Наша гордость, наша слава,
	Черною ` полернулся каймою

В светлой скорби край родимый мой.

Смолкли  песни над Москвой-рекою,

Смолкли песни над рекой Невой,

Сердце друга биться перестало.

Расступись У Тлаз, ночная’ МГЛА.»

‚У. страны, ‘у партии не стало

Сталинского смелого орла.

Жданов — наша гордость, наша слава,

Озаряющая даль веков,

Будь же ты горда и величава,

Светлая печаль большевиков.

Слезы что непрошенно струятся

И теснят, волнуя нашу грудь,

В золотые звезды обратятся,

К коммунизму освешая путь.
Александр ЧУРКИН

ЛЕНИНГРАД.
	—— ~
Вдохновенный
строитель социализма
	Писатели Базахстана глубоко опечале-

ны преждевременной кончиной верного
сына большевистской партии,  ближай-
‘шего соратника великого Сталина, пла-
менного борца за торжество коммунизма—
товарища Андрея Александровича Baas
нова.
° Невыразимо тяжела эта’ утрата для на-
шей родной партии, для страны, для все-
го многонациовального советского народа.
В лице Андрея Александровича мы поте-
‘ряли вдохновенного ‘организатора и сть
теля социалистической культуры, 1962
довательного проводника ленинско-сталин-
ских илей на идеологическом фронте. То-
варищ эЖланов неутомимо боролся против
всех и всяческих проявлений  реакцион-
ной идеологии. направлял развитие Hay-
ки, литературы, искусства по пути са-
моотверженного служения советскому на-
роду.

Для писателей Казахстана, как и для
всех деятелей самойхпередовой в мире
советской культуры, Андрей Александро-
вич Жданов был и навсегда останется
живым воплощением мудрости партии
Денина—Сталина.

В наших благодарных сердцах вечно
булет жить светлая память 06 Андрее
Александровиче Жданове, воплотившем в
себе лучшие качества большевика, совет
ского патриота и виднейшего государст“
венного деятеля сталинской эпохи.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ
ПИСАТЕЛЕЙ КАЗАХСТАНА

Он указал нам.
ясный путь
	Литовские писатели, вместе со всем COs
ветским народом, скорбят о тяжелой утра-
те — безвременной смерти выдающегося
деятеля. большевистской партии и Совет
ского государства, вдохновенного’ строите
ля социалистической культуры товарища
Андрея Александровича Жданова.

Мы. всегда будем помнить, как в 1934
году через границы, через цензурные. ро-
гатки проникла в ‘буржуазную Литву речь
товарища ЗЖданова, произнесенная им Ha
Первом всесоюзном с’езде советских писа-
телей. Собираясь тайком, мы читали тогда
эту вдохновенную` речь, открывавшую нам
тлаза на великую советскую литературун
ее задачи.

Мы читали доклад товарища Ядано-
Ba и завидовали советским писателям,
мечтая о том времени, когда падут пепи
буржуазного. рабства, опутывавшие Литву,
и литовский народ приобщитея к дружной
семье советских народов. Речь. товарища
Ч\данова укрепляла писателей Литвы в их
борьбе © фашистским режимом,  вселяла
уветенность в победе трудящихся.

В 1940 году Литва ветупила в брат-
скую семью советских социалистических
республик. С тех пор мы не раз обраща-
лись к этому выступлению Андрея. Алек-
сандровича Жланова, учась тому, кавим
должен быть советский писатель — ин
женер человеческих душ.

Веем нам памятен замечательный 10:
	осем нам памятен замечательный до:
клад  товариша  Жланова о журналах
«Звезда» и «Ленинград». его выступло-
	ния на философской лискуссич и НЗ 00
вещании деятелей советской музыки. Ем
речи были для Hac, молодых советских
писателей, руководством к действию, ука-
зырали яетый путь к созданию произведе
ний, достойных нашего соппалиетлческог
общества. Мы поняли, как необычайно
прекрасна роль литературы в обществе,
счастливыми членами которого мы стали,
как велик и ралостен долг писателя, при
званного народом и партией помогать ле-
лу коммуниестического воспитания трудя-
щихся.

В эти траурные дни литавские писате-
ли клянутся быть веегла вертыми BION
венным призывам ближайшего соратнака
великого Сталина — товарища Жланова и
беззаветно служить великим идеям пар:
тии Ленина— Сталина.

