1 сроическая
_ coBeTCKasa
 MOJIOTeKb
	«Я не знаю случаев, — говорил товарищ
Сталино комсомоле, — когла бы он от-
ставал у нас от событий нашей револю-
цибнной жизни». На первом с’езде Рос-
сийского коммунистического союза моло
дежя,  созванном по инициативе Ленина
и Сталина, революционное  юношество
торжественно ° поклялось быть верной
и непоколебимой опорой партии большеви-
ков в борьбе за идеалы коммунизма. Эту
клятву, как непобелимое знамя, комесмоль-
цы пронесли сквозь все бури и невзголы,
выпавшие на их славном трилцатилетнем
пути. «Hf Te из пас, которые тогда быля
Ha фронте, помнят, какую громадную,
я бы сказал, исключительную роль сыграл
тогда комсомол. Надо, товарищи, прямо
сказать, что мы, большевики, вообще гово-
ря, народ, который умеет бороться, не ша-
дя своей жизни, и то иной раз «с зави-
стью» смотрели на героев, которых давал
тогда комсомол» (0. Жиров).

Еше многие поколения будут обращать
евои благоларные взоры к героям тражлан-

ской войны, и 0браз Павла Корчагина,
роплотивший ‘в себе лучшие черты
молодежи первых лет революции, будет
	BAMA OED Misi UDA COMPACT Ба
полвиги. в борьбе за построение коммуни-
стического общества.

На всех стройках первых сталинских
пятилеток юноши и девушки составляли
передовые ударные бригалы строителей.
На Днепре и на Амуре, в Казахстане и в
Слбири, на Урале и Украине, в степных
просторах и таежной ‘глухомани  комсо-
мольцы и молодежь по призыву партии в
первых шеренгах рабочего класса восста-
навливали народное хозяйство, строили
тиганты индустрии, совхозы. машинно-
тракторные станции, колхозы, преобразовы-
вали облик земли, создавали социалистиче-
скую экономику нашето государства. Юно-
и и девушки шли в жизнь уверенной по-
СТУПЬЮ.
	Это были Корчагины строительных буд-.
ней, это было славное племя созидателей,
зоспринявитее приказ Родины — строить,
как некогда восприняли ‘их старшие братья.
приказ — отетоять завоевания Октября!
Величайшие испытания выпали на Woe
лю комсомольцев и всей мололежи в дни,
Великой Отечественной войны. Бесстрашие,
упорство, непреодолимая воля к победе,
ненависть к врагам, высокое воинекое маА-
стерство, безграничная любовь к Родине,
великому Сталину — вот суть. богатыр-

ских подвигов Николая Гастелло и Зои.
	вос мохемьянской, Олега Кошевого и Вик-
тора Талалихина, Александра Матросова и
Натати Ковпювой, Юряя (Смирнова п
	ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ
они ит PRRs toy evra saraiotedpen oan esas
	№. 76 (2459)
	ОРГАН ПРАВЛЕНИЯ СОЮЗА
‚СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ CCCP
	‘ая
кая.
ежь

Toy тромы победного
салюта со всех фронтов
возвращалась молодежь
в солдатских шинелях к
станкам, доменным пе-
чам, на стройки, на кол-
хоаные поля. Она вер-
нулась к мирному труду,
к величественным 003и-
лательным планам. Пар-
THA Лала ей, как и всему
советскому народу, ове-

‚янный всепобеждающей надеждой маршрут

— сталинскую пятилетку в четыре тода.
Уже к 1 сентября только на предприя-
тиях Москвы более 100 тысяч молодых

тружеников выполнили личные годовые
задания, свыше. 12 тысяч — пятилетние.

`Во втором полугодии молодежь столицы.
выпустила еверх плана продукции на 500.
миллионов рублей. За первое полугодие
сэкономлено материалов и инструментов на.
75 миллионов рублей, 15 миллионов кило-
ватт-час0в электроэнергии. 20 тысяч тонн
		топлива. На склады ленинградского завода
«Светлана» уже поступила продукция +
	счет 50 тысач ламп, которые обязались из-
готовить молодые рабочие сверх планового
задапия, С донбасской шахты № 17—17-
  бис ушел первый эшелон утля, сверх пла-
  а лобытый горняпкой молодежью. Повсю-
ду юноши и девушки развернули борьбу за
повышение сверхплановых накоплений.
Веюлу восстанавливаются и строятся  но-
‘вые фабрики, заводы. электростанния. На-
ша творческая, влюбленная в труд, моло-
дежь вносит тысячи рапионализатореких
предложений, улучшающих процесс произ-
водства. р

