«Конвейере диссертаций»
	Улучшить ‘или изменить порядок подготовки и аттестации научных кадров
	х
(ОБЗОР ПИСЕМ)
		проблеме, аспирант может получить толь«
ко звание младшего научного сотрудника
и должен быть направлен на научно»
исследовательскую работу по Избран.
ной им специальности. Находясь уже ва
этой работе, разрабатывая важные для
теории и практики темы, молодой научный
работник может написать свою кандидат-
скую диссертацию. Такая система позволит
сократить срок аспирантуры до 11/2—2 лет
  и приблизить к темам жизни научную мо-
лодежь.

Кадры научных работников должны по-
полняться за счет специалистов-практиков,
ведущих исследовательскую работу на
  предприятиях, разрабатывающих новые ме
тоды и двигающих вперед технику, меди-
way и т. д. Министерство высшего обра-
зования лолжно помочь HM в повышении

их теоретических знании через систему
специальных курсов, семинаров, = заочной
аспирантуры, которую необходимо значи:
	тельно расширить. Соответствующие ways.
но-исследовательские институты, должны
  привлекать таких  специалистов-практиков,
тяготеющих к научно-исследовательской pa.
  боте, в качестве своих внештатных сотруд-
ников и руководить их деятельностью.

В существующий порядок присуждения
ученых степеней, нэ ломая его, необходи:
мо внести, по мнению большинства чита-
телей, значительные коррективы:

Прежде всего определением института, в
  котором будег защищаться диссертация,
должен заниматься не соискатель, а Выс-
  шая аттестационная комиссия. Кандидат:
ские экзамены’ соискатели должны сда-
вать в том же институте, в котором защи-
  щается диссертация,

Следует увеличить количество официаль-
ных оппонентов. Диссертант должен быть

лишен возможности выбирать оппонентов и
		Статья «Конвейер диссертаций», опуб-
ликованная в порядке обсуждения в №50
«Литературной газеты», вызвала большое
количества откликов,

Редакция получила из разных концов
страны около трехсот писем и статей, в
которых научные работники всех катего-
рий — от аспирантов де’ действительных
членов академий наук — излагают свою
точку зрения. на нынешнюю практику
подготовки научных кадров и присужде-
ния ученых степеней.

Уже один только список десятков го-
родов, откуда прибыли письма, красноре-
чиво говорит о большом значении подня-
того вопроса и о том поистине хозяйском
внимании, которое советская интеллиген-
ция проявляет к государственным и об-
щественным делам. .

_В болышинстве писем высказывается
мысль, что‘ почетная степень кандидата
должна быть заслужена’ плодотворным
творческим трудом, обогащающим,  ABH-
жущим вперед науку. Если же труд —
диссертация — пишется ради получения
ученой степени, которая ‚превращается в
самоцель, такой труд чаше всего’ бывает
бесплолен для науки ‘и не представляет
ценности для практики, Немало таких дис-
сертаций, нужных лишь их авторам для
получения степени, похоронено в архивах.
‚ Существующий порядок присуждения
степеней, судя ‘по многочисленным фак-
там, сообщаемым читателями, имеет много
недостатков, и, по общему мнению, вопрос
о необходимости пересмотра этого поряд-
ка поднят своевременно и правильно. .

О серьезных недостатках в практике
подготовки научных кадров говорится во
всех письмах, Многие читатели указы.
	всех письмах, Многие читатели указы-
вают причины, их порождающие, предла-
гают меры для их устранения,

В чем же эти причины? Большинство
авторов писем видит их в  несовер-
шенстве аспирантуры и системы присуж-
	дения ученых степеней. Именно эти инесо-
	вершенства, а также либеральное, вача-
стую даже  безответственное, отношение
к делу научных руководителей и оппонен-
тов создают известную легкость для
проникновения в науку - немалого числа
людей, не способных к научному  творче-
ству. Мнения расходятся лишь в вопросе
о том, как устранить эти недостатки, —
нужны ли коренные изменения, или же
можно ограничиться только улучшением
существующего порядка.

Многие читатели Tneicreareasnst член
Академии наук Грузинской ССР К.
Завриев — Тбилиси; доктора наук К, Пан-
гало — Тирасполь, В. Егорченко, К. Сив-
ков — Москва; кандидаты наук ИП. Ко-
маров— Ленинград; ©. Рапопорт — Харь-
ков, Ф. Зорин — Сочи; генерал-лейтенант
в отставке П. Ионов — Москва; инже-
нер Г. Jiotepumurenb -— Безымянка и
многие другие) согласны с тт. Френкелем
й Конюс, что необходим более строгий
‘отбор и более компетентная оценка науч-
ных достоинств соискателей. В их пись-
мах говорится, что право присуждения
ученых степеней следует передать специ-
ализированным квалификационным комите-
там (подконтрольным ВАК), состоящим из
крупных ученых, а также ввести перио-
дическую переаттестацею научных работ-
ников. Кроме того, высказывается мнение,
чта необхолима замевить аспирантуру ас-
систентурой.

