Hanum
	ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ!
		№ 73 (2456)
	полями, пох Влетской и

Серафимовичем,  кажет-

ся, и сегодня не умол-

_ кает легендарный гул

A тех сотен танков, кото-
ГЫ рые 19 ноября 1942 го-
‘да вошли в прорыв,

Через разминированные

«коридоры», в ворота прорыва; в 6ес-
крайную снежную степь. по  курга-
нам, смело стремились вперед, уни-
чтожая противняка. — сотни танков Шли
	К 30-летию ВЛКСМ -
Книги о молодежи
	Б ознаменование од-летия Бсесоюзного
Ленинского комсомола издательство ИК
ВЛКСМ «Молодая гвардия» . выпускает
серию юбилейных изданий.

Сборник «Три ордена Ленинского комсо-
мола» содержит материалы и документы о
роли молодежи в гражданской войне, в
строительстве первой пятилетки и об учас-
тии комсомольцев в Великой Отечествен-
вой войне. Книга богато иллюстрирована
художниками Д. Шмариновым, Е. Ильиным,
В. Дегтяревым и другими.

Сборник очерков «За нашу Советскую
Родину» посвящен комсомольцам-полполь-
щикам в дни Великой Отечественной войны.
«В 1943 году, — говорится в предисловии
к. книге, — на оккупированной врагом тер-
ритории действовало 1780 первичных под-
польных комсомольских организаций. Эта
цифра дает представление не только о раз-
махе всего движения, но и о его организо-
ванности». .
	Жизни и труду молодежи в странах капи-
тализма посвящается сборник «Под. пятой
капитала». В нем собраны а из пре-
изведений зарубежных писателей: и Ара-
roua, Дж. Пристли, Э. Canenepa, инклер
Льюиса, С. Грина, Дж. Конрой, дж. Кол-
линза и других.

Жизнь молодежи в царской Poceun onE-
сана в книге «Скованная молодость», вклю-
чающей отрывки из произвелений русских
классиков.

Издательство «Молодая твардия» выпу-
скает также сочинения любимого писателя
советской молодежи Н. Островского «Как
закалялась сталь» и «Рожденные бурей» в
одном томе, трилогию М. Горького, сборник
избранных стихов В. Маяковского о моло-
дежи, сборник стихов «Земля ` молодости»
(в. книгу включены произведения комсо-
мольских поэтов за тридцать лет). Издают-
ся также два романа В. Кетлинской—«Му-
жество» и «В осаде», Б. Горбатова «Мое
поколение» и «Повесть 6 суровом друге»
Л. Жарикова.

К 30-летию ВЛКСМ выйдет в свет вто-
рой выпуск альманаха «Молодая гвардия».
			Суббота, 11 сентября 1948 г.
	ОРГАН ПРАВЛЕНИЯ СОЮЗА
СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ СССР
		Цена 40 коп.
	танкисты.
	„Богда в зимних степях по снежной це-   «коридоры»,
лине, в глубине взломанной вражеской   крайную с
обороны проходил советскай танковый кор:   нам. смело
	myc, по его гусеничным слелам своболно
	шли и орудия, я моторизованная пехата   в глубокий тыл Сталинграда — на Калач,
	группировку
КОМПАеЕТЯЫМ
	многосоттысячную
навстречу другим
	на грузовиках. Танки часто шли uo не-   отрезая
убранным  одичалым полям, и тогда примя-   немцев,
	тые колосья связывались между с000й —   танковым массам, прорвавшим фронт юж-
колея получалась еще прочнее.., Так соз.   нее Сталинграда... На пятый ‘день опера-
	давались в дни прорыва новые русские   пил, где-то у станцни Советск, произо-
дороги,—взамен мирных, запуетевших, —   Шла историзеская встреча танкистов. В
и эти новые танковые дороги не были от- сумерках остановились на расстоянии.
		ИХ Картах,
-Это были дороги нашей побелы!
	Б День танкистов хорошей родительской
гордостью преисполнена душа народа-бога-
тыря: возникновение советского бронетан-
кового могущества, развитие лучшей в мн-
ре советской школы танкостроения и Ce-
рия блистательных танковых битв на про-
етранстве от Волги до Дуная и от Москвы
до Берлина — все это составляет одну из
славных страниц в историй Великой 0те-
чественной войны.

