Тнохая
	услугос

ПИСЬМА В РЕДАКЦИЮ
	Тов. БОРИСОВ
НЕ ВЫПОЛНЯЕТ
ПОСТАНОВЛЕНИЯ
ПРАВИТЕЛЬСТВА
	Омская медицинская школа —— одна из
старейших ‘в Сибири. Основанная еше в
прошлом столетии, она 34а ACUTHE оды
накопила много учебных погобля, обору-
дования, располагала преврасло осващен-
ными кабинетами и была базой выращи-
вания средних медицинских *° кадров Сиби-
ри. Сейчас школа, учащимися которой мы.
являемся, фактически закрыта,

В годы войны помещение школы было
предоставлено эвакуированному В Сибирь
заволу. Занятия проводились В общей
средней школе № 65.

Кончилась война. Началось мирное
строительство. Для завода были  построе-
вы прекрасные новые дома и целый юно-
шеский городок.

Bee ждали, что помещение медицин”
ской поколы будет освобождено, тем бо-
лее, что ‘исполком Омского горсовета и
все судебные инстанции вплоть 10 Вер-
ховного cyza . CCCP обязали дирекцию
завола освободить помещение птколы.

Но директор завода тов. Борисов не
желает считаться с постановлениями меет-
‘ных и судебных органов.

Мы, учащиеся школы, спрашиваем: по-
чему исполком Омского горсовета и про-
куратура не могут принудить тов. Борисо-
ва выполнить постановление праватель-
ства? Это тем более странно, что тов. Bopu-
сов — депутат Верховного Совета СССР.
	Учащиеся Омской медицинской школы:
	ЕГОРОВ, КАРАСИКОВА, FYBAHO-
ВА, ГРИДНЕВА и др. (всего 40 под-
писей).

омск,
а
		Вот уже несколько месяцев; как, некото-
рые сотрудники «Московеких известий по
радио» Bo главе с редактором Хоменко
проявляют особый интерес в ВОО ОС
кой печати.

Вооружившись свежими номерами газет
и журналов, репортеры и редактор начи-
нают спешно «творить» при помощи нож-
ниц И влея.

По радио передавалась статья Троля о
благоустройстве столицы, три четверти ко-
торой были списаны из передовой «Моеков-
ского большевика» за 16 апреля.

В беседе корреспондента «Московских
известий» Груценко об уборке урожая и
задачах агитаторов, переданной по радио
12 июля, слушатели без особого труда уз-
нали статью заместителя заведующего от-
делом пропаганды и агитации МК ВАЛ (6)
тов. Горчакова, опубликованную в 18-й
	книжке «Блокнота агитатора». Такая me].
	участь постигла статью  «нрабды”»” sa
10 мая, передовую статью «Московского
комсомольца» за 17. июля.

21 августа газета «Культура и жизнь»
опубликовала статью, посвященную выхо-
ту в свет ХГХ тома Собрания сочинений
В. Й. Ленина. 23 августа эта статья с
небольшими сокращениями была. передана
в городском выпуске «Московских извес-
тий» по радио. Авторство статьи присвоил
себе тов. Хоменко.

А. КОСТРОВ.
	wt,
ТРЕБОВАНИЯ ЗАКОННЫХ
ХОЗЯЕВ -

В 1937 голу мы, рабочие московского
	завода «Манометр», сами построили для
своих детей сад и ясли. Ham детекий
	комбинат был одним из лучших зданий в
	москве.

Во время войны дети рабочих завода
были эвакуированы. В комбинате посели-
лась воинская часть. В этом не было ни-
чего обидного. Обидно, что теперь, когда
война давно окончена, наше здание нам
не возвращено. В нем размещены конторы
и квартиры работников Министерства рыб-
ной промышленноети РСФСР. Здание в за-
пушенном состоянии. Прекрасные ванные
	комнаты разрушены, оборудование бесслед-
но исчезло.

Мы просим: помогите вернуть дом их
законным владельцам —— детям!
	С. ГОРИН, Т. НОВИКОВ, А. КИРЮ-
	ХИН и др. (следует 29 ея ра-
бочих).
		мичуринскому делу
	самцы, полученные от скрещивания яка г
коровой. И. Любимов и В. Иванова п.
одолели консерватизм наследственности п].
тем мичуринского метода сближения, и из
удалось получить гибридных самцов, сп.
собных к воспроизводетву. Теперь из стан.
ции уже разводится гибридный скот. Ри
живой вес достигает 500—550 килотрал.
мов, а молоко (при удоях до 3000 кг) co.
держит 5,5—6 проц. жира. Молока такой
жирности не дает ни одна порода коров ь
мире.