Другая часть читателей, меньшая (проф.
В. Исупов — Псков; канлидаты наук Н.
Власов, А. Осипов, Л. Новик, А. Реве-
нов, А. Розанов, Л. Литвак - Москва; Г.
Юдин — Фрунзе; Л. Буритейн — Ленин-
град и лдр.). нахолит, что авторы статьи
слишком мрачными красками рисуют дей-
ствительность, преувеличивают значение
«потока» плохих диссертаций причимаюхт
частное ` за общее и опорочивают всю си-
стему подготовки научных кадров. В ря-
де писем отмечается, что на некоторых
предложениях тт. Френкеля и Конюс ле-
жит печать кастовой замкнутости. Предла-
гаемый ими порядок присуждения степе-
	Нолинковский бумажный комбинат —
первенец ‘украинской бумажной промыш-
		Ci
	то такое отстающий колхоз
	То, о чем я тут рассказываю, относятся
не в одному лишь колхозу, не к одному
хутору, а поэтому я изменяю фамилин и
названия.

Иван Иванович Костылев в свое время
В к015х03 за всеми не пошел. «Погляжу с
берега, как людей на волне понесет к
тучней жизни».

Один на весь хутор Вербный остался он
бирючить в своем доме под белой цинко-
вой крышей, как на островке, затоплен-
ком вешним фазливом коллективизации.
Дом Костылева, и правда, столт на самом
берегу, купаясь ветвями яблоневого сала
в Дону, несущем мимо двора свою ничем
не замутненную воду,

Наружностью и в разговоре Иван Ива-
нович ласковый, тихий. Вежливое obxom-
дение его с люльми вошло уже на хуторе
в поговорку. «Люблю с ним дело иметь, —
хвалилея мне председатель колхоза, —
голоса ‘не возвыесит». «Он вежливо и шку-
ру сдерет», — загадочно добавила присут-
ствовавшая при этом разговоре в правае-
HW злая на язык колхозница с Вербного
хутора Дарья. «Hy, ты всегда так, Да-
рья», — сердито оглянулся нз’ нее Upes-
седатель,

— Какие же могут быть дела у кодхо-.
за с елиноличником Костылевых?

— Разные, — уклончиво пояснил  пред-.
седатель. — Незаменимый, одним словом,
человек.

— Слерет и по хутору Haramom пу-
стит, -—— не утерпела, снова вставила Да-.
pet. И опять вызвала  осуждающий
взгляд предеедателя, Выдержала, только
чуть повела в сторону бровью,

Живет, как уже сказано, Востылев на
берегу, п ничего не стоит ему выйти за
день несколько раз на крыльцо своего до-
ма и взглянуть на колхозные лодки, тут
He покачивающиеся под его двором Ha
причалах;, За это начисляет ему колхоз-
ный счетовод 75 сотых трудодня каждо-.
дневно. Попутно и моторный баркас сель-
скохозяйственного техникума  обласкает
Иван Иванович хозяйственным взглядом.
Взгляд его обходится техникуму в 120.
рублей в месяц. Когда же потребуется Во-
стылеву, то по условию, не спросясь, он
дни напролет возит на  техникумовекомо
баркасе с задонского огорода свою куку-
рузу и картошку и — целыми копнами—
тутовое сено.

Сена ему нужно много. К холодам на
востылевском дворе уже стоит высокий
стог — чуть поменьше, чем на колхозной
ферме. Еще и этого, бывает, нехватает.
Зимой надергает из припасенных за Доном
притрушенвых снегом копен и везет на
санках, Завел трех молочных коров. С
поатектара полагающегося ему, как едино-
личнику, луга их не накормишь, и Ко-
стылев выкручивается, Всю зиму, даже в
бескормные годы, коровы жуют у него во
дворе колхозное сено. Нет, он не ворует,
ни одной былинки не возьмет чужого. Сде-
лал себе лобретный, на дубовых колесах,
развод и, как только схлынет с. левобереж-
ного займнша вода, забрасывает его за
Дон, В горячее время сенокоса прибегают
Е Постылеву из луговой брагады люди,
«Не нз чем, Иван Иванович, возить сено».
«Вот же чудаки, —— смеется Иван Ивано-
вич, — там же у меня тде-то развод без
дела, пользуйтесь»,

Переждав время, едет за Дон: «Где бы
мне сенца разжиться?», — спрашивает у
бригалира луговой бригады. «С дорэгой ду-.
шой, Иван Иванович, мы доброту не за-
бываем, бери, сколько увезешь, — вели-
колушно разрешает бригадир, — может
тебе и быков дать?»