Это цифры, это факты. Их бесчисленное
множество. И если на эти цифры и факты
посмотреть глазами художника, то за су-
хой бухгалтерской отчетностью встанет
облик молохого героя, гордо и уверенно не-
сущего знамя, на котором золотом горят
слова клятвы, ланной партии большевиков
тридцать лет назад, знамя, Ha котором
сияют три правительственных награды,
	Вот он, герой нашего времени, не жа-
левший жизни в годину грозной военной
опасности. Вот он, герой нашего времени, —
молодой конструктор, бригадир, рабочий и
инженер, который упорно овладевает на-
укой, техникой, экономикой производства.
Он несет свои звания в стахановскую брига-
ду, в цех, на колхозное поле. У него ясная
пель, он зримо ощущает свое завтра. и во
Имя этого завтра сегодня трудится, не по-
кладая рук. Он изобретает, рапионализи-
рует, воедино собирает по крупине все, что
помогает повысить  производительность
труда, увеличить выпуск продукпии, сэко-
номить время, средства, материалы. Он
неутомим в этом движении. Он непоколебим
в достижении своей цели.
	Мы любим этого героя. Но любовь тре-
	бует не декларативных признаний. а ma-
	стоящих, глубоких ответных чуветв. Вот
почему каждый писатель. создавая  произ-
ведения о наших днях, не может пройти
	МИМО

молодого человека, воплошаюшего в
	К 30-летию ВЛЕ СМ

+

Творческие подарки
композиторов
	— Советские композиторы, -— сообщил
сотруднику «Литературной газеты» reHe-
ральный секретарь Союза советских KOM-
позиторов тов. Т. Хренников, — готовят
новые творческие подарки комсомолу к его
славному юбилею. Композиторы комеомоль-
цы — лауреаты международного фестиваля
молодежи в Праге — Карэн Хачатурян и
Алексей Муравлев выступят со своим
творческим отчетом. К. Хачатурян написал
кантату «Цвети и здравствуй, моло-
дость!>» — на слова советских поэтов и
произведение лля хора «Слава  комебомо-
лу». Kamaty «Славься, `Родина!» — на
тексты народных сказителей закончил
А. Муравлев. Он работает над симфонией,
посвященной светлой памяти краснодонцев.

На-днях секретариат Союза советских
композиторов прослушал и обсудил ряд
новых песен о комсомоле. Наиболее удач-
ными из них признаны песни А. Новико-
ва «Комсомол» — на слова С. Михалкова,
М. Фрадкина «Комсомольская слава» —
на слова М. Матусовского, К. Листова
«Комсомольский марш» и: А. Островского
«Комсомольцы» — на слова Л. Ошанина.

В ближайшие лни мы  прослушаем
два слелующих цикла песен, а затем
представим лучшие из них на суд комсо-
мольского актива столицы.

Союз советских композиторов совместно
с Свердловским райкомом ВЛКСМ в дни
юбилея устроит на Пушкинской площади в
Москве театрализованный праздник совет-
ской песни.

Центральный дом композиторов в честь
30-летия ВЛКСМ открывает музыкальный
лекторий для молодежи столицы.

В дни юбилея в Центральном доме ком-
	чозиторов с творческим рапортом выступят
композиторы-комсомольцы, студенты Мос-
	ковской консерватории, училища им.  Гне-
синых и других учебных заведений. Музы-
кальные вечера будут устроены и в моло-
дежных общежитиях завода «Каучук».
	Научные работы
студентов
	Студенты высших . учебных заведений
подготовили в этом году сотни. на-
учных работ. Советское студенчество не
только овладевает знаниями, — оно обога-
`Щает отечественную науку и технику но-
‚выми открытиями, исследованиями и изоб-
ретениями. :

Болыная научно-исследовательская работа
ведется в Московском ордена ‘Трудового
Красного Знамени‘ высшем техническом
училище имени Баумана. Созданное здесь
студенческое научно-техническое общество
насчитывает. свыше трехсот человек. Под
руководством своих преподавателей  сту-
денты выполнили за год около 50 теорети-
ческих и экспериментальных трудов.
	Оригинальное и практически ценное исз
следование рессорного молота провел сту
дент пятого курса А. Овчинников. Это отз
крыло возможность выбирать режим рабо-
ты молота, обеспечивающий максимальную
энергию его удара.

