ИЗ ИНОСТРАННОЙ ПЕЧАТИ.
’Трагедия.
	американских горняков
	Кагастрофы в американских шахтах стали
рядовым, чуть ли не повседневным  явле-
нием. «Взрыв на шахте «Централия» No 5a—
так озаглавлена статья, помещенная в аме-
риканском журнале «Харперс Мэгэзин».

Сто одиннадцать горняков погибли при
взрыве в шахте № 5. Взрыв был неминуем
из-за скопления огромного количества
	угольной пыли. Для того, чтобы предотвра- I.
	тить катастрофу, следовало прекратить рз-
боту на некоторое время, но владельцам
компании это было невыгодно.

Шахтеры повимали, какая опасность им
грозит ежедневно и ежечасно. Они просили
власти штата Иллинойс вмешаться и заста-
вить компанию принять срочные меры для
предотвращения катастрофы. Но власти
	нашли, что положение вовсе не столь опас-
	но.. Тогда шахтеры направили письмо гу-
бернатору штата Дуайту Грину; журнал
приводит этот трагический ‘документ, звуча-
ший, как крик о помощи. «Несколько лет
назад, — писали горняки,—после катастро-
фы в Гиллеспи, мы видели в газетах фото-
графини, на которых вы были изображены
спускающимся в шахту, чтобы лично BbIAC:
нить причину взрыва. Мы предупреждаем.
вас о необходимости, пока не поздно, испра-
вить положение, могущее привести нас к
еще более страшной катастрофе...>

Губернатор Грин оставил письмо  горня-
ков без ответа.

Гибель ста одиннадцати человек обопглась
угольной компании исключительно дешево;
капиталисты были оштрафованы на 1.000
долларов, и, следовательно, каждая шахтер-
ская жизнь им обошлась менее, чем в де-
сять долларов.

Катастрофа на «ЦМентралии» типична для
жизни и быта американских горняков. Даже
по официальным статистическим данным, в
течение прошлого года на шахтах Америки
погибло и было изувечено более 64 тысяч
рабочих. :

Даже столь преданный капиталистам чи-
новник, как начальник отдела техники безо-
пасности шахт США Харрингтон, признает,
что «эти люди не должны были погибнуть.
95 процентов всех катастроф в шахтах,
включая взрывы и пожары, можно было
предотвратить».

«Они могли остаться в живых, но это
обошлось бы дороже владельцам шахт.
Убийство оказалось выгоднее», — подчер-
кивает «Дейли уоркер». Вот почему и кон-
гресс США не думает принять закон, кото-
рый об’явил бы преступлением всякое на-
рушение правил безопасности. Конгресс не
`’желает вводить в расход магнатов угольной
“промышленности...

в. ———
ФАКТЫ БЕЗ КОММЕНТАРИЕВ
	НРАВЫ ЮСТИЦИИ ЛИНЧА

Олин ‘американец обвинил свою жену, с
которой он был в разводе, в том, что она
якобы является коммунисткой. Под этим
предлогом он хогел отсудить у нее ре-
бенка.

Судья нашел, однако, что у «истца» нет
достаточных данных, говорящих ‘о том,
что его бывшая жена действительно ком-
мунистка. «Но, — заметил сулья, — если
было бы малейшее доказательство того,
что это так, я, несомненно, лишил бы по-
добную мать ребенка. Более того, я счи-
таю, что у всех американских  коммуни-
стов следует вообще отнять детей». -

Кто-то из публики спросил: «А как бы
вы поступили, если бы родители ребенка
были членами партии Уоллеса?» — «Точно
так же», — ответил судья.

-HE BCE ЛИ РАВНО?

Недавно в Вуппертале (Западная Герма-
ния} открылась выставка работ  американ-
ского художника-футуриста Поля Фонтэй-
на. Местная критика на все лады расхва-
ливала его творчество, и польщенный ху-
дожник, как сообщает газета «Базлер
Нахрихтен», решил лично посетить. вы-
ставку. р .