От быков Костылев скромно отказывает-
ся. Зачем ему быки, когда свой конь сто-
ит у него в сарае, Конь-то и не собетвен-
ный, да лучше своего. Есть в хуторе одна
научная, по виноградарству, контора, а
в той конторе — единственный ° мерип,
Некуда было конторе приютить этого ме-
рина, спасибо, подвернулся Костылев. Рас-
троганный его бескорыстнем, начальник
конторы доверил ему мерина на полное
хозяйское усмотрение. На этот раз Иван.
Иванович не отказался. И налогов не пла-
ти. н погоняй, сколько‘ хочешь,.,

Олну корову он на себя записал, двух
других — на невесток, живущих нес
ним, где-то в городе. Почти через три го-
та в сельсовете лосмотрелись до закона.
Призвали Костылева, Вернувшись из вове-
та, он хмуро поведал жене, что лвух лиш-
них коров приказали продать. «Слава бо-
гу, — обрадоваляеь изнуривнаяея в уходе
за тремя коровами жена, — они: же из
меня все жилы вытянули».

Позеленел Иван Иванович, закричал на
жену, застучал ногами. Все же двух ко-
poB к вечеру следующего дня продал и,
взяв 3а них © рельскохозяйственного тех-
никума семь с половиной тысяч рублей,
остался не в убытке.

Зимой Иван Иванович постукивает у се-
бя в мастерской молотком. гнет хуторянам
из жести — по 150 рубаей за штуку —
печкые короба, делает колхозу велра — по
четверти трудодня за каждое, У сосед-
ки-влОвЫ за ремонт дома, кроме денег, вы-
говорил кровать ec пуховой периной. Свой
дом перекрыл, приторговывает яблоками из
сада. Даже по наружноети, по выхоленно
белым, на румяном лице, усам вилно; что
живется ему неплохо. _
	Ранней весной отрывали в колхозном
саду виноград, ставили новые еохи и под-
вязывали Е слегам лозы. еше пахнувитие
преесным земляным духом.
	Работа эта требует быстроты, нужно
	® здееь учитывать никто нё догадается, 34-
Анатолий КАЛИНИН сади хоть Bech cat. На открытом лучам
солнца и влажном склоне хорошо вызрева-

Ф , ют и капуста, и арбузы, и дыни.
	успеть` поставить на опоры виноград, по-
ва не брызнула из согревшихея под вет-
ним солнцем л0з молодая зелень. Обычно
в это время всё колхозники хутора Верб-
ного ‘на несколько дней переселяются в
сады. Так было и в этот раз.

Засаженный виноградом склон суглини-
стого придонского бугра при первых про-
блесках утра усеялся платками женшин и
шапками мужчин, вышедших отрывать
пролежёвшие- всю зиму в земле лозы и
подвязывать их к опорам. Работали друж-
но, продвигаясь в междуряльях виноград-
ника от куста Е кусту, в гору. Не утерпел
и мой сосед Николай Иванович, пришел в
сад, с трудом передвигая ревматические
ноги.

— И чего вас, дедушка, носит, али не
управимея без вас? —— с досадой укорила
его Дарья, работавшая звеньевой в садо-
водческой бригаде.

_ — Вот и нет, — возразил ей Николай
	Иванович.  , лостав из кармана заготовлен-
	ное с вечера лыко с молодого вяза, стая
привязывать им 103у в слеге.
НПригревало солнце, отдыхать никто не
хотел. К полудню закончили нижнюю, при-
легавигую в Дону, часть сада и перешли
в верхнюю. Отлогий склон бугра полнился
TOBOpOM, TO B одном, то в друтом месте
	схватывалея емех. Больше всех пересмеш-
	Aldana Дарья, .

‘нить один человек, из, всех находив-
шихея в это утро в саду колхозников, не
работал. Это был плечистый, невысокого
роста мужчина в лчеьей шапке. Вначале
я решил, что это бригадир или агроном,
наблюдающий за работой.

Ероме anche шапки, на нием были на-
деты новая ватная стеганка и армейские
сапоги с ушками, Зачем-то держал он в
руке маленький, с махром, Енутив, похло-
пывал им себя по голенигу, То, завури-
	пеке под оттаявшую,
	голую еще: вербу, то развалисто похажи-
	вал в межлурядьях сала, затрагивая Шут-.
	‘ками работавших, He разгибая спины,
женщин, Женщины его шуток не прини-
мали. А один раз Дарья, с которой он за-
говорил было игривым тоном, сердито его
оборрала:

— Ты бы, Филипп, взял, как другие,
лолату.

— Хворый я, -— сутуло. повел плечами
мужчина.

— Как осенью вино пить — здоро-
вый, — напомнила ему Дарья.

— Так то вино, И сторожевая моя
должность мне не дозволяет, — отходя от
Дарьи, попробовал отговориться мужчина в
лисьей шапке, Но не так-то, видно, легко
было отделаться от проворной на работу
и на язык солдатки.