Итак, и теоретические принципы, из ко.
торых исходили экспериментаторы, и м
практика — мичуринские, Разве по Мен.
делю и Моргану можно об’единить лу
шие качества двух пород в их высшем вы,
ражении в одной породе? Ни в коем су.
чае. А вель Любимов и Иванова создал
именно таких. коров, которые соединяют 1
себе лучшие качества и местной и CANNER
тальской пород. Спративается: почему з
они — «морганисты» ?!

Прикрываясь абстрактными обобщения,
ми и внешне-мичуринской позицией, пре
взято истолковывая  надерганные п
бропгюр И. Любимова и В. Ивановой фразы
«критик» опорочил большой и ценны
многолетний труд ученых-мичуринцев.

Что эт07 Желание показать, Что и}
нае, мол, ееть свои морганиеты, или а
попытка под видом критики © мичури
ских позиций протащить кой-какие мор
ниетские «идейки» в племенное дело (=
тативное отношение автора статьи к м
чуринскому воспроизводительному Мет
пропаганда  ‘Узко-селекционистской
боты, замалчивание вреднейших после,
слвий «деятельности» действительных м0)
танистов в сибирском  животноводеть
ссылки на авторитет известной моргании
ки проф. 0. Ивановой и т. д.).

Ва бы там ни было; плохую уси
уичуринскому делу оказала «Алтайски
правда»!

Вместо того чтобы поддержать и от
тить работу скромных мичуринцев-новат,
ров, газета птельмует их в глазах общ
ственности. Краевое же Управление сеть
ского хозяйства, которое непосредственя
должно быть занитересовано в работе м
‘следователей, создало совершенно: нетерт
мые условия для их ‘работы. Скотные дв
ры опытной етанции совершенно разр
шены, нет прочной кормовой базы, нет №
обходимого оборудования.

«Алтайская правда» проявила очеви]
ную политическую слепоту, предостав
свои страницы для издевательского вы
тупления” путаника с явно морганистоки
душком, третирующего честных  Учены
мичуринцев. )
	Кандидат сельскохозяйственных наук
Д. СТАРЦЕВ
	выми изымаютея из машин, оседая
складах и свалках, а чаще всего просто
ка полях. А это.в большинстве. дорогоетоя-
щие легированные стали.

Так возникает продуманная система
возврата этого металла на нроизводетво.
Для этого необходимо перестроить систе-.
му сбора металлолома, которым теперь за-
нимается «Союзутиль», организация, м9-
жет быть, и почтенная, но с делом не спра-
вляющаяея. Главтракторосбыт, отпускаю-
щий тракторные детали по нарядам для
МТС, должен установить правила возвра-
та изношенных и сломанных деталей в
обмен на новые с десяти- или пятнадцати-
процентным снижением веса утиля по от-
ношению к вновь получаемым деталям. При
такой системе изношенные тракторные
детали, вместо того, чтобы заворять усадь-
бы и поля, вновь поступали бы в произ-
BORCTBO. ‘

Нельзя отказать этому предложению В
разумности, тем более что такая система
оправдывала себя не раз. Вспомним такие,
по сути, незначительные операции, Kat
возврат электроламп при покупке новых,
возврат патефонных пластинок, етеклян-
ной посулы... А здесь ведь речь идет о ме-
талле, чрезвычайно важном для государ:
ства, речь идет о народных рублях.
	Михаил Николаевич находит время для
разработки нового и, несомненно, очень
важного предложения, касающегося систе-
мы расчетов; обсудить его нам кажется не
лишним. Бывает, что хорошо работающий
завод становится волей-неволей кредито-
ром-заимодавцем для плохо работающего
предприятия, будь оно поставщиком или по-
купателем — безразлично. Происходит это
потому, что по существующей системе бан-
ковекого контроля, в случае невозможности
для прелириятия оплатить счет поставши-
ка. счет ждет очереди на оплату до тех
пор, пока положение плательщика не улуч-
шится, А это может произойти и через не-
делю, а иной раз и через месяц. Между
тем получатель уже использовал получен-
ные материалы и’чашще всего их стоимо-
стью погасил другие долги. И получается
так, что хорошо работающий завод, вынол-
няюший все плановые обязательства, кр®-
дитует недобросовестного получателя и
сам часто «садится» на просрочку, то-есть
ему нечем платить по счетам. Наказанным
оказывается не виновник...