Студент-липломник М. Шоршоров, ныне
зспирант кафедры, исследовал процессы
поверхностной закалки газовым пламенем и
разработал новый метол технологического
процесса. Исследование студента позволяет
более точно расёчитать параметры закалки
и найти соответствующие данные для про-
ектирования многопламенных горелок.

Сейчас студенческое — научно-техниче-
ское общество вместе с комитетом ком-
сомола училища готовят к печати сбор»
ник научных работ. Книга выйдет ‘в
свет к тридцатой годовшине ВЛКСМ.
		По следам выступлений
АИ СЫ,
	«Иитературной газеты»
me EPO СЕРЫЕ,
	«Пеобыкновенная история
одного изобретения»
	Под таким заголовком в № 67 «Литера-
TYPHOH газеты» была опубликована статья
Н. Лебедева об инженере-изобретателе
Л. И. Розловском, который сконструировал
опытную ‘установку для электрической
сварки сеток бумажных машин. Чертежи
этой установки были потеряны во время
блокады.

Ознакомивигиеь со статьей, министр
лесной и бумажной промышленности СССР
тов. Г. М. Орлов сообщил, что изобретение
инженера Л. И. Козловского представляет
большую ценность лля бумажной промыш
ленности и что тов. Козловский вызван из
Ленинграда в Москву. -

На-лнях у министра тов. Г. М. Орлова
гостоялось совещание, на котором инженер
Козловский доложил о принципах работы
сконструированной им установки и проде-
монетрировал образец сваренного шва сетки
для бумажной машины.

— Что практически следует сделать,
чтобы организовать производство сеток?’—
опросил изобретателя Г. М. Орлов.
	. 7 Шоскольку во время войны пропали
чертежи и погибла первая опытная уста-
новка. теперь вею работу прилетсея на-
чинать сначала, — ответил инженер
1. И. Козловский. — Для этого необходимо
создать специальное конструкторское бюро,
привлечь к работе инженеров Каяндера и
  Шимкевича, которые в свое время были
MOHMH помощниками, и возобновить иесле-
довательскую экепериментальную деятель-
ность. Конструкторское бюро должно все-
сторонне изучить дело и найти способы
сварки сеток различного сечения и разных.
номеров. Нужно иметь в виду, что разра*
ботанный мною метод микроэлектросварки
вригинален и может быть полезен не толь-
Ko для бумажной, но и для других oTpac-
лей хозяйства.

Министр тов. Г. М. Ордов предложил
немелленно приступить к организации спе-
циального конструкторского бюро под ру
ководетвом тов. Козловского. Такее бюро
создается при ленинградской ‘конторе «Про-
ектбуммаш», которая ‘имеет кадры опыт
цых конструкторов и все необходимое для
работы. На Центральный научно-иеследо-
вательский институт бумаги возложено
проведение необходимых экеперименталь-
ных работ. Все, оборулование и средства,
необходимые тов. Козловскому, будут пре-
доставлены.

Тов. Г. М. Орлов сообщил, что`по дого-
воренности с министром здравоохранения
СССР Е. И. Смирновым инженер Козловский
освобсжден от работы. на заводе «Краено-
гвардеец» и переведен в Министерство лес-
ной п бумажной промышленности:
	Среда, 22 сентября 1948 г.
	Рассказ об Узбекском
		+
	В Средней Азия бродит старая народная
	иегенла 0 вечном скитальпе. мулрем дерви-
ше Килна. человеке. не имевшем возваета.
Рассказывают, что в незапамятные време-
на Кидца, проходя по улицам весьма бога-
того и многолюдного города, обратился к
прохожему с вопросом, когда и при каких
обстоятельствах основан город?

` — ато очень древний город. — отве-
	чал горожанин. — Должно быть, он стоит
с тех пор, как живут люди на земле.

Чёрез пятьсот лет Кидна в своих стран-
ствиях снова посетил это место. Он не
нашел и следа поселения, куугом была
степь. Обратившись к пастуху, он спро-
сил, кем и когда разрушен стоявший здесь
город.

— Никакого города не было, — сказал
ему удивленный пастух, — Злесь веегда
была степь.