— Знаем, — жестко бросила она, под-
нимая голову и разгибая поясницу. —Для
колхоза, Филипп Слепцов, тебе всегда и
хвороеть, и должность не frovoraen. A
завтра, как нае тут не будет, ты в саду
среди корней будешь свой огород разби-
вать — рубашка взопреет. Знаем, за ка-
кую выгоду при молодых летах в сторожа
затисалея.

Тот, кого: Ларья называла Филиппом,
дернулея от этих ео ‘слов, как ет удара
кнутом, распрямилсея, — сузившиеся гла-
за его черным огнем полоенули по лиду
солдатки, Но он ничего не сказал и, как-
то странно заводя одно плечо вперед, бы-
стрыми шагами ушел на другую половину
сада. . т

Провожая глазами ето плотную; с 06-
висшими плечами фигуру, припомнил я,
как недели две назад видел мужчину в
лисьей шанке выуживающим из разлив-
шегося Дона бревна. Где-то в верховьях
половодье приуватило напиленный за зиму
строительный лее, и поплыли по течению
шестиметровые вербы и вязы. Запепив из
лодви веревкой дерево, Филипп Слеппов
подтягивал его к берегу и, взвалив без по-
сторонней помощи на плечо, чернея от на-
туги, тащил в своему дому. Несмотря на
свою хвэрую немощь, дотемна хлюпалея в
стуленой лонекой воле, носил на себе ог-
ремные, отяжелевшие от сыроети стволы
деревьев. ПНатаскав бревен, он загородил
ими весь двор, года на три вперед обесне-
чил ©2бя даровым топливом.
	Вечером, медленно возвращаясь из ¢a-
дов домой рядом с Николяем Ивановичем,
узнал я и другие подробности из жизни
Филинна Слепнева.
	До колхоза имел он четыре пары огром-
ных — рога не достанешь — быков, & в
колхоз пряшел записываться нелмущим, е
одним RHYTHRON на красном караичевом
кнутовишще. Может быть, еще с тех дней и
сохранился у него этот самый кнут, каким
он сегодня похлопывал свбя по голепищу,
расхаживая в междурядьях сада...

Здоровый триднатилетний мужчина, он
в первого дня запросилея в колхоле на ета-
ПИЕОРСКуУЮ должность — сторожем винэ-
гралного сада, Стал выпивать: полеживал
в тени узорной листвы, скучая. Ветер
оторвет от глегл лозу, Филипн будет си-
деть и ждать, когда ‘кто-нибудь из вол-
хозников придет и поднимет.

Но не одно стремление отлежатьея «под
откосом жизни» тянет Филиппа под лист-
венную сень виноградного сада...

Дарья говорила правду. Весной, как
только оттает Ha крутом склоне земля.
	  Филипп -и его жена начинают садить сре-
	дн кустов. винограда бахчу и огород, Соток
АНИ ELEERUUGTLESHELAUEUUCEUGEEEE UECNEET YY), ——_-—_—-———

& осени же, когда поспевает виноград,
жена Филиппа чаще наведывается в’ му-
У в сад с корзинкой. Тесть Филиппа вы-
катывает из погреба на середину двора
сорокаведерную бочку, осматривает и за-
меняет проржавевшие обручи. Натуральное
вино из донского винограда и крепкое, и
вкусное. Вто-то посадил тот виноград, кто-
то отогрел, ‘укрывал землей от мороза,
кто-то поднимал ближе к солнцу на сохах.
Чье-то — может, многодетной вдовой сол-
датки Дарьи? — здоровье помянет Филипп
Слепцов, припадая по праздникам к круж-
ке.

#3
* .

т Вербного всего восемь километров до.
станицы, где находится райком партии. А
	итти половой правобережных бугров,
	под курчаво осенившими невысокий берег
Дона тихими вербами, — это расстояние
	  сократится и еще наполовину. Но в районе
	вполне ‘удовлетворены тем, что HOAXOS He
на последнем месте в аккуратно появляю-
шейся на странинах газеты «Новый Дон»
пятидневной сводке, _

Если же заглянуть в еводку с тыла, то
‘картина другая. Колхоз хутора Вербного
‘небольшой. Всей земли у него с задонеким
лугом и с виноградными садами семьсот
гектаров. ` Вот и выскакивает он рядом с
другими колхозами, имеющими втрое и
вчетверо больше. А по своим планам и по
возможностям разительно отстает. «И не
приснится нашим руководителям перехо-
дящее знамя», -—— говорила на собрании
Дарья. :

Минувшей весной отсеялись не за вэ-
семь, как намечали, рабочих дней, д за
девятнадцать, И убирали, когда колпе уже,
«клюкнув», уткнулся в землю, Осенью
всегда морозы захватывают в степи подни-
мающих зябь трактористов. И салы обле-
TAT, и бугры опушило молодым снегом, а
из степи, по склонам все еще скатывается
в хутор тягучий гул тракторных моторов.