Каково же было его изумление, когда
Ou, войля в зал. увидел все свои «a6-
страктные полотна» висящими... вверх но-
гами!
		Провалившаяся гастроль
мистера Трумэна
	Ipomeccop Лакели недоволен...
	ружия, вновь шШокушается на духовные
достояния народов мира».

Уточним: сам профессор Хакели не при-
надлежит к этой «кучке корыстных лю-
дей». Но, как один из сторонников и рас-
пространителей «евгеники», он показал себя
научным оруженоспем этой самой кучки.
Мало того, профессор Хаксли в последнее
время не раз выходил за пределы своей
непосредетвенной научной специальности
и выступал со статьями по вопросам «уп-
	равления колониальнымн народами». Б этих
	статьях профессор Хаксли защищал коло-
ниальную политику британского империа-
лизма с позиций, отражающих интересы
той же «кучки корыстных людей».

Таким образом, следует прежде всего
отвергнуть заявление профессора Джулиана
Хаксли о том, что его «научно-культур-
ная леятельноеть» не носит политического
характера.

Профессору Джулиану Хакели, который.
так настойчиво  противопоставляет свою
«западную» культуру культуре «азиатско-
го Востока», на конгрессе весьма убеди-
тельно возражал английский ученый Хол-
дейн. Имя профессора Холдейна хорошо из-
вестно в Англии и за ее пределами не толь-
ко как имя ученого, тоже `специалиста-
биолога. Он завоевал себе достаточно ши-
рокую популярность и как крупный про-
грессивный общественный деятель.

В своем выступлении на конгрессе Хол-
дейн отметил, что напрасно было бы де-
лить людей науки или деятелей литерату-
ры и.искусства по такому географическому
признаку, как «восток» и «запад»; опыт
свидетельствует о том, что в любом пункте
земного. шара существуют два лагеря —
демократии и реакции, и линия разграни-
чения между работниками культуры зави-
сит вовсе не от их местопребывания, & лишь
OT HX принадлежности к тому или другому
лагерю. В частности, Холдейн подтвердил,
что в Лондоне, Оксфорде и Кэмбридже эта
линия тоже налицо. Вы, мистер Хакели,
сами себя поместили в лагерь реакции и
поэтому заслужили неодобрение всех демо-
кратических сил, в том числе иу себя
дома — в самой Англии.

На конгрессе у Хаксли было немного
сторонников. Хаксли успел только, зани-
мая в течение недолгого воемени председа-
тельское место, пригрозить выступавшим,
что будет обрывать всякого, кто начнет де-
лать политические выводы из анализа
реакционных идеологий Америки и Англии.
Видимо, отправляясь на конгрессе, Хаксли
полагал, что примет участие только в са-
лонном разговоре на «культурные» И «ин-
теллектуальные» темы, в «игре ума»; ока-
залея же он среди людей, которые веерьез
готовы вести борьбу за мир, прогрессе и де-
мократию и этой своей готовности ни от
кого и никогда не скрывают. Тогда он ре-
шил «использовать» свои  председатель-
ские права, но окрик Хаксли не смутил
никого из деятелей культуры, — они нро-
должали свой выетупления в защиту мира
под громкое одобрение подавляющего боль-
шинества участников конгресса.

А дело все в том, что на конгрессе, тде
были предетавляены деятели культуры вее-
го мира, а не штатные сотрудники Би-би-
си или «Голоса США», Хаксли потер-
пел большое. поражение. Этим-то и
обеспокоен тосподин Хаксли, выражая
опять точку зрения не только свою,
но и «кучки корыстных людей» — своих
полновластных хозяев!
	Джулиан Хаксли, профессор-биолог, член
«мозгового треста» Би-би-си (Британской
радиовещательной компании), принимал
участие в конгрессе в защиту мира во
Вроцлаве. Не ‘успев даже вернуться из
Польши в родной его сердцу аристократи-
ческий Оксфорд, он уже поспешил нове-
дать: всем о своем недовольстве.

Находясь проездом в Париже, Хаксли
дал интервью, в котором сообщил, что не-
доволен: а) конгрессом в целом, 6) прени-
ями на конгрессе, в) в особенности и в
частности выступлениями советских деле-
гатов на конгрессе и г) принятым конгрес-
сом обращением.