И. ШИМКУС,
председатель ССП Литовской ССР
	——
Образ его—
в наших сердцах
	Писатели Дагестана, вместе co Bev
советским народом, глубоко скорбят о 7%.
желой утрате — безвременной смерти!
Андрея Александровича Жданова. (мер
вырвала из напгих рядов  выдающегоея
строителя партии и Советского государ
ства, крупнейшего марксистского теорети’
ка, заботливого воспитателя  советски
писателей.
Светлый образ Андрея Алексантровияа

Жланова писатели  Лагестана” навсегда
сохранят в своих серлпах.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

ПИСАТЕЛЕЙ ДАГЕСТАНА
	ЖЕ PO
Союзу советских писателей CCCP
	Через ваше посредство выражаем иск
реннее соболезнование народам Советского
Союза по поводу смерти товарища Атздрея
Александровича Жданова. Величие товари
ща Жланова-—человека, революционера;
борца—будет и впредь вдохновлять Hall
борьбу за мир и свободу во всем мире.

Союз писателей Венгрии:
Шандор ГЕРГЕЛИ,
Тибор БАРАБАШ
	БЕССМ
	Велика наша скорбь... Трудно, немы “т
лимо примириться с тем, что Андрея Алек-
сандровича Жданова уже нет, с тем, что
перестало биться его болымое сердие, что
навсегда умолк его голос...

Мы собрались в Cotose писателей, дви-
жимые стремлением быть вместе в эти
горькие часы утраты. И я давно уже не
видел такого многолюлного писательского
собрания. Просторный зал не вместил
всех пришедших. Люди е взволнованны-
	ми, тревожными ‚лицами. CTOAT B прохода»,
	теснятся в коридора.

Многие из тех, кто пришел сюда, встре-
чалиь с Андреем — Александровичем,
помнят его живого, обаятельного, отзыв-
чивого, неутомимого. И всех тех, кто ©0-
брался здесь, об’единяет общее чувство
торя и осиротелости. Так бывает, когда В
бою узнаешь о гибели любимого команди-
ра, учившего тебя, заботившегоея о тебе,
радовавшегося твоим успехам, глубоко
огорчавшегося, если ты ошибался...

’ Траурный митинг писателей открывает
	Б. Горбатов.
— Сегодня на митингах по всей нашей
стране, — говорит он, — советские лю-
	хи; ‘большевики вепомнят жизнь и дея
тельность Андрея Александровича Ядано-
ва. Это был верный соратник и Ученик
великого Сталина. Это был выдающийся
деятель нашей большевистской ° партии.
Это был пламенный трибун, блестящий
пропагандиет, крупнейший теоретик.

Мы, = советские писатели,  вопоми-
наем о нем, как о человеке, с именем ко-
торого связана вся история нашего Союза
советских писателей. Андрей Александро-
вич стоял У колыбели нашего союза. On

` по поручению ЦЕ партии выступил Ha

нашем с’езде. Развивая замечательно глу-
бокие идеи товарища Сталина о социали-
‘стическом резлизме, о путях нашей совет-
ской литературы, он в своем выступле-
нии на нашем Первом с’езде дал нам про-
грамму, по которой мы живем еще и сей-
час и долго-долго булем работать и жить.
Андрей Александрович любил нангу лите-
ратуру, и главный завет, который он
оставил нам —это прежде всего ценить,
как он ценил, в художнике, в писателе
высокое чувство партийности. Этим чув-

ством он сам был наделен в высочайшей.

степени, это чувство он завещал нам...

10 товарише Жданове — великом боль-
шерике- и труженике, отдавшем всю свою.
талантливую жизнь, силы и знания нарэ-
ду, о бесстраниом борце за коммунизм,
об организаторе беспримерной йобеты ле-
  нинградцев — товорит в страстной, горя-
чей речи Н. Тихонов:

— Такие фигуры высекаются народом
из самых его толш, такие характеры, за-
каляясь в борьбе, становятся действитель-
но легендарным примером `вдохновенной
силы, неиссякаемой. энергии. и неустраши-
MOUTH, становятся великой гордостью ве-
лихого народа. Как ленингралец, провед-
ший под руководством товарища чВданова
всю блокалу, я лоподлинно знаю, каков
	был его труд в те дни. И если мы. гово-
	рим о нем сейчас как о душе, о серлце,

Четко ступая, проходят мимо гроба моря-
ки, курсанты военных учили. За ними
идут студенты мооковских вузов. Медлен-
но, на костылях, прошел мимо гроба. това-
риша Жданова бывший автоматчик Ленин-
градского фронта Петр Детгунов: Он при-
шел, чтобы поклониться праху человека,
который в дни блокады Ленинграда словом
большевика,  Умельы _ руководотвом и
неутомимой энергией своей  вдохновлял
бойцов Ленинградского фронта на великий
воинский подвиг.