В прошлом году понадеялись на суровую
зиму, оставили за Доном в стогах сено. А
Дон так и не замерзал. В декабре при-
иглось вплавь переправлять скот на ту
сторону, И нынче косили уже перестояв-
шую трару, Пока собирались загребать и
складывать в копны, пошли, ливни. Сено
вымокло и побелело. Годится теперь разве
только на то, чтобы укрывать коровники
и конюшни,

То в колхозе зарежут жеребую кобылу
волки, то утонут телята. Исподволь в тру-
довую диспиплину просочилась отрава раз-
ложения. Вое-кто, оглядываясь на оборот-
ней, на Слепцова е Костылевым, и сам
стал поближе держаться в приусадебному
огороду, к берегу частной собственности.
Бригадиры с вечера по нескольку паз 25-
холят дворы, зазывают на работу. Врепкие
еще здоровьем и не старые люди, отводя
глаза в сторону, ссылаются на престаре-
лость и немощь, запасаютея справками о
болезнях, жалуются, что не на кого, дома
оставить детишек. Г

Потом, видишь, и престарелый человек
косит за Доном на своей индивидуальной
делянке сено. И немошный лепит во двоере
кирпичи самана из глины, смешанной с
навозом, — ‘Что-то задумал строить. И
укрывшаяся за спиной детишек женщина
понесла к пристани на коромысле круг-
лые, плетенные из талы корзины е поми-
дорами.

Но Дарья не сдается, шумит и в прав-
лений, и в степи, и в салах, грозится вы-
вести оборотней на чистую воду. Зато же
и ненавидят они Дарью, заглазно мажут
дегтем имя солдатки, плетут вокруг нее
сети темных слухов.

#3
*

Коварная это вешь —— сводка, Замсте.
вает она глаза пному руководителю, и не
заметит он, как уже проценты заменили
ему живых людей, Начинает воспоннимать
события и факты не так, как они есть в
колхозной действительности, а «на фоне».
Реже бывает на местах, а если бывает, то
только на собраниях. Однако не па каж-
дом собрании в полную меру откровенно-
сти высказываются люди, особенно если
не любят в колхозе критику. Да и как мо-
жет быть иначе в отетающем колхозе? He
хромал бы он, не одолевали бы ето тунг-
ядцы, если бы там громко звучал голое
колхозной демократни.

‘A иной человек и не расскажет на соб-
рании того, что рассказал бы дома, где п
стены помогают. Такой на людях из за-
стенчивости, из врожденной скромности
помалкивает, не спешит отворять душу.
Чаше веего у него именно и есть что рас-
сказать, духовный мир его просторен, гла
за зоркне,
	Всегда ли секретарю райкома, приезжая
в колхоз, еледует начинать с ведомостей
правления? `А если зайти е другого крал,
направить свой секретарокие стопы к ка-
литке колхозного двора и неспеша, запро-
сто обойти один, другой дом и третий. В
интимном, душевном разговоре 3a семей“
ным столом рассказали бы ему звеньевая
Дарья, старый колхозник Николай Ивано-
вич и другие о таком, чего не расскажут
ведомости и сводки, в том числе но ко-
росте, облепившей тело их отстающего
валхозд... +

