емократию
		На могиле. товарища Жданова
	Коммунист, великий жизнелюб.
Мы не плачем, только хмурим брови.
Знаем; что на долгие века
В каждом нашем деле, в каждой нови
Будет жить душа большевика.
	Иван ГАНАБИН.
Няколай ВОРОНОВ
	- Шепчут ели тихо над могилой,

Зелень слез роняя у Кремля,

На мгновенье в скорби молчаливой
Замерла советская земля. :
Эта‘ смерть для Родины‘ нежданна.-
Мы ‘не верим медной скорби труб.
Мы не верим! Жив товарищ Жданов,
	° Меонид ЛЕОНОВ

БОРЬБА ПРОЛОЛЖАЕТСЯ   НЕПРИМИРИМОСТОЬ
	Речь, произнесенная
	за пробуждающееся сознание тех, кто до:
го страдал и молчал, и в TO же время
гнева за то бесправное положение, в Ка
ком HO настоящего времени находятся их
	народы.
	Poeun некоторых представителей АНГЛИИ
	и Америки не разочаровали нас: мы 0%7`
али, что они, наверное, будут говорить
о чем угодно, только не о действенных
мерах, направленных к по линной борь
бе за мир. Такие делегаты оказались
	HHYTOMAHOM меньшинстве, и как бы их
	хозяева ни замалчивали значение COCTORB
‘тегося в Вроцлаве конгресса, народы У3-
	нают о его будящих на борьбу резуль-
		Силы определены. Борьба за мир ИЕ
культуру продолжается. За нами, сторон-
никами мира,-—все народы. Против нас—
‘палите  ставленники ’монополистического
	прямые: пор ее
капитала ий их презренные хозяева.

9. нас. борющихся за мир, против вой-
	ны, — дочери, сестры, жены и, TAGBHOC,
	матери всех простых людей мира, помня=
ших последнюю страшную войну и 66
результаты. Против нас.— одиночки, %а-
ждущие бесстыдной наживы.

Вулущее за нами. Оно целиком наше!
	ВРОЦЛАВ, 3! августа.
	Мировая общественность, может быть,
недооценивала огромных . сил растущего
протеста против империализма и поджи-
тателей войны. Всемирный конгресс дея-
телей культуры показал, насколько вели-
ки эти силы. Подавляющая часть делега-
тов выступила сплоченно единым фронтом
против. растущей угрозы новой ВОЙНЫ,
той войны, которую навязывает человече-
CTBY американский империализм.

На меня, как и на большинство делега-
тов конгресса, особенне сильное впечат-
ление произвели выступления представи-
телей колониальных стран и тех наций,
существование которых как бы «узаконе-
но» так называемой «европейской куль-
турой и цивилизацией», но в. то же время
поставлено на грань уничтожения.

Приветствуя и поздравляя известного
певца 0бре Панки, американского негра,
зал в полной мере ощущал во время его
выступления на конгрессе не только го-
рестноеть его личной судьбы, 0 которой
ой рассказал словами сдержанной и му-
жественной гневности, но и всю трагиче-
скую судьбу его народа, поставленного
в положение бесправных париев. Его речь,
как и выступления всех остальных деле-
TATOB, представлявших угнетенные нации,
	произвела на меня внечатление. и радости
	на митинге во Вроцлаве во время Всемирного конересса
	Эеятелей культуры в защиту мира
	В 1947 году господин посол просвищен-
ной американской державы посетил и 060-
шел это обугленное, такое позорное для
современной цивилизации, место. Он xo-
дил и все улыбался, а когда обход ‘бы
окончен, этот страшный джентльмен с
крепкими нервами позволил себе произие-
сти одно лишь слово: «Пропаганда». Bu.
думаете, что он усомнился? Что он в сво- °
ем провинциальном неведении принял за
бутафорскую подделку склады женских
волос и труды пепла, а двенадцать знауе-
питых костров из человеческих тел, заре-
во от которых годы подряд жгло совесть
мира, — за бенгальский огонь для совра-
шения иностранцев в «красную веру»?
Нет! ‘Этому . господину просто невыгодно
было, поддаться. разящей убедительности
фактов. Le - .

Но мне хотелоеь бы спросить у мох
ученых коллег. на конгрессе, позволял ли
себе питекантрон острить таким способом
в какой-нибудь вдовьей пещере каменного.
века?

