Глеб ГРАКОВ
	nex? &Литературной газетьз
	поли.
	Специал ьный корреспов

В Соозе советских
	писателей С С С Г
	ПОЕЗДКИ. ВСТРЕЧИ.
‚ ВПЕЧАТЛЕНИЯ
	Во многих республиках и областях, На
решающих стройках послевоенной пятилет-
ки, в самых отдаленных Местах нашей Ро-
длины побывали этим летом прозаики, поэ-
ты, очеркисты.

Секция очерка и публицистики ccn
вместе с редакцией альманаха «Год ХХХ
организовали в Центральном доме литера-
торов вечер, где писатели, вернувшиеся из
поездок по Советскому. Союзу, рассказали
о своих впечатлениях и творческих планах.
Большинство произведений, которые напи-
саны на собранном писателями материале,
будет опубликовано во ‚второй книжке
альманаха. ,

Ве. Иванов путешествовал по Средней
Азии. В Семипалатинске прошли его юно-
шеские годы. Спустя 36 лет в преображен-
ном социалистическом городе писатель
увидел большие дела новых советских лю”
дей. Вс. Иванов посетил ’Фергану, Таш-
кент, Казахстан, проплыл по @ртышу до
озера/ Зайсан, наблюдал строительство Ир-
тышгэс. В результате создана книга очер-
ков «Лето 1948 года».

В олну из окраинных и самых молодых
областей Союза =— автономную Тувинекую
ездил С. Гудзенко. Народ Тувы при брат-
ской помощи народов’ Советского Союза
успешно преодолевает вековую отсталость.
О победной борьбе нового со старым, о
неодолимых ростках социалистической жиз-

И. он AnH

ee

т.
ни в Туве рассказал поэт собравшимся. Вше-
a -_™ oF on
	чатления о поездке послужили С. Гудзенко
Материалом. для очерков и стихов, над Ко-
торыми он работает.

Решением проблемы ветвистой пшеницы
занимаются сейчас академик Т. Д. Лысен-
ко и его сотрудники. Участки посевов этой
ишенины на Украине об’ехал Г. Фиш. По-
мощь советских людей талантливейшему
ученому, крайняя заинтересованность их в
разрешении этой проблемы, вдохновенный
труд Т. Д. Лысенко явятся темой HOBOH
книги писателя.

На Украине — в Киеве, Житомире, Вин-
нице, Тернополе, Одессе, Николаеве, Херсо-
не провели несколько месяцев В. Дыхович-
ный и М. Слободской. Их интересовало
восстановление очагов культуры в разру-
шенных во время немецкой оккупации го-
родах. Повсюду наблюдали писатели не-
обычайно быстрое строительство уничто-
женных немцами театров, музеев, школ,
парков, кино. Эти стройки стали поистине
всенародными.

На ближайшее время намечен второй
вечер. На нем состоятся сообщения о путе-
вых впечатлениях Д. Заславского, Б. Гали-
na, A. Чаковского, А.  Аграновского,
Л. Кудреватых, Е. Строговой.
	Комиссия
	ЛЕКЦИИ О ДЕТСКОЙ
ЛИТЕРАТУРЕ -
	детской литературы CCITT,
	Центральный дом литераторов и Дом дет-
‘ской книги организовали цикл лекций, по-
	священных проблемам детской литературы.

Открывая олекторий, С. Маршак ука-
зал на’ цель Лекций — обобщить опыт с0-
ветской. детской литературы, а также тес-
нее связать деятельность всех паботни»
ков детской книги — писателей, педаго-
ros, библиотекарей.

Состоялагь первая лекция И. Халтурина
«Белинский и детская литература». «Моло-
дые поколения суть гости ‘настоящего вре-
мени и хозяева будущего», — писал В. r.
Белинский; Для этих «хозяев будущего» и
работал великий критик, посвятив детским
ий учебным книгам более 120 рецензий.
В. Г. Белинский страстно ненавидел реак-
ционную литературу для детей. Вот что пн-
сал он о французских писателях подобного
направления: «Бедные дети, сохрани. вас
бог от оспы, кори и сочинений Беркена,
Жанлие и Бульи!..» Он боролся за созда-

ние русской ` литературы для детей; 3Ha~
менательны в этом смысле его слова; «кто
не принадлежит своему отечеству, тот не
принадлежит и человечеству».
Белинский ввел в круг детского чтения
произведения Крылова, Пушкина, Гоголя,
Лермонтова и других русских писателей.
В ближайшее время намечены лекции:
С. Маршака — «Максим Горький и дет-
ская литература», Л. Кассиля — «Маяков-
ский — детям», В. Смирновой — «Образ
ребенка в советской детской литературе»,
К. Чуковского — «Современная — англо-
американская литература для детей».

