@ ЧЕМ ГОВОРИТ ТЕАТРАЛЬНАЯ АФИ
	Представим себе человека, который за-‚ренных репертуарных планом. Зато Bee   перелвижном ‘театре.
	плана театр успел подготовить и «Нигма-
Лиона», и «Мачеху», и «Собаку на се-
He», а сейчас готовит «Тартюфа».

На театральную сцену широким потоком
хлынули мелодрамы, водевили, историко-
этнографические пьесы. На афишах gane-
стрели «Каширская старина», «Овод»,
«Стакан воды» и многие другие «заман-
чивые» названия, которых неё было в пер-
воначальных планах.

Ответственность за всю эту репертуар-
ную вакханалию, за явное снижение идей-
но-художественного уровня работы тедтрэв
ложится прежде всего на местные отделы
й управления по делам искусств. Они свэ-
ли евою Задачу к формальному утвержде-
нию творческих заявок театров и фактиче-
ски отказались от руководства репертуа-
ром, перестали интересоваться перспекти-
вами жизни театров, влиять на ход рабо-
ты над новыми спектаклями. Нетрудно за-
метить, что они оказались на поводу у тех
руководителей театров, которые строят
свою «политику», исходя из кассовых
‘соображений, и пытаются оправдаться
ссылками на отсутствие интереса к серьез-
ной драматургии со стороны зрителей.

До сих пор еще в кое-кавих кругах par-
престранено мнение, будто привлечь зря-
телей в театр и сделать полный сбор мо-
жет, главным образом, бездумная комедия,
водевильный пустячок или душешипатель-
ная мелодрама. От этого вредного заблужде-
ния еще не избавились некоторые руково-
дители театров, не желающие считаться ©
подлинными запросами ‘советского зрителя.

Известно, что так называемые «легкие
жанры» пользуются успехом, и никто не
думает, что их надо изгнать со сцены. Да,
водевиль попрежнему «есть вещь», и он
	имеет право на вущеетвование. Да, наша
зрители хотят смеяться, они любят хоро-
	пгую комедию. Их может взволновать и
мелодрама, если она разыграна хорошими
актерами и со вкусом поставлена. Но надо
ли говорить, что советские зрители отно-
сятея к театру, как к одному из важней-
ших средств коммунистического воспита-
ния! И прежде всего они хотят, чтобы в
сценическом произведении отразились те
мысли и чувства, которые присущи пм,

людям нового общества, его активным
строителям. ь
	Театр, отвечающий запросам своих зри-
телей, умеющий увлечь их серъезным ре-
шением серьезных вопросов, идет в ногу с
Жизнью и заслуживает названия передову-
го современного театра. А заслужив это
название, он имеет право ставить и х009-
шие комедийные спектакли, он ‘даже обя-
зан сделать свой репертуар разнообразным
в смысле жанров и тематики. Но если
театр пичкает зрителя одними «легкими
жанрами», не проявляя необходимой етрэ-
гости и вкуса при выборе пьесы, значит,
он не уважает своего зрителя и расписы-
вается в неспособности быть его учителем
И воспитателем.

Факты подтверждают справедливость
вевго сказанного. Вепомним успех «Моло-
дой гвардии», обошедшей сцены множе-
ства театров. Задумаемея над тем, что
многие театры сумели заинтересовать
зрителя именно современными’ спектакля-
ми. Так обстоит дело, например, в Кали-
нинском и Ульяновском драматических
театрах. Основой репертуара здесь явля-
ются лучшие. советские пьесы, именно они
позволяют этим театрам успешно выпол-
нять финансовые планы. Премьеры теку-
шего года в Валинине («Великая сила»,
«жизнь в цитадели») уже прошли по не-
скольку десятков раз при неизменных сбо-
пах. «Великая сила» с аншлагами идет в
Горьковском драматическом театре. В Ста-
	AHHCKOM драматическом театре имени Ар-
	TOMA советские пьесы посещалотся BIpve
активнее, чем все остальные.
	Драматический театр города Энгельса, в
надежде поправить свои дела, выпустил
в начале лета две премьеры — «Чужой
ребенок» и «Коварство и любовь». Но рас-
четы не оправлались: сразу же после
премьеры первый из этих спектаклей дал
за месяц только 13 процентов сбора, вто-
	рой — 20 процентов. Нримерно то же са-
мое произошло в Николаевском украинском
	хотел бы познакомитьея с новинками со-
временной русской драматургии при по-
мощи театральной афиши. Представим 6е-
бе, что этот человек об’ехал многие города
Украины, Грузии, Армении, Казахстана п
других республик, всюду обращаясь к
афишам, возвещающим о начале нового
театрального сезона. Он неизбежно пришел
бы Е выводу, что наша драматургия ни-
чего не создала, кроме таких ньее, как
«Чужой ребенок», «День отдыха», «Чело-
век с того света», «0 друзьях-товарищах»
и «Вас вызывает Таймыр». Именно эти
названия, украшающие тезтральные афи-
ши множества городов, определяют. в по-
следнее время репертуар театров перифе-
рии.