Впрочем, профессор Хаксли признал, что
самим собой он также недоволен. He
следовало ему, Хаксли, ездить во Вроцлав
и, тем более, председательствовать на 0д-
ном из заседаний конгресса. Ничего ему,
Хаксли, сделать на конгрессе не удалось;
он и его единомышленники были на кон-
грессе совершенно одиноки.

Профессор Хаксли позабыл при этом
сообщить, что он не решилея открыто и
немедленно подать свой голос против при-
нятого конгрессом обращения в интелли-
генции мира. Хакели ‘ушел с конгресса,
атнюль не хлопнув дверью, а незаметно,
«по-антлийски», стараясь не обратить на
себя внимания.

Профессор Хаксли заявил, что стре-
мился к «примирению культур Запада
и Востока». Такое. примирение, по ело-
вам профессора Хаксли, на конгрессе
состоятьея не могло, ибо конгресс увлекся
«политическими вопросами».
	Можно подумать, что мистер Джулиан
Хаксли политикой не занимался и не за-
нимается.

Между тем, будучи биологом, профессор
Хаксли отнюдь не чужд политики как та-
ковой. Он не только состоит в должности
генерального секретаря ЮНЕСЕО и в ка-
честве такового находится, Tak или
иначе, в подчинении У г. Бевина иу
г. Макнейла, инструктирующих его, как
ему себя вести. По линии Би-би-си профес-
сор Хаксли также находится на постоян-
ной службе, но уже у главы британского
	радиовещания — лорда Галифакса мюн-,
хенекого. «Мозговым трестом», который
утверждает, что он дает ответы «на все
	вопросы», заправляет, как известно, эт
бывший министр иностранных дел Велико-
британии; а чиновники Би-би-си направ-
ляют деятельность мистера Хаксли, когда
он выступает у микрофона.

Как мы гадим, мистер Хакели весьма
причастен к политике, и все дело попросту
в том, что не всякая политика ему нра-
BHTCA.

Наконец, и ‘самое направление, которое
Хакели представляет в биологии, тоже
отнюдь не аполитично.

Оз является сторонником так называемой
«евгеники» или лженауки о человековод-
стве. <«Евгеника» — одна из составных
частей гитлеровской доктрины @ «расовом
превосходстве» одних наролов над други-
ми. Профессор Хаксли мог справедливо
принять на свой счет тот раздел обраще-
ния конгресса деятелей культуры в защи-
ту мира, которое гласит:

«Однако вопреки воле и желанию наро-
дов всех стран, кучка корыстных людей в
Америке и Европе, унаследовавшая от
фашизма его идеи расового превосходства
ий отрицания прогресса, усвоившая ero
стремления разрешать вее вопросы силой
			Неустойчивая температура в
Америке — предвыборная пора.
Перед умственным взором прези-
дента Гарри Трумэна в эти дни
проходят его деяния, и, может
быть. его гложет червь сомнения.

чувствует себя способным довести
свою страну до нолной катастро-
фы. И он жаждет нродления сво-
его президентства. Однако, как
это сделать?

зумеется. одних долларов не-

nar.

nn mee ee

Ha стуле плакат: «Пред-
ставитель собачьего питомника
пес «Так» приветствует президента
Трумэна», Этот снимок, повидимо-
му, призван подтвердить Ty
мысль, что даже собаки всецело
AnAANnGINT потлитноаервий куовг ВТ.

лен специальный зал. Весьма це.
трудно заметить, что президент
расточает свое красноречие перед
значительным скоплением пустых
кресел. Может быть, господина
Трумэна несколько утешает, что
	делана
	нешнего президенча,
Другая фотогвафия

в своей политике разнузданных полицей-
ско-террористических расправ над На-
родными массами и откровенного покрови-
тельства неофаигиетским организациям.
	Лодлая месть — вот отвег министра
внутренних дел трудящимся, которые по-
смели взяться за оружие стачки. Семь
тысяч арестов — таково арифметическое
выражение этой политики мести в пер-
вые же дни после покушения на Толь-
ятти.

ey
{ *

Что касается фашистского террориста
Палланте, то стремление изобразить его
«больным фанатиком» и «одинокям пре-
ступником», обнаружившееся в первом
же официальном сообщении министерства
внутренних дел, ныне все более усили-
вается.