Как говорится в пословице, в семье не.
без урода, тем более — в такой многочис- Ww
ленной и трудолюбивой семье, какую прё-
ставляет американский народ. Да этот
джентльмен и есть посланец ие’ народа, ^
класса, и даже ‘не класса в целом, а лишь
незначительной кучки людей, которая в
настоящую минуту улыбается на усилия
своих красноречивых и, будем верить,
добровольных адвокатов.

Мы-то знаем, что доллар ие плачет,
Нет, жалоба пятилетней девочки не тер-
зает ему сердце. Ему недоступно это ост-
рое ошущение, потому что ему нечем пла-
кать и нечему терзаться. Он ничего 1%
совершает попусту или в ущерб себе,
Деньги ‘ееть деньги, они ‘умеют ра
сти за счет человечьей крови. Доллару
нужны плапдармы в Европе, нужны He
менее, чем бездушные двуногие, во всем
отчаявшиеся автоматы, готовые исполнить
его любую волю. Вы понимаете сами, в
какую сторону направлены взлетные до-
рожки авиабаз. Это поход на нас, поход
на мир, на’ оплот мира. ,

Mbt sToro не боимся, ‘мы пришли сода
защищать не себя. События показали, что
мы не трусливого десятка, — У Нас иуг-
ются хорошие‘ головы и твердые руки»
Нас много ий теперь, а если новое страдз-
	ние коснется Незаживших человеческих
ран, мы станем гневным, бесчисленным
множеством. Меняется политический
	климат земли, и никакая сита HE Btls
стоянии отменить или хотя бы задержать
смену гзологических формаций. Мехапизм
Культуры предназначен для умножения
благ и удовлетворения возрастающих че-
ловеческих потребностей, и ебли, к UDH-
меру, величайшее открытие разума, ко-
топое может облагодетельствовать челове-
чество, становится инструментом птаата-
ха. варварской дубиной, загоняющей лю-
лей в пещерное стойло, значит, этот меха
низм в злых, бесчестных руках, и нам,
мастерам культуры, следует действенно
позаботиться о его дальнейшей судьбе...

Мы пришли сюда защищать наше by-
дущее, — и не храмы пли обсерватораи
в нем, не госпитали или университеты,
‚которые имеют обыкновение восстанать из
праха еще величественнее и краше, — 8
детей. И не только беззащитное тельце
этих пятилетних крошек, еще че успев
ших крикнуть перед командой заокезиско+
го атомника: «Мамочка, я боюсь», & жи-
вую прекрасную птицу их веры в правду,
в человеческое величие и в мужествен-
ную честность их отцов.

Итак, речь идет о самом главном, о дея
тях. История простит нае, советских лю-
дей, за то, что мы товорим об этом решим
тельно, громко и даже грубовато подчас:
События нашего века заставили нае упроз
стить язык политики и порою не 3200
TATECH о красотах стиля, или манерах
«интеллектуального поведения», или изя
ществе ‘слов, которые, кстати, так часто
и подло предавали это маленькое челове
чество. Кроме того, историю ‘будут писать
эти самые дети, если только мы сумеем
уберечь их от грядущих несчастий. Они
поймут нашу страстность, напор и непри-
миримость, которые есть постоянное ору
жие правды, когда она пробивается сквозь
тенета зла.

Великое счастье жить и трудиться Wa
свободной земле, но никакое счастье ие
дается без боя. Боритесь за него, пусть
каждый станет верным солдатом мира,
если не хочет стать солдатом или жерт-
вою. новой войны.
	Друзья! Прежде всего“я хочу передать
nem on woe Москвы новой демократи-
	привет от моей Москвы Нови
ческой Польше и народу древнего польско-
го города Вроцлава. у
	Мы. делегаты ‘мировой интеллигенции,
	прибыли на вашу гостеприимную землю
хля обсуждения самых насущных задач в
деле защиты мира и демократии.
	Этот конгресс кончается сегодня, и Я
¢ радостью могу утверждать, что он кон-
чавтся победой прогрессивных сия Had
темной варварской реакцией. Эти четыре
дня натлядно показали, каким громадным
моральным авторитетом располагает моя
Родина, каким могущественным единст-
вом отмечено нынешнее стремление наро-
108 Е мирной, честной, справедливой
	108 Е мирной,
ЖИЗНИ.
	ПАМЯТИ РУКОВОДИТЕЛЯ И ДРУГА
	ветской музыки, призванной служить ин-
тересам народа, интересам социалистиче-
ского строительства. _

