Чувством глубокой скорби наполнила
сердца миллионов советских людей траурная
весть 0 кончине Андрея Алексанлровича—-
	выдающегося — государственного деятеля,
верного ученика и соратника великого
Сталина. Ars

Это общее лля веех  соотечественников
	  чуветво скорби остро ‘отозвалось в сердцах
	советских. писателей: Бель начиная с
1934 тода и до последнего дня своей жиз-
ни, Андрей‘ Александрович был связан ©
судьбой советской литературы, способствуя
ее илейно-творческому возмужанию; пре-.
вращению в действенкое орудие строитель-
CTSA коммунизма.
	Пишущему эти строки привелось  впер-
вые встретиться % Андреем Александрози-
чем в начале тридцатых годов, во время
одной из конференций нижегородских ли-
тераторов. Участники конференции были
приняты ‘руководителем  нижеторохеких
большевиков товарищем Жлановым. Уже
тогда мы почувствовали громалный инте-
рес Андрея Александровича к литературе;
его замечательное умение связывать чието
литературные вопросы с общими проблема-
ми борьбы за социализм.
	Идейно-творческая помощь литераторам
со стороны товариша  ЗЖланова особенно
сказалась на Первом с’езде советских пи-
сателей в 1934 голу.
	Мы помним, какой бурей апледисментов
встретили участники .с’езда появление на
трибуне товарища Жданова. В его лице мы
приветствовали партию большевиков и его
самого, верного и чуткого друга советской
литературы, так много сделавшего для
успешного проведения нашего с’езла.
	Сосредоточенно и внимательно слушали
делегаты ето выступление. Уетами Андрея
Александровича с нами разговаривала боль-
шевистекая партия. Словами яеными, нол-
ными глубокого содержания, Андрей. Алек-
сантрович оценил путь, пройденный совет-
ской литературой в годы,  предшествовав-
щие с’езду, определил место литературы в
великом процессе социалистического строи-
тельства. Он сформулировал большие и от-
ветственные задачи, которые стояли тогда
пред литераторами, как «инженерами чело-
веческих душ».

И в последующие голы советские писате-
ли повседневно чувствовали живой интерес
Андрея Александровича к литературным
делам, его нбизменное чуткое отношение к
литературе и литераторам.

Мы знали, что Андрей Александрович
пристально следит за развитием. советекой
литературы, ве пропуская о мимо своего
внимания ни одного мало-мальски заметно-
го явления, ни одной мало-мальски замет-
ной новой книгя. Мы знали. что он инте-
ресуется нашими делами, нашими спорами
и диекуссиями и всетда- готов помочь, под-
сказать и, если надо. своевременно попра-
ВИТЬ Тех, кто оступился на Пути.
	ленинградские писатели никогда не за-
будут ту изумительную чуткость и внима-
ние, которое оказывал им товарищ Иманов
в суровые дни ленинградекой блокады, раз-
теляя CO своими вогорожанами и воинами
Ленинградского ‘фронта’ ве трагические
трудности жизни и борьбы в блокированном
	ф эти трудные дни создали много незабывае-
	M0 СИЛЬНЫХ „и правливых ‚произведений,
отразивших живое, биение мужественного
сердца города- героя, они во многом обязаны
могучей моральной подлержке славного ру-
ководителя беспримёрной обороны Ленин-
града.

Постановление ЦК. ВКП(б) о журналах
«Звезда» и «Ленинград» и посвященный
этому Постановлению ‘доклад товариша
Иланова на активе. ленингралекой  парт-
организации и ‘собрании ленинградских пи-
сателей. стали значительнейшей историче-
ской вехой на пути послевоенного  разви-
тия еоветекой литературы.
	В евоем. . локладе. Андрей Александрович
	обнажил до самых глубоких корней Hpupo-
	ду тех отрицательных явлений в литерату-
ре, которые были подвергнуты критике и
пазоблачению в постановлении Центрально-
го Комитета партин,