И вот Половинкин считает нужным об-
судить следующее. В практике банковских
операций существует система, приме-
	няемзя пока только в операциям по по-   а
		ставке лесоматериалов. Нри поступлении
этих материалов к получателю_банк прэд-
ставляет семидневный срок на оплату
счетов, а затем сам взыскивает эти суммы
с получателя. Еели шире распространить
это мероприятие, тогда санкции банка бу-
дут направлены по точному адресу, имен-
но тем предприятиям, которые работают
плохо. Тогла легче булет вести контроль
за всей работой предприятия и во-время
обнаружить плохое ведение дела, выявить
	нерздивого хозяйственника. Михаил Ви-
колаевич Половинкин рассказывает нам об
этом «в порядке дискуссии» и интересует-
ся, подлержат ли’ его предложение?“ Ол
понимает, что осуществление такого пред-
ложения нуждается в серьезной подгбтов-
ке, ибо это не рядовое рационализатор-
ское мероприятие, осущесавить которое
несложно, а большое и важное дело,
нуждающееся во всестороннем и тлубоком
обсужлении.
	Й еще одна мысль, которой Ноловин-
кин делится с собеседнаком. Речь ‘идет о
правах и обязанностях начальника финан-
сового отлела в том виде, вак они выгля-
дят в типовом положении. Начальник фи-
нансового отдела по существующему поло-
жению не имеет узаконенного права. ва
конфликт с директором в случае наруше-
HAA последним финансовой Дисциплины.
Обжаловать веправильные действия дирек-
тора в главк, как это имеет право сделать
	главный  бухгалте?, начальник Ффинан-
сового отдела не может.  *

Между тем обязанности и ответствен-
	ность начальника финансового отдела Н8-
столько широки, что их, несомненно, сле-
Hyer подкрепить соответствующими по-
правками.

5.
	AKTHBHOG вмешательство в жизнь явля-
ется одним из лучших качеств советского
человека. Это качество в высокой степени
присуще Михаилу Николаевичу Половин-
кину. Кроме своей основной работы, KOTO-
рую мы частично описали, он выполняет
десятки поручений по общественной ли-
ний: является членом ревизионных комие-
сий. агитатором, выполняет партийные
поручения, ведет работу в клубе.

Михаил Николаевич, по понятиям капи-
талистических стран, — хозяин миллио-
нов. [о волчьим законам капитализма, он
должен был разорять конкурентов, грабить
потребителей той продукции, которую вы-
пускает его завод. пускать по миру мел-
ких производителей.

Но как не похожа на все это деятель-
ность советского распорядителя  миллио-
нов! OH распоряжается миллионами на
пользу народу, государству, произвозству.
И можно надеяться, что облик подлинного
распорялителя миллионов советских руб-
лей еще булет показан в нашей литературе
с той полнотой, как он представлен в жиз-
ни, в многогранной советской жизни, где
деятельноеть финансовых работников ©
		каждым годом становится все выше, куль-
тупнее и iuoroobpasnee.
CAPATO
	зерной головке был допущен просчет, и
она не нашла практического применения.
Но новатор продолжал экспериментировать.
На помошь ему пришли сотрудники Цент-
рального научно-исследовательского ИНСТИ-
тута организации труда и механизации про-
изводства. В результате совместной работы
была создана новая головка с семью рез-
	цами, позволившая перейти на скоростное.
	фрезерование штампов и инструментов.
Теперь заготовка молотового штампа об-
рабатывается за 8—9 часов вместо преж-
них 40—45 часов,
За последние дни приток рационализатор-
ских предложений усилился. Рационализа-
	торы помогают заводу выполнить годовой.
	план к 20 октября и дать до конца года
	18 миллионов рублей сверхплановых накоп-
		I.

Скажем прямо, бухгалтерам и финанео-
вым работникам He счень повезло в на-
шей художественной литературе. Если
иногда и промелькнет эта профессия на
страницах повести или рассказа, читатель
безошибочно знает, что перед ним перес-
Ham комический.