Характеристика двух направлений в ©о0-
временной музыке, данная товарищем
Ждановым, является поистине клаесиче-
ской. Она вооружила деятелей советской
музыки на непримиримую борьбу против
формализма, против чуждых влияний бур-
	  жуазной идеологий, за торжество принци-

о ей че Рае О РЕНА РТТООГПхУЯ-
	нев народно-демократического, BbICOROXY-
ложественного искусства. (С какой любо-
вью и гордостью патриота говорил Андрей
Александрович о богатстве и красоте рус-
ской музыкальной классики, о жизнен-
HOH силе ве традиций, народности, содер-
жотельности, общедоетунности. С какой
страстной силой прозвучали о призывы
товарища Жданова создавать «могучую со-
ветскую музыку, включающую в себл BCC
лучшее из пронелого развития музыки, KO-
	торая отображала бы сегодняшний день
советского общества и могла бы еще выше
поднять культуру нашего народа и его
коммунистическую сознательность».

Воля народа, воля. партии Ленина —
Сталина с предельной точностью и полно-
той была сформулирована и выражена в
	речи товарища Жданова, обращенной не
только в участникам совещания, но и ко
всей армин советских музыкантов.

Тяжелую утрату понес весь советский
народ. У гроба нашего горячо ллобимого
‚друга и руководителя. мы даем торжест-
венное обещание народу, партии, родному
Сталину еще упорнее и энергичнее 60-
роться за процветание искусства нашей
великой сталинской эпохи.
	От имени коллектива Большого теат-
ра СССР:
	и. Козловский, М. РЕИЗЕН,
Н. ШПИЛЛЕР, Ф. ФЕДОРОВСКИИ,
А. ТОМСКИЙ, ‘в. ДАВЫДОВА,
М. МИХАЙЛОВ, `А. СОЛОДОВНИ-
КОВ, М. ГАБОВИЧ, Н. ГОЛОВА-
НОВ, А. МЕЛИК-ПАШАЕВ, 0, ЛЕ-
ПЕШИНСКАЯ, Е, КРУГЛИКОВА,
	Г УЛАНОВА_
	Работники Государственного = ордена
Ленина Академического Большого тедтра
Союза ССР с великою скорбью восприняли
весть о безвременной смерти замечатель-
нойшего человека сталинской эпохи, вы-
дающегося строителя и ‘деятеля коммуни-.
стичэской партии и Советского  государ-
ства, верного ученика и соратника. гени-
ального Сталина — Anapes ОА
ча чиданпова.

Советская интеллигенция и в том числе
мы — деятели советского оперного и ба-
летного искусства — потеряли верного
друга и руководителя. Андрей Александру-
Bid Жданов никогда не упускал из поля
своего зрения вопросов искусства. В на-
шем тбатре он был чаетым гостем. Мне-
ние и критические отзывы этого самого
взыскательного и вместе с тем доброжела-
тельного зрителя были дороги ‘и глубоко
поучительны для коллектива Большого
театра. Ничто слабое, случайное, неполно-
пенное в наших спектаклях не ускользало
от его взора, как и всякое проявление но-
вого, ценного, талантливого.

Будучи великолепным теоретиком, глу-
боким знатоком и пропагандистом учения
Маркса — Энгельса — Ленина— Сталина,
товарищ Жданов © вдохновенной энергией
и целеустремленностью руководил всеми
областями идеологии — от философии до
музыки. Насышенные глубокими мысля-
ми, его темпераментные выступления 19
вопросам философии, литературы, музыки
являлись образцом партийного руковод-
ства наукой и искусством.