\гроном должен быть агровомом!
		Недавно побывал я в Сабери, точное,
в Новосибирской области. Осень выдалась
здесь тучная. Но рядом © людьми, уби-
рающими хороший урожай, горестным вы-
глядело положение некоторой части сель-
ской интеллигенции, оторванной в силу
обстоятельетв от большого народного дела.

Я говорю 0б агрономах.

С чувством гордости читаелть извест-
ное предисловие академика Вильямса к его
книге. «беновы земледелия». «Советская
агронехия, — говорит великий ученый в
этем обрашении в своим ученикам, —обя-
зана вооружить тысячи растущих маете-
ров сопиалнстического земледелия знания-
ми научной теорни, помогающей по зара-
нее намеченному плану достич5 опреде-
ленной высоты урожая».

На этих заветах Вильямса воспитано
у3е нехало наших агрономов-

Воспитаи на них и главный агроном
Тогучинского районного отдела сельского
хозяйства Новосибирской. области Аким
Иванович Мельниченко. Тогучинский рай-
он — один из передовых в области, да и
Мельниченко был рекомендован мне в Но-
воснбирске, как один из лучших агроно-
мов, «к голосу которого прислушиваются
председатели волхозов».

— Я не только не чувствую себя глав-
ным агрономом, но... порой забываю. что
я агроном вообще!— отрезает сразу Мель-
ниченко. — Какой у меня может быть
атрономический голос, если я не агроном,
a канцелярист?.. Шестой день плановую
урожайность определяю, шестой день си-
BY. — голова распухла!..

Голос моего собеседника звучит зло B
угрюмо.

— Когда-то давно, когда я кончал OM-
скрй институт, мечтал я 0 многих хоро-
ших решах... И вот не понимаю, что про-
исходит: агрономов; видно, твердо решили
слалать канцелярскими душами... Посуди-
	те сами. В районе 134 колхоза. Возьмем,
	например, плановую урожайность. Прихо-
длится по данным 134 колхозов составлять
шесть таблиц: по одной на каждую МТС,
одну для колхозов, не обслуживаемых
МТС, п сводную — для ‘района в целом.
Бакительная работа! А в этом году при-
думали в министерстве доводить урожай-
ность до колхозов ДВОЙНУЮ — Максимум и
млиймум. Но как планировать этот самый
максимум и минимум? запросил я област-
ное управление сельского хозяйства, отту-
да ответ: «Мы сами не понимаем, запро-
сили министерство, а покуда что — плз-
нируйте по каждому колхозу среднюю
урожайность». Чадно. Сам сел и всех аг-
рономов засадил. закипела работа — це-
лые полотнаша цифр выводим! Мослали в
Новосибирск, Оттуда извещазют:* «Надо все
перолелать, так как У вас по некоторым
колхозам средняя урожайность получается
на 0,2 пентнера ниже минимальной...» А
вот если бы я и мои агрономы использо-
вали это время на посещение колхозов, —-
урожай-то наверняка повысился бы!..

Узнав, что я направляюсь в колхозы
района, главный агроном позавидовал:

— Вот счастье-то человеку! Ая и не
помню уже, когда на полях был...

„Напротив Мельниченко, за таким же
столом. с такой же грудой бумаг и ариф-
	мометром сидит Анна Николаевна Вузне-
Moss.
— Вам. как литератору, — говорит
	она, — не постыжусь признатьея. C YCH-
_ лием хотягиваю часы занятий. Я ведь аг-
роном по севооборотам, должна осущест-
валять на деле заветы Вильямса... Вы по-
думайте-ка, сейчас паровепашка. надо бы
обязательно побывать на местах, поемо-
треть, там ли пашут, где нужно. Сево-
обороты у нас в райсне плохо привива-
ются, нало воёвать и воевать... А я, види-
тё, чем занимаюсь? Стыдно сказать: уже
уборка урожая началась, ая... подечиты-
ваю заключительные итоги посевной кам-
пании! И не вижу впереди даже дня, ког-
да смогу вырваться в. поле...