`Как случилось, что  превосходившая
з начале войны по численности гер-
манская бронированная мощь в ходе
войны потерпела крах? Как случилось,
что «королевские тигры» и. «фердинан-
ды» в качестве послелнего слова немеп-
кой техники нашли свое скромное зануме-
рованное место на выставкё - ‘трофеев
Советской Армии? Как случилось, что
англичане. и американцы, убедившись в
превосходстве советского танка, беззастен-
чиво копировали его к концу войны на
своих танкостроительных заводах? Какне
силы построили и запустили десятки ты-
сяч советских моторов тде-то далеко 3a
Уралом, чтобы они прогудели в туманах
нах Эльбой, наводя ужас на немцев?
	Нати народ знает ответ на все эти во-
просы, он знает, чтит и беззаветно любит
единый чудотворный источник всех этих
хвижущих сил — социалистический строй
нашей Родины!
	С именем товариша Сталина связано и
вооружение Советской Армин лучшими в
мире танками, и вооружение ее собствен-
ной военной теорией о роли и месте тан-
ковых войск в современных операпиях.
	Необходимо было — в предвидении гря-
хущей военной опасности — создать такой
мощный центр формирования танковой
изуки, как Военная академия имени
И. В. Сталина. Необходимо было в тыся-
чах исследований проверить проблемы
прочности брони, скорости, огнезой силы,
проблемы низкого силуэта, маневренности,
проблемы дизельного двигателя, простоты
конструкции, малой величины удельного
давления на грунт — то-есть создать свою
шчолу танкостроения. Необхолимо было в
ходе этих исследований вырастить талант-
ливых конструкторов. Необходимо было
создать танковую промышленность — ее
материальную” часть и ee творческие
кадры. . :

Bee ato — волей нашей партии, волей
товариша Сталина — было сделано еше в
	предвоенные голы.
	Бглядывались из люков с недоверием.
И вдруг заулыбались заросшие,  обвет-
ренные, почернелые лица танкистов. при-
знали — свои! Это встречались не только
два танковых экипажа, не только два под-
ка или корпуса, — встречались два со-
ветских фронта, как если бы сливались
воедино Волга и Дон!

Й позже — в ходе победоносной вой-
ны — не раз наши войска стальными на-
конечниками глубоких танковых рейдов
врывались в германскую оборону и на вею
глубину разрывали ее на части. Торжест-
	Вовала гениальная сталинская стратегия.
	Нарастало м#жество, ширилось боевое ма-
стерство и умение сталинских воспитанни-
ков — руководителей танковых соедине-
ний, — таких чудесных и умных полко-
водцев, как Рыбалко, Катуков, а
ко, Богданов...
Так было на Курской дуге; в дни вне-
запного марша на Киев: в знаменитом ба-
	лорусском прорыве; в битве под Яессами и
Кишиневом; на Висле; в походе на БалЕд-
НЫ; в суровые зимние дни ожесточенной
танковой битвы за Будапешт у озера Ба-
латон; в стремительном марше на Вену; в
последние дни Берлина; в освободительной
пражской операпии советских танкистов.
	Осенью 1945 года исход войны с Япо-
нией был решен беспримерным танковым
маршем советских армий через Большой.
Хинган — к Тихому океану.

Есть о чем — с гордостью в сердце —

вспомнить народу-богатырю в День танкя-
CTOB.
	Не только у нас — в освобожденных
селах и городах Украины и Белоруссии, на
славных заводах Урала и Сибири, Москвы
и Ленинграда, в деревнях Тамбовщины, гла
начался когда-то всенародный сбор средств
на стройку танковых колонн, — не толь-
ко у нас в Советском Союзе торжественно
и светло отмечается праздник танкистов.
В Вартаве и на Балканах, на Рудных го-
pax Чехословакии, в долинах Дуная и
Тиссы, в корейских. фанзах припомнят рз-
достные дни освобождения, и в памяти
благодарных людей вепыхнут мололые гла-
за нашего нарола-освободителя, какими за-
помнились они, сверкнувшие улыбкой и
светом из-под кожаного шлема советского
танкиста...
	Сегодня Советский Союз и страны на-
родных демократий в напряженном мирном
труде осуществляют великое дело строи-
тельства счастливого будущего. Никто не
хочет войны в мирё социализма. Она ни-
кому здесь не нужна. На полях, изборожден-
ных некогда танковыми следами, отличными
победами ознаменовывает этот гол армия
колхозников. Десятки тысяч демобилизо-
ванных танкистов совершают свой труло-
	Александр ЯКОВЛЕВ
	Специальный корреспондент
«Литературной газеты»
			Тогда женщина включала мотор лебед-
ки, и механическая лопата ссыпала уголь
в платформы в траншею. Лопата захваты-
вала за раз 250 килограммов угля.