Прошло еще полтысячи лет, и стран-
НИЕ СНОВа Оказался в том же месте. Те-
перь вместо зеленой степи синело мора,
	рыбаки снаряжали лодки на берегу.

— Давно ли прииыо сюда море?—епро-
сил Кидца.

— Море не ходит, — рассмеялись ры-
баки. — Море было здесь всегда...

Этот рассказ о краткости человеческой
жизни и человеческой памяти по сравне-
нию с медленным движением природы
вепомнилея мне на берегу Rarra-Kypran-
ского водохранилища, прозванного народом
Узбекским морем. Здесь у костра собра-
лась группа колхозников, только что при-
ехавших на стройку. Мальчик лет пят-
надцати, прибывший е группой, смотрел
на сумеречную гладь воды широко отЕры-
тыми глазами. Олин из колхозников MNd-
ложил руку ему на плечо,

— Ч10, сыпов, тебе еше не приходи:
лось видеть столько воды сразу?

— Нет, ака-джан, никогда... — тихо
ответил мальчик. — Это очень красиво.

— Я помню; как злесь было раньше, —
сказал взрослый, — Вон там, где сейчас
вода, стояли четыре кишлака. Они вое
	стояли на одном арыке. Воду делили по-
ровну, и всем нехватало.

Мальчик с изумлением взглянул на го-
ворившего. Уж не Кадиа ли был перед
ним — вечный скитален из старой леген-
ды, видевший ‘перемены. о нетостунные
	Ветмень — лопата, похожая на нашу
мотыгу, — орудие тысячелетнего возра-
ста. Казалось, трудно открыть в нем ка-
кие-то новые качества. Но умное сочета-
ние работы землекопов и шоферов родило
новые методы труда. Появился глубокий
«гафуровекий» забой, названный так по
имени его создателя Мавляна Гафурова,
колхозника Гиждуванского района. Рань-
ше землю грузили на автомашины, пред-
варительно подготовив ее, оторвав от
стенки забоя. Мавлян соединил две onepa-
ции в одну. Он устроил забой, в который
машина входит задним ходом плотно, как
нож в ножны. Землекопы располагаются
над машиной, на крутых воронкообразных
стенках забоя, грунт сыплетея прямо в ку-
зов со всех сторон.
	Соревнуясь co своим земляком Джабба-
ром Шадмановым, Гафуров достиг со сво-
им звеном неслыханной выработки—257
автомашин за смену при задании в 24 мз-
шины.

Глубокий забой быстро распростванил-
ся по всей стройке, резко повысив произ-
водительность труда.
	Волхозники уважают  мастеров-кетмен-
щиков; за силу их зовут палванами —
богатырями. Так и Мавлян Гафуров авто-
	матически получил прозвище Мавлян-пал-.
	gana. Ho ничего богатырского нет в это\
колхознике: это веселый, живой человек
небольшого роста, вежливый и липлома-
тичный. Я с удивлением узнал, что ему
58 лет: седина только намечается в его
волосах.
	— Раньше мы боялись машины: гру-
зили ее, как арбу с. ишаком, — говорит
он. — Теперь мы стали с ней друзьями.
Спасибо шоферам: работают аккуратно,
как бухарские ювелиры.
	Техника шла на стройку, заставляя
людей применяться к себе, ломая старые
нормы. *

Неизвестно, кто придумал самодельные
самосвалы для грузовиков. Может быть,
прототипом для них послужила арба, с
которой, задрав оглобли, ссыпаля землю.
Эти самосвалы делали во дворах автобаз
из имеющихея под руками материалов:
сразу же вчетверо сократилось время, по-
требное на разгрузку машин.

Вот как случилось, что план этого го-
а оказался в пять с половиной раз боль-
ше плана 1946 года, хотя людей на `‘строй-
ке в этом году во много раз меньше. Вот
как случилось, что при этом работа каж-
дого отдельного человека стала легче и
интереснее, чем прежде.
	Ho полезный результат работы нельзя
измерять одними зрифметическими показа-
телями. _ Катта-курганское — водохранили-
ще — школа для гидротехников Узбеки-
стана. Здесь создан крепкий отряд спецна-
‘листов всех квалификаций, нужных Для
производства крупнейших  гидротехниче-
ских работ,

Шамет Чикаевич Anrueron, начальник
строительства, — казах из Туркестл-
на, до 1926 года был неграмотным, бат-
рачил у бая; потом учился на рабфаке и
работал в Средазбюро Пролетстуда. - B
1935 году он окончил строительный фа-
культет Промакадемии имени ” Сталина,
после чего пошли стройки. Он строил Хил-
вовский цементный завод, металлозавод и
другие 0б’екты; Узбекское море увлекло
его, как только может увлечь крупное гил-
ротехническое сооружение: здесь под его
руками меняется лино земли.