Как же случилось, что со сцен этих
театров почти исчезли лучшие произведе-
ния советской драматургии? Почему, —
пусть хороший и талантливый, — в0дэ-
виль и непритязательная комедия неожя-
данно вытеснили все другие жанры совет
ской пьесы, современную драму о жизни
и борьбе советских людей? Почему многие
театры фактически отказались от работы
над советекой пьесой?

Прежде всего потому, что руководящие
театральные организации и, в первую оче-

‚ редь, Комитет по делам искусств при
Совете Министров СССР до сих пор не еде-
лали всех необходимых выводов из поста-

‚ новления ЦЕ ВЕП(б) «0 репертуаре драма-
тических театров и мерах но его улучше-
нию», Комитет слишком медленно пере-
страивает свою работу в соответствии с
новыми требованиями. Он примиренчески
относится к порочной практике многих
театральных руководителей на местах,
засворяющих репертуар  второсортными
пьесами,

Центральный Комитет ВЕП(б) поставил
перед Комитетом по делам искусств серьез-
	ную задачу; добиться, чтобы каждый дра-
матический театр ежегодно выпускал не
менее двух-трех полноценных спектаклей
на современные темы. За истекшие два
года в работе театров произошли несом-
ненные сдвиги. Повысилось качество спек-
таклей. Советская пьеса заняла ведущее
место в репертуаре многих театров. Одна-
ко уже в самом начале нового сезона об-
наружились крупные недостатки в работе
театров и ошибки репертуарной политики
	Комитета по делам искусств. и его органов
		Всесоюзный центр.
	пушнкиноведения
	ЛЕНИНГРАД, (Наш корр.) В Институте
литературы (Пушкинском доме) Академии
наук СССР развернулась подготовка к
стопятидесятилетию со дня рождения А. С.
Пушкина. Исполняющий ‘обязанноети ди-
ректора института профессор Л. Плоткин
сообщил корреспонденту «Литературной га-
зеты»:

— Как известно, по решению правитель-
ства в городе Пушкин (бывшее Царское’
Село) создается Всесоюзный центр пушки-
поведения. Переданные для этой целя Ин-
ституту литературы Академии Наук СССР
Александровский дворец и здание  Царско-
сельского лицея сильно пострадали во вре-
мя немецко-фашистской оккупации города.
Ныне здесь ведутся  восстановительно-
реставрационные работы. К стопятидесяти-
летию со лня рождения великого русского
поэта будет готово несколько зал Алек-
сандровского дворца. Здесь откроется Все-
союзная пушкинская выставка. В здании
лицея закончится реставрация актового за-
ла и мемориальных комнат, связанных с
пребыванием в лицее Пушкина и многих
его друзей.

К июню 1949 года будут завершены вос-
становительно-реставрационные - работы в
варварски разрушенном фашистскими окку-
пантами пушкинском заповеднике — селе
Михайловском. Сейчас воссозлается сож-
женный гитлеровцами дом-музей. В запо-
веднике во время пушкинского юбилея со-
стоятся массовые народные празднества.
	В будущем году Институт литерзтуоы
созывает Всесоюзную конференцию пушки-
нистов. Конференции предстоит подытожить
достижения советской науки в области
изучения жизни и творчества Пушкина, Ha-

метить: дальнейшие задачи пушкиноведения.