— Мы тогда знали, что’ Жданов
е нами, — говорит нам Петр Дергунов,
остановивииеь в дверях Колонного зала,
чтобы еще раз взглянуть на дорогие черты
Андрея Александровича, — мы знали: за
Ждановым стоит Сталин, 8 за Сталиным
весь народ. И верили в победу твердо.
	В таких людях, как Андрей Александро-
вич Яланов, народ видит воплощение своих
лучших идеалов. В кристальной чистоте
всего его облика отражаются величие и
могучая сила нашего народа, народа-тру-
женика и революционера, красота, яс-
ность высоких гуманных идей, знаменос-
	  цем которых стало наше отечество.
	...В 11 чаюов 10 минут вечера в почет-
‘ный караул у гроба Андрея Александро-
вича Жданова встает товарищ Сталин.
С’ каким проникновенным сочувствием, ©
какой любовью смотрят проходящие в этот
момент через Волонный зал люди на своего
вождя. Так смотрят с бережным, благодар-
ным и душевным ‘участием на отца, ли-
шившетося своего родного сына, на. люби-
мого учителя, потерявшего одного из своих
	преданнейших учеников, на. великого пол-
	ковотна. прощающегося со своим б0евым
другом и помощником. Люди невольно 3а-
медляют движение, чтобы еще раз вгля-
деться, Чтобы запомнить на Всю жизнь
эту незабываемую в своей величественной
скорби минуту.

Вею уже по-осеннему долгую сентябрь-
скую ночь илут люди к Колонному залу
Дома союзов. Бессонной кажется опечален-
ная Москва. А когда в рассвете пожелте-
ли. словно усталые, уличные фонари и
забрезжившее утро  осветило ‘ поникшие
траурные флаги, влажные от росы, еще
туще и плотнее стал поток людей, идущих
‘на послелний поклон.к Андрею Александ-
ровичу Жланову.

Уже некуда ставить в Колонном зале
венки. Уже заполнено ими. фойе Дома
союзов. А венки все прибывают и прибы-
вают. Среди них венки, ‘возложенные ук-
раинцами, посланцами города Ленина, вен-
ки от представителей зарубежных демокра-
тических организаций.
	Люди идут сюла, в №лонный вал, не
	только для того. чтобы поклониться в по-
——_——__——ИИНИИННИИИИИИНИ НИНА ИАН TELE EEE

о мозте обороны Ленинграда, мы He дол»
ны забывать, что этот мозг, это сердце и
эта душа работали каждый день, КАЖДЫЙ
час в любых условиях. Й если товарищ
Кланов, отдавая должное ленинградпам,
говорил о Них, ‚как о тероях, — мы зна-
ли, что первым героем и первым работни-
ком был он сам...

06 этом, общем всем нам, тлубоком пи-
сательском стремлении быть достойными
нашето великого времени, Товорит и
А. Караваева.

Тихим голосом, часто останавливаясь,
Вы справитьея со своим волнением, го-
ворит писатель В. Костылев — нижегоро-
лен, горьковчанин.
	— Андрей Александрович, — расска-
зывает писатель К. Федин, — принадле-
жал в тем людям, о которых говорят, что
они западают в сердце. Огромное значение
имеют для человека в его общественной
жизни его личные, душевные качества. Я
если он не жалеет своей души для связи
с народом. то народ ему отилатит всегда.
Товарищ Жданов был. очень богат душой,
и именно поэтому его так любили. —

Слово получает Самед Вургун.

-— Мы, писатели, деятели литературы
национальных республик. особенно любим
и глубоко уважаем товарища Жланова, —
товорит он.-—Андрей Александрович с боль-
пой любовью и заботливостью относился
к судьбам национальных литератур. В
своих. теоретических работах товарищ
ланов освещал пути развития нашего на-
ционального искусства в условиях вели-
кого ‘социалистического общества.
	05 этом же товорят и А. Жаров,
выступающий на митинге от партийной
организации Союза советских писателей,
ия А Чаковекий.
	— Можно сказать, что то, чему Hat
учил Андрей Александрович, — говорит
А. Твардовский, — то, что составляет
целую эпоху в развитии нашей советской
литературы, еще очень слабо и в очень
замедленных темпах осваивалось нами. В
этом отношении мы сейчас остаемся в
больном лолгу перед его <ветлой памятью.
	В подвигах советских людей, в великой
борьбе человечества за справедливую, раз-
умную и счастливую жизнь, в победном
движении нашей страны по пути к ком-
мунизму вечно будет жить ясный ум,
вечно будет биться большое, горячее
сердце товарища Жданова, — вот ‘OCHOB-
ная мысль, которая звучала в Течах
всех выступавтих. Тяжела и торька
наша потеря. Но и сейчас каждый. из
нас, писателей, больших и малых, —в 6в0-
ей работе, в самой жизни своей чувствует
направляющую руку налиего Андрея Алек:
сандровича — замечательного друга и на-
ставника, помнит его требования, слышит
его указания. Каждый из нас еще не один
раз ощутит ето заботу, его поддержку.