— Вот товарищ Ковалева, — сказали

мне, — та, которая перегружает сто тонн
за смену. :
	Вовалева работала легко и ловко, вклю-
Чая мотор. Траншея заполнялаеь на гла-
зах. Из траншеи уголь через особые от-
верстия падал вниз, на транспортер, иду-
щий глубоко в земле, под дном деревян-
ной траншеи, а затем поступал на глав-
ный транспортер, проложенный по эстака-
де на пловучий бункер.

С угольного участка мы едем на ста-
‘ринную, давно знакомую мне Сибирскую
пристань, где когда-то сгружалась глав-
ная маеса товаров для Нижегородской яр-
марки. На’ правом берегу Оки стоит мно-
гоэтажная мельница № 2. Из ее двери по
транепортеру плывут вереницей мешки с
мткой — один за другим через двадцать
секунд, прямо в трюм баржи, стоящей у
берега. Ни у дверей мельницы, ни у
Транепортера никого. Только на барже че-
ловек принимает мешки с олной линии
транспортера, направляет их на другую—
трюмную. Работает без усилий... Здесь все
механизировано! А лишь несколько лет
назад такую работу выполняла целая ap-
тель грузчиков, перетаскивая мешки на
спине...

Сибирская пристань — самая большая
в Горьковском порту — тянется на ки-
лометр по берегу Волги.  Дебаркадеры и
причалы расположены вдоль всего берега.
А берег заставлен толстостенными амбара-
ми, построенными задолго до революции.
Вот здесь когда-то были пролиты моря
пота грузчиками!

По асфальтовой дороже мы ‘идем при-
станью. Электрокары, груженные кладью,
точно жужелицы, с шумом мчатся по раз-
ным направлениям. С пароходов и барк
по  транспортерам выползают на берег
ящики, тюки, мешки, падают на электро-
кары. Люди только поправляют их на лэ-
ту, чтобы правильно ой ложились,

Причалы и дебаркадеры почти все обо-
рудованы транспортерами. На одном при-
чале по проекту инженера Никулина стро-
итея, лифт: электрокар будет в’езжать на
mpl, лифт спуетит ero на судно, там

электрокар. заберет. груз. и на лифте опять
	поднимется на берег. за один раз элевтро-
кар может забрать две тонны груза... Вот
проезжает по участку могучий. лифтрак—
машина, снабженная под’емником для тя-
желых грузов. Ha ero двух выдвижных
стержнях лежат ящики весом в лве с по-
ловиной тонны. Управляет лифтраком де-
вушка... .

Для зарядки электрокаров на пристаня
имеется отлично оборулованная аккумуля-
торная станиия. Все предусмотрено, чтобы
механизировать работы пристани до пре-
зела.
		энергичные жесты. 16 лет назад тов.
Илюнина пришла в`порт на работу негра-
MOTHOH и первые два года работала рядо-
вой грузчицей. В свободное время ‘она по-
сещала кружок ликбеза. На работе ‘про-
явила себя так, что ее отправили на кур-
сы и потом сделали бригадиром женской
бригады. Ее бригада, соревнуясь се други-
ми, нередко выходила на первое место,
получала крупные премии. Илюнина была
в 1940 году награждена орденом Ленина.
Заместителем начальника участка она ста-
Ла в ГОЛЫ войны.
			Я знал старый Нижний-Новгород и его
порт много лет. Я помню картины, нари-
сованные А. М. Горьким, помню ту пору,
когда самой заметной фигурой был здесь
грузчик с ярмом на спине. Нигде на всей
Волге не было столько погрузочнс-разгру-
зочных работ, как в этом порту. Грузы с
нижневолжеких, глубоко сидящих — судов
перегружались на верхневолжекие и ок-
ские суда, имеющие меньшую осадку. Бы-
вало, караваны барж растягивалиеь на не-
сколько километров, дожидаясь перегруз
ки. И грузчик с мешками муки или зёрна,
в. тюками или ящиками на спине шагал
по мосткам с судна на судно или с судка
fa берег. Или вез тяжелую тачку с гру:
вом, согнувшись в три погибели, делая
	нечеловеческие усилия. Работа шла трудно
и медленно. Нередко грузчики  перено-
сили тяжести до 12—15 пудов, а отдель-
ные богатыри, рискуя жизнью, выносили
йз трюма груз и в 25 пудов... Когда же
нужно было перегрузить тяжесть в 30—
40 пудов и больше, грузчики, зацепив ее
канатом, станов: лись длинной вереницей
п пол пение «дубинушки» волокли По ПА-
лубам.