°— По инициативе президента Академии
наук СССР академика С, И. Вавилова
Институт литературы предпринял юбилей-
ное массовое издание полного’ собрания
сочинений Пушкина в десяти томах. Оно
полностью выйдет в свет к стопятидесяти-
летию со дня рождения поэта (семь томов
уже сданы в производство). Институт  го-
товит также ряд новых научных трудов о
Пушкине. В частности, профессор B. Мей-
лах заканчивает книгу «Пушкин и его эпо-
	ха». Возобновляется издание «Тушкинского.
временника», булут изданы альбомы, спра-
вочннки и путеводители по пушкинским
		местам,
	В Союзе совежских
			ЗА МИР, ЗА  ЛЕМОКРАТИЮ!
	По призыву Вроцлавского
	конгресса
	Бсемирный конгрессе деятелей науки
и культуры в защиту мира. состоявитийся
во Вроплаве, нашел живой отклик в серд-
пах переловой интеллигенции всех страп.
Из Праги, Бухареста, Будапешта, Бирмич-
гама и других горолов все громче звучат
голоса ‘поборников прочного хомовратяче-
ского мира и прэгресса.
	Недавно в зале будапештского Музы-
	каленого театра собрались представители
интеллигенции столипы Венгерской Ha-
родной республики, Они с энтузиазмом
встретили речь главы венгерекой делега-
пии на Вооплавском конгресее профессора.
Лукача Дьерль, призвавшего их Принять
активное участие в международном ABH-
жении деятелей науки и культуры в 3за-
шяту мира:
	— Широкий размах этого движения, —.
	сказал профессор Лукач, — будет иметь
веемирно-историческое значение. Оно повл-
жет, что федставители передовой интеллн-
теннии мира нашли общий язык с трудя-
щимися массами, борющимися против
имнериализма. 1
	Многолюлное собрание ученых,  писа-
	телей и журналистов, созванное по ини-
циативе Румынского института мировой
культуры, еостоялось в Бухаресте. В его
работе приняли участие члены. Великого
национального собрания и правительства
во главе с председателем Совета  мини-
етров доктором Петру Гроза и первым ви-
	це-председателем Георгну jem.  Собрав-
шиеся с большим вниманием выслушали
выступления румынских делегатов на
Вроцлавском ` конгрессе -— акалемиков
Стонлова и Николау, публициста ‘Pay И.
других:

Интеллигениия румынской столицы
	полностью присоединилась в решениям
Всемирного конгресса. Образована  иня-
циативная групиа для созыва в скором
	  времени Национального конгресса деятелей
	ВУЛЬТУрЫ В ВАТУ ра

«Мы обязуемся. — говорится в приня-
той собранием ‘резолюнии. —. стать. на -33-
‘щиту жизни мирных людей и великих
культурных ценностей, бороться за неза-
висимость и свободу народов, против им-
периализма, войны и обскурантизма. Мы
‘обязуемся отдать свои знания, таланты и
энергию лелу укрепления фронта мира,
‘руководящей силой которого является
Союз Советских Социалистических Pec-
публик. фронта, в рялах которого активно
выступает а Народная респуб-
лика».

С потемом прошла конференция в 3a-
щиту мира, организованная на-днях сове-
том профеоюзов Бирминтама (Англия).
	Среди выступавших на конференции были
	члены парламента, профсоюзные деятели,
представители церкви. Ораторы осуждали
	леятельноеть английского ‹ правительства,
связанную с нарушениями  международ-
ных соглашений, в частности Потедамеко-
то соглашения, — ‘деятельность, которая
не может способствовать укреплению де-
ла мира. .

Вопоосы борьбы за мир включаются в
	ИИ
	Е. КНИПОВИЧ
	повестку JHA международных конферен-
‘ций и сездов, собирающихся для обеуж-
дения спепиальных вопросов. Так было,
‘например, па закончившемея 11 сентября
ны с’езде врачей в Будапеш-

Вак на пленарных заседаниях, так и
в секциях с’езда деятели ‘медицины  Бол-
‘тарин, Польши, Румынии, Чехословакия,
Албании. Англии; США; Голландии, -Швей-
`‘царии, Китая; Франции” и’’ других. стран
‘высказываляеь 28 необходимость рисо-
`едипиться: к активной борьбе  против под-
‘вигателей новой войны.

_Пвоисходящий сейчае в До DEHINCKOM
замке близ Праги с’езл Всемирной @едера-
ции научных работников, в котором уча-
ствуют представители семнадцати стран,
наряду с вонросом о. сопнальном положе-
  вии ученых обсуждает задачи боръбы за
мир. Обсуждаются, в частности, . вопросы
10 том, как предотвратить. использование
достижений науки в качестве орудий но-
Глитики империализма и ках добиться т0-
‘то, чтобы достижения мировой’ науки ста-
HOBHANCh достоянием nEMpORAX масс тру-
  ДУЩИХСЯ,
  ГКрепнет движение nporpeeemsinoft ‘интел-
  лигенции в защиту мира ий демократиче-
ских свобод также в странах Нового Све-
та. Радпостанция Гватемалы сообщила на-
днях о совещании, созванном профсоюзом
революционных работников культуры и
искусства и молодежным демократическим
с01030м с целью создания национального
комитета борьбы за мир.