Народ не любит лодыря, гонит его вза-
шей из колхоза, и все же встречаются еще
места, подобные хутору Вербному, где ту-
неялцу живется вольготно.
		ней без публичной защиты может закрыт»
доступ в науку для молодежи и в то же
время отнюдь не будет гарантировать от
возможности  необ’ективной оценки до’
стоинств соискателей. По мнению этих
авторов@ писем, периодические проверки
научных работников и лишение уче:
ных степеней лиц, творчески не работаю.
щих, не оправданы и не нужны.
Остальные читатели (доктора наук
	Остальные читатели (локтора наук.
М. Сидорин — Москва, Д. Шаргородский,
М. Лаврентьев—Ленинград; проф. И. Мо-
ковский-_Фрунзе; кандидаты наук С. Тка-
ченко -— Москва, В. Латченко — Бельцы,
Н. Монаков-—Сталинабад; врач И. Гольд-
гефтер-—Стрий; доцент А. Кузнецов—Таш-
кент; инженер-майор Н. Шило — Дальний.
Восток; аспирант В. Юрчук—Киев; доцент.
Зеленский—Харьков и др.) считают, что,
	Я. Френкель и.
	Э. Конюс допустили слишком широкие.
обобщения, приведшие их к односторонним
	выводам, они, безусловно, правы в глав-
	ном; нынешний порядок присуждения уче`.
ных степеней и подготовки научных кад-.
ров требует ‘серьезных улучшений. Эта
группа читателей не согласна с предлага-
емыми тт. Френкель и Конюе организаци-
онными мерами и считает, что нужно не
разрушать. а совершенствовать существу-
	PaspyYilatb, а соБерекеетовей!
ющую ныне систему.
Каков же итог обсуждения?
Редакция суммировала выс
	редакция суммировала высказывания
наиболее целесообразные, практически вы-
		полнимые, предложения читателей.
	Цодготовку и аттестацию научных кад-
	ров необходимо вести на основе самой
строгой и принципиальной критики и са-
	мокритики. Именно за это должна бороть-
ся вся научная общественность. Только
	ся вся научная общественность.  фолько
при этом условии будет закрыта лазейка
	в науку для авторов слабых, недостойных.
работ, для «любителей» степеней.
	присуждаться только
и способен созла-
	Степени должны
тем, кто уже создал
	вать в дальнейшем действительно ценные
	для теории и практики ваучные труды
	Критерием, которым должны руководетво-
	ватьея ‘оппоненты и те, кому доверено
права решать вопросе © присуждении’ сте-
пени, может быть только научная и прак-
тическая ценность данной работы, ее
идейная направленность,  патриотичность,
большевистекая принципиальность.
Существующую сейчас систему подго-
товки научных кадров через аспирантуру,
па мнению читателей, надо сохранить. Но
комплектовать аспирантуру следует в
основном из ‘лиц, уже научившихся при-
	менять свои теоретические знания ва
практике, т. е. проработавших по оконча-
нии вуза не менее 3 лет.. С молодыми
специалистами, гроявлявшими в вузе на-
клонности к научной работе и направлен-
ными на практическую работу, вузы дол-
жны поддерживать тесную связь. Из их
	числа и следует чедпать резервы для acnh-
	рантуры. ри приеме в аспирантуру необ-
ходим более строгий отбор, основанный
не только на экзаменационных оценках.

Аспирантуру нужно освоболить от духа
ученичества, предоставить будущим‘ уче-
ным возможность заниматься  исследова-
тельской работой, углублением своих тео-
ретических знаний. Аспирант должен быть
не только учеником, HO и ассистентом
своего научного руководителя, который
обязан развивать в нем необходимые науч-
ному работнику качества.

Кандидатские экзамены должны выяв-
лять не только фактическое знание’ пред-
мета (некоторые предлагают расширить
«минимум» за счет гуманитарных дисцип-
лин), но и способности соискателя к ши-
рокому научному мышлению,
	Сдав кандидатские экзамены и написав
3—4 научных реферата по изучаемой
	ПАННО АНА ААА АНА
	пинский) недооценивают значение борьбы
за качество.

С горечью говорили стахановцы на сле-
те о том, что, веледетвие неправильной
организации труда и нарушения техноло-
гических требований, часто снижается кд-
чество бумаги.
	На фабриках совершенно не уделяется
внимания удовлетворению культурно-быто-
‘вых нужд рабочих. Как в прошлом, так и
в нынешнем году почти не расходуются
средства, выделенные на жилищное строи-
тельство. Много жалоб на плохую рабо-
ту магазиновеи столовых. Даже на круп-
нейшем Понинковском комбинате не нала-
meno кинообелуживание рабочих и слу-
жащих. Поражает отношение украинского
Комитета профсоюза рабочих бумажной
промышленности, молча созерцающего не-
приглядную картину невнимания B куль-
турно-бытовым нуждам масс. .

На Украине строятся и должны войти
в ближайшие тоды в строй бумажные
предприятия — Нижне-Днепровская фаб-
рика, Жидачевский бумажный комбинат,
Борюковекая фабрика мелованных бумаг, и
для вих, Бак и для действующих пред-
`‘праятий, потребуются рабочие. Но ничего
Не делается пока для подготовки кадров,
Влинственное существующее на Укранпе
ремесленное училище, готовящее рабочих-
бумажников, не получает необходимой по-
мощи от Укрбумтреста. Такое положение
нетерпимо! Необходимы срочные меры для
упорядочения подготовки рабочих. Вот в
каким выводам пришли писатели Украины
после пребывания нз Понвнковской фаб-
рике и на слете бумажников Ухраины.

Понинковцы взяли на себя обязатель-
ство завершить выполнение плана 1948
года ко дню годовщины Великой Октябуь-
ской социалистической революции, Огром-
ный творческий под’ем — залог того, что
обязательство будет выполнено, Плывет в.
центре цеха белая река; — это рождаются
новые тонны бумаги, на которой будут
напечатаны новые книги, И этому радует-
ся весь народ. Нужно помочь понинков-
цам дать больше бумаги стране. Больше
отличной бумаги, на которой стояла бы
марка Украины!

Хай сонце сяе в небе чаш

Г прапорв цыте прибй!

Ваш чесний труд   сшви напи
мет] скерован{! однй.

Вдрили ми до шастя двер,
в бор! незламнЁ й молодЕ,
щоб наше слово на папер!
ВИтчизну славило в труд.

