавшем волей и
оптимизмом.

Жданов принадлежит народу. Его жизнь
была отдана народному благу. Его
смерть —= народное. горе.

Красная площадь. — Государственный
флаг над куполом Верховного Совета при-
спущен,
	В толы послевоенной ‘сталинской AATH-
	летки, котда вопросы идеологической pa-
боты заняли видное место в жизни партии
п страны, он-вылающийся маркеистский
теоретик — выступает с рядом ховлалов
по вопросам литературы. философии, ис-
кусства, по вопросам международного, по-
пожения.

«Блестящие доклалы товарища Ялданова
по вопросам литературы, искусства и Ффя-
пософии, — сказал В. М; Молотов на
траурном митинге, — являются важным
вкладом в развитие марксистеко-ленин-
ской теории и во многом способетвуют пре-
одолению имеющихея здесь недостатков,
раскрывая новые. пути развития социали-
стической культуры в нашей стране».

Неизмеримо велика роль товарища
Жданова в деле обоснования и развигия
теории советской литературы — самой
	Перевела с армянского
Вера ЗВЯГИНЦЕВА,