Все это — попытки е явно негодными
средствами. Преступление Палланте, в
котором он играл только роль исполните-
ля, нланомерно и заблаговременно под-
тотовлялось людьми, стоящими за его спи-
ной и имеющими непосредственное отно-
шение Е реакционно-фашистеким и за-
океанским кругам. .

Палланте прибыл з Рим из Сицилии
па деньги. предоставленные ему местны-
ми помещиками -— фашистами, Сам он
был в Рандатцо председателем местной
секции фашистской организации  «Уомо
куалюнкуе». Не без его участия, разу-
меется, установилась в Сицилии та 1аз-
нузданная атмосфера помещичье-фашист-
ского террора, в результате которой за
полтора года предательски убиты выстре-
лами из-за угла 36 профсоюзных активи-
стов. Жертвой фашистского террора стал
также секретарь профсоюза батраков Ван-
	в г. Омаха @птат Небраска), где
происходила очередная предвы-
борная гастроль президента Т
мэна. В расчете на большой н
плыв слушателей был подготов-

Трумэна несколько утешает, 310
про зал, который на две. трети
пуст, можно <казать, что он на
одну треть полон.

Выходит — у американцев есть
своя точка зрения на «заслуги»
нрези дента,
	Письмо из Италии
		джиалоси, сраженный  пулеметной 0че-
редью в момент возвращения из Палермо,
куда он выезжал для участия в работах
сессии Вевобщей конфедерации труда,
созванной в зрак протеста против поли-
тического террора. Никто из виновных
вс всех этих преступлениях до сих пор
не разыекан и тем более не осужден. Из
этих фактов явствует, что тот же Пал-
ланте, находясь в Сицилии, накопил
кровавый «опыт» террориста, доказав
тем самым своим покровителям, что ему
можно доверить и более серьезные зада-
НИЯ:

По. прямому указанию свыше власти,
редущие следствие по делу Палланте, яв-
но стараются всего этого He замечать,
Бельше того: вопрос о том, кто вложил
фашистскому террористу в руки револь-
вер, кто снабдил его маршрутом, кто дал
ему пропуск в итальянский парламент,
гле Палланте впервые увидел Тольятти в
лицо, кто указал ему под’езд, из которого
Тольятти вышел в день покушения Ba
‘улицу, — даже не подымается. Иочно так
ж6 тщательно обходится и то обстоятель-
ство, что оба карабинера, на глазах ко-
торых стрелял Налланте, не схватили ето
сразу после первого выстрела, а’ стояли,
не шелохнувиииеь, до тех пор, пока He
были выпущены четыре пули...

Демо-христианское правительство не
сочло теперешнего министра внутренних
дел Шельба ответственным за все проис-
шедшее. Шельба не только остался из
своем посту, он возглавил террористиче-
ский поход против трудящихся Италии.
Этот обержандарм осмелился даже заявить,
что приход демо-христиан к власти озна-
чает наступление эры «еопиальной спра-
	ведливости». Большее издевательство
над итальянским народом трудно себе
представить!
	Бидимо, с позиций все той же «CO-
циальной справедливости» де Гаспери —
Шельба н ведется сейчае следствие по
делу Палланте, единственной целью ко-
торого является замести следы и скрыть
подлинных виновников злодеяния, 9 38°
одно — выгородить и самого. преступ-
ника.