Доклад теварища Жданова на долгие го-
ды останется глубоко ноучительным приме-
ром подлинно. ленинеко-сталинекого нод-
хода к явлениям литературы, образцом за-
мечательного сочетания — историко-литера-
		тическим . Нодходом к явлениям  литерату-
SS

В: своем докладе Андрей Александрович
высоко оценил. значение литературы в_со-
ветском - социалистическом. обществе. Он
говорил о. том. что. появление . новой та-
	лантливой . книги. равно. но своему значе-
нию выигранному сражению. Это  опреде-
	нию выигранному сражению. ITO опреде-
ление глубоко запало и в память советеких
	читателеи и в память советзких писателей.
	Читателю эти слова напоминали 0 том,
что он должен быть требователен к своей
молодой литературе, a писателю они ука-
зывали на необхолимость веегла носить в
своем серхце ‘чувство святого беспокойства
	3& кажлое слово, с которым он обращаетея:
	& народу.

Советские литераторы приняли постанов-
ление Пентрального Комитета партии и
поклал Анлрея Александровича Жданова,
	КАК ПоИЗыЫвВ KR BIOXHOBCHHOMY творческому
	труду. Итоги прошедшего’ 1947 гола на-
глятню ‘показали, какой огромный  творче-
ский ростовызвали решения партии. И
советские литераторы никогла не забудут,
какую неоценимую, огромную помощь ока-
зал им Андрей Алексанлрович Жданов. на
послевоенном этапе развития советской ли-
тературы.

Для всех, кто в 6yaymew будет разраба-
тывать проблемы советской литературы,
наследство А. А. Жданова, его выступления
по вопросам лутературы, искусства; фило-
софии останутся путеводной нитью, живым
примером подлинно большевистского, глу=
боко партийного анализа явлений литера-
туры и искусства.

Каждый советский литератор, склоняя B
глубокой скорби голову у свежей могилы
друга совэтекой ‘литературы, о ее требова-
тельного наставника, ‘клянется отдать все
свои сиды и способности неутомимому тру-
ду по созланию такой литературы, в Кото-
рой бы каждая книга, обращенная к сердцу
	читателя —- ‘строителя коммунизма, оыла
по своему-значению -: Вавна выигранному
	Сталинский
посланенп
	„... Трудно. и етрашно говорить 0. смерти
Андрея Александровича Жданова. Жданов
и смерть — это не - связывается, это не
соединяется. Сочетается ypyroe — Жданов
и жизнь, Жданов и деятельность, Яданов
ц бесстрантное движение вперед через
	преграды и смерть.
Qn пришел к нам, лепинтрадцам, в те.
	ни; когда’мы были потрясены. трагиче-
ской гибелью Сергея Мироновича `Киъова,
этим выстрелом международного фаптизма
в наши сердца, в наше дело, — пришел
как сталинский посланец и как бы подува-
тил. дело Кирова, повел Ленинград к с0-
циалиетическому мужанию. И ленинград
ские большевики: и все ленингоалтцы пелюя
				Это у него в страшные дни блоказы
родилась идея о ледовой дороге через Да-
дегу, названной потом во всем мире %20=
рэгой жизни». Мы, ленинградиы, знаем,
что значила для нас и нашего города эта
дорога. Да, только крылатая и умная ду-
ша большевика способна была Ha такой
полет, сочетающийся с вдохновенным рас-
четом и волей. Немцы уже потирали руви,
высчитав, через сколько дней умрет Ле<
нинград. Но Жданов возглавил борьбу ro-
	рода за жизнь и свободу; Аданов дал ему.
	«дорогу жизни»,  кровеносную артерию,
соехинивнгую ‘осажденных © Большой зем-
лей, и Ленинград победил.