— Отсюда мы все, полным составом,
пойдем на новую стройку, — говорит он,
	Инженер Ораз Таламамелов окончил Мос-
ковский институт связи. Злесь он работает
механизатором. А потом? ‘Потом; ‘конечно,
‘Ha новую стройку.

Я уже упоминал o Шпотане; Кеть в
Средней Азии ° превосходные русские
гидротехники. Это люди, отдавшие себя
целиком переустройству суровой, но бла-
годарной среднеазиатской звули и воспи-
танию напиональных кадров ирригаторов.
Среди этих людей можно назвать инжеён»-
ра Чебелева, создавшего проект Большого
Ферганекого канала и работавшего также
над проектом Узбекского моря; к этой груп-
пе надо причислить и В. Ф. Шпотина.

Шпюотин родился в Южном Казахстане:
още в 90-х годах прошлого века егс po-
цители приехали туда из Украины. (Дви-
гались на быках, всей семьей; впереди на
верблюде, разведывая дорогу, ехал дел,
казак Старобельского уезда. Так дед и 10-
мер в пути, не доехал.)

Руками Василия Шпотина выстроено
упожество плотин, каналов, водных узлов
в Узбекистане. Он говорит:

— У нас каждая стройка больше пре-.
дыдущей. И всякий раз, едва окончишь
работу, думаешь: не так мы строили, мож-
но было умнее, экономнее...

Ни разу еще за евою историю человек
не дерзал вносить в природу take tepe-
мены. Это и естественно: никогда еще че-
ловек не чувствовал себя таким хозяином
земли, каким он чувствует себя в нашей
етране.
	Борис БРОДСКИЙ
°

воды в реке приводила к тому, что вместо
полагающихся шести поливов за лето хло-
пов получал три-четыре полива. Хлопки-
воды выечитали, что из-за маловодья по-
ля Бухары и Самарканда недодают стране
ежегодно около 180 тысяч тонн хлопка
  сырна.

Надо было менять естественные усло-
‘вия. Талантливый гидротехник ‘инженер
  Цитович (ныне покойный) предложил
создать водохранилище, использовав для
этого громадную естественную впадину
под Езтта-Курганом.
	jp theese es LOMO UUARVHE Dts } UPC TO alia

под Катта-Курганом.

У неспециалистов проект вызвал нело-
умение: откуда возьмется вода для занол-
нения гигантской чаши? Из’ того же 3®-
равшана? Но возражавшие не учитывали
сезонного цикла водопользования. Заполне-
ние водохранилища предполагалось произ-
водить осенью и зимой, когда хлопок пе
нуждается в поливах; се мая по август, в
период созревания хлопка, озеро должно
отдавать воду обратно в Зеравшан, до 700
миллионов кубометров зимней воды. ^

Работы начались в 1940 году. Больше
100 тысяч колхозников Самаркандской и
Бухарской областей вышли на народную
стройку. Одновременно строилась плотина
и прокладывались каналы. На подводящем
канале штуриом брались 35-метровые 00-
рывы. Люди лепились над головами другу

`` друга, врубаясь кетменями в сухую землю.

Тогда были выполнены работы по строи-
тельству подводящего и отводящего кана-
лов с0 вееми гилротехническими сооруже-
ниями. К концу 1941 года уже удалось
образовать водохранилище. \

Война приостановила стройку,

B 1946 году на водохранилище сновз

ба плескалась в воде. (Еще до того, Kak
была пущена вода, ихтиологи. привезли в
специальный  садок мальков зеркального
  карпа и других рыб). Озеро определяло
  пейзаж, оно было в нем самым заметным,
‚самый вущественным” :

Нотом пришли на стройку колхозники,
  Burxay Ha стройку после победы над вра-
Po был праздником для народа. Соревно-
вание охватило звенья, бригады, участки.

Шли на стройку трузовики «3И0-6»;
проклалывалиеь новые километры желез-
нодорожного пути; разгружались невидан-

Este машины: бульдозеры, транспортеры,

сделанные на ташкентеких заводах, мош-
ные экскаваторы. Всю эту технику надо
было осваивать и пускать в ход.