Светлая память о нем будет вечно жить
в наших сердцах!

Его удел — бессмертие.

Георгий  БЕРЕЗКО
	следний раз товарищу Жданову. Они при-
ходят сюда, чтобы еще раз принести мол-
чаливую присягу на верность великому
делу Ленина-— Сталина, которому доблестно
елужил вею свою жизнь Андрей Алексан-
дрович Жданов. Это беззвучная скорбная
клятва советского народа в преданности
коммунистической партии и мудрому
воспитателю болыневиков товарищу
Сталину.
	На десятки кварталов вытянулись днем
2 сентября траурные колонны прошающих-
ся с товарищем Ждановым. Утром люди
приходили сюда перед тем, как пойти в
цехи к своим станкам, занять места в
университетских, институтеких аудитори-
ях. Рано утром здесь было много детей,
Ребята шли сюда. вместе с родителями,
прежде чем отправиться в Школу... Я ви-
дел девочку-пионерку лет двенадцати с
большим портретом товарища Жданова, во-
торый она рисовала сама всю ночь.

Стоят в карауле, неся траурную вахту,
министры, депутаты. Верховного Совета
СССР и. братских республик, маршалы и
тенералы Советской Армии, лучшие ста-
хановцы заводов; академики и Герои Co-
ветекого Союза, Герои Социалистического
Труда, лауреаты Сталинской премии, лю-
	ди, знаменитые своими трудами и подви-
	тами-—пвет и слава нашей Родины. Мно-
гие 18 них были непосредственно. связаны
с товарищем Ждановым совмеетной рабэ-
той, боевой дружбой. Лругие не раз ощу-
щали огромную помощь Андрея Алексан-
дровича, пользуясь его ценнейшими ука-
заниями, применяя их в своем труде.

Мы вспоминаем, как в этом же белоко-
лонном зале звучал голое товарища №да-
нова, блестяще выступавшего на первом
нашем с’езде писателей, когда он глубоко,
четко и убедительно наметил основные
задачи, стоявшие перед советской литера-
турой.

...В 4 часа дня 2 сентября двери Дома
союзов закрываются. Доступ в Колонный
зал прекращен. У гроба Андрея Алексан-
дровича остаются родные, друзья, сорат-
ники покойного. Смолкли печальные трубы
оркестра. Глубокая тишина об’емлет зал,
задрапированные хоры, окутанные  чер-
‘ным тюлем люстры, колонны, прикрытые
сверху до низу тяжелыми бархатными стя-
‘гами, окаймленными трауром. Наступают
последние минуты прошанья. В зал входят
‘члены Политбюро Центрального Комитета
Веесоюзной Коммунистической партии
(большевиков). И к гробу Андрея Алексан-
	дровича дланова, чтобы вместе со своими.
	сподвижниками принять на руки. печаль-
ную нон\. приближается Сталин...
		После полудня 1 сентября в самом серд-
це обычно шумной и кипучей. столицы
замерло движение на улицах и площадях,
примыкающих к Дому союзов. А потом со
стороны Белорусского вокзала, по улице
Горького приблизилась, заполнила собою
притихшие просторы Охотного ряда много-
людная траурная процессия. И вот, в TH-
шине  Колонного зала гулко отдалиеь за-
медленные горем шаги тех. кто на руках
своих бережно внес гроб ‹ телом Андрея
Александровича Фланова.