Это — дурная традиция, в которой
сказалось, вероятно, отраженное в старой
литературе презрение общества к людям
«незаметного» труда. Я не еобираюсь вос-
станавливать справедливость и беру на се-
бя значительно меньшую задачу: расска-
зать о начальнике финанеового отдела крун-
ного завода Михаиле Николаевиче Половин-
кине, проживающем в городе Саратове.
Михаил Николаевич, как, впрочем, и боль-
шинетво других финансовых работников,
зичем не похож на литературные портреты
представителей его профессии, портреты,
прелетавляющие либо унылых неудачников,
либо холодно-бесетраетных людей.

Я бы посоветовал. тем писателям, кото-
рые пишут или собираются написать о
бухгалтере, зайти в банк в те часы, ког-
да там решаются вопросы кредитования
преднриятий, вопросы жизни  производ-
стра. Вряд ли там можно найти хоть од-
	ного бесстрастного наблюдателя! Там со-
бираются активные, резкие, непримири-
мые бойцы. Й интересы, которые они за-
шишают, влияют на выполнение пятилет>
ки, а, следовательно, и на нас с вами, HM
наше будущее. В этом кипении ‘страстей
и интересов, относящихся в правильному
распределению миллионов, нет и не может
быть места равнодушнсму бесстрастию.
		° +
Ник АСАНОВ
	Специальный корреспоядевт
«Литературной газеты»
	>

А далыив шли детально разработанные
предложения, как изменить то, что  на-
чальник финансового отдела назвал во-
пиющими безобразиями, безобразиями, ко-
торые все видели, но никто... не замечал.
Речь зашла о складах готовой продукции,
о завали бракованных деталей, о грудах
выброшенных после использования  [ез-
цов — на эти резцы был наварен дорого-
стоящий сплав, который можно было с=о-
ва пустить в дело, ит. д. ит. п.

Начальник финансового отдела не з8-
был указать, что склады еледует обору-
довать тележками для перевозки готовых
	хеталей, и тут же сообщил, каковы,
	его мнению, должны быть размеры и гГа-
барит этих тележек. Он упомянул © ие-
совместимости механизации ° «фасада»,
т. е производства, с варварской  отста-
	  постью «на заднем дворе», е «дубинуп!-
	кой» на погрузочно-разгрузочных склад-
ских работах, высчитал процент  «заби-
тых» при отгрузке деталей, когда на
	ныанфованной поверхности детали  Нояв-
ляются вмятины, требующие вторичной
отбраковки продукции.

° Рыступление начальника Финансового
‘отдела неожиданно раскрыло людям гла-
‚38. То, что сзиталось привычным в тече-
‘ние многих лет, вдруг предотало B HOBOM
свете, оказалось связанным не только с
текущим днем завода, е его сегодняшним
финансовым положением, но и с ег буду-
щим, с борьбой за рентабельность, 34
сверхнлановые накопления, за экономию
народных рублей.
		Разоблачать. последователей  реакцион-
ной буржуазной науки — бесплодных
вейсманистов-морганистов — долг совет-
ской печати. Но плохо, когда острие ее
критики направляется на мнимого против-
ника. а в роли разоблачителя выступает
	пережла. путаниьк.
	25 aprycTa с, г. читатели ре
правды» узнали из большой  «теоретиче-
ски обоснованной» етатьи некоего 0. Мят-
ал. um wavarere сотрудники Горно-
	KOBCROTO, UTO Hay’ eA
алтайской * сельскохозяйственной опытной
р о Нео rave UH. Любов ИВ.
	станции кандидаты наук И. июоимов в >.
Иванова ——= отцетые морганисты.

Справедливо ли это?

И. Любимов и В. Иванова в 1929 году,
по окончании вуза прибыли в далекий Вы-
зыл-Озек. Станция только начинала свою
деятельность. Алтайский край—край бога-
тейших пастбищ. Но скот здесь был мелкий,
малопродуктивный, позднеснелый. Молодые
научные работники ноставили своей жиз-
ненной пелью улучшить местную и выве-
сти новую выбокопродуктивную породу.

(Свои первые работы по улучшению ме-
CTHOTO скота симментальской породой они
вели по общепринятому в то время op-
мально-генетическому методу поглощения
олной породы другою. Однако вскоре они
увидели, что весьма ценное качестве мест-
ного скота — высокая жирность молока—
утрачивается в метисах. Убедившись в по-
рочности применяемого ими метода, они пе-
решли в воспроизводительному мичурин-
скому методу разведения жирномолочных
метисов.

