ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН. СОЕЛИНЯЙТЕСЬ,
	ОРГАН ПРАВЛЕНИЯ СОЮЗА
СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ СССР.
		В интересах
		стве уменьшилось в Ч6-
	тыре_ раза!
Как не похоже это на
положение, в котором
	находится рабочий класс
кап итал исти ческих
стран — США и Ан
лии. В угольной mpo-
	Славный
юбилей
	Чествование академика _
Т. Л. Лысенко
	30 сентября в конференц-зале Министер-
ства сельского хозяйства СССР состоялось
юбилейное заседание, посвященное пяти-
десятилетию со дня рождения и двадцати-
пятилетию научной и общественно-полити-
ческой деятельности выдающегося совет-
ского ученого — президента Всесоюзной
академии сельскохозяйственных наук име-
нн В. И. Ленина академика Т. Д. Лы-
сенко.

В том самом зале, где два месяца назад
происходила сессия ВАСХНИЛ и звучали
разоблачительные речи ученых-мичуринцев,
гле были наголову разбиты последователи
реакционно-идеалистического лагеря в био-
логий, — в этом залё деятели передовой
сельскохозяйственной науки, руководители
и работники сельского хозяйства чествова-
ли главу мичуринской агробиологии. Бур-
ными и долгими аплодисментами встретили
собравшиеся юбиляра.

Открывая заседание, министр сельского
хозяйства СССР И. А. Бенеликтов отметил
крупнейшие заслуги Т. Д. Лысенко в деле
развития передовой науки, его горячую
заботу о процветании нашего сельского
хозяйства.

С докладом о. жизни и деятельности
Т. Д. Лысенко выступил директор Сель-
скохозяйственной академии имени К. А.
Тимирязева тов. В. Н. Столетов. Характе-
ризуя работу Т. Д. Лысенко, внесшего не-.
оценимый вклад в агробиологическую нау-
ку и в народное хозяйство, докладчик
полчеркнул, что Т. Д. Лысенко является
ярким о представителем того  совет®кого,
качественно нового типа ученого, для ко-
торого поевыше всего служение науке,
народу, Родине. Т. Д. Лысенко — смелый
новатор науки, верный и последовательный
	ученик Мичурина, творчески развивающий
советскую агробиологию.

С теплыми поздравлениями и привет-
ствиями юбиляру выступили представите-
ли министерств, научно-исследовательских
сельскохозяйственных учреждений, опыт-
ных станций, колхозов. Украина и Азер-
байджан прислали на юбилей свои деле-
гации. Юбиляру были преподнесены при-
ветственные адреса и подарки.

Множество поздравительных телеграмм
со всех кониов страны пришло в адрес

юбиляра. Среди них — поздравления
Н. С. Хрушева, колхозников села Карлов-
кн Полтавской области — родины Трофи-

ма Денисовича и многие другие.

Выступая с ответным словом, академик
Лысенко сердечно благодарил собравших-
ся и всех тех, кто отметил его юбилей.
Он сказал:
	— Наука коллективна, как ни одна дру-
гая область человеческой деятельности.
Ученый в наше время не может творить
один. Он опирается на опыт, на практику
миллионов людей. Теснейшая связь науки
и практики в делах мичуринцев и привела
к тем успехам, о которых сегодня. сооб-
шалось в печати и говорилось на этом со-
брании. Внимание, оказанное мне сегодня,
я отношу не к себе лично, а ко всей со-
ветской бельскохозяйственной науке. В.
своей работе я всегда опирался на колхоз-
ное крестьянство, на тысячи  опытников,
агрономов и селекционеров.

С ‘сердечной теплотой произносит Т. Д.
Лысенко здравицу великому Сталину и
большевистской партии.

‚— Наш мудрый ‘Сталин, наша родная
большевистская партия. создали великое,
могучее советское государство. Сталин м
коммунистическая партия заботятся о раз-
витии и укреплении отечественной науки,
вдохновляют Нас, советских ученых. на но-
вые творческие научные искания. От всей
души благодарю их за это.