И вот прошли годы. Я снова в Горьков-
ском порту. Мы проходим по бесконечным
набережным — и нигде ни одной «рва-
ной, потной, отупевшей от усталости, шу-
ма и зноя», как риеовал ее Горький, фигуры
грузчика с ярмом на спине. И не слышно
заунывных звуков «дубинушки». И нот
людей, уныло тянущих лямву.

С начальником ‘учетного. стола порта
инженером тов. Швеповым мы  вдем BA
баркасе на участок, где производится пе-
регрузка угля из вагонов на пароходы,

— Я давно работаю здесь, но никогда
не слыхал «лубинушки», — говорит тов.
Швепов. — Представляете ли вы себе, чго
у нас 70 пропентов рабочих— женщины?!

— Женшины? — переспросил я. —
Женщины на работах по погрузке и раз-
трузке? — Человек, который звал Горь-
ковский порт в прошлом, не мог не удив-
ЛЯТЬСЯ.

— Да; женщины; —сказал Швецов. —
И большая часть их перевыполняют но?-
мы. Есть женщины, . перевыполняющие
	нормы в несколько раз; Стахановка ho-
	Валева, например, Е до ста тонн
угля 34 смену...

Не звучит ли это; как : enasnal Женшя-
на перегружает шесть тысяч пудов за во-
семь часов работы? —

И я узидел, как это делается...

Участок номер первый просторно рас-
кинулся по берегу Оки. Наш баркае при-
стает к огромному судну невиданной ни на
Волге, ни на Оке формы. Это длинная же-
лезная баржа с низкими бортама. На ee
палубе во всю длину стоит гигавтекий
лоток © перевянными стенками, сходят
	мися острым углом книзу. Иоток разделен
на отсеки — ковши, п в каждом ковше
внизу устроено отверстие, закрывающееся
щитом. Над лотком и под лотком проходят
транспортеры. Й еще два передвижных
транспортера ‘стоят на палубе, — их
можно быстро выдвигать с баржа на ла-
лубы пароходов. Все это сооружение ва-
зывается  пловучим бункером. В своем
лотке бункер вмешает 250 тонн угля. Шо-
строен он по проекту главного инженера
порта тов. Хитрина.
	По’ железной лестнипе мы поднимаемся
на самый верх бункера. И перед нами воз-
никает картина механизированной работы
этого замечательного еборужения, которым
легко может управлять и женщина. Изда-
ли, с высокого берега, в бункеру идет
эстакада, по которой проложен транспор-
тер длиной в 180 метров. По его широкой
ленте мчится поток угля. У конца транс-
портера, нал бункером, уголь ссыпается
на другой транспортер, проложенный нах
лотком. С этого А уголь падает
в ковши лотка.

Меня удивило, что на всем огромном
судне находятся только лва человека: ме-
ханизатор, наблюдающий за работой верх-
него транспортера, и моторист, управляю-
щий электромоторами. Больше никого!

— 0 х тут удивительного? Здесь
все механизировано, — сказал тов, Шве-
цов. — Работа ведется без всякого приме-
нения физической силы человека.
	С пловучего бункера идем мы вдоль
эстакады на берег. Уголь есть уголь. Вся
местность вокруг покрыта черной пылью.
ЧВелезнодорожные платформы с углем сто-
ят на высоком берегу длинным рядом.
Люди механическими лопатами сгружают
уголь с платформы в траншею — глубо-
EY канаву с деревянными откосами, про-
ложенную вдоль полотна железной дороги.
Механическая лопата — это легкий же-
лезный скребок с тремя высокими стенка-
ми и двумя ручками. К скребку придеп-
лен тонкий стальной трос,  наматыват-
щийся на электрическую лебедку. Лебедка
поставлена на земле по другую сторону
траншеи. Человек на платформе, нажимая
ручки, зацепляет скребком груду угля,
другой включает мотор лебедки, лебедка
тащит скребок к краю платформы, уголь
сыплется в траншею... Затем человек на
платформе оттаскивает скребок от края,
запепляет новую порцию угля...
	Разгрузка платформы берет 15—20 ии-
нут, тогла как эта же работа ручным спо-
собом требовала двухчасового труда.