Я слушала речь Андрея реак
ча на Мервсл всесоюзном с‘езде’ писате-
лей и, как все присутствовавшие на е`ез-
де, всегда буду помнить пронизывающую
ве страстность и убежденность. Он хотел,
чтобы наше искусство было идейным,
	 1 вепримиримым, искусством. борцов. за ком-
	мунизм, за человеческое счастье, и. эгой
жаждой проникнуты все’ его речи и. вы-
ступления. Да будут вечно с пами сто
большевистская   идейность и выеокая. трез
бовательность! {

И вот его не стало. Великое горе не оелаз
бит нас. Мы еще теснее сплотимся все до
единого вокруг коммунистической партииу
вокруг Сталина, т
	О. БЕРГГОЛЬЦ
	Похороны Андрея Александровича Ждачова, Траурная процессия на Красной площади.
право): Л. М. Каганович, Г. М. Маленков, А. Н. Косыгин, А. И. Микоян: В: М. Мс
А Вознесенский И В Сталан.Н. М  Шаавник А. А Aanneec uo cnvuraua.
		3a гробом идут товарищи (слева Ha-
	ЛВ

ерия, К. Е. Ворошилов,
		РОДНОЙ ВСЕМУ НАРОЛУ  в голонном ЗАЛЕ
	В тяжелый этот час в Колонном зале
Стоим у гроба в скорби и печали

И видим смерть на восковом челе,
Какого светлого ума не стало!
Какое сердце биться перестало!
Таких немного было на земле.
	Лишились мы того, кто был при жизни
Для нашей милой. матери-Отчизны
	Одним из самых доблестных сынов.
Он был ее великих лел участник.
В борьбе ‘за  человеческое счастье
	Он не жалел усилий и трулов.
	Пе. скоро заживет такая рана.
‚Он-умер. Он ушел от нас так рано.
О, скольке бы еще он сделать мог
Для дела мира, для родного. края.
Мы знаем — ‘большевик ‘не умирает,
Его’ дела — бессмёртия залог.
	Вера ИНБЕР
		Глаза не вспыхнут,
Сердце не’ забьется...
О, как нам трудно горе перенесть!
„Но кто там шепчет:
«был»... — о полководце?
Все воины вокруг. него,
Он — есты
	Поэты,
горняки
и хлеборобы,
Все те, ВЕ
Кто с ним. одной ‘дорогой шел, .—.
‹ Огромная страна стоит y гроба,
Гляди: ›.° и я натя

‘Над ним —

знамен бессмертных шелк.
По-сталински

непримирим и стоек,
По-сталински

простой народ любя, —
Он в громе ленинградских новостроек,
В хибинских шахтах воплотил себя.

Мы плачем.
Но. прощание — не тризна:
Его надежды,
помыслы,
дела —
‚Как. движущая сила Коммунизма _
Живут в живых. И наша скорбь светла.
	Павел  ШУБИН.
	Много. лет тому назад, будучи в 10рь-
ком, любуясь с Откоса красавцем-городом,
услышал я от местного старожила:

— Это все ждановское!

Рука его обвела даль Оки и Волги, но-
вые дома, асфальтированные и украшен-
ные цветами площади, говорливые при-
стани, весь шум и блеск созидательной
жизни на стыке двух прекрасных рус-
ских рек.

— Возродитель он нашего’ города! . —
добавил старожил, довольно улыбаясь то-
му, что так повезло  торьковчанам, что
стоял во главе их жизни такой деятель-
ный, неутомимый, влюбленный^в красоту
человек, как Андрей Александрович Жда-
HOB,

— Волгарь,-—говорили о нем,—размах
наш, волжекий, — хотя должны были
знать, что их Андрей Александрович po-
дом—не волгарь.
	знать-то знали, но хотелось усыновить,
назвать своим, коренным, природным
человека, так глубоко понявшего харак-
тер местной жизни и так’ разма-
	шисто наметившего. ee движение . вперед.
	А скоро. после того, как он приехал ру-
_ ководить ленинградсенми большевиками,
ленинградцы заявили:
— Прирожденный  ленинградец, весь
наш! :