Слушая Кузнецову, вепомнил я многие
встречи с агрономами, и не удивительно
ли? — ни одна из этих встреч (если
‘иметь в BHAY агронома районного отдела
сельского хозяйства) не случалась в кол-
х0зе или на полях — все вот так же, в
канцелярии, за бумагами, за сводками.
Никогда, правда, не доводилось мне ви-
деть агрономов с арифмометрами, как
здесь, в Тогучине, но это, оказывается,
инициатива самих тогучинских агрономов.
	Другие, ломья все преграды, устремля-
ются из канцелярий в жизнь, на простор
колхозных полей, на землю.

Заглянем в кабинет председателя кол-
хоза «Гигант», того же Тогучинского рай-
она. Здесь за простым столом сидит агро-
ном. Ла еше какой! Один из самых изве-
стных агрономов в нашей стране — депу-
тат Верховного Совета СССР и член Co-
вата по делам колхозов при правительстве
CCCP Константян Прокофьевич Шадрин,

Давно, более десяти лет назад, довелось
мне впервые услышать 06 этом человекв,
который, занимая высокий пост главного
атровома земельного отдела, вдруг решил
уйти работать в колхоз. Окончил этот че-
ловек сельскохозяйственный институт, то-
же мечтал о земле, а очутился в канце-
лярии. Толчком оказалось для него covb-
шение о том, что на родном ему Алтае
звено колхозника Ефремова вырастило че-
тырехсотнуловый урожай. Эта весть вы-
звала в Шадрине чувство творческой за-
висти: не захотел он больше сидеть в
Канцелярии, жить в городе. Ему возража-
ли, что страна еще не настолько богата
одьми, чтобы в каждом колхозе был аг-
роном. Так или иначе, Шадрин добился
своего. Вступил в колхоз и нынче вот ра-
ботает председателем. Наладил он и еево-
обороты, построил одну тидростанцию, на-
чал рторую, веюду стучат топоры, —
	строится «Гигант» так, как задумано вол-
XO3OM H ero председателем.

И есть уже у самого Шадрина агро-
ном — Константин Николаевич Кузьмин.
_ Этот второй атроном «Гиганта» в 1947
году повторил TO, что сделал когда-то
Шадрин, — бросил пост главного агроно-
ма районного отдела сельского хозяйства
и променял его на должность колхозного
агронома.

— Стал членом колхоза и обрел свое
счастье! -—— говорит, улыбаясь, Кузьмин.

У инженеров, работающих в промыш-
ленности, есть свои научно-технические
общества, есть журналы и бюллетени, в
которых ‘публикуются сообщения о всех
новинках, ‘усовершенетвованиях. У агро-
номов ничего этого нет.

— Мы не знаем ничего о том, что де-
лают агрономы соседней с нами МТС, не
говоря уже о соседнем районе, — говорит
Шадрин. — И общество нам нужно; Без
массового научного общества разве можно
агроному. плодотворно работать?..

0б0 всем этом я рассказал в Новоси*
бирском областном управлении сельского
хозяйства. ‘

‘— Все это истинная правда! — при-
знал, пожимая плечами, начальник управ-
ления Николай Иванович Жуковский.

— Не забывайте, что я тоже агроном,
и у меня душа болит. Можно спорить —
правилен или неправилен выход, найден-
ный Шадриным и Кузьминым. Нам ну-
жен агроном в земельных органах — на-
правляющая атрономическая рука, учи-
тель и воспитатель колхозных масс. Но и
так жить, действительно, трудно. Завали-
ли нас бумагами! Вот, полюбуйтесь, це-
лая гора! Ежедневно получаю из Москвы,
из миниетерства, по 10-—15 приказов, по
30—40 писем. Многие ко мне никакого
	отношения не имеют -— циркуляр! Мнб-
	гие заключают в сезе ненужную мелоч-
ную опеку. А попробуй, не ответь, — за-
мучат запросами! Чего греха таить? И мы,
в области, тем же страдаем. Попробовал я
завести такой порядок, чтобы Bt ии-
санину возложить в районах на одного
атронома. Решил пожертвовать одним аг-
рономом, чтобы спасти хоть старшего аг-
ронома для агрономической работы. Да
вот не знаю, выйлет ли?..

а

*

Подведем же итог этим встречам.- Чу-
десный народ — советекие агрономы! По-
эты своего дела, энтузиасты и творцы.
Они отлично понимают, на какой важный
и трудный пост поставлены страной, на-
родом, партией. Однако, справедливо спра-
шивают они, в лицу ли знаменосцам пе-
редовой агрономической науки сидеть в
канцеляриях и щелкать на арифмометрах?
В состоянии ли агрономы поспевать за
жизнью, если они оторваны от земли? Мо-
жет ли достаточно ценить и уважать их
председатель колхоза, если даже районные
руководители, ве колеблясь, превращают
агрономов в простых канцеляристов.