Советские музыканты и деятели музы-
кального театра никогда не забудут свонх
встреч с Андреем Александровичем
дановым. Особенно ‘памятно_ совещание
музыкальных деятелей в ЦК ВЕП(б), про-
ходившее (в январе 1948 г.) под предсе-
рательствованием товарища Жданова. Глу-
Сочайшее знание сложной специфики му-
зыкальных проблем  сочеталось в речи
коварища Жданова с мудрой целенаправ-
ленностью; верой в творческие силы 6d-
	Ади,
	-Напраено реакция пытается затемнить
великие заслуги нашего народа в минув-
шей войне. Еще” задолго до’ голосования
выяснилось, что нации помнят жертвы,
принесенные моими товарищами и сопле-
менниками в странной битве за самые на-
сущные права человека, длившейся
почти полторы тысячи дней и ночей. На
этом конгрессе были сказаны все необхо-
димые, назревшие гневом слова и Я
верю, что голос конгресса будет услышан
всеми народами, а реакция убедится, на-
сколько. в последние годы созрела в чело-
вечестве решимость бороться за свое сча-
стье = и не только обороняться, HO и
наступать. Я хочу верить, что эти слова
будут в особенности понятны на польской
земле, где пролита была нами солдатская
кровь и где выразилось бескорыстное бла-
городство” освоболительных советских ар-
мий. Необ’ятно мужество нашего челове-
ка, и подвига его всегда хватало на всех.
` Однако на этом конгрессе кое-кто из
англо-саксонских делегатов бросил моим
товарищам, ‘выступавшим на заседаниях,
упреки в непримиримости и даже в отеут-
‘ствии благопристойных манер «интеллек-
‘тузльного поведения»; по счастью их бы-
ло немного, и я не собираюсь спорить с
ними здесь, — не столько оттого, что He
располагаю достаточным даром. убеждения,
сколько в силу того, что оппоненты наши
слишком заинтересованы, чтобы н? гонять
меня. Я решаюсь вынести этот маленький
спор на ваше сужление, потому что, мне
кажется, именно Польша, столь постра-
давшая в прошлой‘ войне, имеет 060б0е
право быть нелицеприятным судьей в этом
деле.

QO? каждого великого исторического не-
счастья, кроме ведущих политических те-
зисов и параграфов, резолюций и формул,
остаются также отдельные ° изречения Н
анекдоты; случан и мелочн быта, в кото-
рых, как в капле воды, отражается лич-
ное живое ощущение ` очевидна и которы:
ми обычно пренебрегает история, когда
подводит свой итоги... Мне думаетея, что
некоторые  особенноети второй мировой
войны, в частности, характеристика
врага, стоявшего по ту сторону наших
траншей, лучше всего выразилась в пред-
смертном крике пятилетней девочки, о чем
мне рассказал упелевший свидетель на
харьковском процессе. Я писал 0б этом в
наших газетах, и надо, чтобы вы также
узнали об этом. Дело происходило так. К
заранее приготовленным ямам привезли
для истребления шестьсот человек. ATO
были старики, инвалиды, женщины и дз-
ти. Накануне выпало. снегу на метр, мо-
роз достигал 25 градусов. И когда sre
стояли уже раздетые, потому’ что, как вы
знаете, одежда жертв служила сырьем для
германской легкой промышленности, ребе-

нок прокричал эту фразу матери: «Ma-
мочка, я б010сь!»
Возможно, этот случай не потрясет
	всех вас, у которых вчера еще были за-
плаканные глаза, — я вепомнил его толь-
KO в связи с другим эпизодом, из циниз-
ма которого проглядывает лицо новой под-
готовляемой империалистами войны,
В. кулуарах. конгресса честная польская
женщина ‘рассказала мне про друтой. слу-
чай, который я не смею утаить OT Bac
для ‘своей записной литераторской книжки.

Есть одно скорбное. место на вашей мно-
гострадальной земле, ябы даже сказал,
самое страшное место на всей планете,
если бы оно оказалось единственным, ес-
ли бы не было Дахау, Бельзена и других.
Это слово понятно сегодня на всех наре-
чиях — Майданек. ‚ Наверно, у каждой
польской семьи хранится горстка родного
пепла в этой громадной национальной мо-
гиле, также оказавшей горькое братское
гостеприимство многим из моих советских
соотечественников.
		Camen ВУРГУН
	“Под знаменем прогресса.
	лары правители этих стран сознательно
ведут свои народы к потере их суверени-
тета и свободы. Вместе с тем, махровый
пантюркизм современных турецких яны-
чаров пытается возродить печальной па-
mara Оттоманскую империю.