Перелемным в этом смысле был прош-
ый год. Это был год, когла создались
кадры рабочих, овладевших новыми мащи-
нами; когда были окончательно выверены
наивыгоднейшие методы использования
этих машин. Тогда молодой шофер узбек
Махмуд Ишуурадов’ делал в день по 85
‘рейсов при норме 26; комсомолен Андрей
Скорлыгин, укатывая грунт на тракторе
«С-80» с бульдозером, доводил -евою днев-
ную выработку до 1.000 процентов нормы:
тогда ще была окончательно побеждена
ПЫЛЬ.

появились инженеры. Они увидели, что.
их море ожило: по берегам росли камыши,
  Из камышей взлетали утки, крупная ры-.

Большие земляные работы почти всегда
связаны с пылью; пыль, которая подня-
лась над этой стройкой, превратилась в
стихийное бедствие. Пыль висела Has
карьерами, где добывалея грунт, над доро-
TaMH, HO которым мчались сотни грузови-
ков © грунтом, над плотиной, где разгру-
жалея этот грунт и где его растаскивали,
гредеровали, увлажняли и укатывали.
Пыль висела. вак постоянная дымовая за-
веса. Обработка каждого слоя уложенного
грунта занимала сутки: земля требует
определенного процента влажности. Были
придуманы специальные увлажнители на
рельсах, — остальное увлажнялось вруч-
ную. ведрами.

`Всем было ясно; надо искать какую-то
новую систему увлажнения и укладки
грунта. Учебники ип справочники ничем
помочь не могли, их авторы не строи:
ли плотин такого масштаба, не имели де-
ла с лессовой почвой Средней Азии.

Думали все: инженеры, рабочие, кол-
хозники. Было предложено много проектов,
иные не давали нужного эффекта, другие
были неисполнимы. Решил задачу главный
инженер Василий Федорович Шпотин.

Он придумал увлажнять землю не на
плотине, а в 32606, до разработки. Ha
холмах над забоями были выконаны водо-
емы. Насосы качали в них воду. Вода
впитывалась в землю, спускаясь по ка-
пиллярам между частицами грунта. Работ-
ники грунтовой лаборатории указывали
землекопам, откуда брать ‘землю нужной
влажности; потом кетменщики сами при-
выкли определять. влажность.

Проблема была решена, Пыль исчезла.
Сократилея трудоемкий и долгий процесс
увлажнения. Теперь вместо одного слоя в
сутки стало возможно укатывать 3—4
слоя.

Так в процессе труда  приобретался.

ГЫ, навапливалея материал для буду-
шего, еще me ваписанного уч.бника.
	Алексанлра Чекалина. Их тысячи, ‘десят- себе лучшие качества советских людей. C
		КИ И СОТНИ ТЫСЯЧ, их миллионы, славных   Каким
	ношей и девушек, героитески сражавших-   страницы вылающегося романа нынешнего
ля на фронтах и самоотверженно трулив-   года В. Ажаева «Лалеко от Москвы». ри-
	сующтие героический труд советских лю-
лей. С первых же встреч © инженером
	великую   Вовшовым. связисткой Таней Васильченко
	ичхся в тылу, Бместе со всем народом они
окжали силу и могущество сопиалиетиче-
	 ОЩЬ НАМТЕЙ экономики, непобелимость С0-   читатель ттроникается к ним глубоким-уваз
	бе Ь. EN

ъетской Армии, они отстояли наше Отече- Гжением и любовью. Лесятки мололых рабо- (АЫ.  Видевший
	ство от пашествия геоманского _фапгизма.
0т происков империалистической Японии.

С каким благоговением будут произно-
сить их имена в веках, с какой благодар-
ностью будут вспоминать о них люди, во
ния счастья которых было отдано столько
сил и жизней. Гранит и мрамор. легенты
и сказания, стихи п песни должны сохра-
вить для поколений бессмертные образы
корчатгинчев этих непорторимых дней.

Легендарные полвиги юношей и девушек
ртохновили лучших советских писателей.
Они создали произведения, полные сердеч-
ной любви в юношеству,  воспитанному
партией Ленина—Сталина. Роман А.  Фа-
Jeera «Молодая гвархия» стал олной из
любимых книг миллионов юношей п деву-
шек, а герои книги — самыми близкими
и лорогими друзьями.