На одной платформе opyaoBan механичс-
	Розанова.  С80й лопатой человей. подававший сигнал:
		Следует заметить, что мы. видели еще и
тяжелую работу. В трюме одной баржи
люди укладывали на транспортер бумаж-
ные мешки © цементом. Каждый мешок
весит 50 килограммов, поднимают его
вручную два человека. Мешки  иногяа
	разрываются. Грузчик тогда собирает
разорванные - мешки, = вытряхивает о из
них остатки цемента. Человек лопа-
		той сгребает рассыпанный пемент в меш-
Би из холетины. Густая пыль заполняет
трюм... Тут что-то пока не продумано, нз-
доделано, — работа ведется еще в труд-
ных условиях. Еще по-старинке на этой
пристани ведется перегрузка «квадрати-
ка» — березовых квадратных палок, илу-
щих на изготовление шпулек. «Ввадра-
тик» грузится на баржи «навалом», сгру-
жать его приходится вручную: Сейчас уп-
равление порта добивается, чтобы «квад-
ратик» упаковывалея пачками, и тогда
можно будет разгружать ero кранами и
транспортерами.

Мы видели артель, которая примитив-
	ными способами, по-старинке перетаскива-
ла тяжелые ящики. В чем дело? Стран-
ное сосуществование нового ‘и старого?..
И тут оказалось, что это грузчики-«гаст-
ролеры».

— Порт сдает в зренду часть амбаров
различным организациям, — пояснил тов.
Швецов, —а эти организапии. вместо при-
менения механизмов ограничиваются най-
мом случайных артелей. Аренда ‘обычно
бывает непродолжительная, и незадачлн-
вые арендаторы считают невыголпым 09-
заводиться механизмами, предпочитая на-
бирать с бору да с сосенки «гастролеров».
° Не пора ли прекратить подобную безоб-
разную практику? Нам. кажется, что .ру-
вотодители порта должны были бы етоять
на страже интересов человека й требовать
й от случайных «арендаторов» и от х0-
зяев цемента и «квадратиков» резкого. из-
менения метолов работы.
		Больше чем до войны
	ВОССТАНОВЛЕНИЕ БИБЛИОТЕЧНОЯ
СЕТИ В РСФСР
	Закончилось восстановление библиотек в
районах РСФСР, пострадавших от немецко-
и оккупантов в голы Великой

течественной войны. Общее число госу-
дарственных массовых библиотек в Рос-
сийской Федерании достигло сейчас 11.392
(не считая большого количества профсоюз-
ных и клубных). Это на 397 больше; чем
было в РСФСР в довоенном 1940 году.
Широкая библиотечная сеть создана за
последнее время на. новых советских зем-
лях — в Калининградской эбласти и Юж-
ном Сахалина.
	Библиотеки непрерывно  пополяяются
новинками политической, художественной и
научной литературы. Лишь в прошлом году
библиотечный фонд пополнился на 8 млн,
381 тыс. экземпляров книг.
	Помимо стационарных и передвижных би-
блиотек, в сельских местностях Российской
Федерации ныне работает 55 библиотек-
автомобилей. Они обслуживают полевые
станы, рыболовецкие артели, лесные `уча-
	CTRKH,

——

110 Советскому
(003
		@ Москва. Факультет чаролных инстру-
ментов организован при Государственном
музыкально-педагогическом институте  име-
ни Гнесиных. Факультет ‘будет готовить
дирижеров оркестра, исполнителей на рус-
ских народных инструментах, педагогов ©
высшим музыкальным образованием.
	«Ф Киев. Готовясь отметить 150-летие. со
дня рождения великого польского поэта
А. Мицкевича, Государственное издатель-
ство художественной литературы Украины
выпускает поэму «Пан Тадеуш» в перево-
де на украинский язык М. Рыльского.
	@ Ташкент. Сборник произвелений мо-
лодых писателей республики выпускает к
30-летию комсомола Узбекское государет-
венное издательство. В сборник войдут
стихи _Р. Бабаджанова, А. . Мухтарова,
Х. Гулямова, очерки и рассказы С. Ахмада,
П.. Мумина. и др.

< Рига. По предложению старых рабочих,
на крупнейшем в Латвии заводе «ВЭФ»
создана редакция истории предприятия. В
состав редакции. вошли знатный токарь
А. Калнынь, проработавший на заводе 25
лет, стахавовцы А. Биринь У. Рудзат й
другие. История отразит революционную
борьбу рабочих «ВЭФ» и роль коллектива
завода в социалистическом в
Латвии.