Еще один существенный вопрос. В ру-

ках правителей таких стран, как Иран,
идеология ислама обращается в орудие
антинародной политики подавления демо-
кратического движения.

Еще в прошлом веке великий сын а3ер-
байджанского народа, первый философ-ма-
териалист на мусульманском Востоке Мирза
Фатали Ахунлов, срывая маски © лицемер-
ных и продажных «ученых», мулл и шей-
хов, писал в своем знаменитом  философ-
ском трактате: `

«0, проповедники, и ученые, и, о, шар-
латаны, почему вы ‘лишаете обезлоленную
толпу благ господа бога? Почему вы отрав-
ляете радость людей? Почему вы, угрожая
муками ада, не даете народу возможности
общатьея с другими народами и усваивать
достижения науки и техники?»

Основной родиной шарлатанов, скрываю-
щихся нод нарядом «святых шейхов», как
во времена Ахундова, так и теперь был и
остается Иран, который в давнем прошлом
дал мировой поэзии таких гениев, как
Фирлоуси, Хайям. Хочется сказать: хоть
бы постыдились перед памятью своих ве-
ликих предков иранские  реакционеры!

В марте прошлого года в Берлине я
стоял с’непокрытой головой перед памят-
ником советеким воина победителям
Берлина, освободителям Европы от фашиет-
ских варваров.

В надписях на этом памятнике в числе
героев-освободителей я прочел имя: «Мох-
нат». Это имя азербайджанца, моего кров-
ного соотечественника. И сердце мое на-
столько сильно было охвачено чувством
горлости, что мне казалось, что я стою не
перед прахом павшего’ героя, а говорю с
ним, ках живой с живым! На ясном и от-
крытом челе нашего героя, в его прозрач-
ных и далеко вилящих глазах я прочел
гордость  советокого  богатыря-спасителя.
Но не только это. Ero 0браз предстал пе-
редо’ мной как образ гуманиста, носителя
лучших человеческих чувств и стремлений,
образ страстного защитника мирной и
справедливой жизни на земле, ‘образ по-
борника культуры и цивилизации!

Мохнат был че один. Милляюны сынов
многонационального Советокого  Сотоза от-
дали свои жизни ради спасения  ‘человече-
ства от фашистской чумы. Они спасли не
только свое социалистическое отечество, но

и народы Европы, порабощенные Гитлером
и его бандой.
	Такой народ-богатырь, народ-освободи-
тель заслуживает только уважения и. люб-
ви всех народов и племен.

А между тем находятся выродки челове-
чества, которые, забыв честь и`етыд, кле-
вещут по адресу Советского Союза, пыта-
ACh отрицать всемирно-исторические его
заслуги.
	Мудрая азербайджанская пословица гла-
сит, имея в виду таких пустолаек из ка-
питалистической подворотни: «Собака лает,
а караван проходит». Мы, водители вели-
кого каравана подлинной культуры и нау-
ки, свободы и демократии, понесем вперед
знамя прогресса и ‘мира, знамя братства
народов и племен;
	На мою долю выпала большая честь
представлять на Всемирном ‘конгрессе во
Вроцлаве, на земле демократической Поль-
ши, мой родной солнечный Азербайджан,
входящий в состав великой братской
вемьи счастливых и свободных народов
Советекого Созюза, надежного оплота сво-
боды народов, мира и прогресса.

Многовековая азербайджанская культу-
ра никогла в своей истории не пережива-
па такого периода национального возрож-
дения, как она переживает теперь бла-
годаря великой советской демократии.

Как раз в дни, когда во Вроцлаве рабо-
тал конгресс деятелей культуры, в вели-
ком городе Москве происходил показ
искусства Азербайджанского драматическо-
го театра. - в .

Десятки тысяч зрителей советской сто-
лицы с чувством радости и восхищения
посещали спектакли  Азербайлжанского
театра, который показывает не только
свои национальные произветения, но и про-
изведения Островского и Шекспира. Это
есть He только наше государственное И
политическое завоевание, но в то же вре-
мя и наше огромное нравственное завое-
вание. В

На примере Советского Азербайджана
мир может убедиться “в том, что наличие
в СССР разных национальных культур
не разделяет наролы. а, наоборот, об’еди-
няет их в единую социалистическую
семью. Г .