Агроном должен быть агрономом!
	Новая профессия
		1.

На вид Илье Мацигоре едва за три-
quate. Из Донбасса в самом начале вой-
ны он ушел в армию. Из армии В чиеле
других людей, знающих уголь, был моби-
лизован нз восстановление Подмосковного
угольного бассейна. Работал механиком
‘частка. был председателем комиссии по
охране труда. На этой работе и получил
он вкус к новому роду деятельности.

Полнимая из развалин и восстанавливая
вместе с другими свою вторую шахтерскую
родину, он полюбил ce и работает здесь
с увлечением, свойственных  натурам
пельным и подлинно творческим, умеющим
чувствовать дыхание времени даже в с4-
мом заурядном деле. Илье Мацигоре пору-
чено важное государственное дело —— за-
бота о рабочем, 00 условиях его труда.
Осуществлению именно этой задачи посвя-
щен труд технического иненеклора, челове-
ка. обязанного быть днем и ночью на
страже интересов трудящегося.

Шахты наши оснащены передовой тех-
никой. Отошли в прошлое времена, когда
под землей онаеноеть подетерегала пахте-
ра на каждом шагу. Сейчас шахта — это
подземный завод. освешенный  электриче-
‘ством, снабженный совершеннейшими Ma-
шинами и механизмами. Илье Ивановичу
Мацигоре, рабочему-горняку, ныне техни-
ческому инспектору ЦЕ профеоюза дано
право контролировать деятельность любого
руководителя шахты, предписания ето
строго обязательны.

Есть у Ильи  Манигоры такое правило:

впервые заметив наз шахте какие-либо не-
поладки, он стремится обойтись простой
‚беседой, без обычного в этом случае офи-
циального предписания. ,
oe Dro yuke Bpoxe Kak бы взыскание...
  А люди, возможно, и без того. все испра-
вят, — говорит он.
‚ Через некоторое время инспектор вновь
является на шахту. Чаше всего замечания
его учтены, недостатки устранены, сове-
ты приняты и выполнены.

Но если. А бывает и «если»...
	Бывает и так, что в горячие для шахты
	дни хозяйственник считает, что с предло-

жениями инспектора можно и обождать.
Вот тогда-то и проявляется в полной

мере характер инспектора Ильи Мапигоры.
		Совет социального страхования COBMCCT«
но с комиссией по охране труда крепко
взялись за руководителей одной из шахт,
забывших о санитарно-бытовом комбинате,
Тов. Мацигра выяснил, что. количество
больничных листков на этой шахте вырос.
ло именно потому, что недостаточным охдз.
залось внимание к профилактике заболева.
ний. Причина — неблагоустройство сани.
‘тарно-бытовего комбината. И тогда Илья
Мацигора. поставил вопрос так: пусть по-
собия по болезни выплачивает за свой счет
хозяйственное руководство шахты... А Ba
`58 тысяч рублей, которые были уже ona.
`чены по’ бюллетеням, пред’явлен шахте

иск органами социального страхования,

Самый факт поед’явления такого иска
оказал благоприятное воздействие на Xo.
зяйственных руководителей других пред.
приятий. На соседней шахте № 8 сризу
же спешно отремонтировали и капитально
переоборудовали бани, душевые, ирзчеч-
‘ные, гардеробы для спецодежды и даже
отделали бассейн, из которого теперь по-
‘ступает в бани‘ фильтрованная вода,
  — Выходит, испугались?

— А вы как думали? — довольно щу-
рится Мацигора. — Я что решил?.. Рубль
стал крепким, веским. Надо рублем конт-
ролировать выполнение законов по охране
труда!

В борьбе за разумное расходование
средетв социального страхования Мацитора
‘прибегает также к помоши  общеетвея-
‘poets. Когда врачи Яродская и Шенгня —
в явном противоречии © существующей
инструкцией -— выдали больничные листы
нескольким руководящим работникам трес-
та для поездки на Курорт, Илья Мацигора
организовал специальное выступление по
этому поводу в печати,

Вопросы социального страхования не
входят прямо в круг вопросов работы тех-
нического инспектора, и кое-кто из людей,
«обиженных» инспектором, попыталея да-

же указать н& это:
— Ty же не врач!
	— Ая вас от болезни лечить и н6 (%-
	бираюсь... Я хочу вашу совесть вылечить.,,
Мапигору в его решительных действиях
всегла поддерживает районный комитет
партии, Помошью коммунистов района, их
советом при всяком начинании  Мацигора
научился дорожить более всего.
		И. АРАЛИЧЕВ
>

Всякий раз, когда им Нужно заниматься
подсчетами и сводками, онй собирают
азрифмометры по всему зданию райиспол-
	кома и в первую очередь берут их у
райплана. Межлу тем как раз райнлан-то и
	arpoHo-
	‘обязан проделывать навязанную
	бота...