Бубинская газета «Ой» 18 сентября
опубликовала заявление аргентинской
` «Лиги борьбы за права человека»,  под-
держивающее предложения нескольких
	влиятельных латино-американских органи-
заций о созыве. в городе: Мексико конгрес-
са в защиту ‘мира и демократия в Запад-
ном полушарии. Заявление осуждает под-
держку Соединенными Штатами реаЕкнион-
ных правительств Греции, Турции, Чили,
Испании, Парагвая и других стран и прн-
зывает к об’единению демократических сил
Латинской Америки, чтобы протавостоять
«подозрительному перевооружению неко-
торых правительств и опасности новой ми-
ровой войны»;

—- В подготовляемом конгресее;- —заявил
корреспонденту мексиканской газеты «Эль
насиональ» ’”исполняющий = обязанности
председателя сената Кубы ` Маринельо, —
желают принять участие различные ку-
бинские организации, в том числе Конфе-
дерация рабочих и Федерация студен-
тов университетов. Маринельо выра-
зил пожелание, чтобы бывший президент
Мексики Ласато. Карденас занял пост пред-
седателя- организационного комитета по
подготовке конгресса, намечаемого на ян-
варь будущего года. ;

Призыв Вроплавекого конгресса деяте-
лей культуры к расширению и укренле-
нию фронта борьбы за мир, за демократию
содействует. росту и сплочению прогрес-
сивных силу выступающих против импе-
риалистических а ВЕ третьей ми-
ровой войны
	передвижном театре. здесь был сделан
упор целиком на развлекательные снек-
такли; однако это не улучшило финанео-
вые дела театра: все эти спектакли посз-
Wares очень плохо. Даже такая слабая
пьеса, как «Молодой человек» Г, Мливани
и А. Kapopa (единственная советская
пьеса, оставшаяся в репертуаре театра),
дает вдвое большие сборы.

Итак; не напрасно ли некоторые хирек-
торы театров ©’ надеждой обращаются к
«Ваширской старине»? Эти надежды осно-
ваны на незнании советского зрителя, на
недооценке его культурного уровня и ду-
ховных запросов. Нытаяеь =— вольно или
невольно — ‘угодить мешанским вкусам,
ориентируясь на ототолую часть публики,
‘театр рискует лишиться доверия CBOAX
основных зрителей.

**
©
	Натга драматургия все еще отстает от тех
требований, которые пред’являет ей народ.
 `Многие задачи, стоящие перед драматур-
тами, еще не нашли разрешения. Союз
советских писателей и его комиссия по
драматургии слишком мало сделали для
того, чтобы улучшить состояние. репертуа-
ра. Комиссия. которая должна быть шта-
	бом советекой драматургии, не мобилизовала
ведущих драматургов и писателей для важ-
нейшей работы по созданию полноценного
репертуара советского театра. —

Но, несмотря на все это, необходимо под-
черкнуть, что у нас есть пьесы, заслужни-
вающие внимания тезтров, пьесы, которые
могли бы украсить собой многие сцены.
Сошлемся для примера на пьесу 9. Грина
«Дом на холме»; написанная на основе
отличной повести «Ветер © юга», она дс
сих пор не привлекла внимания театров.
Остается неизвестной зрителям пьеса
	«Борьба без линии фронта» А. Якобсона,
удостоенная Сталинской премии. Ни один
театр не показало «Счастье» (по роману
II. Павленко), «Бабье лето» В. Овечкина.

Одна из причин ограниченности репер-
туара состоит в том, что театры перифе-
рии и даже управления по делам искусств
плохо знают современную драматургию, не
следят за ее развитием, не имеют возмож-
ности своевременно узнавать о появления
новых пьес. Продвижение советских пьзс
в тзатры не организовано, предоставлено
	самотеку. Хорошая и плохая пьесы рас-  .
	сылаются на равных основаниях.
	Сложилась традиция, сотлаено которой
	чуть ли не единственной рекомендацией
пьесы для периферийного театра служит
ее появление на столичной сцене. Между
тем, мы назвали ряд пьес, которые по’ тем
или иным причинам не поставлены ни в
Москве, ни в Ленинграде, однако заслужи-
вают внимания зрителей. Получается так,
что театры жалуются на невозможность
улучшить репертуар, а пьесы ждут, пока
0 них узнают или вепомнят режиссеры.
Особенно плохо обстоит дело с продви-
жением новых пьес в театры воюзных рэ6-
публик. Переводы их делаются, как пра-
вило, с большим опозданием, Характерно,
что коллектив Черновицкого украинского
музыкально-драматического театра только
	‘во время гастролей в Москве познакомил-
	ся с пьесами «Закон чести», «Возвраще-
ние Тараса» и др. На украинском языке
этих и многих других пьес нет, зато сла-
бая, фальшивая пъеса А. Успенского «и-
ли три друга» уже переведена.