Всего в сета шагах от Нае, по ту сто-
рону небольшой реки Аракса, живет боль-
шая половина азербайджанского народа.
Хорошо известно, что теперь на всех
улицах и мейланах Иранекого Азербайд-
	HaHa возлвигнуты виселицы, вся страна
превращена в темницу, Традиционные па-
aww, прислужники иранской реакций,
без суда п следствия вешают свободолюби-
вых сынов. Азербайджана.

У пятимиллионного зарубежного азер-
байлжанского народа отняли его родной
язык. Во всем Иране нет ни единой шко-
лы, где бы преподавание велось на азер-
байджанском ‘языке; всех детей насильно
обучают на языке фарси! Иранские шови-
нисты и реакнионеры предают огню все
древние и новые книги, налисанные на
азербайджанском языке. Вот до какой
наглости дошел иранский нацизм` и шови-
низм!

„Но эти туполобые реавционеры не по-
нимают одного, что’ нельзя. искоренить
язык любого. народа, тем более народа,
который своей грудью векормил такого
	‚Культуры, и как

конгрессе, свой голос

гения художественной мысли и корифея
мировой литературы, ‘как Низами, язык
народа, который лелеял лиру бессмертного
лирика Физули, прославленного по всему
Ближнему Востоку.

Я, как представитель азербайджанской
поэт азербайджанского
народа, поднял перед представителями
передовой культуры Запада и Востока,
Севера и Юга,  присутетвовавшими. На
протеста против
позорящих ХХ век инквизиторских мер,
которые предиринимаются иранскими па-
лачами против пяти миллионов моих. зару-
бежных братьев и сестер.

В. наш век мы переживаем такой. исто-
рический этап развития ‚человечества,
когда и культура, и наука, и все револю-
ционное и демократическое движение не
разобщает народы, а ведет их к дружбе
и сотрудничеству, к их единению. И это
мы рассматриваем как естественный И
закономерный процессе развития истории,

А между тем алчпые. и кровожадные
Болонизаторы для временного сохранения
своего существования всеми мерами ста-
pares разобщать. народы, поднимать их
друг на друга. отравлять их сознание
ядом шовинизма и национализма. Тем са-
мым они, топча достижения науки и ци-
вилизации, пытаются насильно повернуть
колесо истории назад, помешать  естест-
венному ходу ее развития.

Я е чуветвом восхищения слушал на
конгрессе речи представителей  колони-
альных стран. Я разделяю и приветствую
‘их влохновенное убеждение в том, что
нет и не может быть свободы культуры и
разума там, где нет национальной свобо-
ды и независимости.

Что собой представляет попытка орга-
низации арабской лиги, в которую вовле-
кается теперь и Турпия? Что это, как не

уничтожение государственной независимо-
	сти и национального суверенитета Этих.
	В породе Шадринске.
		Трудящиеся Шадринска бережно хранят
память о мужественном борце за торже-
ство коммунизма товарище Андрее Алек-
	`сандровиче Жланове. здесь, на Урале, вер-
	ный сын большевистекой партии боролся
	‚ва победу Великой Октябрьской соцнали-
	стической революции, проводил огромную
	работу по укрепаению советской власти. *
	® Товарищ данов приехал в Шадрянск в.
1917 году. Сразу же после февральекой
буржуазной революции он начал вести не-
примиримую борьбу со эсеро-меньшевист-
скими предателями, ‘загевшими в местном
совете. Товарищ Жданов создал в Шадрин-
exe большевистскую партийную’ организа-
цию, которая привлекла массы на сторону
большевиков, формировал отряды Врасной
тварлии. организовал и редактировал пер-
	вую в Шадринском уезле Е ПУ
газету «Крестьянин и’ рабочий».

В ночь на 25 января 1918 года отряды
Красной гвардии нод руководством товари»
за Жданова свергли власть кадетов, э6е-
ров и меньшевиков и водрузили в Ик
ринске знамя Советов.