Бригада ССП Украины и «Лите атур-
ной газеты» В_ КУЧЕР, Ю, МАРТИ Е

AOAUaear Aa menus
	Присуждая степень, необходимо учиты-
вать всю научную деятельность  соискате-
ля. Присуждение степени должно означать
признание научных заслуг человека.
	защита диссертации должна остаться
публичной, но быть подлинным научным
диспутом. Участвовать в диспутах-защи-
  тах должны не только ученые, но и спе-
циалисты-практики, ‚ новаторы ’ производст-
  ва, Чтобы обеспечить такой характер за-
щиты, необходимо рассматривать диссерта-
ции на открытых заседаниях специализиро-
ванных ученых советов, гдео достоинствах
и недостатках работы будут судить толь-
ко компетентные в данной отрасли знания
люди, Высказаны пожелания, чтобы наряду
со специалистами-теоретиками правом ре-
шающего голюса могли бы пользоваться
крупные спепиалисты-практики.
	Следует изменить также процедуру го-
лосования — ввести вместо тайного го-
лосования закрытое, т. е. ставить на бюл.
летенях имена членов совета. Это повысит
ответственность голосующих и ласт воз-
можность контрольному органу ВАК выяс-
нить мотивы того или другого решения.
Диссертации, собравшие больше  /2, ко
меньше 2/3 голосов, должны передаваться
ВАК на новое рассмотрение в другой
институт.

Необходимо также решительно улучшить
работу ВАК, медлительность и бюрокра-
тичность которой приобрела печальную из-
вестность в научных кругах. Следует
установить твердые сроки проверки диссер-
таций ‘и окончательного утверждения в
ученой ‘степени, так как сейчас процеду-
ра эта длится годами.

Такозо мнение наших читателей — пред-
етавителей научной общественности, кото-
рое редакция считает вполне заслужива-
ющим внимания. Министерство высшего
образования должно сказать свое слово и
принять действенные меры для того, что-
бы система подготовки и аттестации науч.
ных кадров соответствовала тем высоким
задачам, которые стоят перед советской
наукой,
	Скоростная проходка
тоннелей
	Отечественное тоннелестроение за по:
следние годы достигло значительных Ус“
пехов. Однако этот вид строительных ра-
бот продолжает оставаться наиболее тяже-
лым и трудоемким.

Инженер К. Романович предложил э$-
фективный способ проходки тоннеля
«продавливакием». Строительство тоннеля
таким способом можно сравнить с протал-
киванием в земле металлической трубы,
снабженной на конце режущим инструмен-
том для разрушения породы.

Проходка начинается с сооружения’ кот-
лована (шахты), где размещают так на
зываемую рабочую камеру, оборудованную
насосами высокого давления и  гидравли-
ческими домкратами. В шахту опускается
ножевое звено, а затем, когда под дейет»
вием домкратов оно войдет в породу,
звеньями подается железобетонная o60-
MOKA тонмеля; ее проталкивают одновре-
менно с направляющей режущей частью,

Получается готовый тоннель, Рабочие
при этом только управляют механизмами.

При полной механизации работ скорость
строительства тоннелей новым способом
будет равна 20 метрам в сутки; это зна-
чительно выше скоростей, достигнутых за
границей. ’Высвобождается большое. коли-
чество .рабочих-тониельщиков.

По способу инженера К. Романовича уже
сооружены десятки тоннелей небольшого
диаметра. Это принесло большую эконо’
мию и ускорило сроки выполнения строн-
тельвых работ, Сейчас новый способ ско-
ростной проходки находит применение пря
сооружении тоннелей большего днаметра п
протяженности.
	По следам неопубликованных
писем
	МАРИУПОЛЮ — КНИГИ
НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ
	Вноскер  Союзпечати Мариупольевого
порта Глафира Борниенко. прислала в pe
дакцию письмо о том, что ее киоск 10-
лучает мало книг на русском языке, и
потому она не гожет удовлетворить 8а-
просы читателей, И. 0; заведующего отле-
лом печати ЦЕ КИ(б)У тов, Сыромолот-
ный сообщил, что факты, указанные В
письме Тлафиры Корниенко, подтверди-
лись. По вине Сталинского областного. от:
деления Cowaneyata Knock Марлупольско-
го порта действительно получал до сих
пор мало книг на русском языке.