Везде был своим, близким этот весв-
лый, обаятельный человек с болрой улыб-
кой на губах, который „вот-вот скажет
что-нибудь шутливое, оболряющее.
	-ицо его, сколько: ‘низ:встречал я -Анд=
pea Александровича Жданова ‘лично,
сколько ни вглядывалея в его фотографии,
всегда было освещено улыбкой, точно жил
он в постоянной ‘радости; точно были ‘дни
его сплонть легкое ‘лыхание, точно нико-
тда плечи его не несли на себе груза за-
бот, огорчений, усталости. Лицо ‘его выра-
жало доброту, даже когла-он бывал: суров.
Необходимая .. суровость - данной Минуты
проявляла себя скорее в словах его, чем в
выражении лица,
		Пронагандист по призванию, по ‘вкладу
своей натуры, по’ опыту большой жизни,
он не любил многословия. Дар отличного
оратора выработал ‘в нем сдержанность;
краткость и предельную осязаемость речи.
Он неё мог и не умел ‘говорить общо, ка-
саясь поверхности темы. ‘Он ‚умел и, но-
моему, любил говорить как бы‘ изнутри
темы, точно она, эта тема, была его дав=
ней, основной, a He только ‘сегодняшней.

Он выступил на Первом с’езде советских
писателей с программной речью, легшей в
основу развития советской литературы на
десятилетия вперед. Вак остро*профессио-
нален был его доклад об ошибках. журна-
лов «Звезда» и «Ленинград», с каким
блеском выступил он на философском со-
вещании, шутливо окреетив ‘себя  «фило-
	COMCRAM юнгой» и тут же произнеся одну
	из самых вдохновенных свойх речей, 00-
разец речи философа-марксиста с гигант
ским теоретическим кругозором. На сове-
щании, касающемся проблем советской
музыки, он выступил среди  `профеесио-
нальных мастеров, воражая их Не только
глубиной политического анализа, но в не-
меньшей степени конкретным _ знавием
дела. Я думаю, что если бы Андрею Алек-
сандровичу, Жданову суждено ‚было. бы
вплотную заняться проблемами. живописи,
он поразил бы профессиональных худож-
ников скрупулезным знанием их дела, его
технологии ‘и специфики; так же, как в
дни. обороны Ленинграда он удивлял воен-
ных епециалистов мастерским пониманием
самых. тонких деталей. военного. искусства.

Он умел говорить © писателями, Kak
прирожденный `нублициет ‘и “критик, с
музыкантами, как музыкант, в. военными,
как военный. Это был большевик, воспи-
танный сталинской школой ‘конкретного
политического. руководства, и казалось,
что у него еще много сил, и что он еще
HE весь проявился, что безграничны ero
возможности.

Я. чуветвую утрату Жданова как нечто
	глубоко личное, как торе моего дома и
моего дела:
	П. ПАВЛЕНКО
	ЛЕНИНГРАД,

—_—_4———
Выставка, посвященная жизни
и деятельности А. А. Жданова
	ЬИЕВ. (Наш корр.). В украинском фили+

але” Центрального. музея В. И. Ленина
открыта выставка, посвященная жизни и
революционной деятельности выдающегося
‘деятеля большевистской партии и Совет-
ского государства, верного соратника вели
кого Сталина, пламенного борца 3a ROMMY4
низм товарища А; А. Яданова.
_- На выставке прелетавлены фотодокумена
ты отображающие” многогранную партий
но-государственную деятельность А. Аа
Ж®лданова, его теоретические труды, доклач
ды и речи на партийных с’ездах, конфе
ренциях, собраниях актива.