В песнях, рассказах, поэмах и романах
лучшие страницы посвящены молодежи,
на деле доказавшей право называться
могучим сталинским племенем,
 Зоо оо
	Рие. Б
	чих — героев книги В. Ажаева станут   СМ@РТНЫм людям. Озеро, перед которым они
	настоящими друзьями тех. кто изо дня в
день трудится над доерочным выполнени-
ем сталинской патилеткри.
	Молодой советский человек жлет от пи-
сателей вдохновенного слова. помогающего
ему разбираться в.тех сложных явлениях,
которые встречает он на своем пути. Сло-
во писателя, если оно правдивое и идет от
самото серлпа, способно ускорить пропесе
формирования молодото строителя комму-
низма. Писатели должны создать лля юно-
шества вдохновляющий образ, за которым
пошла бы мололежь на бой и труд. Этот 06-
раз не нужно придумывать, он всегла рятом
с нами. Он жлет своего художника. И пусть
предстоящий 30-летний юбилей славного
комсомола, который явится праздником все-
го советского народа, напомнит об этом
долге писателей перел мололежью. Ей, м0-
лодежи. принадлежит булущее. А создавать
произведения во имя будущего — поистине
великое счастье лля писателя.
		стояли, ВОЗНИКЛО на его глазах; и плотина,

большая, как гора; и канал, который они
  Видели из поезда, под’ сзжая к Катта-Кур-
гану.

„Время уплотнилось в стране социализ-
ма; одно поколение успевает увидеть то,
что раньше могло быть достунно только
аллегорическому дервишу. е

Не так давно пейзажи Узбекистана ни-
чем не отличались от пейзажей  погранич-
ного Афганистана. Те же методы сельско-
fo хозяйства, тот же или очень похожий
быт. Но’`время движетея с разной скоро-
стью по ту и по эту сторону границы,

Медленный, «нормальный» хол време-
ни до сих пор нё позволил афганскому
крестьянину использовать  оросительную
способноеть рек; землю он все еше ковы-
ряет примитивным леревянным плугом —
омачом; дома в ‚ Вафиристане освещают лу-
 HHO.

Дети в советских среднеазиатских pec-
публиках знают об омаче только из неуми-
рающих поеловип.

В братском соревновании союзных рес-
публик Узбекская ССР вышла по добыче
электроэнергии на третье место — нено-
‘ередственно велел за Украиной.

Механизация хлопководетва в современ:
‘ном Узбекистане значительно выше, чем
 B XHOMKOBEIX Dafonax CITA: р
	ном Эзбекистане значительно выше, чех
в хлопковых районах США: американцы
‚не знают ни механической обработки хлоп-
‘чатника, ни хлопкоуборочных машин.

Дальнейшее развитие народного хозяй-
ства требует изменения естественных ус-
ловий, переделки природы. Так возник
знаменитый Ферганский канал имени
Сталина, так возник Фархадстрой; так по-
а Узбекское моте.

Kh

Ea

Самарканд, Бухара — центры древней
культуры, прославленные своими учены-
ми, поэтами, зодчими. Но от древних вре-
мен до наших дней маловодье, исконный
	враг трудолюбивого и талантливого наро-
да, здесь было ошутимее, чем гле бы то
	ни было. Быстрая и неглубокая река 3е-
равшан питает обе области; на всем про-
тяжении реки ее ледяную горную воду
разбирают, растаскивают по бесчисленным
  оросительным каналам.

В отличие от русских рек, реки Сред-
ней Азии в большинстве своем уменьша-
ются по мере удаления от истоков. Таков
и Зеравшан. Мне довелось побывать в
‚ Каракульском районе Бухарской области,
на границе Туркмении. Там кончался 3е-
равшан: тонкая нитка воды терялась В
песках, уже не имея силы оживить сухую
степь. з

Зеравшан значит «несущая золото». На
протяжении веков шел спор межлу Бу-
харой и Самаркандом, спор из-за воды,
Из-за жидкого этого золота,

Более 60 процентов посевов хлопчатни-
ка по Союзу находится в Узбекистане;
четверть всего сбора хлопка в республике
падает на Зеравшанскую долину. Нехватка
	Французский премьер-министр Кэй заявил в парламенте что
	нужно увеличить налоги,
	чтобы спасти денежную систему.