В результате  десятилетних усилий
И. Любимову и В. Ивановой удалось соз-
дать стадо коров, которые при _ обычных
условиях кормления и содержания дают
годовой надой молока в два раза больший,
чем во многих других соседних хозяйствах.
При этом жирность молока у метисов под-
нята до уровня жирномолочности сибиреко-
то скота, а живой вес доведен до живого
веса симментальской породы (т. е. в два
раза превосходит вес местных коров).

Одновременно у И. Любимова и В. Ива-
новой появилась смелая мысль: прэ-
одолеть бесплодность гибридов при отда-
ленной межвидовой гибридизации. Они ча-
чали опыты по скрещиванию яка с коро-
вой. Выл ли в этом практический смысл?
Безусловно. Для Алтайского края — края
зерна и масла — было бы весьма ценно
не только сохранить высокую  жирномо-
точность местного скота одновременно с
увеличеннем его продуктивности, но и по-
выесить ее путем метизапии его с яком
(жирность молока самки яка в 2—3 раза
выше жирности молока крупного рогатого
скота).

До сих пор гибридизация отдаленных
видов животных либо не удавалась вовсе,
либо же гибриды, как правило, были бес-
плолны. Бесплолными были и  гибриды-

Михаил Николаевич Половинкин зани-
мается финансовой деятельностью  около-
тридцати лет. Это человек, умеющий не
только хладнокровно подсчитывать и ©т-
считывать средетва, но`и бороться за их
пучшее использование, а, значит, п
за производство, за сбыт, за быстрейший
оборот, за накопления.

Лет десять назад Михаил Николаевич
пришел на саратовский завод «Тракторо-
деталь» на должность начальника финан-
сового отдела. По положению 06 обязанно-
стях начальников Финансовых отделов
Михаил Николаевич Имеет праве нер-
вой подписи по всем платежным, текущим,
контокоррентным и другим счетам в Уч
реждениях и банках. Он действует по до-
веренности директора.

С точки зрения “ производственников,
вся работа начальника финансового отде-
ла должна преследовать одну цель: помо-
rath HM кредитами и наличными  денеж-
ными средствами, но не высовывать носа
из финансовых документов. особенно на
территорию цехов, где’ производотвенниви
хвляютея хозяевами.

_В этом неправильном представлении —
корень тех финансовых затруднений, кото-
рые обрушиваются на тот или иной завод
подобно стихийному бедствию. Вот, каза-
лось ‘бы, завод работает, выпускает про-
дуклию, получает сырье от поставщиков
и отпускает покупателям готовые изделия.
Но вдруг наступает момент, когда банк
перестает выдавать средства на зарплату,
‘просроченный банковский кредит попадает
в так называемую «картотеку № 1», про-
сроченные оплатой ‘счета _ поставщиков
оказываются в «картотеке № 2». После
этого начинаются санкции;  элехтростан-
ция за невзное платежей выключает
электричество,  водопроводное хозяйство
перестает подавать воду... Тогда руководи-
тели производства и  хозяйственники
склонны бывают возложить BC ответ-
ственность именно на финансовых работ-
ников, хотя подобное положение возникает
чаше всего по вине производетвенников.

Михаил Николаевич Половинкин давно
yee Ha практике изучил, к чему приво-
дит плохое знание производства. И он
удивил производственников в первый же
день появления на заводе.

Высокий, седой, с худым, резко очер-
ченным и подвижным лицом, ходил он
по пехам, заглядывал в склады, опрапиа-
вал встречных, словом, вел себя так, буд-
то пришел на производство новый оныт-
ный инженер, контролер, внимательный
исследователь. Замечания его, вскользь
брошенные работникам цехов, показывали
тлубокую эрудицию в вопросах производ-
ства, хотя все знали, что Михаил Ни-
холаевич вступзет в должность  финан-
систа. Может быть, именно поэтому заме-
чания и удивляли. .

А еше больше удивились  производ-
ственники, выслушав на одном из первых
диспетчерских совещаний у директора 33-
вода мнение нового руководителя финан-
сов 0б их деятельности, о производствен-
ной работе на заводе. т

Мнение это сводилось к следующему.