Особое место на выставке занимают фоз
тодокументы и материалы, посвященные
работе. А. А. Жданова на посту руководи-
теля большевиков города Ленина, ero
роли в организации героической обороны
Тенинграла в дни Великой Отечественной
	  ВОЙНЫ.
	и разрушаемом огнем врага великом горо-   сражению. ЕЕ 2 :
де. И тем, что ° писатели-ленингралцы В Va . Ал. СУРКОВ
		Будем бороться за партийность в литературе
	ветекий ‚народ, великого вождя товарища
Сталина, что будем и впредь непримиримо
бороться за партийность художественной
титературы, ‘за создание произведений,
	достойных нашей эпохи,

А. ЕРИКЕЕВ, Г. КАШАХФ, К. НАДЖ-
МИ А ШАМОВ М. ` АМИРОВ,
	Б. S3EPHHT, X. XAHPH, ©
КАЗАНЬ, 1. сентября. (По телеграфу).
	Вместе с нашей партией и всем совет-
ским народом писатели Татарии глубоко
скорбят о смерти товарища Андрея Алек-
сандравича Жданова — верного’ ученика
й соратника великого: Сталина, выдалоще-
гося` госуларетвенного деятеля, ` крупней-
шего теоретика  марксизма-ленинизма,
друга советских писателей,

Склоняя головы нах гробом тов. Ждано-
ва, заверяем большевистскую ‚партию, co-
	-’ Экспонаты выставки. ярко. характеризуют
вылающуюся роль товариша Жланова в
	  боръбе за мир, против поджигателей новой
	войны. за сплочение прогрессивных сид
	всего. мира вокруг СССР.
		трудящиеся  Нижнего-Новгореда, a затем
города Горького.

Вспоминаются эпизоды тех времен.

По дороге к Канавину движутся MHOTO-
тысячные стройные ряды трудящихся, и во
главе этой огромной колонны идет. секре-
тарь крайкома партии товарищ `Жданов.
Он вместе © другими запевает песню. ко-
	Богда. я стоял в почетном. карауле у   трудящиеся
гроба незабвенного Андрея Александровича,   города Tons
	в моей памяти, возник образ молодого
жизнерадостного зКданова в годы его пре-
бывания в Нижнем-Новгороде. Я тогда
работал в газете «Нижегородская комму-
на», и по делам редакции мне приходи-
лось посещать его на дому, в. маленькой
квартирке в нижегородском кремле.
	Любовь к литературе у Андрея Алек-
	сандровича была необычайна. Он с исклю-.
	чительной требовательностью, критически
относился к прочитанному. Высказывания
его были горячи, талантливы.-

Андрей Александрович нередко . навещал
редакцию и давал отзывы о появлявшихся
в газете рассказах ги очерках. Нередко
вызывал редактора и давал задания напе-
чатать очерк на ту или иную тему. Шо его
указанию, например, были разосланы кор-
респонденты-очеркисты в Чувашию, Ma-
рийскую автономную область, Удмуртию,

Андрей Александрович живо интересовал-
ся отделом критики и библиографии. газе-
ты. Помню Такой случай; в местном тезт-
ре эстралы Шло обозрение «Весна на
Откосе». Пьеса немудрящая, но злободнев-
ная, веселая, привлекавшая к себе зрите-
лей.

«Нижегородской коммуне» появилась
резко отрицательная рецензия, Товарищ
Жданов обратил внимание на эту статью и
однажды вечером неожиланно пришел на
спектакль театра эстрады. На следующее
утро ‘редактор’ газеты был вызван в край-
ком партии, и Андрей Александрович ука-
зал ему на то, что рецензия была слишком
резка и давала  неправальную оценку
ПЬЕСЫ.

Несмотря на громадную pasory партий-
ного руководителя края, товарищ Жданов
всегда находил время, чтобы ветретиться с
работниками нечати, с, литераторами Ниж-
него-Новгорода.

