да новый подем азербайджанской
° советской литературы
	Сопяалиетический реализм — Ттворче-
	ский Метод советской литературы тре»
бует OT писателя активного вторжения В
эвизнь, в практику нашего: отронтельства.
Большинство же азербайджанских писате-
лей почти совсем не бывают HA промые-
	лах и заводах республики, в колхозах и
на новостройках, мало общаются с людьми,
пренебрегают изучением жизни, полагаясь
лишь на «пиеательскую интуицию», П0-
нятно, что у многих писателей  сушеет-
вуют устаревшие предетавления о [р2бо-
чих, колхозниках и интеллигенции, об их
политическом и культурном развитии,
Основываясь па таких представлениях,
многие азербайджанские прозанки, поэты
преподносят читателям идейно тусклые,
художественно беспомощные произведения
в надуманными сюжетами, с трафаретны-
ми, схематичными образами, нестройные
по композиции и новыразительные по
языку,
Недостаточное знание жизни сказалось
даже и в тех немногих произведениях, что
	Центральный Комитет 616) Азербайлаяея-
на обсудил вопрос о состоянии азербай-
Джанкой советской литературы и принял
по этому новоду развернутое решение,
	9& два года после исторических поста».
новленнй ЦК ВКП) по идеологическим.
	вопросам в творчестве  азероайджанеких
писателей наметилея некоторый поворот
к современной тематике, они создали рад
пранзведений, которые явились попыткой
отобразить участие азербайджанского на-
рода в Великой Отечественной войне, 10о-
	казать образы советеких людей, их бор
	‹ бу 3% осуществление задач послевоенного
строительства,

Азербайджанская художественная проза
обогатилась произведениями Абудьгасана
«Война», Садыхова «РВасти», новестями
М. Гуеейна «Ашиерон» и М, Сулеймано-
ва «Тайна недр», посвященными труду
бавинеких нефтяников, В поэзии е новы-
ми стихами о современности выступили
С. Рустам, А, Джамиль, молодые поэты
А. Бабаев, В. Вахабзаде и другие, Опре-
деленная удача азербайджанской  драма-
тургии == удостоенная Сталипекой пре-
WHA пьеса 9. Мамедханлы «Утро Восто-
Ba», о героической борьбе  трудящихея
Азербайджана зА установление советской
власти, a также  пъесд И, Эфендиева
„ «Светлые пути» — о напряженной борь-
бе нефтяников 34 ‘Досрочное выполнение
планов послевоенной нятилетки.

Но этими  произвелениями затронута
лишь малая часть чудесной, многообраз-
ной действительности Советского  Азер-
байджана. На просторах этой республики
возводятся крупнейшие новостройки по-
слевоенной пятилетки— Мингечаур, Сум-
rant, Дашнесан, На нефтяных промыелах,
оснащенных могучей техникой, неуклон-
но повышается добыча нефти; колхозы,
вооруженные передовой советской науной,
неустанно развертывают  хлопкоргодетво,
В созилательном труде стремительно  а=
ery? замечательные люди Азербойджана,
их духовный мир необычайно богат и 60-
держателен, их повседневные интересы
вевсторонни и широки.

Богатейшая творческая жизнь трудя-
щихея республики, подвиги строителей
Менгечаура: и Дашкесана, самоотвержен-
ная работа нефтяников, ROAXOSHHKOR-
хлонкоробов, многочисленной интеллиген-
	Hun городов и сел — вее это до сих пор
не паходит глубокого и правдивого отра-
жения в художественных произведениях,

Как отмечает ИК ВП(б) Азербайджана,
«перестройка азербайджанской советской
тнтературы в свете постановлений ЦВ
ВКП(б) но вопроеадм идеологической рабо-
ты проходит совершенно неуловлетвори-
тельно, Азербайджанская художественная
литература сильно отстает в слоем разви-
щи и не отвечает растущим требованиям
советского народа». Отставание литерату-
ры об’ясняетея Тем, что  бодьышинство
писателей оторвано от жизни, отетало 07
зозвосщих запросов времени.

Eme не все писатели прониклись 50-
знанием величайших перемен в огружаю-
щей действительности, пе стали в авач-
тарде кипучей, творческой жизни CBO.
народа, р.

Именно в таком положении оказались,
в чаетноети, виднейшие писатели Азер-
байджана. как Самел Вургун, Сулейман
Рустам, Расул Рза, Сабит Рахман и дру-
	ской классической и советской литерату-
ры, а ато ведет к национальной сграни-
ченностя,

Такими же недостатками страдает в це-
лом и азербайджанская литературная кри-
THES. на отстала от важнейших вопро-
	COB современности и от духовных запрео-
сов советских людей, слабо владеет
марксистско-ленинекой методологией, не
развернула принципиальной и последова-
тельной борьбы за большевистскую идей-
ность и партийность азербайджанской ли-
тературы, за преодоление писателями фор-
малистических и иных ошибок,

Часть азербайджанских критиков 0т6-
рвалась от современной советской литера-
туры, безразлично относится к ее насущ-
ным проблемам. Друтие критики оказа-
лись бессильными дать глубокий маркеист
ско-ленинский анализ литературных явле-
ний, разоблачить отсталые взтляды на ли-
тературный процесс, выявить методологи-
ческие пороки в творчестве о отдельных
писателей,  уволящие — азербайджанскую
	не. В прошлом они создали немало нуж-   гор, рек, родников, звезд и не замечают
	ных, идейно целеустремленных и подлин-
	величайнеях неремен, внесенных  социа-
	н6 художественных произведений, Но п0-   лизчем в жизнь народа и в самую приро-   с
	се того ати пигатели be  перестройдн
	К 120-летию со дня рождения Л. Н. Толстого

слишком много надежд возлагали wa pa-
	зум. Особенно воспевал разум Д. . Писарев
С. БЫЧКОВ в статьях, появлявигихся в печати в годы
e самой напряженной работы Толстого над
	«Войной и миром».
его «нравственной жизнн» и затем стать! В романе «Анна Каренина» Толстой с

Wa поте annnrtauida Wuangda rw saraw Aria! wannaewarrim pumrwauwaw pewennwnanamne B
	на путь опрощения. Именно в этом был.
пафос толстовской теории нравственного’
самдусовершенствования,

Идея духовного единения с народом  .
волновала Толстого се первых дней его
сознательной жизни. Пафосом этого едине-
ния проникнуты ero «Севастопольские
рассказы». Дворянский  рефлектирующий
интеллигент Нехлюдов. из .«Утра помещи-.
ка», пораженный цельностью натуры кре-
ъянекого парня Илюшки, желал бы
пыть таким же, как он. Герой. «Казаков»

Планк AYRSAUALULIG Taanrant