Но районные руководители, когда им
нужны какие-кибудь сведения по сельско-
му хозяйству, требуют их от агронома, и
только от агронома.

Я холго беседовал по душам с секрета-
рем Тогучинского райкома партии Петром.
Андреевичем Микуровым. Этот человек хо-
рошо знает деревню, а еще лучше-—-рай-
онные учреждения, так как до партийной
работы сам много лет проработал в район-
ном советском аппарате.

— Неловко мне говорить даже на эту
тему, — заявил Микуров. — На пленум
обкома в Новосибирск собираюсь, нужны
мне материалы, скажем, по итогам сева...
Я кому поручил подготовить их? Разу-
меется, агрономам!

— Ноужеля больше некому было по-
ручить? _

— Шо правилу, дедо это  райплана.
Но... райплан у нае укомплектован плохо.
Не справятся там с этим делом...

В Ояше, той же Новосибирской области,
известен. мне один агроном, который, co-
бираясь в поездку по району, прежде всз-
то аккуратно справляется у помощника
секретаря райкома партии или у секрета-
ря предрайнсполкома: не собираются ли
их начальники в область? Потому что,
если секретарь райкома или председатель
райисполкома готовятся в поездке в Новэ-
сибирск, — не видать агроному колхозов,
сидеть ему дни и ночи, составляя сведе-
ния для от’езжающих... ‘

Не в лучшем положении и. участковые
атрономы отдела сельского хозяйства: Вот
участковый агроном Чемякина. Ее уча-
сток — 12 колхозов, ‘не обслуживаемых
МТС. Тут, казалось. бы, особенно нужен
тлаз агронома,  ег0’направляющая рука.
Но Чемякина в своих колхозах почти не
бывает, — целыми неделями сидит она в
Тогучине, в отделе сельского хозяйства, ни
занимается подечетами.

— Овладела арифмометрои Ha отлич-
но! — горько иронизирует эта девушка.

Нет у участкового агронома ни лотади,
ни велосипеда. Участковый агроном пере-
двигается по участку © помощью «тголо-
сования». а чаше всего с помошью собет-
венных ног.

Довелось нам встречаться и е моходы-
ми, уже после войны окончивиими ученье
агрономами, попавлими на участок.

— Ничто так ве удручает, как отсут-
ствие  средетв передвижения!.. Как тут
проверить правильность вспашки, нормы
высева?.. Сижу в селе, ну, обойду два-
три колхоза. А у меня их одиянадцать!..

Посилев за арифмометром, ATPOHOMEI, B
особенности молодые,. всякими правдами и
неправдами уклоняются от работы «по
спепиальности». Не останавливаются да-
же перел переменой профессии. В Тогучи-
не, у Мельниченко, уже сбежало два ar-
ронома, — один из них устроился в 3а-
готзерно, гле ему предоставили квартиру.

Почему же районные руководители 5e3
колебаний превращают агрономов в Пись-
моводителей? Не потому ли, что, как выра-
зился секретарь райкома партии, люди жя-
BYT только сегодняшним днем? Клянутся
на каждом собрании агротехникой, бьют
себя в грудь кажлый раз при произнеее-

мам работу. Ведь это и есть плановая :

НИИ Этого слова.

а на деле все ещ

е сТта- j.
	раютея «обмануть» землю, то-есть попирз-
ют севообороты.

Задумываются ли в Министерстве сель-
ского хозяйства над тем, какую дополни-
тельную канцелярскую работу принесет
згроному тот или иной циркуляр? Пред-
ставляют ли себе авторы бесконечного по-
тока приказов, кто их будет выполнять?

Вак я уже сказал, некоторые агроно-
мы, обнаружив. что они оторваны от жи-
вого дела, — бегут. В Новосибирске sue
показывали человека, который, окончив в
этом году институт сельского хозяйства,
работает... кассиром театра оперы и Ga-
лета.
	— Олин в поле не воин.  Обществен-
ность крепко номогает,— говорит Мацигора.