Андрей Александрович был ба пред-
седателем первого Совета рабочих, вре-
стьянских и солдатских депутатов Шад-
тинского уезда. По сей день‘ вспоминают
многие рабочие нашего города и крестьяне
окрестных сел неутомимую деятельность

товарища Жданова но укреплению молодой
говетекой власти; по восстановлению сель-
ского хозяйства ‘уезда. 0б этом рассказы-
вают на траурных митингах, посвящен-
ных памяти товарища Жданова, старые
большевики, работавшие в те тоды под его
тУководством: тт. Арыкин и Блюденов —
	члены партии с 1917 года, тов. Чистых—
член партии с 1905 года, участник Boc-
стания на броненосце «Потемкин», пос-
ланный в 1918 году товарищем Ждано-
вым на работу в качестве председателя
Макаровского волисполкома. :

В эти скорбные дни трудящиеся Шад-
ринска на своих митингах вынесли много
предложений об увековечении Памяти вы-
лающегося деятеля большевистской партий
и Советского тосударства ‘товарища
ланова. На многих зданиях торода уста-
новлены мемориальные доски в надичеью:
«Здесь в 1917—1918 годах работал това-
риши А. А. Жданов». Такие доски установ-
лены на зданиях, где помещались уездный
комитет партии, городской совет, уездный
земельный комиссариат. По предложению
трудящихся Шадринека, вылвинутому на
многочиеленных. митингах, городские ор-
танизации возбудили ходатайство 0 соору-
женин на центральной площади города
памятника товарищу Жданову. На улице
Октябрьской” революции, в доме № 120,
rye жил‘ Андрей Александрович, решено
создать музей. Здесь будут экепонированы
материзлы, документы, фотографии, отэ-
бражающие деятельность товарища Жда-
нова в Шадринске.

Память о верном ученике и соратнике
великого Сталина будет вечно жить в
серднах трудящихся нашего города, как и
в сердцах веех советских людей:
		секретарь Шадринского горкома
ВКП(б).
	Мариупольцы чтут память любимого земляка
	Ленина-—Оталина. Вслед за рабочими
«Азовстали» такие же просьбы поступили
от работников завода имени Ильича, . рабо-
чих Азоветальстроя, из пригородного сов-
хоза Зеленстрой, от собраний учащихея.
Трудящиеся‘ Портовского района просят
присвоить имя товарища Жданова их рай-
ону.
	В день похорон © утра рабочие, ’уча-
щиеся и многие жители Мариуполя
собрались на улице Первого мая.
	здесь, в доме № 55, в небольшом 0с0б-
няке, в феврале 1896 года родился Андрей
Александрович. Перед собравшимися вы-
ступил старейший учитель города, прешо-
даватель математики школы - № 1 Юрий
Константинович Попов. В тоды раннего
детства Андрея Александровича ‘тов. По-
пов работал письмоводителем у отца тов.
Жданова, Александра Алексеевича, KOTO-
рый, как известно, был в нашем городе
инспектором народных учили.

. Когда московское радио передавало ©
Брасной площади пушечный салют, 0]
гром которого тело товарища Жданова
	было предано земле, к дому, где он рэ-
дилея, была прикреплева мемориальная
доска. Надпись на ней гласит: «В этом
доме родился Андрей Александрович
Жданов (февраль 1896 г. — август
	1948 г.)». Над доской — большой портрет
товарища Жданова и венок из живых цве-
тов. Дом, тде родилея товарищ Жданов;
мы хотим превратить ов музей его имени.
	— В чае, когда в Москве, у Времлевской
стены опускали в землю тр0б с челом
товарища Жданова, в Мариуполе, на Роди-
не Андрея Александровича, У дома, rae
родился наш великий земляк, состоялась
траурная церемония, — сообщил нам по те-
лефону секретарь Мариупольского город-
ского комитета партии тов. А. Лигачев.

Весть 0 невосполнимой утрате, кото-
рую понесли партия, наше государство, на-
род, пришла в Мариуполь в: поздний ноч-
ной час. В течение: ночи она облетела весь
тород. Уже через несколько Часов после
получения траурного известия Табочие
ночных смен на всех предприятиях города
читали лнстовки с извещением Централь-
ного Комитета ВКП(б) и Совета Министров
Союза. ССР о безвременной смерти вы-
дающегося деятеля нашей партии и Совет-
ского тосударства. В притихших цехах сти-.
хийно возникли короткие траурные ми-
THHTH.