Только этим можно об`яснить чудовищ-
ное по наглости заявление двухнедельного
журнала «Сеньо», органа _ реакпионной
организации «Католическое действие»,
который решается во всеуслышание уте-
шать Палланте и, стараясь веелить в не-
го бодрость духа, пишет: «Не тревожь-
тесь, вас не казнят. Терпеливо несите
крест вашего заключения. Bee 43
менится, и в один прекрасный лень вы
снова увидите свободу»: Так могут раз:
говаривать с фашистским  прееступвивом
только его сообщники, да и то лишь В
	том случае, если они уверены в своей
безнаказанности.
Если ко всему сказанному добавить,
		я фашистский
общая  картинз
	с новой силой разгорается
террор в Сипилии, то 0
	Подумать только. — как «мало» за
эти три с небольшим тода едела-
но! Растоптано завешание Руз-
вельта. Отобраны  демократиче-
ские свободы. Изданы антирабо-
ave законы. Ведется «холодная
война» против стран народной де-
‘мократии... Но господин Трумэн
	М. ЗИМИН
	достаточно. здесь требуется гар-
нир, состоящий из демократиче-
ского щебетания, добродетельной
полицейской дубинки и оглуши-
тельной рекламы.

На одном из помещенных здесь
фото представлены Гарри Трумэн
	и собака.
	_ Кто стрелял в
	Четыре выстрела в Тольятти глубоко
потрясли итальянский пролетариат и всех
честных трудящихся. Итальянский народ
расценил их как наглый вызов своему бу-
хущему, как сигнал о наступлении реак-
ции на завоеванные им с таким трудом
права.

Стихийно возникшая всеобщая стачка,
которая с молниеносной быстротой охва-
тила всю страну, отразила силу и степень
народного гнева, явила собою замечатель-
ную демонстрацию солидарности  трудя-
щихся, свидетельствующую об их BEICO-
кой политической зрелости.
	Реакиионный лагерь реагировал на по-
	кушение со смешанным чувством удовле-
творения и беспокойства, В аристократи-
ческих салонах ликовали и провозглашали
тосты за Палланте, в кругах католиче-
	ского духовенства благодарили  веевыш-
него за то, что он `покарал «красного
дьявола». о:

Henyrapmuch народного возмущения,
демо-христианская партия вначале столь
же поспешно, сколь и непскревно «осу-
дила» террористический акт Палланте.
Де Гаспери посетия клинику, где нахо-
дилея Тольятти. Он тоже «осуждал» и
тоже «соболезновал», хотя от каждого
его слова разило фальшью и лицемерием.
И он подтвердил это тем, что спустя не-
сколько дней, выступая в парламенте, го-
ворил уже не о преступзении Палланте
ий ве о строгом расследовании злодеяния,
а о «преступном поведении» рабочих, сти-
хийно прекративших работу.

060 всем этом необходимо вспомнить
сейчас, ибо в выступлении де Гаспери
была выражена та самая линия, какой
ныне придерживаютея правящие круги

он хорошо знал, как дорого обходится
правда, которую он говорил народу, прав-
да, которой боятся капиталисты  веего
мира и которой боялись и капиталисты
Чехослоракии. Газеты и журналы co
статьями Юлиуса Фучика в старой бур-
жуазной Чехословакии конфисковывалиеь,
собрания, на которых он выступал, разго-
нялись. В редакции, где он работал, в
квартире, где он жил, не раз происходили
полицейские обыски. За статьи и листов-
ки Фучика судили, сажали в тюрьму. В
полицейских и жандармевих Участках, в
залах суда он на собственном опыте по-
стиг вею фалыль слов о демократии и гу-
манизме в капиталистическом обществе.

В 1930 roxy Юлиус Фучик впервые
посетих Советский Союз — страну социа-
лизма. То, что он там увидел и пережил,
Фучик описал в книге «В стране, rie
завтра уже означает вчера». Он расска-
зывал о СССР также в многочисленных
статьях, на собраниях. Его слова запали
в сердца и умы многих тысяч людей. Он
ставил в пример всем трудящимся капи-
талистических стран, в том числе и ста-
рой Чехословакии, жизнь в стране социа-
лизма, где простой рабочий стал yupas-
лять государством, где плоды его труда
пожинаются такими же, как и он, тру-
дящимися.