Началось прощание Москвы и` страны ¢
товарищем Ждановым. Медленно  двину-
лись через зал двойной траурной  нескон-
чаемой чередой сперва посланцы столицы, —
делегации заводов, институтов, районов, &
потом просто люди всех возрастов, всех.
профессий, готовые простоять в скорбной
очереди, протянувшейся от Охотного до
Арбата, долгие часы, чтобы иметь возмож-
ность в последний раз поклониться одвому
пз лучших сынов коммунистической  пар-
THR, верному сподвижнику великого Отали-
на, Андрею Александровичу  ЯЖданову,
жизнь которого всегда будет служить при-
мэром неутомимого и доблестного служе-
ния сопиалистяческой Родине. . oo

Угас сентябрьский день, пришла траур
ная осенняя ночь. А люли все идут и илут.
Сменяются караулы у гроба. Но бесемен-
ным часовым встало у входа В. Колонный
зал большое горе народа, потерявшего од-
ного из лучших своих сыновей. Бесконеч-
на народная скорбь, не видно конца И
края мэлчаливым людским колоннам, мед-
лонно лвижушщимея к Дому союзов. Прохо-
zat через Колонный зал. рабочие москов-
ских претприятий, подмосковные  К0лх0з-
ники. итуг ученые, артисты, композиторы,
	писатели, черпавигие так много  понвыл,
налравляюших мыслей в высказываниях
товариша Жданова, в ето замечательных
	докладах по вопросам философии, литера-
туры, музыки. Тысячи, десятки тысяч
птишли в Колонный зал к ночи, —— прямо
от станков. из студенческих аудиторий,
ROHCTPYETOPCREX бюро, из шахт Метро-
строя.

Мы обратили внимание на двух. преста-
релых женшин, с трудом шествовавших
мимо гпюба товарища Яланова и низко,
торостно кланявшихся праху выдающегося
болетевика-сталиниа. Й мы узнали, что
	ORY пришли с далекой Потылихи— Марфа
	Васильзвна Фелорова и Анастасия Семенов-
на Егорова. Boxee пяти часов простояли
OHA B скобной очереди, прежде чем по-
пасть в Колонный зал.

— Ни что х. — сказала нам Марфа
Васильевна. — мы бы и всю ночь просто-
яли, лишь бы в последний раз взглянуть
на товарища Фданова, поклониться ему Ha
Ipomanye,
	Выдающийся марксист-теоретик
	Верный сын коммунистической партии,
	‚ученик и соратник великого Сталина, то-
	зарищ A. А. Жданов. был подлинно „боль-
тевистским деятелем ленинско- -сталинско-
то типа. Его высокая принципиальность
и непоколебимоеть в борьбе за интересы
трудящихся известны каждому советскому
человеку. Его благородный ‘образ  воило-
щает в себе лучшие черты великой партии
большевиков.

Отромна и многогранна была деятель-
ность товарища ланова. И веюду — на
тосударственной и партийной работе, на
теоретическом и пропагандиетеком  Фрон-
Te — он.отличался замечательным уменя-
	‚ ем тлубоко марксистски опенивать- с00ы-
	тия внутренней и международной ° жизни,
полнимать вопросы практики на большую
	_ принципиальную высоту, развивать важ-
	нейтие узловые вопросы марксистской те-
	‚ ории. блестяще пропагандировать великие
	ндеи Ленина— Сталина.

_В постановке и решении практических
задач  социалистического ^ строительства
товарищ данов всегда ‘исходил из пер-
спектив движения нашей страны к комму-
низму. Его выступления, статьи и докла-
ды по идеологическим вопросам представ-
ляют собой важнейшие теоретические до-
кументы, вошедшие в сокровищницу мар-
ссизма-ленинизма.

С именем товарища Жданова связана
серъезнейшая разработка вопросов партий:
MOTO строительства, идеологической жизни
нашей страны. Его яркие, глубоко содер-
шательные выступления являются OF-
‚омным вкладом в теоретическое обобще-
ние грандиозного опыта большевистской
партни. Товарищ ланов был блестящим
теоретиком и популяризатором учения
Ленинз— Сталина. Им были векрыты и
проанализированы особенности развития
сопиалистического государства, вопросы
международного рабочего движения, проб-
темы развития социалистической культуры.