Есть и еще источники, вк которым мог-
ли бы обращаться театры, заинтересован-
вые в обогащении своего репертуара. №
таким источникам принадлежит драматур-
гия национальных республик. Но Комитет
по делам искусств, по сути дела, не зани-
Мается изучением национальной драматур-
	гии, он не распространяет даже лучших
пьес, таких, как, например, «Ржавчина»
А. Якобсона, «Генерая Ватутин» 1. Дми-
терко.

Очевидно, что состояние репертуара нз-
ших театров улучшится только в том елу-
чае, если Всесоюзный комитет, реснубли-
канекие управления и областные отделы
по делам искусств откажутся от хлално-
кровно-созерцательного отношения к во-
	просам репертуара и решительно изменят
характер руководства театрами.
		Большое лето.
	21 сентября’ состоялось собрание секции
поэзии Союза советских писатёлей СССР:
С информационным сообщением об итогах
	летней работы московских поэтов И
С. Шипачев.

— Московские поэты. =— `сказап он, —
	побывали этим. летом в творческих коман-
дировках в различных уголках нашей не-
об’ятной Родины.

А. Твардовский путешествовал по Ypa-
лу, В. Инбер совершила поездку в Узбе-
кистан. У восстановителей Сталинграда го-
стил М. Луконин. В далекую Туву ездил
С. Гудзенко, по Ленинградской области —
А. Межиров.

Московские поэты создали в летний пе-
риод много новых произведений. К. Симо-
нов закончил работу над книгой стихов на
международные темы. М. ОЛуконин го-
	товит книгу стихов о Сталинграде. А. Ме-
жи2ов написал цикл стихов под общим за-
главием «Коммунисты, вперед!», С. Гудзен-

ко — «Тувинская. тетрадь»:. В ближайшее
время появятся новые поэмы А. Яшина —
о передовом колхозе, В. Захарченко — о

ленинско-сталинском комсомоле. Выходит
из печати новый сборник Е. Долматовского.
	С... Щипачев рассказал и о планах рабо-
ты’ секции. В недалеком будущем предсто-
ит широкая дискуссия о проблемах. публи-
цистической поэзии.

А. Жаров доложил ‘о мероприятиях, осу-,
ществляемых секцией в связи с приближа-
ющимся тридцатилетним юбилеем ВЛКСМ.
Он призвал. московских поэтов творчески.
откликнуться на эту знаменательную дату.
	Затем состоялось чтение и обсуждение
	Носле перехода на работу без государ-
ственной дотации театрам была предостав-
лена полная инициатива в выборе пьзе
текущего. ренертуара. Некоторые театры
серьезно отнеслись к составлению планов,
строили их, исходя из интерееов советеко-
го зрителя. Другие же-в надежде на ан-
шлаги перегрузили репертуар мелодрамами
и развлекательными пьесами, забыв о том,
что первая задача нашего тезтра — вос-
питание народа средствами искуества.
	Но самое главное заключается в том,
что даже в тех театрах, где с планами
обстояло благополучно, фактическое со-
стояние репертуара решительно отличаетг
ся от первоначально намеченных планов:
не успев реализовать последние, театры
принялись наспех готовить внеплановые
постановки. Большинство театров Узбек-
ской и Вазахской ССР, не считаясь ¢ yr-
вержденными планами, выпускают случай-
ные спектакли; отдельные совпадения с
планом здесь являются не более как сча-
стливым исключением из правила. Полный
репертуарный беспорядок и отсутствие го-.
сударственной дисциплины характеризуют
также положение в украинских театрах.
Здесь не идут такие пъесы, как «Закон
чести» А; Штейна, «Большая судьба».
А. Сурова. «Великая сила» В. Ромашова
и «Хлеб наш насущный» Н. Вирты.