Работая в ту пору в «Нижегородской
коммуне», я обязан был находиться в TH-
пографии по ночам и наблюдать за верет-
кой газеты. И вот нередко в типографию
приходил Андрей Александрович, прочиты-
вал все телеграммы РОСТА, иногда прэ-
сматривал статьи, даже выправлял нехо-
торые из них. Он вникало не только в
идейное содержание материалов, но обра-.
щал внимание на язык, па качество за-
roJOBKOB И статей. .
	Андрея Александровича горячо полюбили
	вии bed виа $

Великий деятель коммунистической культуры
	Трудно, почти невозможно писать о 10-
варище Жданове в эти первые дни пос-
ле известия о тягчайшей потере, которую
понесла наша партия, наш народ. Как
живой, стоит перед мысленным взором
облик Андрея Александровича Жданова,
крупнейшего организатора коммунистиче-
ского строительства и  блистательно-та-
лантливого философа-марксиста, тборетика,
одного из тех деятелей нашей партии, ко-
торые составляют ее величайшую честь и
достоинство, силу и славу.

С огненным, подлинно большевистсвим
темпераментом Андрей Александрович
творчески развивал, двигал вперед нашу
теоретическую мысль. Основываясь © Ha
учении Ленина o партийности aute-
ратуры, на положениях товарища
Сталина 0 социалистическом реализме, он
последовательно развивал теорию  сопиа-
листического искусства. Андрей Алексан-
дрович «Жланов был не кабинетным учз-
ным, а человеком жизни, практики, борь-
бы. Свои литературно-эстетичеекие взгля-
ды, которые он умел формулировать так
ярко, темпераментно и горячо, товарищ
Яданов основывал на практике народной
жизни, на истории советского _ общества.
Из законов развития этого общества он
выводил‘ новые закономерности литерату-
ры’ и’ искусства.

Огромна его роль в разработке теорий
социалистического реализма. — Товарищ
®лданов на Первом всесоюзном  с’ез-
де писателей в 1934 году. говорил 0 ко=
	ренных особенностях нашей  новаторской, _
	небывалой в ‘истории человечества литеря-
туры. И метод социалистического реализма
товарищ Жданов определял самым характе-
ром общественной практики победившего
народа:

«Мы товорим, что социалистический
реализм является основным методом совет-
ской художественной литературы и лите-
ратурной критики, а это предполагает, что
революционный романтизм должен входить
в литературное творчество како составная
часть, ибо вся жизнь нашей партий, вся
жизнь рабочего класса и его борьба заклю-
чаются в сочетании самой суровой, самой
трезвой, практической работы с величай-
шей героикой и грандиозными перспекти-
ВАМИ», °

Отсюда, из особого характера  деятель-
ности нашей партии. нашего народа, кото-
	Александровичем: тем композиторам, котоя
рые утешали себя, что если они не
ноняты ‘современниками, то, может, vay
поняты: «через 50-—100 лет».

Андрей ‘Александрович . безгранично m0
	бил свой народ, свою. Родину; Нрезрение и
	гнев вызывали в нем 0езродные  космопоз
AUTHI. ‘On учил: «Интернационалтизм В иб+
кусстве рождается не на основе умаления
и обеднения национального искусетва. Нал
оборот, интернационализм рождается таму
где’ расцветает  национальное искусство».
Негримирим был Андрей‘ Александрович
ко всем тем отсталым и погрязшим в сво+
их кастовых предрассулдках интеллигентамя
которые склонны к раболенному преклонеч
нию перед запалной буржуазной кульгуройу
	_непримирим, потому что больше’ всего на
	свете он любил свой советский народ, его
культуру, его новый великолепный стиль
работы и творчества — ленинеко-сталин-
ский стиль. С какой гордостью за свой
народ он сказал свои слова, ныне. ставшие
крылатыми: «Мы уже не те русские,
какими были‘ до 1917 года, и Русь у нас
уже не та; и характер у нас He тот».

Это была. гордость борца, . коммуниста,
ленинца, сталинца, беззаветно преданноге
своему народу, гляляшего не в его вчера-
шний, а в его завтрашний день.

И если задать себе вопрос: что же глав-
ное было в товарише Яланове. как фило-
софе, теоретике, критике,  литературо-
веде, — то ответ Ha это может быть один:
партийность, вее’ пронизывающая, горячая,
как огонь; пламенная ‘большевистсекая пар-
тийноеть, не’ знавшая  компромисеов; не
примиримая, страстная, волевая, сокру
шающая все препятствия на своем пути.