On се уважением называет своих актив-
ных помощников:  крепильщика Вислицу
с шахты № 7, коепильшика Комарова c
шахты № 2, машиниета под’емной маши-
ны Филатова с шахты № 17 и многих
других. Иненектор и его активисты помо-
гают распространению опыта передовых
шахт, контролируют осуществление наме-
ченных улучшений. Для беседы.  посвя-
шенной технике безопасности, к Мацигоре
приезжают люди, живупие и работающие
на шахтах за 20—25 километров от Ще-
кино. Благодаря неутомимости и диспиили-
нирующей многих  хозяйственников «до-
тошноети»  иненектора,. — на шахтах
«Шекипуголь» происходит как бы непре-
рывный, повседневный смотр состояния
охраны труда и техники безопасности.

Люди, актив — вот прочная опора, ко-
торую ‘избрал себе инспектоп. У ‘него xa-
же сложилась поговорка: «Условия тру-
да — не погода, их люди создают».

И вместе с людьми он борется за улуч-
	шение услевий труда пол землей, борется  :
	против тех, кто способен порой забыть на
время о законах, охраняющих труд. Бди-
тельностью Ильи Мапигоры и его акти-
ва — профсоюзных общественных — ин-
спекторов-— предотвращено на шахтах кох-
бината «Тулауголь» немало случаев, гр0-
	зивших авариями, потерей рабочего време-
ни. Общественные инспекторы нередко зво-
nat Мадигоре прямо из-тюд земли — с
участка, из шахт.
	ВИЕВ. (Наш норр.). Очередное заседа-
ние президиума Союза советских  писате-
лей Украины было посвящено вопросам
подготовки ко вторему с’езду писателей
республики.

С докладом о ходе Подготовки к б’езду
выступил предеедатель президиума ССПУ
	А. ВБорнейчук.
— С серьезными творческими достиже-
ниями придут нанит писатели к своему
	с’езду, — говорит А. Корнейчук,—Доля их
влохновенного труда вложена в замеча-
тельные героические подвиги всего укра-
инского народа в Великой Отечественной
войне и на трудовом фронте. Патриотиче-
ская доблесть украинского крестьянства,
великолепные достижения рабочего класса
и трудовой интеллигенции отображаются
в произведениях наших писателей. Совет-
ская литература выросла в классовой
борьбе с враждебными идеологиями. Луч-
шие книги советских писателей Украины
пользуются заслуженной любовью не толь-
ко украинского читателя, но и многомил-
ионного читателя всей нашей Родины.

Битва за урожай в этом году на Украи-
не стала всенародным делом. Писатели
Украины неё были в стороне. Они приняли
живейшее участие в этой борьбе за сча-
стье и силу нашей Родины. Мы горды
успехами нашего народа, окрыляющими и
вдохновляющими нас, литераторов.

Далее А. Корнейчук говорит о плодо-
творном влиянии на украинскую совет-
скую литературу великой русской литера-
туры и литератур братских наподов Совет
ского Союза. М. Горьклй, В. Маяковский,
Серафимович, Шолохов и многие другие
выдающиеся представители русской лите-
ратуры оказали большое влияние на раз-
витие украинской советской литературы.

А. Корнейчук ставит задачу перед
литераторами и критиками, готовясь к
с’езду, подводя итоги творческой работы,
рассматривать украинскую литературу не
изолированно, а во взаимосвязях со всеми
литературами советских народов.

Отмечая, как ‘весьма радостное явле-
Hue, приход в украннскую литературу
большой группы талантливой молодежи,
	Штаб-квартира треста «ШЩекинутголь» 1
самый город Шеквино — в получасе езды
автомобилем от Ясной Поляны.

Торький оставил воспоминание о TOM,
как Толстой, говоря 0б ужасной жизни Ha-
рода, вдруг заплакал. ]

«— Плачу. — сказал он. — fl — cra
рик, у меня к сердцу подкатывает, когдз
‘я вепоминаю что-нибуль ужасное... Вот и
вы. — пооживете жизнь, & все останется,
как было, — тогда и вы заплачете, да
еще хуже меня, — «ручьиетее», говорят
бабы...» Аа
	«Проживете жизнь, а все останется ка
	было»... Нет, — все изменилось! :

И когда  сетолня, находясь в местах,
хранящих память о Толстом. видишь, как
труд наших людей движет жизнь вперед
и вперед. поневоле задумываешься: какой
же поистине великой силой налелен совет-
ский человек, уничтоживший ужасы прош-
лото, делающий труд все более радостным
и счастливым!