Завод работает плохо. Финансовое поло-
жение его можно укрепить прежде всего
за счет внутренних ресурсов. Начальник
финансового отдела берет на себя обяза-
тельство урегулировать отношения с по-
ставщиками и покупателями, выправить
финансовое положение, а. производетвен-

вики обязаны в свою очередь добиться

снижения брака, уменьшить количество
незавершенных деталей в производстве,
расчистить склады от неликвидных ма-
териалов, которых скопилось на миллионы
рублей, лежащих мертвым грузом на
балансе завода.

В коллективе Люберецкого ордена Ле-
нина и ордена Грудового Красного Знамени
завода  сельскохозяйственных = Машин —
свыше 600 рабочих-рационализаторов. На-
стоящие хозяева своего завода, они осна-
щают цехи новой техникой, совершенствуют
технологию, разрабатывают и внедряют вы-
сокопроизводитзльные методы труда.

В этом году от рабочих, инженеров и
техников получено около 700 рационализа-
торских предложений и изобретений. 400
из них уже внедрены в производство и да-
ют заводу 1.350.000 рублей экономии в год.

Старый производственних Я. Савин скон-
		ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
a = № 77
	Михаил Николаевич еще He раз удив-
лял своих сослуживцев: тонким анализом
причин того или иного затруднения и
находил неожиданные выходы. Достаточно
рассказать историю с некэндиционными
тракторными деталями.

Начальник финансового отдела добился
того, что завод вызвал инженеров-механи-
заторов из МТС, и они произвели провер-
ку пригодности некондиционных деталей
е одной лишь точки зрения: могут ли оня
пойти на замену изношенных частей в
старых тракторах. Оказалось, что некон-
диционные детали могли бы продлить
жизнь сотен тракторов! И некондицион-
ные детали были вторично отбракованы
при участии трактористов, механиков
МТС и помогли пустить в работу еще сот-
ни дополнительных тракторов. И на счет
завода поступили многие тысячи рублей.

С первого же дня работы начальник
финансового отдела оказался Одной из
движущих пружин производства и грозой
нерадивых хозяйственников, На столе _Ми-
	хаила Николаевича лежит сводка работы
пехов. Есть в пехах такое вредное стрем-
ление — иметь задел сверх установлен-
ной нормы. Сотня лишних деталей, рас-
суждают некоторые, не помешает,
Особенно, если эти детали легко делать,
a другие детали изготовлять трудно. На
языке финансистов это называется пре-
вышением нормативов незавершенного про-
изводства. В общезаводском плане тавой
чрезмерный задел чрезвычайно вреден, он
числится на балансе преприятия.

Михаил Николаевич Половинкин строго
следит за осуществлением своего права
на санкцию, которую cH может приме-
нить к «задельщикам». .

Есть еще одна сторона деятельности на-
чальника финансового отдела — предун-
реждение растрат и хищений, злоупотреб-
лений, незаконных действий.

На заводе «Трактородеталь» был такой
случай. Начальник Финансового отдела
ушел в отпуск. Но вот его вызвали из
отпуска. так как банк задержал зарплату.
И лостаточно было беглого взгляда на до-
кументы, чтобы понять, в чем дело. Замя-
ститель директора по коммерческой части
приказал оплатить счет Саратовского от-
деления Союзмашенабебыта по выставлен-
ному платежному требованию: за’ поставку
угля в сумме двести тысяч рублей.

Михаила Николаевича обеспокоило TO
обстоятельство, что счет был оплачен, но
документов с прибытии или даже отгрузке
этого угля в адрес завода He поступало.

Тогда Половинкин произвел раселедова-
‘ние всей сделки. Оказалось, что замести-
тель директора получил от конторы Союз-
мапенабебыта некотерэе количество строи-
тельных материалов для постройки личной
дачи, и в порядке «возмещения за услугу»
он приказал оплатить фиктивный счет
Союзмашенабебыта, чтобы дружески вы-
вести контору из затруднения: уголь, мол,
когда-нибудь да поступит, а тогда контора
и вернет деньги — положение ее улучшит-
ся к тому времени... «Товарищеская услу-
та», граничащая с преступлением! В кон-
пе концов. после вмешательства прокурз-
туры 140 тысяч из двухсот удалось
вернуть.