Таким образом, советские пьесы, посвя-
щенные актуальным проблемам современ-
ности, в репертуаре многих театров не
только не занимают ‘центрального места,
но нередко отсутствуют совершенно. На-
пример, в афише Молотовекого драматиче-
ского театра, выпущенной к началу сезо-
на, значится только несколько клаесиче-
ских пьес. Напрасно мы стали бы ‘искать

здесь «Великую силу», «Остров mapa»
или шесть лругих епектаклей; предусмот-
		Странная’ позиция советского критика
	ны (например, пьеса Цукмайера «Дьяволь-
‘ский генерал»).

Зато писателей-коммунистов и после-
довательных антифашистов — тавих, как
Бехер, Вольф, Бредель, Вайнерт, Xapux,
Хермлин и т. д., И. Фрадкин просто упо-
минает «под занавес», в коние статьи,
лить иногда называя отдельные их про-
изведения.

Исключение он сделал для одной лишь
Анны Зегере. К ее  произведениям И. Фрад-
кин возвращается. несколько раз. Но это
внимание к творчеству крупнейшей писа-
	тельницы-антифашистви HOCHT, ПО Me€Hb-,
	шей мере, странный характер.

Так, И. Фрадкин ставит рядом «Седьмой
крест» Анны Зегерс и’«Каждый’ умирает
в одиночку» Ганса Фаллады, считая, что
обе эти книги воплощают стезие:. «Рабэ-
ций — основная ‚фигура ‹вопротивления
фаптизму». с

Анна Зегере в своей книге. ` действи-
тельно, правливо, с большей любовью на-
риеовала  рабочего-коммуниста, — последо-
вательного борпа против фашизма. В ро-
мане же Ганса Фаллады, но’ собетеечным
словам И. Фрадкина, `подпольшики-ком-
 мунисты изображены в духе героев «Бе-
сов» Достоевекого.

То краткое изложение романа: Анны Be-
Fépe  «Сельмой крест»: которое дает
И: Фрадкин, не может; вызвать ничего,
кроме глубокого ‘удивления каждсго. чита-
теля, который знаком с вниРой.

Произвольно: ‘излагая  отлельные-ецены,
‘эпизоды, И. Фралкин создаеттвиечатление,
будто и эта книга; лучшая овоонемецкой
антифаттистекой, литературе последних лет,
изображает подпольщика-коммуниета толь-
ко носителем илей жертвенности, фатализ-
ма, согнувшегося под бременем полного и
трагического одиночества.
	Бритик не замечает того, что, без кон-
па тверля о полной изолированноети, 0
полном одиночеетве — физическом. и м9-
ральном — коммунистов в Германия, он
тем самым об’ективно поддерживает реак-
ционную легенду о «народности» фашиз-
ма, энергично разоблачавигуюся им самим
в первой главе его етатьи.

`Обходя молчанием силы  демократиче-
ского лагеря. непомерно раздувая силы
реакнии, И. Фрадкин дает неполную
неверную картину современной литератур
Германии.
		ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
‘Na 37 aman о
	нового произведения Виктора Урина «Мол-   Нрогресеивное мировоззрение — важ-
давская поэма». нейшее тесловие идейно-творческих побед
	давская поэма».

Выступившие в прениях П. Антоколь-
ский, Е. Златова, С. Васильев, А. Ситков-
ский, А. Жаров, В. Инбер, Э. Левонтин,
А. Коваленков, П. Шубин, С. Щипачев
указали на незавершенность поэмы, на при-
сущие ей серьезные недостатки и пришли
к единодушному выводу, что поэма нуж-
лается в доработке.
	пятисотниц. Теперь Чысенко и Волеснив
рекомендовали подкармливать просо;

Так практика обогашала теорию, так
теория изменяла. практику.

Эта взаимосвязь. теории — в данной
случае мичуринской  агробиологии — с
практикой, то-есть с колхозным производ
ством, проходит через все. очерки Г. Фиша.

И если опыт, проведенный «бригадиром
по просу» Волесником на «делянке» в
полмиллиона гектаров, завершился блестя-
шей победой, если столь же удачно был
он проведен и в 1947 голу на вдвое боль-
шей плошади, то причина этому-—колхоз-
ный строй.

Просо стало высокоурожайной  культу-
рой. Вместо 15 центнеров на площади в 1
миллион гектаров, как было задано Цент-
ральным = Комитетом партии, — колхозы
страны собрали в прошлом году по 151
центнера на площади 1.003.190 гектаров.

Победила «великая небывалая_ советская
наука», как писал Волеснику и Лы-
енко еще в 1939 году заведующий ха-
той-лабораторией колхозник Сысоев.