Особое значение приобретает данная то-
варищем А. А. Ждановым характеристика
международной обстановки, сложившейся
после второй мировой войны, и анализ но-
слевоенного международного положения.
Блестящий по форме и глубочайший по е1-
держанию доклад А. №. данова на еове-
шанни представителей девяти компартий в
сентябре 1947 года войдет в историю ми-
тового рабочего движения как замечатель-
рый образец марксистского анализа меж-
дунаротной обстановки. Данная товарищем
А_А. Ждановым характеристика двух 60-
рющихся на мировой арене лагерей—им-
периалистического, опирающегося на реак-
ппонные, ‘антидемократические силы во
всех странах капитализма, и демократиче-
CEOTO, антиимнериалистического, во главе
© СССР — является поистине  классиче-
ской. Каждый день приносит все новые
токазательства правильности и точности
этого анализа. - >

Доклад товарища А. А. Жданова идейно
зооружил коммунистические партии всех
стран в борьбе с империалистической pe-

акцией, дал им ясную, четкую программу
действий. А. А. лданов разоблачил под-
линное лицо современной буржуазной «де-
могратии» и всех ее институтов, показал
всему человечеству борьбу, которую ведут
империалиеты против свободы, независи-
мости, суверенитета больших и малых на-
релов. —

Борясь за об’единение. всех. демоврати-
	ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
9. г - == № 71
	ческих сил, за прочный мир, против под-
жигателей войны, товарящ А, А. Жданов,
претворяя указания товарища Сталина,
воодушевлял борцов за мир°и демократию,
поднимал в них веру в 6воН ‘силы, укреп-
лял ряды демократического ‘лагеря.

Доклад. ‘товарища А: № `Иданова на
философской дибкуссии Но книге Г; Алек-
сандрова «История ° западноевронейской
философии» принадлежит ‘классическим
произведениям. марксистеко-ленинской фи-
лософии. Это широкая программа работ
для нашего философского ‘фронта на дли-
тельный период. Она построена на подлин-
ном боевом марксистско-ленинском анали-
зе историко-философских проблем: Гневно
бичуя  буржуазный` об’ ективизм `В филосо-
фии, А. А. Жданов показал, каким каче-
ственно новым шагом в развитии филосо-
фии было” возникновение диалектического
материализма. ^^

Он подчеркивал, что е появлением мар-
	ксистекой философии кончается тот пе-
	риод в развитии истории философии, когда
она была достоянием одиночек и замкну-
THX,  оторванпых от жизни и народа
школ. ‘

Товарищ А. А. `Флданов подчеркивал
также, что «Маркс и’Энгельс создали но-
вую философию. качественно отличающую-

ся от всех предыдущих, хотя бы и про-
грессивных, философских систем», что  .
«возникновение марксизма было настоя-
щим открытием, революцией в филосо-
фии»:

Настойчиво требовал. он от работников
философского фронта большевистской пар-
тийности в подходе к идеологическим Bo-
зросам: .

Cnpactno Blictynan Topapnm A.’ A. dya-
HOB против ‹...беззубого. вегетарианства по
отношению к философским нротивникам»,
против профессорского  квазиоб’ективизма
в идеологической борьбе. Он подчеркивал.
что «марксизм возник, вырос и победил в
Эвепощадной борьбе со. всеми представите-
лями идеалистического направления».

Обращаясь к работникам идеологическо-
го фронта, к нашим советским философам,

А. Жданов говорил: «Кому же, как не
нам — стране победившего марксизма и ее
философам, — возглавить борьбу против
растленной и тнусной буржуазной . идеоло-
сни, кому, как не нам, наносить ей сокру-
шающие удары!»

Незабываемым  заветом должны быть
для нае елова товарища. А. А. Жданова —
«Пора смелей двигать вперед теорию ..со-
ветского общества, теорию советского госу-
даретва, теорию современного естествозна-
ния, этику и эстетику. С небольшевиет-
ской трусостью надо. кончать. Допустить

застой в развитии теории — это значит.
засушать нашу философию, лишить ев
самой ценной черты — ce способноети в

развитию, превратить ее в мертвую сухую
догму».

Вея теоретическая деятельность ‘това-
рища А. А. Жданова, была пронизана твор-
ческим марксизмом. Разрабатывая вопросы
	идеологий, он показывал пример того, как
надо смело ‘двигать вперед теорию’ совет-
ского общества и государства, разработку
‘вопросов диалектического материализма,
истории философии, эстетики.
Неоднократно товарищ Жданов подчерки-
вал передовую роль литературы в обще-
ственной жизни нашей страны: «...налиа
литература не может быть аполитичной, не
‚может представлять -с0бой «искуство для
`аскусства», а призвана осуществлять важ-
‘ную передовую роль в общественной Жиз-
‚ни. Отсюда исходит ленинский принципи
	партийности литературы — важнейший
‚вклад В. И. Ленина в: науку озлитературе».