Перед. войной Михаил Николаевич
разработал одно поелложение, имеющее
	большое значение. Война помешала дове-
сти дело до конца. А теперь настало вре-
мя снова поднять вопрое. Говоря кратко,
	кело сводится к следующему. износившие-
ся тракторные детали при замене их HO-
	ПНВ АИ ИИ
	Архив древне-хорезмийских текстов
	открытии архива  превне-хорезминот
текстов на дереве, коже и бумаге. Из
чены письменные свидетельства вым
культуры ‘одного из древнейших народ
нашей Родины,

Архив найден при раскопках баш
дворца  «Топрак-вала», относящегося
Ш веку нашей эры.

Профессор Толстов сообщает, что
чае уже вскрыто 30 помешений хвориа-
залы, комнаты, коридоры, дворики — tb
щей площадью 1.500 квадратных метре
Найдено большое ‘количество  керамиу
ских изделий, десятки разнообразных
сулов, оружие, украшения и т. д, Би
шой интерес представляют красочные #
коративные росписи, сохранившиеся 1
стенах некоторых зал.

За одиннадпать чет работы экспедиле
совершила множество  разведывательй
маршрутов, пройля в общей сложии
около 15 тысяч километров в пустыне”
прошлого гола при разведках применяие
и авиация. В результате раскопок с
ские археологи и этнографы. открыли 1
	me 600 ранее не известных замечательны
памятников древности.
	дованная этикетка (заметьте: «этикете,
ане «марка») пошла в ход; «Беломюркана
начали выпускать почти все табачи
фабрики. И кончилось дело тем, что №
рошие папиросы быстро стали плохи
И сами ленивградцы уже не борются §
свою марку, ибо потребитель потерял Opt
	ставление о том, кто выпускает «Белом
канал».
	Продукция предприятий вкусовой п
мышленности тонет в безликом поте
Помните ли вы такую рекламу: «Пи
пиво «Главливо»? Но потребитель не 3
чет пить «Главпиво». Он требует, чт
этикетка сообщала: пиво производил так.
то завод. Потребитель хочет покупать!
дальнейшем пиво только этой марки, еп
она ему понравится, либо же, если пивой
понравится, -—обходить эту марку 33 И
лометр. -

Многие пивоваренные заводы выпуска
рижское, жигулевекое и московское инк.
Не только в Москве, но ив Ryprane вари
«московское» пиво, ссылаясь на «един
рецептуру». Массовый потребитель 1
большей части и не может разглядеть #
этикетке названия завода. Тем более, ч
иные хитрецы научиливь влечатывать ef
на оборотной стороне этикетки.
	Именно с правильного маркирования 1*
чинается борьба за качество продукти

до тех пор, пока не будет пора!
этом деле,—дело не едвинется 6 мест!
ве выйдет за пределы пустых разговор
В бюро товарных знаков Министерства 1}
говли CCCP нам сообщили, что у них
регистрировано пока всего 8.600 бабе
ных марок. Цифра-—явно мизерная 1
сравнению с десятками тысяч 3980108 !
	Фабрик нашей страны. Очевидно, 001825
ные предприятия борются за честь фабрт
Ной марки... не имея марки?
	‘AL лет назад в пустынных песках Bue
зыл-Кума начала свою работу  экопеди-
ция ученых. руководимая профессором
С.П. Толетовым. В этом общирном  рай-
оне нашей страны в древности существо-
вало могучее Хорезмийское тосударетво—

олин из важных центров мировой циви-
лизациий.
	В ХШ веке пох ударами полчищ Чин-
гис-хана Хорезмийское царство пало. Раз-
валины его богатых дворцов, общирных
городов и поселений были погребены пе-
‘сками пустыци Кызыл-Вум. Погибла за-
мечательная культура  хорезмийцев, их
язык и письменность были забыты.
	При раскопках, проведенных в преж-
ние годы, было найдено несколько монет,
относящихся вк Ш-ЛУ векам нашей. эры.
Это позволило профессору Толстову еще
в 1938 году расшифровать хорезмийский
	алфавит, но в распоряжении ученых
было ни одного документа, написанного
на этом языке. ;
	И вот несколько дней назад руководи-
тель экспедиции тов. Толетов прислал в
Москву, в Институт этнографии Академии
наук СССР телеграмму, сообщающую 06
		Замечательное открытие советских археологов о
	ниток А р- онимные товары
	Нет, начальник Главшоры поступил зна-

чительно проще, В его кабинет был при-
глашен художник. Вдохновенный мастер
кисти в один день нарисовал марки для
всех предприятий:  тому— треугольную,
этому— круглую, тому-— голубую, этому—
розовую. Красивые рисунки понравились
начальству. Марки зарегистрировали и ра-
зослали по фабрикам—в Красноуфимск,
Омск, Торжок, Ярославль...
- И никого не взволновало; что старей-
(ast ленинградекая фабрика им. Бебеля
вместо старой квадратной марки получила
круглую, а Краснодарская-—вмеето круг-
лой квадратную. Если популярной была
старая марка,—изволь снова завоевывать
авторитет, а если скомпрометировала себя,
— радуйся, что ты от нее избавился, и
облегченно вздыхай!