Юлиус Фучик полюбил советский на-
род, полюбил строителей Днепрогэса и
рабочих Сталинграда, шахтеров  Донбас-
са и колхозников Украины. Он полюбил
ленинградские белые ночи и звезды, сия-
ющие над степями Средней. Азии. И ран-
ним утрем или на закате солнца он аю-
бовался величественной красотой Алтая,
где ныне одна из вершин ‘носит его
UNG...
	Июбовь советекого народа к великому
Сталину стала любовью Фучика, вера в
победу социализма -—— его верой,
	Вернувшись в 1956 году в  Чехослова-
кию из евоей второй поездки в CCCP,
Юлиус Фучик писал: «Я прожил в СССР
почти два года... Вак выросло счастье че-
ловека за это время! На монх глазах ме-
нялись улицы, росли новые города, бога-
тели колхозы. люди становилиеь другими.
	эстетов, против искусства, прячушегося
от жизни. Ты боролся против  гнилого
мещанства в литературе и искусстве,
боролся за права прогрессивных литера-
торов, деятелей культуры. Й теперь на-
ша народно-демократическая республика
выдвигает. на важпые посты спередовых
писателей, художников, деятелей культу-
ры, создавая все условия для их роста и
свободного. творчества, Так осуществляет-
ся твоя мечта о том, как «вырастут, рас-
цветут и созреют поколения новых людей,
социалистические поколения», которые
расскажут о том, о чем ты уже расека-
зать не смог..

Ты боролся против правительств, вра-
ждебных народу. Теперь у нас правитель-
ство Национального фронта,  правитель-
ство народа. Во главе правительства стоит
рабочий, и во главе государства стоит ра-
бочий.

Ты боролся за укрепление братской
дружбы. нашего народа с советским наро-
дом, за союз нашей республики с великой
советской страной. Ныне мы связаны ©
СССР вечной дружбой. Братские узы на-
шей дружбы скреплены кровью,  проли-
той за наше освобождение героической
Советской Армией. Нас связывает теперь
любовь и преданность нашего народа Со-
ветскому Союзу. У нас теперь общая
граница.

В голы гитлеровекого террора ты не
мог подниеывать статьи своим ° именем.
Теперь твоим именем названы  Уулины,
площади, шахты, рабочие лома, коммуни-
стические школы и молодежные бригалы.
День твоей казни стал в Чехословакия Днем
печати. Слава твоя не уменьшилась от
того, что фашистский палач  умертвил
тебя. За то, что ты не пал духом в борь-
бе, за то. что ты осталея верен народу,
твой народ назвал тебя своим героем,
своим самым доблестным сыном, и ныне
имя твое известно веему миру.

Для всех прогрессивных людей мира,
готовых защищать и укреплять  сопиа-
	“течение которых сон становилея реально-
	сетью. На моих глазах выросло то, за что
мы еще боремся и о чем только еще меч-
таем. На моих глазах выросло бесклас-
совое сопиалистическое общество, вырос
социализм из плоти и крови...»
	Социалистическая действительность 60-
ветской страны вошла в плоть и кровь
Юлиусз Фучика. Советский Союз был для
него непобедимой силой. И в лни войны
это наполняло его неукротимой верой в
неизбежное поражение фаптизма, в победу
CCCP и сил прогресса. Эта ‘непоколеби-
мая вера, осознание себя частицей вели-
кой силы социализма помогли  Юлиусу
Фучику быть стойким до конца, не отету-
пить ни перед какими испытаниями, пре-
	эреть смерть.

Дорогой Юлиус, — хочется сказать
ему, — мы, живые. убедились’ в‘ том,
	насколько обоснованной была твоя вера В
победу Советского Союза и в поражение
фашизма.

После мая 1945. TOla; Korda Hamy cTpa-
ну ‘освободила Советская Армия, ‹ после
исторической победы чехословацкого  на-
рода в февральские дни 1948 гола твоя
мечта о социализме ‘осуществляется и в
Чехословакии.

Вместе © шахтерами ты боролся за
справедливую жизнь. Ныне, через пять
лет после твоей смерти, в национализи-
рованных шахтах Чехословакии трудятся
шахтеры-хозяева.

Ты боролея за то, чтобы рабочие не
умирали от голода и болезней, вызывае-
мых безработицей. Сейчас в Чехоеслова-
кии профсоюзам трудящихся  принадле-
KAT санатории, курорты и особняки капи-
талистов.