Доклад товарища.А. А. данова на ле-
нинградеком партийном активе о журналах.
«Звезда» и «Ленинград» явился програми-
ным документом для деятелей советской
титературы. В нем А. А. Жданов подверг
уничтожающей критике явления безидей-
ности и аполитичности в литературе,
вскрыл отвратительный маразм буржуаз-
ной культуры и подчеркнул необходимость
самой решительной борьбы с явлениями
низкопоклонства и раболепия перед ино-
странщиной,

«Империалисты, их илейные прислуж-
ники, — говорил товарищ В ланов,— их лите-
раторы и журналисты, их политики и
дипломаты всячески стараютея оклеветать
нашу страну, представить ее в неправиль-
	HSM свете, оклеветать социализм, В этих
	условиях задача советекой литературы
заключается не только: в том, чтобы отве-
чать’ ударом на удары против всей этой
гнусной клеветы и нападок на нашу совет-
скую культуру, на социализм, но и смело
бичевать и нападать на буржуазную куль-
туру, находящуюся в состоянии маразма
и растления». —

Выступая на совещании деятелей совет-
ской музыки в ЦВ ВЁП(б), товарищ А. А.
	данов  векрыл вред формалиетического
	‘‚антинародного направления в музыке, того

направления, которое фактически ведет к
ликвидации музыкальной культуры в на-
шей стране.

Он призвал. деятелей музыки ‘поднимать
напгу советскую музыкальную культуру,
создавать музыкальные = произведения,
реалитические и демократические по своей
сущности, богатые по содержанию, ясные
и совершенные по форме. Он призывал к
честному служению народу, к развертыва-
нию здорового, прогрессивного, реалистиче-
ского направления ‘в музыке: «..Мы хо-
тим, мы страстно желаем, —говорил он,—_
чтобы ‘У нае была своя «Могучая кучка»,
чтобы она была и многочисленнее и силь-
нее, чем та, котбрая когда-то поражала
мир своими талантами и прославила наш
народ».

Деятели советской музыки были пораже-
ны обширными познаниями в области
истории и теории музыки, обнаруженными
‚товарищем А. А. Адановым в его выступ-
лениях на этом. совещании, его глубокам
пониманием музыкального ‘искусства. Вы-
сказывания товарища Жданова явились 06-
разцом применения марксистского анализа
к такой области искусства, как музыка.

Коммунистическая партия неуклонно и
последовательно борется за расцвет в на-
шей стране духовной культуры. Решения
  нашей паргии 10 вонросам литературы,
  театра и кино. указания по вопросам фило-
вофии наглядно показывают, какое  боль-
шое значение придает партия идеологиче-
скому фронту. Значительна была роль
А. А. Жданова в этой грандиозной работе,
которую ведет наша коммунистическая
партия. Весь вдохновенный талант А. А.
УИданова, его кипучая энергия, всея его
прекрасная жизнь были отданы делу рас-
цвета социалистической культуры, 6e3-
заветному служению нашей Родине, совет-
скому, народу.

Яркие, вдохновенные выступления това-
рища А. А. Жданова по идеологическим
вопросам, проникнутые высокой идей-
ностью и партийностью, представляют
собой пенный вклал ‘в развитие маркеиет-
ско-ленинской науки. той науки, которая
служат великому делу коммунизма.
	_ Акад, М. МИТИН
	Родина никода не забудет ею
	ЛЕНИНГРАЛ. (Наш  норр.). Весть о
безмерной утрате, понесенной партией и
народом, потрясла писателей Ленинграда.
Прозаики, поэты, драматурги, критики,
литературоведы собрались в большом зале
Дома нисателя имени Маяковского. Траур.
ный митинг открыл А. Прокофьев.
	—- Мы, ` писатели, = сказал он, =
потеряли большого друга. Андрей Алек-
сандрович Шданов — государственный
деятель громадного масштаба, верный со-
ратник великого Сталина — Уделял
исключительное внимание вопросам mare
ратуры и искусства, ‘оказывал Нам по-
стоянную помощь и поддержку. Неизгла-
димы в нашей памяти беселы с ним. Това-
рищ данов неустанно ‘учил нас вни-
мательно воматриватьея в нашу  совре-
менность, показывать советского  челове-
ка — творца коммунизма. Все мы. —
продолжает А. Прокофъев, -— ‘хорошо пом-
ним Андрея Александровича в Ленинграде
в августе 1946 года. Нелегко нам было
слушать тогда из уст его слова осужде-
ния за нашу плохую работу, за наше
примиренчество е враждебными советеко-
му искусству течениями, взглядами. И в
то же время мы поверили в слои силы, в
возможность исправить тягчайшие оптиб-
ки, когла Андрей Александрович ‘произ-
нес: «Вы поставлены на передовую ли-
нию фронта идеологии, у вас огромные
задачи, имеющие международное  значе-
ние, и это должно полнять чувство ответ-
CTBCHHOCTH каждого подлинного. советско-
го литератора перед своим народом, госу-
дарством, партией, сознание важности
исполняемого долга».
	Свое выступление А. Прокофьев закон-
чил стихами:
	Наш народ не забудет его никогда.
На полях, на заводах, в забоях
Поднимаются смелые люди труда,
Те, которых он вел за собою.
	Пас ведет пятикрылая наша звезда!
Пусть пройдут и прокатятся годы,