Марка-—лицо предприятия. Нет марки—
продукция обезличена. Все знают марку
обувной фабрики «Скороход». Если поку-
патель видит на подошве надпись «Скоро-
ход» с характерным росчерком, он знает:
качество ботинок гарантировано. Широко
известны и пользуются доброй славой мар-
ки Ярославского автозавода, московского
завода «Калибр», завода «Динамо» им,
Кирова, ленинградского завода «Русский
дизель» и десятков других.

Но вот что любопытно: на мощном ди-
зеле стоят буквы «РД», а на 10-
варах массового потребления — чулках и
носках марки нет. Нет ве и на джемперах,
	портфелях, сумках, галстуках ит.литд. В
	безымянные товары заполнили прилавки.
	Известно, к чему ведет обезличка, Ку-
рильщики помнят историю папирое «Бело-
	морканал». Бначале их выпускала фабрика
	aM. Урицкого в Ленинграде. Папиросы
завоевали понулярность. Тогда зарекомен-
	Недавно Сестрорецкому инструменталь-
ному заводу им. Воскова пришлось выдер-
жать яростный бой с двумя родственными
предприятиями. Арбитрами выступали два
министерства — торговли и станкострое-
ния. Спор шел, казалось, о простой вещи:
три завода претендовали на право ставить
на плоскогубцах, фрезах и сверлах своего
производства скромную букву «В»...

В чем же дело?

Что произошло?

В годы войны Сестрорецкий завод был
эвакуирован вначале в один город, затем
в другой. В обоих городах появились
заводы-дублеры, пользовавииеся фабрич-
ной маркой основного предприятия—бук-
вой «В». Но, когда в 1945 году завод в
Сестрорецке был восстановлен, директор
его тов. А. Весновский, главный инженер
тов. Н. Иванов и весь коллектив потребу-
вали возврата старой марки. 225 лет суще-
ствует Сестрорецкий завод, его продукция
славится = повсеместно. He только в
Ленинграде, но и в Магнитке и в
Донбассе знают и уважают марку «В»! И
‚арбитры возвратили Сестрорецкому заводу

>
	‚его зарекомендовавшую себя марку.
	Эту историю борьбы ‹ предприятия за
марку, которая зарекомендовала себя, мы
вспомнили в связи с эпизодом, имевшим
место в Главном управлении шорно-седель-
ной и кожно-галантерейной  промышилен-
ности, именуемом «Главшора». Появился
приказ миниетра легкой промышленности
РСФСР со строжайшим запретом  при-
нимать немаркированную продукцию. На-
	чальник Главшоры тов. И. Аранжереев не-
медленно решил упорядочить товарные
знаки подведометвенных ему многочиелен-
ных предприятий. Но как сделал это тов.
Аранжереев? Попытался ли он узнать.
	какие фабрики имеют марки, насколько
они популярны, взв зарекомендовали себя?
	600 рационализаторов на заводе
	струировал оригинальный станок для авто-
матической обработки граблей жаток. Ста-
нок вытеснил ручной труд и значительно
снизил себестоимость выпускаемых машин,

Еще недавно участок штампов считался
«узким» местом завода. Несмотря на боль-
шие усилия, коллективу инструментального
цеха никак не удавалось полностью сбес-
печить кузнецов штампами для молотов го-
рячей штамповки. Заготовки штампов обра-
батывались на продольно-строгальном стан-
ке старой конструкции, а это отнимало
много времени.

Мастер инструментального цеха В. Су-
харев решил изменить технологию. обработ-
ки и перейти от строгания к скоростному
фрезерованию плоскостей заготовок. Это
ему удалось не сразу, В изготовленной по
‚эскизу тов, Сухарева четырехрезцовой фре-