Сейчас, no ходатайству  республикан-
ского отделения Союзпечати, киоск Марл:
Упольского порта будет получать литерз-
туру на русском языке непосредетвенпо
из Москвы, Сталинскому областному от-

or me me me a
	кии. У
делению Союзпечати указано на недостат.
ки в снабжении литературой КИОСКОВ pal-
	онных городов, в том чисде Мариуполя п
	Мариупольского порта.
					МАРКА

УКРАИНЫ
	Elle видны свежие следы немецких
разрушений, но рядом уже вырастают но-
вые цехи, построена электростанция. Не-
давно пущена в ход новая бумажная ма-
шина, протянувшаяся в длинном зале на
несколько десятков метров. Она напомп-
нает прокатный стан, но ие металл, а бу-
мага мчится перед нами бесконечным по-
током. .
	В планах  понинковцев-—строительство
вще одного цеха, выделывающего бумагу.
Больше высококачественной бумаги стра-
не е маркой Уграины, больше превоеход-
ных тетрадей нашим школьникам — та-
Кими мыслями живут стахановцы комби-
ната: и седые кадровые рабочие, п новые
уастера, вернувшиеся с фронтов Великой
Отечественной войны, и молодежь — вы-
пуекники ремесленного училиша.
	Приехав на комбинат, мы — участни-
ки бригады писателей Украины, провели
интересное совещание старых рабочих.
Иван Свенцицкий, работающий здесь с
1884 года, Наум Ловинский, пришедший
ва производство °37 лет назад, Филипп
Плакса, сеточник с 48-летним стажем, и
многие другие кадровики выступили с ря-
дом значительных предложений. Их креп-
KO поддержала молодежь, Много говорилось
0 том, что нужно взяться за использова-
ние огромных ресурсов соломы, о чем в
свое время писала «Литературная газета».
Замена дорогостоящей привозной древес-
ной целлюлозы ‘местным сырьем — это
мероприятие огромнейшего значения. Ha
республиканском слете стахановцев укра-
инской бумажной промышленности, кото-
рый происходил в Понинках, также неод-
нократно возникал этот вопрос. Местных
специалистов беспокоит вопрос о доставке
соломы Ha фабрику. Но это напрасное
беспокойство. Транспортирование соломы
ничем не отличается от перевозки сена,

В 1950 году украннокая бумажная
промьипленность должна дать стране вдвое
больше бумаги, чем давала в 1940 году.
Как досрочно выполнить эту программу,
как добиться коренного улучшения мето-
дов работы бумажных фабрик? Обсужде-
нию этих вопросов был посвящен слет бу-.
мажников Украины. С
	Слет показал, что на украиноких
бумажных фабриках есть eme нема-
ло резервов. Высок. брак, много идет бу-
маги второго и третьего сортов, и руково-
тители бумажных фабрик; Понинковской
(тов. Топольник), Малинской (тов. Roz-
	о ОВНА нИП унии

НОВАТОР, КОТОРЫЙ СЭКОНОМИЛ
	Рационализаторские предложения тов.
Костин начал вносить еще в 1924 году на
заводе им. Петровского. Основное направ-
ление работы. этого талантливого самород-
ка-изобретателя — механизация наиболее
трудоемких участков доменного цеха.

Всего на металлургических заводах Юга
тов. Костин внес не менее тридцати рацио-
нализатореких предложений, давших около
500.000 рублей экономии.
	На Серовском заводе Иван Васильевич
работает с 1943 гола. Сейчас он занимает
пост начальника цеха малой механизации.
На нашем предприятни он внедрил десяткн
ценных предложений, способствуя новой,
передовой технологии.
	Прежде всего на всех печах был уста-
НОВЛЕНн пробивной молоток его конст Укции.
Второе важное предложение тов, Костина,
применяемое на нашем заводе, — механи-
	Металяурги Юга и Урала хорошо. знают
неустанного ранционализатора’ Ивана Ba-
сильевича Костина, создавшего ‘десятки
машин и приспособлений, облегчающих и
механизирующих труд: Сейнас‹ тов. Костин.
работает на Урале—на Серовском метал-
лургическом заводе,

иректор Серовского завода тов. М. Лу.
кашенко сообщил нашему Koppecnonnenty:

— Тов. Костин не имеет диплома инже-
Нера, во он постоянно занимался самообра»
зованием и в 1933 году, будучи механи-
ком доменного цеха, поступил в Днепро-
петровский металлургический техникум при
заводе имени Петровского. Вто время Ко-
стину было 45. лет.
		ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
9 — № 80

зация подвода пушек к леткам доменных
печей; это позволило заправлять летки на
полном ходу печи,

Эксцентриковый путепод’емник-путепе-
редвижник Костина также -внедрен на на-
шем заводе. Раньше работу производили
вручную 30 человек, теперь их заменяют
трое-четверо. Приспособление для срезки
мусоров при планировке на шлаковом отва-
ле мартеновского иеха, предложенное Кос-
тиным, за полчаса заменяет труд пятиде-
сяти рабочих в течение всей смены, Иван
Васильевич Костин внес на Ceposckom 3a-
воде восемнадцать предложений, из кото-
рых пятнадцать уже внедрены и дают
экономню в 550.000 рублей.

Недавно общественность завода торже-
ственно отметила 60-летие замечательного
	рационализатора, давшего Родине свыше   дители бумажных фабрик:
	миллиона рублей экономим,