Имя пруга, борца сохранит навсегда
Лучезарная память’ народа.
	Главный редактор журнала  «овезда»
В. Лрузин напоминает о Первом всесоюз-
ном с’езде писателей, на котором товарищ
Жланов дал ясное определение нового
искусства. нокусства  социалистического
реализма, Этим определением мы руковод-
CTBYCMCA в нашей литературной жизни.
ЗВ замечательной речи товарища Жданова
о музыке содержитея точная характери-
стика понятия народности в искусстве.
Блестящие выступления Андрея Алексан-
дровича по вопросам литературы, искус-.
ства, философии вооружили всех писате-
лей на решение больпгих задач, стоящих
перед нами. Никакая теоретическая рабэ-
та в области. литературы и искусства не-
мыелима сейчас без учета того, что внес-
А. А. Жданов в нашу науку.

‚ Слово предоставляется Юрню Герману.

’ — Мы потеряли человека, — гово-
‚рит он, — ‘который страстно любил худо-
жественную литературу, авторитет — KOTO-
рого, как строгого. и  доброжелательного
критика, был. пепререкаем.

Это был крупнейшей государственный
леятель, один из строителей коммунисти-
ческой партии, человек, всегда занятый
большими. пеотложными делами и вее же
успевающий быть внимательным читате-
лем, глубоко заинтересованным в судьбах
советекой литературы. Мы потеряли. чело-
века: ‘сделавшего транлиозно много для
развития нашего самого передового искус-
ства,

Вера Кетлинская от имени писателей
Ленинграда говорит:

— Нашим ответом на невосполнимую
утрату должны быть партийные, страст-
ные, мобилизующие книги, книги, которых
ждалоот нас товарищ Жданов. .

Советские писатели. как и все совет-
ские люди, должны еше теснее сплотиться
вокруг родной нашей партии, должны ра-
ботать ‘больше и лучше.

Ha митинт@ выступили 0. Берггольц,
Б. Чиреков, С. Антонов, Е. Серебровская,
Н. Брыкин. Стихи на смерть товарища
данова прочитали А. Чуркин, И. Авра-
менко.
	Бберный соратник великого вождя
	О мудрости, о величайшей чуткости, с
какими воспитывал А. А. Жданов молодое
поколение писателей, говорит поэт Л. Пер-
вомайский. Воспоминаниями о встречах с
Андреем Александровичем на квартире у
А. М. Горького поделился писатель А. Ко-
пыленко. На митинге выступили также
	Н, Рыбак, Н. Терещенко, Ю. Смолич,
Л. Смелянский.
Стихи, посвященные светлой памяти
	А. А. \данова, прочитали М. Пригара п
И. Нехода. Общее чувство выразил И. Не-
хода в своих строках:
	Нов!к не згасне його образ чистий,
Хто партИ влдав себе всього.

ще т!енни згуртуймось;: комунсти,
Круг Стала — учителя свого.

У шахту, за плуги, на новобуди!

Ус! ми промовляем, як девз:

Иому найкращим пам‘ятником буде —
Збудованний для людства комуйзм!
	КИЕВ. (Наш корр.). В клубе писате-
лей столицы Советской Украины собтоялея
траурный митинг памяти безвременно
скончавшегося выдающегося деятеля ком-
мунистической партин и Советского госу-
даретва, великого сына советского народа
товарища Андрея Александровича Жданова.

Митинг ‘открывает секретарь партийлой
организации ССП Украины поэт П. Усен-
ко. Взволнованно говорит он о том, ках
неустанно вдохновлял А. А. Жданов со-
ветских писателей на борьбу за лигера-
туру, — достойную сталинской . эпохи.
П. Усенко призывает украинских литера-
торов запечатлеть светлый образ Андрея
Александровича — непоколебимого _бодь-
шевика, верного ученика и соратника
великого Сталина — в лучших художест-
венных произведениях.