«Силы демократии растут, и в этом за=
	лог того, что Дел мира восторжеет-
вует», — сказал товарищ Жланов В своем
доклале, посвяшенном 29-й годовщине
	Великой Октябрьской — сопиалистической
революции — 6 ноября 1946 гола. В нем
жила эта вечная уверенность; этот вели-
кий Классовый оптимизм —= коренное Ka-
	Чество большевиков на. всех исторических
	этапах жизни и борьбы партии;

‚ Потому-то так убеждающи речи. и док-
лады Анлрея Алексанлровича Жданова,
который. верил. и трудился на земле во
пуя одной цели — торжества коммунизма

Ан. ТАРАСЕНКОВ
	ЛИ ТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
Е м
	наше советское время. Выступление това-
рища Жданова против декадентства и фор-
Мализма войдет в историю русской крити-
ки как наиболее блистательные ee стра-
ницы. Тлубочайшей филосефской кри-
тике подверг ‘товарищ о Жданов. теорию
и практику акмеизуа и символизма, пока-
зав всю их враждебность! социалистической
современности, вскрыв ‘классовые корни
упадочного искусства декадентов, разобла-
чив их гнилую эстетику.

Товаришу зКданову принадлежит. вели-
чайшая заслуга коренного поворота на-
шего философского фронта в боевым зада-
чам современности.

В борьбе против нсевдоученой схоласти-
ки Андрей Александрович подчеркивал но-
ваторскую. сущность марксистской фи-
лософии. говоря, что она является
«началом совершенно нового периода. исто-
рии философии, когда она стала научным
оружием в руках пролетарских масе, 60-
рющихея за свое освобождение ‘от капита-
лизма».

„Глубоко: враждебно. марксизму-лениниз-
му 10 _ «беззубое . вегетарианство», TOT
«профессорский квази-об‘ективизм» B
вопросах идеологии, против которого так
страстно и вдохновенно выступал товарищ
Яданов. Он требовал от’ наших ” ученых
неукротимо емелого. подлинно классового
подхода к явлениям прошлого ‘и настояще-
го, для него не существовало ‘отвлеченной
истины «вообще» — он хотел, чтобы каж-
лое явление в области идеологии,—в фило-
софии, литературе, музыке, — быле оце-
нено с единственно верной точки зрения:
насколько оно полезно пли вредно в борьбе
за утверждение коммунизма.
	Неокантианство, теология, новейшие раз-
новихдности агностипизма — все TO, что
ныне выволакивается из нафталина” реак-
ционными философами Запалной Европы и
Америки, ` находило в товарище Жланове
своего непримиримого врага. Он. учил, что
философия. литература, музыка нераз-
рывно связаны с политикой, и на десятках
и сотнях примеров показывал, как peak-
ционные стихи, формалистские сонаты,
лживые илеалистические философские си-
стемы становятся оружием В ‚РУНА. про-
ТИВНИКоВ.

С... колоссальной энергией, ва: всеоружии
спепиальных знаний товарищ Жданов вы-
ступил. против музыкантов-формалястов:
«Отрыв от народа» — вот самое страшное
и резкое обвинение; эрехявленное-—Ачеереем -
	и практичность с широчайшими перспек-
тивами движения вперед, к коммунизму.
  Андрей Александрович выводил  особенно-
сти нового метода искусства. Товарищ Жда-
нов призывал’ советских ‘художников ^ на-
учиться вндеть в сегодняшнем дне облик
завтрашнего дня.

Могучая сила теоретического предвиде-
ния отличает эту речь. товарища Жданова,
которая стала‘ основой основ для советеких
писателей, а музыкантов, ра-
ботников кино. .