Но одной словесной благодарности мало.
Нужны дела. Я обещаю нашему народу,
нашей партии и впрель повседневно помо-
тать произволству, я ставлю своей задачей
вместе со всем коллективом ученых и
практиков сельского хозяйства добиться
увеличения на один грамм веса. зерна в
одном колосе. А что это значит? Это зна-
чит. ю крайней мере, вдвое увеличить урэ-
жай хлебов!

Я обещаю приложить все силы и уменье,
чтобы помочь колхозникам поскорее выса-
лить в степной полосе хоть несколько
миллионов гектаров леса.

Думаю, что это возможно, хотя и нелег-
ко. На то и существует наука, чтобы пре-
одолевать трудности. Бояться трудностей
не свойственно людям советской науки.

От всей души еще раз благодарю пар-
тию и товариша Сталина, которые ‘меня
воспитали, колхозников. и всех работников
сельского хозяйства, трудовые дела кото-
рых послужат основой дальнейших успехов
советской сельскохозяйственной науки!
			`В повести «Молох» А. И. Куприн нари-
совал незабываемую картину того, как труд
в условиях капитализма уничтожает. по-
жирает человека. «Давно известно. —
нисал Куприн, — что работа в рудниках,
шахтах, на металлических заводах и на
больших фабриках сокращает жизнь рабо-
чего приблязительно на целую четверть.
Я не говорю уже о несчастных случаях
или непосильном труде... Много ли вы ви-
дели на фабрике рабочих старее copoKa-
сорока пяти лет? Я положительно не
встречал. Иными словами, это означает,
что рабочий отдает предпринимателю три
месяца ‘своей жизни в год, неделю — в
месяц...»

Великая Октябрьская социалистическая
революция сокрушила власть капитала и
уничтожила каторгу труда. Советский ра-
foun трудится в новых условиях, -0. кото-
рых не мог и мечтать рабочий описанного
Куприным металлургического завода.
изнь и здоровье советского труженика
абетегаются советским законодательством, в
основе которого лежит ново@. коммунисти-
ческое отношение к человеку.

У советской власти, — говорил Алек-
сей Максимович Горький, — нет других
интересов, кроме интересов трудового на-
рода. Это единственная в мире действи-
тельно народная власть, и она действитель-
но стремится создать для трудящихея 6бо-
лее легкие условия жизни, создать спра-
ведливое, социалистическое государетво.

Одним из первых мероприятий молодого
советекого государства было издание дек-
	ретов о введении восъмичасового рабочего
дня, о создании инспекции труда — дек-
ретов, подписанных Влалимиром Ильичем
Лениным. «На инспекцию труда  возла-
тается наблюдение и контроль за проведе-
нием в жизнь декретов, постановлений
ит. п. актов Советской власти в области
охраны интересов трудящихся, а равно и
непосредственное принятие необходимых
мер по охране безопасности жизни и здо-
ровья рабочих и работнип». Так говори-
лось в одном из первых законов молодого
советского государства.

Проведение в жизнь сталинского плана
индустриализации страны обеспечило
коренное изменение условий труда на со-
ветеких предприятиях. Высокая степень
уеханизации позволила освободить  боль-
шую массу рабочих от тяжелых физиче-
ских усилий, создала вее предпосылки для
уничтожения граней между трудом  ум-
ственным и физическим. На. службу ин-
тересам советского труженика встала нау-
ка. Обширная сеть  научно-исследовя-
тельских институтов — 6 институтов ох-
раны труда в системе ВЦСПС и 7 инсти-
тутов гигиены трула при Министерстве
здравоохранения СССР — занимается изу-
чением условий, в которых работает со-
зетский Человек и разрабатывает  меро-
приятия по гигиене труда и технике без-
впасности.