Наблюдая передовых представителей но-
вой профессии в стране — технических
инспекторов. можно наглядно увилеть, как
советские профсоюзы, опираясь на техни-
ческий прогресс, через своих предетавите-
лей осуществляют контроль’ над условия-
ми труда. Советский рабочий — хозяин
жизни. Он борется за то, что бы жизнь и
труд становились светлыми, радостными,

ЩЕКИНО.
	А. Ворнейчук говорит, что в их произ
ведениях, как и‘в лучших произведениях
писателей старшего поколения, основной
темой становится сопиалистический труд.

— Писатели столицы Украины и писа-
тели периферии, —еообщает докладчик. —
начали уже деятельную подготовку к свое-
му с’езду. Они подводят итоги многолетней
литературной работы, активно обсуждают
важнейшие творческие вопросы.

Украинская «Литературная газета»,
журналы «РАтчизна», «Лнтро» и другие
литературные журналы и альманахи дол
жны на свопх страницах широко развер-
нуть творческую дискуссию Teper с’ездом,
показать черты того нового, что вошло в
нашу литературу, подвергнуть критике
все, что мешает росту и развитию лите-
ратуры. А. порнейчук призывает крити-
ков вести неослабную борьбу ¢ impo
явлениями буржуазного  напионализуа,
космополитизма,  низкопоклонетва перед
буржуазной культурой Запада. На стра-
ницах печати должен зазвучать голос на-
шего читателя.

После доклада выступили писатели
Ю. Смолич, Ю. Дольд, Н. Шамота и дру-
гие, предложившие ряд практических ме-
ронриятий по подготовке к с’езду.

Президиум ССПУ ` принял развернутое
решение о подготовке ко второму с’езду
писателей Советской Украины, GC t mw
4 ноября в областных отделениях CCMY
будут проведены собрания писателей с
отчетными докладами руководителей отде-
яений и состоятся выборы делегатов и
в’езд. Писатели западных областей Украп-
ны и Зарарпатья будут все проглатены
на с’езд. В ряде промышленных ин’ сель-
скохозяйственных центров республики
проводятся широкие преде’ездовские кон-
ференции читателей.

Началась подготовка к большой вы:
ставке украинской советской литературы,
которая будет открыта в дни с’езда. Нз-
мечается выпуск специального киноочёрка
«Писатели Советской Украины»,

На с’езд будут приглашены гости —

писатели всех братских республик Совет-
ского Союза.
		Накануне сезда
	писателей Украины
НА ПРЕЗИДИУМЕ ССПУ
	лм \кацемия наук ме занимается историей СССР
	Перед историком советского общества—
необ`ятное поле деятельности.

Охнако Сектор истории советского обще-
ства, числяшщийся в системе - Института
истории Академии наук, является однии
из боздеятельных секторов института. On
не только не стал за вее годы своего су-
шествования научным центром, об’единяю-
щим крупных историков советского периэ-
да, но даже не имеет до сих пор настоя-
Mero творческого ядра. Этот сектор пре-
вратилея как бы в проходную комнату
института. В нем никто долго не задержи-
вается. Только за последний тод количе-
	ство научных сотрудников сократилось
почти втрое. В ‘итоге сектор обезлюдел и
захирел.
	Он не имеет даже научного руковохите-
ля, не имеет перспективного плана работ.
Начатые некогда с энтузиазмом коллех-
тивные труды (летопись пролетарской ре-
волюции, история коллективизации, исто-
рия Узбекистана и другие) брошены, Tan
как их некому завершить.

Комиссия по истории Великой Отечест-
венной войны незаметно прекратила свое
существование. Материалы, собранные ее
сотрудниками, перевязанные чьей-то рав-
нодушной рукой, в беспорядке свалены в
шкафы,

Срели них есть такие бесценные мате-
	ризлы, ЕзЕ записи бесед сотрудников то-
миссии © героями Сталинградской битвы,
Севастополя, материалы Oo партизанском
движении, о работе партийных организа-
ций в подполье.
	ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
9 —— № 79
	В секторе полностью прекращены 0иб-
пиографические работы, распущена вено-
могательная группа.

0б’яснять все это случайными причина-
ми или неосведомленностью дирекции ин-
ститута и партийного бюро невозможно,
так как о положении сектора достаточно
говорилось и на совещании заведующих
кафедрами истории СССР, и на партийных
собраниях. Несомневно, что в институте
да сих пор недооценивается значение исто-
рии советской эпохи, Эту отрасль исторя-
ческого знания некоторые товарищи трак-
туют, как публицистику или текущую
политику, но не как науку.