Сейчас, когда в одобренном ЦК ВЕП(б)
докладе зкадемика Лысенко наголову раз-
биты враги победоноеной науки, сейчае
цоявятоя книги, пропагандирующие вели-
кое учение Мичурина-—Вильямса— Лысенко,
Благородное и полезное дело сделают ав-
торы этих книг, Мо не заключается ли
задача писателя в том, чтобы в самом
ходе борьбы нового со старым разглядеть
это новое и встать на его сторону!

В очерках Фиша приведен случай, ког-
да колхозник, потеряв адрес академии и
считая своим долгом сообщить о полученных
им результатах по проеу, прислал письмо.
со слелующим адресом: «Москва. академии,
которая борется...» Это определение хо-
чется применить и к прочитанным очер-
кам. Они принадлежат к литературе, кото-
рая борется,
	писателя. 00 этом свидетельствует, пре-
жде всего, весь опыт советской литера-
туры, мировую роль. которой отрицают
сейчас лишь от’явленные мракобесы. 06
этом же свидетельствует и опыт зарубеж-
ных литератур. Наиболее правдивое и я1-
кое изображение: действительности, наи-
	‚более острое и глубокое: разоблачение всех
	сил резкции свойственно творчеству пи-
	сателей-коммунистов и последовательных
	антифашистов — таких, как Луи Apa-
гон, Пабло Неруда, Говард Фаст, Мартин
Андерсен Некее, Анна Зегерс.

Казалось бы, что этот вопрое не может
вызвать разногласий в советской критике.

Олнако тов. И. Фрадкин придерживается
иного мнения о роли передовоге мировоз-
зрения для творчества ‘писателей. В
статье «Борьба продолжается», _посвящен-
ной послевоенной немепкой литературе
(«Новый мир», № 8, 1948 год), он ва-
являет:

«Но, несмотря на консерватизи и поли-
тическую ограниченность Вихерта, ‘отча-
ети даже благодаря ей, его послевоенные
книги сыграли большую ‘положительную
	роль. и ни олин ‘немецкий писатель не’
	нанес такого сокрупгительного удара 0
реакционной легенде об антифашистской
борьбе, как сам. во многом близвий реак-
ЦИИ. Вихерт».

“Заявление это — `босприморное, BoaMy-
тительное.

Страсть к декалентеким парадокса за-
ставила советского критика’ И. Фрадкина
приписать ведущую роль в борьбе с фа-
шистской идеологией не демократическим
писателям, а Вихерту, который, по собет-
венным еловам И. Фрадкина, «прихохит к
	‘раесуждениям, фатальным образом совпа-
	дающим с некоторыми страницами из вни-
ги Гитлера «Моя борьба».

Статья И. Фрадкина озаглавлена «Борь-
ба продолжается». и должна была, очевид-
HO, быть посвящена тем острым столкно-
вениям. между силами демократического и
реакционного лагерей, которые. отражаются
в литературе современной Германии.

Однако ни о какой борьбе в статье речи
нет. Она заполнена подробным разбором
всех ухитшрений и. измышлений реакцион-
HEIX писателей, всех открытых и скрытых
форм фашистской пропаганды. Й, — Фрал-
кин охотно и подробно говорит 06 ущерб-
ных. ‘непослеловательных ‘ антифашиетах,
0 лекалентских произвелениях, из кото-
рых после долгого. перетряхивания можно
извлечь лишь крупицу об’ективной исти-
	кадемия, которая борется.
	рин. «...Вадо спросить °у проса, чего оно
хочет, чего боится, И вместе с ним опол-
читьея на его врагов...»
	«if просо т ‘его. Раскрыло перед
Ним свои тайны _
	То, чего ученый не мог найти в бес-
численных научных трудах о просе, авто-
ры которых бесстрастно утверждали, что
низкая урожайность есть законная особен-
ность этой культуры, то Лысенко отыскал,
упорно исследуя самое растение. Выводы
ето совпали с выводами Колесника, вер-
нувшегося из Чкаловской области.
	Исходя из потребностей проса, Лы-
сенко разработал комплексе  агротехни-
ческих приемов. Лютым врагом прога
всегда были сорняки, буйно разраетавшие-
‘ся к тому времени, когда просо елва начи-
нало веходить. Лысенко предложил подо-
ждать, пока сорняки хорошо разовьютея,
уничтожить их культиватором и только
после этого сеять просо, благо земля бу-
дет уже достаточно прогрета. Просо быст-
‘00 взойдет, и тогда оно уже само забьет
‘сорняки, если они появятся снова. Лы-
сенко предложил также сеять просо широ-
` корядно, чтобы между рядами было 45
‘сантиметров. При этом гуляло две трети
земли, что, казалось бы, должне было
‘снизить урожай. Однако произошло обраг-
ное. Широкие ряды увеличивали площадь
питания каждого. растения, улучшали ето
освещение, давали ему возможность CBO-
бедно развиваться, Широкие ряды позволя-
ли механизировать уход за иросом ‘и его
уборку.