Совершенно преобразился облик совет-
ского’ завола. Перестали быть ликовинкой
огромные, полные воздуха и света цехи
новостроек первой пятилетки. Сейчас та-
ких заводов у нас тысячи, и отличитель-
ная черта каждого — высокая культура
производства. В цехах установлены заме-
чательные вентиляционные установки для
очистки воздуха от пыли, калориферы для
поддержания постоянной температуры воз-
духа, чудесные лампы «дневного света».

По почину московских рабочих на луч-
ших предприятиях страны развернулось
движение за озеленение внутризаволских
площадок, за дальнейший под‘ем культу-
ры производетвенного быта.

Сбываются мечты великого Ленина —
0 том, что социалистическая электрифика-
ния  <елелает условия труда более
	гигиеничными, избавит миллионы рабочих
от дыма, пыли и грязи, ускорит превра-
щение грязных  отвратительных  мастер-
ских в чистые, светлые, достойные чело-
века лаборатории».

Даже в трудные военные годы партия
и правительство увеличивали  ассигнова-
ния на охрану труда. На заводах, в шах-
тах, на железных дорогах неуклонно осу-
ществлялись крупные мероприятия 10
технике безопасности. Все это способство-
вало резкому снижению производетвенного
	мышленнести Англии ежегодно на каж-
дую 1.000 рабочих падает 229 ное-
	счастных случаев. В 1943 году в анг-
	лийской горнорудной промышыенности вы-
ло зарегистрировано 173 тысячи несчаст-
	ных случаев против 130 тысяч в 1938
тоду. Еще хуже обстоит дело в США. Чис-
ло несчастных случаев на производстве во
всех отраслях промышленности и транс-
порта здесь за год поевышает 2 миллио-
на, из которых около ста тысяч заканчи-
ваетея смертью рабочего или тяжелым
увечьем.

Не желая облегчить положение рабозе-
To класса, капиталисты и их прихвостни
придумали теорию о том, что е ‘ростом
техники неминуемо должно расти и число
несчастных случаев Ha производстве. Эта
лживая теория полностью  разоблачена
кашей сопиалистической  действительно-
стью. Именно рост техники, именно осна-
щение наших ‘предприятий передовой со-
временной техникой позволили нам  д0-
биться решающих побед в борьбе с произ-
водственным травматизмом. Советское пра-
вительство, большевистская партия вни-
мательно следят за тем, чтобы на еще
большую высоту была поднята охрана
труда человека, чтобы созданы были все
условия для плодотворного гигиенического
трула и отдыха.

ХУШ пленум ВЦСПС отметил, что ру-
ководители ряда предприятий угольной
промышленности не выполняют коллек-
тивных договоров в той части, где го-
воритея 06 усилении механизации, 0б
	улучшении условий труда, а профсоюзные
организации не борются за выполнение
принятых хозяйственниками обязательств
перед рабочими. Внимание хозяйственных
руководителей, профсоюзных организаций
и общественности должно быть направлено
на неукоснительное выполнение коллек-
тивных договоров и, в частности, TeX
пунктев, которые говорят об охране труда.

Советский народ самоотверженно тру-
NHTCA BO имя торжества коммунизма. И
благородный долг руководителей нашей
промышленности и профсоюзов — создать
советскому труженику самые благоприят-
ные условия для работы. Нужно помнить,
что чисто убранный цех, хоропо оборудо-
ванная душевая, культурная столовая,
уютное общежитие, во-время поставленный
вентилятор глубоко и плодотворно влияют
на увеличение производительности труда,
на досрочное выполнение пятилетки. 00
этом должны всегда помнить командиры
вашего производства, не забывая Тазре-
шать повседневные вопросы охраны труда
и техники безопасности. ,

А в этом им всегда WOMORCT Halla co-
ветская общественность.