<® Калининград. Здесь создано отделе-
ние. Всесоюзного обшества по распростра-
нению политических и научных знаний. Бо-
лее 100 партийных и советских работников,
педагогов, инженеров, врачей, специалистов
сельского хозяйства подали заявления ©
приеме их в члены общества.

Первые публичные лекция, организован-
ные отделением, вызвали большой интерес
труляшихся. -

< Орехово-Зуево. Передачу лекций для
родителей организовала редакция местного
радиовещания. Первую лекцию на тему «Со-
веты родителям первоклассников» прочита-
ла учительница женской школы А.  Батен-
Кова.
	@ Анадырь (Чукотка). Злесь открылся
книжный магазин Когиза. В пролажу во-
ступило большое количество новивок п0-
литической ‘и художественной литературы.
Местные жители — оленеводы. охотники и
рыбаки—уже приобрели сочинения `В И.
Ленина и И. В. Сталина, книги пясателей
А. Фадеева, К. Симонова. Г. Березко, Т. Се-
мушкина и пр.

® Аллах-Юнь (Якутская АССР). Ho-
вый Лом культуры для рабочих золотодо-
бывающей промышленности открылся в рай.
оне Аллах-Юньских приисков. Дом куль-
туры имеет библиотеку-читальню. зал лля
	демонстрации. кинофильмов и гимнастиче-
ский зал.

% Саранск. Звуковой кинотеатр на 250
мест открылся в сельхозартели имена
Куйбышева, Саранского района. —Кино-
театры построены также в селах Бары-
шево, Зубово-Полянского райова. a Ha-
колаевском, Чамзинского района До кон-
ца года в колхозах Мордовской АССР
будет оборудовано еше 30 звуковых уста-
	ВОВ.
	Благодаря преимуществам социалистиче-
ского строя, в годы предвоенных пятилеток
была создана ‘индустриальная база могу-
шества и непристунноети Советекого Сою-
	Благоларя широкой мехавизапии все
разгрузочные и перегрузочные работы в
Горьковском порту ведутся с невиданной
прежде быстротой. Баржа с солью, напрн-
мер, стояла пол перегрузкой только 9 ча.
сов вместо 35 по плану! В нынешнюю. на-
вигацию три четвертв судов разгружались
досрочно...

— [lo плану послевоенной сталинской
пятилетки порт лолжен быть механизиро-
ван в 1950 году на 75 процентов, —<ка-
зал мне начальник порта тов. Дубовиц-
вий, — но уже сейчас мы провели меха-
	низацию на 90 пропентов. План пятилет-
	BH перевыполнен....

Каким ‘образом это достигнуто? На это
ответил мне главный инженер порта тов.
Хитрин.

— Основные работы по’ механизапии
мы провели в послевоенные годы. Сейчае
мы получили еще ‘три новых крана и для
них готовим корпуса. Зимой мы все кра-
ны тщательно отремонтировали, ввели рял
улучшений, поставили на краны прожек-
торы, чтобы можно было работать круг-
лые сутки. Мы внимательно собираем ра-
ционализаторские предложения и внелря-
ем их. По инипиативе нашего порта Мини-
стерство речного флота и ПК профсоюза
проводят трехмесячный конкурс на рацио»
нализаторекие предложения в изобретения.
Творческая мысль широких массе разбуже-
нз и дает богатые результаты. Недалеко то
время, когла мы  механизируем работы
полностью. Ярмо, лямка, «лубинушка»,
как видите, отошли в прошлое, человече-
ский труд облегчился... Зимой в нашем
	учебном комбинате мы готовим моторн-
стов, электриков,  транспортировшиков,
конвейеристов, лебедчиков, ‹ крановшиков,
	механиков... На наших механизмах теперь
работают опытные люди, и это дает нам
возможность . перевыполнять план.

И я записал в свой блокнот со саов
тов. Хитрина, что 90 процентов работня-
ков порта охвачено социалистическим со-
ревнованием, что весь коллектив сорев-
HyeTca c коллективом Молотовекого пор-
та, механизаторы и крановщики соревну-
ются с крановщиками и механизаторами
Северного порта Москвы.

— Люди, вооруженные механизиами,—
вот организаторы наших побед, — говорит
Хитрин.

«...Механизация процессов труда яв-
ляется той новой для нзе и решающей
силой, без которой невозможно. выдержать
ни наших темпов, ни новых масштабов
производства», — сказал товарищ Сталин.