Были и другие агроприемы, иные из ко-
TOPBIX, —— например. подкормка, — рожлде-
ны были онытом передовых колхозников.
Впервые подкормку растения во время его
	роста применили Мария Демченко и дру-
гие участницы исторического движения
	трудоемкой. Просо давало три-пять цент-
неров с гектапа.

А ведь просо — это не только пшенная
каша, но и мясо, но и сало, но и яйца...

— Что сделать, чтобы поднять урожай-
ность проса? — спросил товарищ Сталия
академика Лысенко еше десять лет назад.
Трофим Денисович вызвал из Одессы Ива-
на Даниловича Колесника и послал его в
Чкаловскую область, где больше всего
сеяли просо, узнать, почему там такие
низкие урожаи.

«Не медля ни дня, Колесник выехал в
колхозы Чкаловекой области, а Лысенко
остался в Москве проводить строгое слел-
ствие над просом, выпытывая его тайны,
пред’являя ему одно за другим суровые
обвинения, допрашивая с пристрастием,
пытаясь распутать сложный и. перепутан-
ный клубок обвинений и показаний...
Страшные потери при уборке. Зерна в мс-
телке созревают не одновременно, Верхние
колоски созрели — нижние еще зеленые.
Пока ждешь, чтобы созрели нижние зерна
на метелке, — верхние осыпаются. Про-
	палают... Не собрать... И тав утекает до.
	полоРИНЫы Урожая. Может быть, направить
следствие по этому следу? Или начать ©
того, что сейчае, когда и вообще-то Her
сортовых семян, заняться выведением та-
кой породы, у которой все зерна в метел-
ке созревают одновременно? Возможен и
этот путь. Но такую задачу можно разре-
шить только в несколько лет. Нет, не го-
длится. Надо это слелать при жизни. Ла
что, при жизни! Надо сделать так, чтобы
уже в будущем году совершить скачок
внеред! И при помощи самых простых при-
емов. Народ этого ждет... Значит, надо
итти по другому пути».

Путь, по которому пошел академик Лы-
сенко, был путем революционера в. науке,
	Тот, кому довелось присутствовать на
заседаниях августовской сессии Академии
сельекохозяйственных наук имени Ленина,
слышать доклад Трофима Денивовича Лы-
сенко и выступления его соратников, ‘тот
помнит, конечно, осязаемые и зримые до-
воды, какими ученые-мичуринцы подкренп-
ляли свои теоретические положения.

Директор Грибовской селекционной стан-
ций академик Ушакова показала собрав-
шимся унизанные плодами кусты томатов,
сладкий перец, баклажаны и дыни, выве-
денные на полях Подмосковья. Директор
Сибирского зернового института Высокос
поднял над трибуной исполинские енопы
озимой пшеницы, прежде вымёрзавшей в
Сибири. Академик Колесник...
	Внрочем, о том, чего о добился Колесник
и его многочисленные сотрудники, Ha-
писал, задолго до вессии, Геннадий Фиш
в очерках «Народная академия», опубли-
кованных в журнале «Новый мир».

Это история о по0ее. Ho она «будет
интересна даже тем, кто не любит пшен-
ной каши», как полушутливо замечает
автор, приступая к рассказу. Ha протя-
жении пятидесяти восьми журнальных
страниц занимательно и в то же время ©
достаточной научной аргументацией, по-
этично и, однако же, не стесняясь давать
агротехнические советы. разоблачая схола-
стическую лженауку и проповедуя материа-
листическую истину, знакомит нас писа-
тель с историей грандиозного опыта, пред-
принятого акалемией на площади в Пять-
сот тысяч гектаров земли. Необходимость
этого опыта была вызвана тем, что одна
из отличнейших продовольетвенных и кор-
мовых культур, способная к тому же прэ-
тивостоять засухе, была вместе с тем
культурой малоурожайной и чрезвычайно
	` Тенналий Фиш. «Народная Е «Новый
мир», № 9. 1948.
	путем, по которому шел великай Мичу-   гие участницы исторического