Советская власть родила новую профёс-
сию, немыслимую вне социалистическо-
го общества, — технического  иненек-
тора профсоюзов по ‘охране труда.
Инспектор профсоюза — это человек,
призванный выполнять предначертания
ленинекого декрета 06 охране труда; чело-
век. являющийся проводником сталинской
заботы о людях. В своей работе он  опи-
рается па армию добровольных  помощни-
ков, общественных инспекторов из числа
лучших рабочих-етахановцев. В сегодняш-
нем номере мы публикуем статью Г. Гра-
вова «Новая профессия», описывающую
плодотворный опыт работы технического
инспектора профсоюза тов. И. Мацигоры.
` Иненекторы профсотозов — это совет-
ские общественные деятели, понимающие,
что выполнение плана зависит не только
от снабжения материалами, от обеспечения
механизмами, но и от создания человеку
необходимых гигиенических, санитарных,
культурных условий труда. И эти совет-
скле общественные деятели настойчиво
борются за выполнение нятилеток на
том участке, который им доверен ком-
мунистической партией и народом. Это
люди, которые ни на минуту не забы-
РАЮТ. что «у советской власти нет других
рода».

Вот на таких людей, свято помнящих
об интересах трудового народа, и следует
равняться в борьбе за улучшение условий
труда советских людей, в борьбе за их сча-
-стье, здоровье и жизнь, в борьбе за до-
‘срочное выполнение новой сталинской пя-
			«голос США»
		Суббота, 2 октября 1948 г.
	Мирзо ТУРСУН-ЗАДЕ
	Олин из французских журналов в статье
«Самый богатый и самый бедный» е00б-
шает о Мир Усмач Али Хане. что этот
	богатейший в мире человек отличаетея не-
	которой скупостью; он имеет одно платье
и, отдавая его в стирку, пребывает в сво-
ем дворце в райском обличье. Чем не Рар-
патон!

Стояла джумма (пятница), праздничный
день мусульман. Может быть поэтому мэр
города, один день недели посвящающий
богу, а не англичанам, не выехал встре-
тить делегацию вобъми советских респуб-
лик. Наш приезд для него не был, так
сказать, «джуммой»; на лицах британцев
мы тоже не заметили радостного отпечат-
ка «пятницы».

Я нанял шофера: в нем не было ничего
от облика жителя Голконлы. Он жевал
просяную лепешку, носил брюки англий-
ского военного покроя и белую чалму. Бо-
сыми, загорелыми ступнями шофер ловко
управлял педалями старой американской
машины, и мы помчались по улице, остав-
ляя за собой густое облако пыли.
	ще на аэродроме я увидел, что в с80-
	одном княжестве Лайдарабад вооружен-
ную силу представляли только англичане,
твардия низама — разакары были заняты
сугубо внутренними делами: они выкалы-
вали глаза тем, кого считали наименее
ВИНОВНЫМИ.
	Мы неслись мимо пустых лачуг, поки-
нутых жителями. Замелькали дома индо-
мусульманской архитектуры, иногда меж
домами вырастала дикая скала. И снова
арабески на стенах, занесенные пылью,
енова маленькие базары и кривые улицы.
		— Представьте себе, Мухамеджан, это
так. Ленинабадский поэт Али-Заде недавно
перевел алмаз  горьковекого творчества,
«Девушку и Смерть». :

Мой собеседник внезапно изменялся в
лице:

— Я вам, гость, после что-то скажу.
А сейчас я хочу знать, что же вокруг про-
мышленных комбинатов — те же поля,
на которых сажали тыквы?

— Нет, Мухамеджан! Там  колхозы-
миллионеры сеют длинноволокнистый хло-
нок, и там насаждены урюковые сады; на-
ши ленинабадские абрикосовые консервы
славятся в СОСР и во всем мире.

Старик наклонился и, открыв зеленый
сундучок, вынул «ироки», ковровый м®-
шочек; он извлек из него тканый — на
реденьком шелку— портрет Льва Толстого;
портрет был тем экономен, что Л. Н. Тол-
	CTOTO можно было принять также за Ра-
биндраната Тагора. Из-под платка старик
вытащил еше меньший меночек, запустил
в него пальцы, словно за понюшекой таба-
ку; он завернул щепоть серой пыли в бу-
мажку и заявил, что это земля Ходжента,
ладанка родного праха, — с нею Мухамед-
жан навсегда ушел с родины,

— Земляк, — продолжал Мухамед-
жан, — я оставил себе немного земли,
чтобы ею, когда придет время, посыпали
мое тело в Хайдарабаде;: прошу, вот это
отнесите, как мой привет, в Ленинабад, вы-
сыпьте шепотку в парке культуры; пусть
Сыр-Дарья, овлажнив эту горстку земля,
вдохнет в нее вечную жизнь.