Ты боролея. вместе с рабочими за пра-
во на труд и, хлеб, Ныне на наших на-
ционализированных о фабриках и заводах
трудятся рабочие-хозяева. У нас нет ни
одпого безработного, и их никогда больше
не будет в Чехословакли — стране пла-
нового хозяйства.
	Редакционная коллегия: Н, АТАРОВ, А. БАУЛИН, Б. ГОРБАТОВ,

листская и писательская деятельность   Бее, что изменялось и росло, изменялось   сте с паролом и защищает интересы тру-
Юлиуса Фучика. Как литератор, сотруд-  и росло к лучшему. За эти два года про-   дящихея, А. КОРНЕЙЧУК, О. КУРГАНОВ, Л. ЛЕОНОВ, А. МАКАРОВ,
ничавший в коммунистической печати! шли целые исторические десятилетия, в  Ты боролея против индивидуалистов и М. МИТИН, Н. ПОГОДИН, А. ТВАРДОВСКИЙ, Л. ШАУМЯН.
ул. 25 Октября, 19 (пля телеграмм — Москва, Литгазета). Телефоны:  секретариат — К 5- 10-40, отделы: литературы и искусства — К 4-76-02, внутренней жизни. — К 3-37-34,

Адрес редакции и издательства:
: . : международной жизни — К 4-64-61, науки и техники - К 4-60 02, информации — К 3-19-30, отдел писем — К 0-62-91, издательство — К 4-98-63.
		Типография имени И. И. Скворцова-Степанова, Москва, Пушкинская площадь, 5.
	Густа ФУЧИК Meuma ЛОлиуся

когда все уже будет. кончено, чтобы вы
вспоминали 0бо мне не с грустью, а 6
	вспоминали 000 мне не с грустью, а
такой же радостью, се какой я всегда
	ЖИЛ...»
	Фашистекие злодеи убили Юлиуса Фу-
	чика так же хладнокровно, как они уби-
вали миллионы других людей, боровших-
ся против сил мракобесия и зла.
	Борьба против фашизма была послед-
ней битвой Олиуса Фучика. Вся ето
	жизнь —— это борьба за свободу челове-
ка. против жестокости‘ угнетателей, про-
THB KOCHOCTH реакционной мелкой буржу-
азии, против фалынивой позолоты  бур-
жуазной лемократии. Жизнь Фучика —
это борьба за справедливую оплату труда
рабочих, за правду в произведениях ху-
дожников, за искусство, доступное для
широких масе. Юлиуе Фучик боролея про-
	тив воины— за мир, против капитализма—
за сопиализм. Он был боевым  журнали-
стом. газеты «Руде право» и литератур-
вым критиком журнала «Творба». Он
училея на произведениях Маркса, Эн-
гельса, Ленина, Сталина. Он боролся в
рялах компартии Чехословакии.

Любовь к жизни, любовь к людям сде-
лала его борцом. Верный сын своего на-
рода, Фучик знал его торе и страдания,
его непобедимую силу и величие. Он 00-
ролея вместе е бастовавшими горняками.
чешекого севера, которые хотели жить.
по-человечески, а каниталиетический
строй лишал их последних остатков че-
ловеческого достоинства. Он боролея за
спасение голодающих, чахоточных детей,
разутых и разлетых, напрасно ожилаю-
ших, что их безработные отцы принесут
им кусок хлеба. Он боролся против Tex,
кто в Луховие, .Фривальдове, в Кошутах
и Радотнне стрелял в рабочих, требовав-
ших работы. Он боролся против  трестов
и синдикатов, которые из года в год по-
лучали вее большие и большие прибыли,
Он боролся против торговцев и помещи-
ков, которые топили в Лабе продоволь-
ствие, чтобы поддержать высокие цены
на хлеб, Он воевал против свободы обога-
щения для одних и своболы умирать го-
лолной смертью для других...