Мы увидели эту новую и решающую
силу в действии, Я вепомнил Алексея
Максимовичз Горького, тяжело шагавшего
с ярмом за плечами. Как жаль, что он не
увидел сегодняшнего“ дня Горьковского
порта...
		за. Успешное — на протяжечии многих   В0Й Подвиг, приближая в совместных уси-
	от -~ BRIVOTHERHE планов развития Hie
	родного хозайства позволило созлать пол-   RCH
	ЛИЯХ ВСЕГО CORPTCROPA варола сроки веля-
кой мирной победы — досрочного выпол-
	ный цикл отечественного ‘танкостроения.   Яения послевоенной сталинской пятилетки.
	Но в мирном труде, поглошенный ево-
	От специальных сортов бронированной
	стали до совершенного дизельного мотора—
массовое изготовление любой хетали танка
оказалось «технически выполнимым делом
в стране первокласеной автомобильной и

им созидательным творчеством, наш ape.
не забывает о поллых и преступных по-
ползновениях мировой реавпии. Неустанно
совершенствует наш народ свое боерое ору-
	mie, Талантливые конструкторы и могу-
щественные заводы работают над улучие-
нием боевых качеств советского танка.
	B td   Viena и по-хозяйски осваивает советевая
	военная наука богатый опыт Отечественной
войны. Советская Армия неустанно растит
	тракторной индустрия, в стране плановой
социзлистической экономики.

Вот почему товарищ Сталин в истори-
ческом докладе 6 ноября 1941 года, в са-
мый тяжелый момент войны, мог с уверен-
ностью сказать еоветеким люлям:
	Следующий участок порта —= так Ha-
зываемая «стенка», расположенная на ле-
вом берегу Оки, как раз при 6 впадениг
в Волгу, — самый благоустроенный и уже
полностью механизированный. Бетонная
стена в 20 метров поднимается прямо из
воды. На ее гребне стоят мощные порталь--
ные краны со стрелами в 25 метров. Па-
роходы и баржи подходят прямо в стен-
ке, и разгрузка ведется кранами с судна
прямо в просторные светлые амбары.

При нас грузили громалные тюки е. уче-
ническими тетрадями. В амбаре перевалч-
вали тюки на тележки, вывозили к две-
рям. Злесь тележку брал кран и по воз-
духу переносил на баржу, стоящую дале-
ко внизу у стенки.

Но «перевалка» грузов в Горьковском
порту ведется не только ‘у берега, а и на
воде. Баржи, идущие с низовьев Волги,
в Горьком «паузятся», — с них снимает
ся часть груза, чтобы они могли пройти
через перекаты Верхней Волги и Оки.
Когда-то караваны судов ждали «распауз-
ви» по 2—3 недели. Артели грузчиков
работали медленно. Ныне вся «распаузка»
ведется пловучими кранами, и никаких
караванов барж, ждущих очереди, не бы-
вает.
	С начальником участка тов. Шевелевым
мы едем вниз по Волге к пловучему крану
«Чернигов» — самому мошному по про-
изводительности на всей Волге. «Черни-
гов» стоит среди реки с двумя баржами у
бортов. Одна баржа, коренная, привезла
соль из Владимировки для города Шерба-
кова. Она имеет такую глубокую осадку,
что © нее приходится снять несколько сот
тонн соли и перегрузить в другую баржу.

По палубе «Чернигова» проложены
рельсы, и на них два под’емных крана со
стрелами в 16 метров. Ерановшик на тро-
се подает железную люльку в трюм корен.
ной баржи. Сигнальшица подает сигнал, и
ЛЮЛЬКА на тонком Tpoce перелетает на
баржу-паузок. Tam человек отцепляет
врюк с одной стороны люльки, люлька
опрокидывается, соль ссыпаетея в трюм,
а люлька на другом крюке  перелетает
назад на первую баржу.

Шевелев знакомит меня с людьми, рз-
ботающими на кране. Тут и Сычев, вы-
полняющий норму сжелневно ва 180 про-
центов, и Шувалов, внесший очень удач-
ное рапионализаторское предложение. Ин-
женер Шевелев знакомит меня с0 своей
заместительницей тов. Илюниной, Ей лет
сорок. У ней светлый, прямой взглял,
	_«Изши танки по качеству превосхохят   тичное мастерство командиров и бойцов.
	Й широко — по-советекя — отмечая
День танкистов, весь наш народ уверенно
глядит в будущее: светлые дали ero Ha-
дежно  ограждены нашим собственным тру-
40M, нашим единством, нашей преданно-
стью лелу Ленина — Сталина, делу торже-
	немецкие танки, & Наши славные Танви-
CTH и артиллеристы He pas обращали в
бегство хваленые немелкие войска © их
иногочиеленными тангами».
	‚ В самоотверженном труде армии танко-
	строителей‘ была накоплена та зрелая сила   ^0\, Наш
фронта, которая поразила весь’ мир в Ста-   стью делу
	линградской битве. Над мирными донскими   ства коммунизиз!
ми .