Он взял с этажерки две книги и про-
тянул их мне; стихи Маяковского на рус-
ском языке и томик Горького на таджик-
ском языке; в него был заложен листок—
перевод: «Девушки и Смерти».

— `Недавно я ездил по делам почтовой
экспедиции в. Бомбей. Сестра поэтессы
Найду, работающая в Индо-Советеком 06-
ществе, вручила мне этот листок; я не
знал тогда, что эти стихи перевел мой
ходжентец. Поклонитесь от меня Али-Заде!

..Он провожал меня к аэродрому 10
или 12 километров: мы шли городом серед-
невековья, гробниц,  виселип, ручных
бульбулей  (соловьев), шил для выкалы-
вания глаз, лачуг, из которых выбегали
нищие, особняков, где жили
в статье «Миллиардер» сообщала; что Мир
Усман Али Хан владеет бриллиантами на
сумму в два миллиарда долларов и золоты-
ми слитками на сумму в двести тестьде-
сят миллионов долларов, Чем ‘не принц
Tourer!
	СВЕРДЛОВСК. (Наш корр.). На-днях
из уральского города Камышлова в. Куста-
найскую область Казахстана отправлено
три вагона изоляторов. Их изготовил ка-
мышловский изоляторный завод. Ураль-
ский гидротурбинный завод отгрузил для
Казахстана гидротурбины.

Это ушли се Урала первые ‘партии обо-
рудования, которое свердловцы взялись
изготовить для электрификации казахстан
ских колхозов. . :

Совет Министров Казахской ССР и
Центральный Комитет КП(б) Казахстана
обратились к трудящимся Свердловской
области — первой области сплошной элек-
	Прошло полтора года. .

Сейчас. я полагаю, мой хайдарабадекий
собеседник размышляет над словами быв-
шего парламентского секретаря по делам
Индии  Баглера, заявившего  на-днях:
«Считаю, что весьма значительная ответ-
ственность за хайдарабадекие дела ложит-
ся на плечи правительства его величе-
ства». _

Эта ответственность, мы думаем, суще-

ствует издавна. Правительство его величе-
ства отвечает и за свои танки, действо-
вавшие против хайдарабадцев, и за шила,
которыми разакары выкалывают глаза. нз-
рода.
Батлер, о назвавший низама «другом
Англии», нежно заботится о его бриллиан-
тах и золотых слитках; недаром его высо-
чество низам, Kak только народ подняз
голову, немедленно попросил прислать не-
скольких дотошных англичан, которые
разобрались бы в положении дел.

Еще до начала военных событий анг-
лийские офицеры и американские миссио-
неры вылетели из хайдарабадекой етоли-
цы. эти офицеры и миссионеры были не
менее осведомлены, чем щедринская по-
жарная команда, которая, как известно,
выезжала на пожар за три ‘часа до его
начала. Нет дыма без огня. Нет Мир Ус-
ман Али Хана без лорда Батлера.

Британские офицеры покинули Хайдар-
абад потому, что были хорошо осведомае-
ны 0 судьбе, уготованной Хайдарабаду...

Войска губернатора Индийского союза
вступили в Хайдарабад. Но они пришли
не за тем, чтобы положить конец деспо-
тии низама, его министров и феодалов.
Аизнь и богатства низама,  «етарого п
преданного друга Англии», как называет
этого леспота мистер Батлер, бесспорно,
не находятся в опасности.  «Преданного
друга» оберегают агенты английской раз-
ведки. В опасности попрежнему остаетея
свобола хайдарабадского народа.