Этой борьбой была наполнена журна-
	‘

Пять лет назад, 8 сентября 1943 года,
фашистские палачи казнили в Берлине
Юлиуса Фучика, редактора центрального

‘органа коммунистической партии Чехо-

словакии «Руде право» и журнала «Твор-
ба», члена подпольного ЦЕ компартии,
пламенного борца против фашизма, автора
бессмертной книги «Репортаж с петлей
на шее».

Юлиусу Фучику было 40 лет, когда
смерть в образе палача с топором в руках
явилась перед ним. Долгие месяцы до
того он находился под угрозой смерти.
Она не была страшна ему. Он не испу-
талея ее и после того. как ему об`явили
смертный приговор. В письме, тайно вы-
несенном из тюрьмы, он писал мне:

«Ты знаешь. как я любил простор,
солние п ветер, как я хотел быть всем,
что в них живет: птичей или кустом,
облаком или бродягой. А вместо этого —
годы. долгие годы я живу пол землей,
разделяя участь корней. Невзрачвых, по-
желтевших корней. об‘ятых мраком и тле-
нием и поддерживающих над землей де-
рево жизни. Никакая буря ве выворотит
дерево © крепкими корнями. В stom ux
тордоеть. И моя тоже. Я не жалею, —
ВиО чем не жалею. Я выполнил все, что
было в моих силах, и ралуюсь этому. Но
свет. свет я любил, и я хотел расти пря-
мо ввысь и хотел нвести и зреть, Kak
седобный плол. Ну. что ж. На дереве
же, которое мы держали и удержали. вы-
растут, расиветут и. созреют поколения
новых люлей, социалистические  поколе-
ния рабочих, ноэтов, а также и критиков
и историков литературы, которые. может
быть, позднее, но зато лучше сумеют рас-
сказать то, о чем я уже рассказать пе
смог. Так. быть может, и мои плоды хоть
немного нальютея слалостью и приобретут
законченную форму, хотя на мои ODE
енег уже никогда не ляжет. Камера 267,
28 марта 1943 года».

Юлиус Фучик не боялся смерти даже
тогла. когда она неумолимо на него на-
	двигалась. Цоследнее свое письмо из Oep-
линской тюрьмы На Плецензее он напи-
	Cal за восемь дней до смерти, то-есть
31 августа 1943 года.

«...Человек, — писал он, — не ста-
новится меньше от того, что его укоро-
тят па голову. Й мое горячее желание,
	<‹ игературная газета» выхолит два раза
	в неделю; по средам и субботам.

подготовки к слушанию дела Цалланте
становится ясной!

Как полчеркнул  Пальмиро Тольятти
	В своей статье, напечатанной им в «Уни-
та» уже после выхода из госпиталя, <
засаде притаились силы, подготовляющйе
полное уничтожение вновь  завоеванной
свободы, силы, стремящиеся  Толкнуть
страну на путь преступных военных аван-
тюр и служения иностранным империали-
стам». Одним из «укрытий» для этих
сил, находящихея сейчае в «засаде». не-
	сомненно послужит зал суда, вуда приве- -
	ДУТ преступника Палланте.
	Не случайно, однако. итальянский на-
род ответил ва выстрелы в Тольятти дви-
жением протеста и героической борьбой,
которые по своей стихийной силе и маг-
штабам не имели препелентов во всей
истории Италии. Всеобщая стачка ясно
показала, что времена «походов на Рим»
минули безвозвратно. И те, кто сейчас
усиленно стараетея посеять «евежий ве-
	тер» фашизма, — пожнут всесокрушаю-
щую бурю народного гнева!

РИМ.

художников, ученых, ‘для революционе-
ров, вынужденных еще бороться в под-
полье, мошным призывом разлаются твои
слова: «Люди, я любил вас. Будьте бди-
тельны!».

ПРАГА.
	чили бедные крестьяне, угнетаемые в ста-
рой республике. Ныне помещичья земля
поделена меожлу теми; кто на ней рабо-
тает,

Ты боролея ‘против тех, кто стрелял в
безоружных рабочих, когда они просили
хлеба. Ныне у нас имеется корпус нацио-
нальной безопасности. который идет вме-

Главный редактор В. ЕРМИЛОВ.