К 150-летию со дня рождения А. С. Пушкина
	6 июня 1949 г. исполняется 150 лет
во дня рождения А. С. Пушкина. В связи
с этим Совет Министров СССР учредил
Всесоюзный юбилейный комитет в ‘слехую-
mem составе: тт. Фадеев А. А. (председа-
тель), Асафьев Б. В., Берсенев И. Н.,
Большаков И. Г., Блатой Д. Д., Бровка
П. У., Вавилов С. И., Вознесенский А. А.,
Герасимов А. М.. Гоголева Е. Н., Головен-
ченко Ф. М., Грабарь И. 9.. Губин В. А.,
Далматов И. П., Данилов Н. Н., Еголин
А.%Г., Зубов К. А. Зуева 1. М., Ильичев
1. Ф.. Исаковекий М. В. Ишантураева C.,
	Кафтанов С. В., Кедров М. Н., Котов А. В., рождения 8.

Лебедев П. Й., Мейлах Б. С., Михайлов
Н. А., Мухина В. И., Палладин А. В.,
Попова. Н, В., Поспелов П. Н., Пузин А. А.,
Ревин А. И., Симонов К. М., Солодовников
А. В., Софронов А. В., Сурков А. А., Ти-
хонов Н. С., Тычина П. Г., Упит А. М.,
Хорава А. А., Хренников Т. Н., Черкасов
Н. К., Чиковани С. И., Шепилов Д. Т.,
Якобсон А. М.

На Всесоюзный ‘юбилейный комитет
возложена разработка мероприятий, свя-
занных с празднованием 150-летия со дня
nomzenna А. С. Пушкина.
	готовляемых Гослитиздатом в юбилею, со-
ставит около трех миллионов экземпляров.

Подготовляются к печати новые труды о
жизни, творчестве и отдельных произведе-
ниях поэта. В частности, закончен двух-
` томный труд проф. Д. Благого «Творческий
‘путь Пушкина». Первый том, охватываю-
щий период литературной деятельности по-
‘эта до его возвращения из ссылки в Ми-
хайловское, уже сдан в печать издатель-
ством Академии наук СССР.

Ряд исследований готовит Институт ми-
ровой литературы им. А. М. Горького Ака-
демии наук СССР. В юбилею выйдет пер-
вый том фундаментального  трехтомно-
го труда покойного профессора М. Цявлов-
ского «Летопись жизни и творчества Пуш-
кина». Полготовлен к печати спепиальный
том трулев Института мировой литературы.
посвященный Пушкину. В книге собраны
иселелования А. (голица, М. Хранченко,
Г. Блока. Н. Пачайлова, И; Розанова,
Н. Бродского и других.

Государственное издательство художест-
венной литературы приступает к осущест-
влению нового собрания сочинений А. С:
Пушкина в шести томах. Оно будет более
полным, чем издание 1938—1948 гг.. и
выйдет тиражом 250.000 экз. Ероме шести-
томного, будет издано ий собрание сочине-
ний великого поэта в одной книге. Она
будет напечатана на специальной тонкой
бумаге высокого качества.

Двухсоттысячным тиражом выпускается
однотомник произведений Пушкина, богато
иллюстрированный советскими художника-
ми. Иллюстрированными изданиями будут
выпущены также: сказки, избранная ли-
рика, стихи и поэмы.  отдельно—поэма
«Полтава» и другие произведения. В серив
«Библиотека русского романа» издаются
трехеоттысячными тиражами «Капитая-
ская почка» и «Лубровский». Отзельной
книгой выхолит собрание писем Путкияа.
Кроме того, Гоелитизлат вынустит сборнук
«Пушкин в воспоминаниях современичков»

Общий тираж пушкинских изданий, под*
	< Владивосток. В Советской гавани на-
чалея под’ем частей знаменитого русского
военного корабля — фрегата «Паллада»,
плавание которого в 1852 — 1854 годах
описано И. А. Гончаровым. Фрегат вхолил
тогда в состав экспелинии адмирала Пу-
тятина, направлявшегося в Японию. Рабо-
ты по под’ему закончатся в октябре.