— Ранним утром, когда рабочие ночных
емен закончили работу, — продолжает TOR.
Тигачев, — они долго не покидали завод-
скне дворы. Большое собрание состоялось
вто время на заводе «Азовсталь». Выету-
пали здесь те, кто встречалея с Андреем
Александровичем на’ разных этапах его
жизни в разных городах — в Горьком, в
Ленинграде ‘во время блокады и после
окончания войны. Здесь впервые трудящие-
ся Мариуполя высказали пожелание при-
своить городу имя ушедшего oT. Hac Npe-
ланного сына Родины, верного соратника
	юмурнал „советская литература’ на иностранных языках
	советского человека. В критических ста»
тьях (9 советской литературе, нзобрази-
тельном ‘искусстве, музыке и театре жур-
нал › раз’ясняет зарубежному читателю
принципы эстетики, социалистического реа-
лизма. ;

В задачу журнала входит также осве-
щение всемирно-исторической роли класси-
ческой русской литературы, борьба против
клеветнических взглядов буржуазных ли-
тературоведов, дающих превратное, наме-
ренно фальсифицированное толкование об:
разов и произведений русской классики.

`В опубликованных номерах журнала
(№№ 6, Ти 8) зарубежный читатель озна-
комился ‘с романом «Знаменосцы» А, Гон-
	чара, рассказами Б. Полевого «Мы совет-
ские люди», В ближайших номерах будет
помещена повесть Г. Гулиа «Весна в Са-
кене», романы Б.  Кербабаева «Решающий
	шаг» и С. Бабаевского «Кавалер Золотой
Звезды». ‹ Будут опубликованы также
записки выдающегося деятеля социалисти-
ческого земледелия [. Ангелиной.
	Систематически публикуя статьи о лите-
patype и искусстве  капиталистических
стран, журнал ведет борьбу против на
ступления американской и европейской рез
акции на прогрессивную культуру, под-
держивает передовых ‘демократических пи+
сателей капиталистических стран,  высту-
пающих против империализма и реакцион-
ной идеологии, популяризует современную
прогрессивную литературу.

Зарубежный читатель информируется о
наиболее интересных явлениях советской
культуры, о новых книгах, хуложествен-
ных выставках, литературных юбилеях, дея*
тельности культурных учреждений.
	Вышел в свет № 8 журнала «Советская
литература», издающегося на французском,
английском, немецком и испанском языках.
С июня 1948 года журнал выходит в зна-
чительно увеличенном об’еме (до 16 ли-
стов каждое издание).

В беседе с нашим сотрудником главный
редактор тов. И. Анисимов рассказал о за-
дачах журнала «Советская литература» и
о планах на ближайшие месяцы.

Журнал рассчитан на широкие  чита-
тельские круги за рубежом. Печатая про-
изведения советских писателей, используя
	 иденное и ‘художественное богатство co-
	ветской культуры, журнал стремится рас
крыть преимущества советской - социали:
стической системы перед капиталистиче-
ской, показать роль и значение Советского
	Союза, как авангарда прогрессивного че
ловечества.
Помещаемые в ‘журналё произведения
	дают представление о: том, какие безгра-
ничные возможности открывает социаля-
	стическии строй для расцвета культуры,
показывают величие социалистического гэ-
			Редакционная коллегия: Н` АТАРОВ, А. БАУЛИН, Б. ГОРБАТОВ,
А. КОРНЕЙЧУК, О. КУРГАНОВ, Л. ЛЕОНОВ, А МАКАРОВ,
	№. МИТИН, Н. ПОГОДИН, А. ТВАРДОВСКИЙ, Л. ШАУМЯН.
	народов’ Купленные на американские дол-  сударства и высокие моральные качества

тературная газета». выходит два раза Адрес редакции и издательства: ул. 25 Октября, 19 (для телеграмм — Москва, Литгазета). Телефоны: секретариат — К5- 10-40, отделы; литературы и искусства — К 4-76- 02, внутренней жизни — К3-37-24
и по средам и субботам:   международной жизни — К 4-64-61, науки и техники — К 4-60-02, инё‘рмакии — К 3-19-30, отдёл писем — К 0-59-91, издательство — К 4-98-63. ‘

reenter cc

. р
= = Типография имени И. И. Скворцова-Степанова, Москва, Пушкинская площадь, 5, Б— 02655.