Об’яснить это можно только непонима-
нием политического и теоретического зна-
	чения выведения Новых  завономерно-
стей становления и развития советского
общества.
	Ауже всего то, что ничем не оправдан-
ное пренебрежение вопросами истории с9-
ветского периода характерно не только для
Института истории Академии наук. Во-
просы эти чрезвычайно слабо разрабаты-
ваютея ‘и в других научно-исследователь-
ских институтах. У наших историков
имеется тенденция удалиться от современ-
ности в глубь веков.

Из 160, прамерно, статей, напечатанных
в 24 номерах журнала «Исторические за-
писки» (начиная с 1937 года по настоя-
	шее время), только... шесть посвящены
нашей эпохе, Надо добавить, что даже из
этих шести статей ни одна не касается
периода перехода на мирную работу
(1921—1925 rr.) и последующих перио-
дов социалистического строительства. В
номерах 3, 5, Ти 8 журнала «Вопросы
истории» вообще нет ни одной статьи по
истории. советского общества. 3a вось
1948 год в «Известиях Акалемин nay»
	(серия истории и философии) также не
было ни одной статьи по истории  совет-
ского периода.

Полное недоумение вызывает появление
«юбилейного сборника», посвященного 30-
летию Великой Октябрьской социалисти-
ческой революции (издание Академии
наук), не только без единой статьи т
истории советского периода, но даже 6e3
историографической статьи 0б итогах изу-
чения эпохи Октябрьской революции. В
то же время в сборнике нашасеь место для
таких статей, как «Общественный строй
Южного Междуречья в эпоху Ш династии
	  ура (2132—2024 т. до нашей эры)»,
	«Реставрационные работы и связанные с
ними открытия памятников искусства»
И.

‚ Даже Архивное управление прекратило
регулярные публикации документов нашей
эпохи. А ведь до войны им проводилась
‘большая работа в этой области. Вепомним,
какое значение имели 19 документальных
мемуарных сборников, выпущенных в
1933—1943 годах Главным архивным
‘управлением совместно е редакцией «Исто-
рии гражданской войны»: «Перекоп»,
«Документы о героической обороне Петро-
града в 1919 году» и др.

Историки советской эпохи ждут от Ар-
хивного управления материалов, которые
помогут им перешагнуть за хронологиче-
ские границы 1917—1921 содов.

Для большинства исторических работ
Цоследнего времени характерно стремление
уйти ве только от вопросов современности,
Но и от вопросов теории. Чрезмерно унфро-
щенное, сухо догматическое или, напротив,
«анекдотическое» изложение событий за-
меняет анализ и обобщение.

На дискуссии wo поводу книги Минца
«История СССР» (1917—1925 тт.) пра-

ВИЛЬНО было отмечено, что после разгрома
пресловутой «школы» Покровского, отри-
цавшей историческую науку, относлвшей-
ся с пренебрежением к фактической доку-
ментальной стороне исторического процес-
са И заменявшей науку абстрактным со-
циологизированием, часть наших исторн-
ков впала в другую крайность — боязнь
теории и обобщений, уход в голую факто-
графиню. Большинство диссертаций на co-
ветские темы, как и книга И. Минца, гре-
шит этим серьезным недостатком. i

Совершенно очевидно, что необходим ко-
ренной перелом в разработке вопросов
истории советского общества.

Нельзя более мириться с тем, что. совет-
екие историки продолжают топтаться на
одном месте, разрабатывают почти исклю-
чительно вопросы первого этапа Октябрь-
ской революции, гражданской войны и во-
венного коммунизма и Не разрабатывают
теоретических вопросов, связанных с со-
циалистическим строительством последних
десятилетий.

Возглавить эту серьезнейшую работу
должен Сектор историн советского обще-
ства Академии наук СССР. Но в нынеш-
нем сроем плачевном состоянии он, види-
мо, на это не способен.

Руководство института должно, наконец,
не на словах, а на деле проявить внима-
ние к сектору и вывести его из тупика.

Создание фундаментальных трудов по
истории советского общества является пер-
воочередной задачей нашего поколения —
поколения участников великого строи-
тельства коммунизма. Особую ответетвен-
ность за создание таких трудов несет Ин-
ститут истории Академии наук CCCP.
крупнейшее научно-иселедовательское УЧчЧ-
реждение в стране, разрабатывающее в9-
просы истории.