Большой заботой о судьбах советской
литературы проникнут доклад’ товари-

ща Жданова о журналах «Звезда» и «Ле-
нинград». Это была забота большого го-
сударственного человека, одного из руково-
дителей партии и правительства, который
видел, что вредные тенденции безидейной
декадентщины могут помешать победонос-
ному движению вперед нашей литературы.

Андрей Александрович  пред’являл К
нашей литературе высокие идейные и мо-
ральные требования. Он хотел, чтобы наш
человек, строитель социализма, победитель
фашистской Германии и спаситель пора-
бощенных народов Европы, был показан во
весь свой величавый рост, чтобы литера-
тура правдиво и проникновенно воссоздала
ero благородный духовный облик. Й потому
© такой силой наппавлял Андрей Алекеан-
дрович отонь своей критики против лите-
ратуры безидейной. против ироизветений,
которые отражают настроения реакниоя-
ного литературного болота. Товарищ Жла-
нов звал советских писателей к созданию
Таких произведений, которые’ могли бы
помочь воспитанию нашего народа, нашей
молодежи в духе преданности делу пар-
тии, в духе ленинско-сталинских илей. Он
требовал от наших художников слова, что-
бы интересы народа, партии были для них
превыше всего, чтобы только с точки зре-
ния этих иптересов и оценивались бы У
нас художественные произведения. Това-
рищ Жданов оезко осуждал так называе-
мую приятельскую критику.

«Только смелая и открытая критика. —
говорил он, — помогает совершенствовать-
ся нашим людям. побуждает их итти вие-
ред... Там, где нет критики, там укоре-
няется затхлость и застой, там нет места
движению вперед». у

С гневом и сарказмом обрутивался
Андрей Александрович на вее то, что ме-
шало развитию нашего искусства. Ему

рый так талантливо сочетает деловитость   ненавистны были проявления декаданса в
	торую подхватывают все. Это’ нижегородцы   понесла наша партия, наш народ.
идут на стройку автозавода имени  Молото-   живой, стоит перед мысленным _
ва. Путь неближний. Около лвеналцати. ки.   облик Андрея Александровича №
	лометров, но все бодро шагают вперед.

:.В театре’ идет спектакль, не ‘помню,
какую пьесу Горького ‘играли. Во время
действия `в ложу бельэтажа входят ‘Андрей
Александрович Жданов и Алексей  Макеи-
мович Горький, приехавший’ навестить
свой, родной город. Товарищ Жданов и
Алексей Максимович всячески старались
остаться незамеченными, но им это He
удалось. ,

„Еогла в зале зажегся свет’ все присут-
ствовавшие, лпумно аплодируя, поднялись
и увидели улыбавшегося Горького и това:
рища Жданова, пожимавшего ‘от: имени
всех нижегородцев ‘руку великому писа-
телю.

Товарищ Жданов в городе Горьком был
окружен трогательной любовью всёго насе-
ления области; Горьковчаве всегда с тор:
достью говорили: «Нашг Жданов!». Когда
Андрей Александрович уезжал из Горького
на работу в Москву, в ПВ ВКП(б), ею
провожали на вокзал пешком через Beth
город и члены партийной организации, и
беспартийные трудящиеся. Прошальные
речи звучали горячей любовью к партии,
& товарищу Сталину. Горьковчане торже-
ственно обещали товаришу Жданову про-
должать дело, в которое Андрей Александ-
рович вложил столько энергии и труда, —
дело процветания Горьковекой облаети.

Be энергию мололых лет Андрей Алек-
сандрович отдавал Цартийной работе в
горековской организации большевиков. B
прошлом отсталый купеческий Нижний-
Новгород при товарище Жланове стал мощ-
ной индустриальной базой. За десять лет.
Андрей. Александрович так много” сделал в.
Горьком. что и в дальнейшем росте города
и области и доныне чувотвуются влияние
	‚И СТИЛЬ ждановского руководства.
	Светлый образ большевика Анлрея Алек-
сандровича Жданова никогда не изгладится
изпамяти трулящихея Горьковекой области.