Я видел хайдарабадцев, говорил с ними,
й я уверен, что этот многострадальный
люд, в конце концов, найдет свой Даулут-
абад — местопребывание счастья. И, мо-
жет быть, это будет скорее, чем кажется
МНОГИМ.
	ботает сейчас в Кустанае. Будут построе-
ны три кустовые тепловые электростан-
ции мощностью в 700 киловатт.

Сейчас в Казахстане, кроме уралмашев-
цев, уже находятся представители 36 за-
водов Свердловской области. Они’ разраба-
тывают проекты и сметы колхозных элек-
тростанций. А ‘на ведущих заводах Урала
идет горячая работа, чтобы обеспечить в
срок электрификанию подшефных колхо-
зов: Комплектуются также строительные
бригады для ОТ’езла в Казахстан.

Мощная промышленность сталинского
Урала осуществляет почетную задачу, по-
могая электрифицировать сельское хозяй-
ство братской республики.
	Книги татарских писателей
на чувашском языке
	КАЗАНЬ. (Haw корр.). Произведения
лучших писателей Татарии пользуются
популярностью в братской Чувашской ав-
тономной республике. `В’ последнее время в
Чебоксарах изданы на чувашском языке
произведения Габдуллы Тукая.  Гумара.
Баширова, Ахмеда Ерикеева, Габдрахмана
Абсалямова. Выходят в свет повесть Кавя
Наджми «Костры на берегу», пьесы Мир-
сая Амира «Мичникамал» и «Песня жиз-
ни».

Сейчас на чувашский язык переводится
новый ‘роман Гумара Баширова (Разина)
«Честь». ‘
		травматизма. © 1929 по 1946 год KouH-   cpowHoe выполнен
чество несчастных случаев на производ-‘ тилетки!
	Рис. Бор. ЕФИМОВА,
				ЗАКОНЧИЛСЯ КОНКУРС
НА ОДНОАКТНУЮ ПЬЕСУ
	Закончился второй всесоюзный конкурс
на лучшую одноактную пьесу для теат-
ральных коллективов художественной само-
деятельности. Конкурс был об’явлен Ко-
митетом по делам искусств при Совете Ми-
нистров СССР.

Жюри рассмотрело 643 одноактных пье-
сы, Решено первую премию не присуждать,
так как все пьесы, представленные на кон-
курс, нуждаются в авторской доработке.
Вторую премию — 10 тысяч рублей — по-
лучил А. Папаян (Ереван) за пьесу «Счает-
ливая семья». Две третьих премии по
5 тысяч рублей присуждены И. Стасенко
(гор. Шахты, Ростовской области) — за
пьесу «Гражданин страны» и А. Школьник
(Харьков) — за пьесу «Родные люди».

Жюри рекомендовало отделу художест-
венной самодеятельности Всесоюзного ко-
митета по делам искусств продолжить ра-
боту с. авторами восьми пьес, которые могут
быть приобретены для самодеятельного те-
aTpa. —

Отметив творческую удачу отдельных
драматургов, жюри указало, однако, что об-
щий идейно-художественный ‘уровень пьес,
представленных на конкурс, отстает от
возросших требований, пред’являемых co-
ветским зрителем к современной одноакт-
ной драматургии.
	УРАЛЬЦЫ ЭЛЕКТРИФИЦИРУЮТ КОЛХОЗЫ КАЗАХСТАНА
	трификации — с просьбой помочь казах-
станцам электрифицировать сельское X0-
зяйство республики. Обращение нашло го-
рячий отклик на многих предприятиях
Свердловской области. Коллективы заводов
и фабрик Урала уже в нынешнем году
обешали электрификировать в Казахстане
200 колхозов; будут введены в эксплоата-
цию 60 гидростанций и 60 тепловых уста-
HOBOK.

Han пятнадцатью , колхозами Кустанай-
ской области шефствует коллектив Урал-_
машзавода. Все подготовительные работы
по ‘электрификации этих колхозов закон-о
чены. Бригада специалистов Уралмаша ра.
	Лондонский